СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка итогового урока по обществознанию "Социальные группы и их классификация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока может помочь учащимся не только при изучении предмета обществознания, но и при подготовке к ЕГЭ. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка итогового урока по обществознанию "Социальные группы и их классификация"»

Методическая разработка итогового урока по обществознанию

«Социальные группы и их классификация»

  1. Цель урока:

  • Обобщить знания о социальных группах и их видах как основы социальной структуры общества;

  • Продолжить формирование умений и навыков учащихся для выполнения заданий типа ЕГЭ.

Задачи урока:

- систематизировать знания учащихся о социальных группах и их классификации;

- развивать аналитическое мышление, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы;

- развивать логическое мышление, память, умение работать самостоятельно и коллективно;

- закрепить навыки работы с авторскими текстами.

  1. Этапы урока:

  1. Организационный момент (проверка готовности к уроку).

  2. Основной этап.

    1. Постановка целей, задач урока, плана проведения урока.

    2. Актуализация опорных знаний учащихся. Составление кластера «Социальные группы».

    3. Общий разбор заданий с классом по вопросам. Вызов учащихся к интерактивной доске Smart Board .(Задания на систематизацию фактов и событий, вопросы с суждениями на анализ исторических оценок).

    4. Выполнение заданий в группах по раздаточному материалу. (Задания на сравнение, на умение классифицировать социальные объекты путем установления соответствия понятий и их признаков).

    5. Работа с документом. Индивидуальное выполнение заданий С1 – С4, самостоятельная проверка по шаблону (после выполнения учащиеся подходят к отдельному столу, на котором лежат ответы, выбирают свой вариант, проверяют, выставляют оценку, согласно критериям).

  3. Итоги урока (выставление оценок).

  4. Домашнее задание:

  1. Составить план по теме "Социальный контроль". План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

  2. Написать эссе по теме на выбор:

  1. «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» (К. Гельвеций).

  2. «Каждая нация считает себя выше других наций. Это порождает патриотизм и войны» (Д. Карнеги)

  3. «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными». (И. Гете)

  4. «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества». (Ф. Адлер)



  1. Содержательные элементы в соответствии с Кодификатором ЕГЭ:

  • Социальные отношения;

  • Социальные группы;

  • Социальная стратификация;

  • Этнические общности;

  • Социализация индивида.



  1. Основные умения в соответствии со Спецификацией КИМ 2012-2013 г.:

  • Находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте;

  • Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

  • Объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов;

  • Сравнивать социальные объекты, оценивать их действия;

  • Иметь активную жизненную позицию, формулировать собственные суждения и аргументы по различным проблемам.



  1. Ход урока:

    1. Организационный

момент

Проверка готовности к уроку

    1. Основной этап








  1. Постановка целей, задач урока, плана проведения урока.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся. Составление кластера «Социальные группы».


Социальная общность – это ……….

Признаки социальной общности:

-………………..

-………………..

-………………..

Социальная группа - …………………

Социальные группы



? ?







    1. Общий разбор заданий с классом по вопросам на интерактивной доске. (Задания на систематизацию фактов и событий, вопросы с суждениями на анализ исторических оценок).

Примеры заданий части А, В.


4. Выполнение заданий в группах по раздаточному материалу. (Задания на сравнение, на умение классифицировать социальные объекты путем установления соответствия понятий и их признаков).


Примеры заданий части В.


5.Работа с документом. Индивидуальное выполнение заданий С1 – С4, самостоятельная проверка по шаблону (после выполнения учащиеся подходят к отдельному столу, на котором лежат ответы, выбирают свой вариант, проверяют, выставляют оценку, согласно критериям).


Примеры заданий части С. Дается 4 текста (4 варианта) и учащиеся выполняют задание.


3.Итоги урока.

Выставление оценок. Анализ работы учащихся. Выделение слабых мест в изученной теме, которые необходимо еще раз проработать.

4. Домашнее задание.

1.Составить план по теме "Социальный контроль". План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

2.Написать эссе по теме на выбор.




  1. Задания на систематизацию фактов и событий (вопросы на интерактивной доске):

    1. Какую сферу общества представляют сословия, касты, классы?

  1. экономическую;

  2. социальную;

  3. политическую;

  4. духовную.

6.2. Социальная дифференциация означает:

  1. разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение;

  2. превращение среднего класса в наиболее многочисленную общественную группу;

  3. усиление социального контроля над различными общественными группами;

  4. появление новых политических партий.

