СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Использование художественных произведений и ИКТ на уроках истории в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование художественных произведений и сайтов Интернет на уроках истории в начальной школе. Материал методической разработки позволяет быстро и качественно найти художественное произведение, необходимое для урока. Ссылки на сайты способствуют отбору материала по темам.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Использование художественных произведений и ИКТ на уроках истории в начальной школе»

Миасское городское учреждение «Образование»

МОУ «Миасская средняя общеобразовательная школа № 16»








Использование художественной литературы

и информационных коммуникативных технологий

на уроках истории в начальной школе







Выполнила: Иванова Любовь

Михайловна







Миасс, 2007

Оглавление


Введение…………………………………………………………………..…..3

Глава I. Теоретическое обоснование использования художественной

литературы на уроках истории в начальной школе

1.1 Основные цели использования художественной литературы

на уроках истории………………………………………………………..5

1.2 Место художественной литературы на уроке истории

и принципы ее отбора……………………………………………………7

1.3 Классификация произведений художественной литературы

для уроков истории………………………………………………………9

Глава II. Практическое применение художественной литературы и

ИКТ на уроках истории в начальной школе

2.1 Методика использования художественной литературы

на уроках истории……………………………………………………….10

2.2 Учебник Ворожейкиной Н.И., Виноградовой Н.Ф. «Наша

Родина в прошлом». Беседы по истории для 3 класса………………..15

2.3 Учебник Ворожейкиной Н.И., Виноградовой Н.Ф., Заяц Д.В.

«Наша Родина и современный мир». Беседы по истории

для 4 класса………………………………………………………….…..15

2.4 Обзор используемой литературы по истории для 3-4 классов……….16

2.5 Место и роль ИКТ на уроках истории…………………………….……17

2.6 Ресурсы Интернет для использования на уроках истории

в начальной школе…………………………………………………….…18

2.7 Результаты работы по теме……………………………………………...20

Заключение……………………………………………..……………………22

Литература…………………………………………………………….……..23

Приложение……………………………………………………………….…27

«Воспитывает ребенка
каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек,
с которым формирующаяся личность соприкасается».
В.А.Сухомлинский.

Введение


Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. В младшем школьном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран, каково было ее прошлое. Уроки истории востребованы жизнью, этот предмет нужен для решения задач нравственного, патриотического, интеллектуального и эстетического развития младших школьников. На уроках истории дети учатся всматриваться в современную им жизнь, видеть изменения в ней, давать им оценки. Ребенок должен «с малых ногтей» чувствовать себя частью своего народа, с его достижениями и трагедиями, с его радостями и болями.

Учитель, преподающий историю в начальной школе должен направить познавательную деятельность детей на образное воссоздание исторического прошлого через его «переживание». Ребенку надо помочь мысленно перенестись в изучаемую эпоху побродить по улицам средневекового города, принять участие в рыцарском турнире, отведать крестьянского кушанья, побеседовать с русским князем, примерить одежду людей разных эпох и т. д.


Изучение истории обладает безграничными возможностями для развития личности ребенка:

  • история развивает все познавательные способности, такие как: интеллект, память, мышление;

  • она обогащает лексику и речь ребенка;

  • учит ориентироваться во времени, соотносить прошлое, настоящее и будущее, извлекать уроки из прошлого;

  • история развивает воображение, учит реконструировать прошлое;

  • в процессе обучения истории осуществляется нравственное воспитание;

  • формирует чувство сострадания, сопереживания.


Из этого вытекают основные задачи при изучении истории в начальной школе:

  • ввести ребенка в мир истории, сформировать начальные представления о ней, о важнейших событиях, об образе жизни людей в разные эпохи, об участниках событий, о памятниках культуры в хронологической последовательности;

  • формировать первичные представления об истории родного края, о памятниках культуры;

  • сформировать историко-временные и пространственные представления;

  • учить детей видеть историю вокруг наст;

  • подготовить учащихся к изучению систематического курса истории;

  • сформировать интерес к предмету, к чтению литературы.

Для реализации этих задач учитель имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает.

Сила художественной литературы – в безграничной широте охвата жизненных явлений. Мгновенно она может перебросить читателя в любое место и время: в отдаленное прошлое и будущее. Художественное слово способно с большей силой действовать на воображение, вызывая в нем самые неожиданные яркие «зримые» и «слышимые» образы. Оно способно передать с одинаковой полнотой и силой как видимое (внешнюю обстановку), так и невидимое (внутренний мир). При чтении художественной литературы происходит более индуализированное восприятие.

Потребность использования многогранного, разностороннего воздействия на подрастающее поколение нашла свое яркое воплощение в дореволюционной прогрессивной педагогике. В педагогических концепциях замечательных деятелей русского просвещения Н.Г. Чернышевского, К.Д. Ушинского, Н.А. Нордга, В.И. Водолазова отчетливо выступает идея разностороннего художественного образования детей. Педагоги-гуманисты с демократической позиции подходили к решению этой проблемы: искусство – высокая форма духовного бытия человека, и общение с ним способно поднять личность на более высокую ступень.

Дети, по словам К.Д.Ушинского, «мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе».











Глава I. Теоретическое обоснование использования художественной

литературы на уроках истории в начальной школе


Основные цели использования

художественной литературы

на уроках истории.



Живем не только нашим днем текущим,

Хотя ему и отданы сердца, -

Мы связаны и с прошлым, и с грядущим,

И нет начала им, и нет конца.

И смерти нет!

И только все упорней

Работаем, выращивая сад.

В пласты веков уходят наши корни,

А кроны где-то в будущем шумят.

В. Алатырцев.


В ходе работы по разделу «Методика преподавания истории в начальной школе» подробно остановлюсь на теме «Художественная литература в обучении истории учащихся начальной школы».

