Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Шебекинский техникум промышленности и транспорта»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по УМР
____________В.Н.Долженкова
«___» _________ 2015г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
по учебной дисциплине
«Инженерная графика»
«Различные виды разъемных и неразъемных соединений. Резьбовые, шпоночные, зубчатые (шлицевые) штифтовые соединения деталей, их назначение, условности выполнения»
Специальность 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Разработал и провел преподаватель спец. дисциплин И.В.Яковлева
Рассмотрены и одобрены цикловой
комиссией______________________
________________________________
Протокол №_____ от “___”____2015 года.
Председатель ЦК __________ Т.А.Яглова
Шебекино 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Открытый урок по учебной дисциплине «Инженерная графика» проводится для студентов 2 курса Специальность 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам). Тема открытого урока «Различные виды разъемных и неразъемных соединений. Резьбовые, шпоночные, зубчатые (шлицевые) штифтовые соединения деталей, их назначение, условности выполнения». На данный урок предусмотрено 2 часа. Открытый урок проходит с использованием элементов проблемного обучения.
После проведения занятия обучающие должны
знать:
Уметь:
ОТКРЫТЫЙ УРОК
1.Тема урока. Различные виды разъемных и неразъемных соединений. Резьбовые, шпоночные, зубчатые (шлицевые) штифтовые соединения деталей, их назначение, условности выполнения
2.Тип урока: урок-лекция .
3.Цели урока: изучение разъемных и неразъемных соединений, их классификация, последовательность вычерчивания, обозначения на чертеже
Задачи:
обучающая: сформировать понятие о разъемных и неразъемных соединениях;
развивающая: умение анализировать, сравнивать, выделить главное; развитие умения классифицировать и давать характеристику соединениям; развитие пространственного воображения;
воспитательная: воспитание умения работать в коллективе, эффективно общаться с преподавателем, друг с другом; воспитывать чувство ответственности, внимание и аккуратность; воспитание устойчивого интереса к предмету и его значимости в будущей профессии.
Осваиваемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ПК 1.4. Разрабатывать мероприятия по предупреждению аварий и проводить анализ причин нарушения безопасности движения.
4.Методика проведения: использование элементов проблемного обучения
5. План урока:
5.1. Организационный этап
5.2. Актуализация знаний
5.3.Объяснение нового материала и первичное закрепление.
5.4Рефлексионный этап
Графическая работа «Болтовое соединение»
1.Организационный этап
- Приветствие студентов и психологический настрой на совместную деятельность.
- Проверка готовности студентов к учебному занятию.
2.Актуализация знаний
Сегодня мы приступаем к изучению темы «Различные виды разъемных и неразъемных соединений. Резьбовые, шпоночные, зубчатые (шлицевые) штифтовые соединения деталей, их назначение, условности выполнения».
Хочу зачитать вам выдержку из ФГОС по вашей специальности
В результате освоения общепрофессиональной дисциплины «Инженерная графика» студент должен уметь: выполнять графические изображения технологического оборудования в ручной и машинной графике; читать чертежи и схемы; оформлять технологическую и конструкторскую документацию в соответствии с действующей нормативно-технической документацией.
В результате освоения дисциплины студент должен знать правила выполнения и чтения конструкторской и технологической документации.
Цель нашего занятия изучение разъемных и неразъемных соединений, их классификация, последовательность вычерчивания, обозначения на чертеже. Формирование графической грамотности
Прежде, чем приступим к изучению новой темы, ребята, давайте вспомним ранее пройденные темы
Тестирование
Вопрос1.
На рабочих чертежах линейные размеры указывают в ......
мм
см
дм
м
Вопрос 2.
Изображение видимой части предмета, обращенной к наблюдателю, называют:
видом
разрезом
проекцией
сечением
Вопрос 3.
Сплошной волнистой линией выполняют:
линию видимого контура
линию обрыва
линию невидимого контура
осевую или центровую
Вопрос4.
Этот вид крепежной детали не имеет резьбы:
винт
гайка
шайба
болт
Вопрос5
Укажите обозначение метрической резьбы диаметром 40 и шагом 1,5 мм
М40×1,5×2
М40×2(Р1,5)
М40×1,5
М40×1,5мм
Вопрос 6.
Разрез, выполненный несколькими параллельными плоскостями, называется...
