СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Эхо прошедшей войны» (70-летию Великой Победы посвящается…)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка «Эхо прошедшей войны» (70-летию Великой Победы посвящается…)

Данный классный час проводится в форме литературной композиции с элементами игры. Предназначен, прежде всего, для студентов I и II курса и предполагает активную работу студентов не только при его проведении, но и в процессе подготовки. В частности, ребята заполняют анкету, выясняют отношения своей семьи к Великой Отечественной войне, дают ей эмоциональную оценку; читают стихи о войне, учат военные песни.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Эхо прошедшей войны» (70-летию Великой Победы посвящается…)»

Автономное учреждение

профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«СУРГУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



КЛАСННЫЙ ЧАС


«ЭХО ПРОШЕДШЕЙ ВОЙНЫ»

(70-летию Великой Победы посвящается…)













Разработала:

Г.М. Клейменова

Сургут, 2015



Аннотация.

Методическая разработка «Эхо прошедшей войны»

(70-летию Великой Победы посвящается…)

С каждым прошедшим годом все дальше от нас война. Но не уменьшается людская скорбь, не умрет наша память о жертвах этой войны, о цене Победы. Внеклассная работа позволяет рассмотреть эту проблему, найти эмоциональный отклик, «достучаться до каждого».

Задачи:

  1. Пробудить интерес к Великой Отечественной войне.

  2. Изучить историю своего рода.

  3. Осознать опасность фашизма.

  4. Осознать значение Победы и роль советского народа и борьбы с фашизмом.

Цель – осознание необходимости борьбы за мир во всем мире.

Данный классный час проводится в форме литературной композиции с элементами игры. Предназначен, прежде всего, для студентов I и II курса и предполагает активную работу студентов не только при его проведении, но и в процессе подготовки. В частности, ребята заполняют анкету, выясняют отношения своей семьи к Великой Отечественной войне, дают ей эмоциональную оценку; читают стихи о войне, учат военные песни.

Проведение данного мероприятия предполагает большую подготовительную работу, особенно на I курсе, т.к. историю XX века изучают на II курсе.

Задолго до проведения этого мероприятия с учащимися была проведена разъяснительная работа, т.е. до их сведения доведен план работы группы по празднованию 70-летия Победы. В ходе работы:

  1. Было проведено анкетирование студентов для выявления знаний о войне, к ней и т.д. (см. приложение)

  2. Был проведен классный час на тему «Эхо прошедшей войны»;

  3. Просмотрены фильмы о войне:

  • х/ф «Звезда»;

  • х/ф «Помни имя свое»;

  • х/ф «Освенцим: фабрика смерти»;

  • х/ф «Родины солдат».

  1. Проведены лекции работникам Сургутского краеведческого музея на тему:

  • «Непобедимая наша Армия»;

  • «Бухенвальдский набат»;

  • Фотовыставка «солдаты Победы».

  1. Дано задание написать сочинение на тему « Давайте, люди, никогда об этом не забудем!»;

  2. Проведен диспут, посвященный Великой Победы, в ходе которого ребята должны осмыслить причины такого явления как нацизм, источники и уроки Победы.

Для проведения классного часа на тему «Эхо прошедшей войны» использованы:

  1. Песни военных лет из кинофильмов:

  • «Офицеры»;

  • «Журавли».

  1. д/ф о войне;

  2. анкеты студентов;

  3. выставка книг, посвящённых войне;

  4. оформленные стенды;

  5. «минута молчания» (метроном);

  6. Плакат с секторами для игры (по принципу «Своя игра»);

  7. Название команд;

  8. Листочки-жетоны;

  9. Призы для участников 2-х команд и для болельщиков;

  10. Выбирается жюри из числа гостей;

  11. Ребята учат песни о войне.

Таким образом, проведение системы мероприятий по теме «Великая Победа» позволяет учащимся не только увидеть, но и прочувствовать все тяготы войны, источники войны, источники Победы и роль советского народа, победившего мировой фашизм.

Приложения

  1. Анкета для студентов.

  2. Вопросы к игре.

  3. Игровое поле.

  4. Список песен о войне.

  5. Список фильмов о войне.






















Классный час на тему «Эхо прошедшей войны»

Эпиграф:

«Прошла война,

прошла страда,

не боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!»

А. Твардовский


Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы проводим классный час на тему «Эхо прошедшей войны». Этот год для нас особенный – 70-я годовщина Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Эта война длилась долгие четыре года. 1418 дней и ночей. Весь мир празднует эту дату. Мы Вами тоже принимаем участие в этом общемировом празднике- празднике Победы над Гитлером, над фашизмом, над злом.

