ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Усмань»
Методическая разработка
индивидуального логопедического занятия по теме «Использование доступных знаковых систем (речи, жестов)», проведённого с учащейся дополнительного класса Дарьей С. в рамках методической недели учителей коррекционных технологий и социально-психологического направления
учителем-логопедом Киреевой Е.Н.
Ноябрь 2016г.
Подготовка к занятию:
1.Определение места занятия в плане индивидуальной программы логопедического воздействия для данного ребёнка.
2.Постановка цели и задач занятия.
3.Определение плана занятия.
4.Подготовка оборудования и наглядного материала к занятию: песка, песочницы, картинок с артикуляционными позами, игрушек с животными, массажного шарика, камешек, погремушки, «волшебного» мешочка, красок, цв.картона, салфеток.
План занятия:
I.Орг.момент.
II.Подготовительный этап.
1.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
2.Фонематическая зарядка.
III.Подведение к теме.
IV.Работа над темой.
1.Пескотерапия.
V.Физ.пауза.
VI.Продолжение работы над темой.
1.Пальчиковое рисование.
VII.Подведение итогов.
План-конспект занятия.
Тема: «Использование доступных знаковых систем (речи, жестов)»
Цель: Учить использовать доступные знаковые системы (речь, жесты) для реализации в игре, быту, сообщении информации. Закрепить умение обозначать жестами, звукокомплексами приветствие, прощание, приглашение.
Задачи: формировать первичные произносительные навыки, развивать тактильно-мышечную чувствительность, мелкую моторику через снятие мышечного напряжения посредством пескотерапии;
активизировать движения артикуляционного аппарата, развивать умение концентрировать на обращение, дифференцировать неречевые звуки, развивать зрительное, тактильное восприятие;
воспитывать потребность в коммуникации.
Оборудование: песок, песочница, картинки с артикуляционными позами, игрушки с животными, массажный шарик, камешки, погремушка, «волшебный» мешочек, краски, цв.картон, влажные салфетки.
Ход занятия.
1.Орг.момент.
Приветствие ребёнка (жест, слово).
Настрой на положительный эмоциональный контакт.
-Посмотри в зеркало, улыбнись.
2.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
-Давай посмотрим на картинки и повторим вместе.
Демонстрация артикуляционных поз и звукоимитация.
(показ картинок: бегемотик, лягушка, лошадка, ослик)
Массаж мячиком.
-У нас есть волшебный мешочек. Кинь туда мячик и скажи: «бух!»
3.Фонематическая зарядка.
-Послушай, что как звучит. (звучит погремушка и шуршит бумага).
-Возьми погремушку и кинь её в волшебный мешочек, скажи: «бух!»
4. Пескотерапия.
Вытирание рук салфеткой.
-Давай возьмём наш песочек и поздороваемся с ним.
Всей ладошкой, а теперь каждым пальчиком.
- Найди зелёный листок и жёлтую краску. (ребёнок рисует пальчиками на листе и дарит ослику)
-Давай вытрем наши руки салфетками.
-Скажем привет, помашем ладошкой.
Разминание песочка, перекатывание его в ладошках.
-Давай сделаем полянку и позовём кого-нибудь поиграть на ней. Посмотри, вот стоят игрушки.
-Давай позовём слоника: «Иди сюда! Как слон делает?»
-Складываем губы трубочкой и произносим: «У-У-У»
(зовём лошадку, козу, ослика) имитируем звуки животных.
-Посмотри, какие камушки слоник принёс….И спрятал их.
-Давай найдём камушки в песочке.
Бросаем камушек в наш песочек и говорим: «бух!»
5.Физкультминутка.
-Давай отдохнём. Поднимаем руки вверх и тянемся к солнышку
6.Игра «Волшебный мешочек».
-Найди для лошадки массажный мячик. (ребёнок находит в волшебном мешочке)
-Дай ей и скажи: «на!»
-Найди в мешочке камушек для слоника и скажи: «на!»
-Найди для козы погремушку и скажи: «на!»
-Всем подарки достались? (ослику не досталось)
7.Пальчиковое рисование.
-Мы ослику нарисуем песочек на зелёном листе.
-Давай найдём желтую краску и нарисуем пальчиком песочек.
(ребёнок рисует пальчиками точки краской).
8.Заключительный этап.
-Давай попрощаемся с песочком ладошкой, пальчиками.
-Помаши и скажи: «Пока!»
Приложение 1
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/21/s_58d0d6baa61bc/591657_1.jpeg)
Фрагмент занятия.