СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка для учителей истории:"Использование в преподавании исторических фильмов сталинского времени"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

С развитием мультимедийных технологий появилась возможность использовать различные исторические фильмы на уроках истории.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для учителей истории:"Использование в преподавании исторических фильмов сталинского времени"»

Ульяновская область Старокулаткинский район с. Старый Атлаш

МКОО «Староатлашская СШ»







Использование в преподавании

исторических фильмов

сталинского времени

(Методическая рекомендация для учителей истории)

















Учитель истории и обществознания

Юртаев Г.Р.



2018 г

Начиная примерно с середины 1930-х гг., киностудии СССР постоянно выпускали исторические фильмы. К 1953г. Подавляющую часть советского художественного кино составляли историко-биографические картины.

В сталинское время была создана обширная серия фильмов, которая охватывала почти все ключевые этапы отечественной истории с XIII в.

(«Александр Невский») и до ХХв. («Мичурин», Академик Иван Павлов»).

История страны на определенном этапе развития нашего кино стала его главной темой.

Обусловлено это было многими причинами. С одной страны, исторические фильмы были идеологическим проектом Сталина, преследовавшим цель подкрепить и обосновать его власть и политику примерами из прошлого,

героическими сюжетами и образами. С другой, этими фильмами советская кинематография отвечала на вполне реальный запрос – интерес народа

к своей истории. Советское общество в годы коллективизации, индустриализации, Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления жило с представлением об огромном историческом значении своих начинаний, деяний, свершений. Можно по – разному относиться к глобальным изменениям, происходившим в то время, как по – разному к ним

относились и современники. Однако отрицать их исторического масштаба

нельзя.

Такое восприятие своего времени стимулировало интерес к собственной истории. Поэтому исторические фильмы были востребованы советским зрителем. Участник Великой Отечественной войны, старейший киновед

нашей страны А.В.Караганов отмечает: «В Петра Первого ребята не играли как в Чапаева, но образ великого преобразования России, созданный Николаем Симоновым в фильме Владимира Петрова, стал не просто популярным в народе, но и любимым. То же самое можно сказать о Суворове, которого сыграл в фильме у Пудовкина Николай Петрович

Черкасов-Сергеев, об Александре Невском, сыгранном у Эйзенштейна

Черкасовым Николаем Константиновичем, о Богдане Хмельницком

Николая Мордвинова (фильме Игоря Савченко), о Георгии Саакадзе в исполнении Акакия Хоравы (в фильме Михаила Чиаурели)».

Все это указывает, что рассмотрение исторических фильмов сталинского времени только сквозь призму культа личности является односторонним подходом. Многие из этих фильмов не ушли безвозвратно в прошлое.

Шедевры Эйзенштейна, классические «Петр Первый» и «Богдан Хмельницкий», отмеченные талантом выдающихся мастеров «Минин и Пожарский», «Салават Юлаев», «Александр Попов», «Мусоргский»,

«Адмирал Ушаков» и другие фильмы существенно повлияли на отечественную традицию художественной интерпретации истории.

Большое значение рассматриваемых кинопроизведений для современной культуры проявляется и в связи с поворотом к историко-патриотической тематике в последнее время. В 2007 г. на экраны вышел фильм «1612» режиссера Владимира Хотиненко, в 2008г. фильм Игоря Каленова «Александр. Невская битва». Оба фильма продаются в записи, в День народного единства в 2008г. они транслировались по основным телеканалам.

В 2009г. завершилась работа над двумя фильмами об Иване Грозном: кинофильмом Павла Лунгина и телесериалом Андрея Эшпая. В рамках проекта «Имя России» постоянно фигурировали многие исторические личности, о которых в сталинский период были сняты фильмы (или их планировалось снять).

Историография кино сталинской эпохи (и, в частности, исторических кинокартин) довольно обширна. Анализируя публикации последних 20-ти лет, можно условно выделить два направления. Одно характеризуется подходом к истории советского кино на основе концепции тоталитаризма. Для этого направления характерна оценка рассматриваемых фильмов преимущественно как актов мифологизации истории, обусловленных политическими целями режима: обоснование репрессий, укрепление личной власти Сталина, захватническая «имперская» политика ит.п.

Представляется, что резкость выступлений многих представителей именно этого направления вызвала в годы перестройки следующую реакцию французского киноведа Ф. Альбера: «Сегодня, когда говоришь с советскими кинематографистами, поражаешься их незнанию истории собственного кино.

Может быть, для ваших кинематографистов было бы полезнее не столько разоблачать сталинизм, сколько задать себе вопрос - как мыслили их предшественники свои связи с обществом? Это могло бы принести немалую пользу».

Другое направление характеризуется более умеренным и взвешенным подходом к оценке исторических событий. Оно основывается на признании большого культурного и исторического значения достижений советского кино сталинского периода. Фильмы понимаются как сложные явления на стыке идеологии и культуры, имеющие свою специфику, созданные в конкретно-исторических условиях.

