СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метадическая разработка открытого урока по Инженерной графике

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разраболтика по инженерной графике по теме Различные виды разъемных и неразъемных соединений. Резьбовые, шпоночные, зубчатые (шлицевые) штифтовые соединения деталей, их назначение , условности выполнения"

Просмотр содержимого документа
«Метадическая разработка открытого урока по Инженерной графике»

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Шебекинский техникум промышленности и транспорта»



УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по УМР

____________В.Н.Долженкова

«___» _________ 2015г.






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА



по учебной дисциплине



«Инженерная графика»



«Различные виды разъемных и неразъемных соединений. Резьбовые, шпоночные, зубчатые (шлицевые) штифтовые соединения деталей, их назначение, условности выполнения»

Специальность 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)



Разработал и провел преподаватель спец. дисциплин И.В.Яковлева



Рассмотрены и одобрены цикловой

комиссией______________________

________________________________

Протокол №_____ от “___”____2015 года.

Председатель ЦК __________ Т.А.Яглова



Шебекино 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.



Открытый урок по учебной дисциплине «Инженерная графика» проводится для студентов 2 курса Специальность 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам). Тема открытого урока «Различные виды разъемных и неразъемных соединений. Резьбовые, шпоночные, зубчатые (шлицевые) штифтовые соединения деталей, их назначение, условности выполнения». На данный урок предусмотрено 2 часа. Открытый урок проходит с использованием элементов проблемного обучения.

После проведения занятия обучающие должны

знать:

  • основные определения и понятия по изучаемой дисциплине

Уметь:

  • применять полученные знания при выполнении практических заданий.

  • читать сборочные чертежи





















ОТКРЫТЫЙ УРОК

1.Тема урока. Различные виды разъемных и неразъемных соединений. Резьбовые, шпоночные, зубчатые (шлицевые) штифтовые соединения деталей, их назначение, условности выполнения

2.Тип урока: урок-лекция .

3.Цели урока: изучение разъемных и неразъемных соединений, их классификация, последовательность вычерчивания, обозначения на чертеже

Задачи:

обучающая: сформировать понятие о разъемных и неразъемных соединениях;

развивающая: умение анализировать, сравнивать, выделить главное; развитие умения классифицировать и давать характеристику соединениям; развитие пространственного воображения;

воспитательная: воспитание умения работать в коллективе, эффективно общаться с преподавателем, друг с другом; воспитывать чувство ответственности, внимание и аккуратность; воспитание устойчивого интереса к предмету и его значимости в будущей профессии.

Осваиваемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ПК 1.4. Разрабатывать мероприятия по предупреждению аварий и проводить анализ причин нарушения безопасности движения.

4.Методика проведения: использование элементов проблемного обучения

5. План урока:

5.1. Организационный этап

5.2. Актуализация знаний

5.3.Объяснение нового материала и первичное закрепление.

5.4Рефлексионный этап

Графическая работа «Болтовое соединение»

1.Организационный этап

- Приветствие студентов и психологический настрой на совместную деятельность.

- Проверка готовности студентов к учебному занятию.

2.Актуализация знаний

Сегодня мы приступаем к изучению темы «Различные виды разъемных и неразъемных соединений. Резьбовые, шпоночные, зубчатые (шлицевые) штифтовые соединения деталей, их назначение, условности выполнения».

Хочу зачитать вам выдержку из ФГОС по вашей специальности

В результате освоения общепрофессиональной дисциплины «Инженерная графика» студент должен уметь: выполнять графические изображения технологического оборудования в ручной и машинной графике; читать чертежи и схемы; оформлять технологическую и конструкторскую документацию в соответствии с действующей нормативно-технической документацией.

В результате освоения дисциплины студент должен знать правила выполнения и чтения конструкторской и технологической документации.

Цель нашего занятия изучение разъемных и неразъемных соединений, их классификация, последовательность вычерчивания, обозначения на чертеже. Формирование графической грамотности

Прежде, чем приступим к изучению новой темы, ребята, давайте вспомним ранее пройденные темы

Тестирование

Вопрос1.

На рабочих чертежах линейные размеры указывают в ......

  1. мм

  2. см

  3. дм

  4. м

Вопрос 2.

Изображение видимой части предмета, обращенной к наблюдателю, называют:

  1. видом

  2. разрезом

  3. проекцией

  4. сечением

Вопрос 3.

Сплошной волнистой линией выполняют:

  1. линию видимого контура

  2. линию обрыва

  3. линию невидимого контура

  4. осевую или центровую

Вопрос4.

Этот вид крепежной детали не имеет резьбы:

  1. винт

  2. гайка

  3. шайба

  4. болт

Вопрос5

Укажите обозначение метрической резьбы диаметром 40 и шагом 1,5 мм

  1. М40×1,5×2

  2. М40×2(Р1,5)

  3. М40×1,5

  4. М40×1,5мм

Вопрос 6.

