СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая копилка. «Роль оценки в учебно-познавательной деятельности».

Нажмите, чтобы узнать подробности

                  Оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд "отстающих", усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками, поэтому каждый учитель начальной школы возлагает на себя огромную ответственность: помочь маленькому ребенку построить фундамент для обучения, роста и развития. Всегда помню о принципе гуманной педагогики:

                                        Не навреди. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая копилка. «Роль оценки в учебно-познавательной деятельности».»

Методическая копилка.

«Роль оценки в учебно-познавательной деятельности».


Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. В широком смысле слова оценкой называют характеристику ценности, уровня или значения каких либо объектов или процессов. Применительно к учебно-познавательной деятельности оценка означает установление степени выполнения школьниками задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков. Поскольку оценка тесно связана с контролем и является его следствием, к ней в полной мере относятся указанные выше педагогические требования, предъявляемые к контролю объективность систематичность, индивидуальный подход, педагогический такт учителя и др.

Работаю учителем начальных классов и считаю, что именно на нас лежит груз ответственности за правильно сформированное отношение ученика к оценке. Именно учителя начальных классов должны познакомить с критериями оценки не только учеников, но и родителей, что, на практике доказано, намного труднее. Настрой на положительную оценку ведётся ещё до школы. Уверенность в том, что будут только «5»- у родителей 100%. И в какой -то степени они правы.

Если первый учитель правильно подберет слова, увидит скрытые возможности, воспримет ребёнка как личность, то, маленький ученик поверит в свои силы, полюбит школьные предметы и оправдает надежды родителей.

Каждый из нас должен помнить, что педагогическая оценка не только измеряет знания, соотнося их с требованиями программы и образовательного стандарта, но и мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует формированию адекватной самооценки.

В первом классе - безотметочная система оценивания. Многие учителя высказываются об этом, как об отрицательной стороне. В это время, нужно вспомнить о том, что и мы также были в роли родителей, и наши дети учились в школе. Вспомнить о своей реакции на отрицательные оценки: обида, порой и злость, почему мой ребёнок не может быть отличником, ведь мама и папа ими были? А как трудно объяснить малышу, что те палочки и крючочки, от которых мозоли на пальчиках, недостаточно хороши? Да для малыша, который написал их, ЭТО ЦЕЛЫЙ ПОДВИГ!

У детей недолжно быть страха получить неудовлетворительную отметку за работу. Но как же проследить динамику успехов в различных сферах познавательной деятельности? Уверена, у каждого учителя есть свои «изюминки». Поделюсь своими.

Мои ученики отмечают свои результаты и рефлексию на «радуге уроков»( это проводилось в первом классе). Оформляется стенд с именами ребят (именно с именами, принципиально не называю детей по фамилиям, зачем же имя? Представьте, что ученики называют учителя по фамилии! Входят в класс: «Здравствуйте, Курышева! Смешно! Нельзя забывать, что есть и незвучные фамилии! Извините за отступление, но для ребёнка это важно.) Для каждого – семь рядов с ячейками. ( Количество предметов совпадает с количеством цветов радуги). После урока ученик берёт полоску по цвету урока и добавляет в ячейку. Понравился урок, доволен собой, добавь длинную радужную полоску. Если есть неуверенность, неудовлетворённость - полоску покороче. Вроде игра, но в тоже время создается атмосфера психологического комфорта. Учитель может проследить: не прибавляется синяя полоска (цвет математики), значит нужно помочь ребёнку.

А если большинство ребят класса добавили одинаковую короткую полоску, значит сигнал учителю: учебный материал не понят, неинтересно представлен. Готовься качественнее, учитель!

На уроках контроля знаний использую «Лото». Берётся мешочек с бочонками от игры лото и составляется список вопросов из изученной темы. Ученик достаёт пять бочонков с номерами вопросов. Если все ответы, данные учеником - верные, то получает «отлично», если ответил на четыре вопроса –«хорошо». Если затрудняется, даётся время на повторение темы. Тот же зачёт, но игровая форма и прозрачность оценивая, делает его более привлекательным для учеников и учителя.