В ней рассматриваются вопросы о роли художественной литературы на уроке, подбора ее для младших школьников, приемов и методов работы с художественным текстом.

Художественная литература служит одним из важнейших источников ознакомления учащихся с историческим прошлым. Произведения ее могут быть привлечены учителем на уроке, во внеклассной работе, рекомендованы учащимся для самостоятельного чтения.


Художественный образ, как правило, отличается меткостью и убедительностью. И это облегчает восприятие исторического прошлого. Доказательная сила художественного образа воспитывает у школьников определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, вызывает у них сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение. Яркий, выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях. Остановимся на конкретном примере. Есть в курсе истории 4 класса тема “Начало Великой Отечественной войны”. На уроке мы с ребятами говорим о тяжести первых дней, о мужестве защитников Брестской крепости. Но материал учебника, как мне кажется, предельно сух и недостаточно эмоционален. Поэтому, чтобы создать нужный настрой на уроке, учитель зачитывает отрывок из повести Бориса Васильева “В списках не значился” о последних минутах жизни лейтенанта Николая Плужникова.


Он шел строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шел один, с трудом переставляя распухшие, обмороженные ноги.

И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие “на караул”. И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке.

А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти.

Страшно, в голос, как по покойнику, закричали, завыли бабы. Одна за другой они падали на колени в холодную апрельскую грязь. Рыдая, протягивали руки и кланялись до земли ему, последнему защитнику так и не покорившейся крепости… Он шел и шел, шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел.

Возле машины.

Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки… Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ.”


Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают идейную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала.

В произведениях художественной литературы мы находим конкретный материал, как правило, отсутствующий в учебных пособиях,- обстановку и колорит эпохи, меткие характеристики и детали быта, яркие факты и описание облика людей прошлого. Например, чтобы учащиеся седьмого класса более четко представили себе облик Емельяна Пугачева, я зачитываю отрывок из “Капитанской дочки” Пушкина.

“…мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательная: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары…”

Широкое применение художественной литературы объясняется определенными факторами:

  • Использование образов художественной литературы усиливает внутреннюю наглядность изложения исторического материала учителем.

  • Служит конкретизацией исторического материала.

  • Помогает формированию у учащихся живых представлений о прошлом.

  • Подлинно художественный, литературный образ, реалистически отражающий общественные явления определенной эпохи, есть типичный образ, с наибольшей полнотой и заостренностью выражающий сущность данного социального явления. Привлечение художественной литературы повышает доказательную силу изложения. К доводам логического порядка (факты, рассуждения, доказательства) присоединяются сила и убедительность художественного образа.

  • Именно он (художественный образ) повышает эмоциональное воздействие рассказа учителя и воспитывает определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, возбуждает сочувствие, восхищение, негодование, ненависть. Исключительная сила нравственного воздействия художественного образа определяется его предельной конкретностью. Этические нормы и идеи выражены не в отличенных формулировках, а в прямых образах действующих персонажей, конкретных жизненных ситуациях, служащих живым примеров. О. Бальзак подмечал, что «…идея, воплощенная в персонажи, доступнее для размышления».

  • Художественная литература служит богатейшим источником для учителя и содержит ценный материал для утверждения в создании у младших школьников высоких моральных принципов.

  • Образы художественной литературы способствуют более прочному закреплению исторического материала в памяти у учащихся.

  • Художественная литература, отражая в художественных образах социальные сдвиги, факты, события общественной жизни служит важнейшим средством познания общественно-исторических явлений.


Таким образом, художественная литература иллюстрирует научный материал истории, комментирует его художественными сюжетами, углубляет понимание, возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания.



Место художественной литературы

на уроке истории

и принципы ее отбора.


Основные знания по истории учащиеся получают через рассказ учителя. Нити рассказа прокладывают в сознании детей связи с прошлым народа и страны. Слово учителя, предельно точное, полное стремительной мысли и неподдельного чувства, во многом предопределяет успех обучения. Однако учитель не всегда находит нужную гамму ярких изобразительных средств для конкретной и образной передачи знаний. На помощь ему, а значит и учащимся, должны прийти произведения писателей и поэтов.

Но при отборе произведений художественной литературы для уроков истории необходимо учитывать два момента. Во-первых, познавательно-воспитательную ценность материала (т.е. правдивое изложение исторических явлений). С.П.Бородин подчеркивал, что вымысел “должен находиться в пределах исторической и бытовой достоверности”. Во-вторых, его высокую художественную ценность.

Отрывки из произведений художественной литературы, используемые на уроках истории, должны в себе содержать:

1. живое изображение исторических событий, изучение которых предусмотрено школьной программой;

2. образы исторических деятелей и изображение народных масс;

3. картинное описание обстановки, в которой разворачиваются события прошлого.

Т.е. художественная литература помогает лучше усваивать исторические события. Но не каждое произведение художественной литературы может быть использовано на уроке истории. Нужен тщательный отбор.


В начальной школе нельзя уроки целиком строить на материале художественной литературы. Но обращение к художественной литературе – обязательно. Учитель, обогащенный ее образами, сможет ярче, интереснее изложить материал, вызвать в сознании школьников картины прошлого, помочь созданию у учащихся полнокровных исторических представлений. Речь приобретает большую убедительность, становится более эмоциональной. Динамическое включение образов художественной литературы в изложении учителя – один из важнейших методов ее использования в обучении истории.

Художественная литература - это источник, откуда заимствуются краски, сравнения, меткие слова для более красочного изложения материала. Поэтому отрывки из произведений органически включаются в рассказ, описание, характеристику.

Художественный образ может войти в урок и в виде краткой цитаты. Можно привлекать и пространственную цитату описательного или повествовательного характера. Например, из книги Яна «Батый» при изучении вопроса о покорении Рязани или из «Сказания о Мамаевом побоище» при изучении темы «Куликовская битва».

