СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метапредметный подход во внеурочной деятельности.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение проектной и творческой  деятельности во внеурочной деятельности формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству.

Просмотр содержимого документа
«Метапредметный подход во внеурочной деятельности.»

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД К ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


С 2015 года в Пермском крае вводится курс «Мой Пермский край», который апробируется и в нашей школе через внеурочную деятельность. передо мной, как учителем встала задача – как наполнить внеурочные занятия метапредметным содержанием?

Хотя рассуждая о сути метапредметности, чаще всего говорят об урочной деятельности, а не о внеурочной.

По мнению А. В. Хуторского «Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится над ним, существует до его конкретного проявления»

"Мета "–(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Это называют и универсальными знаниями и способами. И мыследеятельностью.

Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний, что и реализуется мною в ходе ведения курса «Мой Пермский край».

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного, познавательного развития и саморазвития личности.

Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:

-«Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться» (А. Г. Асмолов)


«Метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория… Все они имеют деятельностный метапредметный характер. Сегодня понятие «метапредметность» приобретает особую актуальность, потому что метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. метапредметные технологии были созданы для того, чтобы сформировать другой тип сознания и учащегося, и учителя независимо от формы занятий. Такой тип сознания, который не «зацикливается» на одном учебном предмете, а работает навзаимосвязи знаний как предметных, так и внепредметных. Это происходит благодаря тому, что на учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Таким образом, метапредметные технологии в образовании в целом – это возможность увеличить траекторию индивидуального развития школьника в рамках урочного и внеурочного времени. Кроме того, включение ученика в разные виды деятельности связано с анализом способов действия каждого конкретного школьника.

На сегодняшний день в связи с внедрением ФГОС НОО и ООО, становится актуальным как на уроках, так и во внеурочной деятельности обучающихся, воспитание гражданина, любящего свою Родину так как воспитание здорового духовно-нравственного поколения невозможно без чувства патриотизма, уважения к своему краю. Личность не может осознать себя гражданином России, не осознав себя жителем конкретного региона. Данные положения апробируются через введение курса «Мой Пермский край». Программа «Мой Пермский край» разработана для учащихся 5 класса имеется учебное пособие, выпущенное издательством «Книжный мир» в 2015 году. Учебное пособие проходит апробацию.

Цель программы: воспитать гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село ( его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Содержание программы предполагает решение следующих задач, которые представлены на слайде

Обучающие:

- формировать у учащихся представления об историческом прошлым и настоящем нашего края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие страны , края, села;

- прививать учащимся умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;

Развивающие:

-развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу;

-расширять исторический кругозор учащихся;

Воспитательные:

-способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям края, села;

-содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

Под метапредметными результатами понимают:

- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

- развитие коммуникативной компетенции;

- умение четко определять области знаемого и незнаемого;

- умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей,;

- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией;

- развитие смыслового чтения;

- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

Метапредметных результатов достаточно много, для реализации мы выбрали только два. Они выделены на слайде.

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

Для решения метапредметных результатов в ходе апробации курса ведущей выбрана проектная деятельность;

Проектная деятельность помогает учащимся в достижении этих результатов.

Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.

Работа над проектами позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия:

– предполагать, какая информация нужна,

– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,

– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

В ходе реализации курса было запланировано 6 проектов, за первое полугодие выполнено три.

Учебное пособие курс «Мой Пермский край» построен как историческое путешествие во времени. Он состоит из страничек. Первая страничка называется «Посмотрим глазами историка». История страны, края начинается с истории семьи. Поэтому первый проект получил название «История моей семьи», план которого был разработан вместе с детьми.

Перед учащимися были поставлены задачи:

- Узнать как можно больше о каждом члене семьи (фамилии, имена, отчества прабабушек, прадедушек, бабушек, дедушек, папы, мамы, тети, дяди, братьев, сестер и др. родственников, дату и место их рождения, где они воспитывались, какое образование получили, где и кем работают, где живут, чем занимаются).

- Узнать о происхождении фамилии.

- Познакомиться с историей семьи, родословной.

Перед выполнением мини- проекта, вместе с Учащимися выбирались формы оформления проекта. Ими были предложены:

- плакат;

- мини-книга;

- альбом;

- презентация;

Итог работы над мини-проектом «История моей семьи»:

-Ученики совершили путешествие по страницам истории семьи;

-восстановили свою родословную. Поняли, что своей жизнью они обязаны многим поколениям своей семьи.

- историю Пермского края создавали люди, жившие в этом крае.

- прикоснувшись к истории семьи, они изучили страничку истории Прикамья.

Важным итогом реализации проекта было и то, что в Сборе материала участвовали родители, бабушки и дедушки.

Следующий проект был посвящен происхождению географических названий. Страница 5 называется « Кто живет, тот и названия дает».

Каждый ученик выбирал название географического объекта и находил материал о нем в библиотеке или интернете. Затем учащиеся выполняли проектную работу по теме «разработка маршрута путешествия по городам и селам Пермского края». Каждый ребята представили свои сообщения, которые были выполнены в печатном виде и написаны от руки. На карте Пермского края был отмечен населенный пункт, где мы побывали виртуально. Начали с сообщения Жени Горбунова о селе Зипуново. Информацию о нашем селе Женя получил в школьном музее, руководителем которого является Чикурова Надежда Ермиловна, учитель географии. Затем совершили путешествие в город Чайковский. Таким образом, мы совершили путешествие по городам Очер, Нытва, Пермь, Кунгур, Оса и закончили путешествие в селе Елово.. (показать сообщение Жени о Зипуново).

Творческий проект « открытка ветерану» был реализован в год 70- летия победы ко дню пожилого человека. Этот проект создан для того, чтобы показать ветеранам, что мы помним их подвиги и стремимся быть достойными гражданами своей Родины. Этапы работы над проектом: Подготовить макеты открыток; Выбрать лучший макет; Выполнить заготовки для открытки; Выполнить открытку; Написать поздравление.

Ребята нашли в интернете несколько эскизов открыток. Каждый выбирал, какую будет изготавливать. Практическая часть проекта - это изготовление открытки.

Проведённая школьниками работа получила высокую оценку самих ветеранов: вручённые им открытки с самостоятельно составленными обучающимися поздравлениями стали настоящим подарком для пожилых людей.

Мы знаем, что новый стандарт делает акцент на самообразовании учащихся. Учитель же выступает в роли наставника. Как раз в краеведческой деятельности подобный подход наиболее ярко выражен. Правильная организация труда – самый главный фактор успешного самообразования, а значит и развития самостоятельности и личности учащихся.

В течение 1-2 четвертей на занятиях кружка в процессе выполнения заданий, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах..

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит на каждом занятии. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД , в других – на формирование других УУД. Но в целом, на занятиях идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

С первой минуты занятий учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД). К ним относятся: целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наше занятие? Какие качества нужно проявить, чтобы получилось такое занятие?), нахождение пути их решения, самооценка.

При изучении материала ставится перед учащимися новая проблема, они участвуют в диалоге, описывают какие-либо жизненные ситуации, отвечают на вопросы, слушают и понимают речь других (формируются коммуникативные УУД).

Познавательные УУД: наблюдают и делают выводы, работают с книгой, используют простейшие предметы для проведения опыта)

При изучении странички, посвященной городу Соликамску при изучении ,как дано название городу? Приходим к выводу, что от слова соль. Изучаем, как варили соль в 17 веке. Проверяем способ варения соли на опыте.


Применение проектной и творческой деятельности во внеурочной деятельности формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству.

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!