СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Интегрированного урока по биологии, литературе и психологии в 9 классе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Темперамент, характер, личность.

Цели:  а) образовательная – изучение основных закономерностей развития                    личности и психологических понятий, характеризующих личность.

б) развивающая – развитие монологической речи, совершенствование навыков анализа текста, умений обобщать и делать выводы.

в) воспитательная –  формирование ответственности за свои поступки, умения анализировать свои действия и строить отношения с людьми, имеющими разные темпераменты.

 

Материалы и оборудование: Характеристика темпераментов в иллюстрациях Х. Бидструпа, фрагменты фильма «Отелло», текст произведения У.Шекспира Гамлет.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Интегрированного урока по биологии, литературе и психологии в 9 классе.»

ГОУ СОШ №930. Александрова В.П.

Короткова О.К.



Методическая разработка


Интегрированного урока по биологии, литературе и психологии в 9 классе.


Тема: Темперамент, характер, личность.

Цели: а) образовательная – изучение основных закономерностей развития личности и психологических понятий, характеризующих личность.

б) развивающая – развитие монологической речи, совершенствование навыков анализа текста, умений обобщать и делать выводы.

в) воспитательная – формирование ответственности за свои поступки, умения анализировать свои действия и строить отношения с людьми, имеющими разные темпераменты.


Материалы и оборудование: Характеристика темпераментов в иллюстрациях Х. Бидструпа, фрагменты фильма «Отелло», текст произведения У.Шекспира Гамлет.


«Посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь -

характер - пожнёшь судьбу».

Ход урока.


  1. Организационный момент.(проверка готовности класса к уроку, учёт посещаемости).

  2. Вступительное слово (учитель литературы). «Личность» - этот термин находится  в ведении биологии, а точнее психологии человека. Но, анализируя произведения на уроках литературы, мы постоянно говорим о характере человека, о том, как он формируется и под влиянием каких обстоятельств меняется. Поэтому мы решили объединить   наши дисциплины и доказать вам, что все предметы школьного цикла взаимосвязаны и что человек – это самое важное и ценное. Сегодня для урока внеклассного чтения мы выбрали творчество английского поэта и драматурга В. Шекспира. Причин тому несколько:

- Изучая творчество Лермонтова и роман «Герой нашего времени» мы видели перекличку с творчеством  Шекспира, говорили о том, что многие из шекспировских героев близки Лермонтову, а Гамлет – любимый герой. Кроме того, сегодня 23 апреля весь мир отмечает д.р. драматурга, и сегодня же день его смерти. Мы решили таким образом почтить его память.

- На уроке мы познакомимся с биографией поэта и драматурга, обсудим одно из интереснейших его произведений трагедию «Гамлет», поговорим о характере главного героя, а затем и о других свойствах личности на примере произведения Шекспира.

(Доклады учащихся о жизни и творчестве Шекспира).

Учитель литературы: Как было сказано выше , «Гамлет» - это трагедия жанр драматургии. В драматургии нет четко выраженной авторской позиции по отношению к героям, они самораскрываются, произносят монологи, совершают поступки, взаимодействуют с другими персонажами. Только так можно составить характеристику героев.

Анализ трагедии «Гамлет» по вопросам.

  1. Каким увидела Гамлета Офелия после его встречи с призраком отца?

Офелия сообщает отцу о странном поведении Гамлета на фоне его влюбленности к ней. Кроме того, в рассказе Офелии о приходе к ней Гамлета, видно, что наш герой начал наблюдать мир совсем по-иному, чем раньше: «Он долго изучал меня в упор». С одной стороны, это связано с его игрой, а с другой – это указание на то, что он стал становиться другим по существу, в результате чего стал смотреть на окружающих новыми глазами, т.е. как на нечто новое, с интересом и в «упор».

Итак, знакомство с Гамлетом в первом действии, в первой части развития действия, в ее завязке, наводит на определенные размышления: герой истинно благороден, он обладает философским складом ума, обо всем судит с высоты нравственных законов, но он оказался в очень сложной и даже трагической ситуации, узнав правду о матери и о дяде.

Прежний идеальный мир рухнул, и он принял на себя обязательства отомстить за смерть отца и восстановить мировую справедливость.



  1. Любит ли Гамлет Офелию? почему Офелия сошла с ума? Кто виноват в ее гибели?

Гамлет любит Офелию, кроткую дочь царедворца Полония. Девушка эта отличается от других героинь Шекспира, для которых характерна решительность, готовность бороться за свое счастье: покорность отцу остается главной чертой ее характера. Отчасти это объясняется тем, что она видит в отце союзника: он хотел ее брака с принцем.

Веря в поддержку и сочувствие отца, Офелия невольно предает Гамлета: вызывает его на откровенный разговор в то время, как Полоний и король Клавдий подслушивают их. Гамлет догадывается об этом и разговаривает с Офелией с оттенком презрения.

Он подвергает чувство Офелии тяжелым испытаниям, проявляя то равнодушие к ней, то чрезмерную насмешливость и даже резкость. Объясняется это его душевным состоянием, глубоким разочарованием в женщинах вообще: ведь мать его так скоро забыла умершего отца. Здесь перед нами любовь трагическая, омраченная обидой и взаимным непониманием. Это надламывает душевные силы Офелии. Когда же Гамлет по ошибке убивает ее отца, приняв его за короля Клавдия, Офелия сходит с ума и погибает. Только над могилой Офелии Гамлет говорит о своей любви к ней.

3.        Каким вы представляете себе Гамлета в сцене «мышеловка»?

