СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Формирование гражданской идентичности школьника на основе этнокультурной составляющей музыкального образования»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это работа писалась совиестно с моими коллегами по школе, Михайловой В. М. и Сайфутдиновой А. С.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Формирование гражданской идентичности школьника на основе этнокультурной составляющей музыкального образования»»


«Формирование гражданской идентичности школьника на основе этнокультурной составляющей музыкального образования»

Сайфутдинова А.С., преподаватель фортепиано

МБУДО «ДМШ № 1»

Кузнецова Е.В., преподаватель хоровых дисциплин

МБУДО «ДМШ № 1»

Михайлова В.М., преподаватель теоретических дисциплин

МБУДО «ДМШ №1»



«В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, - сколько возможно больше и сколько возможно лучше».

Н.Добролюбов



Важнейшей составляющей частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование гражданской идентичности и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в нравственном и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивающегося достоинства личности.

Проблемы, возникающие в обществе, позволили нам обозначить тему нашей работы, целью которой мы поставили изучение аспектов гражданской идентичности, как приоритетного направления духовно-нравственного развития обучающихся в условиях дополнительного образования.

Исходя из цели работы, мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность понятия «гражданская идентичность»;

  2. Изучить формирование гражданской идентичности учащихся в условиях этнокультурной среды;

  3. Обобщить опыт работы педагогов МБУДО «ДМШ№1»;


В настоящее время в детско-юношеской среде происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, на смену которым приходит культ силы, богатства, получения удовольствия любыми средствами. Причины многих бед, настроений в жизни детей и подростков заключаются


2

в незнании ими смысла жизни, в неумении отделить хорошее от плохого, в неумении определить нравственные ценности жизни.

Формирование гражданской идентичности является одной из приоритетных целей Федеральных Государственных Образовательных Стандартов общего образования.

Когда мы говорим о гражданской идентичности в контексте ФГОС, то подразумеваем общероссийскую гражданскую идентичность (в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания в том же значении используется понятие национальной идентичности). Ее основу составляет общее для граждан Российской Федерации осознание своего российского гражданства, принадлежности к российской нации.

Российская нация в данном случае – не синоним русских, как отдельного народа. Под российской нацией здесь понимается гражданская общность, объединяющая этнические группы, проживающие в Российском государстве при сохранении ими своей национально-культурной самобытности.

Теоретические аспекты формирования гражданской идентичности учащихся

Сущность понятия «гражданская идентичность»

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания основу гражданской идентичности составляют базовые национальные ценности - моральные ценности и приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации и передаваемые от поколения к поколению, и общая историческая судьба.

Критерием систематизации базовых национальных ценностей в Концепции выступают области человеческого сознания, общественных отношений, деятельности, которые выступают источником нравственности. Они включают:

• патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

• социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

• гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);



3

• семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

• труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

• наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

• традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

• искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

• природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

• человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Воспитание патриотизма у школьников - одна из главных задач нашего дня. Характеризуя создавшееся в стране положение В. В. Путин говорит, что «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».

Возрастание роли искусства, музыкальной культуры в жизни общества и конкретного человека – факт очевидный и общепринятый. Музыкально-эстетическая культура – составляющая часть общечеловеческой культуры, концентрирующей в себе ценный исторический, философский, нравственный и духовный опыт народа.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года:

-приобщение детей к культурному наследию предполагает:

-эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;

-создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

4



-воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

-поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;

-создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.

Этнокультурная составляющая музыкального образования

В педагогическом плане погружение личности в мир этнокультурных традиций осуществляется в аспекте патриотического воспитания, способного сформировать личность молодого человека как органичного носителя ценностей и норм родной культуры, гармонизировать процессы формирования национально-культурной идентичности и межкультурной толерантности. Сегодняшний интерес к вопросам теории и практики патриотического воспитания в контексте этнокультурных традиций обусловлен его важнейшими функциями в духовном развитии личности и сохранении культурной преемственности поколений.

Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, воспитанию патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.

Важнейшим компонентом духовности любого общества является народная культура. Фольклор, старинные обряды, обычаи и праздники - это наше национальное достояние. Развивать в детях уважение к собственному народу, культуре, уважение к родному языку – вот ведущая педагогическая идея, которой необходимо придерживаться, чтобы воспитать достойного гражданина своей Родины.

5

Общеизвестно, что одним из главных средств формирования личности является искусство, отличающееся универсальностью воздействия на внутренний мир человека.

Музыка в системе искусств занимает особое место. Многовековой опыт и исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, вызывая различные эмоции. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский считал музыку важным средством нравственного, патриотического и умственного воспитания человека: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека», отмечал он в своей книге « Сердце отдаю детям».

Народ из поколения в поколение передавал и передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство, как дань старшего поколения младшему, создавая тем самым историю материальной и духовной культуры общества. Преемственность дает возможность новым поколениям вобрать в себя и развить все лучшее, что было создано предшествующей историей человечества, обогатить в новых условиях многообразие духовных ценностей общества. В этом историческом процессе народ не только сила, выступающая первым создателем материальных благ, но единственный и неиссякаемый источник ценностей, первый поэт и философ.

Этнокультурное образование - это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Принятие идеи этнокультурного образования означает создание национальной системы обучения и воспитания.

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства . Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

6

Существенной задачей воспитания культуры школьников является разработка и укоренение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира дает возможность постичь тесную связь искусства с жизнью, историей страны, народов, благоприятствует мировоззренческому и нравственному развитию молодого поколения.

Из опыта работы преподавателей МБУДО «ДМШ №1»

Для полноценного овладения народной музыкальной культурой надо учитывать ряд педагогических условий. Особенную важность имеет грамотно организованное, методически обоснованное проведение занятий во внеурочной деятельности. Для этого необходимо создать благоприятную эмоциональную атмосферу, способствующую духовной связи учителя с учениками и проникнутую уважением к народному музыкальному искусству; такую обстановку, где присутствует высокохудожественный, понятный для ребят данного возраста этнографический и фольклорный музыкальный материал; применены разные методы и приёмы эмоционального влияния на учащихся с целью оживления их сенсорно-моторной, исполнительской, музыкально-познавательной и творческой деятельности — наглядный метод, игровое моделирование, методы погружения в мир бытования народной песни, «выхода за пределы музыки», создания ситуации успеха, проблемно-поисковый метод, творческие задания; активно взаимодействовать, переплетаться с другими видами фольклора (декоративно-прикладным, устно-поэтическим творчеством и т. п.); весьма необходимо, чтобы усилия педагога были направлены на беспрестанное, непрерывное самоусовершенствование в области народного музыкального искусства, на приобретение незаменимых этнографических, этно-музыкальных знаний, умений и навыков.

Одна из важнейших задач школы в воспитании растущего поколения — это формирование гармонически просвещенной, общественно деятельной, духовно богатой личности. Значительная роль в подобном воспитании принадлежит коллективным видам работы, в частности, хоровому пению. Занятия в хоре оказывают воздействие на формирование характера ребенка, развивают внимание, наблюдательность, чувство содружества, ответственности, значительно помогают организовывать детей.

7

Особенно необходимо и важно обогатить знания, расширить кругозор учащихся в области исторического прошлого нашего Отечества, воспитывать их на примерах мудрости нашего народа, развивать чувство коллективизма. Одним из сильнейших художественных средств достижения этих целей и является хоровое пение в учреждениях дополнительного образования. Стали традиционными выступления сводных хоров детских музыкальных школ и школ искусств, а так же студенческих хоровых коллективов г. Казани в дни празднования Великой Победы, яркого национального праздника «Сабантуй». Такие значимые для России прошедшие спортивные события, как Универсиада в Казани и Олимпийские игры в Сочи несли в себе и нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. На красочном и зрелищном открытии этих спортивных мероприятий звучали голоса сводного детского хора из разных городов России. Во многие Всероссийские и Международные конкурсы вокального и хорового мастерства включены номинации патриотической песни. В репертуар каждого хормейстера обязательно включены произведения о родном крае, о Родине, о Великой Отечественной войне, произведения композиторов-классиков, народная музыка.