6.3. Для характеристики разделения общества на социальные группы используют понятие:

1) социальная стратификация

2) социальная мобильность

3) социальная интеграция

4) социальная дискриминация


6.4. Маргиналы – это

  1. социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями;

  2. опустившиеся на «дно» общества выходцы из разных классов;

  3. малооплачиваемый пролетариат;

  4. разорившиеся буржуа.


6.5. Отличительные признаки группы – наличие эмоционально окрашенных

межличностных отношений, устойчивость и постоянство состава. О какой группе

идёт речь?

1) неформальной;

2) референтной;

3) малой;

4) этнической.


6.6. Семья в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию

1) моральной регламентации поведения

2) биологического воспроизводства;

3) социализации молодого человека;

4) воспитания и обучения.


6.7. Молодежь как социальную группу отличает:

1) общность быта;

2) сходные черты сознания и поведения;

3) однородность, отсутствие дифференциации;

4) единство политических взглядов.


6.8. Что учеными-обществоведами понимается под «социальной мобильностью»?

1) оценка обществом с точки зрения социальной значимости положения, должности, занимаемых человеком;

2) ожидаемое обществом от человека поведение, связанное с занимаемым им положением;

3) изменение человеком своего положения в обществе, переход из одной социальной группы в другую;

4) положение, занимаемое человеком в обществе, определяющееся его образованием, доходами, иными признаками.


6.9. Нация как элемент социальной структуры общества относится к числу:

1) социально-демографических общностей;

2) социально-классовых общностей;

3) социально-этнических общностей;

4) социально-профессиональных общностей.


6.10. Что ученые-обществоведы понимают под «социальной ролью»?

1) степень влияния личности в социальной группе или в обществе;

2) совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций и

соответствующих им образцов поведения;

3) положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом,

полом, происхождением, профессией, семейным положением;

4)оценку обществом или социальной группой общественной значимости тех или

иных позиций, занимаемых людьми.


6.11. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп:

А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные,

неформальные отношения.

Б. Размер группы не оказывает влияния на качество социального взаимодействия.

1.Верно только А 3. Верны оба суждения

2. Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.



6.12.Верны ли следующие суждения о видах социальных групп?

А.Русские, белорусы и украинцы являются этническими группами.

Б.Мужчины, женщины, дети, пожилые люди представляют собой профессиональные группы.

1.Верно только А 3.Верны оба суждения

2.Верно только Б. 4. Оба суждения неверны.



  1. Задания на сравнение (учащиеся разделены на 4 группы и должны выполнить задания на раздаточном материале):


7.1. Распределите социальные группы по видам:


А. Производственные группы 
Б. Досуговые 
В. Многофункциональные


1) Гости в день рождения
2) Бригада строителей
3) Семья



А

Б

В






7.2. Распределите социальные группы по видам:

А. Временные 
Б. Постоянные


 
 

  1. Пассажиры в купе
    2) Семья
    3) Очередь в магазин
    4) Класс
    5) Компания старых друзей
    6) Туристы в походе


А

Б




7.3. Распределите социальные группы по видам:

1) Студенчество А. Большие группы

2) Пенсионеры Б. Малые группы

3) Семья

4) Молодежь

5) Бригада

6) Горожане

7) Школьный класс

8) Нация

9) Студенческая группа

10) Спортивная команда


А

Б




7.4. Распределите социальные группы по видам:

А. Социально-классовые 
Б. Социально-демографические 
В. Этносоциальные 
Г. Социально-территориальные 
Д. Социально-профессиональные








А

Б

В

Г

Д







  

1)Жители городов
2) Классы
3) Сельчане
4) Мужчины
5) Нации
6) Сословия
7) Племена
8) Женщины
9) Врачи
10) Группы, связанные с условиями труда



7.5. Распределите социальные группы по видам:

А. Скифы 
Б. Наемные рабочие 
В. Крестьяне 
Г. Члены клуба любителей кошек
Д. Предприниматели

1) Класс
2) Этнос
3) Малая группа

 



А

Б

В

Г

Д








7.6. Установите соответствие между социальными группами и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ГРУППЫ

1.Осетины А) класс

2.Предприниматели Б) этнос

3.Чеченцы В) малая группа

4. Клуб болельщиков «Спартака» Г) квазигруппа

5.Крестьянство

6.Фанаты Димы Билана

А

Б

В

Г






7.7. Определите, какой критерий стратификации, к какой характеристике относится:

Основания стратификации

Краткая характеристика

1.престиж профессии

А. Количество денежных поступлений за определённый период времени

2.власть

Б. Число лет обучения в школе, колледже или вузе, полученные профессия, учёная степень и звание

3. доход

В. Возможность навязывать волю или решение другим людям независимо от их желания

4.образование




1

2

3

4






Г. Уважение к занимаемому человеком социальному положению, его роду деятельности, сложившееся в общественном мнении




7.8. Найдите в списке этнические общности и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) племена;

2) провинциалы;

3) народности;

4) нации;

5) творческие союзы;

6) граждане.