Важной проблемой изучения кинематографа является восприятие художественного кинофильма как исторического источника. Указывая,

что каждая кинолента в известной мере документальна, В. Листов отметил:

«Картины о прошлом-не исключение. Но документируют они не столько

«дела давно минувших дней», сколько текущую социально-психологическую ситуацию, т.е. время и обстоятельства, в которых эти фильмы были созданы».

Недостатком многих исследований, посвященных историческим фильмам

1930-х-начала 1950-х гг., является концентрация внимания авторов лишь

на нескольких наиболее заметных кинокартинах. Авторы порой строят

свои выводы исключительно на личных впечатлениях от двух-трех фильмов,

не обосновывая подобной избирательности, не сравнивая их с другими произведениями, не привлекая материалов периодики, литературы и архивных документов. В литературе встречаются случаи совершенно неточной и искаженной передачи содержания того или иного фильма,

сделанной автором по памяти. Это оборачивается многими проблемами.

Вместе с тем сегодня рассматриваемые фильмы в большинстве своем доступны в формате записи на DVD-дисках, что облегчает работу с ними.

Переходя к анализу проблемы использования рассматриваемых фильмов в сфере образования, отметим, что они со времени своего создания всегда присутствовали в школе. В1930-1950-х гг. на них ходили смотреть ученики и учителя самостоятельно и целыми классами и даже школами. Позже они присутствовали в ссылках на фильмы в устных рассказах учителей. И не только учителя истории ссылались и продолжают ссылаться на эти фильмы.

Например, преподаватели физики порой строят рассказ об изобретении радио

буквально по сюжету (если не сказать по кадрам) фильма «Александр Попов». В последние годы исторические фильмы используются в образовании даже чаще, чем когда бы то ни было. Связано это с прогрессом

в сфере технологического оснащения школ. Практически все рассматриваемые кинокартины ныне доступны для приобретения, их можно

найти в видеотеках очень многих школ.

Хотелось бы обратить внимание на ряд аспектов использования рассматриваемых фильмов в преподавании. Обязательно необходимо объяснять ученикам, что любой исторический фильм не есть история, а лишь

историческая версия. Как ни очевидна эта вещь, но учитель должен добиваться ее осознания учащимися. Современный человек, особенно в молодом возрасте, подвержен влиянию аудиовизуальной информации больше, чем какой-либо другой. И книга выдающегося ученого часто не

сможет изменить основанного на кинофильме представления о прошлом в сознании школьника (и даже студента). Учитель должен обязательно принимать участие в общении ученика с фильмами и другими произведениями аудиовизуальной культуры.

Очень продуктивно сопоставление фильмов, посвященных одному историческому событию: например, фильма 1939г. «Минин и Пожарский»

режиссера Всеволода Пудовкина и современной картины «1612».

Увидев и сравнив два художественных произведения, два информационных послания, две концепции, учащийся глубоко осознает, что каждое из них лишь версия, трактовка истории Второго ополчения.

Остро встает перед учителем проблема соотнесения хронометража фильма и времени занятий. Одним из решений будет адекватная задача учителя избирательная демонстрация эпизодов фильма. DVD - техника позволяет легко и без затрат учебного времени находить нужный эпизод. Нежелательным и совершенно безрезультатным будет просмотр кинокартины целиком на сдвоенном уроке с поглощением большой перемены. Просмотр может стать формой домашнего задания: индивидуального, группового или общего (если фильм транслируется по телевидению в ближайшее время). Рассматриваемые кинокартины можно показать во внеурочное время, в ходе исторического кружка. Они также иногда демонстрируются в ретроспективных показах кинотеатров и других учреждениях культуры.

Использование исторических фильмов сталинской эпохи в преподавании может стать долговременным проектом, который будет реализовываться не только в курсе истории. Кино связано с различными предметами, которые сегодня изучаются в школах: МХК, обществознание, политология и т.д.

Ученики смотрят «Александра Невского», в VII кл., «Кутузова» в VIII, вторую серию «Ивана Грозного» в IX кл. (изучая послевоенный период советской истории). В старшей школе ученики обращаются к другим произведениям кино, анализируют просмотренные ими за годы учебы кинокартины, формируют представление о них как значимом феномене отечественной истории и культуры.

Может возникнуть вопрос: зачем вообще допускать рассматриваемые фильмы в образование - ведь в них присутствует мифологизация истории, они идеологизированы? Отвечая на этот вопрос, следует помнить, что миф

не есть неправда, хотя он может выступать и в качестве особого рода правды,

и в качестве неправды, поскольку воплощение его может обретать разные функции в контексте художественного и общественного сознания той или

иной эпохи. Идеология не является жизнью ни в духовном, ни в материальном смысле, но, будучи подобием жизни, она концентрирует в себе некие идеалы («семена истины»), к достижению которых стремится человечество и которые не подлежат ни забвению, ни уничтожению.

