СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метапредметный мастер-класс "Кто является истинным героем "ПЕСНИ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метапредметный мастер-класс по произведению М.Ю.Лермонтова "Песня про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".

В работе отражены особенности эпохи, взаимотношения Николая I и Лермонтова, Николай I и Иван Грозный, кластер и многое другое.

Просмотр содержимого документа
«Метапредметный мастер-класс "Кто является истинным героем "ПЕСНИ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА"»

МБОУ Коммунарская СОШ №3





















Мастер-класс

учителя русского языка и литературы

Дворниковой Дарьи Леонидовны

на тему: «Кто главный герой в произведении М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»























Коммунар

2017

Цели: показать, как воплощена историческая тема в произведении М.Ю.Лермонтова

развивать связную речь, мышление, логику, умение выразительно читать стихотворения;

способствовать воспитанию любви и уважения к истории, культуре Отечества.

Оборудование:  название темы урока, портрет М.Ю.Лермонтова, Ивана IV, раздаточный материал (толкование слова «герой», ватманы, фломастеры)

Учитель: Какие по-вашему мнению задачи нашего урока? Какое главное слово в вопросе («герой»)? Кого можно назвать «героем» по-вашему? Для этого обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова:

1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Г. труда.

2. Главное действующее лицо литературного произведения. Г. трагедии. Г. романа.

3. чего. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. Г. нашего времени.

4. кого-чего. Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление). Г. дня. * Герой Советского Союза - почетное звание, присваивавшееся за доблесть и героизм.



Что мы помним из биографии М.Ю. Лермонтова?

Во времена какого правителя жил Лермонтов? – Николая I

Как относился к императору поэт?

Людей, сыгравших в судьбе Лермонтова сколь-нибудь значительную роль — и хорошую, и дурную — часто звали Николаями.

Начать с того, что так звали Царя. Лермонтов встречался с Николаем I дважды, оба раза на обедах. 11 марта 1830 г. Николай I без предупреждения, без свиты посетил Московский университетский благородный пансион. При входе Императора встретил только старый сторож. Николай был поражен вольными порядками пансиона, поскольку шла перемена, и в коридоре кипела толпа пансионеров. Среди них наверняка был и Лермонтов.

После дуэли с де Барантом на докладе генерал-аудиториата по делу Лермонтова, который предлагал продержать Лермонтова три месяца на гауптвахте, рукой Царя начертано: «Поручика Лермонтова перевесть в Тенгинский пехотный полк тем же чином… Николай. С.-Петербург 13 апреля 1840». Военный министр А. И. Чернышев сообщил вел. кн. Михаилу Павловичу, что Николай I «изволил сказать, что переводом Лермонтова в Тенгинский полк желает ограничить наказание».

Стихи «На смерть поэта» Николай I оценил как «бесстыдное вольнодумство, более чем преступное» и приказал лейб-медику выяснить, не сошел ли Лермонтов с ума. Подчеркнем, что всего три месяца назад подобный диагноз вынесли Чаадаеву.то

Да и все мы помним фразу, сказанную Николаем : «Собаке-собачья смерть». В «Песне» прототипом Ивана Грозного является Николай I. Историки отмечают также их сходство, касаемо деятельности.

«Песня про купца Калашникова…» - это историческая поэма, написанная в фольклорной традиции. Лермонтов показывают эпоху Ивана Грозного, опираясь на труд «История государства российского» Карамзина, описывая личности, которые являются пример для современников. Целью нашего мастер-класса является определение, кто же является настоящим Героем произведения.

Обратимся к первому герою, его мы определим из работы Виссариона Григорьевича Белинского : «Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром, порыв гнева его – смерть и пытка, но сквозь тучи проблескивает величие падшего…, но сильного и благородного по природе своего духа». Конечно же, это Иван Грозный.

Давайте вспомним эту историческую личность. Для России время правления Ивана Грозного осталось одной из самых мрачных полос её истории. Разгром реформационного движения, бесчинства опричнины, «Новгородский поход» — вот некоторые вехи кровавого пути Грозного. Впрочем, будем справедливы. Рядом вехи другого пути — превращение России в огромную державу, включившую земли Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири от Ледовитого океана до Каспийского моря, реформы управления страной, упрочение международного престижа России, расширение торговых и культурных связей со странами Европы и Азии.

Разберем каким же является образ Ивана Васильевича в тексте, изходя из начала «Песни»

  1. Не сияет на небе солнце красное,
    Не любуются им тучки синие:
    То за трапезой сидит во златом венце,
    Сидит грозный царь Иван Васильевич.
    Позади его стоят стольники,
    Супротив его всё бояре да князья,
    По бокам его всё опричники;
    И пирует царь во славу божию,
    В удовольствие свое и веселие.
    Улыбаясь, царь повелел тогда
    Вина сладкого заморского
    Нацедить в свой золоченый ковш
    И поднесть его опричникам.
    — И все пили, царя славили.
    Лишь один из них, из опричников,
    Удалой боец, буйный молодец,
    В золотом ковше не мочил усов;
    Опустил он в землю очи темные,
    Опустил головушку на широку грудь —
    А в груди его была дума крепкая.
    Вот нахмурил царь брови черные
    И навел на него очи зоркие,
    Словно ястреб взглянул с высоты небес
    На младого голубя сизокрылого, —
    Да не поднял глаз молодой боец.
    Вот об землю царь стукнул палкою,
    И дубовый пол на полчетверти
    Он железным пробил оконечником —
    Да не вздрогнул и тут молодой боец.
    Вот промолвил царь слово грозное —
    И очнулся тогда добрый молодец.
    «Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,
    Аль ты думу затаил нечестивую?
    Али славе нашей завидуешь?
    Али служба тебе честная прискучила?
    Когда всходит месяц — звезды радуются,
    Что светлей им гулять по поднебесью;
    А которая в тучку прячется,
    Та стремглав на землю падает...
    Неприлично же тебе, Кирибеевич,
    Царской радостью гнушатися;
    А из роду ты ведь Скуратовых,
    И семьею ты вскормлен Малютиной!..»

