СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов в структуре курса Естествознания в школе (выборка из дипломной работы)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иногда небольшая работа-проект со школьниками 5-7класс приносит больший моральный результат, чем реализация многоходового проета с учениками 9-11 классов.

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов в структуре курса Естествознания в школе (выборка из дипломной работы)»

57





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН


КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. УЛЬЯНОВА – ЛЕНИНА


ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН


Программа дополнительного образования по специальности

(540100) «Учитель естествознания»


Кафедра методики преподавания естественнонаучных дисциплин










ДИПЛОМНАЯ РАБОТА


МЕТОД ПРОЕКТОВ В СТРУКТУРЕ КУРСА

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ





Автор работы

Орлов Олег Игоревич



Научный руководитель –

д.п.н пофессор-мат.н., профессор КГУ

Фишман Александр Израилевич



Заведующая кафедрой –

к.п.н. Куренева Татьяна Владимировна







Казань – 2007




Содержание:

  1. Введение…………………………………………………

  2. Литературный обзор……………………………………

  3. Теоретический раздел………………………………….

  4. Аналитический раздел…………………………………….

  5. Результативность метода проектов……………………….

А) Участие школьников в олимпиадах всех уровней……

Б) Участие школьников в конференциях всех уровней…….

6. Сотрудничество с научно-исследовательскими институтами.

7.Использование информационных технологий………….

8. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта:

А) Изданные методические пособия……………………..

Б) Открытые уроки…………………………………………

В) Печатные работы…………………………………………

Г) Выступления на семинарах, курсах, конференциях….

9. Выводы………………………………………………………..

10.Приложение –

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ



Теоретический раздел

В настоящее время педагогами используются разнообразные педагогические технологии, выбор которых учителя осуществляют в соответствии со своими знаниями, способностями и главное желанием их реализовывать. Как показывает личный опыт, наибольшие результаты в познании предметов биологии и экологии школьниками достигаются через непосредственно практическую деятельность по этим дисциплинам. Ученикам нравятся предметы биология и экология, если они понимают материал на уроке, однако любить данные предметы они начинают только тогда, когда сами могут что-то изменить, т.е. внести что-то новое в сам предмет, а это происходит, когда ученик непосредственно реализует настоящий научно - исследовательский проект. На базе гимназии №102 много лет существует созданная мной «Лаборатория экспериментальной экологии», представляющая собой учебно-лабораторный комплекс, где ученики проходят практику реализации научно-исследовательских проектов. Опыт показал, что метод проектов самый лучший и удобный в работе с одаренными детьми, которые в своем стремлении внести новое в науку чаще всего начинают превосходить своего учителя по качеству знаний. Например, Галкин Александр (вместе с ним был разработан практикум по экологии – гидробиология) – победитель республиканских олимпиад по биологии и экологии, победитель международной Соросовский олимпиады, не только защитил диссертацию в Берлинском университете, но и одновременно подготовил диссертацию для защиты при КГМУ. В настоящее время уже мне приходится просить его по электронной почте о консультациях по тем или иным научным вопросам. Фурманова Полина – победитель подряд двух республиканских олимпиад по экологии, одновременно закончила КГУ и Fox Chase Concern Centr. Вот выдержка из электронного письма, присланного Полиной год назад - до конкурса учителей: «Я хотела, и теперь у меня появилась возможность, очень-очень Вас поблагодарить. Потому, что тем, что я здесь, я во многом обязана Вам! Здесь-это, в Филадельфии (штат Пенсильвания).
Я делаю диплом в заведении под названием Fox Chase Cancer Centre .
Фокс Чейз-это название района. А центр-это онкологический госпиталь и большая научно-исследовательская часть, в которой я  и работаю»



Аналитический раздел

Ученики, освоившие методики постановки научно исследовательских работ, как правило, имеют некоторые преимущества среди однокурсников в высших учебных заведениях, выполняя научно – исследовательские работы уже на первых курсах. Чтобы выполнить, правильно оформить и надлежащим образом донести результаты своих исследований, ученик должен владеть современными информационными технологиями. Для этого с самого начала посещений занятий в школьной экологической лаборатории ученики учатся обрабатывать статистически результаты своих исследований, а это самое главное в подтверждении своей какой-то научной гипотезы. Для упрощения обработки результатов первичных данных на базе школьной лаборатории экспериментальной экологии создана компьютерная программа EcoStat (экологическая статистика), позволяющая подсчитывать среднюю – ошибку средней. Подсчет средней - это самый обычный расчет, которым владеют не только биологи, но и другие специалисты. Однако именно для биологии важно знать, насколько точен расчет средней, репрезентативна ли выборка. Для этого в программе есть шкала, которая полностью заполняется только тогда, когда измерения достоверны, значит, выборка репрезентативна и дальнейших измерений проводить не надо. Если ошибки средних двух параллельных измерений не перекрываются, значит, различия достоверны. Таким образом, мы с учениками выделили две экологические морфы гидробионтов среди Дафний лонгиспина (Daphnia longipina), одна из форм обитает в реках, другая в озерах. За эту работу ученики получили диплом первой степени на республиканской экологической конференции. Другой математической величиной, позволяющей следить за уровнем биотической, абиотической, антропогенной нагрузки на объекты живой природы является эксцесс. Величина эксцесса показывает диапазон варьирования признака, будь то длина хвоинок ели, ширина полосок на колорадском жуке, соотношение макроцитов и микроцитов крови. Учениками гимназии №102 многократно подтверждена рабочая гипотеза, согласно которой, чем меньше величина эксцесса, тем больше варьирует признак, тем большую организм испытывает внешнюю нагрузку. Нами высчитывался эксцесс для семян растений (работа Сафиуллиной Даши), произрастающих в зонах с разной антропогенной нагрузкой. Данная работа получила первое место на Республиканской олимпиаде по экологии 2005 года. Рассчитываемая компьютерной программой математическая величина – ассиметрия помогает выявить тенденцию в сторону увеличения (отрицательная ассиметрия) или в сторону уменьшения (положительная ассиметрия) измеряемого параметра. Используя ассиметрию можно производить мониторинг окружающей среды по изменению какого либо параметра, например, размеров особей. Данную работу планируется провести, изучая «самочувствие» редких и исчезающих видов растений Республики Татарстан. Исследуя все эти три показателя: средняя, эксцесс, ассиметрия ученики, используя информационные технологии, практически проводят компьютерную диагностику состояния окружающей среды, в случае, когда обычными методами им это сделать не удается. В настоящее время в медицине компьютерная диагностика состояния организма человека является уже стандартной методикой. Используя компьютер для экологических исследований, школьники привыкают к работе на современном уровне, при этом планка, т.е. уровень экологических работ, может быть очень высокой.

В нашей школьной лаборатории экспериментальной экологии есть проекты, которые можно сравнить с курсовыми и даже дипломными работами студентов. Совместная работа учителя и ученика реализует главную цель – обучение в сотрудничестве, а это при правильной организации дает результат. На протяжении многих лет представители школьной экологической лаборатории занимают, как правило, призовые места на конкурсах экологических проектов республиканских олимпиад и региональных научно – практических конференциях. Самым трудным в организации научно-исследовательских работ школьников оказалось создание рабочих групп школьников, способных решить ту или иную проблему. Будучи классным руководителем химико-биологического класса мной была сделана удачная попытка приобщение всего класса к экологической работе. Для этого весь коллектив был разбит на рабочие группы. Цель была поставлена одна, а количество задач соответствовало количеству рабочих групп. Итогом работы была школьная конференция, где членами жюри являлись непосредственно ученые вузов. Опыт показал, что наиболее работоспособной является рабочая группа, состоящая из двух человек. Важной проблемой также является выбор темы работы. Как показывает практика, лучше всего выполняется тема, вызывающая искренний интерес у школьников, а это чаще всего связано с работой, включающей в себя элемент открытия, настоящего исследования. Например, по аналогии широко используемых орнитологами определителей птичьих гнезд и яиц, мы создали определитель латентных яиц гидробионтов. Определитель помог нам дополнить официальный список видов только реки Казанки шестнадцатью видами, и теперь уже профессиональные гидробиологи в своих работах ссылаются на нас. В качестве другой темы для работы нами была выбрана тема исследования биологического - информационного действия «торсионных полей» на объекты живой природы (эти поля еще не получили официального признания и в Интернете ведется оживленная дискуссии об их существовании). Сменилось уже три выпуска учащихся, занимающихся этой темой, но каждый год мы продолжаем находить что-нибудь новое о торсионных полях, и продолжаем работы. В приложении к отчету представлена научно-практическая работа по «Торсионам» состоящая из ряда экспериментов, доказывающих существование не только самого поля, но и варианты его практического использования. В 2001 году Гилязова Диляра (в данный момент студентка ветеринарной академии) доказывает факт реагирования организма человека на «чистые» торсионные поля, высчитывает процент людей их воспринимающих в той или иной степени. За эту работу на «Поволжской экологической конференции» Диляра получает диплом. В 2002-2003 годах эстафету по «Торсионам» принимает Гараева Лилия (в данный момент студентка медицинской академии, где ведутся переговоры продолжения ее работы по «Торсионам» уже в академии). Лилия показала возможность переноса посредством торсионных полей информации с одного объекта на другой. Был осуществлен перенос действующего начала валерьяны лекарственной, табака, конского каштана. Все эти вещества и методы переноса нами использовались в лекарственных целях. За эти исследования Гараева Лилия получила несколько дипломов на «Поволжской конференции школьников» и конференции школьников им. Н.И. Лобачевского. В 2003 Сафиуллиной Дарьей проведены опыты на кроликах в лаборатории химико-биологических исследований ИОФХ им. А.Е. Арбузова. С этой лабораторией у нас заключен договор о творческом сотрудничестве (см. Приложение). Результаты работы были изложены на республиканской олимпиаде по экологии – 1 место и Всероссийской -3 место. В 2004 Ненчук Спартак (ныне студент МГУ кафедры «Биоинформационных технологий») и Сингатуллин Анвар проводят опыты по облучению пищевой пластмассы торсионными полями, содержащими информацию о действующем начале фуросемида и анаприлина. По результатам опытов было подготовлено сообщение для конференции им. Н.И. Лобачевского, за которое на секции «физиология человека и животных» присуждено первое место.

