Методическая разработка бинарного урока по теме:
«Применение понятий параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей при изучении главных размерений судна»,
проводимого в рамках недели физико-математических дисциплин СМТ ФГБОУ «КГМТУ»
Подготовили: преподаватель дисциплины «Математика» Егорова С.Н.
преподаватель дисциплины «Введение в специальность»
Модельская-Еремина М.И.
Учебная группа СКМ-116
Дата проведения 24.10.2016 г.
Цели и задачи занятия
Обучающие: 1. Атуализировать понятия параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве.
2. Рассмотреть понятия расстояния от точки до плоскости, между параллельными плоскостями, прямой и параллельной ей плоскостью, между скрещивающимися прямыми.
3. Сформулировать и доказать теорему о трех перпендикулярах.
4.Повторить основные сечения корпуса судна, названия и обозначения линий и плоскостей.
5.Ввести понятия главных размерений судна.
6. Научить студентов проводить аналогии между понятиями стереометрии и судостроения, решать задачи практического содержания.
Развивающие: 1. Формирование представления о математике как универсальном
языке науки, средстве моделирования явлений и процессов.
2. Развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности.
3. Овладение математическими знаниями и навыками познавательной деятельности, необходимыми для освоения смежных естественно-научных дисциплин и дисциплин профессионального цикла.
Воспитательные: 1. Воспитание внимательности, усидчивости, добросовестности.
2. Воспитание умения работать в группах.
Тип занятия Бинарный комбинированный урок с использованием информационно-коммуникативных технологий
Методы обучения Технология интегрированного обучения, технология проблемного обучения, личностно-ориентированная технология
Методическое обеспечение рабочие тетради, учебник, презентация, тесты
Материально-техническое обеспечение Доска, плакаты, макеты, компьютер, мультимедийный проектор
Время занятия 80 мин.
Основная литература:
Горячев А.А. «Устройство и основы теории морских судов» - Судостроение, 2012 г.-260с.
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия. 10-11классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – М.: Просвещение, 2014. – 255 с.: ил.
Дополнительная литература:
1. Александров А.Д. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: углубл. уровень / А.Д. Александров, А.Л. Вернер, В.И. Рыжик. – М.: Просвещение, 2014. – 271 с.: ил.
2. Ситченко Н.К. Общее устройство судов / Н.К. Ситченко, Л.С. Ситченко – Л: Судостроение, 1987 – 328 с.
Интернет-ресурсы www.interneturok.ru
www.infourok.ru
www.nsportal.ru
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
№ | Наименование | Время |
1 | Организационный момент Приветствие. Принимается рапорт о готовности слушателей к занятию, отмечаются в журнале отсутствующие. | 3 мин. |
2 | Вводный этап занятия | 3 мин. 2 мин. 5 мин. 5 мин. 2 мин. 6 мин. |
2.1 | Мотивационный момент Компетенции, приобретаемые при изучении дисциплины «Введение в специальность» из ФГОС СПО специальности 26.02.02 «Судостроение» и результаты освоения учебной дисциплины «Математика» (слайды 3-7) |
2.2 | Объявление темы, формулировка целей и задач (Презентация слайды 1-2) |
2.3 | Актуализация опорных знаний 1. Напоминание основных понятий, свойств, теорем по взаимному расположению прямых и плоскостей в пространстве, используемые символьные обозначения (устный опрос обучающихся, слайды 8-24). 2.Тест по математике (раздаточный материал + слайды с ключами 25-26). 3. Основные сечения судна, обозначения (макет судна+слайды 34-35). 4. Тест по дисциплине «Введение в специальность» (раздаточный материал + слайды 29-31, ключи – слайды 32-33). |
3 | Основной этап занятия | 17 мин. 14мин. 3 мин. 9 мин. |
3.1 | Формирование новых и совершенствование ранее изученных знаний, умений 1.Ввод понятий перпендикуляра, наклонной, проекции, расстояния от точки до плоскости, расстояния между параллельными плоскостями, прямой и параллельной ей плоскостью, между скрещивающимися прямыми. Теорема о трех перпендикулярах. Решение задач (учебник, слайды 36-49). |
2. Ввод понятий длины, ширины, осадки, высоты борта судна. Разбор примеров по макету (слайды 50-53). |
