СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Человека воспитать - не поле перейти" (семейный совет)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любое средство родительской педагогики надо применять только тогда, когда оно уместно. Все имеют свои суждения, свою точку зрения по поводу проблем между родителями и детьми. В данной разработке предложены ситуации, решение которых поможет избежать семейных конфликтов

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Человека воспитать - не поле перейти" (семейный совет)»



Юрченко Ольга Васильевна

Заместитель директора по воспитательной работе

Войковская общеобразовательная школа I-III ступеней

Амвросиевского района Донецкой Народной Республики

пгт. Войковский





Семейный совет:







(ученики (8-11 классы)– родители - учителя)





















Цель: проанализировать отношения между родителями и детьми, ответственность родителей за воспитание детей настоящими гражданами.

Ваши дети - не ваша собственность.
Они сыновья и дочери самой силы Земли.
Вы их родители, но не творцы,
Они живут с вами, но Вам не принадлежат.
(Гибран Кахлия)

I. Вступительное слово. Мотивация. Организация работы в группах.
Семья - источник продления жизни нации, источник ее вечности. Каждый человек берет начало от семьи, ведь здесь происходит ее первое и главное становления как личности, познания и обретения норм нравственного поведения, развитие добрых чувств.
Все вы имеете свои суждения, свою точку зрения по поводу проблем, идей, у Вас есть собственный семейный опыт. Поэтому предлагаю посмотреть на ситуации, которые мы будем рассматривать как бы изнутри, и провести семейный совет.
Итак, сегодня мы собрались на семейный совет, на котором будут работать группы: родителей, учителей и учеников от 8-11 классов.

II.Работа в группах
1.Методы воспитания

Методы семейного воспитания разделяют на три группы:
- Методы убеждения;
- Методы организации жизнедеятельности детей;
- Методы стимулирования культурного поведения.
Задача № 1: группы получают инструктивные карточки с ситуациями,

обсуждают и дают ответы на вопросы.

Инструктивная карта

Задания и вопросы

Группа родителей
1.Родители и воспитатели(Ситуация1)
2.Характер отношений между взрослыми и детьми (Ситуация 2)

Что такое «родительская связь»? Как влияют особенности отношений в семье на формирование личности?

Группа учителей
1.Результативнисть средств педаго-гического воздействия на ученика и коллектив класса(Ситуация3)
2. Игровые ситуации в воспитании детей (Ситуация4)

От чего зависит выбор методов воспитания?
Какие качества личности формируются с помощью метода создания воспитывающей ситуаций?

Группа учеников
1.Чувства детей к родителям в процессе воспитания (Ситуация 5)
2.Влияние культуры взаимоотношений в семье на процесс воспитания (Ситуация 6)

Приведите примеры, иллюстрирующие проявления взаимной доброты со стороны родителей и детей в семьях.
Какие чувства вызывает у детей такое общение с родителями?

К чему оно может привести?

Выводы: Любое средство родительской педагогики надо применять только тогда, когда оно уместно. Успех воспитательного процесса в значительной мере обусловлен применением методов стимулирования культурного поведения ребенка: одобрение, поощрение, наказание. Наказание должно быть справедливым, а степень его должна соответствовать уровню допущенного ребенком нарушения.

2. Возникновение конфликтов
Жить - значит иметь проблемы. Решать их - значит расти интеллектуально. Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери назвал человеческое общение самой большой роскошью на свете. Общение людей - достаточно сложный и тонкий процесс. Каждый из нас учится этому всю жизнь, приобретая опыт, часто за счет ошибок и разочарований. Но, к сожалению, довольно часто мы попадаем в ситуации, которые определяем как конфликтные. Как их распознать и предупреждать?
Конфликт - это процесс резкого обострения и борьбы двух или более сторон. Конфликт имеет следующие составляющие: проблема, участники, конфликтная ситуация, инцидент.
Вопросы для групп:
- Были ли вы когда-нибудь участником конфликта?
- Где у вас возникают конфликты?
- Время идет. Конфликт проходит. Что вы чувствуете, когда вспоминаете о каких-то конфликты? (Вам неприятно об этом вспоминать? Вы об этом вспоминаете с удовольствием? Вам все равно? Вы хотели бы об этом забыть?
3.Деловые игры
1. Ролевая игра «Реши проблему»
Задача 1: написать каждой группе перечень проблем, которые могут привести к конфликтным ситуациям.
Задача 2: каждая группа выбирает одну проблему, «самую главную». Группы предлагают пути решения этой проблемы.