В 2005 году, занимаясь исследованием торсионных полей, ученики гимназии №102 Орлов Руслан, Халикова Алсу работают с дорогостоящими препаратами от гипертонии, экстрактом Женьшеня. Им удалось перенести информацию об антибиотике на культуру бактерий, ускорить бег спортсменов школы (60м) на 0.2сек. Также был обобщен опыт многолетней работы. В 2006 году ими получен диплом на «Поволжской конференции школьников». Необходимо отметить, что по нашей методике препараты не расходуются, а это сплошная экономия средств особенно для пожилых людей. Каждый раз на то или иное направление исследовательской работы назначается ответственный, который от имени всего коллектива школьной лаборатории докладывает результаты работ на олимпиадах и конференциях. Как в спорте передается эстафета, так и проект передается от одного ответственного другому, а примером может служить следующая цепочка: Галкин Александр - Фурманова Полина – Гилязова Диляра - Гараева Лилия - Сафиуллина Дарья – Орлов Руслан, Халикова Алсу. Данную динамику хорошо отражают результаты олимпиад и конференций школьников, а это и есть работа с одаренными детьми, даже если с самого начала они такими не кажутся. В этом списке находятся ребята, работы которых отмечены грамотами и дипломами, однако на самом деле направлений работ и участников гораздо больше. В 2006 году планируется внедрить в практику уже разработанные учениками торсионные резонаторы, т.е. непосредственно оказать помощь людям. Среди разработанных резонаторов наиболее удачными оказались: от гипертонии, табакокурения, варикозного расширения вен, средство, снижающее аппетит. Эти мероприятия я считаю здоровьесберегающими технологиями, тем более что несколько школьников - участников проекта бросили курить, как и сам конкурсант. Сами предметы биологии и экологии подразумевают Здоровьесберегающие технологии – это и гигиена органов и их систем на уроках анатомии, риск возникновения онкологических заболеваний – на уроках генетики, роль животных и растений в жизни человека – на уроках ботаники и зоологии. Предмет экология говорит сам за себя. Сочетание обычных уроков биологии и экологии с конкретной природоохранной, научно-исследовательской деятельностью школьников приносит хорошие плоды.







Результативность метода проектов


Олимпиады школьников (город, республика, Россия)


1

Городская олимпиада по экологии - Гилязова Диляра II место

2002


2

Городская олимпиада по экологии - Гараева Лилия III место

2003


3

Городская олимпиада по экологии - Сафиуллина Дарья I место

2004


4

Городская олимпиада по экологии - Сафиуллина по экологии -Сафиуллина Дарья- II место

2005


5

Городская олимпиада по экологии – Халикова Алсу – I место

2006


1

Республиканская олимпиада по экологии -Сафиуллина Дарья - I место

2004


2

Республиканская олимпиада по экологии -Сафиуллина Дарья- I место

2005


3

Республиканская олимпиада по экологии -Сафиуллина Дарья- I место

2006


1

Всероссийская олимпиада по экологии – Сафиуллина Дарья -III место

2004


1

Городская олимпиада по экологии

- Шинкарев Алексей -2е место

2007


2

Республиканская олимпиада по экологии

-Шинкарев Алексей -2е место

2007


3

Всероссийская олимпиада по экологии

-Шинкарев Алексей -1е место

2007


4

Всероссийская олимпиада по экологии

-Сафиуллина Дарья – 1е место

2006


5

Всероссийская олимпиада по экологии

-Сафиуллина Дарья -3е место

2005




Конференции школьников - научный руководитель проектов Орлов О.И.

Тема, исполнитель, результат

Год

Статус





1

«Использование математического критерия эксцесса вариационных рядов латентных стадий гидробионтов для характеристики экологических ниш водоемов»

Исполнители: Гилязова Диляра, Чесноков Дмитрий, Соя Мария, Панова Ксения.

Результат – Диплом III

2001

Региональная Поволжская научно-практическая экологическая конференция школьников

2

«Зеленые удобрения»

Исполнители: Гилязова Диляра, Раздрогова Анжела

Результат – Диплом Лауреата

2002

Региональная Поволжская научно-практическая экологическая конференция школьников

3

«Луна и биологическое прошлое земли»

Исполнители: Соя Мария, Панова Ксения,

Результат - Диплом Лауреата

2002

Региональная Поволжская научно-практическая экологическая конференция школьников

4

«Шестой незримый океан»

Исполнитель Гараева Лилия

Результат – Диплом Лауреата

2003

Региональная Поволжская научно-практическая экологическая конференция школьников

5

«Шестое чувство человека»

Исполнитель Гараева Лилия

Результат – Диплом I степени

2003

Поволжская научно практическая конференция школьников им.Н.И.Лобачевского

6

«Торсионные поля – прошлое, настоящее, будущее»

Исполнитель Гараева Лилия

Результат -Диплом Лауреата

2003

Всероссийская научно- практическая конференция школьников

7

«Эксперименты на кроликах в условиях школы»

Исполнитель – Цветков Алексей

Результат - Грамота

2003

Поволжская научно практическая конференция школьников им.Н.И.Лобачевского

8

«Биоинформационная функция ЭПС полей»

Исполнитель Гараева Лилия

Результат – Диплом I степени

2004

Поволжская научно практическая конференция школьников им.Н.И.Лобачевского

9

«Экология человека»

Исполнитель Гараева Лилия

Результат – Диплом III степени


2004

Конференция «Зилант», г.Казань( городской учебно-методический центр)

10

«Биоинформационная функция ЭПС полей -2»

Исполнитель Гараева Лилия

Результат – Диплом лауреата


2004

Региональная -Поволжская научно-практическая экологическая конференция школьников

11

«Химические фантомы биологически активных веществ»

Исполнитель Уразметова Зухра

Результат -Диплом Лауреата


2005

Региональная -Поволжская научно практическая конференция школьников

12

«Химические фантомы биологически активных веществ -2»

Исполнитель Ненчук Спартак, Сингатуллин Анвар

Результат Диплом I степени

2005

Поволжская научно практическая конференция школьников им.Н.И.Лобачевского

13

«Химические фантомы биологически активных веществ-3»

Исполнитель Халикова Алсу,

Орлов Руслан

Результат - Диплом


2006

Региональная -Поволжская научно практическая конференция школьников

14

«Управляемое регулирование качества среды»

Исполнитель Шинкарев Алексей

Результат Диплом 1й степени



2007

Поволжская научно практическая конференция школьников им.Н.И.Лобачевского

15

Химические фантомы биологически активных веществ -4

Исполнители :

Васильева Ксения

Никитин Александр

Результат – Диплом

2007

Региональная –Поволжская научно практическая конференция школьников

16

3и работы школьников

Результат поощрительные дипломы

2007

Городская конференция

«Зилант»





Сотрудничество с НИИ

Часть своих исследований мы проводим на базе лаборатории химико - биологических исследований института физической и органической химии (ИОФХ) имени академика А.Е Арбузова, где под руководством д..б.н. В.В.Зобова проводим собственные опыты на лабораторных мышах, крысах, кроликах. Для осуществления подобной исследовательской работы нами с институтом заключен договор о творческом сотрудничестве Так же мы активно сотрудничаем с кафедрой зоологии беспозвоночных и кафедрой физиологии животных и человека при КГУ.





Использование информационных технологий

Мной, благодаря поддержке директора гимназии №102 М.С. Устиновой, создан и уже шесть лет как функционирует созданный в кабинете биологии мультимедийный центр, состоящий из компьютера, телевизора и активных колонок. Мультимедийный центр позволяет проводить уроки с использованием звука и звуковых эффектов – аналог использования магнитофона в старой школе, видеоизображения – аналог использования видеомагнитофона, демонстрации фотографий и рисунков – аналог таблиц. Все вроде тоже самое, но все в одном месте, в компьютере, который ко всему прочему стоит в лаборатории, а в кабинете у потолка закреплен телевизор и мышка легко отсоединяемая. Урок заранее «собирается» в отдельную папку. Например – «урок хищные млекопитающие». Загодя в папку «хищные млекопитающие» подбираются фотографии хищников для систематики, видеофрагменты – для демонстрации физиологических и этологических особенностей, звуковые файлы – для демонстрации звуков которые издают хищники. Снова фотографии, но уже таблиц показывающих происхождение хищников. Проходя тему «анализаторы» мной используется звуковой генератор, созданный самими учениками, который позволяет генерировать любые звуки по частоте, длительности и продолжительности. Это помогает определить диапазон звуков воспринимающихся слуховым аппаратом человека. В «мультимедийной» копилке кабинета биологии гимназии№102 находятся: программа EcoStаt, 4 тысячи фотографий растений, животных, анатомических рисунков человека, компьютерная карта Казани, статьи Интернет изданий о современных достижениях биологии и физики, современная и классическая музыка, видеофрагменты, экологический словарь, средства воспроизведения – простые и бесплатно распространяемые программы: электронная версия таблицы Д.И. Менделеева, IrfanViev, Pawer slaid, WinRar, Html генераторы для создания собственных сайтов в Интернете. Накопленный мультимедийный материал в одном CD диске участвовал на республиканском конкурсе авторских программ и получил диплом второй степени (см. Приложение).

