СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мониторинг динамики уровня двигательной подготовленности как одна из форм системы оценки и прогнозирования двигательной подготовленности учащихся с учётом их индивидуальной особенности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

МБОУ Верхнедонская гимназия.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Мониторинг динамики уровня двигательной подготовленности как одна из форм системы оценки и прогнозирования двигательной подготовленности

учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.


Перспективной представляется система повышения уровня двигательной подготовленности обучающихся, предусматривающая периодическое тестовое их обследование и последующую (с учетом выявленных данных) коррекцию работы с ними по развитию двигательных качеств.

Предлагаемая тест-программа, мониторинга уровня двигательной подготовленности, базируется на стандартных тестах, с помощью которых определяется шестиуровневая градация двигательной подготовленности обучающихся: опасная зона, неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично, супер. Что бесспорно точнее и интереснее, чем тесты с трехуровневой градацией (высокий, средний, низкий), где у испытуемых отсутствует стимул к дальнейшему физическому самосовершенствованию.

Уровни двигательной подготовленности вычисляются самими детьми с помощью несложных математических формул, что способствует развитию аналитического мышления и неподдельного интереса не только к предмету физической культура, но и к самому себе, как к личности. С помощью этого мониторинга можно не только оценить уровень двигательной подготовленности, но и вычислить свой двигательный возраст.

Тест-программа позволяет получать точную и срочную (сентябрь, май каждого года) информацию об уровне физической подготовленности школьников и принимать соответствующие меры для ее повышения. Тест-программа предусматривает обработку данных, полученных в результате тестирования, как вручную, так и с помощью компьютера. При компьютерной обработке,вчастности,можно получитьэкспресс-заключение по результатам тестирования и рекомендации по содержанию специального двигательного режима для коррекции развития двигательных качеств.

Данный мониторинг уровня двигательной подготовленности, заслуживает особого внимания. Сводная таблица нормативных оценок уровня двигательной подготовленности учащихся I-XI классов разработана группой специалистов в области физической культуры (1994, 1996 гг.) на материале обследования школьников московского региона. Однако корректировка и дополнение с учетом местных условий, позволяет использовать ее в любом учебном заведении. .

Методика данного тестирования разрабатывалась на базе «МБОУ Верхнедонская гимназия» в период с 2006 по 2009год. В апробации данного тестирования принимали участие школьники всех школьных возрастов.


Физическое развитие детей и подростков


Этапы физического развития школьника. Младший школьный возраст – 6-11 лет. Средний возраст – 12-15 лет. Старший школьный возраст – 16-18 лет.

Необходимость контроля за развитием двигательных качеств обусловлена неравномерностью их развития в различные периоды жизни ребенка, анатомо-физиологическими особенностями детей школьного возраста и некоторыми особенностями их психики. В школьном возрасте происходит довольно бурный рост тела, увеличивается его масса, изменяются пропорции. Интенсивное развитие скелета, формирование мышц, сухожилий и суставного аппарата требуют направленного физического воздействия. В школьном возрасте относительная масса мышц увеличивается, совершенствуются их функциональные свойства, возрастает сила. Особое значение имеет ускоренное формирование мышц туловища, так как их несимметричное развитие приводит сначала к функциональным нарушениям осанки, а впоследствии способствует деформации скелета.

Отсутствие в этот период регулярных целенаправленных физических тренировок тормозит правильное развитие опорно-двигательного и мышечного аппарата ребенка. Формируются дефекты осанки: сутулость, круглая спина, сколиоз. Снижение нагрузок на стопу не позволяет укрепить мышцы ее свода, что ведет к развитию плоскостопия.

Все это снижает рессорные функции позвоночника, приводит к микротравмам даже при незначительных бытовых движениях, что отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности (быстрая утомляемость, головные боли).

Нарушение осанки, помимо значительного косметического дефекта, сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов (сердца, легких, пищеварительной системы).

Морфологического совершенства и функциональной зрелости достигают у детей школьного возраста большинство внутренних органов и систем. Особенно интенсивно развивается нервная система. К 7 годам высшая нервная деятельность ребенка достигает известного совершенства, но уровень возбудимости и тормозных процессов еще не уравновешен.