Использование художественной литературы на уроках истории в начальной школе – не самоцель. Художественный образ вводится не для украшения урока и развлечения учащихся; и лишь в той мере, в какой он помогает познанию исторического прошлого, т.е. для решения образовательных и воспитательных задач.


Классификация произведений

художественной литературы

для уроков истории.


Художественная литература, используемая в преподавании истории, может быть разделена на две группы: литературные памятники изучаемой эпохи и историческую беллетристику.

Что мы относим к литературным памятникам? Конечно, это произведения, созданные в ту эпоху, которую мы изучаем, т.е. произведения, написанные современниками описываемых явлений и событий. Произведения этой группы являются своеобразными документами эпохи и служат для исторической науки одним из источников знаний о прошлом. Конечно, нужно учитывать, что литературные памятники эпохи изображают жизнь своего времени сквозь призму взглядов автора. Поэтому необходим критический подход к художественному произведению. Яркими примерами таких произведений являются “Слово о полку Игореве”, написанное в 1185 году в Киеве по случаю нападения половецкого хана Кончака. Или “Сказание о Мамаевом побоище”, посвященное Куликовской битве.

Другую группу составляют произведения исторической беллетристики (исторический роман, повесть и т.д.). Эти произведения не являются ни литературными памятниками эпохи, ни живым свидетельством ее современников, поэтому не могут служить историческим источником. Но они могут быть прекрасным средством ознакомления учащихся с результатами изучения прошлого, притом в увлекательных сюжетах, конкретных образах и выразительных характерах, т.е. наиболее доступно и интересно. Эти произведения дают нам средства для конкретизации и иллюстрации излагаемого учебного материала, помогают картинности самого изложения.

Необходимо каждый раз на уроках истории воспитывать у учащихся различное отношение к беллетристическим произведениям на исторические темы, с одной стороны, и к литературным памятникам эпохи - с другой, находить в этих произведениях исторический материал, связывая его содержание с событиями прошлого, изучаемыми в курсе истории в школе.















Глава II. Практическое применение художественной литературы и

ИКТ на уроках истории в начальной школе


Методика использования

художественной литературы

на уроке истории.


Значение художественной литературы в решении познавательно-воспитательных задач обучения истории широко и разносторонне. Отсюда разнообразна и методика ее применения.

Бывают уроки, которые можно почти целиком построить на материале художественной литературы. В качестве примера можно привести урок в пятом классе по курсу древнего мира “Поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея”. Или “Движение под предводительством Емельяна Пугачева” по повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”. Такие уроки, несомненно, проходят “на ура”. Но готовить их крайне сложно, т.к. приходится из большого произведения тщательно отбирать материал, составлять из него стройный рассказ, не забывая при этом о плане урока и учитывая время.

Несколько проще включить образы художественной литературы в изложение на уроке. И тогда материал художественного произведения воспринимается не как литературная цитата, а как неотделимый элемент красочного изложения.


Изучая в 3 классе раздел «Древняя Русь», тему «Города Древней Руси», широко применяется книга Натальи Кончаловской «Наша древняя столица». При работе над пунктом плана «Возникновение Москвы», используются различные методы и приемы обучения: рассказ, чтение текста, работа с иллюстрацией и обязательное чтение отрывка из этого произведения, помещенного в начале книги.

Текст, как раздаточный материал, находится перед глазами учащихся. К нему предлагаются два вопроса: 1. Какова природа Московской земли? 2. Каково было занятие московского люда в изучаемый период?

Так, с помощью этого художественного произведения, младшие школьники лучше понимают и запоминают социальные сдвиги, происходившие в Древней Руси, повышается эмоциональное воздействие рассказа учителя.

Работа с текстом книги Н. Кончаловской происходит и на последующих уроках истории в 3 классе. При изучении темы «Монголо-татарское иго» учащимся предлагается отрывок, рассказывающий о походе татаро-монголов на Рязань, и о героической борьбе защитников города с ордынцами. У младших школьников воспитывается чувство сострадания, уважения, гордости за свой народ, за его героическое прошлое.

При работе с раздаточным материалом с текстами из этой книги и вопросами к ним, учащиеся учатся анализировать, находить точные ответы, занимаются с художественными образами.

К этому художественному произведению учитель может обращаться, когда на уроке необходимо составить политический портрет исторического деятеля: собирателя русских земель Калиты, царя Ивана Грозного, Бориса Годунова, Минина и Пожарского. Читая строки книги Н. Кончаловской, младшие школьники живо представляют бочки с порохом, гром при взятии русскими войсками Казани. Так использование художественной литературы помогает формированию живых представлений о прошлом, служит конкретизацией исторического материала.

В тексте этой книги можно найти много строк, которые могут служить эпиграфом к теме урока. Например, «Разоряя города, шла монгольская орда», «Прозывал народ не зря «Грозным» этого царя» и др.


Исключительно важную роль при работе с художественной литературой играет творчество великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Его произведения охватывают практически все периоды российской истории. Основная черта пушкинского творчества – историзм. Хотя великий русский поэт не имел ученых степеней, не был историком по профессии, тем не менее, его историческое значение огромно. Он чувствовал каким-то особым - историческим чутьем рождение и поступь события. Поэтому у Пушкина так много творений на «исторические сюжеты» - из прошлого русского народа.

Образы древнерусской жизни Пушкин стремится воплотить в таких произведениях, как «Песнь о вещем Олеге», «Руслан и Людмила», в сказках «О рыбаке и рыбке», «Золотой петушок», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и др. В его сказках отражена Русь Московская.

На уроке в третьем классе по теме “Война со шведами”, описывая решающий момент сражения, цитируются строки Пушкина:


И с ними царские дружины

Сошлись в дыму среди равнины:

И грянул бой, Полтавский бой!