3.2 | Подготовка к выполнению практико – ориентированного задания Проведение аналогий между понятиями на примере длины судна (начало заполнения таблицы соответствий между понятиями судостроения и математики – основные сечения и линии судна, их соотношения с помощью математической символики) (у доски+слайды 54-55). |
3.3 | Применение знаний и умений, приобретение практического опыта Решение задачи практического содержания (сформулирована терминами судостроения, нужно составить математическую модель и решить средствами стереометрии) (слайд 56, разбор на доске). |
4 | Заключительный этап занятия | 4 мин. 2 мин. 5 мин. |
4.1 | Актуализация новых знаний Продолжение заполнения таблицы соответствий между понятиями в судостроении и математике (самостоятельная работа обучающихся у доски и в группах). |
4.2 | Подведение итогов (устный опрос по введенным понятиям). |
4.3 | Объяснение домашнего задания (слайд 57) 1.Разобрать материал лекционной части занятия, выучить определения. 2. Доказать теорему, обратную теореме о трех перпендикулярах. 3.Задача № 149 (2 часть). 4.Закончить составлять таблицу соответствий между понятиями судостроения и стереометрии (по приведенному примеру). 5. Решить прикладную задачу. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Вариант 1
Тест «Прямые в пространстве. Параллельность прямых, прямой и плоскости»
1.Прямая а, параллельная прямой b, пересекает плоскость α. Прямая с параллельна прямой b, тогда:
а) прямые а и с пересекаются; б) прямая с лежит в плоскости α;
в) прямые а и с скрещиваются; г) прямые а и с параллельны.
2. Каким может быть взаимное расположение прямых а и b, если через прямую а можно провести плоскость, параллельную прямой b?
а) скрещиваются или пересекаются; в) только скрещиваются;
б) скрещиваются или параллельны; г) только параллельны.
3. Прямые а и в лежат в параллельных плоскостях, следовательно, эти прямые
а) скрещиваются или пересекаются; б) скрещиваются или параллельны;
в) только скрещиваются; г) только параллельны.
4. Каким может быть взаимное расположение двух прямых, если обе они параллельны одной плоскости?
а) только параллельны; б) все случаи взаимного расположения;
в) только скрещиваются; г) только пересекаются.
5. Прямая а параллельна плоскости α. Какое из следующих утверждений верно?
а) Прямая а параллельна любой прямой, лежащей в плоскости α;
б) прямая а не пересекает ни одну прямую, лежащую в плоскости α;
в) прямая а скрещивается со всеми прямыми плоскости α;
г) прямая а имеет общую точку с плоскостью.
Тест «Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости»
1. К плоскости проведены две равные наклонные. Равны ли их проекции?
2. Какое из следующих утверждений верно?
а) Две прямые перпендикулярные третьей перпендикулярны между собой;
б) прямая называется перпендикулярной плоскости, если она перпендикулярна хотя бы одной прямой, лежащей в этой плоскости;
в) две прямые, перпендикулярные к плоскости, перпендикулярны между собой;
г) прямая называется перпендикулярной плоскости, если она перпендикулярна к любой прямой, лежащей в этой плоскости.
3. Прямая m перпендикулярна к прямым a и b, лежащим в плоскости α, но m не перпендикулярна к плоскости α. Выясните взаимное расположение прямых a и b.
а) параллельны; б) пересекаются; в) скрещиваются; г) определить нельзя.
4. Прямая а перпендикулярна к прямым с и b, лежащим в плоскости α, прямая а перпендикулярна к плоскости α. Выясните взаимное расположение прямых с и b.
а) только параллельны; б) только пересекаются; в) параллельны или пересекаются; г) определить нельзя.
5. В треугольнике АВС, АН – высота треугольника. Вне плоскости АВС выбрана точка Д, причем ДВ ⊥ ВС, ДВ ⊥ АВ . Плоскости ДВС перпендикулярна прямая
а) АД; б) АВ; в) АН; г) АС.
Вариант 2
Тест «Прямые в пространстве. Параллельность прямых, прямой и плоскости»
1.Прямая с, параллельная прямой а, пересекает плоскость β. Прямая b параллельна прямой а, тогда:
а) прямые b и с пересекаются; б) прямая b лежит в плоскости β;
в) прямые b и с скрещиваются; г) прямые b и с параллельны.
2.Каким может быть взаимное расположение прямых а и b, если любая плоскость, проходящая через а, не параллельна b?
а) скрещиваются; б) параллельны; в) пересекаются; г) определить нельзя.
3.Прямые а и в лежат в параллельных плоскостях, следовательно, эти прямые
а) скрещиваются или пересекаются; б) скрещиваются или параллельны;
в) только скрещиваются; г) только параллельны.