На базе кабинета биологии с использованием мультимедийного центра неоднократно проводились консультации и открытые уроки для слушателей ИРО, где, прежде всего, показывалась варианты проведения уроков биологии и экологии с использованием информационных технологий. В настоящее время использование мультимедиа уже не является чем то сверх естественным как раньше, возможно благодаря тем самым открытым урокам.

Под руководством к.б.н. химических наук, доктора педагогических наук, профессора Курамшина И.Я. в гимназии №102 на протяжении 10 лет успешно работает временный научно – исследовательский коллектив в составе которого мною, на основании удачных педагогических находок разработаны и изданы следующие методические пособия :

Методические пособия

  1. «Поурочное планирование уроков биологии для профильных классов» - это была первая официальная методическая разработка такого рода, сэкономившая много времени учителям республики. На республиканском конкурсе авторских учебно-методических пособий автор получил диплом 2й степени.

  2. «Практикум по экологии» (46стр.) Данное методическое пособие было издано, как помощь учителям биологии, решившим заняться реализацией собственных экологических проектов, но не знавших как это можно организовать. В практикуме в доступной форме предъявлено несколько экологических проектов, где для их выполнения было достаточно просто вставить цифры первичных данных в таблицы. До сих пор на республиканских конференциях встречаются работы, выполненные по лабораторным работам данного практикума (см. Приложение). На республиканском конкурсе авторских разработок работа получила диплом первой степени.

  3. «Практикум по экологии – гидробиология» (180стр). Другое название работы – «Покоящиеся стадии гидробионтов Татарстана» (см. Приложение). Практикум выпущен в соавторстве с учеником гимназии №102 Галкиным Александром Владимировичем. Практикум представляет собой адаптированный к условиям школы вариант гидробиологических исследований, где в отличие от НИИ нет соответствующего оборудования и возможностей. Используя методологию практикума, стало реальным проводить гидробиологические исследования даже в условиях школы. На республиканском конкурсе учебно-методических пособий авторы за разработку практикума получили высшую оценку того времени – лицензию. Практикум опубликован на сайте КГУ по адресу www.kcn./scool/book/ecology/index.html

  4. «Сборник аудио, видео, фото материалов для уроков биологии и экологии» (см. Приложение). Сборник на CD носителе выпущен в соответствии с тенденцией информатизации учебного процесса в средней школе, в помощь к оснащению кабинетов биологии информационными материалами, которые автор разработки собрал за пять лет использования мультимедиа на своих уроках. В практикуме представлены не только сами аудио-видео-фотоматериалы, но и программы их просмотра, программы создания собственных Интернет сайтов, программа обработки данных экологических исследований, экологический практикум и все то, что может помочь организовать учебных процесс на современном уровне. Так же представлен экологический словарь, собранный школьниками из разных источников и некоторые другие полезные для учителя программы и материалы. На республиканском конкурсе авторских программ данный сборник на CD носителе автору сборника присужден диплом второй степени.


  • По многочисленным просьбам участников олимпиад и конференций школьников лучшие работы учеников членов лаборатории экспериментальной экологии начали публиковаться в сети Интернет по адресу - LabEco.narod.ru , который является официальным сайтом нашей лаборатории экспериментальной экологии. «Laborotory For Experimental Ecology» – под этим названием мы официально зарегистрированы во всемирной организации «День земли 2000» (см. Приложение) и являемся единственными представителями от Татарстана. Нами регулярно производятся выезды в лесной массив станции «Каменка», берег реки Казанка, где, прежде чем приступить к активному отдыху, изучаем правила поведения на природе и тщательно убираем территорию (см. Приложение).


Приобретенный удачный опыт работы со школьниками мною регулярно обобщается и распространяется всеми способами – это и курсы ИРО, региональные учительские конференции, открытые уроки ( пример открытого урока по теме « Факторы, способствующие преждевременному старению организма» – в приложении), печатные работы (см. Приложение), семинары, через сайт в Интернете - www.LabEco.narod.ru. На базе гимназии №102 ежегодно проходят педагогическую практику студенты КГПУ, которые ко всему прочему учатся опыту реализации научно-исследовательских проектов.



Приложение


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

Пояснительная записка

Важное место в системе естественнонаучной подготовки принадлежит лабораторным опытам и практическим paботам. Они выпол­няют роль источника знаний, служат основой для выдвижения и проверки гипотез, средством закрепления знаний и умений, методом контроля усвоения материала, сформирований умений и на­выков.

Практика преподавания курса Биологии в 6-11 классах свиде­тельствует о том что учащиеся испытывают значительные затруд­нения в выполнении работ исследовательского характера. Научно-иооледовательскне работы школьников входят составной частью в районные научно-практические конференции, городские и республиканские, Всероссийские олимпиады по экологии, где по ним проводятся отдельный конкурс.

В рекомендациях описывается содержание и методика органи­зации практических работ по экологии. Практикум рассчитан на классы о углубленным изучением предметов ''Экология", "Биология","Естествознание" Отдельные методические рекомендации к конкретным работам могут быть использованы в кружковой работе, а также во внеурочной ра­бота со школьниками, обучающимися то базовой программе - "Био­логия" (в 7 - 11 классах).

Методические рекомендации к практическим работам школьни­ков излагаются в определенной последовательности. Последова­тельность работ, ах тематика и содержание соответствует разде­лам программы первой республиканской олимпиады школьников Та­тарстана.



Все практические работы имеют одинаковую структуру:

Название работа.

Цель работ.

Задачи (задания), которые необходимо решать для дости­жения поставленной цели.

Материал - в нем названы вое биологические объекты, а иногда и просто предметы, при помощи которых и производят ис­следования, а также исследуемые объекты.

5. Оборудование -используется типовое оборудование биоло­гического кабинета средней школы.

6* Методика работы - в этом разделе описывается последова­тельность и методы выполнения работы.

Предлагаемые работы проводятся в малых группах на базе ти­повой биологической лаборатории. Работы могут выполняться выбо­рочно, их порядок может быть изменен.

Биологические объекты, используемые в постановке лабораторных экспериментов (методические указания)

Овес - растение, обладающее следующими удобными для экспериментов особенностям: быстро прорастает, не требует большой площади посева, его проростки легко измеряемы, не требователен к почве, холодоустойчив, доступен.

Ракушечный рачок - обитатель природных водоемов. Чтобы раз­вести его в количестве, достаточном для экспериментов, рачков предварительно летом отлавливают в природе. Для этого существует несколько способов. Первый - в стоячем водоеме отлавливаются гидробионты в сосуд с водой (желательно газовым сачком) • В от­личие от ветвистоусых рачков, ракушечные рачки могут не только перемещаться в толще воды, но и крепиться к ставкам сосуда, от­куда их без труда собирают стеклянной трубочкой через неделю. Второй способ - зто использование специальной ловушки - пол-литровой банки, набитой соломой. Банка заполняется водой и в откры­том виде помещается на дно водоема на глубине 30 см. через неде­лю банку горлышком вверх аккуратно извлекают, а заплывшие в бан­ку рачки отсаживаются. Дин того, чтобы развести рачков в большом количестве в условиях лаборатории, отловленных рачков помещают в наполовину заполненную аквариумной водой 3 литровую бая­ну. На дно банки предварительно кладется сантиметровый слой зем­ли, кроме итого в банку с водой помещается несколько веточек элодеи. Кормом для рачков служат разложившиеся листья растений и сама почва. Сухие листья для корма рачков в банку помещают не часто (один лист в месяц;. таким образом и создается лаборатор­ная культура рачков, с которыми работать совсем не трудно.

Следующий объект, удобный для экспериментов, проводимых в условиях школы это - аелосама - малощетинковый червь. Аолосому не обязательно содержать в лаборатории на протяжении года. Что­бы получать червей к началу эксперимента предварительно осенью собирают тину, выброшенную на берег. Ее высушивают и на две не­дели до начала эксперимента помещают в сосуд с водой, который ставят под источник света на два часа. Сверху сосуд посыпают по­рошком выпушенных листьев салата (корм). Вышедшая из зимоваль­ных яиц молодь аелосом подрастает и ухе через две недели дости­гает размера 0,5 см, а количественный прирост за сутки увеличи­вается в 1,5-2 раза. Единственная трудное при работе о объек­том заключается в том, что для работы о ним нужен бинокуляр. Ма­точная культура содержится в обычной 0,5 литровой банке.

Эксперименты с жуками-вредителями осуществляются в соответствии с рекомендациями из книги Н.М.Черновой (1986г.). Одним из удобных объектов для практических работ является хрущак муч­ной, трудностей в поимке жуков нет, во многих частных квартирах они нередко портят продукты питания, плодовитость самок около 450 яиц. Развитие яйца при 25° с длится 6-7 дней. Личинки при такой температуре развиваются около 3-х недель, при более низкой температуре - до 100 дней. Куколки при 25° С развиваются 10-14 дней. В отапливаемом помещении развитие одного поколения продол­жается примерно месяц. Маточную культуру жуков рекомендуется со­держать в 3-х литровой банке наполовину заполненной мухой или зерном. Банки, во избежание миграции хуков должны быть плотно закрыты полиэтиленовыми крышками с густой сетью мелких отвер­стий (для вентиляция). Культура длительно хранится в теплом мес­те. Периодически, во избежание накопления метаболитов, пищевой субстрат следует частично заменить. Дождевые черви - биологический объект, не нуждающийся в особых рекомендациях. Простота его содержания в ящиках (кастрю­лях) с землей, куда добавляют небольшое количество пищевых от­ходов делают червей доступными для экспериментов в любое время года.