Часто учителя начальных классов устраивают соревнование при проверке скорости чтения. Считаю это неправильным. Быстрый или медленный темп речи ученика не является показателем знания или незнания материала, а свидетельствует о принадлежности ребенка к тому или иному типу нервной системы. Ошибка по отношению к ученикам, принадлежащим к различным видам темперамента, является ошибкой учителя, а именно незнанием типологических особенностей учащихся.

С первого класса мы заводим тетради по чтению: рисуем иллюстрации, играем со словами. Но внешнее содержание тетради привлекает меня и моих учеников не менее, чем внутреннее. Через всю обложку тетради (снизу вверх) проходит лестница. На нижней ступеньке схематично изображён ученик, а на верхней - красочная картинка с изображением энциклопедии (о животных, о космосе, о художниках - в зависимости от увлечения ученика). Ежемесячно проверяется скорость чтения, результаты заносятся на ступеньки. Хорошо видно, как ребёнок продвигается по чтению относительно своих же собственных результатов. Часто меняются начало и конец лесенки. Вниз помещаю футболиста с мячом, вверх – ворота, Золушку – Принца с туфелькой; гоночную машину - финишные ворота и т. д. ( это проводилось во вторых и третьих классах).

Наконец -то мы начинаем понимать, что сравнивать знания и умения ребенка нужно с его же знаниями и умениями.

Когда ребенок перестанет ощущать себя хуже других, потому что не успевает в ногу со всеми, тогда и начнется его личностный рост, появятся свои цели в образовании, этот процесс наполнится смыслом и станет осознанным. Доказывая неоправданность сравнивания детей в учебно-познавательной деятельности, К. Д. Ушинский писал: «Воспитатель не должен никогда хвалить дитя в сравнении с другими, но только в сравнении с его прежним несовершенством или, еще лучше, в сравнении с нормой того совершенства, которое достигается».

Сейчас в школах ввели ученические "Портфолио". Предварительно нужно ознакомиться с методикой. Из массы предложенных вариантов выбрать доступный, посильный и адаптировать под возраст своих учеников. "Портфель достижений" не должен превратиться в накопительную папку. В нём должны отражаться результаты роста ученика (как физического, так творческого и интеллектуального). Ценность заключается в том, что портфолио способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого рост ( над этим я ещё думаю, применить ли для своего класса).

В начальных классах на первом месте - устная оценка. Она должна быть содержательной, качественной, но в то же время должен учитываться личностно- ориентированный подход. Оценивая работу ученика, в которую он вложил труд и старание, в первую очередь нужно выделить положительные стороны, найти позитивные моменты, поддержать выбор ученика, а после можно указать, что не получилось и как это исправить.

Успешность образовательного процесса зависит и от доверительной связи между учителем и учеником. Первоклассник верит в объективность учителя, часто доказывая даже родителям, что учитель прав. Но уже в четвёртом классе, овладев информационными технологиями, ученики могут отстоять свою точку зрения. Поняла, что необходимо заниматься самообразованием (с удовольствием прохожу дистанционные и очные курсы повышения квалификации, участвую в форумах по вопросам современного образования, интересуюсь увлечениями своих учеников: от спорта до виртуального мира).

Совершенствование школьной оценки состоит в превращении ученика в активного субъекта контрольно-оценочного компонента, в переходе от оценки педагога к самооценке ученика или, что еще лучше, совмещении этих двух видов оценки.

На своих уроках использую приём взаимооценки, т.к. оценка учеником работы, выполненной другим, является условием для возникновения самооценочной деятельности. Видя положительную работу своего одноклассника, ученик старается подтянуться. Если же работа соседа хуже, возникает чувство гордости за себя, повышается самооценка.

