СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка " Библейские мотивы в классической литературе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В произведениях литературы второй половины XIX века, а именно, в романах     Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого были использованы библейские мотивы. В курсе литературы 11 класса  тема религиозных исканий рассматривается в таких  произведений, как " Иуда Искариот" Л. Андреева, " Сын Человеческий» А. Меня ", Богомолье", " Лето господне" И. С. Шмелева, "Мастер и Мар­гарита" М. Булгакова,               "Плаха" Ч. Айтматова и др.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка " Библейские мотивы в классической литературе"»

Урок-семинар

ТЕМА урока: РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСКАНИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Цель урока. Сообщить учащимся ясные и точные религиозные сведе­ния; рассмотреть Библию как памятник письменной и словесной культу­ры, как ключевой текст русских культурных традиций, вдохновивший не одно поколение писателей и поэтов ; повторить изученные произведения с библейскими сюжетами, выражающими мировоззрение автора ; показать на конкретных произведениях, что содержание Библии не исчерпывается только религиозным аспектом ; воспитать чувство любви к националь­ным традициям через произведения И. С. Шмелева, М. Булгакова, Л. Андреева и др..

Удрученный ношей крестной

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

Исходил, благословляя

Ф. Тютчев



I Этап. Вступление.

(урок открывает чтец: В.Л. Брюсов Библия)

Слово учителя: Тема нашего урока " Религиозные искания в русской литера­туре ". Обратите внимание на эпиграф - отрывок из стихотворения " Эти бедные селения " Ф. Тютчева, которые произносит Иван Карамазов, героя романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».

Как вы понимаете данные слова Ф. Тютчева?

В произведениях литературы второй половины XIX века, а именно, в романах Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого были использованы библейские мотивы. В курсе литературы 11 класса тема религиозных исканий рассматривается в таких произведений, как " Иуда Искариот" Л. Андреева, " Сын Человеческий» А. Меня ", Богомолье", " Лето господне" И. С. Шмелева, "Мастер и Мар­гарита" М. Булгакова, "Плаха" Ч. Айтматова и др.

Чтец : С. Есенин Не ветры осыпают пущи...

1.Что вы знаете о Библии ?

(Библия в переводе с греческого означает « книга». Всего 77 отдельных рассказов, написанных на протяжении 13 веков. Библия состоит из 2-х частей : Ветхий завет и Новый. Слово "завет" означает – « союз, договор»…).

2. Что вы знаете о Иисусе Христе ?

( « Единородный Сын Божий», он не просто основатель еще одной религии, не просто великий реформатор нравов и выдающийся фи­лософ. Он есть Бог!.. Он воскрешает мертвых, учит новой истине. Он исцеляет больных, утешает обездоленных, возвращает надежду упавшим духом и отчаявшимся, прощает грешникам их прегрешения...)

3.Для чего был послан Христос ?

Чтобы мир спасен был через Него.

Я проповедовать иду, ибо для того и пришел

Возвещать Царство Бога, которое оправдывает имя Его отца и навсегда разрешит все проблемы человечества.

II Этап. Основная часть урока.

Культурная традиция стремится удержать авторитетность ключевых текстов, составивших данную культуру на протяжении веков. Одним из ключевых текстов русской культуры является Библия. Для многих поколений Библия была руководством в жизни. Ведь содержание и значимость, безусловно, не исчерпывается религиозным аспектом. Вспомним роман Ф.М. Достоевского " Преступление и наказание". Какой библейский сюжет был взят автором? С какой целью?

("Воскрешение Лазаря". Чтобы показать внутренний мир Сони Мармеладовой, ее мысли, надежды…)

Для того чтобы оценить мастерство Ф.М. Достоевского, сопоставим с библейской трактовкой из Евангелии от Иоана, гл.2 (читаем отрывок).

Учитель: В чем разница?

Ученик: Библейский стиль написания отличается от художественных произведений.

Цель евангелисткой трактовки - проповедовать сверхчеловеческие воз­можности Христа, чтобы люди уверовали в него.