Сложным периодом в развитии школьников является возраст 10-15 лет у мальчиков и 10-13 лет у девочек. Это так называемый препубертатный период (начало полового созревания). В поведении подростков возбуждение преобладает над торможением, четкость двигательных реакций ухудшается.

Еще более сложные изменения психики происходят в пубертатный период: у мальчиков – в 15-17 лет, у девочек – в 13-15 лет. Они становятся психически неуравновешенными, проявляют негативизм, критическое отношение к действиям взрослых.

В эти периоды школьникам особенно необходима регулярная направленная и дозированная двигательная активность, которая способствует не только более мягкому протеканию переходных процессов, но и правильному формированию двигательных качеств. Именно в эти периоды жизни ребенка закладывается база здоровья организма в целом.

Характеристика основных двигательных качеств. В основе физического здоровья лежат здоровый образ жизни и развитие двигательных качеств. Таких качеств, определяющих физическое развитие ребенка или подростка, восемь: 1) общая выносливость; 2) скоростная выносливость; 3) силовая выносливость; 4) скоростно-силовая выносливость; 5) гибкость; 6) быстрота; 7) динамическая сила; 8) ловкость (координационные способности).

Общая выносливость – способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Развитие этого качества дает гарантию, что движение может выполняться длительное время с одновременным быстрым восстановлением после нагрузки (бег на средние и длинные дистанции, плавание, велоспорт, баскетбол).

Скоростная выносливость – способность противостоять утомлению при субмаксимальных по скорости нагрузках (бокс, борьба, спортивные игры).

Силовая выносливость - способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера (борьба классическая, гимнастика).

Скоростно-силовая выносливость – способность выполнять достаточно длительное время упражнения силового характера с максимальной скоростью.

Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок.

Быстрота – способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление (боевые искусства, спринтерские дистанции, спортивные игры).

Динамическая сила – способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением (рывок штанги, толкание ядра). В качестве отягощения может служить и собственная масса тела (прыжки в высоту и длину).

Ловкость – способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.

Все перечисленные качества в процессе жизни ребенка развиваются весьма неравномерно. К 10-11 годам достигаются высокие аэробные возможности, лежащие в основе общей выносливости организма. В этом возрасте наблюдаются очень большие (относительно веса тела) величины максимального потребления кислорода, наиболее высокая относительная мощность сердечно- сосудистой и дыхательной систем. Этот возраст является в определенном смысле «вершиной детства» - итогом важного развития всех органов, функций и систем, периодом расцвета двигательных возможностей.

Однако уже в 12-13 лет начинается половое созревание, что приводит к существенным изменениям в организме: снижаются возможности сердечно- сосудистой и дыхательной систем, наблюдается рассогласование в их деятельности, происходят активные биохимические преобразования в мышцах.

В возрасте 14 лет несколько возрастают энергетическая мощность и выносливость организма, но временно. Уже с 15 лет интенсивно начинают расти силовые и скоростные возможности организма, опережая развитие выносливости.

Сила развивается достаточно быстро в период до 9 лет, затем наблюдается торможение в ее развитии, а с 11 лет начинается неуклонный ее прирост, особенно интенсивный в 13-14 и 16-17 лет.

Быстрота очень резко возрастает в 8-10 лет и затем продолжает нарастать до 12 лет, после этого наблюдается торможение в ее развитии, и даже снижение к 15 годам, а в период 15-17 лет вновь отмечается ее прирост.

Выносливость резко увеличивается в период 8-9 лет, затем остается на этом уровне примерно до 11 лет, после чего несколько возрастает, стабилизируется в 14-15 лет и вновь возрастает в 15-17 лет.

Уровень развития двигательных качеств у девочек во всех возрастных группах ниже, чем у мальчиков, причем эта разница с возрастом увеличивается, достигая наибольшей величины к 16-17 годам.

Итак, все двигательные качества, как и лежащие в их основе физиологические механизмы, развиваются неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь. Это очень важно знать и учитывать при организации тренировочных занятий с детьми и подростками. Кроме того, их развитие имеет прямую и обратную связь с совершенствованием всех систем и функций организма.

