СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метапредметная компетентностно – ориентированная задача «Анализ запросов поисковых систем: практика, опыт, проектирование»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описан пример разработки компетентностно-ориентированной задчи с использованием онлайн ресурса GoogleTrends, приведено несколько примеров ученических проектов. Суть работы предполагает наличие аналитических способностей, умение связать жизненный опыт с учебным материалом. Итогом работы учащихся является написание статьи, которое предполагает умение синтезировать полученные данные в новый вид информации, очевидна необходимость использования компетенций, сформированных на уроках русского языка, литературы, в зависимости от выбранной темы  - обществознания, истории, географии, физики и других предметных областей.

Просмотр содержимого документа
«Метапредметная компетентностно – ориентированная задача «Анализ запросов поисковых систем: практика, опыт, проектирование»»


Метапредметная компетентностно – ориентированная задача «Анализ запросов поисковых систем: практика, опыт, проектирование»


Тимошина О.В., Габбасова Г.А.,

МОУ “СОШ №5 УИМ” г. Магнитогорска


Компетентностно-ориентированное обучение направлено на комплексное освоение знаний и способов практической деятельности, обеспечивающих успешное функционирование человека в ключевых сферах жизнедеятельности в интересах как его самого, так и общества в целом. Приобретаемое при этом знание характеризуется не столько количеством известных фактов, сколько умением применять их в профессиональной области, в смежных областях, а порой и в ситуациях, в которых явно не прослеживается связь возникшей проблемы и предметного знания. Поэтому современный образовательный процесс должен заключаться не просто в передаче обучающимся предметных знаний, которые имеют отдаленную перспективу их использования, а в демонстрации применения этого знания для решения актуальных проблем, а также создания условий для самостоятельного решения проблемных задач в процессе обучения. Соответственно, для реализации компетентностно-ориентированного обучения необходимо разработать задания, формирующие данные компетенции.

При разработке компетентностно-ориентированных заданий будем опираться на следующие пункты:

  1. Создание стимулирующей ситуации (погружение в контекст деятельности, постановка проблемы);

  2. Задачная формулировка - что необходимо выполнить (найти, сформулировать, проанализировать, синтезировать и т.п.) в ходе выполнения задания;

  3. Инструмент проверки и оценивания результата (продукта);

  4. Ссылки на источники информации, используемые в работе.

Для разработки компетентностно-ориентированных заданий в курсе предмета “Информатика” идеально подходит тема “Моделирование”, как одна из базовых тем курса, изначально являющаяся метапредметной. Моделирование применимо к любой предметной области и предполагает применение различных компетенций в рамках одной задачи. Выбор инструмента моделирования в данном случае также весьма широк. В нашей задаче в качестве инструмента моделирования мы выбрали онлайн сервис Google Trends, позволяющий строить диаграммы по количеству поисковых запросов в той или иной области.

Google Trends — простой и удобный инструмент для анализа популярности и сезонности поисковых запросов, позволяющий определить популярность темы и существующие тренды, провести анализ выбранных трендов, оценить влияние географических данных на популярность определенных поисковых запросов или темы в целом.

В качестве темы для анализа мы выбрали сравнение запросов поисковых систем по трем хоккейным клубам - “Металлург - Магнитогорск”, “Металлург - Новокузнецк” и ЦСКА за 2016 год.

Для создания стимулирующей ситуации мы использовали фрагмент статьи, посвященной финальной игре клубов “Металлург - Магнитогорск” и ЦСКА за кубок Гагарина в 2016 году:

Последний бой – он трудный самый!

Вашему вниманию завершающий обзорный материал нашего коллеги Алексея Дузенко, который вместе с командой был на всех гостевых матчах «Металлурга» в плей-офф. Итак, 19 апреля 2016, Москва, заключительный матч финала…

Конечно, всем нам хотелось домашнего праздника. В родных стенах, на родных улицах города… Но не получилось. Хоккейные боги распорядились иначе, до непредсказуемости усложнив сценарий финала, до предела взвинтив накал борьбы. И тем приятнее было победить грозного соперника там – в Москве, на его площадке, при его болельщиках.

А ведь перед отлетом в столицу что только не обсуждалось в интернете: «все решено», «все куплено», «на матч придут Шойгу и Путин», «Металлург» заставят проиграть»… Но реальность оказалась сильнее даже самой страшной виртуальности. Наша команда доказала все на льду – кто сильнее, у кого воля и стремление к победе. Мы победили вопреки всему. Победили заслуженно!

Чтобы увидеть степень интереса к хоккейным клубам, мы предложили диаграмму динамики популярности за 2016 год:



Далее обучающимся была предложена задачная формулировка:

  1. Проанализируйте диаграмму «Динамика популярности» (интерактивный вариант диаграммы по ссылке), сформированную посредством инструмента Google Trends, отражающую популярность запросов к поисковой системе Google за 2016 год по трем хоккейным клубам.

