СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод Ишикавы для формирования УУД на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс об использовании метода "ФИШБОУН" при подготовке к ГИА

Просмотр содержимого документа
«Метод Ишикавы для формирования УУД на уроках русского языка»

Известно, что логика развития УУД строится по формуле: от действия к мысли и от мысли к действию.

На уроке русского языка в приоритете ТЕКСТ. Умение учащихся работать с текстом важно для всех учебных дисциплин. Текст читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, создают собственный текст и т.д.

Только при таком подходе к обучению ученики на уроках получают возможность думать, читать, писать, обсуждать.

Существуют самые разнообразные формы работы с текстом.

Современная методика располагает целым набором инструментов для работы с текстом, одним из которых является метод Ишикавы.

Метод Ишикавы – диаграмма Ишикавы – фишбоун – рыбный скелет – это графический способ исследования и определения причинно-следственных взаимосвязей между факторами и последствиями в исследуемой ситуации или проблеме.

Эта диаграмма считается превосходным средством визуализации и организации знаний.

Метод Ишикавы можно использовать на уроках русского языка и литературы при работе с текстом, тем более что установление причинно-следственных связей есть то важное умение, которое необходимо формировать у учащихся.

Метод Ишикавы создан не для образования, а для бизнеса. Но оказался весьма эффективным, когда речь идет о формировании УУД при работе с текстом.

Поначалу я использовала метод «Фишбоун» на уроках литературы. Результаты были приятно неожиданными, потому что ребята довольно легко справлялись с выявлением причинно-следственных связей и составлением рыбьего скелета. Первое время хорошо справлялись те дети, кто может не только прочитать, но и осмыслить, увидеть подтекст. В результате систематической работы с текстом таким методом основная часть класса активно включается в работу с текстом.

Я сделала вывод: метод «Фишбоун» можно использовать при работе с текстом не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка, особенно при подготовке выпускников к итоговой аттестации по языку.

Как я работаю на занятиях по подготовке учащихся к написанию сочинения в задании 15.1 на ОГЭ.

Работа идет на уроке в группе.

Предлагаю текст по рассказу Л. Пантелеева «Честное слово». После того, как дети ознакомились с содержанием, предлагаю обратиться к заданию 15.1, которое звучит так: «Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл» высказывания известного лингвиста А. А. Реформатского: «Что в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста».

План работы по составлению рыбного скелета будет таков:

1. Работаем с высказыванием Реформатского, выясняем ключевые слова и понятия: язык – функция общения – синтаксис.

2. Формулируем проблему, над которой необходимо работать:

«Что позволяет языку выполнять его главную функцию – функцию общения?»

3. Записываем ее в «голову» рыбы.

4. Работаем над понятием «синтаксис», выясняем, что такое синтаксис, каковы основные синтаксические единицы этого раздела языка.

5. Теперь формируем «скелет» рыбы: наносим в верхнюю часть большие кости рыбы, где прописываем основные единицы синтаксиса: словосочетание – предложение – текст – главные ПРИЧИНЫ

6. Теперь нам необходимо указать второстепенные причины, которые оказывают влияние на главные – наносим «средние» кости, которые примыкают к «большим» костям.

7. В верхней части рыбы мы сгруппировали и структурировали теоретический материал по теме «Синтаксис» по смысловым и причинно-следственным блокам.

8. Обращаемся к тексту Пантелеева, чтобы определить коммуникативную роль языковых явлений.

9. Дети, работая с текстом, отмечают синтаксические единицы и их роль с точки зрения функции общения.

10. Далее работаем с нижней частью рыбы – оформляем факты, аргументы, указываем номера предложений.

11. Формулируем вывод, который записываем в «хвост» рыбы: «Основную функцию языка – функцию общения – выполняет синтаксис».

12. Скелет рыбы – диаграмма Ишикавы, фишбоун – выглядит примерно так.

13. Следующий шаг – написание сочинения-рассуждения. Теперь у каждого ученика есть право выбора аргументов, которые помогут ему в создании работы.

Мы графически изобразили план сочинения-рассуждения, где четко прослеживается триада «проблема – аргументы – вывод».

Как видим, выпускнику необходимо продемонстрировать умение делить собственный текст на абзацы в соответствии с планом сочинения-рассуждения.

Основная задача выпускника при выполнении этого задания заключается в том, чтобы прокомментировать, истолковать высказывание, раскрыть роль и значение тех или иных языковых явлений в предложенном тексте, подтвердить примерами из текста и сделать вывод.

Метод Ишикавы требует от учителя тщательной подготовки. Прежде чем приступать к построению графика, необходимо изучить особенности построения «рыбьего скелета»:

· прежде всего определиться с формулировкой рассматриваемой проблемы;

· проблему для удобства восприятия расположить (записать) в правой части доски или листа бумаги, а влево от неё уже горизонтально провести «хребет рыбы»;

· показать «большие кости рыбьего скелета», которые представляют основные влияющие на проблему причины (их нужно заключить в рамки и соединить с «хребтом» наклонными стрелками);

· затем на диаграмму наносятся второстепенные причины, которые оказывают влияние на главные, являющиеся их следствием. Это уже «средние кости», которые примыкают к «большим костям»;

· при анализе диаграммы следует учитывать абсолютно все, даже кажущиеся малозначительными, причины и факторы. Это делается для того, чтобы отыскать первопричину и найти наиболее эффективный способ решения исследуемой проблемы;

· причины и факторы должны оцениваться по своей значимости, т.е. необходимо найти и выделить самые важные из них – в наибольшей степени влияющие на рассматриваемую проблему;

· желательно вносить в диаграмму всю информацию, касающуюся проблемы;

· в «хвосте рыбы» будет находиться вывод, к которому пришли учащиеся в результате работы с текстом;

· важно запомнить, что процесс поиска, анализа и интерпретации причин и факторов является основополагающим в создании диаграммы Ишикавы.

Следуя этим принципам, ученики совместно с учителем смогут рассмотреть проблему наиболее объективно и раскрыть всю цепь причинно-следственных связей.

Ключевые компетенции как готовность человека организовывать свои ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели обеспечивают его нормальную жизнедеятельность в социуме.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а способность решать конкретные проблемы. Современные методы направлены на развитие критического мышления обучающихся, умений самостоятельно контролировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, принимать решения, разрешать проблемы.

Важные принципы современных методов – обучение в сотрудничестве, учёт ситуации, учёт проблем из жизненного опыта, ответственность за собственное обучение, метапредметность обучения.

Достижение цели вооружения учащихся ключевыми компетенциями становится возможным на основе системы освоенных универсальных учебных действий, которые выступают как средство формирования компетенций, как вектор движения к компетенциям.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!