«Хоры — это самая массовая форма культуры и искусства, и, если они зазвучат по всей стране, то сама страна будет ощущать себя единым культурным пространством. Безусловно, возрождение хорового общества — это историческое событий». - Павел Пожигайло, председатель комиссии Общественной палаты РФ по культуре и сохранению историко-культурного наследия, президент Фонда изучения наследия П. А. Столыпина, исполнительный директор Всероссийского хорового общества.

Хоровое пение — действенное средство разностороннего музыкального воспитания обучающихся, развития у них музыкально-творческих способностей . Прежде всего, хоровое пение — общий вид исполнительства; занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий труд, желание поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями.

В настоящее время, несмотря на огромное количество появившихся хоровых школ, вокальных студий, эстрадных коллективов, уровень певческого развития детей беспрерывно снижается. Бездейственно слушая, впитывая подобное множество механической музыки, ребенок часто бывает

8

лишен возможности развить свои собственные музыкально-исполнительские задатки и способности.

Хоровое пение с этнокультурным элементом должно представлять собой форму общения учителя и ученика в целях понимания духовно-художественной сути народного музыкального искусства, и получения связанных с ним знаний, воспитания любви к Родине, развития ценностных ориентаций, культурных потребностей на основе родной музыкальной культуры и культуры других народов земли, страны, мира, воспитание этнокультурной толерантности, любви и интереса к народной музыке, формирования этно-музыкальной культуры.

В хоре голоса людей сливаются, рождая чувство ощущения согласия в главном, растворяя мелкие несогласия, которые возникают в жизни. Это чувство общности людей вызывает атмосферу творчества и сотрудничества, способность трудиться в команде, двигаться вперед.

Основным направлением образования является защита и развитие национальных языков и культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. В условиях современной модернизации системы образования он может быть воплощен через основные образовательные программы с этнокультурной направленностью. Такой доступ даст возможность удовлетворить культурные и языковые потребности народов России, способствует укреплению морали и нравственности у школьников.

Этнокультурная направленность образования должна явиться внутренней частью образовательной деятельности, которая в свою очередь добавляет обучающихся к ценностям культуры народов, проживающих в городе, округе, создает условия для формирования высокообразованной личности, владеющей этнической и общероссийской культурой.

Как социокультурный центр музыкальная школа является площадкой для проведения культурно-просветительских мероприятий. Для школы данное положение имеет важное значение, так как она обеспечивает единство процесса образования и реальной жизни, оказывает содействие в приобщении ребенка к современному обществу.

В программу уроков различных музыкальных дисциплин входит познание содержания традиций, принципов и специфики народ ной музыки путем

9

свободной активности творческой деятельности каждого обучающегося, ступенчатое нарастание уровня художественного воспитания, благоприятствуемый формированию объективного взгляда на культуру разных народов, искусство, историю.

В наше сложное время, излишне динамичное, для того, чтобы учащиеся смогли получить полноценное впечатление то восприятия музыкальных произведений, учитель должен позаботиться о том, чтобы данный вид искусства предстал перед учеником как «особый внутренний свет, чистый, как драгоценный талант, который надлежит беречь от повседневности». Человек носит музыку в себе, в этом заключается особый секрет его отзывчивости на музыкальные звучания.

