СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка интегрированного урока "Серебряный век" (9 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка интегрированного урока "Серебряный век" (литература, география история). Данный урок направлен на знакомство учащихся с культурой России конца 19 - начала 20 века. ребята участвовали в разработке презентации, инсценировании литературных салонов, выполнении творческих заданий. Использовался краеведческий материал.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка интегрированного урока "Серебряный век" (9 класс)»



Ульяновск 2013


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пригородная средняя школа»


Открытый урок по теме:

«Серебряный век русской культуры»

9 класс.


Разработала учитель высшей категории русского языка и литературы Тютюнникова Наталья Ивановна



Паспорт урока.

Предметы: история, литература, биология

Тема урока: «Серебряный век русской культуры»

Тип урока: интегрированный

Цели:

  1. Охарактеризовать духовную жизнь русского общества начала XXв., наиболее значительные достижения науки, так как современники называли начало XX века «революцией в естествознании», изменившей мировосприятие современников. Знакомство с представителями русской оригинальной религиозно-философской мысли, которых объединяла любовь к Отечеству, волновала судьба России в Мировой истории.

  2. Продолжить работу над развитием творческих способностей учащихся при воссоздании многомерного «образа эпохи». В процессе общения с текстами учить видеть в них воплощение гуманистической философии, формировать специфические навыки работы с литературным текстом.

  3. Познавательная: дать представление об эпохе Серебряного века, основных течениях в поэзии.

  4. Воспитательная: воспитывать любовь к русской литературе (поэзии), формирование эстетического вкуса.

  5. Обобщение знаний в области образования, науки и искусства в период серебряного века. Развитие интереса к науке и научным исследованиям.



Основной дидактический метод: индивидуальная и групповая работа учащихся (сообщения, сценки, работа с тестами)



Частные методы и приёмы: компьютерная презентация, выразительное чтение стихов, музыкальное исполнение стихотворения, инсценировка, беседа, заочная экскурсия, диспут, интервью, демонстрация научных открытий, имидж поэтов, обзор и выставка книг и рефератов, выставка предметов крестьянского быта, работа с тестами и др.



Оборудование урока:

  1. Доска, тема урока (вырезанные буквы).

  2. Стенд по литературе серебряного века.

  3. Выставка книг по поэзии Серебряного века по трём течениям с портретами поэтов, выставка рефератов по теме урока.

  4. Выставка «Быт крестьян»

  5. Портреты поэтов.

  6. Мультимедийное сопровождение урока (презентация к уроку).

  7. Фрагменты литературных произведений символистов, футуристов и акмеистов.

  8. Имидж поэтов Серебряного века (фрагменты одежды, детали во внешнем виде)

  9. Лозунги и плакаты по оформлению литературного кабаре «Бродячая собака».

  10. Рисунки поэтов-футуристов и других художников.

  11. Музыкальное сопровождение (Клод Дебюсси «Лунная дорожка»)

  12. Слова-термины: авангард, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм.

Методическая литература:

  1. Л.А. Рапацкая «Художественная культура России», Москва, «Владос», 1998

  2. Т.И. Балакина «История русской культуры», Москва, «Аз», 1996

  3. А.Н. Жолковский «Блуждающие сны. Из истории русского модернизма», Москва, «Сов. Писатель», 1992

  4. Д.С. Лихачёв «Русское искусство от древности до авангарда», Москва, «Искусства», 1992

  5. «Русский авангард в кругу европейской культуры», Москва, 1993

  6. С.С. Дмитриев «Очерки истории русской культуры нач. XX века», Москва, «Просвещение», 1985.









План урока:

  1. Организационный момент.

  1. Цели и задачи урока (каждый учитель ставит свои цели урока перед учащимися - учитель истории, литературы, биологии).

  2. Тема, форма урока (учитель истории).

  3. Организация работы учащихся в группах.



  1. История.

  1. Слово учителя.


  1. Диспут публицистов:

а) духовное состояние общества;

б) ощущение катастрофичности своего времени.


  1. Ключевский (сообщение ученика).


  1. Литература.

  1. Слово учителя.

  2. Стих. Сергея Городецкого (ученик).

  3. Слово экспертам модернизма:

а) феномен «Серебряного века», литературное течение «модернизм»;

б) символизм

в) музыкальное исполнение стихотворения А. Блока «Сумерки,

г) акмеизм;


  1. Слово учителя литературы – о поэзии «Серебряного века», о выставке книги рефератов


  1. Имидж поэтов (слайды презентации, и изображение учениками).