РАБОТЫ ПРАКТИКУМА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


Среда обитания, факторы среда

Практическая работа № I

«Средообразующая деятельность водных организмов»

цель работы: моделирование в лабораторных условиях образования детритного слоя природного водоема.

Определение стоящих задач:

а) Выявление совместной роли водных организмов в образовании детритного слоя.

б) Определение степени участия в этом процессе каждой из групп гидробионтов.

Материал.

а) Аквариумные улитки: физы, катушки, обитателя озер -
планорбис, прудовик (большой или малый) в количестве 25,
(любого вида).

б) Ракушечные рачки - получат либо из заранее подготовленной,
маточной культуры, либо непосредственно из водоема.

Оборудование:

а) стеклянная трубочка для сбора рачков,

б) 12 стеклянных баночек объемом 100-200 мл.

в) Высушенные листья березы, клена (12 шт.) одинаковой
площади - 20-20 см2.

Методика работы:

а) Подготовка рабочего места.

б) Укрепление этикеток на банки (наклеивается лейкопластырь, запись производятся карандашом).

а) Заполнение баночек аквариумной водой до определенного уровня.

г) Помещение по одному сухому листку растения в каждую ба­
ночку, после чего баночка устанавливаются на заранее подготовленное место сроком на 2 недели.

В первые дни вода в баночках мутнеет, но после размножения простейших вода светлеет.

д) По истечении двух недель в баночка помещают гидробионтов
по следующей схеме:

I 2 3 - гидробионты отсутствуют

4 5 6 - по 20 ракушечных рачков

7 8 9 - по 5 моллюсков одного вида

10 II 12 - по 20 рачков в по 5 моллюсков.

(I, 2, 3) (4, 5, 6) (7, 8, 9) (10, 11, 12) - повторности.

е) Экспериментальные баночки устанавливаются на заранее
подготовленное место (желательно c хорошим освещением) сроком
на два месяца (испаряющаяся вода регулярно возмещается).

к) Черев два месяца подсчитывают количество рачков в каждой баночке


з) После подсчета ракушечных рачков определяют степень разложения листьев. Условно делят листья на три группы: слабо-разложившиеся - А, листья со средней степенью разложения - Б, листья от которых остается только одна сеточка - В).


и) Завершающей стадией работы является определение коли­чества образованного детрита.

После извлечения листьев, рачков, моллюсков воду на бано­чек профильтровывают сквозь кружки фильтровальной бумаги, су­шат и взвешивают.


к) После окончания эксперимента, исходя из полученных результатов ,формулируют выводы.



Среда обитания, факторы среды

Практическая работа № 2

«Примеры избегания неблагоприятных условии гидробионтами и педобионтами»

Цель работы:

«Выяснение способов ухода от неблагоприятных воздействий факторов среды у гидро и педобионтов»

Определение стоящих задач:

в) Реакция ветвиcтоусых рачков на переcыхание водоема.

б) Реакция ракушечных рачков на пересыхание водоема.

в) Реакция брюхоногого моллюска "планорбиc" на пересыха­ние
водоема.

г) Реакция дождевых червей на пересыхание почвы.

д) Реакция дождевых червей на засоление почвы.
Материал.

а} лабораторная культура ветвистоусых рачков

б) Ракушечные рачки.

в) Моллюски рода Планорбис.

г) Дождевые черви (лабораторная культура).
Оборудование:

а) Стеклянная трубочка для обора рачков.

б) Ящик о землей высотой не менее 5O см.

в) Девять стеклянных баночек 100-200 мл.

г) Садовая почва.

д) Птичий помет 50 гр.

е) Листья салата (высушенные в перемолотые).

ж) соль поваренная.
Методика работы.

а) Подготовка рабочего места.

б) Укрепление этикеток на стеклянные баночки.

в) Посадка дождевых червей в ящики с землей в количестве
не менее 15 шт.

г) Заполнение баночек аквариумной водой.

д) В каждую баночку о водой вносится по 50 гр садовой земли­
и 5 г птичьего помета (птичий помет вносят только в те баночки­
, куда будут помещены моины или дафнии).

е) Размещение гидробионтов для эксперимента на пересыха­ние
идет по следующей схеме:

I 2 3 - дафнии или моины по 20 шт. 4 5 6 - ракушечные рачки по 20 шт.

7 9-Ю моллюсков плюс листья салата I гр на одну ба­ночку.

ж) Размещение дождевых червей для эксперимента на "пере­сыхание
производят из расчета 5 червей на I дм3. В ящик
дополнительно вносят мелко нарезанные листья капусты или две из­
мельченные моркови (опыт 16).

з) Постановку следующего опыта (2 а) с целью выяснения
воздействия производят по следующей схеме:

I, 2, 3 - баночки заливаются водой плюс 50 г земли и I г птичьего помета. В них вносится культура дафний или моин в ко­личестве 15-20 шт. В первую (Л I) баночку добавляют I гр пова­ренной соли, во вторую 0,5 гр, в третью - 0,25 гр. 4, 5, 6 - баночки заливаются водой плюс 5 гр земли. В каждую баночку помещают по 20 ракушечных рачков. Соль добавляют в та­ких же количествах, как и в баночки I, 2, 3. 7, 8, 9 - баночки заливаем водой, в каждой размещают по 5-Ю моллюсков планорбис плюс корм (листья салата). Соль добавляется, как и в баночки I, 2, 3.

и) Опыт с дождевыми червями (2 б) (засоление) подготавли­вают также как и опыт I б, дополнительно вносят поваренную соль из расчета 2 гр. на I дм3.

Ожидаемые результаты.

а) Опыт I а, I б. В эксперименте с дафниями и мойнами мож­но ожидать по мере испарения вода в банках (2 недели) появление­ особей (самок) несущих на спине специальные камеры
(эфиппии) для зимовальных яиц (латентная стадия). Эфиппии -
есть стадия пережидания неблагоприятных условий этими видами

и их появление фиксирует факт наступления таких условий. Что касается эксперимента о ракушечным рачками - то результат ана­логичен эксперименту о дафниями, мои нами. Однако зфиппиев ра­кушечные рачки не образуют, просто отдельные особи чада сред­него размера в ответ на внешние воздействия плотно смыкают створки и высыхают. Дождевые черви, как известно из литературы, при высыхании грунта опускаются в глубокие слои почвы, сворачи­ваются в клубок и выделяют слизь, что препятствует обезвоживанию.

б) Опыт 2 а, 2 б. В этих опытах ожидаемые результаты будут такими же как и в опытах I а, I б. Яйца дафний, моин могут пе­реносить не только "пересыхание", но и пониженную температуру, отдельные концентрации солей. Аналогично и ракушечные рачки. В эксперименте о дождевыми червями можно также ожидать резуль­таты сходные с опытом 16.


Среда обитания, факторы среды

Практическая работа № 3

Животные - растениям.

«Роль дождевых червей в формировании плодородного слоя почвы»

Цель работы. Моделирование в лабораторных условиях процессов, происходящих в почве с участием дождевых червей.

Определение стоящих задач.

а) Определение скорости разложения листового опада при
участии дождевых червей.

б) Определение скорости разложения листового опада без
участия дождевых червей.

в) Определение степени плодородия той почвы, где жили дождевые­
черви и почвы без них.

Материал.

Культура дождевых червей должна быть взята на одного био­топа - это даст возможность собрать особей одного вида. Оборудование.

а) Три ящика с огородной землей (могут использоваться ящи­ки
для выращивания рассады).

б) Листовой опад.
Методика работы.

а) Заполнение ящиков землей.

б) Внесение листового опада (одна двадцатая объемная часть
земли в 2 ящика .

в) В одном из ящиков о листовым опадом помещают дождевых
червей из расчета 4-5 на I дм3.

г) В течение трех месяцев ящики поливают водой по мере
высыхания почвы.

д) Проверка степени плодородия почвы путем измерения длины­
ростков овса (посадка 50 зерен на I дм2) в каждом из ящиков.



Среда обитания, факторы среды

Практическая работа № 4

Животные – растениям

«Роль микроартропод в формировании плодородного слоя почвы»

Wель работы:

моделирование в лабораторных условиях процес­сов, происходящих в почве c участием микроартропод.

Определение стоящих задач:

а) Выявление зависимости скорости роста растения - овса от наличия в почве микрофлоры и микроартропод.

Материал.

б) Семена овса, у которых предварительно определят всхо-
жесть.

в) Почвенные клещи, ногохвостки, водоросли, простейшие,
бактерии.

Оборудование:

а) Рассадные стаканчики в количестве 12 шт.

б) Огородная земля для заполнения стаканчиков.

в) Эклектор - воронка для отгонки микроартропод - изготав­ливается
из пластмассовой бутылки - кола).

г) Линейка для измерения. Методика работы.

а) Землю засылают во вое 12 стаканчиков.

б) На стаканчики укрепляют этикетки.

в) Из 8 стаканчиков землю отсыпают в железную емкость и
прогревают в духовке при температуре 120° иди более градусов,
до тех пор пока от земли не пойдет пар (температура пара больше
100 градусов и он "стерилизует" почву).

г) Прогретую землю охлаждают и засыпают в 8 стаканчиков. д; Отгонку микроартропод производят за три дня до начала опыта.

е) Земля с отогнанными почвенными обитателям равномерно
рассыпают в 4 стаканчика.

ж) Схема опыта выглядит следующим образом:
№ I 2 3 4 - Стаканчики с обычной землей.

5 6 7 8 - стаканчики с прогретой землей. 9 10 II 12 - стаканчики с прогретой землей, плюс земля с педобионтами.

з) Экспериментальные стаканчики I-I2 устанавливали на
полку на 2 месяца, регулярно поливая водой.

и) По прошествии двух месяцев в каждый из стаканчиков сажа­ют по 25 семян овса.

к) Через две недели производят намерение длины проростков.




