Содержание занятия
Тема: «Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова»
№ | Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения | Добавления, изменения |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 11 | Организационный момент. Проверить оснащённость кабинета материально- техническим обеспечением. Проверить готовность студентов к занятию. Отметить отсутствующих. Задачи лекции: формировать понятия о сущности теории химического строения органических веществ, опираясь на знания учащихся об электронном строении атомов элементов, их положении в Периодической системе Д.И. Менделеева, о степени окисления, природе химической связи и о других главнейших теоретических положениях: последовательность расположения атомов углерода в цепи, взаимное влияние атомов в молекуле, зависимость свойств органических веществ от структуры молекул; сформировать представление о ходе развития теорий в органической химии; усвоить понятия: изомеры и изомерия; разъяснить смысл структурных формул орг.веществ и их преимуществ перед молекулярными; показать необходимость и предпосылки создания теории химического строения; продолжить формирование навыков составления конспекта. развивать мыслительные приемы анализа, сравнения, обобщения; развивать абстрактное мышление; тренировать внимание учащихся при восприятии большого по объему материала; выробатывать умения анализировать информацию и выделять наиболее важный материал. с целью патриотического и интернационального воспитания привести учащимся исторические сведения о жизни и деятельности ученых. Оборудование. Авторская презентация « Медиапроектор
Цель: изучить положения теории Бутлерова (слайд 1,2) Формируемые понятия: изомерия, изомеры, гомологи, номенклатура Метод изучения: Форма обучения Комбинированный урок Актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса: Почему так разнообразны органические соединения и их так много, хотя состоят в основном из атомов углерода и водорода? Что такое органические соединения ? С именем какого ученого вы связываете решение вопроса о многообразие органических соединений? План изучения нового материала. Немного истории. Понятие об органических веществах. (заполнение таблицы отличие неорганических соединений от органических). Особенности состава, строения и свойств органических веществ Основные положение теории Бутлерова. Изомерия и её виды. Гомологи и гомологичный ряд. Алгоритм составления изомеров, алгоритм Закрепление: Контрольные вопросы: (18- 25) Подведение итогов (рефлексия) Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы: «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный «| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный «0» - не ответил. Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
Домашнее задание : выучить конспект, составить изомеры пентана и гептана и дать название | |
Характеристика этапов урока
Этап урока | Время мин | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | Деятельность педагога | Деятельность уч-ся | Результат |
организационный | 2 | Проверка готовности уч-ся к уроку | | | Проверка готовности уч-ся к уроку. Приветствие | | Готовность уч-ся к уроку |
Постановка цели и темы урока | 3 | Формулирование темы и цели урока | | Диктовка | Озвучивает тему и цели урока | Записывают тему урока в тетради | Значение теории Бутлерова |
Освоение нового материала 32 минут | 10 | Актуализация знаний | Постановка проблемного вопроса | работа с презентацией | определяет материал для чтения, задает вопросы: | читать материал учебника, стр. 186, записи в тетради определения понятия «эволюция» | Эволюция – сила, ведущая к образованию новых форм организмов. |
15 | познакомиться с ранними эволюционными идеями | философские мысли Древнего мира, лестница существ Аристотеля | просмотр видеофрагмента «Обзор эволюционных представлений», беседа | Какие идеи проявились в работах древних философов? В каком виде представилась Аристотелю лестница существ? | просмотр слайда и видеофрагмента, краткая запись в тетради | Лестница существ: минералы – растения – зоофиты - низшие животные - высшие животные - человек |
15 | познакомиться с эволюционными взглядами К.Линнея | бинарная номенклатура, вид, принцип соподчиненности | просмотр слайда и видеофрагмента «Развитие эволюционных взглядов в додарвиновский период», беседа | В чем заслуга К.Линнея? схема из ЦОР (Линней) | просмотр видеофрагмента, краткая запись в тетради, отвечают на вопросы | во второй половине 18 века шло формирование представлений о всеобщей изменчивости материи |
20 | познакомиться с эволюционной теорией Ж.-Б.Ламарка | эволюционная теория, факторы эволюции, вид, изменчивость, движущая сила эволюции | видеофрагмента «Развитие эволюционных взглядов в додарвиновский период», беседа | каковы принципы эволюции по Ламарку? Чего не смог объяснить Ламарк? схема из ЦОР (Ламарк) | просмотр видеофрагмента, краткая запись в тетради, отвечают на вопросы | по Ламарку: эволюция существует как историческое развитие от простого к сложному под действием факторов эволюции, эволюция – длительный процесс |
Подведение итогов, домашнее задание | 15 | Составление поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания | | Рефлексия | Акцентирует внимание на конечные результаты работы уч-ся, дает комментарии к ДЗ | Запись задания | Записи в тетради § 52, заполнить таблицу сравнения учений индивидуально - сообщение о жизни Ч.Дарвина |
Материал к уроку.