  2. Слово эксперту футуризма.

  3. (Учитель литературы). Литературные кафе. Кабаре «Бродячая собака».


  1. Инсценировка Вечер речетворцев (футуристы) в кабаре «Бродячая собака».

  1. Биология.

  1. Образование в России, в Симбирске.

  2. Научные достижения того времени.

  3. Архитектура Симбирска в годы «Серебряного века»

  1. История.

  1. Слово учителя истории. Россия крестьянская.

  2. Выставка предметов крестьянского быта (Сообщение ученицы)

  3. Слово учителя литературы А. Блок «Россия».

  4. Слово учителя истории. Заключение.

  1. Закрепление. Работа с тестами.

  2. Подведение итогов.

























Ход урока.

  1. Организационный момент.


  1. Цели и задачи урока (каждый учитель ставит свои цели урока перед учащимися - учитель истории, литературы, биологии).


  1. Тема, форма урока (учитель истории).



  1. Организация работы учащихся в группах.


  1. История.


  1. Слово учителя.

Конец XIX - начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на её культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.


  1. Диспут публицистов:

а) духовное состояние общества;

Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушала традиционные ценности представления людей. Агрессивный натиск материального производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком, к уничтожению человеческой индивидуальности, к торжеству стандартизации – нечто шаблонному, единообразному, т.е. к унификации всех сторон жизни общества, человеческого бытия.


б) ощущение катастрофичности своего времени.

Ощущение рубежности, кризисности, катастрофичности своего времени, исчерпанности того вектора жизни, которым до сих пор шла Россия, глухим колоколом звучит в стихах всех поэтов «Серебряного века»:

…Скорбь великая растёт в душе у всех…

Надолго ль этот пир, надолго ль этот смех?

Каким путём, куда идёшь ты, век железный?

Иль больше цели нет, и ты висишь над бездной?

– писал в конце XIX века Мережковский.



  1. Ключевский (сообщение ученика).


Ключевский Василий Осипович (16.01.1984 – 12.05.1911г.г.) – русский историк, историограф и источниковед.

В.О. Ключевский родился в семье сельского священника. В 1860 году он окончил Пензенскую духовную семинарию, в 1861 г. поступил на историко-филологический факультет Московского университета и окончил его в 1865 г. с золотой медалью.

В 1867 году Ключевский начал преподавать историю в Александровском военном училище, Московской духовной академии и на высших женских курсах Герье. Он написал историческое исследование»Сказание иностранцев о Московском государстве», в котором проследил процесс складывания централизованного государства с самодержавной формой правления. В этой работе проявился новый для историков того времени интерес к экономическим сюжетам и социальной истории.

В 1872 году он подготовил магистерскую диссертацию «Древнерусские жития святых как исторический источник». В 1882 г. В.О. Ключевский защитил докторскую диссертацию «Боярская Дума Древней Руси». Он считал, что классы в истории могут формироваться не только на политической, но и на чисто экономической основе.



  1. Литература.


  1. Слово учителя литературы:

Поэзия серебряного века заявила о себе ярко, вызывающе, многолико, стремясь объяснить мир и себя в этом мире.


  1. Стих. Сергея Городецкого (ученик)


Просторен мир и многозвучен,

И многоцветней радуг он,

И вот Адаму он поручен,

Изобретателю имён.

Назвать, узнать, сорвать покровы

И праздных тайн, и ветхой мглы –

Вот первый подвиг. Подвиг новый –

Живой земле пропеть хвалы.


  1. Слово экспертам модернизма:


а) феномен «Серебряного века», литературное течение «модернизм»;


(Ученик) Об эпохе рубежа XIX – XX веков

Рубеж XIX – XX веков – эпоха сложных противоречий, напряжённых духовных исканий, революционных преобразований. «Испепеляющие годы! Безумье ль в вас, надежды ль весть?» - этот блоковский вопрос-ответ подталкивает к размышлению о тех противоречиях, что являются ключом к пониманию Русского Ренессанса, именно так называют искусство серебряного века, сравнивая с европейским Возрождением. Искусство этого периода стало философией, универсальным, синтетическим взглядом на мир. Ломались социальные, политические устои, а человек искал духовной опоры.