Среда обитания, факторы среды

Практическая работа № 5

Растения – растениям

«Роль растений в формировании плодо­родного слоя почвы»

Цель работы.

Моделирование в лабораторных условиях процес­сов почвообразования.

Определение стоящих задач:

а) Выяснение роли растений в образовании плодородного слоя почвы.

Материал:

а) Семена овса.

б) семена огурцов, томатов.

Оборудование:

а) Рассадный ящик.

б) Огородная земля.

в) Ученическая линейка.
Методика работы.

а) Рассадный ящик заполняется огородной землей.

б) ровно посередине ящика на земле проводится разграничи­тельная линия рисунок № I, т.е. ящик делится на две равные по­ловины а, б

в) В землю, относящуюся к сектору а сажаются семена овса из расчета 25-30 на I дат

Обе половины а и б поливаются водой.

д) Через 2-3 недели, когда ростки овса достигнут высоты
10-15 ом, их не вырывая измельчают ножницами (зеленую часть),
не допуская попадания измельченных листьев на сектор б.

е) Половина ящика а вместе с оставшимися корнями, а также с измельченными листьями перекапывается.

ж) Через 2 недели в обе половины ящика а и б сажают про­
росшие семена огурцов, либо томатов не менее 30-тн.

з) По достижении всходами высоты в среднем 10-15 см. их из­меряют линейкой





Среда обитания факторы среды

Практическая работа № 6

«Жизненные формы растений в разных экологических условиях»

Цель работы. Выявление факторов, способствующих возникно­вению различного рода жизненных форм растений в разных экологических условиях.

Определение стоящих задач:

Выявление зависимости появления той или иной жизненной формы от:

а) типа почвы;

б) освещенности места произрастания

в) плотности почвы.
Материал:

а) Подорожник большой.

б) Одуванчик лекарственный.

в} Произвольно выбранное растение.

Оборудование:

а) Альбом в принадлежности для рисования.

б) Тетрадь в клетку.
Методика работы.

а) сбор растений в направлении гуща — опушка леса (зарисовать на тетрадных листах в клетку листья растения выбранного вида, собранные через каждые 15 метров, сделать 10 рисунков). Подсчет площади листовой пластинки ведется в лабораторных условиях.

Производим расчет коли­чества целых клеточек из половинок то/г = 5 и определяем их площадь 1,25 см2. Суммируем полученные данные 21,5 + 1,25 * 22,75 - 23 см2 и получаем значение площади листа.


Средние величины используются для построения графика в ко­ординатах: площадь листа - удаленность от точки отсчета.


Сообщества и популяции

Практическая работа №7

«Изучение динамики численности микроорганизмов в лабораторных условиях»

а) определение зависимости динамики численности от метабо­литов в среде.

6} Зависимость динамики численности от генофонда микропо­пуляции.

в} Изучение динамики численности популяций лабораторных животных в чреде поколений.

г) Изучение зависимости численности микропопуляции от ре­сурса

д) Зависимость численности популяций от внешних факторов,
материал.

а) Хрущак мучной малый.

б) Ракушечный рачок.
Оборудование:

а) Стеклянные баночки 6 шт. (100-200 мл).

б) стеклянная трубочка для пересадки рачков.

в) Овсяные хлопья - "Геркулес" - 200 тр.
Методика работы.

Данная работа проводятся поэтапно, исходя из поставленных задач, для каждого биологического объекта отдельно. Первое зада­ние связано о изучением динамики численности популяции мучного хрущака в зависимости от содержания метаболитов в среде.

В работе используется 6 баночек (трехкратная повторность опыта и контроля). Три баночки помечается как опытные, в них насыпаются овсяные хлопья слоем в один сантиметр и помещаются жуки из маточной культуры в количестве 50 экземпляров на одну баночку» Далее, по прошествии трех месяцев жуки, изымаются, но так, как в овсяных хлопьях продолжают оставаться яйца и личинки, необходимо выдержать баночки еще одни месяц, после чего произво­дят повторное изъятие вновь появившихся жуков (изъятие жуков производят регулярно по мере их вылупления из куколок). В эти же опытные баночки вносится дополнительно сантиметровый слой свежих овсяных хлопьев. Баночки, относящиеся к контролю, засы­паются (только на этом этапе).двухсантиметровым слоем овсяных хлопьев. В баночки как опытные, так и контрольные, помещают по 50 жуков на баночку. По прошествии трех месяцев ведется общий подсчет жуков и вычисляется среднее арифметическое в опытных и контрольных образцах.

Второе задание связано о изучением динамики численности жу­ков в чреде поколений (скрытые механизмы динамики численности).

Опыт повторяется троекратно. Каждая баночка засыпается ­сантиметровым слоем овсяных хлопьев, плюс в баночки помещают по 20 жуков» По прошествии 3 недель жуки, отложившие яйца, веша­ются. Ив отложенных яиц появляются личинки, далее куколки к вовне поколения хуков. Цикл развития одного поколения длятся в отапли­ваемом помещении около месяца. Черев месяц 20 хуков нового поко­ления отсаживаются в новые баночки, остальные подсчитываются и результаты заносятся в таблицу. Подобный цикл повторяют как мож­но большее количество раз (в течение учебного хода удается повто­рить цикл 4-5 раз.

Третье задание заключается в изучении зависимости числен­ности популяции от ресурса, для опыта используется 6 баночек, три из них засыпаются овсяными хлопьями слоем в один сантиметр. Другие три баночки, назовем их контрольными, заполняются овсяны­ми хлопьями на два сантиметра. В каждую из баночек помещаются по 30 жуков. Через четыре месяца подсчитывается количество жуков в баночках. Дня контрольных и экспериментальных образцов подсчитывается среднее арифметическое. Результаты заносятся в таб­лицу, аналогичную приведенной выше.

Четвертое задавив - изучение динамики численности ракушеч­ного рачка от содержания метаболитов в среде. Для начала рабо­ты подготавливают баночки о аквариумной водой в количестве 6-тн штук. В три из них помещают ракушечных рачков в количестве по 25 штук на каждую баночку. по прошествии трех месяцев {вода постоянно доливается по мере испарения) рачки полностью отлав­ливаются, после чего из маточной культуры вносятся по 25 рачков как в опытный, так и в контрольный резервуар. Посадка рачков именно из маточной культуры объясняется тем, что в начале опы­та рачки должны быть взяты из одинаковых условий содержания, о одинаковым уровнем адаптивности к ним. Через 2-3 недели рачки полностью отлавливаются изо всех баночек, а результаты заносят­ся в таблицу, как и в первой работе.

Пятое задание - изучение изменения динамики численности ракушечного рачка в чреде поколений. Подготавливается опыт как и в предыдущем задании, но баночки не разделяют на опытные и контрольные, а рачков по 25 штук вносят в каждую из них. По прошествии двух недель взрослые (крупные) особи отсаживаются. Оставшаяся молодь подсчитывается и из ее числа в каждой из ба­ночек оставляют по 25 шт. молоди. Подобный цикл повторяют не­сколько раз.

На основе работы по изучению динамики численности изучае­мых организмов можно провести целую серию экспериментов, исследуя влияние на лабораторную популяцию различного рода факторов, таких как: освещение и температура (абиогенные), физические и химические агенты, конкурентные взаимоотношения.




Сообщества и популяции

Практическая работа № 8

«Создание экспериментальной замкнутой экологической системы»

Цель работы: проверка на практике возможности создания в лабораторных условиях замкнутой экологической системы.

Определение стоящих задач:

а} проверка возможности функционирования замкнутой эколо­гической системы, состоящей из следующих компонентов: бактерии, одноклеточные водоросли, простейшие.

б) Проверка возможности функционирования замкнутой эколо­гической
системы, состоящей из следующих компонентов: однокле­точные
водоросли, бактерии, простейшие, ракушечные рачки.

в) Проверка возможности функционирования замкнутой экологической
системы, состоящей ив следующих компонентов: однокле­точные
водоросли, простейшие, ракушечные рачки, аквариумные
улитки.

Материал:

а} Высушенные листья неядовитых растений.

б)Специальную культуру бактерий готовить не надо, опоры
находятся на листьях, то же самое относится в к простейшим.

в) Культура лабораторная ракушечных рачков.
Оборудование:

в) стеклянные баночки, используемые для консервирования

(3 штуки на каждый вариант опыта, к баночкам должны быть подго­товлены крышки для консервирования). Вместо баночек для консер­вирования могут быть использованы баночки из под систем с рези­новыми крышками.

б) Машинка для закупоривания банок и стеклянная трубочка
для пересадки рачков.

Методика работы:

Для выполнения первого задания в стеклянные баночки (3 шт.) помещают по одному листку растения, заливают аквариумной водой, отстаивают две недели и "закатывают" (в случае о баночками из под системы - плотно закрывают резиновой крепкой, причем залива­ют парафином). Герметично закрытые банки помещаются на подокон­никах (на банки наносятся этикетки с обозначением номера опыта). Через год ведется учет входящих в данную экологическую систему компонентов. Учет простейших можно провести, только отмечая их наличие, однако, для того, чтобы провести опыт на более высоком уровне, можно провести элементарный количественный учет. Для этого берут 2 капли воды из каждой банки (одну с поверхности, другую - у дна). Каждая капля помещается на предметное отекло; сверху капля покрывается покровным стеклом, на покровном стекле тонким пером, используя тушь, рисуется квадрат, размером не бо­лев 1/4 тетрадной клетки. В этом "окне" и производится подсчет простейших (метод не точен, так как не позволяет учитывать мел­кие форма, да и крупные, находясь в постоянном движении, постоян­но выпадают из поля зрения). Этим методом, все же удается полу­чить приблизительные цифры. Подсчет свободно плавающих однокле­точных водорослей весьма сложен, поэтому визуально определяют степень прозрачности стенок банки у среза воды. Затем опреде­ляют вес детрита путем взвешивания осадка оставшегося на фильт­ре после фильтрования воды.