Ответ: ___________________________



7.9. Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «малые группы».

Школьный класс, семья, туристическая группа, футбольная команда, народность, клуб по интересам, артель старателей.

Найдите и укажите термин, 2выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.

Ответ: ___________________________



7.10. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда и запишите цифру, под которым оно указано:

1) социальный институт; 2) общество как система; 3) социальная группа; 4) общественные отношения; 5) сфера общественной жизни.



Ответ: ___________________________



  1. Задания на анализ исторической ситуации ( каждая группа имеет свой текст)

    1. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:



«Духовное __________ (А) выделилось на определенном этапе развития человека в особую сферу деятельности. Продукты этой деятельности существуют в _____________ (Б) индивидов. Они выражаются в ______________ (В) форме – язык, религия, стили искусства и т.д. Некоторые элементы культуры приобретают характер «вечных» ценностей, определяют ___________ (Г) и назначение человеческой жизни. Для духовного производства необходима материальная база – школы, театры, музеи, издательства, средства массовой коммуникации. В сфере духовного производства действует ряд ________________ (Д), таких как церковь, образование, наука, искусство, а также отдельные специалисты. Продукты духовного производства представляют собой ____________ (Е) культурного опыта современников и всех предшествующих поколений».



1) социальный статус;
2) синтез;
3) знаково-символический;
4) сознание;
5) социальный институт;
6) производство;
7) общество;
8) смысл;
9) устный.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Ответ: 

А

Б

В

Г

Д

Е









8.2. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:

Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой__________(А). Это явление получило название социальной____________(Б). Социологи различают несколько ее типов. Перемещение, не изменяющее социального положения индивидов и групп, называют_________ (В) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую,т.е._________(Г).

________(Д) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные ____ (Е): семья, школа, собственность, церковь, армия и т.п.

1) миграция

2) мобильность
3)горизонтальная

4) институт

5) статус

6) вертикальная

7) группа

8) стратификация

9) маргинализация

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Ответ: 

А

Б

В

Г

Д

Е









8.3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Вставьте слова, учитывая, что каждое слово может быть использовано только один раз.

«Весьма важной характеристикой малой группы, проявляющейся в способности ее членов согласовывать свои действия и оптимизировать __________(А), является групповая__________(Б). Каждой группе присущ социально-психологический ____________(В) – качественная сторона межличностных отношений. Важными характеристиками группы являются ее ценностно-личностные _____________(Г) – свойства личности, которые считаются наиболее ценными в данной группе. Группа характеризуется таким параметром, как коэффициент групповой _________(Д). Чем он выше, тем, как правило, сильнее группа. Групповые ______________(Е) выполняют регулятивную функцию по отношению к совместной деятельности ее членов.

1.сплоченность

2.норма

3.разобщенность

4.ориентация

5. традиция

6. совместимость

7. взаимоотношение

8. лидерство

9. климат



В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Ответ: 

А

Б

В

Г

Д

Е









8.4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Вставьте слова, учитывая, что каждое слово может быть использовано только один раз.

«Наличие существенных психологических_______ (А) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызыва­ет сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмо­тря на огромное число _______ (Б), недостаточны и часто про­тиворечивы. На восприятие полов существенно влияют распространенные ________(В). Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им_______(Г) «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональ­ным трудом, который гарантирует им высокий социальный _________(Д) и позволяет обеспечивать уровень и качество жиз­ни их семей. На деле же полоролевое разделение ________ (Е) потеряло былую жесткость, взаимоотношения мужчин и жен­щин в семье и на производстве стали в принципе равными».

1) исследование

2) общение

3) роль
4) различие

5) учение

6) статус
7) труд

8) стереотип

9) группа

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Ответ: 

А

Б

В

Г

Д

Е









  1. Задания на анализ исторической ситуации:

1) Текст 1.