На рубеже веков в поэзии возникла плеяда ярчайших имён. Эти люди настолько увлечены были поэзией, горели поэтическим огнём, что создавали непревзойдённые образцы художественного слова. Они собирались в литературных салонах и кафе, читали свои стихи, учились, не стесняясь друг у друга, и обсуждали вопросы, касающиеся художественного мастерства. Именно на одной из таких встреч на квартире у поэта Николая Гумилева и родился термин «Серебряный век» – в противовес пушкинской поэзии, названной Золотым веком. Впервые название «Серебряный век» использовал философ Н. Бердяев, но чётко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Н. Оцупа. «Золотой век» русской поэзии можно сравнить с солнцем, а Серебряного – с луной.

Модернизм – это новое литературное течение, которое не отражает действительность, а создаёт новые образы, художественные миры, в которых представлены разные грани бытия. Его основные направления: символизм, он устремлён в запредельное; акмеизм, он ищет опору в прошлом; футуризм – смело смотрит в будущее.



б) символизм


Символизм (выступление уч-ся).

Литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом такого единства виделось искусство, «земное подобие творчества божественного». Ключевым понятием символизма является символ – многозначное иносказание. Символ отражает постижение единства жизни, её истиной скрытой сущности. Образы русского философа Владимира Сергеевича Соловьёва породили творческий отклик у его последователей – символистов. Теоретические основы символизма дал Д.С. Мережковский. В 1984 году в Москве вышло три сборника с программным названием «Русские символисты», ведущим автором которых был начинающий поэт Валерий Брюсов. С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением.


Дмитрий Мережковский и Валерий Брюсов стали во главе «старших символистов», которые понимали символизм как литературную школу. Это поэты: Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Фёдор Сологуб. Одним из знаковых стихотворений Брюсова является «Творчество» (1985г.). Для него характерны особая лексика, образы: тени, сон, тишина, ночь, тайны, луна; цветопись: фиолетовый, лазоревый; звукопись: созвучие сонорных и гласных, благодаря которому стихотворение звучит как музыка.


В 1900-е годы в символизм влились новые силы, так называемые «младосимволисты»: Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов. Музыка для символистов высшая форма творчества, дающая максимальную свободу самовыражения и восприятия. Символисты искали прямого соответствия между звуком и смыслом, между цветом и смыслом, между звуком и цветом.


в) музыкальное исполнение стихотворения А. Блока «Сумерки, сумерки вешние»


Сумерки, сумерки вешние,

Хладные волны у ног.

В сердце – надежды нездешние,

Волны бегут на песок

Отзвуки, песня далёкая,

Но различить – не могу

Плачет душа одинокая

Там, на другом берегу.


Тайна ль моя совершается,

Ты ли зовёшь вдалеке?

Лодка ныряет, качается,

Что-то бежит по реке.

В сердце – надежды нездешние,

Кто-то навстречу – бегу…

Отблески, сумерки вешние,

Клики на том берегу.


г) акмеизм;

Акмеизм (выступление ученицы) – модернистское течение (от греч. «акме», вершина), декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла. В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к символизму, посещали «Ивановские среды» - литературные собрания на петербургской квартире Вячеслава Иванова, получившей название «башня». В «башне» велись занятия с молодыми поэтам, где они обучались стихосложению. В октябре 1911 года слушатели этой «поэтической академии» основали новое литературное объединение «Цех поэтов». «Цех» был школой профессионального мастерства, а руководителями его стали молодые поэты Николай Гумилёв и Сергей Городецкий.

Собственно акмеистическое объединение было не велико и просуществовало около двух лет (1913 – 1914г.г.). В него вошли также Анна Ахматова, Осип Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут. Гуманистический смысл этого течения был значителен – возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение её красоты – через высокохудожественные образы.


  1. Слово учителя литературы – о поэзии «Серебряного века», о выставке книг и рефератов

Именно об этом прозвучало в стихотворении Сергея Городецкого в исполнении ученицы… – «Подвиг, подвиг – живой земле пропеть хвалы».

Ознакомление учащихся с выставкой книг поэтов и рефератов учащихся.


  1. Имидж поэтов (слайды презентации, и изображение учениками).


(Учитель литературы) Имидж поэтов Серебряного века.

Каждый поэт означенного эпохи, литературного направления модернизм, стремился быть яркой индивидуальностью не только в стихах, но и чисто внешне, создать свой неповторимый имидж, образ.