Второе задание подготавливают аналогично и параллельно первому (в каждую из трех баночек помещают по 25 ракушечных рачков). В данном опыте подсчитывается количество ракушечных рачков.

В процессе выполнения третьего задания в каждую банку по­мещается по 10 мелких аквариумных улиток одного вида. Общая схема эксперимента Повторности

А - I 2 3 - лист растения, одноклеточные водоросли, бакте­рии, простейшие. Б - I 2 3 - лист растения, одноклеточные водоросли, бакте­рии, простейшие + ракушечные рачки. В - I 2 3 - лист растения, одноклеточные водоросли, бакте­рии, простейшие, ракушечные рачки + улитки.

Чтобы отразить в таблице степень прозрачности стенок банок (банки во время эксперимента располагаются одной (меченой) сто­роной к свету, о этой же стороны производятся измерения. Прозрачность обозначается цифрами: 0 - отекло прозрачно, I - на стекле небольшой валет из водорослей, 2 - стенки банок не прозрач­ны.


Сообщества и популяции

Практическая работа № 9

«Изменение численности популяции лабораторных животных под влиянием факторов среды»

Цель работы. Изучение влияния факторов среды на числен­ность лабораторных популяций животных.

Определение стоящих задач:

а) Зависимость численности популяции ракушечного рачка от освещенности.

б) Зависимость численности популяции мучного хрущака от температуры.

Материал.

а) Лабораторная культура ракушечного рачка.

б) Лабораторная популяция мучного хрущака.
Оборудование:

а) Стеклянные баночки 100-200 мл 8 штук.

б) Стеклянная трубка для отлова рачков.

в) Баночки для опыта о мучными хрущаками - 8 шт.

г) Овсяные хлопья - "Геркулес" 200 гр.
Методика работы.

Для первого задавая подготавливают 8 баночек. В каждую баночку помешают по одной веточке элодеи и по 10 ракушечных рачков. Баночки размещают следующим образом: 4-е баночки (кон­трольные) устанавливаются на освещенное место (подоконник), другие четыре баночки - обворачиваются темной бумагой и уста­навливаются там же. По прошествии двух месяцев ведется подсчет рачков.

При обсуждении результатов опыта необходимо учитывать, что на численность рачков может влиять не только характер освещения, но и водоросли, интенсивно развивающиеся на свету.

Изучая влияние температуры на численность популяции муч­ного хрущака, подготавливают баночки а количестве 8 штук. Дно баночек засыпают овсяными хлопьями и помещают в каждую из них по 30 жуков. Баночки помечаются этикетками: 4 - опытные, 4 -контрольные. Опытные баночки устанавливаются рядом о источником тепла (батарея водяного отопления), другие четыре баночки уста­навливаются на подоконник. Через три недели отложившие яйца жу­ки изымаются. В дальнейшем через 2 и 3 месяца вышедшие в баноч­ки из куколок жуки подсчитываются. Результаты подсчетов зано­сятся в таблицу, где время учета не обозначено, т.к. циклы раз­вития жуков в опытных и контрольных условиях будут разными.


Сообщества и популяции

Практическая работа № 10

«Гетерогенность популяции - форма ее существования»

Цель работы: Определение степени гетерогенности семян куль­турных и диких растений и выяснение ее роли в существовании вида.

Рабочая гипотеза:

Согласно литературным данным семена диких растений пред­ставляют из себя гетерогенную (разнородную} группу: для одних, чтобы прорасти достаточно быть замоченными только один раз; для других - 2; для третьих – 3 раза. Одним для прорастания требу­ется длительное просушивание, другим - промораживание. Благода­ря атому, часть семян растений всходит весной следующего года, другая (меньшая часть) - через год, и совсем незначительное ко­личество - в последующие годы. В природе даже в течение одного сезона семена многократно подвергаются попеременному воздействию суши и воды, поэтому, чтобы не прорасти осенью, они входят в со­стояние покоя. Таким образом, в популяции всегда имеются семена, на которые неблагоприятные условия (например, заморозки) одного года не оказываются, тем самым в виде этих семян имеется некото­рый резерв устойчивости, гарантирующий им длительное существова­ние. Кроме того, режим "сушь - влага" сам по себе стимулирует рост растений.

Определение стоящих задач.

а) Определение наличия гетерогенности семян культурных рас­тений.

б) Определение наличия гетерогенности семян диких растений.

в) Моделирование в лабораторных условиях примеров воздей­ствия
природных факторов и выяснение роли гетерогенности семян,
как фактора защиты вида.

Материал.

а) семена культурных растений: томаты, кресс-салат, овес.

б) семена диких растений: клен, ясень, лопух.
Оборудование:

а) Ящик для рассады.

6} Чашки Петри - (можно заменить блюдцами).

в) Ученическая линейка.
Методика работы.

Для решения первой задачи семена культурных растений долж­ны быть взяты с одного куста или из одного плода. Сорт в данном случае значения не имеет, за исключением отдельных случаев (сорт болгарского перца "Гогошары" имеет всхожесть семян 90-807, тогда как сорт Виктория, Дары Ташкента 60-50%). Воли опы­ты проводятся с томатами, то семена берутся из одного дозрев­шего на кусту плода из плодов, дозревших на одном растении. Извлеченные семена по 200 штук рассыпают в шести чашках Петри, замачивают в течение 3-х часов и устанавливают в холодильнике (морозилке) на две недели. Чашки предварительно помечаются эти­кетками (опытные). Через две недели подготавливают другие 6-ть чашек Петри (контрольные). Во вое 6 чашек из того же пакета, от­куда брались семена для опыта, помещают по 200 семян томатов. Опытные чашки достают из холодильника, семена промываются водой, отжимаются. Далее семена в опытных чашках, как и в контрольных, замачиваются и на протяжении недели в них подливается вода, а чашки проветриваются. Через неделю подсчитывают процент всхо­жести семян и величину корешка в каждой чашке.

Аналогично ставятся эксперименты с семенами диких видов растения. Семена растений диких видов собирают также с одного растения.

Третье задание - моделирование процессов, регулярно наблю­даемых в природе. Последовательность событий такова: семена об­
мена опадают и подсыхают. Далее происходит многократное повторение­
дождливых и солнечных дней; затем период зимы и следующее
за ним многократные колебания температуры и влажности в весенне-
летний период. Эксперимент, моделирующий эти процессы, ставят
следующим образом. В чашку Петри помещают семена томатов 200 шт.
Семена замачивают и оставляют открытыми на трое суток за это
время семена успевают высохнуть; (вариант I). Замачивание о по­
следующим просушиванием цикл для этого варианта (I), повторяют
три раза, для варианта * 2 (подготовка к которому осуществляется­
аналогично варианту № I) замачивание с последующим просуши­ванием проводят два раза, соответственно для варианта * 3 - один
раз. Высадка семян из всех трех чашек производится одновременно
в один рассадный ящик строчками. Кроме того, в этот же рассад­ный
ящик сажаются семена, которые совсем не замачивались (№ 0).
Схема опыта: Рассадный ящик - замоченные семена

- сухие семена Для чистоты эксперимента, семена, которые уже высохли в течение 3 суток после разового замачивания, дополнительно хра­нят в сухом виде 3 суток, а общее время от начала замачивания (цикл) будет составлять 6-ть дней.

Через две - три недели в рассадном ящике подсчитывается количество проростков (количество взошедших семян), и если в первом варианте количество проростков будет больше, чем в чет­вертом или третьем, то формулируется вывод о большей степени гетерогенности семян данного растения. Одновременно в этом эксперименте решается задача о стимулирующей роли смены поляр­ности фактора (увлажнение высушивание) и если длина проростков первою варианта будет в среднем больше, чем в остальных вари­антах - значит цель достигнута.

Используя изложенную выше схему опыта, проводят эксперимен­ты о другими культурными растениями, а также с дикими видами.


Экологические системы

Практическая работа № II

«Моделирование в лабораторных условиях природных взаимоот­ношений хищник – жертва»

цель работы: Показать взаимозависимость численности лабо­раторной популяции ракушечного рачка и лабораторной культуры циклопов.

Определение стоящих задач:

Слежение за динамикой численности содержащихся совместно ракушечных рачков и циклопов:

а) Численность ракушечных рачков превышает численность циклопов­
в 6 раз;

б) Численность ракушечных рачков превышает численность цик­лопов
в два раза.

в) Численность ракушечных рачков не превышает численности
циклопов.

Материал:

Циклопов для эксперимента лучше отловить (сачком из газа) в стоячих водоемах на мелководье, либо в затонах рек. Из банок, где они содержатся, циклопов для опыта отлавливают стеклянной трубочкой. Необходимо учитывать, что циклопы очень верткие и поймать их дело весьма трудоемкое. Также необходимо учитывать, -что хищные циклопы отличаются от остальных прежде всего разме­ром и, отлавливая крупные формы, мы увеличиваем шанс поймать именно хищников. Оборудование:

а) Сачок для отлова циклопов.

б) Банка для транспортировки циклопов.

в) стеклянные баночки объемом 100-200 мл.

г) Стеклянная трубочка для пересадки рачков.

д) Сухие листья растений.
Методика работы.

В начале эксперимента готовят баночки для содержания раку­шечных рачков в количестве 6 штук. В две ив них помешало1 по 60 ракушечных рачков плюс 10 циклопов. В две другие помещают 20 ракушечных рачков плюс 10 циклопов, в остальные по 10 ракушеч­ных рачков и 10 циклопов. Все баночки снабжаются этикетками, на которых указано количество ракушечных рачков. Экспериментальные баночки устанавливаются на подоконник. Результаты опыта снимают­ся раз в неделю путем подсчета ракушечных рачков.