Ученик: А. Мень исследует произошедшее, анализирует, дает свое объяснение "чуду”. Поэтому произведение ближе к научному стилю.

Ученик: Ф. М. Достоевский взял этот сюжет для того, чтобы показать силу веры человека, что все в руках его и что он может «воскреснут», изменить свою жизнь. Падший поднимется, воскреснет - философия Ф. М. Достоевского.

Соня восприняла " Воскрешение Лазаря" как чудо, которое может прои­зойти с каждым, даже с ней. Не физическое, а нравственное, духовное воскрешение. Соня читает Евангелии, утешаясь и веря в будущее. (чтение отрывка из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Мастерство Ф. М. Достоевского-психолога заключается в изображении эмоциональной окраске состояния Сони, читающей срывающимся голосом, с волнением и упоением...

Не зря гласит Библия: "... веруй в Господа Иисуса, и спасешься ты и весь дом твой".

Вывод: Ф. М. Достоевский считает, что судьба человека в руках самого человека, то есть вера в себя даст силы переустроить даже весь мир.

Что же думает по этому Толстой? Какие слова он вкладывает в уста своих героев?

Ученик: В романе "Война и мир" (эпилог, ч.1,гл.8) мы читаем слова Княжны Марьи и Наташи о Сони (зачитывает отрывок),то есть Марья считает, что Соня никогда ничего не имела ,поэтому у нее и «отнимается».

Судя по прочитанному эпизоду, мнение Л. Толстого расходится с мнением Ф. Достоевского. Лев Николаевич считает, что судьба руководит человеком, что спорить с не бесполезно и надо просто смериться. Что и делает Соня.

Учитель: Два разных мировоззрения. А какое вам ближе, кто из 2-х героинь вам ближе? (Ученики высказывают свои мнения)

III Этап. Подвиг и предательство.

Учитель: Подумайте и ответьте. Чьи библейские имена вспоминаются

вам при виде этой темы: «Подвиг и предательство»?

Ученик: Христос, апостолы, Иуда, Понтий Пилат, Каин.

Учитель: Как мы уже сказали, Христос принял грехи человеческие на себя, нес очищение и просил прощение у Господа за людей, которые
" не ведали, что творили”, когда распяли его.

А что вы знаете об Иуде, Понтий Пилате? Почему эти два имени
идут рядом?

Ученик: Иуда, один из апостолов Иисуса, предал своего учителяза 30 серебряников ( зачитывает отрывок из Евангелии от Луки, гл.23)
Ученик: Понтий Пилат - прокуратор Иудеи, отправивший Христа на " крестную муку”. Учитель: Давайте рассмотрим эти образы глубже через произведения Л.Андреева и М.Булгакова.

Дайте сравнительную характеристику.



Иуда (”Иуда Искариот”)

Иуда ("Мастер и Маргарита”)

1.Внешнее описание: Он был худощав, высок, зачем-то претворялся хилым, и голос имел переменчивый. Короткие рыжие волосы. Двоилось лицо :
одна сторона с черным, остро
высматривающим глазом, подвижная
с многочисленными морщинками;
на другой-застывшая от широко
открытого слепого глаза.

I. Молод, красив.


2.Характер. Корыстолюбив, коварен, наклонен к притворству, лжи.

2.Характер. Развита страсть к деньгам




Учитель: Почему Л. Андреев обезображивает своего героя? Что автор хотел показать этим? Из-за чего, по мнению Л. Андреева, Иуда предал Христа?

Чтец: В. Ф. Ходосевич Пилат.

Учитель: К Образу Понтия Пилата также относятся неоднозначно. Что мы читаем о нем в Евангелии? (учащийся зачитывает отрывок). Каким показывает его Л. Андреев? (зачитывают характеристику),

Читая произведение М. Булгакова " Мастер и Маргарита”, вы не могли не заметить разницу в описании этого героя. Что вас поразило?