Слайд № и выходят ученики, представляясь именем поэта чей образ они представляют:


К. Бальмонт – белая шляпа

А. Ахматова – шаль

В. Маяковский – жёлтая кофта

В. Каменский – деревянная ложка в петлице

Д. Бурлюк – лорнет.

  1. Слово эксперту футуризма.

Футуризм (выступление ученика) (от лат. Futurum – будущее) Русский футуризм возник в начале XX века и впервые публично заявил о себе в сборнике «Садок судей» (1910г.). Авторами сборника были Давид Бурлюк, Вениамир Хлебников, Василий Каменский. Эти поэты вместе с Владимиром Маяковским и А. Кручёных составили группу кубофутуристов или «Гилею». Футуризм отрицает, культурные традиции и выдвигает идею рождения сверхискусства, способного преобразить мир, он весь устремлён в будущее опасение равнодушия приводит футуристов к сознательному эпатажу обывательского общества. Поэтому необходимым условием его существования становится атмосфера литературного скандала. Главная цель творчества футуристов – пробуждение к действию. Для футуризма характерно бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы. Бунтарство проявляет себя в экспериментаторстве в области лексики, синтаксиса, ритмики, рифмы.


  1. (Учитель литературы). Литературные кафе. Кабаре «Бродячая собака».

Устные литературные кафе, поэтические салоны, где авторы сами читали свои стихи и получали оценку – характерная черта этого времени. А сейчас мы побываем в кабаре «Бродячая собака». Это поэтический кабачок, надёжный приют художников и поэтов. «Собака» стала приютом нового модернистского искусства. Здесь бывала вся богема России. Здесь звучала музыка Стравинского, Дебюсси, Штрауса, Равеля, здесь выставлялись авангардисты, здесь спорили, искали ответы на «вечные вопросы», здесь звучали стихи, футуристы эпатировали публику, показывая своё речетворство.

«Бродячая собака» была открыта три раза в неделю: в понедельник, среду и субботу. Собирались поздно, после двенадцати. «Фармацевты» (на жаргоне «собаки» – случайные посетители) платили за вход три рубля, свои – полтинник.

Чтобы попасть в «Собаку», надо было разбудить сонного дворника, пройти два засыпанных снегом двора, в третьем завернуть налево, спуститься вниз ступеней десять и толкнуть обутую клеёнкой дверь. Тотчас же вас ошеломляли музыка, духота, пестрота стен, шум электрического вентилятора, гудевшего, как аэроплан.

Комнат в «Бродячей собаке» всего три. Буфетная и две «залы» – одна побольше, другая совсем крохотная. Это обыкновенный подвал. Ярко горит огромный кирпичный камин. На стене большое овальное зеркало. Под ним длинный диван – особо почётное место. Низкие столы, соломенные табуретки.

Как вспомнит потом Анна Ахматова:

Да, я любила их – те сборища ночные

На низком столике стаканы ледяные,

Над чёрным кофием голубоватый пар,

Камина красного тяжёлый зимний жар,

Весёлость едкую литературной шутки…


  1. Инсценировка Вечер речетворцев (футуристы) в кабаре «Бродячая собака».


В кабаре «Бродячая собака»


Оформление:

афиши «Выступления знаменитых футуристов»;

названия поэтических сборников и издательств:

«Пощёчина общественному вкусу»,

«Дохлая луна»,

«Доители изнурённых жаб»;

Рисунки (Д. Бурлюк, В. Маяковский, Малевич «Чёрный квадрат»)


(Роли поэтов в сценке играют ученики)




Маяковский: Не пяльте на меня ваши рачьи глазки, не то я выправлю

вам ваши буркалы!


Бурлюк: Не буркалы, а бурлюкалы! Представлюсь: Давид Бурлюк.


Маяковский: Владимир Маяковский. Вы, кажется, рисуете?


Бурлюк: Да. Вот один из моих рисунков (показывает). Я ещё и пишу

Каждый молод, молод, молод.

В животе чертовский голод.

Всё, что встретим на пути,

Может в пищу нам идти!



Маяковский: И я прочту:

Вошёл к парикмахеру, сказал спокойный:

«Будьте добры, причешите мне уши»

Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,

Лицо вытянулось, как у груши.


Хлебников: Здорово! Эти стихи под стать первому сборнику

«Пощёчина общественному вкусу»и ваших первых

выступлений, я до сих пор храню вашу афишку

(показывает).


