СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: Исследовательская работа "Решение задач на применение производной в формате ЕГЭ"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Производная функции широко используются в различных областях деятельности человека, относится к числу математических понятий, которые носят межпредметный характер, и широко применяются в физике, химии, биологии, в технике и других отраслях наук. Изучение материала по этой теме  имеет принципиально важное значение.

В  тоже время это одна из сложнейших тем в математике, учащиеся затрудняются или вообще не умеют решать задачи на ее применение. Изучение производной в данном формате продиктовано  тем, что многие задания ЕГЭ содержат ее применение.

Работа над темой « Производная в формате ЕГЭ» позволило  наиболее полно понять и узнать виды задач и способы их решения, научиться решать задачи различных типов. Это даст возможность успешно сдать единый государственный экзамен. А  учащихся 11 классов могут повторить материал темы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: Исследовательская работа "Решение задач на применение производной в формате ЕГЭ"»

Применение производной в формате ЕГЭ .   Выполнили: Плачковская Катерина, Леонова Юлия 11Б класс Научный руководитель: Солуян Надежда Николаева, учитель математики, «Почетный работник общего образования Российской Федерации»

Применение производной в формате ЕГЭ .

Выполнили: Плачковская Катерина, Леонова Юлия 11Б класс Научный руководитель: Солуян Надежда Николаева, учитель математики, «Почетный работник общего образования Российской Федерации»

Введение   Производная-это одна из сложнейших тем в математике, при ее помощи решаются задачи по физике, химии, биологии и даже географии. Многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют их решать. Изучение производной продиктовано еще и тем, что многие задания ЕГЭ содержат применение производной. Поэтому мы решили изучить эту тему более подробно.

Введение

Производная-это одна из сложнейших тем в математике, при ее помощи решаются задачи по физике, химии, биологии и даже географии. Многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют их решать. Изучение производной продиктовано еще и тем, что многие задания ЕГЭ содержат применение производной.

Поэтому мы решили изучить эту тему более подробно.

Цель работы :  сделать классификацию задач на применение производной в материалах ЕГЭ и рассмотреть способы их решения.   Задачи: поиск исторических фактов сбор информации о задачах на применение производной в материалах ЕГЭ анализ взаимосвязи задач со способами их решения изучить основные типы задач на применение производной  решить задачи включенные в материалы ЕГЭ провести статистическое исследование.

Цель работы : сделать классификацию задач на применение производной в материалах ЕГЭ и рассмотреть способы их решения.

Задачи:

  • поиск исторических фактов
  • сбор информации о задачах на применение производной в материалах ЕГЭ
  • анализ взаимосвязи задач со способами их решения
  • изучить основные типы задач на применение производной
  • решить задачи включенные в материалы ЕГЭ
  • провести статистическое исследование.
История производной Задачи на нахождения экстремума, проведение касательных к кривым и вычисление скорости постоянно возникали в практической деятельности. В древности и в средние века такие задачи решались геометрическими и механическими способами. Позже было обнаружено, что все эти задачи можно решить единым методом, используя бесконечно малые величины. Развитие этого метода в трудах Ньютона и Лейбница привело к созданию математического анализа, появление которого широко раздвинуло границы применения математики.

История производной

Задачи на нахождения экстремума, проведение касательных к кривым и вычисление скорости постоянно возникали в практической деятельности.

В древности и в средние века такие задачи решались геометрическими и механическими способами. Позже было обнаружено, что все эти задачи можно решить единым методом, используя бесконечно малые величины. Развитие этого метода в трудах Ньютона и Лейбница привело к созданию математического анализа, появление которого широко раздвинуло границы применения математики.

Теоретические сведения    Производной функции y=f(x) называется предел отношения приращения функции к приращённому аргументу, при последнем стремящемся к нулю.

Теоретические сведения

Производной функции y=f(x) называется предел отношения приращения функции к приращённому аргументу, при последнем стремящемся к нулю.

Физический смысл производной   Если тело движется прямолинейно по закону y=S’(t) , то мгновенная скорость ( U) есть производная пути по времени.  U=S’(t)   Ускорение - есть производная скорости a=U’ (t)

Физический смысл производной

Если тело движется прямолинейно по закону y=S’(t) , то мгновенная скорость ( U) есть производная пути по времени.