В огне, под градом раскаленным,

Стеной живою отраженным,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся сплеча.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.


Этот отрывок очень органично вплетается в рассказ, и от этого урок, несомненно, выигрывает.


Но если Пушкин – певец России, то, в особенности, он – певец новой России, певец Петра Великого и его творений.

Петр I, по определению Пушкина, «один – целая всемирная история». На уроках истории в 3 классе, посвященных эпохе его правления, я знакомлю детей с пушкинским вдохновленным гимном городу Петра во вступлении к «Медному всаднику»:


Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит…

И другой отрывок…

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел…

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.


Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво…

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Темно-зелеными садами

Ее покрылись острова,

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва…


Под этим настроением Пушкин собирает материал для «Истории Петра», создаются поэмы «Медный всадник», «Полтава», повесть «Арап Петра Великого». Половина XVIII века отражена в таких произведениях как «Капитанская дочка», «История пугачевского бунта».

В ряде стихотворений нашли отражение и волнующие Пушкина образы современной ему истории XIX века: Наполеон, полководцы Отечественной войны 1812 года, события польского восстания 1831 года («Клеветникам России»), декабристы («Во глубине сибирских руд…»), император Николай I («Моя родословная», «Родословная моего героя»). Над судьбами новой России, ее историческими устоями и общественным строем Пушкин задумывался глубоко и упорно.

Мне жаль, что тех родов боярских

Бледнеет блеск и никнет дух;

Мне жаль, что нет князей Пожарских,

Что о других пропал и слух…

Что в нашем тереме забытом

Растет пустынная трава,

Что геральдического льва

Демократическим копытом

Теперь лягает и осел:

Дух века вот куда зашел!


Николаевскую Россию, в которой жил и творил поэт, с ее противоречиями, он представляет как бездну над внешним величием и обращается с глубокими пророческими строками к русскому «Императору» - «Медному всаднику».

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте, уздой железной

Россию вздернул на дыбы?

Благодаря такому историческому восприятию окружающей действительности образы Пушкина таковы, что просятся под перо историка. Вот почему у Пушкина так много творений на исторические сюжеты – из прошлого русского народа.

Итак, Пушкин – первый и, в сущности, единственный у нас феномен: поэт-историк.

Огромный вклад внес в историческую литературу для детей и взрослых замечательный русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин (1766 -1826гг), официально провозглашенный самодержавием примером «преданности православной церкви и престолу».

Историческая повесть для детей Карамзина «Наталья, боярская дочь» описывает события, отдаленные от современности на несколько веков. По старинным преданиям, по рассказам, которые слышал от прабабушек, Карамзин стремился исторически достоверно воссоздать картины жизни старой, допетровской Руси и живших в те времена людей.

Верный своему убеждению, что литература должна быть учителем молодого поколения, должна показывать ему положительные примеры, он рисует «доброе старое время» только положительными чертами и противопоставляет его современности.

Иногда на уроках можно использовать краткие стихотворные цитаты. Они, как правило, сжаты, выразительны, производят сильное впечатление, легко запоминаются. Рассказывая о тяжести Ленинградской блокады, цитирую О. Берггольц:

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам


И здесь уместно вспомнить высказывание Вольтера:“Есть мысли, из которых просвещенный человек может извлечь пользу и которые, будучи крепко связаны в сильные стихи, легко удерживаются в памяти”


Можно использовать на уроках истории еще один прием. Как правило, на повторительно-обобщающих уроках. Учащиеся получают отрывок из литературного произведения. И по нему они должны назвать события или исторического деятеля. И рассказать все, что им известно об этом событии или деятеле. Например:


третий класс: Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья.

Н.Кончаловская “Наша древняя столица”


Ослепленный полководец,

На возу бесстрашно стоя,

Голосом, подобным грому,

Направляет ярость боя.

Н.Ленау “Ян Жижка”


Методы и приемы, с помощью которых могут быть использованы материалы художественной литературы, многообразны. Многое зависит от мастерства учителя, от уровня подготовки класса и других условий. Поэтому, намечая использование на уроке того или иного отрывка, надо исходить из конкретных задач урока, из его основного содержания, и каждый раз определять, какой из этих литературных материалов, в каком объеме и в какой форме целесообразно привлечь.




Учебник Ворожейкиной Н.И., Виноградовой Н.Ф.

Наша Родина в прошлом. Беседы по истории для 3 класса четырехлетней начальной школы”.


Этот учебник является первой частью комплекта для начальной школы. Исторический материал о важнейших событиях истории Российского государства с древнейших времен до 1917 года представлен в доступной для детей младшего школьного возраста форме - небольших беседах. Это создает возможность организации диалоговых форм проведения уроков, что соответствует современным подходам в обучении.

Авторы учебника ориентировались на реализацию принципа учета психологических особенностей восприятия детьми 9-10 лет исторических сведений, учета интереса школьников этого возраста к истории, а также на создание культурологического “фона” изучения предмета (использование исторических документов, отрывков из научно-познавательной литературы, воспоминаний современников, летописей и т.д.). Исходя из этого, авторы размещают материал в соответствии с хронологическими этапами истории страны:

  • Древняя Русь;

  • Московская Русь;

  • Россия;

  • Российская империя.

Материал культурологического плана помещен в рубриках “По страницам книг и воспоминаниям современников”, “Страницы жизни исторических личностей”, “Жизнь и быт людей”, “Памятники архитектуры”. Введена новая рубрика “Советуем прочитать”. Методический аппарат хорошо проработан, вопросы и задания учебника направлены не только на репродуктивную деятельность ребенка (скажи..., расскажи...), но и на продуктивную и творческую (объясни..., установи..., сравни..., как ты думаешь...?).