Разрез, выполненный несколькими параллельными плоскостями, называется...

  1. ломаным

  2. ступенчатым

  3. местным

  4. фронтальным

Вопрос 7

На чертеже трубная цилиндрическая резьба обозначается..

  1. R

  2. G

  3. M

  4. K

Вопрос8

Справа от главного вида располагается вид:

  1. сверху

  2. снизу

  3. слева

  4. сзади

Вопрос 9

Количество видов деталей, устанавливаемых стандартом -

  1. 4

  2. 3

  3. 6

  4. 2

Вопрос 10

Основную надпись на чертеже располагают в...

  1. левом углу

  2. правом углу

  3. правом нижнем углу

  4. левом нижнем углу


Какие задачи будут стоять перед нами? сформулировать определение разъемных и неразъемных соединений, разобрать их классификацию.

Запишите тему в тетради.


3. Основной этап работы. Объяснение нового материала и первичное закрепление.


Исходя из темы сегодняшнего урока как вы, ребята, сформулируете понятия «разъемное соединением» и «неразъемное»?

Рассмотрим на примере: Студентам предложено несколько видов разъемных и неразъемных соединений. Им необходимо разобрать их и сделать вывод о том, какие соединения называются разъемными, а какие нет.

Записываем правильную формулировку этих терминов

К разъемным соединениям относятся такие соединения, которые допускают многократную разборку и сборку без разрушения деталей и соединительных элементов, входящих в них.

К неразъемным соединениям относятся такие соединения, которые не подлежат разборке и могут быть разъединены только в результате разрушения соединяемых деталей либо элементов, их соединяющих.

Теперь перед нами стоит вопрос «На какие виды делятся разъемные соединения»?(Демонстрация слайда 4)

Как вы думаете, какие это могут быть соединения?

В зависимости от того, какими деталями было сделано соединения, они могут быть болтовыми, винтовыми, шпилечными (Слайд 5)

Запишем классификацию резьбовых соединений и рассмотрим каждое из них отдельно

Болтовое соединение – сборка деталей, осуществляемое с помощью болта, гайки и шайбы (слайд 6). Последовательность выполнения чертежа болтового соединения:

  1. Изображают соединяемые детали.

  2. Изображают болт.

  3. Изображают шайбу.

  4. Изображают гайку.

Но прежде чем изображать детали, необходимо знать какую геометрическую фигуру представляет данная деталь в отдельности.

Студенты называют геометрические тела деталей – болт состоит из цилиндра с резьбой, головка болта представляет собой шестигранную призму, шайба представляет цилиндр, гайка – это шестигранная призма.

Болтовое соединение вычерчивается по определенным параметрам, рассчитываемым в зависимости от размера болта ‘d’. Определение относительных размеров для болтового соединения вы видите на экране (слайд 7). Давайте запишем эти зависимости:

  • Диаметр окружности, описанной вокруг шестиугольника D=2d

  • Высота головки болта h=0,7d

  • Длина резьбовой части l0=2d+6

  • Высота гайки H=0,8d

  • Диаметр отверстия под болт d=1,1d

  • Диаметр шайбы Dш=2,2d

  • Высота шайбы S=0,15d

Последовательность выполнения чертежа винтового соединения (слайд 8-9): вначале изображают соединяемые детали. Одна из них имеет резьбовое отверстие, в которое ввинчивается резьбовой конец винта. Другая соединяемая деталь показывается с зазором, существующим между цилиндрическим отверстием верхней соединяемой детали и винтом. Затем изображают винт.

Шпилечное соединение (слайд 10-11) – сборка деталей, осуществляемое с помощью шпильки, один конец которой вворачивается в одну из соединяемых деталей, а на другой надевается присоединяемая деталь, шайба и затягивается гайка.

Последовательность выполнения чертежа шпилечного соединения (слайд 10):

  • Изображают деталь с резьбовым отверстием.

  • Изображают шпильку.

  • Вычерчивают изображение второй соединяемой детали.

  • Изображают шайбу.

  • Изображают гайку.

Давайте вспомним, от чего зависит длина ввинчиваемой резьбы?

Ответ: От материала соединяемых изделий

Теперь давайте разберем, какие бывают разъемные не резьбовые соединения (слайд 11): шпоночное и штифтовое соединение.

Шпоночное соединение – сборка деталей, осуществляемое посредством шпонки, которая устанавливается в шпоночном пазу вала и входит в шпоночную канавку присоединяемой детали (слайд 12).

Последовательность выполнения чертежа шпоночного соединения (слайд 13):

  • Изображают вал, выявляя форму шпоночной канавки.

  • Изображают шпонку, помещенную в шпоночную канавку на двух изображениях.

  • Изображают втулку, показывая зазор между верхней плоскостью шпонки и дном канавки во втулке.

  • Наносят обозначение сечения.