Каменский: Только мы лицо нашего времени! Мне нравятся, друзья,

наши новые издания: «Дохлая луна», «Доители изнурённых

жаб».


Хлебников: Сегодня снова я пойду

Туда, на жизнь, на торг, на рынок,

И войско песен поведу

С прибоем рынка в поединок!


Каменский: Давайте, запишем в «Собачью книгу»



Маяковский: А сегодня, 11 февраля 1915 года премьера моего

стихотворения «Вам»

Вам, проживающим за оргией оргию,

Имеющим тёплую ванную и тёплый клозет!

Как вам не стыдно о представленных к Георгию

Вычитывать из столбцов газет?!

Знаете ли вы, бездарные, многие,

Думающие нажраться лучше как, –

Может быть сейчас бомбой ноги

Выдрало у Петрова поручика?


В кабачке – аплодисменты, крики:

-Здорово!

-Потрясающе!

В зале (классе) – свист, крики:

-Клоун!

-Яичница!

(Учитель литературы) Маяковский выразил в стихотворении своё осуждение I мировой войны и образа жизни мещан и сытой буржуазии, равнодушных к чужому горю. Именно их свист и осуждение стихов Маяковского мы слышим в зале.


  1. Живопись

Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910–х годов, прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодёжи». В той или иной мере большинство футуристов совмещали литературную практику с занятиями живописью (братья Бурлюки, Е. Гуро, А. Крученых, В. Маяковский и др.). С другой стороны, добившиеся позднее мировой славы как художники К. Малевич и В. Кандинский на первых порах участвовали в футуристических альманахах и в качестве «речетворцев». «Мы хотим, чтобы слово смело пошло за живописью», - писал В. Хлебников. Они опирались на новейшие научные и технологические достижения. Стремление к рациональному обоснованию творчества с опорой на фундаментальные науки – физику, математику, филологию – отличало футуризм от других модернистских течений.

Художник В. Татлин всерьёз конструировал крылья для человека. К. Малевич разрабатывал проекты городов – спутников, курсирующих по земной орбите. В. Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть «законы времени».


Малевича поиски новых пространственных отношений приводят к созданию собственного авангардистского течения – Супрематизма «Чёрный квадрат» - Малевича – это взгляд в будущее. Эту картину можно сравнить с ощущениями человека, впереди которого – черный туннель. Надвигающееся темное пространство втягивает человека. Что это, как не пророчество о тех испытаниях, которые последствием для России после относительно благополучного 1913 года?

Характерный штрих: после февральской революции 1917 года футуристы Галей и близкие к ним художники – авангардисты образовали воображаемое «Правительство Земного Шара». От имени «Председателя Земного Шара» В. Хлебников посылал письма и телеграммы временному правительству с требованием отставки. Это было следствием убежденности футуристов в том, что весь мир пронизан искусством.

  1. Блок биологии.


  1. Образование в России, в Симбирске.

(Вступительное слово учителя биологии).

Конец XIX века в нашем крае был периодом расцвета народного образования, т.е. обучались грамоте и простые бедные люди.

Немалая заслуга в этом принадлежит нашему земляку Илье Николаевичу Ульянову.

-Ребята, что вы знаете об Илье Николаевиче Ульянове?

(Отец В.И. Ленина, был инспектором, а потом директором народных училищ).

- О нём подробнее расскажет ваш одноклассник.

(Выступление учащегося)



Благодаря И.Н. Ульянову было увеличение действующих народных школ в губернии в 5 раз, в школах обучалось 20 тысяч крестьянских детей

Илья Николаевич боролся за коренное улучшение женского образования. Особое внимание Илья Николаевич Ульянов уделял просвещению угнетённых народов Поволжья: чувашей, мордвы, татар и т.д.

Вместо дьячков, старых писарей, отставных солдат обучение детей доверяли молодым людям, прошедшим педагогические курсы. Учительская деятельность была высоким гражданским долгом.


(Дополнение учителя)

В настоящее время в Ульяновской области объявлен конкурс на определение 12 наиболее знаменитых имён наших земляков.

Что вы знаете об этом конкурсе?

(И.Н. Ульянов и В.И. Ленин значатся в списке самых великих людей нашего края)


  1. Научные достижения того времени.

Данный период знаменуется великими научными открытиями.

- Какие жизненно важные процессы изучал И.П. Павлов?

(Память, сон, условные и безусловные рефлексы).