Учебник Ворожейкиной Н.И., Виноградовой Н.Ф., Заяц Д.В.

Наша Родина и современный мир. Беседы о России”.


Учебник состоит из двух частей. В первой части авторы знакомят детей с наиболее важными событиями истории советского государства (1917-80-е годы), вторая часть состоит из двух разделов: “Россия сегодня” (материал о российской семье, законах страны, ее символике, государственных праздниках, организации государственной власти) и “Мир вокруг нас” (о странах современного мира с набольшим экскурсом в их историю).

Содержание новых учебников направлено на реализацию специальных задач и целей начальной школы и подготовку детей к изучению систематических курсов истории на второй ступени обучения. Программа и учебники не “привязаны” к какой-либо дидактической системе и могут быть использованы в любой начальной школе.



Обзор используемой литературы по истории

для 3 – 4 классов.

Серия «Введение в историю», авторы: Юрий Лиманов, Елена Полуян. Эта серия книг знакомит с жизнью исторических личностей таких как: Довмонт, князь Святослав, Юрий Долгорукий, Анна Ярославна, Марфа Посадница, Святополк Окаянный. Хотя книги небольшие по объему, но в них доступным, простым языком даются исторические сведения. Эти книги замечательно оформлены: красочные, со множеством иллюстраций, они интересны и очень пригодятся для подготовки дополнительного материала.

Серия «Имя» представлена персоналиями: Иван Грозный, Александр Невский, Михаил Кутузов, Петр I, А.С. Пушкин. Краткий, доступный текст позволит детям самим без посторонней помощи познакомиться с жизнью людей, узнать новые факты и подробности из их жизни.

Популярный детский писатель-историк Сергей Алексеев в фонде абонемента для 1-4 классов представлен достаточно богатым выбором. Это сборники: «Птица-слава», «Грозный всадник», «Великая Екатерина», «Исторические повести».

Один из самых востребованных и незаменимых книг в работе по истории – двухтомник Александры Ишимовой. Хотя книга по содержанию достаточно сложна (и форма текста, и мелкий шрифт) книга эта – настоящий помощник. Содержит достаточно полную информацию от зарождения славян до царствования Александра I.

Замечательный сборник «Рассказы о Древней Руси»: здесь представлены исторические рассказы Обуховой, Муравьева и Шторма о жизни наших предков – восточных славян.

Книги об истории городов:

  • Анатолий Лейкин «путешествие в Гардарики». Книга рассказывает об истории русских городов, об их символике, о происхождении названий.

  • Есть несколько книг, которые посвящены городу Москве. И одна из этих книг: «Москва веками строилась или занимательное Москвоведение», автор С. Алексеев. Эта книга выполнена в виде комиксов: большие картинки и мало текста, как раз для тех, кого пугают большие тексты.

  • Книга Романовского «Родина» великолепно издана: с историческими очерками, со стихами, может быть использована на уроках как детьми для чтения вслух, так и учителями для домашнего задания.

Серия «Честь и отвага», авторы Леонид Асанов, Михаил Брагин, Алексей Югов. Эта серия замечательно издана, красочная, с умело подобранным текстом, и даст всю необходимую информацию.

На вопросы о жизни людей в старину, их одежде, домашней утвари, оружии, обычаях ответят книги-сборники «Царство людей», «Русская крепость», «Как на Руси дома строили», «Киевская Русь».

По первому книгопечатанию предлагаем классовку автора Яна «Никита и Микита» - исторический рассказ о крепостном мальчике Микитке – ученике русского первопечатника Ивана Федорова.

Доисторические повести Д’Эрвилья рассказывают о жизни первобытных людей.

В рассказах для детей Головина «Моя первая русская история» содержится информация от наших предков до Александра III.

«Суровый век», авторы Алексеев, Головин, Ишимова - рассказы о царе Иване Грозном и его времени.

«Не славы ради…» – биографические рассказы о военных русских людях.

По школьной программе предполагается изучение мифов и легенд Древней Греции. Книги по этой теме представлены в сборниках, таких как «Герои Эллады», «Мифы Древней Греции», так и отдельными произведениями: «Геракл», «Тезей», «Одиссей» и так далее.


Место и роль ИКТ на уроках истории.


Психологической особенностью младших школьников является преобладание наглядно-образного мышления, в этом возрасте сильна роль наглядно-действенного мышления и только формируются навыки абстрагирования. Также у младших школьников невысока произвольность (волевая устойчивость) внимания (5-10 мин), способность произвольного запоминания. Поэтому умозрительное изложение материала (рассказ учителя, текст учебника) опирается на воображение учащихся, их способность представить то или иное событие, персонаж, эпоху.

Для эффектного обучения младших школьников важно не только учитывать тип мышления, но и опираться при изложении материала на различные типы анализаторов: слуховые (рассказ учителя, аудиозапись), зрительные (меловой рисунок, картины, аппликации, карты, предметы материальной культуры, диафильмы и др.), тактильные и кинестетические (модели, предметы материальной культуры).

Исходя из цели и типа урока, умело сочетая средства обучения, учитель способен эффективно развивать исторические представления, формировать начальные исторические умения у младших школьников. Поэтому каждое занятие сопровождает иллюстративный материал. С развитием информационных коммуникативных технологий осуществить эту задачу стало намного легче. Уроки с применением ИКТ представляют собой методические пособия для учителя, содержащие информацию о целях и задачах, необходимом оборудовании, условиях проведения урока.

В основу технологии создания уроков с применением ИКТ положен монтаж, что позволяет показать в динамике все этапы урока, акцентировать внимание на методических приемах решения дидактических задач. Такие уроки нравятся детям, они работают активнее и запоминание материала намного выше (по результатам опросов домашнего задания и проведения первичных срезов после объяснения нового материала).