ломаным
ступенчатым
местным
фронтальным
Вопрос 7
На чертеже трубная цилиндрическая резьба обозначается..
R
G
M
K
Вопрос8
Справа от главного вида располагается вид:
сверху
снизу
слева
сзади
Вопрос 9
Количество видов деталей, устанавливаемых стандартом -
4
3
6
2
Вопрос 10
Основную надпись на чертеже располагают в...
левом углу
правом углу
правом нижнем углу
левом нижнем углу
Какие задачи будут стоять перед нами? сформулировать определение разъемных и неразъемных соединений, разобрать их классификацию.
Запишите тему в тетради.
3. Основной этап работы. Объяснение нового материала и первичное закрепление.
Исходя из темы сегодняшнего урока как вы, ребята, сформулируете понятия «разъемное соединением» и «неразъемное»?
Рассмотрим на примере: Студентам предложено несколько видов разъемных и неразъемных соединений. Им необходимо разобрать их и сделать вывод о том, какие соединения называются разъемными, а какие нет.
Записываем правильную формулировку этих терминов
К разъемным соединениям относятся такие соединения, которые допускают многократную разборку и сборку без разрушения деталей и соединительных элементов, входящих в них.
К неразъемным соединениям относятся такие соединения, которые не подлежат разборке и могут быть разъединены только в результате разрушения соединяемых деталей либо элементов, их соединяющих.
Теперь перед нами стоит вопрос «На какие виды делятся разъемные соединения»?(Демонстрация слайда 4)
Как вы думаете, какие это могут быть соединения?
В зависимости от того, какими деталями было сделано соединения, они могут быть болтовыми, винтовыми, шпилечными (Слайд 5)
Запишем классификацию резьбовых соединений и рассмотрим каждое из них отдельно
Болтовое соединение – сборка деталей, осуществляемое с помощью болта, гайки и шайбы (слайд 6). Последовательность выполнения чертежа болтового соединения:
Изображают соединяемые детали.
Изображают болт.
Изображают шайбу.
Изображают гайку.
Но прежде чем изображать детали, необходимо знать какую геометрическую фигуру представляет данная деталь в отдельности.
Студенты называют геометрические тела деталей – болт состоит из цилиндра с резьбой, головка болта представляет собой шестигранную призму, шайба представляет цилиндр, гайка – это шестигранная призма.
Болтовое соединение вычерчивается по определенным параметрам, рассчитываемым в зависимости от размера болта ‘d’. Определение относительных размеров для болтового соединения вы видите на экране (слайд 7). Давайте запишем эти зависимости:
Диаметр окружности, описанной вокруг шестиугольника D=2d
Высота головки болта h=0,7d
Длина резьбовой части l0=2d+6
Высота гайки H=0,8d
Диаметр отверстия под болт d=1,1d
Диаметр шайбы Dш=2,2d
Высота шайбы S=0,15d
Последовательность выполнения чертежа винтового соединения (слайд 8-9): вначале изображают соединяемые детали. Одна из них имеет резьбовое отверстие, в которое ввинчивается резьбовой конец винта. Другая соединяемая деталь показывается с зазором, существующим между цилиндрическим отверстием верхней соединяемой детали и винтом. Затем изображают винт.
Шпилечное соединение (слайд 10-11) – сборка деталей, осуществляемое с помощью шпильки, один конец которой вворачивается в одну из соединяемых деталей, а на другой надевается присоединяемая деталь, шайба и затягивается гайка.
Последовательность выполнения чертежа шпилечного соединения (слайд 10):
Давайте вспомним, от чего зависит длина ввинчиваемой резьбы?
Ответ: От материала соединяемых изделий
Теперь давайте разберем, какие бывают разъемные не резьбовые соединения (слайд 11): шпоночное и штифтовое соединение.
Шпоночное соединение – сборка деталей, осуществляемое посредством шпонки, которая устанавливается в шпоночном пазу вала и входит в шпоночную канавку присоединяемой детали (слайд 12).
Последовательность выполнения чертежа шпоночного соединения (слайд 13):
Изображают вал, выявляя форму шпоночной канавки.
Изображают шпонку, помещенную в шпоночную канавку на двух изображениях.
Изображают втулку, показывая зазор между верхней плоскостью шпонки и дном канавки во втулке.
Наносят обозначение сечения.
Штифтовое соединение - сборка деталей, осуществляемое посредством плотной посадки штифта (цилиндрический или конический) в соединяемые детали (слайд 14).