Соответственно, можно быть противником той или иной идеологии, можно осуждать исторические мифы, но и то, и другое существует, имея субъективные и объективные причины.

Не стоит бояться, что учащиеся, увидев какой-либо из рассматриваемых фильмов, испытают его идеологическое воздействие или усвоят мифологизированные представления. Этого не произойдет, если учитель предупредит ученика от слепой веры в ту или иную версию или идею.

С другой стороны, обращаясь к историческим фильмам сталинского времени, учитель может сформировать и развить ценное для культурного человека умение анализа художественного произведения. Но еще более важно, что, работая с данным материалом, учитель имеет возможность в интересных и актуальных формах развивать и воспитывать ключевую компетенцию, необходимое качество личности- аналитическое, критическое и самостоятельное отношение к любой социальной информации, в какой бы форме она ни преподносилась.

В заключение необходимо отметить, что использование исторических фильмов 1930-х-начала 1950-хгг. в преподавании помогает восстановить чувство живой связи с тем временем. В приведенной выше цитате указывалось, что в Петра Первого дети не играли, а вот в Александра Невского мальчишки предвоенной поры играли. Эти мальчишки – наши отцы и деды, прадеды сегодняшних школьников.




Материалы к уроку.


Многообразие конкретных форм и приемов использования исторических фильмов при преподавании истории в школе очень велико. Автор может дать несколько конкретных методических рекомендаций по использованию в работе учителя исторических фильмов, снятых в СССР в сталинское время.

  1. Обсуждение просмотренных фильмов можно проводить на уроках в нетрадиционных формах. Темы уроков- игр: «Зрительская конференция» (по просмотру одного фильма), «Исторический кинофестиваль» (по нескольким фильмам). Уроки-диспуты можно провести на темы: «История глазами кинематографистов», «Прошлое России. Взгляды сталинского времени и позиции сегодняшнего дня»

(сравнение советских и современных фильмов, посвященных одним и тем же темам). При проведении таких уроков возможно разделение класса на группы. Например, для кинофестиваля: «создатели» фильма, жюри историков, творческое жюри. «Создатели» представляют фильм, демонстрируют самый яркий эпизод, обосновывают свою позицию и объясняют цели, стоявшие перед авторами картины во время съемок. Жюри выступает с критикой. «Победители» фестиваля получают символические призы жюри в разных номинациях.

  1. Исследование исторических фильмов сталинского времени может стать

основой проектной деятельности учащихся. Для подготовки проектов небольшими группами учеников перспективны темы более узкого временного охвата: «Эволюция взглядов на отечественную историю в кинофильмах СССР 1930-хгг.»; «Герои прошлого в строю: историко-биографические фильмы на советском экране в годы Великой Отечественной войны»; «Репрезентация истории сверхдержавы: советские исторические кинофильмы послевоенного периода». В ходе работы над проектами учащиеся привлекают различные источники: периодику, мемуары, идеологические постановления сталинского времени и т п. Данные темы позволяют широко использовать наглядность и мультимедийные средства при презентации результатов проекта. Ученики имеют возможность в общении с родственниками,

друзьями и знакомыми изучить впечатления от фильмов зрителей разных возрастных групп - от пожилых людей (может быть, свидетелей премьерных показов некоторых картин) до своих сверстников. Так,

проектная деятельность может включить и социологическое исследование. Проекты, связанные с кино, вызывают широкий интерес специалистов разных областей.

  1. Анализируя фильм, необходимо обращать внимание на следующие данные: название (и варианты названия, если они были); коллектив авторов; даты создания (от начала работы до выхода на экран); краткая характеристика времени создания (основные исторические события и тенденции развития); цели создателей фильма (реализация социального заказа, планируемый художественный эффект, ответ на вызовы своего времени); интересные факты о создании картины; общественный резонанс; отзывы о фильме; литература о фильме; историческая концепция фильма; научная концепция событий, лежащих в основе фильма; социокультурное значение; актуальность фильма; композиция;

актерские работы; достоверность бытовой среды; стиль и жанр; индивидуальное восприятие учащихся. В соответствии с конкретными формами и задачами педагогической работы учитель может компоновать разные конкретные схемы анализа.

  1. В работе с рассматриваемыми кинокартинами могут реализованы

многие внутри-и межпредметные связи. Художественный анализ фильма, сделанный на уроке МХК, и социально-исторический анализ того же произведения в курсе истории дополняют друг друга. Политическое содержание фильмов, потенциал кинематографа как

средства агитации и пропаганды разбираются в курсе политологии. Рассматриваемые фильмы и их социальное значение интересно также разобрать на уроке обществознания.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!