Требования к тестированию Тест-проба – качественное или количественное испытание для выявления уровня физической подготовленности испытуемого. Для исправления физических недостатков важно определить, на каком уровне по отношению к должным возрастным величинам находятся физические кондиции учащихся. Однако, чтобы получаемая с помощью тестирования информация была правильной и достоверной, учителю физкультуры надо выполнять следующие требования:

1. Максимально точно измерять параметры и правильно вводить их в компьютер.

2. Комплексное тестирование проводить не реже 2-х раз в учебном году (сентябрь и май), так как организм школьника постоянно растет и физические качества развиваются неравномерно.

3. Тест по возможности проводить всегда в одно и то же время, натощак.







МОНИТОРИНГ

уровня двигательной подготовленности.


Как выполнять тесты:


1.Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (О).

Исходное положение: упор лежа, голова-туловище-ноги составляют прямую линию.

Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела,

а разгибание-до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии голова-туловище-ноги. Дается одна попытка. Фиксируется количество отжиманий от пола

при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе.


2. Прыжок в длину с места (П).

Исходное положение: стать носками к стартовой черте, приготовиться к прыжку.

Выполняется двумя ногами с махом руками. Длина прыжка с трех попыток измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближайшего к стартовой линии касания пола ногами испытуемого.


3. Поднимание туловища из положения лежа на спине (С).

Исходное положение: руки за головой, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируем количество выполненных упражнений в одной попытке за 30 секунд.


4.Удержание тела в висе на перекладине (В).

Тестируемый принимает положение виса так, чтобы его подбородок находился над перекладиной. После этого, включается секундомер. Когда под влиянием утомления руки начнут разгибаться и глаза окажутся на уровне перекладины, выполнение теста прекращается.


5. Наклон вперед из положения сидя (Н).

На полу обозначить центровую и перпендикулярную линии. Сидя на полу, ступнями ног следует касаться центровой линии, ноги выпрямлены в коленях, ступни вертикальны, расстояние между ними составляет 20-30 см. Выполняется 3 наклона вперед, на 4-м регистрируется результат на перпендикулярной мерной линии по кончикам пальцев при фиксации в течении 5 секунд, при этом не допускается сгибания ног в коленях.


6. Бег на 1000 м. Выполняется с высокого старта (Б).

На дистанции при необходимости возможен переход на ходьбу (спортивную и обычную).















Индивидуальная карта мониторинга динамики

уровня двигательной подготовленности.


Ф.И.О.__________________________ Дата рождения_____________________

Класс___________ Дата тестирования__________________


Мои результаты в тестах:







Сгиб.разгиб. в упоре лёжа (О) =______ НВП теста из таблицы = ______

Прыжки в длину с места (П) = ______ НВП теста из таблицы = ______

Поднимание туловища (С) = _______ НВП теста из таблицы = ______

Вис на перекладине (В) = _________ НВП теста из таблицы = ______

Наклоны туловища вперед (Н) =_____ НВП теста из таблицы = ______

Бег 1000 м (Б) =______ НВП теста из таблицы = ______


Оценка индивидуального уровня двигательной подготовленности.

Формулы для вычисления физической кондиции:

Отжимание в упоре лёжа О = (Р-НВП):НВП где Р- результат в тестах,

Прыжки в длину с места П=(Р-НВП):НВП где НВП-норматив из таблицы,

Поднимание туловища С=(Р-НВП):НВП соответствующий данному тесту,

Вис на перекладине В=(Р-НВП):НВП возрасту и полу.

Внимание! Формула отличается от предыдущих!

Бег 1000 м Б=(НВП-Р):НВП

Используя формулы, я вычислил свои показатели для каждого теста:

О = (О-НВП):НВП=__________________ П=(П-НВП):НВП=______________________

С=(С-НВП):НВП= __________________ В=(В-НВП):НВП=_______________________

Н=(Н-НВП):НВП=__________________ Б=(НВП-Б):НВП=_______________________



Теперь я могу определить мой Общий уровень двигательной подготовленности. Для этого я вычисляю сумму показателей и делю на количество тестов: ОУДП=(О+П+С+В+Н+Б):6