Ученик: В романе М. Булгакова Понтий Пилат отличается своим отношением к Иешуа (прототипу Христа, с разницей, что Иешуа – человек). Пилат не видит связи между действиями Иешуа и беспорядками в Epшалаиме. Он старается уберечь Иешуа от смерти, но вынужден огласить приговор, и сделал это с закрытыми глазами. «Пилат открыл глаза, зная, что он теперь в безопасности - осужденных он видеть уже не мог»( гл.2).

По мнению Пилата, Иуда - грязный предатель, он никогда не видел Иуду. И деньги за предательство Иуда получил от первосвященника. Пилат сам посылает убить Иуду, потому что мучился из-за своей трусости- не защитил Иешуа. Свидетельство этому сон ( гл.26):

” Он даже смеялся во сне от счастья, до того все сложилось прек­расно... рядом шел бродячий философ. Они спорили о чем-то сложном и важном... Он был жив... Казни не было! Не было! Вот в чем пре­лесть этого путешествия вверх по лестнице луны... Утром бы еще он не погубил (карьеры), а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. Пилат пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не ви­новатого, безумного мечтателя и врача!.. Жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне”.

Мы видим, что в знак благодарности за убийство Иуды Пилат дарит свой перстень Афранию. А на вопрос Левия Матвея: « Кто убил Иуду?» Прокуратор отвечает: «Не будь ревнив, я боюсь, что были поклонники у него и кроме тебя... Это сделал я. Этого, конечно, маловато сделанного, но все-таки это сделал я" ( гл.26).

Учитель: Как вы видите, писатели по-своему трактуют библейские сюжеты, даже меняя роли и характеры. А что, по вашему мнению, объединяет романы М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и И. Айтматова « Плаха»?

Ученик: Авдий и Иешуа несут идеи Христа, но сами являются смертными.

IV Этап. И. С. Шмелев ” Богомолье"

Учитель: Мы убедились, что Библия-книга, которая вдохновляет не одно поколение писателей и поэтов. Библия является литературным памятником ,легшим в основу всей нынешней письменной словесной культуры. Многие библейские слова и выражения стали пословицами и поговорками, обогатили нашу речь и мысль, Библия возвышает духовно и трогает эмоционально. Глубокий религиозно-философский смысл скрыт за внешней простотой произведений И. С. Шмелева.

Индивидуальное задание. Сообщение о произведении И. С. Шмелева " Богомолье"

Ученик: Основой произведения И. С. Шмелева являются впечатления детства и отражение мира детской души. По определению самого автора, главное в его произведениях – «ребенок и религия». (запись в тетрадях)

И.С. Шмелев " Богомолье"

1.Мемуарно-биографический жанр. Детские впечатления.

2.«Богомолье" - сыновий поклон отцу, памятник, сотворенный в слове.

3.Главное - ребенок и религия или мальчик и православие,

4.Своеобразное, трехступенчатое строение книги: Дом, отец- народ- Россия - определило особый угол авторского зрения: показ окружаю­щей действительности.

5.Символ - 12 глав в книге (зачитывает яркие моменты книги).

V Этап. Заключительное слово.

Учитель: Тема нашего урока остается открытой, так как мы еще неоднократно будем возвращаться к ней, как при изучении произведений, так и в жизни. Недаром Библия также является важнейшим (ключевым) этико-юридическим сочинением (многое взято в основу Законодательства ).

Не менее интересно рассмотрение Библии как исторического, военно-­политического, этнологического сочинения. В тексте названы конкретные географические местности, движения народов из одной страны в другую, военные события, отношения между странами и народами.

Я думаю, что произведения с библейскими сюжетами не вызовут у вас никаких затруднений при чтении. Обратите ваше внимание на репродукции на доске: Икона «Сергия Радонежского с житием» ,Б.Строцци «Апостол Петр исцеляет паралитика», Бондоне " Рождение Христа .Благая весть".

VI Этап. Подведение итогов урока:

Знание Библии- составная, необходимая часть наших общих духовных и культурных ценностей… ( выставление оценок за урок).

VII.Этап. Д/з.: написать сочинение по теме: «Религиозны искания в поэзии Серебряного века».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!