U=S’(t)

Ускорение - есть производная скорости a=U’ (t)

Геометрический смысл производной   Тангенс угла наклона касательной (угловой коэффициент касательной), проведенный к графику функции y=f(x) в точке x 0  равен производной функции y=f'(x) в этой точке:  k=tgα=f'(x 0 )

Геометрический смысл производной

Тангенс угла наклона касательной (угловой коэффициент касательной), проведенный к графику функции y=f(x) в точке x 0 равен производной функции y=f'(x) в этой точке:

k=tgα=f'(x 0 )

Техника дифференцирования элементарных функций

Техника дифференцирования элементарных функций

Правила дифференцирования

Правила дифференцирования

Производная сложной функции    Функция, заданная в виде y=f(g(x)) ,называется сложной, составленной из функций g и f . (функция, аргументом которой служит функция, называется сложной) элементарная функция сложная функция            аргумент

Производная сложной функции

Функция, заданная в виде y=f(g(x)) ,называется сложной, составленной из функций g и f . (функция, аргументом которой служит функция, называется сложной)

элементарная функция сложная функция

аргумент

Алгоритм нахождения наименьшего и наибольшего значений непрерывной функции y=f(x) на отрезке [a;b] 1. Найти область определения функции 2. Найти производную f’(x) 3. Найти стационарные и критические точки функции, лежащие внутри отрезка [a;b] (y’=0) 4. Вычислить значения функции y=f(x) в точках, отобранных на втором шаге, и в точках a и b; выбрать среди этих значений наименьшее ( это будет y наим )

Алгоритм нахождения наименьшего и наибольшего значений непрерывной функции y=f(x) на отрезке [a;b]

1. Найти область определения функции

2. Найти производную f’(x)

3. Найти стационарные и критические точки функции, лежащие внутри отрезка [a;b] (y’=0)

4. Вычислить значения функции y=f(x) в точках, отобранных на втором шаге, и в точках a и b; выбрать среди этих значений наименьшее ( это будет y наим )

Алгоритм исследования непрерывной функции y=f(x) на монотонность и экстремумы 1. Найти область определения 2. Найти производную f’(x) 3. Найти стационарные (f’(x)=0) и критические (f’(x) не существует) точки функции y=f(x) 4. Отметить стационарные и критические точки на числовой прямой и определить знаки производной на получившихся промежутках 5. Сделать выводы о монотонности функции и о ее точках экстремума

Алгоритм исследования непрерывной функции y=f(x) на монотонность и экстремумы

1. Найти область определения

2. Найти производную f’(x)

3. Найти стационарные (f’(x)=0) и критические (f’(x) не существует) точки функции y=f(x)

4. Отметить стационарные и критические точки на числовой прямой и определить знаки производной на получившихся промежутках

5. Сделать выводы о монотонности функции и о ее точках экстремума

Статистическое исследование.  1 этап работы: Проанализировав результаты опроса 11-ых классов, выявила темы, вызывающие наибольшие затруднения у учеников:         - Тригонометрические уравнения  - техника дифференцирования  - Задачи на физический и геометрический смысл производной  -Исследование функций при помощи производной  - Текстовые задачи  - Решение задач на определение площадей  - Иррациональные уравнения и выражения  - Рациональные уравнения и выражения.   Вывод:  тема «Применение производной» содержится в первых 3-х темах, значит, она вызывает наибольшее затруднения.

Статистическое исследование.

1 этап работы:

Проанализировав результаты опроса 11-ых классов, выявила темы, вызывающие наибольшие затруднения у учеников:

- Тригонометрические уравнения - техника дифференцирования - Задачи на физический и геометрический смысл производной -Исследование функций при помощи производной - Текстовые задачи - Решение задач на определение площадей - Иррациональные уравнения и выражения - Рациональные уравнения и выражения.

Вывод: тема «Применение производной» содержится в первых 3-х темах, значит, она вызывает наибольшее затруднения.