(Рассказ ученика об И.П. Павлове)

Иван Петрович Павлов 35 лет своей жизни посвятил изучению невидимой силы головного мозга. Условные рефлексы, т.е. приобретённые рефлексы позволяют правильно понять все психические явления: память, мышление, воображение, речь, сон, сновидения и т.д.

Павлов сравнивал мозг с работой оператора, который принимает сигнал, передаёт и даёт ответ.

И.П. Павлов получил 132 награды – это столько, сколько не имел ни один учёный мира.

Он страстно отдавался любому занятию, ценил беседы на научные темы, любил литературу, музыку, живопись.

Единой целью жизни учёный считал – служение народу. Он верил в лучшее будущее своего народа, своей страны.


(Дополнение учителя)

В связи с этим у меня получилось небольшое стихотворение.

Павлов рефлексы испытал,

Разницу всем нам доказал,

Безусловные с рождения даны,

Условные вырабатываем мы.

А сейчас проверим ваши условные рефлексы.

- Ребята, кто сегодня готов к уроку?

(Ученики поднимают руки).

- Представьте, что сейчас в класс вошёл директор школы. Что вы делаете непроизвольно? Продемонстрируйте.

(Ученики встают)

Молодцы, вы показали проявление условных рефлексов в обычной школьной жизни!

Далее вы познакомитесь с деятельностью ещё одного великого русского учёного того времени – это с Мечниковым И.И. Этого учёного называли «рыцарем борьбы с болезнями»

О том, почему люди помнят об Илье Ильиче Мечникове и в настоящее время, расскажет ваш товарищ…



(Рассказ ученика)

С юных лет Илья Мечников увлекается биологией. В 14 лет поступает в Одесский университет и блестяще заканчивает его.

Он развил теорию иммунитета, не раз рисковал собственной жизнью, заражая себя микробами тифа, холеры, чтобы проследить действие вакцины и сывороток.


В 1908 году за исследование в области иммунитета Мечникову присуждается Нобелевская премия. Он сердечно относился к людям.

Илья Ильич писал, что человек способен на великие дела. Он может превратить дисгармонию в гармонию.


(Дополнение учителя)

- От каких болезней делают прививки?

(От гриппа, туберкулёза, холеры, гепатита и т.д.).

Поэтому необходимо регулярно делать прививки.

В сообщениях мы заметили, что и Павлов и Мечников любили людей, верили в светлое будущее.


  1. Архитектура Симбирска в годы «Серебряного века»

(Слово учителя).

А сейчас всех присутствующих приглашаем на небольшую заочную экскурсию в центр нашего города. Мы остановимся у нескольких зданий, построенных в данный период. Обратите внимание на следующее: какие архитектурные приёмы использовались при строительстве зданий того времени. Проведёт экскурсию юный гид…


(Выступление учащейся)

Здания, построенные в этот период, по сей день хранят дыхание прошлого.


Это одноэтажное кирпичное здание лютеранской церкви (кирха) по улице Ленина построено в 1913 году по проекту архитектора А.А. Шоде на месте старого здания храма. Ныне здание краеведческого музея.

Каменное двухэтажное здание построено также по проекту А.А. Шоде. В настоящее время это здание театра кукол имени Валентины Леонтьевой по улице Гончарова, дом 10.


В центре города сохранились несколько домов архитектора Ф.О. Ливчака. Этот дом по улице Л. Толстого, дом №28, доходный дом княжны Е.М. Ухтомской. До сегодняшнего дня на решётке балкона сохранились инициалы «Е» и «У». В настоящее время здесь размещаются корпуса городской детской больницы №1.


Дом-"теремок" купца С.С. Бокоунина. Архитектор Ф.О. Ливчак. 1916 г

Этот дом был построен для молодого купца Сергея Сергеевича Бокоунина, одного из организаторов Симбирского яхт-клуба.



Это здание находится по улице Ленина, дом №138, было построено по проекту архитектора В.П. Ивановского для склада-магазина. Позднее преобразовано в типографию.


(Учитель)

- Какие архитектурные приёмы использовались при строительстве зданий того времени.

(Балконы, лестницы, крыльцо, цветы, витражи, здания строили из кирпича и бетона).


  1. История.

  1. Слово учителя истории. Россия крестьянская.