Последовательность выполнения чертежа штифтового соединения (слайд 15):
Строится фронтальный разрез, на котором изображаются соединяемые детали.
Показывается изображение штифта.
Как вы думаете, а какие бывают неразъемные соединения?
Ответ: паяное, клепаное, клеевое, сшивное и сварное соединения (слайд 18). Давайте запишем это в тетради.
Сварное соединение (слайд 19) – это соединение, осуществляемое путем местного нагрева материала деталей до расплавленного или пластического состояния. В результате сшивания происходит либо кристаллизация расплавленных соединяемых кромок, либо диффузия частиц молекул металла соединяемых деталей.
Сварной шов на чертежах (слайд 20) показывается сплошной основной и штриховой линиями и обозначается так, как показано на рис. Обратите внимание, полка линии-выноски заканчивается односторонней стрелкой. Как вы думаете, где может применяться такое соединение? Сталкивались ли вы со сварным соединением в вашей жизни?
Паяное соединение (слайд 21-22) – это соединение металлических или металлизированных деталей с помощью дополнительного металла или сплава, называемого припоем, путем нагрева мест соединения до температуры плавления припоя.
В соединениях, получаемых пайкой, место соединения элементов изображают на видах и разрезах сплошной линией толщиной 2S. Для обозначения на чертежах паяного соединения установлен знак в виде полуокружности (слайд 22).
Клепаное соединение представляет собой соединение двух деталей с помощью заклепки. На одном конце заклепки имеется головка, а другой – расклепывается
Подумайте, где может применять клепаное соединение? Клепаные соединения (слайд 25) применяются в конструкциях, подверженных действию высокой температуры, коррозии, вибрации, а также в соединениях из плохо сваривающихся металлов или в соединениях металлов с неметаллическими частями. Такие соединения нашли широкое применение в котлах, железнодорожных мостах, некоторых авиационных конструкциях и в отраслях легкой промышленности. В то же время в ряде отраслей промышленности с усовершенствованием технологии сварного производства объем применения заклепочных соединений постепенно сокращается
Следующий вид неразъемных соединений – клеевое (слайд 26). Клеевые соединения позволяют соединять разнообразные материалы. Клеевой шов, как и паяный, согласно изображается сплошной линией толщиной 2S. На линии-выноске чертят условный знак, напоминающий букву К. Если шов выполняется по периметру, то линию-выноску заканчивают окружностью.
На чертежах клеевого соединения место соединения элементов изображают на видах и разрезах сплошной линией толщиной 2S. Клеевое соединение обозначается условным знаком, который наносят на выноску так, как показано на рис. (слайд 27). Линия-выноска заканчивается стрелкой.
И последнее соединение, которое мы рассмотрим с вами сегодня – сшивное соединение (слайд 28). Сшивное соединение – применяется, как правило, для соединения между собой мягких материалов (ткани, кожи и т.п.) с помощью нити, шнура.
На чертежах сшивных соединений шов (слайд 29) изображают сплошной тонкой линией и обозначают условным знаком N, наносимыми сплошной толстой основной линией на линии-выноске. Линию-выноску проводят без стрелки от сплошной тонкой линии, изображающей шов.
Проверочная работа
Итак, мы сегодня рассмотрели с вами разъемные и неразъемные соединения. Давайте выполним небольшую проверочную работу по сегодняшней теме. Закройте, пожалуйста, ваши тетради, отложите опорные таблицы, возьмите листочки и ответьте на вопросы по своему варианту
Вариант 1:
Какие соединения называются разъемными?
Из представленного списка соединений деталей выпишите только неразъемные: шпилечное, сварное, шпоночное, винтовое, болтовое, сшивное, штифтовое, клеевое, клепаное, паянное
Вариант 2:
Какие соединения называются неразъемными?
Из представленного списка соединений деталей выпишите только разъемные: шпилечное, сварное, шпоночное, винтовое, болтовое, сшивное, штифтовое, паянное, клеевое, клепаное
После того, как вы ответили на вопросы, давайте выполним взаимопроверку. Для этого поменяйтесь вашими листочками с ответами, и сравните ответы своих одногруппников
Вариант 1:
Вариант 2:
клееное
4.Рефлексионный этап.
Итоги урока:
1.Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
2.Добились ли вы поставленных целей?
3.Чему вы сегодня научились?