И наш сегодняшний классный час – это одно из мероприятий, посвященных 70 –летию Победы.

Мы проводили с Вами анкетирование, чтобы выяснить, насколько вы осведомлены о войне. И я с гордостью могу сказать, что вы не только знаете, но и осуждаете войну.

На вопрос «Что поразило вас в войне» Ребята отвечали:

  1. Героизм и патриотизм советских людей. В тяжелых условиях ковали победу в тылу и на фронте.

  2. Число погибших на войне.

  3. Жесткость фашистов.

  4. Сила духа русского народа.

  5. Мужество русских солдат, их выдержанность, любовь к Родине и воля к победе. Еще - количество погибших на войне.

  6. Мужество людей, храбрость, выдержка сила.

  7. Количество погибших, отвага русских воинов.

  8. Отвага русских солдат и всего русского народа.

  9. Поразило, что такие бедствия терпит страна, какую высокую цену заплатил народ за победу. Сколько пришлось ему преодолеть, сколько вынести, но он выстоял и победил!

Песня из к/ф «Офицеры»

Ведущий: Памяти павших, памяти вечно молодых солдат и офицеров, оставшихся на фронтах Великой отечественной войны, посвящается:

Опять война,

Опять блокада...

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

"Не надо, не надо раны бередить.

Ведь это верно, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне."

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда -

Не права!

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть.

Она,

Как сила, нам нужна!

Ведущий: Вашему вниманию предоставляется фрагмент из фильма о войне.


1-й чтец

Уходили мальчики – на плечах шинели,

Уходили мальчики – храбро песни пели,

Отступали мальчики пыльными степями,

Умирали мальчики, где – не знали сами…

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки,

Убивали мальчиков за побег на месте.

Не продали мальчики совести и чести …

Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку,

В черный дым сражений, на броне покатой,

Уезжали мальчики, стиснув автоматы.

Повидали мальчики – храбрые солдаты –

Волгу – в сорок первом,

Шпрее – в сорок пятом,

Показали мальчики за четыре года,

Что такое мальчики нашего народа.


2-й чтец: У меня нет фотографий в черных рамках на стене. Мои родители не слишком часто говорят о войне, потому что родились уже после войны. Но моя бабушка никогда не смотрит фильм о войне, боится, что не выдержит сердце….

(Ребята рассказывают о том, как истории войны пересекается с историей их семьи)

Ведущий: другие писали, что родственники учувствовали, но уже умерли. А некоторые узнали, что война не коснулась их семьи. Но это неправда! Ведь нет в стране такой семьи, которой бы не коснулась эта страшная война. Именно для того, чтобы была жива наша память, чтобы мы помнили и чтили тех, кто отдал свою жизнь за то, чтобы мы могли сейчас спокойно учиться, работать, радоваться жизни, мы сегодня здесь собрались.

3-й чтец

Я помню эти выстрелы в ночи.

По-волчьи выли бабы на печи.

Казалось каждой

в этот страшный час,

Что мужа расстреляли в сотый раз.

Они своих не помнили заслуг!

По семеро впрягались бабы в плуг,

Чтоб хлеб родили минные поля,

Чтоб ровной стала рваная земля.


Ведущий: действительно, те, кто не мог воевать - а это в основном женщины, старики и дети, трудились в тылу. Они даже не покидали своего рабочего места,- работали там, ели и спали совсем чуть-чуть, а затем – снова к станку - выпускать танки, пулеметы, снаряды. Как можно больше, как можно быстрее, чтобы изгнать фашистов с родной земли, чтобы приблизить миг к Победе.

4-й чтец

В небе сталкивались марши

Гулко и торжественно...

«Наши победили!

Наши!»

Как кричала женщина.

Будто бы одна на льдине,

А не в добром городе.

Победили!

Победили!

Победили, господи!

Здесь, на празднике великом,

В этот день особенный,

Плача, исходила криком,

Словно кровью собственной.


В крике над Землей летела –

Маленькая, сгорбленная...

Горе выкричать хотела,

За войну накопленное.


Ведущий: память павших на фронтах Великой Отечественной войны, оставшихся навечно молодыми, и ветеранов, не доживших до сегодняшнего дня, почтим минутой молчания.

Я не хочу, чтоб громы

Орудийной канонады.

Услышал твой ребёнок, твой, и мой.

Я не хочу, чтоб голод Ленинграда

Коснулся их безжалостной рукой.