2 этап работы :  изучение основных видов задач по теме «Применение производной в заданиях единого государственного экзамена» Применение производной формате в  формате ЕГЭ Геометрический смысл Аналитический смысл Физический смысл

2 этап работы :

изучение основных видов задач по теме «Применение производной в заданиях единого государственного экзамена»

Применение производной формате в

формате ЕГЭ

Геометрический смысл

Аналитический смысл

Физический смысл

Задачи на применение физического смысла производной  Задача 1.  Материальная точка движется по закону   x(t) = (½)×t² - t – 4 . Определите в какой момент времени t -- скорость V = 6м/с . Решение.  1) (x(t))‘ = ((½)×t² ­ t - 4)’  2) V(t) = (s(t))’; (s(t))’ = (x(t))’;  V(t) = ((½)×t² – t – 4)’  V(t) = ((½)×t²)’– (t)’– (4)’  3) V(t) = 6м/с (по условию)  V(t)=t-1  6=t – 1;  t=1+6; t=7;  Ответ: 7 с.

Задачи на применение физического смысла производной

Задача 1. Материальная точка движется по закону

x(t) = (½)×t² - t – 4 . Определите в какой момент времени t -- скорость V = 6м/с .

Решение.

1) (x(t))‘ = ((½)×t² ­ t - 4)’

2) V(t) = (s(t))’; (s(t))’ = (x(t))’;

V(t) = ((½)×t² – t – 4)’

V(t) = ((½)×t²)’– (t)’– (4)’

3) V(t) = 6м/с (по условию)

V(t)=t-1

6=t – 1;

t=1+6; t=7;

Ответ: 7 с.

 Задача 2.  Материальная точка движется по закону  х(t) = 15 + 16×t – 3×t². Каким будет ускорение через 2 секунды после начала движения?  Решение .  V(t) = 15 + 16×t – 3×t²  (V(t))’ = (15 + 16×t – 3×t²)’  Т.к (V(t))’ = a (t)  a (t) = 16 – 6×t  a(t) = 16 – 6 ×2  a(t) = 4  Ответ: 4 м/с².

Задача 2.

Материальная точка движется по закону

х(t) = 15 + 16×t – 3×t². Каким будет ускорение через 2 секунды после начала движения?

Решение .

V(t) = 15 + 16×t – 3×t²

(V(t))’ = (15 + 16×t – 3×t²)’

Т.к (V(t))’ = a (t)

a (t) = 16 – 6×t

a(t) = 16 – 6 ×2

a(t) = 4

Ответ: 4 м/с².

Задачи на применение геометрического смысла производной  Задача 1  Прямая  y  = 5 x  − 3 параллельна касательной к графику функции  y  =  x 2  + 2 x  − 4. Найдите абсциссу точки касания. Решение  Прямая параллельная касательной имеет одинаковый с ней угол наклона к оси абсцисс. Т.е., угловой коэффициент касательной (он же тангенс угла наклона) равен 5, как у заданной прямой.  С другой стороны, мы знаем, что угловой коэффициент касательной равен производной функции в точке касания. Найдем производную:  y '( x ) = ( x 2  + 2 x  − 4)' = 2 x  + 2.  Составим уравнение, подставив в выражение для производной неизвестную абсциссу точки касания  x 0 .  2 x 0  + 2 = 5  2 x 0  = 5 − 2 = 3  x 0  = 3/2 = 1,5.  Ответ: 1,5

Задачи на применение геометрического смысла производной

Задача 1

Прямая  y  = 5 x  − 3 параллельна касательной к графику функции  y  =  x 2  + 2 x  − 4. Найдите абсциссу точки касания.

Решение

Прямая параллельная касательной имеет одинаковый с ней угол наклона к оси абсцисс. Т.е., угловой коэффициент касательной (он же тангенс угла наклона) равен 5, как у заданной прямой. С другой стороны, мы знаем, что угловой коэффициент касательной равен производной функции в точке касания. Найдем производную: y '( x ) = ( x 2  + 2 x  − 4)' = 2 x  + 2. Составим уравнение, подставив в выражение для производной неизвестную абсциссу точки касания  x 0 . 2 x 0  + 2 = 5 2 x 0  = 5 − 2 = 3 x 0  = 3/2 = 1,5.