1 слайд Еще в древности все вещества, встречающиеся на Земле, делили на две большие группы. К одной группе относили древесину, уксус, спирт, масло, т. е вещества растительного и животного происхождения.
Их химики сейчас называют органическими. В другую группу входили соль,
серебро, золото, сера, сода, медь это, как теперь известно, – неорганические вещества. Более четкую грань, между органическими и неорганическими веществами попытались провести арабские алхимики. Еще в IX-X вв. первую попытку такого деления связывают с именем известного ученого древности –
Абу Бакр ибн Закарийа-ар-Рази. Ученый разделил все вещества на минеральные, растительные и животные.
Но строение веществ, в тот период, известно не было. Помочь разгадать «тайну» органических веществ удалось А. Лавуазье, который обнаружил, что при прокаливании «минеральных тел» образуются соединения разнообразного
состава, а при сжигании «растительных и животных» веществ выделяются чаще всего два продукта – оксид углерода (IV) и вода.
Понятие об органических веществах
2 слайд Различие между органическими и неорганичяескими соединениями
3 слайд Руководствуясь составом органических веществ, выберите органические вещества из предложенного перечня: CO(С ) 2, HCl(Б), CH3COOH (К), CaCO3(У) , C7H8 (Р) , C3H8(А) , KNO3(Е) , C2H5NH2 (Х), CO (Ю) , CH3COONH2 (М) , СН2Сl (А) , Na2CO3 (Г) , C6H12(Л), H2CO3 (Д).
Из букв, соответствующих правильным ответам, составьте название органического вещества, входящего в состав большинства продуктов растительного происхождения:
4 слайд Особенности состава, строения и свойств органических веществ
Наличие углерода;
IV-валентность атома углерода в органических веществах;
Способность гореть и разлагаться с образованием углеродсодержащих веществ (С, СО2, СО);
Наличие в молекулах только ковалентных полярных связей и соответственно молекулярных кристаллических решеток;
Способность углерода образовывать длинные цепи т. е. соединяться друг с другом;
В органической химии не используется понятие «ст. окисления», используется понятие «валентность».
Вы знаете и неорганические вещества в молекулах которых имеется углерод. Назовите их. Карбоанты, карбиды, оксиды, уголная кислота и т. д.
5 слайд Специфическая природа органических веществ подчёркивается в
определении органической химии, которое дал в 70-е годы немецкий химик Шоллермер
А теперь решим проблему многообразия органических веществ!
Попытайтесь построить молекулу состоящую из из 4-х атомов углерода и 10-ти атомов водорода (бутана – С4Н10),.
6 слайд Главным элементом органических соединений является углерод, который может соединяться друг с другом с образованием прямых, разветвленных цепей, замкнутых циклов. Этим объясняется многообразие органических соединений, которых насчитывается около 18млн., а неорганических немногим более 100тыс. Атом углерода, получив квант энергии, перейдя в возбужденное состояние, может образовать четыре ковалентные малополярные связи, т.к. на последнем энергетическом уровне он имеет четыре непарных электрона в результате распаривания 2s – электронов и переходе одного из них на 2р – орбиталь.
7 слайд Атомы углерода могут соединяться друг с другом. Число связей равно валентности элемента в данном соединении. Углерод образует цепи разной длины (от 1 до 100 атомов), разной формы (линейной, разветвленной, циклической), углерод может образовывать простые, двойные, тройные связи, соединяться с различными элементами.
8 слайд Структурные формулы органических соединений.
9 слайд - 17 Положение теории органических соединений
Упражнение в решении задач.
Проверка тестирование.
3