ОУДП=______________________________________________________________


По таблице Оценки уровня двигательной подготовленности я нашёл, что значение моего ОУДП соответствует оценке : __________________



По этой же таблице я нашел оценки за отдельные тесты:

О = ______ соответствует оценке __________

П = ______ соответствует оценке __________

С = ______ соответствует оценке __________

В = ______ соответствует оценке __________

Н = ______ соответствует оценке __________

Б = ______ соответствует оценке __________


А теперь я хочу посмотреть мои результаты на графике. Отмечаю на линии О точку____ на линии П точку ____, на линии С точку _____, на линии В точку ____, на линии Н точку ____ и на линии Б точку ____. Соединяю точки и получаю картину моего уровня двигательной подготовленности! Я сразу вижу свои сильные и слабые стороны!


ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Возвращаюсь к своим результатам:

О = ____ раз по таблице нормативов соответствует ____ годам

П = ____ см по таблице нормативов соответствует ____ годам

С = ____ раза по таблице соответствует ____ годам

В = ____ сек по таблице соответствует ____ годам

Н = ____см по таблице соответствует ____ годам

Б = ____ сек по таблице соответствует ____ годам


Складываю все табличные значения и делю на количество упражнений в тесте.

Итак, мой двигательный возраст:

( ___ + ___ + ___ + ___ + ___ + ___ ):6 = _____ ЛЕТ




О П С В Н Б

1

1,0

0,9

0,8

0,7



С У П Е Р

0,6

0,5

0,4

0,3



О Т Л И Ч Н О

0,2

0,1

0

-0,1

-0,2



Х О Р О Ш О

-0,3

-0,4

-0,5

-0,6



УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

-0,7

-0,8

-0,9

-1,0


НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

-1,01

ОПАСНАЯ ЗОНА




ТАБЛИЦА ВОЗРАСТНЫХ ОЦЕНОЧНЫХ НОРМАТИВОВ

(нормативно - возрастные показатели)






Возраст

(лет)

Физические упражнения

Сгиб. разг.

рук

в упоре лежа

Прыжки в

длину с места

Поднимание

туловища

Вис на перекладине

Наклон

туловища

в перёд

Бег

1000 м

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

7

13

8

112

104

13

12

9

6

4

6

332

374

8

15

9

127

120

14

13

11

9

5

7

315

357

9

17

10

140

132

15

14

14

12

6

8

298

340

10

19

11

152

142

16

15

18

15

7

9

281

325

11

21

12

163

152

17

16

22

19

8

10

268

311

12

23

13

174

160

18

17

26

23

9

11

256

298

13

25

14

185

167

19

18

30

27

9

12

243

288

14

28

14

196

173

20

19

35

31

10

12

233

279

15

32

15

206

177

21

20

40

35

10

13

224

271

16

37

15

216

180

22

21

46

39

11

13

216

265

17

40

16

225

180

23

21

51

41

11

13

209

262




Оценка уровня двигательной подготовленности (О У Д П )

Значение ОУДП Оценка

От 0,61 и выше

Супер

От 0,21 до 0,60

Отлично

От 0,20 до –0,20

Хорошо

От –0,21 до –0,60

Удовлетворительно

От –0,61 до –1,00

Неудовлетворительно

От –1,01 и ниже

Опасная зона







РАСЧЕТ ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА

По таблице возрастных оценочных нормативов находим

возраст, соответствующий ВАШЕМУ результату в каждом

тесте, складываем все найденные значения возрастов и делим

на количество тестов. Полученное число – ВАШ двигательный возраст.





Тестирование физической подготовленности


Предлагаемые тестовые задания весьма просты и информативны. Учителю физической культуры следует предварительно подготовиться к их проведению.

1. Бег на 1000 метров

Тест предназначен для определения выносливости.

Методика выполнения. Проводится на стадионе или ровной местности, на грунтовой дорожке. Время засекают с точностью до 0,1 с. Перед забегом проводится разминка. Все участники должны до тестирования хотя бы один раз пробежать эту дистанцию на время, чтобы правильно скорректировать свою скорость на дистанции. Особенно это необходимо для детей младшего возраста. В процессе бега допускается переход на шаг.

2. Вис на перекладине

Тест позволяет оценить статическую силовую выносливость мышц рук и плечевого пояса.