На разных этапах обучения ученик может выступать в роли учителя. Если предварительно разобрать с ним новый материал и доверить введение новой темы, то для него это может выглядеть поощрением, а для остальных - стимулом для активной деятельности.

При повторении учебного материала использую игру «Ключи знаний». Ребята, сидящие на первом варианте - учителя, на втором - ученики (меняются на следующем занятии). Учителя получают карточки с заданиями, варианты ответов, набор ключей (всего три цвета – зависит от трудности заданий). У учеников - маршрутный лист, на котором будет выполнено задание, поставлена оценка и подпись проверяющего. Ученики переходят от одного учителя к другому. Цель: собрать ключи всех цветов. Если ответ дан не верно, то учитель не даёт ключ, а ученик переходит к следующему учителю на этом же варианте. После игры выбирается лучший ученик и самый корректный учитель.

В учебном процессе система оценивания возможна. Как быть с творческой деятельностью учащихся. Как оценить креативную составляющую образовательных результатов учеников?

Использую в своей работе проектную технологию. Для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме; для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.

Оценивание проектов всегда затруднительно. Большинство проектов - внеурочные, оценку в баллах за них поставить нельзя. Но для учеников необходима оценка результатов их деятельности, которая в достаточной степени могла бы отразить труд детей, индивидуальность, актуальность проекта. Приведу пример варианта оценки коллективного проекта «Великий русский баснописец – И.А.Крылов».

Когда работа была закончена, проект необходимо было «вывести в свет». Что мы и сделали.

  • Выступление на школьной конференции с проектом « И.А.Крылов. Басни.» было первым поощрением за работу ; выступили перед ребятами младших классов.

  • Выступление перед родителями на классном собрании, также помогло детям осознать значимость своей работы, а родителям - увидеть детей в роли докладчиков, обладающих ораторским искусством.

  • В районной газете «Вешняковская юность» были напечатаны творческие работы детей.

  • На международном фестивале «Ступень к успеху» ребята заняли третье место и были награждены грамотами «За нестандартный подход».

    • С нашим проектом «Лего-сказка» мы участвовали в Лего-проекте . Были награждены грамотой.

Считаю, что мне удалось создать для детей ситуацию успеха. Они были воодушевлены, возникла масса идей о новых проектах. Разве это не оценка творческой деятельности?

Не стоит забывать о рефлексии, т. к. её основной целью является самооценка. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния.

  • рефлексия деятельности

  • рефлексия содержания учебного материала

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния используется в начале урока с целью установления эмоционального контакта и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Хорошо использовать на этих занятиях ИКТ.

Эффективно использовать рефлексию настроения и эмоционального состояния в начале обучения в 1 классе. Ученики, в конце урока или дня в зависимости от настроения, закрашивают лепестки, которые собираются в цветы. Легко проследить за психологическим состоянием класса и определить уровень адаптации учащихся.Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

На уроках использую приём «Древо познаний». Проводя рефлексию, прошу учеников высказать своё мнение об уроке, о своей деятельности и если есть положительные ответы, на ствол дерева вывешивается листик. Обычно, дерево покрывается листьями за неделю.

После рефлексии виден результат работы учителя и успешность учеников.

Радует то, что применяемые мной формы работы дают положительные результаты. У моих учеников, перешедших в пятый класс сформирован опыт самооценочной и оценочной деятельности. Они адекватно оценивают свою работу и работу одноклассников.

В моём докладе больше практики, чем теории. Считаю это правильным. У учителя начальных классов намного меньше способов оценивания, поэтому они должны быть более эффективными. Не описываю известные всем- тестирование, формы контрольных работ, виды диктантов и т. д. За них выставляется отметка в баллах начиная со второго класса.


Оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд "отстающих", усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками, поэтому каждый учитель начальной школы возлагает на себя огромную ответственность: помочь маленькому ребенку построить фундамент для обучения, роста и развития. Всегда помню о принципе гуманной педагогики:

Не навреди.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!