Отдел образования администрации муниципального района
Давлекановский район Республики Башкортостан
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
«ПОРОЧНЫЙ КРУГ»: месть в военное время –
явление сложное и противоречивое.
Интегрированный урок по литературе и праву в 8 классе
Выполнила
учитель русского языка и литературы
муниципального образовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа №1
муниципального района Давлекановский район
Крутько Винира Рашитовна
2015 г.
Тема урока:
«Порочный круг»: месть в военное время –
явление сложное и противоречивое…
Цели урока:
объяснение понятия «месть»;
анализ художественного произведения;
объяснение зависимости понятия «месть» от исторической эпохи, национальных и культурных традиций.
Оформление:
афоризмы, выдержки Женевской конвенции;
видеофильм по пьесе М. Карима «Страна Айгуль»;
аудиозаписи песен на военную тематику;
презентация Power Point.
Учитель. Вокруг нас – мир, интересный и в то же время непонятный. Ребята, как вы понимаете слово «мир»?
- Мир – это отсутствие войны…
- Мир - это вселенная, земля, планета…
- Мир - это народ, общность людей.
Учитель. Мы живем среди людей, в миру, в обществе по определенным законам. Как вы думаете, зачем они нужны?
- Чтобы люди могли думать, размышлять о своих поступках. Думать о том, что хорошо и что плохо.
-Кто спешит людям на помощь в трудные минуты?
- Врачи, спасатели(МЧС),простые люди, Красный Крест
- Кто является основателем Красного Креста? Почему он решил создать такую организацию?
В 1859 году Анри Дюнан – коммерсант из Женевы отправился по делам в Италию, где шла война: итальянцы и французы воевали против австрийцев. «Там несчастные, не только раненные пулями и снарядами, но и еще с раздробленными руками или ногами от проехавших по ним артиллерийских орудий» - так впоследствии, в 1862 году, Анри Дюнан описал увиденное в книге «Воспоминание о битве при Сольферино». Он выдвинул идею подписания всеми государствами конвенции о защите жертв войны. В 1863 году Дюнан решил создать вместе с друзьями организацию по оказанию помощи раненым во всем мире. В 1901 Анри Дюнану была присуждена первая Нобелевская премия мира.
Учитель. Людям, оказавшимся в бедственном положении, всегда оказывают гуманитарную помощь. Объясняем лексическое значение слова «гуманитарный» - человеческая природа, образованность, духовная культура; относящийся к человеческому обществу.
- Какие однокоренные слова можно подобрать?
- гуманность – человечность, человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству;
- гуманный – человечный, человеколюбивый, отличающийся гуманностью.
Учитель. Помогать надо всем и всегда. Это правильное и верное решение. А если обидели, к тому же незаслуженно? Как поступить в этой ситуации? Простить – скажут многие. Отомстить – вторят другие. - Скажите, как вы понимаете слово МЕСТЬ? Приходилось ли вам мстить кому-нибудь? Как вы думаете, хорошо или плохо мстить?
- Сформулируйте, пожалуйста цель урока. (Учащиеся формулируют цели урока)
Какие пословицы со словом «месть» подобрали? Читаем и объясняем смысл пословиц:
Око за око, зуб за зуб.
Око за око — и скоро весь мир ослепнет. Граффити (Лондон).
И за око выбьем мы два ока, а за зуб всю челюсть разобьем. Из песни.
Многие начинают мстить раньше, чем их успели обидеть. Веслав Брудзиньский.
Я перед ним виноват, следовательно, я должен ему отомстить. Федор Достоевский.
Мстить — едва ли не то же самое, что кусать собаку, которая укусила тебя. Остин О'Малли.
Учитель. Мы сегодня и поговорим, ребята, кто прав, а кто нет. Первое произведение, на котором мы остановимся, - «Месть Ольги» из «Повести временных лет».
- Когда происходят события? (В древности).
- Где живет Ольга? (В Древней Руси).
- Против кого направлена месть? Что случилось с мужем и сыном Ольги?
Древляне разорили русские княжества, многих русичей угнали в неволю. Среди плененных оказались муж и сын княгини Ольги. Она хотела их вернуть, вела переговоры, но древляне поступили бесчестно: сначала согласились вернуть за определенную плату, а потом убили всех. Княгиня в ответ спалила все поселения древлян, уничтожила людей.
- Как вы думаете, правильно поступила Ольга? Оцените ее поступок.
Ребята беседуют парами. Их оценки противоречивы.
Учитель. В те далекие времена поступок Ольги можно было назвать подвигом. Почему? Наверное, потому, что общественные отношения не развиты так сильно, как в настоящее время. Тогда люди жили племенами, и каждое племя старалось защитить себя.
Чем развитее общество, тем больше цивилизованнее должны быть отношения между людьми. Они строятся по определенным законам.
Объясняется лексическое значение слова «цивилизованное» - находящийся на уровне данной цивилизации; культурный, просвещенный.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ – 1)уровень общественного развития, материальной и духовной культуры, достигнутый данной общественно-экономической формацией; 2) современная мировая культура.
Десять веков отделяет нас от событий, описанных в «Повести временных лет». Однако, и в наши дни такое понятие, как месть, по – прежнему волнует людей. Как поступит человек: подчинится ли жажде мщения и вступит в «порочный круг» или сможет побороть это разрушительное желание? Вопрос очень сложный.