Что может волновать любимого опричника Царя? Подтвердятся опасения Царя?


2.Отвечает так Кирибеевич,
Царю грозному в пояс кланяясь:
«Государь ты наш, Иван Васильевич!
Не кори ты раба недостойного:
Сердца жаркого не залить вином,
Думу черную — не запотчевать!
А прогневал я тебя — воля царская:
Прикажи казнить, рубить голову,
Тяготит она плечи богатырские,
И сама к сырой земле она клонится».
И сказал ему царь Иван Васильевич:
«Да об чем тебе, молодцу, кручиниться?
Не истерся ли твой парчевой кафтан?
Не измялась ли шапка соболиная?
Не казна ли у тебя поистратилась?
Иль зазубрилась сабля закаленная?
Или конь захромал, худо кованный?
Или с ног тебя сбил на кулачном бою,
На Москве-реке, сын купеческий?»

Что может волновать Кирибеевича? Его статус позволяет утешить всего желания?


3.Отвечает так Кирибеевич,
Покачав головою кудрявою:
«Не родилась та рука заколдованная
Ни в боярском роду, ни в купеческом;
Аргамак мой степной ходит весело;
Как стекло горит сабля вострая;
А на праздничный день твоей милостью
Мы не хуже другого нарядимся.
Как я сяду поеду на лихом коне
За Москву-реку покататися,
Кушачком подтянуся шелковым,
Заломлю набочок шапку бархатную,
Черным соболем отороченную, —
У ворот стоят у тесовыих
Красны девушки да молодушки
И любуются, глядя, перешептываясь;
Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой фатой закрывается...
На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно — будто лебедушка;
Смотрит сладко — как голубушка;
Молвит слово — соловей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетенные,
По плечам бегут, извиваются,
С грудью белою цалуются.
Во семье родилась она купеческой,
Прозывается Аленой Дмитревной.
Как увижу ее, я и сам не свой:
Опускаются руки сильные,
Помрачаются очи бойкие;
Скучно, грустно мне, православный царь,
Одному по свету маяться
Опостыли мне кони легкие,
Опостыли наряды парчовые,
И не надо мне золотой казны:
С кем казною своей поделюсь теперь?
Перед кем покажу удальство свое?
Перед кем я нарядом похвастаюсь?
Отпусти меня в степи приволжские,
На житье на вольное, на казацкое.
Уж сложу я там буйную головушку
И сложу на копье бусурманское;
И разделят по себе злы татаровья
Коня доброго, саблю острую
И седельце браное черкасское.
Мои очи слезные коршун выклюет,
Мои кости сирые дождик вымоет,
И без похорон горемычный прах
На четыре стороны развеется!..»

Сможет ли помочь Иван Васильевич Кирибеевичу? Подаст руку помощи или отвернется? И как сможет помочь?


4.И сказал, смеясь, Иван Васильевич:
«Ну, мой верный слуга! я твоей беде,
Твоему горю пособить постараюся.
Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый
Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышленой покланяйся
И пошли дары драгоценные
Ты своей Алене Дмитревне:
Как полюбишься — празднуй свадебку,
Не полюбишься — не прогневайся».
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Обманул тебя твой лукавый раб,
Не сказал тебе правды истинной,
Не поведал тебе, что красавица
В церкви божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом
По закону нашему христианскому.
Как Иван Васильевич решает помочь опричнику?



Исходя из данного отрывка составьте кластер «Образ Ивана Грозного в истории и в «Песне».





Сравнение купца Калашникова и опричника Кирибеевича

Опричник обладал богатырской силой, он был храбрым, прекрасно показывал себя в боях, поэтому пользовался благосклонностью царя. Кирибеевич очень тонко чувствовал окружающую красоту, умел ею наслаждаться и восхищаться, поэтому мимо его взора не могла пройти красавица-жена купца Калашникова Алена Дмитриевна. Женщина сразу покорила сердце бравого опричника, при одном ее виде тот терял остатки самообладания, ноги подкашивались, а в голове стоял туман. Никто в городе, даже царь, не знал истинной причины, почему решили драться Кирибеевич и Калашников. Опричник, несомненно, превосходил по силе купца. Простому человека из народа нечего было и мечтать побороть профессионального воина, постоянно участвующего в кулачных боях. Но моральные законы были на стороне Калашникова, и Кирибеевич это прекрасно понимал. Уверенность в своих силах опричника сильно ослабла после слов купца о том, что он будет биться до последнего вздоха. Опричник утратил на честном и открытом поединке самообладание, поэтому погиб от руки противника. Купец превыше всего ставит правду и честь, то есть моральные законы народа. Это железная натура, которая способна постоять за честь своей семьи. Для него лучше смерть, нежели бесчестие.

Обратимся к толкованию слова «герой», изменилось ли ваше мнение, после проделанной работы?

Ответим кто же является Героем в произведении и почему?

Рефлексия.









































Источники:

1. В.Г. Белинский. Стихотворения М. Лермонтова. Часть IV

2. http://globuss24.ru/doc/konspekt-uroka-po-literature-kto-yavlyaetsya-nastoyashtim-geroem-pesni-pro-tsarya-ivana-vasilyevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kuptsa-kalashnikova-m-lermontova-i-pochemu

3. Н.М.Карамзин. История государства Российского т. 9.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!