Деловая игра как метод активного обучения.
(1 слайд)
Традиционно деловую игру относят к числу методов активного обучения. Область применения деловых игр как особого метода обучения довольно широка: экономика, управление, педагогика, психология, инженерные дисциплины, экология, медицина, история, география, и т.д.
Для типологизации методов активного обучения обычно используют два основных критерия:
– наличие имитационной модели изучаемого процесса, трудовой деятельности;
– наличие ролей.
Таким образом, по степени «закрытости» или «открытости» можно выделить:
имитационные игры
инновационные игры
Деловая игра — имитационный игровой метод активного обучения.
Важно также отметить, что деловая игра — это и коллективный метод обучения. «В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп…».
(2 слайд)
Роль ДИ в образовании
Деловая игра способствует возникновению интереса, сосредоточению внимания слушателей на учебном материале. Она в единстве реализует образовательную, воспитательную, развивающую, коммуникативную, диагностическую, релаксационную функции. Игровая форма обучения в
обычном своём проявлении является преимущественно групповой формой организации обучения.
В дидактике средней и высшей школы разрабатываются различные
концепции игровых форм обучения, согласно которым в качестве
эффективного средства активизации познавательной деятельности обучающихся признана имитационно-символическая игра истинно человеческая деятельность. Применение игровой формы обучения в общеобразовательной и профессиональной подготовке выросло сейчас из предмета научных дискуссий в наиболее перспективное направление реальной активизации учебного процесса в XXI веке.
Народная мудрость гласит: посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу. Известно, что, упражняясь, тренируясь, человек формирует навыки и умения, которые обеспечивают ему успех в избранном деле. Личностные качества также развиваются, если человек настойчиво и систематически занят какой-либо деятельностью.
Игра - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Сравнительно недавно в нашу жизнь вошли деловые игры. Ролевая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить.
Использование деловых игр значительно укрепляет связь (ученик-учитель), раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. Опыт проведения деловой игры показал, что в ее процессе происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.
(3 слайд)
Ролевая игра - форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Предназначена для отработки профессиональных умений и навыков. В деловой игре развертывается профессиональная деятельность обучающихся на имитационно-игровой модели, отражающей содержание, технологии и динамику профессиональной деятельности специалистов, ее целостных фрагментов.
Ролевая игра - это средство развития профессионального творческого мышления, в ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи.
(4 слайд)
Цель РИ:
- Проверка знаний, умений и профессиональных навыков.
- Продолжить развитие коммуникативных способностей.
- Способствовать формированию активной жизненной позиции.
(5 слайд)
Задачи РИ:
- Научить соотносить требования к профессиональной деятельности и качества человека;
- Дать возможность обучающимся примерить на себя разные виды деятельности;
- Познакомить обучающихся с производственными ситуациями.
Структура ролевой игры:
В соответствии с представлением об общей структуре методов активного обучения, ключевым, центральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и т. п. В сочетании со средой (внешним окружением имитационной модели), имитационная модель формирует проблемное содержание игры.
Действующими лицами в деловой игре являются участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами.
Одним из самых важных и эффективных моментов ролевой игры является постановка играющего перед осознанием морально-этического выбора, от которого зависят дальнейшие события и действия как его самого, так и, возможно, развитие всего дальнейшего сюжета игры, движения всего игрового миропорядка.
Ролевые игры развивают такие коммуникативные навыки, как ролевое, деловое и дружеское общение.
(6 слайд)
Ролевая игра должна иметь основные атрибуты:
- Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности.
- Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре.
-Игровые действия регламентируются системой правил.
- В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности.
-Игра носит условный характер.
Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией.
(7 слайд)
Методика проведения ролевых игр включает следующие этапы:
- Составление плана игры.
- Написание сценария, включая (руководство для ведущего, правила и рекомендации для игры), инструкции для игроков.
- Подбор информации; средств обучения.
(8 слайд)
Ход игры
Ведущий: В современных экономических условиях у потребителя есть большой выбор, и чтобы помочь ему разобраться в обилии товаров и услуг появляются новые специалисты, которые, достигая высот профессионализма, оправдывают необходимость существования своей профессии. К ним можно отнести парикмахеров, стилистов, маникюристов, имиджмейкеров и других. Некоторые из них мы сегодня примерим на себя.
Ведущий: Сегодня я предлагаем вашему вниманию деловую игру
« Один день из жизни салона красоты« Афродита». Давайте познакомимся.
Ведущий: Итак
Парикмахер:
Маникюрист:
Администратор:
Директор:
Клиенты:
Ведущий: Мы познакомились со всеми специалистами нашего салона. Приглашаем клиентов к участию в работе салона красоты «Афродита», вы вправе определить для себя у какого мастера вы хотите обслужиться сегодня.
Некоторые из вас могут принять участия в роли наблюдателя.
Займите рабочие местам.
Ну а теперь, мы непосредственно начинаем работу в нашего салона. Задания для игроков
Парикмахеру предлагается выполнить коллорирование волос;
Маникюристу выполнить гигиенический маникюр.
Ведущий: В нашем салоне произошла неприятная ситуация, Клиент недоволен:
НЕДОСТИГНУТ ЖЕЛАЕМЫЙ ЭФФЕКТ КОЛЛОРИРОВАНИЯ.
Как вы выйдите из этой ситуации?
5 минут на обсуждение и принятие правильного решения выхода из сложившейся ситуации.
(высказывают свое решение)
Ведущий: Хотелось бы подвести итог. Мы убедились, что здесь собрались творческие, неординарные люди.
Я хотела бы спросить у вас понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
(9 слайд)
В заключении:
Результаты применения ДИ в подготовке специалистов показывают, что такая игра не только способствует выработке и принятию системы профессиональных ценностей, определяющих коммуникативную культуру личности, но и позволяет приобрести опыт решения различных профессиональных проблем, обеспечивает субъектную позицию обучающегося как будущего профессионала, создает условия для развития и реализации его творческого потенциала.