Ответ: 1,5

 Задача 2.  На рисунке 1 изображен график функции  y  =  f ( x ), определенной на интервале (-10,5;19). Определите количество целых точек, в которых производная функции положительна.   Решение Производная функции положительна на тех участках, где функция возрастает. По рисунку видно, что это промежутки (−10,5;−7,6), (−1;8,2) и (15,7;19). Перечис- лим целые точки внутри этих интервалов:

Задача 2. На рисунке 1 изображен график функции  y  =  f ( x ), определенной на интервале (-10,5;19). Определите количество целых точек, в которых производная функции положительна.

Решение

Производная функции положительна

на тех участках, где функция возрастает.

По рисунку видно, что это промежутки

(−10,5;−7,6), (−1;8,2) и (15,7;19). Перечис-

лим целые точки внутри этих интервалов:

"−10","−9", "−8","0", "1","2", "3","4", "5","6",

"7","8", "16","17", "18". Всего 15 точек.

Ответ: 15

Задача 3.  На рисунке изображен график функции  y  =  f ( x ), определенной на интервале (-11;23). Найдите сумму точек экстремума функции на отрезке [2;10].  Решение  На указанном отрезке мы видим 2 точки экстремума. Максимум функции достигается в точке  x 1  = 4, минимум в точке  x 2  = 8.   x 1  +  x 2  = 4 + 8 = 12.  Ответ: 12

Задача 3. На рисунке изображен график функции  y  =  f ( x ), определенной на интервале (-11;23). Найдите сумму точек экстремума функции на отрезке [2;10]. Решение На указанном отрезке мы видим 2 точки экстремума. Максимум функции достигается в точке  x 1  = 4, минимум в точке  x 2  = 8.  x 1  +  x 2  = 4 + 8 = 12. Ответ: 12

Аналитический способ решения  Задача 1. Найдите значение производной функции в точке x0=2 Решение   а) Найдем значение производной функции: б) Найдем значение производной функции в точке x0:   Ответ: 31

Аналитический способ решения

Задача 1.

Найдите значение производной функции в точке x0=2

Решение а) Найдем значение производной функции:

б) Найдем значение производной функции в точке x0:

Ответ: 31

Задача 2. Найти значение производной функции F(x)=(3x+1)2 -3 в точке x=2/3.  Решение. Найдём производную сложной функции: F’(x)=6(x+1)=6x+6; Найдём значение производной функции в точке x=2/3: F’(2/3)=6(2/3)+6=10  Ответ:10

Задача 2.

Найти значение производной функции F(x)=(3x+1)2 -3 в точке x=2/3.

Решение.

Найдём производную сложной функции: F’(x)=6(x+1)=6x+6;

Найдём значение производной функции в точке x=2/3:

F’(2/3)=6(2/3)+6=10

Ответ:10

Заключение  Работая над проектом, мы убедились - математика окружает нас везде! Изучение темы « Производная в формате ЕГЭ» позволило наиболее полно понять и узнать виды задач и способы их решения, научиться решать задачи различных типов. Что, я думаю, даст нам возможность успешно сдать единый государственный экзамен. А если, с результатами проекта познакомить всех учащихся 11 классов, то и они могут повторить материал данной темы. Для этого, мы сделали брошюры по теме: « Решение задач на применение производной в формате ЕГЭ», которые будут находиться в кабинете математики, а также опубликованы на школьном сайте.

Заключение

Работая над проектом, мы убедились - математика окружает нас везде! Изучение темы « Производная в формате ЕГЭ» позволило наиболее полно понять и узнать виды задач и способы их решения, научиться решать задачи различных типов. Что, я думаю, даст нам возможность успешно сдать единый государственный экзамен. А если, с результатами проекта познакомить всех учащихся 11 классов, то и они могут повторить материал данной темы. Для этого, мы сделали брошюры по теме: « Решение задач на применение производной в формате ЕГЭ», которые будут находиться в кабинете математики, а также опубликованы на школьном сайте.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!