Я не хочу, чтоб дзоты обнажились,

Как раковая опухоль Земли,

Я не хочу, чтоб вновь они ожили,

И чью - то жизнь с планеты унесли.

Пусть вскинут люди миллион ладоней,

И защитят прекрасный солнца лик.

От гари пепелищ и от Хатынской боли,

Навечно, навсегда, а не на миг.

Я не хочу, чтоб громы канонады,

Услышал твой ребёнок, твой и мой,

Пусть мир взорвётся криком:

“Нет, не надо!”

Нам нужен сын не мертвый, а живой!

Песня «Журавли»

Ведущий: И для того, чтобы не допустить этого, чтобы помнить о цене Победы, мы проводим с вами познавательную игру, посвященную Дню Победы.

(Ведущий объясняет условия игры)

Вы видите на доске плакат, на котором изображено игровое поле. Играть будем по принципу телеигры «Своя игра». Слева указано название сектора игры. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если попали на препятствие – взрыв, то теряете баллы. А номер вопроса, который уже был разыгран – закрывается листочками разного цвета.

  1. Желтый - команда «Патриоты»

  2. Зеленый - команда «Звезда»

Но первый конкурс будет конкурсом девизов. Хотя наши девизы будут несколько необычными - я попросила ребят выразить эмоциональное отношение к вопросу участия и Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Итак, пожалуйста, команды:

  1. «Патриоты»

  2. «Звезда»

Команда, выразившая по мнению жюри, большую глубину восприятия, получают право начать игру. Жюри объявляет название этой команды. Начинаем игру.

Ребята выбирают игровой сектор, называют номер вопроса и отвечают на него (ведущий зачитывает).

Помощник закрывает номер игрового вопроса листочками под цвет команды.

Болельщики могут следить по цвету, кто выигрывает.

Жюри выбирает самого активного болельщика каждой команды.

Пока они считают, вопрос к ребятам: «Как вы думаете, каково значение сегодняшнего классного часа именно для Вас?» (спросить несколько ребят).

(Ребята говорят о своих впечатлениях, почему необходимо изучить историю ВОВ.)

Ведущий дает задание

К 20 марта подготовить сочинение на тему «Давайте, люди, никогда об этом не забудем» оформленное на листах формата А4 и сопроводить рисунками.

В конце игры - награждение участников

Заключительное слово

Ведущий: Вот и заканчивается сегодняшняя встреча. Но не заканчивается работа по изучению нашего прошлого, героической истории нашего народа.

Некоторые из вас, я надеюсь, соприкоснуться с ней не только на словах, а станут активными членами нашего поискового отряда «Норд».

Мы с вами никогда не должны забывать о том, какой ценой досталась Победа, какой ценой была обеспечена наша мирная жизнь.

Я благодарю наших уважаемых гостей за участие в сегодняшней встрече. Я выражаю огромную благодарность всем ребятам и их родителям, которые помогали в подготовке и проведении нашего мероприятия. Спасибо! Спасибо от имени живущих и от имени павших на полях сражений!

До свидания! До новых встреч»

Песни о Великой Отечественной войне










Приложение 1

Анкета для студентов

  1. Что вы знаете о Великой Отечественной войне?

  2. Из каких источников?

  3. Знакомы ли Вы с людьми, которые являлись свидетелями военных лет?

  4. Кто это?

  5. Какие фильмы о войне вы смотрели?

  6. Какие книги читали?

  7. Какие песни Вы знаете?

  8. Что Вас поразило больше всего?

  9. Какую роль сыграла война в истории Вашей семьи?


































Приложение 2

Сектор «Исторические события»

  1. Какой событие явилось началом Великой Отечественной войны?

  2. 14 июля 1941 года под городом Оршей по наступающим фашистским войскам впервые нанесла удар батарея реактивных минометов. Как ласково назвали установку реактивной артиллерии? (Катюша)

  3. После какой битвы был развеян миф о непобедимости немецкой армии? (Битва под Москвой)

  4. После какой битвы стратегическая инициатива перешла полностью в руки советского командования? (Курская битва)

  5. Какое событие является окончанием Великой Отечественной войны? (подписание акта о безоговорочной капитуляции германии 9 мая в 00 45 часов)

  6. Какое историческое событие, транслирующийся по радио на всю страну, проходило а Москве в начале ноября 1941 года, когда враг стоял в 80 км от города? (парад войск на Красной площади 7 ноября)

  7. Какое сражение положило началу коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны? (Сталинградская битва)

  8. Когда и где происходил парад войск в ознаменование победы Советского Союза над фашисткой Германии в Великой Отечественной войне? (24 июня 1945 года в Москве на Красной площади)

  9. 2438 воинов были устроены звания Героя советского союза за героизм, проявленный при форсировании неприступной, по мнению немцев, системы укрепления («восточный вал»). О какой битве идет речь? (Форсирование Днепра)

Сектор «Исторические места»

  1. Крепость, построенная в 1833-1838 годах, героически оборонялась в 1941 году с 22 июня до 20-х чисел июля. Назовите эту крепость. (Брестская крепость).