Для большей достоверности эксперимента количество повторностей желательно увеличить.



Экологические системы

Практическая работа №12

«Составление цепей питания биоценозов данного региона»


Цель и задачи работы.

Составление цепей питания живых ор­ганизмов, наседающих:

а) почву;

б) поверхность почвы;

в) растительность.

Материал.

Для определения встретившихся в процессе работы организмов можно использовать различную литературу: от журналов "Юный на­туралист" до различного рода пособий и справочников, например, "Практикум по общей энтомологии" за 1972 г. Если же все-таки объект не определен - то он отличается внешне (окраска, тип конечностей, тип ротового аппарата в т.д.), делается его зарисов­ка и, исходя из предположения, заполняется звено питания.

Оборудование.

а) стеклянные баночки 0,5 литра в количестве 5 шт.

б) Целлофан 2x3 метра I шт.

в) Целлофан 1,5 х 1,5 метра 2 шт.

г) Пробирки о пробками - 6 шт.
принадлежности для рисования.

Альбом и Лопата.

г) Блокнот для записей. Методика работы.

Для составления цепей питания организмов, обитающих в поч­ве
берут почвенные пробы, для этого выбирают участок (желательно­
самых обычный для этой местности). Если это деревня, то участ
ком может быть лес, луг, пашня. Если город - то сквер, газов
(желательно бросовый, дабы не омрачить исследованиями внешний
вид местности), участок парка. После того, как место определено,
устанавливают три колышка (трехразовая повторное»). Лопатой
очерчивают квадрат 50 х 50 см, глубина 10 см (при пересчете на
метр квадратный, количество встреченных организмов умножают
на четыре), квадрат делят лопатой на четыре части, как показано
на рисунке, каждую из частей а, б, о, д по очередности аккурат­
но вынимают лопатой и складывают
на заранее расстеленный целлофан
50см2 1 1,5 х 1,5 метра. Землю на целлофане­
разбирают руками до мельчайших
частей. Всех встреченных из­вестных
животных отмечают в блокноте поштучно. Например:
Дождевые черви I, I, I, г, I, I, I

Жужелицы I, I, I

Личинки проволочника I, I, I, I, I и т.д. (пауки, муравьи)


Рисовать эти виды не надо, так как их рисунки есть в учебниках по биологии. Неизвестные виды складываются в пробир­ки, к которым крепятся этикетки, где написано число, месяц, место взятия проб, слой земли. В такой же последовательности обрабатывают слой земли 10-20 см. В лабораторных условиях на каждый встреченный вид оформляется карточка, где изображен сам вид и информация о количестве представителей вида. Если все же вид не удалось определить хотя бы до рода или семейства, он зарисовывается и описывается на той же карточке. В дальнейшем при оформлении работы, используя эти карточки, ученики состав­ляют цепи питания, учитывая при этом начальное звено (корни растений, листовой опад). Необходимо отметить, что прежде чем нести пробы в лабораторию, участку придается прежний вид, а взятые в лабораторию экземпляры отпускаются.

Для составления цепей питания организмов, обитающих на поверхности почвы, можно использовать и предыдущий метод, но для этого квадраты почвы, вырезанные в земле, просто перевер­тываются на целлофан и отряхиваются (этого сделать на рыхлом грунте невозможно). для учета организмов, обитающих на поверх­ности почвы, можно использовать железное кольцо (от трубы) вы­сотой 10-20 см, диаметром 20-40 см. Кольцо молотком по краям забивается в почву и заливается водой. Аквариумным сачком от­лавливаются всплывшие животные, однако это надо делать быстро, т.к. вода быстро впитывается почвой. Используя первый и второй прием, мы отлавливаем малоподвижные виды. Для отлова подвижных видов обычно используют стеклянные банки 0,5 литра, которые зарывают в почву по самое горлышко, куда и сваливаются мелкие животные. Учет животных, попавших в банки, производят ежеднев­но, т.к. упавшие в банки насекомые - это прежде всего активные хищники - жужелицы. Хищники, находясь длительное время в банке, поедают в ней других беспозвоночных, а затем друг друга. Сла­бая сторона этого метода в том что мы в результате суммируем животных, пойманных тем или иным методом и это не совсем сопо­ставимо, поэтому эксперимент с банками лучше проводить отдельно. Результаты работы обрабатываются как и в первой работе. Состав­ляя цепи питания организмов, обитающих на растениях, используют целлофан, размером 2хз метра, который расстилают под деревом, кустарником. листья растения отряхивают, упавшие на целлофан животные учитываются как и в первой работе. В условиях лаборатории из карточек выкладываются цепи питания.


Экологические основы охраны природы

Практическая работа № 13

«Загрязнения воздушной среды в районах г.Казани»

цель работы. Определение степени загрязнения воздушной среды с помощью индикаторов - биологических объектов. Определение стоящих задач.

а) Определение степени загрязнения воздушной среды с по­
мощью индикатора - культуры малощетинкового червя аелосомы.

б) Определение степени загрязнения воздушной среды о по­
мощью индикатора - растения березы, произрастающей в разных
районах города.

Материал.

а) малощетинковый червь аелосама.

б) Береза произрастает в пределах города повсеместно. Что­
бы не было ошибки, связанной с тем, что березы могут произрас­тать
на разных почвах, производят отбор листьев с как можно
большего числа деревьев.

Оборудование.

а) Целлофановые пакеты, для cбора листьев.

б) Линейка для измерения листьев.

в) Блокнот для записей.

г) Пенициллиновые пузырьки в количестве 10 шт. для каждого­
изучаемого района города.

д) Бинокуляр.

е) Препоровальная игла с загнутым концом (для пересадки
червей).

ж) фанерный круг диаметром 0,3 м.

з) Высушенные листья салата.
Методика работы.

Работая выбранным нами индикаторным объектом - березой со­бираем лиственый опад. Рвать листья не нужно, т.к. величина листовой пластинки меняется в зависимости от высоты дерева. 0тбирают же листья равномерно. Осенью или ранней весной школьники собирают листья под березами в целлофановые пакеты, минимум по 200 листьев о каждого района города. Подсчет листьев при сборе не ведется, просто под каждой группой берез, встреченных в намеченом районе, берется горсть листьев и таким образом набивается пакет. В условиях школы листья сушат (держат пакеты откры­тыми). После того, как листья подсохли, их измеряли линейкой и вычисляют среднюю длину и ширину листьев каждого района города. На основании средних величин строят графики.

для выполнения второго задания отбирают пробы снега в раз­ных районах города. Для этого используют фанерный круг. Его опускают на выбранную площадку, уплотняют под ним снег, после чего при помощи подручных средств (лопата, ложка, совок) конус снега под фанерным кругом изымают в целлофановый мешок. Отбор пробы снега в выбранном районе производят в трехкратной повторности, сам снег складывают в один мешок (усредненная проба). В условиях лаборатории снег растапливают при комнатной температуре в ведре. После того, как снег растает, снежную воду равномерно разливают в 10 пенициллиновых пузырьках. В каждый пенициллино­вый пузырек о помощью препаровальной иглы пересаживают из маточ­ной культуры 10 малощетинковых червей, плюс одинаковое количест­во сухого салата. Пузырьки подписываются, подтягиваются резинкой и устанавливаются донышками по двое 10 в одну чашку Петри). Примерно через месяц попарившаяся вода регулярно компенсируется снежной водой того же района) ведется подсчет червей в пузырьках.



Экологические основы охраны природы

Практическая работа № 14

«Мусор на улицах города»

Цель работы. Выявление качественного состава мусора на ули­цах города и источников его появления. Определение стоящих задач.

а) Учет мусора на тротуарах, прилегающих к проезжей части
дорог.

б) Учет мусора вблизи жилого сектора.

в) Выявление основных источников загрязнения.

г) Составление рекомендаций к властям района.
Оборудование:

а) Блокнот и принадлежности для записей.

Методика работы.

Для того, чтобы произвести учет мусора на тротуарах и га­зонах вдоль проезжей части дороги, отсчитывают шагами 200 метр произвольно выбранного участка. Таких участков может быть не­сколько. Каждый участок школьники обходят "змейкой" помечая в блокноте вое предметы, которые встретили. Например, спичечные коробки - 18 шт., пачек от сигарет - 8, целлофановых пакетов -3 и т.д. категорически не рекомендуется собирать мусор для уче­та, но если есть необходимость выразить результаты в весовом выражении, можно взвесить каждый из предметов, а полученные да» вые перемножить на количество каждого из обнаруженных объектов,

Подсчет мусора на территории жилого сектора производят так же, как и вдоль дорог. Выбирают характерное для данного района жилое строение и обходят палисадники, ведя учет мусора. Вол! сумма мусора вдоль дороги вычисляется умножением учтенного му­сора вначале на 5 (пересчет на километр дороги), а затем на ко­личество километров дороги района, то при учете суммы мусора жилого сектора умножают среднее от 3-х домов на общее количест­во домов данного района. Выявление основного источника загрязнения не представляет
трудности.


Экологические основы охраны природы

Практическая работа № 15

«Вторичное использование предметов быта»

Цель работы. Показать школьникам возможность вторичного применения предметов быта, которые обычно выбрасываются на свалку. Определение стоящих задач.

а) Создание поделок из предметов быта, определенных учителем.

б) Создание поделок из предметов быта, выбираемых самими
учениками.

Материал.

а) Пластмассовые бутылки из под напитков.

б) Железные банки из под кофе, консервов, пива и т.д.

в) Произвольно выбираемые объекты,
методика работы.

