СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка для анализа урока с позиции системно-деятельностного подхода.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существует множество бланков-образцов для анализов уроков, но при анализе уроков с позиции системно-деятельностного подхода мы столкнулись с проблемой - не все указанные критерии соответствуют возрасту детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для анализа урока с позиции системно-деятельностного подхода.»

Слайд 1

Тема. Анализ урока в начальных классах коррекционной школы с позиции системно-деятельностного подхода.

Новые веяния в образовании коснулись и коррекционных школ. В связи с официальным введением ФГОС с 2016г, где системно-деятельностный подход в обучении является приоритетным и обязательным, то перед учителем становится задача формирования знаний в соответствии с новыми стандартами универсальных учебных действий.

Слайд 2

Системно – деятельностный подход состоит из двух понятий, системный и деятельностный.

Система (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Слайд 3

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Слайд 4

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.


При проведении открытых уроков в 2015 – 2016 уч. году с использованием системно-деятельностного подхода, мы столкнулись с проблемой, которую попытались решить и представить вам на обозрение- это анализ урока с позиции системно-деятельностного подхода. Мы нашли разные виды примерных анализов урока, но все они предназначены для массовых школ. Пробовали оценить результаты своей деятельности, но как правило получалось, что в старших классах результат педагогической деятельности был выше, чем у педагогов младших классов. При обсуждении методического дня, приняли решение: разработать бланки для анализов уроков по звеньям (у нас 2 звена) и для воспитательной деятельности. Меня назначили ответственной за разработку анализа урока в начальной школе. Результаты представляю вашему вниманию.



Карта анализа урока в начальной (коррекционной) школе с позиции системно-деятельностного подхода (СДП)


Класс _____ ФИО учителя ___________________________________________

Цель посещения _____________________________________________________

Название урока ______________________________________________________

Тема урока __________________________________________________________

Дата посещения ______________________________________________________

Карта анализа урока располагается в таблице, которая содержит колонки с названиями… и примеры буду приводить с открытого урока по теме Домашние животные. Кошка. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Какую пользу кошка приносит человеку, как человек о ней заботится.



п/п

параметры

критерии

Нали-чие критериев

оценка

примечание

1

мотивация

1.Доброжелательность,

2.заинтересованность учебным материалом,

3.интересные формы,


4.нестандартный урок

1.

2.


3.


4.


2.

1эмоциональность

2. было ли интересно?

3. смешанные на письме танцуем, на матем. –стихи и т.д.

4.это нетрадиционная (неустановленная структура: урок-игра, соревнование, аукцион, интегрированный, бинарный – проводят 2 учителя)

2

целеполагание

1.Цель определяется учителем.

2.Цель урока согласуется в обсуждении с учениками.

3.Цель урока обучающиеся формулируют частично самостоятельно

1.

2.


3.

Пример из конспекта

Для чего нужны кошки?

В зависимости от класса выставляется оценка, а так же с учётом точности и чёткости её постановки

3

Характер учебных заданий

1.Репродуктивный (выполнение по образцу);

2.Репродуктивный с включением самостоятельной работы;

3. Поисковый, творческий (с элементами творчества)

1.


2.



3.



Пример?

Определить окрас


Как гладить кошку


Пример?







4

Управление познавательной деятельностью школьника и характеристика деятельности обучающегося на уроке

Ученик:

1.принимает проблемную ситуацию, заданную учителем;

2.принимает цели и задачи, поставленные учителем;

3. использует предложенный алгоритм действий;

4. использует предложенные ресурсы;

5. умеет частично формулировать проблему;

6. пытается решить проблему самостоятельно;

7.умеет планировать работу с помощью педагога;

8. частично осуществляет контроль своих действий


1.



2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


Оценка выставляется в зависимости от класса 1-4, от контингента обучающихся и от правильного управления педагога познавательной деятельностью обучающихся

5

Формы освоения урока

1. самостоятельная;

2. работа в парах;

3. работа в группах;

4. индивидуальная;

5. фронтальная

1.

2.

3.

4.

5.


Необходимо разнообразие

6

Методы, используемые на уроке

1. проблемное изложение (учитель знакомит с процессом поиска решения той или иной проблемы);

2. репродуктивный (выполнение по образцу или неоднократное воспроизведение сообщённых знаний и способов деятельности);

3. эвристический (учитель организует участие учеников в выполнении отдельных шагов поиска решения проблемы);

4. объяснительно-иллюстративный;

1.





2.






3.






4.

Выбрать продукты, которыми бы накормили кошку











Для чего нужны кошки (лекарь, хорошее настроение, артисты, синоптики)












3. это методика обучения на открытии или догадке (поисковый метод)



7

Применение инновационных технологий (эффективность применения)

1. ИКТ;

2. проектная деятельность (элементы);

3. элементы проблемно-диалогический урок

1.

2.


3.



В коррекц. Шк. Не используется


По мере возможности

8

Коммуникация учащихся

1. соблюдает речевые нормы;

2. учатся работать в парах и группах;

3. умеют договариваться между собой;

4. избегают конфликтных ситуаций;

5. задают вопросы на понимание;

1.

2.


3.


4.


5.



9

Формирование БУД

1. во время объяснения нового материала активность принадлежит педагогу;

2. объяснение нового материала учителем с включением проблемных вопросов, эвристической беседы;

3. сочетание объяснения учителя с высказываниями обучающихся (из жизненного опыта);

1.




2.





3.







10

Организация обратной связи на уроке

1. учитель спрашивает – ученик отвечает;

2. учитель ставит проблему – учащиеся выбирают способы и формы обратной связи;

3. совместное моделирование ситуаций (обсуждение оценок);


1.


2.




3.





повадки




принесли котёнка домой



11

Система оценивания достижений обучающихся

1. самооценка обучающихся на основе словесной характеристики;

2. включение обучающихся в обсуждение ответа;

3. заявка на оценку с указанием своих причин;

1.




2.



3.



12

Рефлексия

Слайд 5-17

1. обучающиеся высказываются по поводу урока;

2. обучающиеся оценивают результат работы;

1.



2.



13

Результативность урока

1. результаты урока совпадают с целью урока;

1.



14

Домашнее задание

1. задания подобные классным;

2. объём заданий не более 25% от классной работы;

3. задания дифференцированного характера;

1.

2.


3.


В 1 классе не задаются


Выводы: _________Отличный урок, системно-деят. Подход прослеживается на протяжении всего урока и т.д.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:__Опубликовать на сайте, провести для молодых педагогов, - если урок хороший, если есть недочёты, то посетить чьи-то уроки ит.д._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Подпись лица, посетившего урок _____________________________________________________

С выводами и рекомендациями ознакомлена _________________ _________________________



Слайд 5

Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя, собственных поступков и прошедших событий.

Слайд 6

Делится на виды:



  1. физическую (успел – не успел);

  2. сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

  3. интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

  4. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Слайд 7, 8, 9

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Слайд 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16

  • Рефлексия деятельности

Слайд 17

  • Рефлексия содержания учебного материала

- мы проведём рефлексию нашего общения игра «Микрофон». Прошу высказать своё мнение по моему выступлению. (Понравилось? Новое узнали? Было интересно? Настроение хорошее? Дополните: - я поняла, что…, - меня удивило…, - я смогу…)

Слайд 18 “Великая цель образования - это не знания, а действия (Герберт Спенсер)


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!