  2. Этот год назвали «вратами Москвы». Здесь немецкая военная машина впервые затормозила, встретив серьезное сопротивление. Назовите этот город. (Смоленск)

  3. В годы Великой Отечественной войны 28 бойцов И. Панфилова отразили несколько танковых атак фашисты (18 вражеских танков). Почти все погибли, но врага не пропустили. Какой город защищали герои-панфиловцы? (Москва)

  4. Какой город отстаивали советские войска 4 июля 1942 года после 250-дневной обороны? (Севастополь)

  5. В каком городе советские воины Егоров и Кантария 30 апреля 1945 года водрузили над куполом рейхстага Красное знамя Победы? (Берлин)

  6. «Дорога жизни» - единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, которая соединяла блокадный Ленинград с Большой землей. По какому озеру она проходила? (Ладожское озеро)

  7. 58 суток сержант Павлов и его бойцы (24 воина 6 национальностей) отбивали атаки вражеской пехоты, танков и самолетов, ведя оборону в одном из домов города. В каком городе находился этот «Дом солдатской славы», знаменитый дом Павлова? (Сталинград, ныне Волгоград)

  8. 12 июня 1943 года в походе курской битвы произошло самое крупное танковое сражение (с обеих сторон участвовало 1200 танков). Около какой деревни оно состоялось? (д. Прохоровка)

  9. Город, основанный в 1255 году Тевтонским орденом, являющихся XVIII века резиденцией прусских королей, 9 апреля 1945 года был взят штурмом советскими войсками. По решению Потсдамской конференции с 1945 года вошел в состав СССР. Как назывался до 1946 г. И как называется сейчас этот город? (Кенигсберг, ныне Калининград)

Сектор «Полководцы Великой Отечественной войны»

  1. В честь каких выдающихся полководцев в годы Великой Отечественной войны были введены ордена? (Александра Невского, Кутузова, Суворова, Богдана Хмельницкого)

  2. В честь каких известных русских флотоводцев в годы Великой Отечественной войны для награждения моряков были созданы ордена? (Нахимов, Ушаков)

  3. Этот полководец, по словам американского исследователя Кайдена, «нанес немцам больше потерь, чем другой любой военачальник или группа их, во Второй мировой войне. В каждой битве он командовал более чем миллионами людей. Он вводил в дело фантастическое количество танков. Немцы были более чем знакомы с именем и сокрушающим мастерством…. Ибо перед ними был военный гений. О ком идет речь? ( Георгий Константинович Жуков)

  4. Как и Жуков, этот полководец не имел специального образования. Москва, Сталинград, Курск, Белоруссия - во всех крупнейших победах войны есть его вклад. Сильный, волевой, и одновременно спокойный, он создал вокруг себя атмосферу порядочности, взаимоуважения. Среди солдат ходили легенды о его особой «заговоренности». Именно ему выпал честь командовать Парадом Победы в Москве. Назовите имя этого полководца. (Константин Константинович Рокоссовский).

  5. Кто является Верховным Главнокомандующим вооруженными силами СССР в период Великой Отечественной войны. (Сталин)

  6. Как военачальника его отличала тяга к нестандартным решениям и смелому маневру. Не случайно войска под его командованием совершили в последние дни войны молниеносный марш-бросок к Праге. Он был беспощаден к воюющему противнику, он умел оценить его мужество. В дни Корсунь-Шевченковского сражения пал в бою командир окружной немецкой группировки генерал Штеммерман. Он дал разрешение пленным похоронить своего генерала с воинскими почестями. Назовите его. (Иван Степанович Конев).