Методика выполнения. Используя перекладину шведской стенки, занять исходное положение: руки максимально согнуты, подбородок расположен выше перекладины, но не касается ее и не помогает удерживанию в висе. Оценивается максимально возможное время, в течении которого испытуемый сможет удерживать вис на согнутых руках.

3. Подъем туловища за 30 с.

Тест предназначен для измерения силы мышц-сгибателей туловища.

Методика выполнения. Упражнение выполняется на гимнастическом мате. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах под углом 900, руки за головой. Партнер прижимает ступни ног к полу. По команде «Марш!» энергично согнуться до касания локтями бедер; обратным движением вернуться в и.п. Засчитывается количество сгибаний за 30 с.

1. Наклон вперед из положения сидя

Тест предназначен для измерения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов.

Методика выполнения. И.п. – сидя на полу (без обуви), ноги вытянуты. Стопы вертикально, расстояние между пятками 20-30 см; руки вытянуты вперед (ладонями вниз). Партнер прижимает колени к полу, не позволяя сгибать ноги во время наклонов. В качестве измерителя можно использовать линейку или сантиметровую ленту, протянутую между стопами вдоль внутренней поверхности ног. Отсчет ведут от нулевой отметки, находящейся на уровне пяток испытуемого. Выполняются сначала три медленных наклона (ладони скользят вперед по линейке или ленте), затем четвертый наклон – основной. Это положение испытуемый должен зафиксировать не менее 2 с. Результат засчитывается по кончикам пальцев с точностью до 1,0 см. Он записывается со знаком плюс (+), если кончики пальцев оказались за нулевой отметкой, и со знаком минус ( - ), если пальцы не достали до нее.



2. Прыжок в длину с места

Тест предназначен для измерения скоростно- силовой подготовленности обучающихся.

Методика выполнения. Исходное положение: Стать носками к стартовой черте. Приготовиться к прыжку. Выполняется двумя ногами с махом руками. Длина прыжка с трех попыток измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближайшего к стартовой линии касании ногами пола испытуемого. Испытания проводятся на резиновой дорожке.

3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Тест предназначен для измерения абсолютной силы мышц – разгибателей рук.

Методика выполнения. Исходное положение: упор лежа, голова – туловище – ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибание – до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии голова – туловище – ноги. Дается одна попытка. Фиксируется количество отжиманий от пола при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе.


Статистическая система оформления результатов тестирования.


1. Результаты каждого тестирования заносятся в сводные протоколы. По формулам вычисляется уровень двигательной подготовленности учащихся. Оформляются в виде графика.

2. На основании данных об уровне двигательной подготовленности учащихся, полученных в начале учебного года (сентябрь), учитель физической культуры корректирует процесс физического воспитания в каждом классе или параллели классов. Учитель разрабатывает специальные двигательные режимы и методические приемы для коррекции или профилактики отклонений, характеризующий низкий или средний уровень двигательной подготовленности. Процесс физического воспитания подлежит корректировке, если в классе или параллели классов выявлено свыше 15% учащихся с низким уровнем развития одного или нескольких двигательных качеств. При высоком уровне развития двигательных качеств применяются учебно – тренировочные модели по их дальнейшему развитию.

3. Результаты тестирования подвергаются компьютерной обработке. На

основе полученных данных каждому учащемуся выдается индивидуальная программа занятиями физическими упражнениями на полугодие, что позволяет использовать специальные двигательные режимы как факторы естественного оздоровления. Кроме того, компьютерная программа дает аналитическую информацию о двигательной подготовленности любой возрастной группы учащихся, параллели классов, отдельно мальчиков и девочек, что позволяет успешно корректировать не только учебную, но и внеклассную физкультурно – оздоровительную работу.

4. В конце учебного года (май) учитель проводит повторное тестирование. Показатели двигательной подготовленности учашихся заносятся в листок физической подготовленности.

На основании итоговых данных тестирования учитель оценивает двигательную подготовленность учащихся, разрабатывает для них рекомендации по индивидуальной физкультурно – оздоровительной деятельности в летний период и составляет планы физкультурно – оздоровительной работы на новый учебный год.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!