Свое представление о том, как может вести себя человек в подобной ситуации, предлагает нам автор повести «Матерь человеческая» Виталий Александрович Закруткин. События, описанные в повести, уносят нас в годы Великой Отечественной войны. Что такое война?
- Война – это разрывы бомб и снарядов…
- Война – это раненые и убитые…
- Война – это разрушенные города, села…
- Война – это разрушенное сознание людей…
- Война – это сироты, обездоленные женщины и старики.
Молодцы, ребята! Вы определили суть войны правильно. Как же на все это отвечают люди, защищающие свое отечество?
Появляется желание мстить врагам: создаются партизанские отряды, которые пускают под откос целые вражеские эшелоны, уничтожают карательные отряды.
Учитель. А теперь обратимся к повести «Матерь человеческая». Писатель создает исключительную ситуацию: во время войны каратели дотла сжигают
хутор, а жителей – одних убивают, других угоняют в неволю. И вот на пепелище остается одна Мария, мужа и сына которой повесили. Однако новое испытание ждало Марию, вернувшуюся в сожженную деревню…
- Какую героиню напоминает Мария? (ОЛЬГУ)
- Обратившись к тексту, опишите, кого увидела Мария в погребе?
Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. На земляном полу погреба, прислонившись к низкой кадушке, сидел живой немецкий солдат.
- Какими словами описывает автор немца? Какие чувства к раненому солдату хотел вызвать у читателей В.А. Закруткин?
Бледный, изможденный, с тонкой мальчишеской шеей, расширенные от ужаса глаза, губы дрожали, кривились в жалком подобии улыбки… тонкая белая шея…никогда не знавший бритвы пушок на щеках…мальчишка…желторотый, лопоухий, объятый ужасом недоросток.
Подбирая такие слова и выражения, автор хочет вызвать сочувствие к немецкому солдату, почти ребенку.
- Почему, несмотря на то, что немец – мальчишка, подросток – ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию?
Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана и черную удавку на детской шее Васятки…
- Мария вспомнила слова старой бабки: «Смертию смерть поправ…» Как вы понимаете их? Какую поговорку они вызывают в вашей памяти?
За смерть ответить смертью. Вспоминается пословица: «Око за око, зуб за зуб».
- Хочу обратить ваше внимание на слова Шевелева: «Убить человека – значит убить человека в себе». Объясните смысл.
Человек изначально нравственный. В любой ситуации должен руководствоваться законами, моралью.
- Почему передумала Мария убивать?
Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом: «Мама! Ма-а-ма!..» Это короткое слово «мама» заставило содрогнуться от нестерпимой боли. Не мог быть убийцей этот мальчишка. Мария ужаснулась, что…слепо подчиняясь охватившему ее чувству злобы и мести, могла сама убить его.
- Почему этот умирающий немецкий мальчик назвал русскую женщину мамой? Найдите в тексте слова.
Мария поняла, что она – последний человек, которого обреченный на смерть видит в своей жизни, что в эти горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, Марии, заключено все, что еще связывает его с людьми,- мать, отец, небо, солнце, родная немецкая земля, деревья, цветы, весь огромный и прекрасный мир…
- На что похожа месть?
П О Ж А Р В Л Е С У
С М Е Р Ч
МЕСТЬ похожа на
Б У М Е Р А Н Г
В О Д О В О Р О Т
- Все эти явления страшны сами по себе: в них присутствует уничтожающая сила. Бумеранг – предмет, который возвращается обратно к человеку, если пустить его по нужной траектории. Какое из этих сравнений дает наиболее точное представление о понятии «месть»?
Бумеранг: Потому что ты мстишь, тебе мстят. Все возвращается на круги своя.
- Почему месть во время войны особенно опасна?
Погибали не только военные, которые защищали свои земли, но и ни в чем не повинные дети, старики, женщины. Если мстить за всех, что же получается: нескончаемая война?
Книга В. Закруткина звучит как гимн русской женщине, прекрасному символу гуманизма, жизни и бессмертия рода человеческого.
Учитель. Месть – это не только явление минувшего, не только феномен, существующий на войне или в мире взрослых. Месть или отказ от мести – выбор, перед которым может оказаться каждый. Все больше и больше людей в наши дни, руководствуясь гуманитарными принципами, приходят к выводу, что в ситуациях вооруженных конфликтов месть не способствует их разрешению, а, наоборот, затягивает конфликт, ухудшает его последствия.
В 1949 году были подписаны Женевские конвенции о защите жертв войны:
1) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;
2) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;
3) об обращении с военнопленными;
4) о защите гражданского населения во время военных действий.
Н Е Л Ь З Я нарушать правила, зафиксированные в Женевских конвенциях, даже если человеком овладевает желание отомстить.
Рефлексия:
Какие задачи были поставлены на уроке?
Справились ли мы с поставленными задачами?
Оцените свою работу на уроке.
Закончите предложение:
Я повторил…
Я узнал…
Мне было трудно…
Домашнее задание:
Сравни два слова «месть» и «возмездие».
В чем заключается принципиальное различие в значении этих слов?