  2. Изложите в форме сравнительного анализа в виде статьи свое понимание трендов хоккейных клубов за прошедший год, найдите информацию по пиковым точкам на графиках поисковых запросов, опишите, с какими событиями в жизни клубов связаны пики на графиках.

  3. Ранжируйте популярность ХК «Металлург – Магнитогорск» на основании данных диаграммы «Популярность по субрегионам», составьте диаграмму по собранной информации, выберите наиболее наглядный тип диаграммы.

  4. Определите возможные критерии оценки вашей работы (не более пяти).

  5. Проведите презентацию своей работы.

Предлагаемые диаграммы являются интерактивными, пиковые точки диаграмм соответствуют некоторым датам, значимым в истории хоккейных клубов в 2016 году. Учащимся необходимо на сайтах хоккейных клубов, или в иных источниках, найти дополнительную аналитическую и текстовую информацию, оформить ее в виде статьи. На основании данных нижней диаграммы составить диаграмму популярности по субрегионам.

На данном этапе работы обучающимся необходимо использовать на практике следующие виды компетенций:

Учебно-познавательные компетенции:

  • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;

  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

  • иметь опыт восприятия картины мира.

Социокультурные компетенции:

  • владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

  • определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;

  • иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;

  • владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.

Коммуникативные компетенции:

  • владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

  • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

  • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

  • иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Информационные компетенции:

  • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;

  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

  • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

  • владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира;

  • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Следующий этап разработки компетентностно - ориентированного задания обозначен как “Инструмент проверки и оценивания результата (продукта)” - в нашем случае, является частью задачной формулировки (пункт 4). Предполагаем, что обучающимися будут сформулированы следующие критерии оценивания задачи:

  1. Полнота и достоверность информации.

  2. Креативность подачи материала.

  3. Наличие иллюстративного материала.

  4. Качество презентации материала.

Изначально планировалось, что на этапе защиты своей статьи учащиеся реализуют взаимное оценивание по критериям, сформулированным ими выше.

Необходимо также в работе указать список информационных источников, которые учащиеся использовали для выполнения задания. В нашей задаче обучающимся предлагались некоторые источники, но этот список мог быть дополнен новыми ресурсами.

Ссылки на источники:

  1. Официальный сайт ХК «Металлург» Магнитогорск - [Электронный ресурс] -режим доступа: (http://www.metallurg.ru/press/club-news/374135/ 10.01.2017)

  2. Электронный сервис Google Trends Сравнение - [Электронный ресурс] -режим доступа: https://www.google.ru/trends/explore?date=today%2012-m&geo=RU&q=%2Fm%2F0c17df,%2Fm%2F0c1zvy,%2Fm%2F0c1fxx 10.01.2017

  3. Официальный сайт ХК «Металлург» Магнитогорск - [Электронный ресурс] -режим доступа: http://www.metallurg.ru/ 10.01.2017

  4. Официальный сайт ХК ЦСКА - [Электронный ресурс] -режим доступа: http://cska-hockey.ru/ 10.01.2017

  5. Официальный сайт ХК «Металлург» Новокузнецк - [Электронный ресурс] -режим доступа: http://www.metallurg-nk.ru/ 10.01.2017

Хочется отметить, что аналогичные задания были предложены обучающимся 9 и 11 классов в несколько иной задачной формулировке, когда тему для построения запросов учащиеся выбирали самостоятельно. Следует отметить, что старшеклассники отнеслись к поставленной задаче творчески, оформили свои работы иллюстративным материалом, дополнительными пометками на диаграммах и каждый проект получился по-своему уникальным.

Сметанкин Михаил, 11 класс, тема “Тренды на отдых в России и Египте”:

Климовицкий Роман, 11 класс, тема “Сравнение и анализ количества запросов «String theory» и «Large Hadron Collider» в интернете за последние 6 лет”:


Даже по двум представленным работам можно понять, что темы ребята выбирали неординарные, неожиданные. В процессе защиты своих тем ребята дополняли свои статьи эмоциональным содержанием, возникали спорные моменты и незапланированные дискуссии, что лишь усиливает, на мой взгляд, воспитательный и образовательный эффект.

Для размещения работ учащихся использовалось совместное дисковое пространство на Google Диске, что дало возможность ребятам познакомиться с работами учащихся параллельного класса, произвести взаимооценивание и самооценивание.

Суть работы предполагает наличие аналитических способностей, умение связать жизненный опыт с учебным материалом. Написание статьи - это умение синтезировать полученные данные в новый вид информации, очевидна необходимость использования компетенций, сформированных на уроках русского языка, литературы, в зависимости от выбранной темы - обществознания, истории, географии, физики и других предметных областей.

Таким образом, эффект от реализуемой компетентностно - ориентированной задачи превзошел наши ожидания. Работа получилась интересной, содержательной и запоминающейся.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!