СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов на уроках английского языка c целью активизации познавательной деятельности детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Одним из ярких примеров работы над проектом с учащимися с ОВЗ является проект “My town!” – “Мой город!” в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов на уроках английского языка c целью активизации познавательной деятельности детей с ОВЗ»

  1. Метод проектов на уроках английского языка c целью активизации познавательной деятельности детей с ОВЗ

Худорожкова Е. В.

Учитель английского языка

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у учащегося, что, несомненно, влечет за собой повышенную его мотивированную активность. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другие учебники, предусмотренные школьной программой. Однако, зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.

Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения.

Практическая работа над проектом начинается на стадии “Закрепления материала” и “Повторение” и становится гармоничной частью единого процесса обучения.

Одной из главных особенностей проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение.

В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

Одним из ярких примеров работы над проектом с учащимися с ОВЗ является проект “My town!” – “Мой город!” в 6 классе.

Учащиеся при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта, его цели. Конечной целью нашего проекта было создание путеводителя по городу. Таким образом, содержание проектной работы оказывается, основано на логическом продолжении содержания тематики учебника.

На начальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта необходимо:

- разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что школьники очень загружены в школе и быстро утомляются);

- продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся;

- обсудить план написания сочинения и создания иллюстрации;

- выбрать оптимальную форму презентации результатов;

- составить и обсудить примерный план работы.

Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.

Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты.

Именно здесь происходит моя основная работа со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося.

В работе над проектом “My town!” – “Мой город!” на начальных этапах дети осваивают лексико-грамматический материал в рамках учебника (см. Таблицу 1).

Таб. 1

Town life

Prepositions of place

How to get to my place:

town
city
square
main
cinema
theatre
church
street
road

traffic light

in the country/a big city/a small town
near
not far from/far from
opposite
behind
next to
in front of
in the middle of
on the right/left
between, at, on, in

to turn to the right/left
to walk along the street
to get to the traffic lights
It takes you … to get there.

Пишут коротенькие сочинения, которые надо составить в рамках учебной программы. Затем работают над собственным сочинением о своем любимом уголке своего города. Детям предлагается вопросы, по которым можно написать сочинение (см. таблицу 2). Следует отметить, что и сами вопросы, их важность и последовательность также обсуждаются с учащимися.

Таб. 2

Plan

I. Introduction

    1. About myself

    2. About my family

    3. The place I live in

II. Main body

    1. Describe your favorite place in the city

    2. How can you get to your place from there?

    3. Write as much as you can about your place

III. Conclusion

1. Why do you like this place?

Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания сочинений на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком.

Именно на этом этапе идет кропотливая индивидуальная работа учителя с учащимися. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному сочинению. Даются советы, ставятся наводящие вопросы учителя, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать. В итоге ребенок приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим друзьям на английском языке.

Так, в рамках работы над проектом появились сочинения с иллюстрациями о Филармонии, детской библиотеке, нашей школе, Театральной площади, Центре детского творчества и о многих других местах нашего города.

Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.

На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта.

Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.

Очень важным моментом в процессе подготовки презентации своего сочинения для ребят была необходимость создать иллюстрацию к своему сочинению. Но не просто, а с учетом требований для дальнейшего компьютерного сканирования – рисунок должен был быть ярким, четким и красочным. Большинство работ было выполнено традиционными способами, с использованием цветных карандашей, акварельных красок или гуаши.

Таким образом, цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения.

Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.

Применение проектной методики на занятиях английского языка с детьми с ОВЗ даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:

- достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,

имеют практическую возможность применить навыки, полученные на урока- х информатики,

- понимают необходимость междисциплинарных связей.

Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:

- повышение познавательной активности и мотивации учащихся при изучении английского языка,

- наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,

- простор для творческой и созидательной деятельности.

Список использованной литературы

  1. Душеина, Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. ИЯШ, 2003, № 5.

  2. Кочетурова, Н.А. “Метод проектов в обучении иностранному языку”. Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе “Школа – Вуз”, Новосибирск, 20 июня 2014 г.

  3. Павленко, И.Н. Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста. ИЯШ, 2003, № 5.

  4. Часовникова, О.Б., Гибина Ю.И., Лисица А.Б., Гусельникова Е.В. Использование новых информационных технологий обучения в школе. Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе “Школа – Вуз”, Новосибирск, 20 июня 2014 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!