Многие проблемы, которые переживает сегодня наша страна, в определенной степени связаны с утерей большинством населения России критериев истинных духовно-нравственных ценностей. В этот период культура с ее многополярностью может вновь стать цементирующим началом, отвечать на запросы современного развития страны. Возвращение к опыту предыдущих поколений, к сложившимся традициям, применение новых подходов к реализации накопленного опыта – это тот путь, который ускорит решение сложившихся проблем. Патриотическое, духовное воспитание подрастающего поколения, преодоление разобщенности в обществе логично увязывается с возрождением певческого искусства. Хоровое пение вновь, как и прежде, может стать универсальным способом освоения духовно-нравственных идеалов.

Задача педагога-теоретика - способствовать развитию музыкально-эстетической культуры учащихся. Работа преподавателя осуществляется через следующие задачи:

  • воспитание любви к своей семье, лому, школе, городу, республике и т.д.

  • формирование бережного отношения к природе и всему живому.

  • уважение к труду.

  • развитие интереса к своим традициям.

  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны.

  • формирование чувства уважения к другим народам и их традициям.

Все задачи гражданско-патриотического воспитания решаются на уроках музыкальной литературы в музыкальной школе на примере выдающихся произведений мировой музыки. Знакомство с историей музыки, большом количеством музыкальных сочинений, разбор их содержания,

10


характера, средств музыкальной выразительности, жанрового многообразия, гражданской позиции композитора способствует развитию любви к своей Родине, родной природе, родному дому, знакомство с традициями разных народов.

Как происходит гражданско-патриотическое воспитание на уроках музыкальной литературы в музыкальной школе, какими средствами?

  1. Знакомство с традициями народов Поволжья мы узнаем, изучая народные песни.

  2. Изучение истории нашей страны происходит на примере опер русских композиторов:

    • М. И. Глинка опера «Иван Сусанин» воспевает подвиг простого русского человека, его любовь к родине.

    • А. П. Бородин опера «Князь Игорь» рассказывает об истории нашей страны, защите государства от внешних врагов, объединении государства.

    • На примере оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» узнаем о истории русского государства, взаимоотношениях царя и народа, жизни русского народа.

    • На примере оперы С. С. Прокофьева узнаем о войне 1812 г., знаменитом русском полководце Кутузове.

    • На примере симфонии №7 «Ленинградская» Д. Д. Шостаковича знакомимся с Великой Отечественной войной, о надежде и стремлении советского народа к победе.

    • Балет А. И. Хачатуряна «Спартак» повествует о истории древнего Рима, о различных сословиях того общества, о борьбе за независимость.

    • На примере советских песен узнаем о жизни советского народа, становлении советского государства, ВОВ.

    • Песни Ф. Яруллина «Партизанка», «Удалая комсомолка» повествуют о жизни советского народа.

    • Опера Н. Жиганова «Джалиль» повествует о подвиге татарского поэта, о его смерти.

  1. Воспитание любви к родной природе происходит на примере таких произведений:

  • П. И. Чайковский Симфония №1 «Зимние грезы», романсы.

  • С. В. Рахманинов Романсы «Вешние воды» и др., прелюдии, этюды-картины.

  1. Воспитание любви к родному краю происходит на примере произведений:

  • кантата «Республика моя», симфония «Сабантуй».

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества,

11

динамичное развитие страны зависит от людей любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать ее интересы. Воспитание гражданина-патриота сегодня - залог гарантированного будущего для всего российского общества.

Формирование патриотических чувств на уроках по инструменту осуществляется в процессе изучения ребёнком репертуара, поэтому к его подбору мы подходим с особой тщательностью, ведь истоки воспитания берут своё начало из традиционной народной культуры. При составлении репертуара ставятся следующие цели:

- воспитание вкуса;

- формирование нравственных и эстетических чувств (любви к ближнему, к своему народу, к Родине);

- воспитание уважения к истории, традициям музыкальной культуры;

Особый акцент делается на следующее:

- изучение народной музыки, знакомство с историей народа, его традициями и обычаями;

- изучение произведений, связанных с историей Отечества;

- постижение основных пластов мирового музыкального искусства: произведений композиторов - классиков.