Штифтовое соединение - сборка деталей, осуществляемое посредством плотной посадки штифта (цилиндрический или конический) в соединяемые детали (слайд 14).

Последовательность выполнения чертежа штифтового соединения (слайд 15):

  • Строится фронтальный разрез, на котором изображаются соединяемые детали.

  • Показывается изображение штифта.

Как вы думаете, а какие бывают неразъемные соединения?

Ответ: паяное, клепаное, клеевое, сшивное и сварное соединения (слайд 18). Давайте запишем это в тетради.

Сварное соединение (слайд 19) – это соединение, осуществляемое путем местного нагрева материала деталей до расплавленного или пластического состояния. В результате сшивания происходит либо кристаллизация расплавленных соединяемых кромок, либо диффузия частиц молекул металла соединяемых деталей.

Сварной шов на чертежах (слайд 20) показывается сплошной основной и штриховой линиями и обозначается так, как показано на рис. Обратите внимание, полка линии-выноски заканчивается односторонней стрелкой. Как вы думаете, где может применяться такое соединение? Сталкивались ли вы со сварным соединением в вашей жизни?

Паяное соединение (слайд 21-22) – это соединение металлических или металлизированных деталей с помощью дополнительного металла или сплава, называемого припоем, путем нагрева мест соединения до температуры плавления припоя.

В соединениях, получаемых пайкой, место соединения элементов изображают на видах и разрезах сплошной линией толщиной 2S. Для обозначения на чертежах паяного соединения установлен знак в виде полуокружности (слайд 22).

Клепаное соединение представляет собой соединение двух деталей с помощью заклепки. На одном конце заклепки имеется головка, а другой – расклепывается

Подумайте, где может применять клепаное соединение? Клепаные соединения (слайд 25) применяются в конструкциях, подверженных действию высокой температуры, коррозии, вибрации, а также в соединениях из плохо сваривающихся металлов или в соединениях металлов с неметаллическими частями. Такие соединения нашли широкое применение в котлах, железнодорожных мостах, некоторых авиационных конструкциях и в отраслях легкой промышленности. В то же время в ряде отраслей промышленности с усовершенствованием технологии сварного производства объем применения заклепочных соединений постепенно сокращается

Следующий вид неразъемных соединений – клеевое (слайд 26). Клеевые соединения позволяют соединять разнообразные материалы. Клеевой шов, как и паяный, согласно изображается сплошной линией толщиной 2S. На линии-выноске чертят условный знак, напоминающий букву К. Если шов выполняется по периметру, то линию-выноску заканчивают окружностью.

На чертежах клеевого соединения место соединения элементов изображают на видах и разрезах сплошной линией толщиной 2S. Клеевое соединение обозначается условным знаком, который наносят на выноску так, как показано на рис. (слайд 27). Линия-выноска заканчивается стрелкой.

И последнее соединение, которое мы рассмотрим с вами сегодня – сшивное соединение (слайд 28). Сшивное соединение – применяется, как правило, для соединения между собой мягких материалов (ткани, кожи и т.п.) с помощью нити, шнура.

На чертежах сшивных соединений шов (слайд 29) изображают сплошной тонкой линией и обозначают условным знаком N, наносимыми сплошной толстой основной линией на линии-выноске. Линию-выноску проводят без стрелки от сплошной тонкой линии, изображающей шов.


Проверочная работа

Итак, мы сегодня рассмотрели с вами разъемные и неразъемные соединения. Давайте выполним небольшую проверочную работу по сегодняшней теме. Закройте, пожалуйста, ваши тетради, отложите опорные таблицы, возьмите листочки и ответьте на вопросы по своему варианту


Вариант 1:

  • Какие соединения называются разъемными?

  • Из представленного списка соединений деталей выпишите только неразъемные: шпилечное, сварное, шпоночное, винтовое, болтовое, сшивное, штифтовое, клеевое, клепаное, паянное


Вариант 2:

  • Какие соединения называются неразъемными?

  • Из представленного списка соединений деталей выпишите только разъемные: шпилечное, сварное, шпоночное, винтовое, болтовое, сшивное, штифтовое, паянное, клеевое, клепаное


После того, как вы ответили на вопросы, давайте выполним взаимопроверку. Для этого поменяйтесь вашими листочками с ответами, и сравните ответы своих одногруппников



Вариант 1:

  • Разъёмные – это соединения, которые можно разобрать, не разрушая деталей или скрепляющих их элементов.

  • болтовые

  • шпилечные

  • винтовые

  • шпоночные

  • штифтовые



Вариант 2:

  • Неразъёмные – это соединения, которые нельзя разобрать, не разрушив деталей или скрепляющих их элементов.

  • клёпанное

  • сварное

  • паянное

клееное

  • сшивное


4.Рефлексионный этап.


Итоги урока:


1.Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

2.Добились ли вы поставленных целей?

3.Чему вы сегодня научились?



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!