Гамлету важно увидеть реакцию Клавдия на разыгрываемую сцену отравления, к которой он приписал свои 16 строк. И на вопрос короля: Как название пьесы? - отвечает: «Мышеловка». Пьеса изображает убийство, совершенное в Вене. Имя герцога - Гонзаго. Его жена - Баптиста. Луциан, племянник короля, приходит в сад, чтобы влить в ухо спящему яд.

И Клавдий выдает себя: у Гамлета теперь нет сомнений в том, что он-убийца его отца.

«Мышеловка»-кульминация трагедии, ее высшая точка.

4.Как соотносится в трагедии судьбы и поведение Гамлета и Лаерта в сходных ситуациях?

Если Гамлет преклонялся перед отцом, то Лаэрт явно желал поскорее избавиться от его опеки.

Месть за отца для него — дело чести. У него свое понятие о ней. Он и Офелии советовал не уронить свою честь. Но честь и достоинство для него понятия внешние. Даже если он огорчен гибелью отца, то не меньше возмущает его то, что праху Полония не были отданы должные почести.



5.        Почему   Гамлет, узнав от призрака о преступлении Клавдия, медлит с отмщением, хотя и бранит себя за промедление ?

Узнав от призрака, что его отец вероломно отравлен родным братом, Гамлет клянется мстить. Но и медлит. Сначала не вполне доверяет словам призрака: ведь призрак мог быть послан ему, Гамлету, не небом, а адом, чтобы толкнуть его на страшное преступление.

В этом средневековом рассуждении верующего человека таится и зерно мысли человека нового времени: призрак мог быть простой галлюцинацией. Человек средневековья не стал бы сомневаться в словах призрака, Гамлет же сомневается в них.

Он не может решиться на месть Клавдию, потому что находится в потрясении от произошедшего на его глазах слома казавшихся незыблемыми нравственных и философских принципов (смерть отца оказалась убийством, мать вышла замуж за убийцу отца...).

6.        Кто человек – «венец творенья» или  » дикое и злое в нем властвует»?

Призрак просит Гамлета отомстить за предательское убийство отца, но Гамлет, принимая на себя эту задачу, возлагает на себя еще большие обязательства: восстановить всеобщую справедливость.

В этом смысле он - идеальный человек эпохи Возрождения:

Порвалась дней связующая нить,

Как мне обрывки их соединить!

Учитель литературы: Нашей целью было показать, что трагедия Шекспира изображает сложный характер в его развитии. Гамлет на протяжении действия обнаруживает то силу, то слабость. Мы видим его и колеблющимся и действующим решительно. С начала и до конца он является честным человеком, отдающим себе отчет в своем поведении и ищущим правильного пути в жизненной борьбе. Как мы видели, путь этот был для него тяжелым, связанным с мучительными душевными переживаниями и потерями, ибо ему пришлось отказаться от любимой. Но перед нами не расслабленный человек, а герой, обладающий подлинным мужеством, которое и помогло ему пройти через все испытания с честью.

Показ фрагмента фильма « Отелло » (Отелло душит Дездемонну).

Учитель литературы: Охарактеризуйте другого героя Шекспира. Чем отличается его поведение от поведения Гамлета? По каким критериям вы характеризуете и сравниваете героев?

Сравнительная характеристика так же, как и индивидуальная, включает описание черт характера героев. Черты характера могут сравниваться по различным основаниям по степени сходства, отличию. Сравнение может быть открытым, когда называются прямо качества и одного, и второго героя. Сравнение может быть скрытым, свернутым, когда характеризуется какое-либо качество одного героя, а сходная или противоположная черта другого ге роя подразумеваются.

При всей сложности действия «Гамлет», однако, отличается от других трагедий, например от «Отелло» или «Короля Лира» тем, что здесь драматическое напряжение несколько ослабевает к концу. Это объясняется в первую очередь характером героя и особенностями его духовного развития.

Образ мавра Отелло олицетворяет лучшие черты военачальника 16 века – храбрость, решительность, стратегическое мышление и мужество. Внешне Отелло полностью соответствует этим мужским качествам характера. Он высок, мускулист. Волевое выражение лица и выразительные глаза делают его лицо привлекательным.

Хотя по замыслу Шекспира, мавра Отелло совсем нельзя назвать красавцем. В душе Отелло очень добрый и доверчивый человек. Привык доверять людям, поэтому не смог разоблачить клевету о его любимой Дездемоне, распространенную завистником и карьеристом Яго. Доверчивость явилась причиной гибели Отелло и его прекрасной жены.

Шекспир представил величественный образ. Он наделил своего Отелло большим сердцем и обширным умом, благородной душой, глубоко переживающей и страдание, и счастье.

Отелло не ревнив - он доверчив. И трагедия Шекспира - прежде всего, об обманутом доверии.

Учитель биологии: Личность можно охарактеризовать, используя такие понятия как темперамент, характер, воля. Рассматривает данные понятия не только по определениям, но и на примерах людей. Для изучения темпераментов используются иллюстрации Х. Бидструпа. На последнем этапе характеризуется понятие личность.

Вопросы: Можно ли справиться с темпераментом? Как можно сформировать свой характер? Какова роль воли в формирования характера?

Показ фрагмента фильма «Три мушкетёра».

Вопросы: Охарактеризуйте темпераменты главных героев. Что объединяет героев с разными темпераментами? Может ли общее дело сплотить людей с разными темпераментами и характерами? К какому типу вы ближе? Какой темперамент у вашего друга? Часто ли Вы ссоритесь?

Подведение итогов урока.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!