Это способствует более глубокому осмыслению, восприятию национальной музыки, а, следовательно, в дальнейшем, и более эмоционально - отзывчивому исполнению профессиональной фортепианной музыки, так как композиторы часто цитируют народные мелодии, используя элементы народного музыкального языка.

Память о Великой победе, о ее героях и жертвах, — это не только праздничные торжества, но и кропотливая работа по воспитанию у молодежи

уважительного отношения к историческому прошлому Родины. Пусть дети знают: отцы и деды победили в суровой войне еще и потому, что в своем справедливом гневе и ненависти не растеряли доброты и человечности, остались людьми. Изучая эти произведения, мы говорим с учениками о подвигах с народа, героизме, о смелости, храбрости, любви к Родине, о переживаниях, о мыслях, чувствах людей.

Большое внимание при воспитании учеников уделяется внеклассной работе, которая проводится по двум направлениям:

-историко-краеведческое: посещение музеев, выставок народного творчества, встречи с участниками Великой Отечественной войны, со знаменитыми людьми города.

-музыкальное: участие в народных праздниках, в школьных и районных мероприятиях, посвящённых памятным датам и событиям России,


12

выступление учащихся в школах, детских садах для популяризации инструмента.

Исследования доказали, что школьный возраст - наиболее подходящий период для воспитания положительных черт личности, в том числе патриотизма, уважительного отношения к культуре народов различных национальностей. Податливость, доверчивость детей, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для всестороннего развития личности. Национальная музыка формирует у молодого музыканта любовь и уважение к художественному наследию малой Родины. На произведениях российских композиторов, обработках народных песен решаются и профессиональные пианистические задачи: формируются многочисленные умения и навыки, связанные с интонационно – ладовым, ритмическим, фактурным, гармоническим своеобразием музыки. Постоянное приобретение новых знаний, умение применять их на практике - все это способствует развитию интеллектуальных возможностей учащихся.

Эффективность формирования патриотических чувств в процессе общения с музыкой во многом определяется профессионализмом и личной увлечённостью преподавателя. Только собственным примером «горением души», проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопониманием и уважением к личности ученика, можно приблизить ребёнка к общечеловеческим морально-нравственным ценностям. Учащиеся должны видеть, что педагог любит свой инструмент, музыку, приносящую ему самому радость.

Необходимо, чтобы юные музыканты полнее знакомились на уроках специального фортепиано и ансамбля с замечательным наследием фортепианного искусства. Изучение национального репертуара – это неотъемлемая часть комплексной системы воспитания музыканта, одно из средств формирования эстетического вкуса и культуры учащихся.


Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни. Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.

С детских лет необходимо формировать уважительное отношение к труду людей, с уважением относиться к старшим людям. Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают основу нравственного и патриотического воспитания: гуманность, трудолюбие, милосердие.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. Знакомство с Родиной должно происходить постепенно, в соответствии с возрастом.


13


Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог должен продумать, что показать и как рассказать детям, чтобы они заинтересовались, увлеклись, чтобы у них создавались яркие впечатления о своей малой родине.

Республика Татарстан является многонациональной, гостеприимной землей. Здесь чтят традиции всех народов.

В настоящее время в детско-юношеской среде происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, на смену которым приходит культ силы, богатства, получения удовольствия любыми средствами. Причины многих бед, настроений в жизни детей и подростков заключается в незнании ими смысла жизни, в неумении отделить хорошее от плохого, в неумении определить нравственные ценности жизни.

Работая преподавателем по классу фортепиано в детской музыкальной школе, я считаю патриотическое воспитание одним из приоритетных направлений моей педагогической деятельности. Обучение игре на фортепиано индивидуально, что даёт возможность педагогу формировать определённые стороны характера каждого ребёнка. Курс обучения включает в себя не только технические моменты обучения игре на инструменте, но и приобщает к народному музыкальному творчеству.