  7. Маршал Советского союза. С июня 1992 года до конца войны командовал фронтом. Кто этот полководец? (Леонид Александрович Говоров)

  8. Мини- сочинение о войне

  9. Взрыв

Сектор «Литература и искусство»

  1. Взрыв

  2. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.Лебедева-Кумача, которое сразу стало главной идеей песен Великой Отечественной войны. Кто написал музыку и как называется эта песня? ( А.В. Александров, «Священная война»)

  3. В самые тяжелые дни блокады Ленинграда создана гениальная Седьмая симфония. Ее первая прямая трансляция из осажденного города была воспринята во всем мире как проявление гражданского мужества. Назовите ее автора. (Дмитрий Шостакович)

  4. Красноармеец И.А. Байдужий писал 17 апреля 1943 году поэту: «Ваша поэма… энциклопедия фронтовой жизни бойца». О каком произведении идет речь и кто его автор? (А. Твардовский, «Василий Теркин»)

  5. Поэт А. Сурков в конце 1941 года после одного очень трудного для него фронтового дня под Истрой написал письмо жене, шестнадцать строчек которого впоследствии стали любимой песней фронтовиков. О какой песне идет речь? («Землянка»)

  6. Любовь и верность оказались на войне сильнее тяжелейших, невыносимых испытаний и даже смерти - таков жизнеутверждающий смысл известного стихотворения К. Симонова. Назовите его. ( «Жди меня»)

  7. Стихотворение о войне.

  8. Фильм о войне.

  9. Песни о войне.

Сектор «Подвиг солдата»

  1. Летчик, Герой Советского Союза, 26 июня 1941 года направил подбитый самолет в скопление танков противника. (Николай Гастелло)

  2. Советский летчик-истребитель, Герой Советского Союза, 7 апреля 1941 года одни из первых совершил ночной таран, сбив бомбардировщик врага. (Виктор Талалихин)

  3. Гвардии рядовой, Герой Советского Союза, 23 февраля 1943 года в бою за деревню Чернушки закрыл своим телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев. (Александр Матросов)

  4. Советский разведчик, Герой Советского Союза, в совершенстве владел немецким языком, под видом немецкого обер-лейтенанта выполнял сложные, дерзкие диверсионные задания на Украине. (Николай Кузнецов)

  5. Советский летчик, Герой Советского Союза, после ампутации обеих ног вернулся к полетам и еще сбил 7 самолетов, прототип героя «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. (Алексей Маресьев)

  6. В каком городе поставлен памятник советскому воину- освободителю с девочкой на руках? (Берлин)

  7. Советская школьница, назвавшаяся Татьяной, замученная и повешенная немцами. Зачитать стихотворение. (Зоя Космодемьянская)

  8. Молодежная организация, члены которой ставили своей целью уничтожение фашистов. (Молодая гвардия)

  9. Исполнить куплет песни военных лет.



































Конкурсы для болельщиков

  1. Назвать полководцев Великой Отечественной войны.

  2. Назвать фильмы Великой Отечественной войны.

  3. Назвать героев Великой Отечественной войны.

  4. Назвать основные битвы Великой Отечественной войны.

  5. Назвать песни о войне.

  6. Спеть песню или рассказать стихотворение на военную тему.






































Приложение 3

Игровое поле

Исторические события

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Исторические места

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Полководцы Великой Отечественной войны

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Литература и искусство

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Подвиг солдата

1

2

3

4

5

6

7

8

9




































Приложение 4

Песни о Великой Отечественной войне

  1. Священная война

  2. Последний бой

  3. Майский вальс

  4. Эх, дороги

  5. День Победы

  6. А может, не было войны?

  7. Дорога жизни

  8. На безымянной высоте

  9. В лесу прифронтовом

  10. В землянке

  11. До свидания, мальчики

  12. Темная ночь

  13. Огонек

  14. Катюша

  15. Три танкиста

  16. Синий платочек

  17. Смуглянка

  18. Журавли и другие.

























Приложение 5

Фильмы о войне

  1. Живые и мертвые

  2. Восхождение

  3. Родины солдат

  4. На безымянной высоте

  5. Помни имя свое

  6. В бой идут одни старики

  7. Жила была девочка

  8. Битва за Сталинград

  9. Звезда

  10. Последний матч

  11. Звезда эпохи

  12. Судьба

  13. Белорусский вокзал

  14. Шел последний год войны и другие.



Список используемых фильмов о войне

  1. х/ф «Звезда»

  2. х/ф «Помни имя свое»

  3. х/ф «Родины солдат»

  4. х/ф «Освенцим: фабрика смерти»

  5. х/ф « Нюрнбергский процесс»













Список используемой литературы

  1. Акаткин В., Таганов Л., Была война: Сборник стихотворений о Великой Отечественной войне. М: «Детская литература» 1987г.

  2. Владимировский А.А, Час мужества. Поэзия периода Великой Отечественной войны. М: Просвещение, 1990г.

  3. Классный руководитель № 8, 2004г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!