2. Обсуждение ситуаций
           Задача для родителей (в роли детей):
- Вы получили двойку, вам надо объяснить родителям, за что и почему.
Задача для учителей (в роли родителей):
- Классный руководитель позвонил и рассказал родителям, что их сын (дочь) нецензурно выражается.
Задача для учащихся (в роли строгих родителей)
- В дневнике ребенка увидели «двойку». Вам нужно выяснить причину и принять решение.

4.Тестирование «Конфликтный ли вы человек?"
а) - 4 балла; б) - 2 балла, в) - 0 баллов.
1. Представьте, что в общественном транспорте возник спор. Чему вы отдадите предпочтение:
а) не участвовать в споре;
б) могу вмешаться, стать на сторону того, кого считаю правым;
в) всегда вмешиваюсь и отстаиваю свою точку зрения.
2. На собрании вы критикуете руководство (одноклассников) за ошибки?
а) Нет;
б) да, но в зависимости от личного отношения к нему;
в) всегда.
3. Ваш руководитель предлагает план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который считаете лучшим?
а) да, если меня поддержат другие;
б) буду отстаивать свой план;
в) боюсь критиковать руководство.
4. Любите ли вы спорить с коллегами (одноклассниками)?
а) только с теми, кто не обидится, и если это не влияет на общение;
б) да, но только по принципиальным вопросам;
в) спорю со всеми.
5. Кто-то пытается пролезть вперед вне очереди:
а) я не хуже, также стараюсь обойти очередь;
б) возмущаюсь в душе;
в) открыто выражаю собственное мнение.
6. Ваш коллега (одноклассник) выступает с рабочим предложением или идеями. Идея интересная, но содержит ошибку. Ваше мнение решающее:
а) выражаюсь о положительных и отрицательных сторонах предложения;
б) отмечу положительные моменты и предложу доработать идею;
в) буду критиковать.
7. В магазине вы увидели, что вас обсчитали:
а) я уйду, скрыв неприятности;
б) я прошу еще раз перечислить покупку;
в) я это так не оставлю.
8. Вы спорите с ребенком (одноклассником) и понимаете, что он прав. Как вы поступите?
а) прекращу споры;
б) признаю свою ошибку и извинюсь;
в) продолжаю доказывать свою правоту.

Результаты теста: 24 - 38 баллов. Вы не любите конфликтов. Если участвуете в споре, то всегда думаете о том, как это может отразиться на взаимоотношениях с окружающими людьми.
9 - 23 балла. Вы упорно отстаиваете свою точку зрения, несмотря на то, как это отразится на отношении к вам других людей.
8 баллов и меньше. Вы специально ищете повод для спора, критикуете других с выгодой для себя. Вы любите всем навязывать свое мнение, даже если неправы, всегда ищете вокруг себя виноватых. Скандал для вас - самая любимая развлечение.
III. Подведение итогов
1. Вручение памяток ученикам, учителям, родителям.
2. Ознакомление с Рецептом счастья.
Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Мажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кого встретите на своем пути.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Ситуация 1
Мне 15 лет. Учусь на «отлично». Люблю спорт, со всеми в классе хорошие отношения. Иными словами, в школе все в порядке. А вот дома ...
С самого раннего детства я живу у бабушки и дедушки, которые меня вынянчили, хоть у меня и есть родители. Но мать и отец (мне даже не хочется называть их так) никогда к нам не приезжают.

Я смотрела на детей, которые были с мамами, и завидовала им. Мне очень хотелось вот так, как они, прижаться к маме, почувствовать ее нежность, увидеть улыбку. Но ничего этого не было. И я замкнулась в себе.
Ситуация 2
Мне - 16 лет. У меня есть мама, папа, младший брат. Но каждый в нашей семье живет сам по себе. Мы никуда не ходим всей семьей: ни гулять, ни в кино. Папа не пьет, любит работать, помогает маме, мама тоже очень трудолюбивая. Но как она ко мне относится! Ни разу меня не обласкала. Я очень завидую своей подруге, у нее мама совсем другая, всегда интересуется моими делами. Вместе мы пьем чай, разговариваем. Эта чужая женщина обращается ко мне ласково, а моя мама очень несдержанный человек, кричит, обзывает, а иногда может и ударить. Я очень обижена на свою маму.