Был разработан ряд уроков с применением информационно-коммуникативных технологий по следующим темам: «Что изучает история Отечества», «Московский Кремль», «Батыево нашествие», Куликовская битва», «Как жила Московская Русь при «Грозном» царе», «Царь Петр и его дела», «Великий полководец Суворов», «Отечественная война 1812 года», «Великая Отечественная война», «Символы государства», «Соседи России на востоке. Китай. Япония». Эти слайды можно применять не только по прямому их назначению, но и на внеклассных мероприятиях.


Ресурсы Интернет для использования на уроках истории

в начальной школе.

  • http://www.ancient.ru - Древний мир.
    История государств и племен Африки, Азии, Востока, Америки. Цифровые карты и схемы. Биографии правителей, полководцев, ученых, философов. История военного искусства, описание войн и сражений. Новые историологические теории, гипотезы. Лента исторических новостей со всего мира, виртуальные экскурсии...

  • http://christianity.shu.ru – Античное христианство.

  • http://members.tripod.com/~sesna/oldeast – История Древней Месопотамии.

  • http://bariev.narod.ru/Volga_Bolgar/Volga_Bolgar.html – Волжские Булгары: история и культура.

  • http://ancientrome.ru – История Древнего Рима.
    Очень мощный ресурс.

  • http://avorhist.narod.ru – Русь Древняя и Удельная.
    Сайт "Русь Древняя и Удельная" содержит литературу и источники по следующим направлениям: история Древней Руси с древнейших времен до конца XVII века, история христианства, теория и методология истории

  • http://oldru.narod.ru – Образование Киевской Руси.

  • http://www.websib.ru/~gardarika – Страна Гардарика (призер конкурса "Лучший обучающий сайт" среди школьников России (2003 г.).
    Совершив путешествие по этому сайту, школьник и учитель найдут материалы к уроку по теме: "Древняя Русь" и "История Отечества", увлекающийся историей - возможность погрузиться в любимый предмет, а случайный посетитель, возможно, заинтересуется историей России.

  • http://lants.tellur.ru/history – Отечественная история. Время правления варяжской династии Рюриковичей.
    На сайте материалы посвященные Рюриковичам, карты Руси, "История Российская. IX-XVII вв." (Р.Г.Скрынников. Фрагменты из книги), "Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.)" (И.Н.Данилевский. Несколько лекций из курса), История Руси (справочник) и так далее… А также обширная электронная библиотека материалов по истории

  • http://history.atomlink.ru - История России 862-1917.

  • http://magister.msk.ru/library/history/history1.htm – Материалы русской истории.
    Основные материалы для изучения русской истории: Н.М. Карамзин. История государства Российского, В.О. Ключевский. Курс русской истории, Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, С.М. Соловьев. История России с древнейших времен, В.Н. Татищев. История Российская, м. Макарий. История Русской церкви, С.Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории, ... и другие материалы

  • http://www.istorya.ru – История России. Всемирная история.
    Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время

  • http://hist1.narod.ru/Science/Part2.html – История России. Новые интерпретации истории России.

  • http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/russia.html – История России / The History of Russia.
    История начиная с I тыс. до н.э. до СССР 1945-1991 года. Карты и схемы

  • http://www.history.ru/index_r.htm - История России: ХХ век. Компьютерный (мультимедиа) учебник.
    В разделе методических рекомендаций собраны ссылки на доступные в www публикации методического характера, посвященные продукции "Клио Софт".

  • http://www.shiphistory.navy.ru/scontr.htm – Россия корабельная Возникновение мореходства на Руси.

  • КНИГИ

  • http://www.pravaya.ru/idea/20/342 – «Русская история для малышей». Первая книга для дошкольников и младших школьников по истории.
    Презентация книги, описание.

  • http://www.text-book.ru/id/7447.html – Александрова. Русь - страна городов. Книга для чтения по истории для дошкольников.


Результаты работы по теме.


Изучение истории всегда вызывало активный интерес у детей.
В наши дни в распоряжении учителя, идущего на урок истории, - яркие учебники, рабочие тетради, методические пособия. Однако неизменным остается природный интерес ребёнка к жизни своих предков. Именно поэтому по-прежнему задача учителя – поддержать живую заинтересованность, вооружить ученика умениями самостоятельно изучать прошлое. И решать эту задачу можно, используя активные формы обучения.

Например, изучая тему по истории «Великая Отечественная война» , мои ученики 4 класса проводили теоретические исследования на тему «Великая Отечественная война в моей семье». Основным источником информации для детей были их семьи, фотоальбомы и документы военных лет, награды. Ничем нельзя заменить живое слово, общение близких людей. Знания, полученные в интересной, увлекательной беседе стали прочными. Совместные эмоциональные переживания помогли понять детям, что война это не далекое историческое событие, а история каждой семьи.
Особенно удачными у нас были моменты исследовательской деятельности связанные с работниками тыла в годы Великой Отечественной войны. Часть учащихся приготовила материал о близких родственниках.

Была проведена экскурсия в школьный музей Боевой и трудовой славы. Ребята с интересом разглядывали бытовые вещи военных лет и военные принадлежности, слушали сообщения экскурсоводов.
Группа учащихся, из пяти человек, собирала материал о создании Уральского добровольческого танкового корпуса. Ребята рассматривали фотографии военных лет. Это вызвало у них живой интерес.
Так по крупицам, в основном самостоятельно, дети собирали материал о военных годах и узнали о вкладе в победу наших земляков.
Итогом подведения знаний учащихся по изученной теме «Великая Отечественная война» была игра «Что? Где? Когда?». С видеокассет звучали вопросы для детей. Их задавали: ветераны Великой Отечественной войны, директор городского музея, руководитель школьного краеведческого музея, библиотекарь, классный руководитель. Дети показали хорошие знания, проявили эрудированность.