К началу прошлого века крестьянство составляло 4/5 населения страны (около 130 миллионов человек) и продолжало расти, прирост населения составлял во второй половине XIX века 1,8%. К рубежу века сельское хозяйство, особенно в черноземной зоне, оказалось в глубоком кризисе.

Экономическое положение русского крестьянина после 1861 года резко ухудшилось и в 1900 году он в целом жил беднее, чем в 1800. Причин у этого кризиса было множество. Прежде всего, крестьяне с большим трудом справлялись с выплатой выкупных платежей. Для покупки или аренды земли им приходилось занимать у ростовщиков, а после в Крестьянском банке, задолженности росли и, в конце концов, после революции 1905-1907 гг. власть была вынуждена отменить в 1907 г. выкупные платежи и простить недоимки. Но нанесенного ущерба было уже не исправить. Половинчатость реформы 1861 года привела к тому, что крестьяне не получили ни

достаточного количества земли, ни личной свободы, крепостная зависимость от помещика превратилась в, практически такую же крепостную зависимость от общины.


Закон 1861 года позволял выход из общины, по внесении всего выкупного платежа за землю. Но сразу внести выкуп и выделиться могли лишь единицы. А когда к концу 80-х их стало больше, законом 1993 года запретил досрочный выкуп. Община препятствовала появлению в России энергичного и трудолюбивого класса крестьянина-собственника (фермера). А класс мелких и средних собственников – это всегда основа общества.


  1. Выставка предметов крестьянского быта (Сообщение ученицы)


Особую роль в модернизации страны сыграли крупные города, как центры сосредоточения основных учебных и культурно просветительских учреждений. В начале XX века в России было 29 городов с населением более 100 тыс. человек, в которых проживало около трети всего городского населения.

В городах появились водопровод, канализация, энергетическое освещение на улицах и в домах. Началось строительство многоэтажных доходных домов, железнодорожных вокзалов, электростанций. Получила распространение телефонная связь, К началу XX века она существовала в 67 городах.

Но большинство провинциальных городов сохранили традиционный сельский облик.



Русский крестьянин жил в семье и общине, где от поколения к поколению передавались культурные традиции и трудовые навыки. Семья была одновременно и школой воспитания крестьянских детей. Их приобщение к труду начиналось примерно с 9 лет. Крестьяне, часто не знавшие закона в своей жизни руководствовались чувством справедливости. Неблагоприятные природно-климатические условия, низкий уровень технической оснащённости хозяйств, требовавших громадных физических затрат, скоротечность рабочего сезона имели самые противоречивые последствия при формировании личности крестьянина с одной стороны, русскому крестьянину были свойственны трудолюбие, проворство и смекалка. С другой – надежды на «авось» при решении сложных проблем, неумение поддерживать должные темпы в работе на протяжении длительного времени. Отсутствие ощутимой связи между затратами труда и получаемым результатом способствовало широкому распространению суеверий.

Жизнь крестьянина была тесно связана с природой. Каждое время года знало свой характер работ и свои праздники – Рождество, Святки, Масленицу, Пасху, Троицу, Покров.


В зимнее время года наступал черёд занятий промыслами – прядением и ткачеством, плотницким, столярным и гончарным ремёслами. Отдельные деревни славились росписью деревянной посуды, вышивками и кружевоплетением.


  1. Слово учителя литературы А. Блок «Россия».

  2. Слово учителя истории. Заключение.

Конец XIX – начало XX в. Был именно такой эпохой, и проблема «русской европейскости» приобрела в это время особый смысл, образно выраженный в известных строках А. Блока.

Мы любим всё – и жар холодных чисел,

И дар божественных явлений

Нам внятно всё – и острый галльский смысл,

И сумрачный германский гений…


  1. Закрепление. Работа с тестами.


  1. Подведение итогов.

  1. Мнение эксперта (ученица)

По окончанию этого познавательного урока мне сразу захотелось поделиться с окружающими своими впечатлениями. Этот урок проходил абсолютно нестандартно. Каждый имел возможность высказать своё личное мнение. К сожалению, учебник упрощённо и неинтересно излагает эту тему. Но благодаря этому уроку, материал усвоился гораздо лучше, чем на обычных уроках, на которых мы просто слушаем лекции. Я думаю, что на этом уроке мы сумели выполнить все задачи, которые были поставлены перед нами. Такие уроки помогают нам накапливать знания, учат мыслить, проявлять себя творчески.

  1. Оценка работы учащихся на уроке (слово учителям)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!