Каждому классному руководителю в классе, где преподается предмет "Биология" отдается пустая бутылочка из под напитка, а также сделанная из него поделка. На классном часе классный ру­ководитель объявляет конкурс на лучшую поделку из этого предмета. В результате конкурса отбирается 2-3 лучшие работы. На научно-практической конференции школьников проводится конкурс, но уже среди лучших поделок разных классов. На конкурсе объявляются лучшие поделки, и ученики и классы, занявшие первое место полу­чают грамоты. Подобный конкурс проводится ежегодно. На конфе­ренции могут быть выставлены и самостоятельно выбранные предме­ты быта, предлагаемые для вторичного использования.



Экологические основы охраны природы

Практическая работа № 16

«Мезофауна города»

цель работы. Выяснение особенностей формирования комплекса мезофауны в условиях города. Определение стоящих задач.

а) Определение количественного и качественного состава
мезофауны участков земли, прилегающих к дорогам.

б) Определение количественного и качественного состава
мезофауны участков земли, расположенных во внутренних дворах жилых­ массивов.

в) Определение количественного и качественного состава мезофауны прилегавших к городу территорий и территорий, занятых строительством.

Материал.

для определения встретившихся организмов можно использован! различную литературу: от журналов "Юный натуралист" до различно-! го рода справочников. Если же все-таки объект не определен, то он изучается внешне (окраска, тип конечностей, тип ротового аппарата и т.д.), делается его зарисовка на карточку.

Оборудование:

а) Целлофан 1,5 х 1,5 - 2 шт.

б) Пробирки с пробками.

в) Альбом и принадлежности для рисования.

г) Лопата.

д) Блокнот и принадлежности для записи.
Методика работы.

Для начала работы выбирают участок: если вдоль дороги, то это газон, если жилой массив, то палисадник, если лет -то ти­пичный участок. После того, как место определено, устанавливают три колышка (повторности). лопатой очерчивают квадрат 50 х 50см глубиной 10 ом (при пересчете на метр квадратный количество ?■ встреченных организмов умножают на 4). Квадрат делят лопатой на 4 части, как показано на рисунке. Каждую из частей а, б, в,

г по очередности аккуратно вынимают | лопатой и укладывают на целлофан | (глубина выема 10 см). Землю на целлофане разбирают руками до мельчайших частей. Всех встреченных извест­ных животных отмечают в блокноте поштучно (пауки, жужелицы, дож­девые черви и т.д.). рисовать эти виды нет необходимости, так как рисунки есть в учебнике биологии. Неизвестные виды складываются в пробирки, на которые крепятся этикетки, где указывается место взятия проб, время, число, почвенный горизонт. А в такой же последовательности обрабатывают слой земли 10-20 см. В I лабораторных условиях на каждый встреченный вид оформляется 1 карточка, где изображается сам вид и приводится информация о I его количестве. Если вое же вид не удалось определить хотя бы I до рода или семейства, он зарисовывается и описывается на той I же карточке. В дальнейшем при оформлении работы, используя эти карточки составляют диаграммы по количественному и качественно­му составу мезофауны тех районов, где брались пробы.


Экологические основы охраны природы

Практическая работа № 17

«Замена минеральных удобрений естественными - "зелеными"»

Цель.

Показать возможность замены минеральных удобрений естественными.

Определение стоящих задач.

а) Проверка на практике возможности замены минеральных удобрений - "зелеными".

Материал.

б) Семена овса, проростки которого и используются как зеленые­
удобрения (можно заменить рожью).

б) Семена гречихи.
Оборудование.

а) Лопата, грабли.

б) Линейка ученическая.

в) Блокнот и принадлежности для записей.
Методика работы.

Для эксперимента выбирают две одинаковые опытные делянки на пришкольном участке. На одной из них осенью (сентябрь) высаживают семена овса. Проростки злака зимуют под снегом. Дру­гую грядку (контроль) осенью перекапывают, как и первую перед посадкой овса. Весной, после того как сойдет снег, грядки пере­капывают повторно. Зеленые проростки овса в опытной делянке ос­таются в почве. В начале июня месяца в обе делянки высаживается по одинаковому количеству семян гречихи. В течение лета, если погода сухая, грядки поливают раз в неделю. Осенью (сентябрь) измеряют высоту кустов гречихи, взвешивают семена (урожай) по­лученный на каждой делянке отдельно. Урожай в опытной делянке превышает урожай контрольной в 1,3 раза. (Настоящая работа яв­ляется полевым вариантом опытов, проводимых в практической ра­боте № 5). По окончании работы, исходя из результатов, строятся графики.

Экологические основы охраны природы

Практическая работа № 18

«Жизненные формы растений в местах с различной степенью антропогенного воздействия»

цель работы. Выявление характерных особенностей (жизненных форм) приобретаемых растениями в условиях города. Определение стоящих задач. Определение жизненных форм:

а) Растений, произрастающих вдоль обочин дорог.

б) Растений парковой зоны,

в) Растений, растущих на пустырях.

г) Растений, растущих за пределами города: лес, луг(кон­троль).

Материал:

а) Подорожник большой.

б) Одуванчик лекарственный.
Оборудование:

а) Линейка для измерения.

б) Альбом и принадлежности для рисования.

в) Блокнот для записей.
Методика работы.

Для начала работы определяют критерии, по которым будут распределены растения по жизненным формам. Критериями могут быть такие характеристики растения как: соотношение длины и ши­рины листовой пластины, форма, корневой системы, длина цветоно­са и количество семян. Выполняя работу, собирают растения в каждой выбранной точ­ке, производя замеры, подсчеты, соответственно выбранным кри­териям. Результаты измерений, подсчетов заносятся в таблицу, используя описанные выше критерии, можно проводить работы и о другими видами растений. Необходимо учитывать только растения с цветоносом, чтобы избежать измерения ювенальных форм.





Экологические основы охраны природы

Практическая работа № 19.

«Модельные опыты по исследованию влияния промышленных за­грязнений на рост культур лабораторных организмов»

Формулирование цели.

Проверка возможности использования биологических объектов; таких как мучной хрущак, ракушечный рачок в виде тестовых объ­ектов для определения уровня загрязнений.

Определение стоящих задач.

а) Определение пороговой концентрации поваренной соли,
при которой смертность рачков не наблюдается.

б) Определение порогового значения количества нефти, при которой смертность ракушечных рачков не наблюдается.

в) Определение пороговой концентрации поваренной соли,
при которой в лабораторной популяции мучного хрущака

не наблюдается.

г) Определение порогового значения количества нефти, при
которой в лабораторной популяции мучного хрущака смертность не
наблюдается.

Материал:

а) Лабораторная культура ракушечного рачка.

б) Лабораторная микропопуляции мучного хрущака.
Оборудование,
а) Стеклянные баночки для экспериментов о ракушечными рачками

объемом 100-200 мл - 16 штук.

б) Стеклянная трубочка для пересадки рачков.

в) Поваренная соль.

г) Сырая нефть.

д) стеклянные баночки (10 штук).

ж) газовая ткань и резиновые колечки (крышки для банок).

з) Овсяные хлопья "Геркулес".
Методика работы.

Все четыре эксперимента проводят в следующей последова­тельности:

Первый эксперимент - воздействие на ракушечных рачков раз­ных концентраций поваренной соли. Второй - воздействие на раку­шечных рачков, находящихся в стеклянных банках с водой, различ­ных по весу доз сырой нефти. Третий - воздействие на лаборатор­ную популяцию мучного хрущака различных концентраций поварен­ной соли. Четвертый - воздействие на лабораторную популяцию мучного хрущака различных по весу доз сырой нефти. Для первого эксперимента готовят 16 баночек объемом 100-200 мл. В баночки помещают по одной объемной мерке земли (2-3 см3), веточку эло­деи (10 ом). Баночки заливают аквариумной водой и в каждую из них помещают по 30 рачков. Баночки помечают номерами от I до 16. Соль вносят по следующей схеме: Повторности

12 3 4- соль не вносится (контроль).
5 6 7 8 - в каждую баночку по 20 мг.

9 10 II 12 - в каждую баночку по 40 мг.

13 14 15 16 - в каждую баночку по 80 мг.

Через три дня количество выживших рачков подсчитывается.

Второй эксперимент проводят с нефтью, а именно с различны­ми ее дозам, выраженными в единицах массы. Эксперимент прово­дят по той же схеме что и эксперимент о поваренной солью и 16 баночек подготавливают точно так же. Нефть вносится в баночки на фильтре. Взвешиваем круглый лабораторный фильтр, затем рав­номерно пропитываем его нефтью и взвешиваем. Дозы внесения неф­ти рассчитываем путем разрезания ножницами фильтра-круга, про­питанного нефтью, целый круг - доза, равная единице, половина - 1/2, четверть - 1/4 и т.д. схема опыта следующая:

Повторности I 2 3 4 - целый круг 5 6 7 8-1/2 круга 9 10 II 12 - - 1/4 круга 13 14 15 16 - 1/8 круга.

Через три дня рачков подсчитываем.


После составления таблицы вычисляется среднее арифметичес­кое по каждой дозе и строится график. Для того, чтобы выяснить какие фракции нефти более всего влияют на рачков, можно перед внесением фильтра, пропитанного нефтью, предварительно его вы­сушить, тем самым, удалив легкие фракции. Точно по таким же схе­мам проводятся опыты с мучными хрущаками.

























Список литературы

Бондаренко Н.В., Глущенко А.Ф» Практикум по общей эн­томологии. Л., Колос» 1972.

Марков М.В. Популяционная биология растений. Изд-во Юаз. университета, 1966.

Чернова Н.М. 2&бораторный практикум по экологии. М. • Просвещение, 1986.

-+



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!