4.Прямая а параллельна плоскости α. Какое из следующих утверждений верно?
а) Прямая а параллельна любой прямой, лежащей в плоскости α;
б) прямая а не пересекает ни одну прямую, лежащую в плоскости α;
в) прямая а скрещивается со всеми прямыми плоскости α;
г) прямая а имеет общую точку с плоскостью.
5.Каким может быть взаимное расположение прямых а и b, если прямая а лежит в
плоскости α, а прямая b параллельна этой плоскости?
а) Параллельны или пересекаются;
б) скрещиваются или пересекаются;
в) параллельны или скрещиваются;
г) определить нельзя.
Тест «Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости»
1. Какое из следующих утверждений неверно?
а) Если прямая перпендикулярна к двум прямым, лежащим в плоскости, то она перпендикулярна к этой плоскости;
б) если прямая перпендикулярна к плоскости, то она ее пересекает;
в) если две плоскости перпендикулярны к прямой, то они параллельны;
г) если две прямые перпендикулярны к плоскости, то они параллельны.
2. Две наклонные, проведенные к плоскости, имеют равные проекции. Равны ли сами наклонные?
3. Если одна из двух скрещивающихся прямых перпендикулярна к плоскости, то будет ли перпендикулярна к этой плоскости вторая прямая?
а) Да; б) да, но при определенных условиях; в) определить нельзя; г) нет.
4. Точка E не принадлежит плоскости прямоугольника ABCD. BE⊥ AB, BE⊥ BC. Тогда прямая CD и плоскость BCE:
а) параллельны; б) перпендикулярны; в) определить их взаимное расположение нельзя ; г) прямая лежит в плоскости.
5. АВСД – квадрат. Вне его плоскости выбрана точка К, причем КА ⊥ АВ. Плоскости АКД перпендикулярна прямая а) ДС; б) КС; в) ВК; г) ВС.
Задачи практического содержания:
Ширина судна на миделе 32 м., высота борта 18 м.
На каком расстоянии от основной линии судна находится точка пересечения миделя и бортовой линии верхней палубы?
Точка КВЛ на миделе отстоит от основной линии на расстоянии 8 м.
Чему равна осадка судна, если его ширина равна 10 м.?
Задача №149 [2]
Отрезок АD перпендикулярен к плоскости равнобедренного треугольника АВС. Известно, что АВ = АС = 5 см, ВС = 6 см, АD = 12 см. Найдите расстояния от концов отрезка АD до прямой ВС.
Фото-материалы:
Учебная группа СКМ-116
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8a8df9df271/836632_1.jpeg)
2.2 Представление темы урока, постановка целей и задач
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8a8df9df271/836632_2.jpeg)
Актуализация опорных знаний:
Повторение основных понятий, свойств, теорем по взаимному расположению прямых и плоскостей в пространстве, используемые символьные обозначения (устный опрос обучающихся, проверка ответов – слайды) по математике
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8a8df9df271/836632_4.jpeg)
Тест по математике
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8a8df9df271/836632_5.jpeg)
4. Тест по дисциплине «Введение в специальность»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8a8df9df271/836632_6.jpeg)
3.1 Формирование новых и совершенствование ранее изученных знаний, умений
1. По математике ввод понятий перпендикуляра, наклонной, проекции, расстояния от точки до плоскости, расстояния между параллельными плоскостями, прямой и параллельной ей плоскостью, между скрещивающимися прямыми. Теорема о трех перпендикулярах. Решение задач.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8a8df9df271/836632_7.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8a8df9df271/836632_8.png)
2.Ввод понятий длины, ширины, осадки, высоты борта судна. Разбор примеров по макету.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8a8df9df271/836632_9.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8a8df9df271/836632_10.jpeg)
3.2 Подготовка к выполнению практико – ориентированного задания (заполнение студентами таблицы соответствия понятий)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8a8df9df271/836632_11.png)
3.3 Применение знаний и умений, приобретение практического опыта (решение задачи практического содержания)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8a8df9df271/836632_12.png)
4.1 Актуализация новых знаний (продолжение заполнения таблицы соответствий между понятиями судостроения и математики (самостоятельная работа обучающихся у доски и в группах по виду объекта)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8a8df9df271/836632_13.jpeg)
4.2 Подведение итогов (устный опрос по введенным понятиям)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8a8df9df271/836632_14.jpeg)
4.3 Объяснение домашнего задания (слайд 57)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/19/s_5a8a8df9df271/836632_15.png)