В ряде экспериментов, проведенных Н. Триплетом, Е. Катреллом, изучалось влияние посторонних им лиц на выполнение задания: в одних случаях оно было положительным, в других – отрицательным. В одном из экспериментов группа склеивала коробочки. Члены группы работали с разной скоростью: одни перевыполняли задание, другие не дотягивали. После того, как экспериментатор объявил средний по группе результат, передовики снизили темп и трудились медленнее, а отстающие его ускоряли, стараясь достичь их показателей. Групповое давление оказывало ощутимое влияние.

Текст 2.

Отечественные психологи провели эксперимент, выяснивший степень коллективной солидарности. Учеников 7 класса пригласили в тир и предложили выстрелить в одну из двух мишеней. Предупредили: если ученик стреляет в первую мишень, то деньги, выскакивающие из барабана, пойдут на общее дело, а если во вторую. То деньги станут его личными. Экспериментаторы давали испытуемым заведомо ложную информацию. На каждой мишени светящимися точками указывалось количество попаданий, которые якобы сделали предыдущие ученики. На “эгоистической” мишени намеренно зажигали больше точек. Испытуемым подсказывали: ваши товарищи стараются только для собственной пользы. Новичок оказывался перед сложным выбором: быть коллективистом, но не согласиться с мнением большинства, либо быть эгоистом и согласиться с мнением большинства. Выяснилось, что в дружном классе не поддаются на провокацию 80 % учеников, а в недружном картина прямо противоположная.

– Ответь на вопросы:

С1. В экспериментах описано важное явление групповой динамики – групповое давление. Сформулируйте, в чем оно состоит.

С2. Почему во втором эксперименте групповое давление не подействовало?



  1. Задания на анализ исторических версий и оценок (задания индивидуальные по вариантам):

Вариант 1.Прочитайте текст и выполните задания.

« Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.
Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.
Социальные отношения не определяются экономикой - в одно и то же время может быть много возможностей, — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действитель­ностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи».

Л. Туроу


1. В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.

2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, ука­жите три причины.

4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

Вариант 2. Прочитайте текст и выполните задания

«… Стихийные, самовозникающие группы подростков могут придерживаться как социально позитивной, социально нейтральной, так и асоциальной направленности. Все будет зависеть от лидера, степени его социальной и педагогической запущенности, от его взглядов на жизнь. От строящихся взаимоотношений с членами группы и взрослыми. Кроме лидера, в группе выделяются лица, занимающие вторые и третьи места. Распределяются они по степени авторитетности. И если вторых и третьих номеров в группе может быть несколько, то лидер только один. Эту стратификацию ролей и позиций никто не производит. Зависит она от индивидуальных качеств подростка, с одной стороны, и социально-психологических особенностей группы, уровня ее развития – с другой. От этих причин зависит самоутверждение личности подростка в группе, которое выражается в том, что он стремится занять положение, обеспечивающее ему уважение, признание, помощь, поддержку. “Отверженность” отдельных членов группы носит стойкий характер. Они являются предметом насмешек, порой издевательств. В группе они чаще всего выступают в роли “шута”, “козла отпущения”, и находятся в постоянной зависимости от наиболее популярных членов. Лидеры могут использовать их в своих корыстных целях: заставляют украсть что-либо, выполнить унизительное поручение и т.д. Их отвержение происходит в силу их личных качеств, физической или психической неполноценности. При прямом или косвенном подстрекательстве лидеров “отверженные” могут провоцировать различные эксцессы и правонарушения, незаконные действия со стороны других лиц».

(И.П. Башкатов)

1. Каковы взгляды автора на возможную направленность самовозникающих подростковых групп?

2. Какие факторы, по мнению автора, определяют стратификацию ролей и позиций в группе? Назовите роли и позиции, указанные в тексте.

3. Какие примеры антисоциальных действий содержатся в приведенном фрагменте? Приведите свои примеры.

4. Какой можно назвать описанную в тексте группу? Аргументируйте свой ответ, опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса.



  1. Характерные для данной эпохи документы, которые вы использовали.



В данном уроке использовались газетные и интернет-интервью, аналитические статьи в СМИ, статистические данные, диаграммы и сводные таблицы, авторские учебные пособия, словарные статьи, научные монографии.



  1. Какие умения и навыки закрепляются на уроке.



На уроке закрепляются умение использовать теоретические знания для характеристики социальных явлений, находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде, анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия, объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов, сравнивать социальные объекты, оценивать их действия формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!