Ситуация 3
Четвероклассник, которого уже дважды исключали из школы за различные проступки, пришел в класс к новой учительнице. Володя сознательно опоздал на первый урок. Он ждал привычных упреков, а может, и крика, и приготовился к самозащите. И как растерялся мальчик, когда обычный арсенал средств, который использовался ранее с «воспитательной» целью, ни был применен. Учительница с приветливой улыбкой обратилась к мальчику:- Садись, Володя, мы освободим тебе, как гостю, место за первой партой. Парень, потрясенный неожиданно доброжелательным отношением к нему, без возражений сел за первую парту, чего он, конечно, не сделал бы в других условиях

Ситуация 4
Наталью К. ровесники считали «неумехой». «Ей ничего нельзя поручить, у нее все валится из рук», - говорили третьеклассники Вере Андреевне, когда она, организовав в группе продленного дня театр сказок, решила дать девочке роль феи. Наташа, старалась на репетициях. Во время спектакля она прекрасно справилась с ролью. Это изменило отношение одноклассников к ней, способствовало ее самоутверждению.

Ситуация 5 Родительская доброта.
В 9 класс назначен новый классного руководителя. На первом родительском собрании один из выступавших высказал несколько упреков школе за «либерализм», отсутствие требовательности со стороны учителей.
- У нас с вами строгости не хватает, - обижался оратор, - мы очень хорошие, а они не понимают нашей доброты. Наша доброта портит их. Мы распустили детей. Вы их еще не знаете, но надеюсь, возьмете в руки. С ними нужна строгость и еще раз строгость. Перенасытились они нашей добротой. Доброта это, как конфета перед обедом - только аппетит портит.
Ситуация 6 Конфликт
Марина и Сергей - одноклассники. В этом году они заканчивают школу. Ни для кого не было тайной, что они любят друг друга еще с пятого класса.
И в декабре по школе прошел шепот: Марина беременна. Молодые решили, что поженятся, школу закончат заочно, Сергей начнет работать.
С этими мыслями пришли к матери Марины просить ее благословения. Женщина и слушать ни о чем не хотела, наговорила детям много грубости, выгнала Сергея ( «Чтобы и ноги твоей больше здесь не было»), дочь отругала и категорически заявила: «Забудь, что он есть на свете; ребенка не будет, я все сделаю для этого, а ты должен учиться, окончить школу, выбрать профессию. Стань на ноги, а уже потом - семья.




Памятка для родителей
Уважаемые родители, помните!
• У детей, которые не знают, что им делать в часы досуга, портятся и голова, и сердце, и нравственность. Помогите своему ребенку выбрать полезное занятие.
• Заботьтесь о том, чтобы детское сердце не стало грубым, злым, холодным, равнодушным и жестоким в результате «воспитания».
• Помните! Физическое наказание - это показатель не только Вашей слабости, растерянности, бессилия, но и педагогического бескультурья.
• Не помещайте Вашего ребенка в положение, когда он вынужден обороняться ложью!
• Говорите с ребенком так, чтобы не оставалось никаких сомнений в том, что Вы руководствуетесь заботой и тревогой за него, а не желанием отмахнуться, обидеть.
• Не забывайте поделиться со своими детьми достижениями и неудачами, тогда они будут открывать Вам свои тайны, ждать Вашего совета, поддержки.
• Помните! Вашего ребенка воспитывают каждая минута жизни, каждый уголок земли, каждый шаг, слово, дело, которым его личность сталкивается будто случайно, невольно.


Памятка учителю
• Не вкладывайте в уста детей слова, значение которых они еще не понимают.
• Не допускайте, чтобы высокие, святые слова превратились в разменную монету.
• Надо учить любить, а не учить детей говорить о любви.
• Надо учить говорить, но не менее важно учить молчать.
• Не заставляйте ребенка давать обещание, к которому он духовно не подготовлен.
• Предостерегайте ребенка от обещания, которого он не сдержит.
• Пусть каждое слово, сказанное в классе, дает плод, а не остается пустоцветом.                


Памятка ученику «Десять нельзя»
1. Нельзя бездельничать, когда все работают.
2. Нельзя смеяться над старостью; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть осмеянным: патриотизм, любовь и старость.
3. Нельзя вступать в спор со взрослыми людьми.
4. Нельзя показывать недовольство тем, что у тебя нет такой вещи, как у твоего сверстника, а о тебе родители не позаботились.
5. Нельзя допустить, чтобы мать давала тебе то, чего не дает сама себе.
6. Нельзя делать то, что осуждают взрослые, ни у них на глазах, ни где-либо.
7. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать.
8. Нельзя собираться в дорогу не спросив разрешения у взрослого человека.
9. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего.
10. Нельзя сидеть, когда стоит пожилой человек, особенно женщина.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!