Логическим завершением темы войны стало участие детей в школьной конференции по истории.

Хочется отметить, что учащиеся начальных классов принимали участие в конференции того рода впервые. Но своим выступлением ребята доказали реальность и целесообразность своей работы. Их выступления были интересными, содержательными. Дети смогли проявить серьёзность и самостоятельность. Они гордились тем, что выступают вместе со старшими учащимися.


На уроках истории для проверки знаний по данному предмету необходимо широко использовать разного рода творческие задания: ребусы, кроссворды и тесты. Тесты являются очень удобной формой проверки знаний, позволяющей объективно оценить знания учащихся. Здесь важно именно знание, а не грамотность письма или эмоциональность рассказа. Кроме того, варианты ответов помогут ребятам вспомнить изученный материал и найти правильный ответ. Поэтому даже учащиеся с трудностями в обучении русскому языку или чтению имеют возможность раскрыть свой потенциал по данному предмету.

Тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения знаний, возможность быстрого выявления ошибок и восполнения пробелов в знаниях.

Проведение тестового контроля дает возможность отследить оптимальность дальнейшего продвижения учащихся в обучении.

На уроках, где использовались отрывки из художественных произведений, или уроки с применением информационных коммуникативных технологий, были более плодотворными, дети справлялись лучше с заданиями, чем на обычных уроках.


Заключение



Конечно, наша история богата и разнообразна. Не менее богата и наша литература. Поэтому, такие многоплановые и разнообразные могут быть уроки истории с использованием художественной литературы. И если может быть удачный пример установления межпредметных связей, то это связь истории с литературой. Правда, художественный образ вводится не для украшения урока и развлечения учащихся, а для помощи в познании исторического прошлого, т.е. для решения образовательных и воспитательных задач урока. Целесообразная и хорошо продуманная работа по использованию художественной литературы в процессе изучения истории принесет неоценимую пользу учащимся, повысит интерес к предмету, обеспечит большую эффективность труда учителя истории. Ведь недаром Я.А.Коменский в “Великой дидактике” писал: “Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению”. Это я и пытаюсь делать на своих уроках посредством художественной литературы.

Знакомясь с художественно-исторической литературой, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.

Опыт работы по исторической тематике показал, что характерным для детей младшего школьного возраста является восприятие истории как сказки, выдумки, легенды. Учитывая это, учителю необходимо насыщать свои уроки рассказами о конкретных героях, раскрывать их личную роль в становлении истории нашего государства. Краткий экскурс в историю на доступном для учащихся уровне способствует пробуждению интереса к предмету и усвоению яркого, объемного образа «человеческой истории».


«Учитель – профессия особая. Её величие в том, что она служит развитию человека будущего. Любовью учителя воспитывается сердце ребёнка, разумом учителя формируется ум его питомцев, убеждения учителя определяют убеждения его воспитанников, трудом учителя создается величайшая ценность на Земле – Человек». В.А.Сухомлинский.









Литература

1. Аверина Н. Г. Урок истории "Дмитрий Донской. Куликовская битва"/ Н. Г. Аверина // Начальная школа. - 2005. - N 1. - С.31-35

2. Аглиуллина Н. К. В каком государстве мы живем? 2-й класс (1-3) / Н. К. Аглиуллина // Начальная школа: плюс до и после. - 2002. - N 11. - С.53

3. Александрова Н. Твое родословие/ Н.Александрова // Домашнее воспитание. - 2001. - N 3. - С.56-60

4. Амусина Л.Е. "Город чудный, город древний...": Театрализованное представление, или экскурсия по древней Москве для учащихся начальных классов/ Л.Е. Амусина // Педагогическое творчество. - 2001. - N 5. - С.3-5

5. Банных Л.Н. Урок-викторина по истории "Что? Где? Когда?" в 3-м классе/ Л.Н. Банных // Педагогическое творчество. - 2002. - N 5. - С.11

6. Борзова Л. П. Тренинг на начальном этапе обучения истории/ Л. П. Борзова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - N 4. - С.18-22


7. Вагин А. Методика преподавания истории в средней школе.- М.:

Просвещение, 1968

8. Вагин А. Художественная литература в преподавании новой истории.-

М.: Просвещение, 1978


9. Викторины по истории. 4 класс // Я иду на урок в начальную школу: История : Книга для учителя. - М. : Первое сентября. - 2001. - С.234-252 (Шифр 74.266.31/Я11-884728)

10. Ворожейкина Н.И. Особенности методики преподавания пропедевтического курса истории/ Н.И.Ворожейкина // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2001. - N 3. - С.30-37

11. Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом.

Беседы по истории для 3 класса четырехлетней начальной школы. –

Смоленск, 2003


12. Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф., Заяц Д.В. Наша Родина и

современный мир. Беседы о России. – Смоленск, 2003

13. Груздева И. Родная старина. Авторская программа/ И.Груздева // Учитель. - 2000. - N 2. - С.8-9

14. Губанова Е.Н. Использование на уроках материалов исторического краеведения/ Е.Н. Губанова // Начальная школа. - 2002. - N 6. - С.35-40

15. Данилов Д.Д. Проблема преемственности преподавания историко - обществоведческих курсов в начальной и основной школе (Образовательная система "Школа 2100")/ Д.Д. Данилов // Начальная школа: плюс-минус. - 2002. - N 2. - С.75-78

16. Драхлер А. Б. Кроссворды на уроках истории/ А. Б. Драхлер // Преподавание истории в школе. - 2004. - N 7. - С.33-41

17. Егорова И. Театрализованный урок истории по теме: "Великая Отечественная война. Какая она?" 3,4 классы/ И. Егорова // Начальная школа. Приложение к газете "Первое сентября". - 2003. - N 13. - С.14