Обучение игре на фортепиано индивидуально, что даёт возможность педагогу формировать определённые стороны характера каждого ребёнка. Курс обучения включает в себя не только технические моменты обучения игре на инструменте, но и приобщает к народному музыкальному творчеству.

Начинать обучение игре на фортепиано с фольклорного материала – одна из возможностей увлечь ребенка занятиями музыкой. На примерах песен из русского и татарского фольклора можно познакомить учащихся с клавиатурой в пределах одной – двух октав, с нотной грамотой, с понятиями: размер, такт, аппликатура.

Игра несложных знакомых народных песен по нотам и пение их со словами облегчает запоминание и понимание нотного текста, поэтому дети занимаются с большим желанием в первый период знакомства с инструментом. На первом этапе обучения интересно и полезно для ученика осуществлять подбор по слуху знакомых легких татарских и русских народных песен.

Ещё одно проявление патриотизма - бережное отношение к природе родного края. Каждый объект природы, яркий или неброский, большой или маленький, по своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к природе, передавая его в игре на музыкальном инструменте, рассказах, рисунках.

14

Это способствует более глубокому осмыслению, восприятию национальной музыки, а, следовательно, в дальнейшем, и более эмоционально - отзывчивому исполнению профессиональной фортепианной музыки, так как композиторы часто цитируют народные мелодии, используя элементы народного музыкального языка.

Формирование патриотических качеств ребёнка идёт через знакомство с историей Отечества. Учащиеся разучивают исторические, военные произведения, песни о Родине, о героях, знакомятся с произведениями, отражающими различные исторические события родного Отечества: это аккомпанемент к песням военных лет: «Катюша» М.Блантера, «Священная война» А. Александрова, «В землянке» К. Листова, «Тёмная ночь» Н. Богословского, «Полюшко-поле» Л. Книппера, «Наш край» Д.Кабалевского, обработки для фортепианного ансамбля: «Родина моя - Татарстан» А. Ключарёва, «Марш Советской Армии» С. Сайдашева; исполняют отрывки из опер - «Иван Сусанин» М. Глинки, «Джалиль» Н. Жиганова и многие другие произведения.

Изучение национального репертуара – это неотъемлемая часть комплексной системы воспитания музыканта, одно из средств формирования эстетического вкуса и культуры учащихся. Музыкальная культура Татарстана постоянно развивается. По всему миру с успехом проходят гастроли музыкальных коллективов нашей республики, а произведения композиторов находят своих поклонников далеко за пределами Татарстана.

Сила подлинной музыки поистине безгранична. Она способна пробуждать лучшее, что есть в человеке - его стремление к красоте, любви, созиданию. Она открывает миры, полные безграничного богатства, - миры, которые готовы подарить свои сокровища каждому, кто действительно в них нуждается».

Подводя итог, хочется уверенно сказать, что через любовь к национальной музыке у подрастающего поколения формируется уважительное отношение к Родному краю, Отечеству. Через любовь к музыке у детей воспитывается чувство гордости за славные подвиги наших отцов и дедов, их беспримерное мужество и верность Родине. Через любовь к музыке формируется человек, готовый созидать и защищать достижения своей Родины. Важнейшей составляющей процесса воспитания является формирование и развитие патриотических чувств, любви к родному краю, национальным традициям



15

разных народов. Гражданственность и патриотизм – это тот фундамент, который в конечном итоге формирует личность ребенка и подростка.

Дети и подростки приобретают эстетические и нравственные качества личности благодаря этим высоким понятиям; без наличия этих компонентов нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Государству нужны здоровые, инициативные, грамотные люди, готовые учиться и работать на его благо, а в случае необходимости встать на его защиту.

Дополнительное образование является, на наш взгляд, наиболее демократичной формой обучения и воспитания подрастающего поколения в плане предлагаемого многообразия форм, методов, способов и средств донесения и воспитания такой гармонично развитой личности, дающей хорошую воспитательную базу.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!