18. Жукова С. А. Средства обучения истории в начальной школе/ С. А. Жукова // Начальная школа. - 2005. - N 4. - С.35-40

19. Забабурова Л. Время - вечная загадка. Урок по теме: "Лента времени. Историческое время". 3-4-классы/ Л. Забабурова // Начальная школа. Приложение к газете "Первое сентября". - 2002. - N 40. - С.15

20. Иванова О. А. Кроссворды для уроков истории/ О. А. Иванова // Начальная школа. - 2003. - N 11. - С.77-79

21. Игнатенко Н. Раннее обучение истории / Н. Игнатенко // Учитель. - 2001. - N 5. - С.9-16

22. [История: Календарно-тематическое планирование по учебнику Н.И. Ворожейкиной] // Узорова О. В.. Календарно-тематическое планирование. 4 класс: Русский язык. Чтение. Математика. Окружающий мир. История. Труд. Изобразительное искусство/ О. В. Узорова; О. В. Узорова , Е. А. Нефедова . - М. : АСТ, Аст-рель. - 2003. - С.204-205

23. Клетогонов А. Произведения древнерусской литературы на уроках

истории.- “Преподавание истории в школе”, №8, 1994

24. Крючкова Е. А. Историко-обществоведческий компонент в курсе " Мир вокруг нас " (автор А. А. Плешаков): комплект "Школа России"/ Е. А. Крючкова // Начальная школа. - 2003. - N 8. - С.18-22

25. Ломоносова М.В. Вечер Истории для учащихся 3-4-х классов/ М.В. Ломоносова // Педагогическое творчество. - 2002. - N 5. - С.12

26. Львова М.Е. От школы Ярослава Мудрого до сегодняшней. Уроки по теме: "Обучение на Руси", "Обучение письменности", "Первые школы". 3 класс/ М.Е. Львова // Начальная школа. - 2002. - N 2. - С.3-11

27. Лебедева И.М., Ярмолаева Л.К., Разбегаева Л.П. История Отечества.

Начальный курс. - СПб., 1996.

28. Михайлова Л.А. Урок-викторина "Знаешь ли ты историю?"/ Л.А.Михайлова // Начальная школа: плюс-минус. - 2001. - N 5. - С.53-55

29. Николаева А. А. Преемственность в реализации основных принципов Образовательной системы "Школа 2100" в преподавании истории в 5-м классе/ А. А. Николаева // Начальная школа: плюс до и после. - 2005. - N 2. - С.37-45

30. Павлова М.А. Кроссворды по теме: "История России" для учащихся 3-4-х классов/ М.А. Павлова // Педагогическое творчество. - 2001. - N 5. - С.14-16

31. Пальчик Р. Кто придумал первую букву? Урок по теме: "История создания письменности"/ Р. Пальчик // Начальная школа. Приложение к газете "Первое сентября". - 2005. - N 14. - С.30-36

32. Панагушина О.И. Турнир знатоков истории для учащихся 3-4-х классов/ О.И. Панагушина // Педагогическое творчество. - 2001. - N 5. - С.12-13

33. Паршаченко П. Художественная литература на уроках истории.-

“Преподавание истории в школе”, №5-6, 1992

34. Пашнина В.М. Школьная страна Исторляндия, или Учение с увлечением/ В.М. Пашнина // Последний звонок. - 2001. - N 5. - С.8-11

35. Поникарова Н. М. Младшим школьникам - о культуре и быте средневековой Руси/ Н. М. Поникарова // Начальная школа: плюс до и после. - 2003. - N 12. - С.47-51

36. Праздники, игры по истории для учащихся начальных классов // Я иду на урок в начальную школу: История : Книга для учителя. -М. : Первое сентября. - 2001. - С.173-212 (Шифр 74.266.31/Я11-884728)

37. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. - М., 1982.

38. Рылова Н.Г. Слово о Руси великой: внеурочные занятия по истории с учащимися III класса/ Н.Г. Рылова // Начальная школа. - 2001 . - N 9. - С.68-72

39. Самохина Ю.В. Игра-путешествие "В мир русской народной культуры" / Ю.В. Самохина // Классный руководитель. - 2001. - N 5. - С.51-62

40. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений.// Начальные классы. Часть 1 (1-4 классы)». – Просвещение, 2000

41. Тесты для зачетов по истории России. 4 класс // Я иду на урок в начальную школу: История: Книга для учителя. -М. : Первое сентября. - 2001. - С.212-215

42. Тихомирова Е. [Цикл уроков по теме: "Быт наших предков"]/ Е. Тихомирова // Начальная школа. Приложение к газете "Первое сентября". - 2005. - N 13. - С.3-37

43. [Цикл уроков истории по учебнику "Твоя история"]: (автор Н.Я. Чутко) // Я иду на урок в начальную школу: История : Книга для учителя. - М.: Первое сентября. - 2001. - С.63-92

44. Чипенюк А.В. Урок истории на тему "Древние славяне"/ А.В.Чипенюк // Начальная школа. - 2001. - N 7. - С.9-11

45. Чутко Н. Я. О преподавании истории в начальной школе: Система Л.В. Занкова/ Н. Я. Чутко // Начальная школа. - 2003. - N 11. - С.73-76

46. Шестаков А. История СССР в художественно-исторических образах.-

М.: Просвещение, 1985

47. Щербань С.Н. Урок по теме: "Родословная матрешки" (история игрушки, роспись)/ С.Н. Щербань // Педагогическое творчество. - 2002. - N 2. - С.9-12

















Приложение



  1. Конспекты уроков по истории в начальной школе.

  2. Методические рекомендации по использованию текстов художественной литературы на уроках истории.

  3. Тестовый контроль.

  4. Кроссворды.

  5. ИКТ на уроках истории.

  6. Работы детей.



















































27




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!