Методическая разработка урока, посвященного Дню народного единства. Тема урока «День народного единства – история и современность».
6 класс
Разработала преподаватель истории и обществознания Ищук Людмила Александровна МБОУ СОШ №115 г. Екатеринбург.
Тип урока: комбинированный (интегрированный) урок с элементами проектной деятельности.
Цели:
- создать условия развития у учащихся гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
- изучению истории своего народа; воспитанию чувства ответственности и долга перед Родиной, уважению к государственным праздникам России
Задачи:
Образовательные: познакомить с содержательной линией праздника Днём единородного единства, с историей появления Казанской иконы Богородицы
Воспитательные: продолжать взращивать в детях чувство патриотизма, желание узнавать новое об истории своей Родины, сопереживать о радости возвращения праздника к старой традиции, видеть в личностях святых пример для подражания;
- научиться применять исторически сложившиеся словосочетания в своей речи, обогащать язык.
Планируемые результаты:
Личностные умения:
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к Отечеству, к другому человеку;
- умение формулировать свое личное отношение по теме урока
Метапредметные умения: познавательные умение работать с разными
Предметные умения:
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point по данной теме.
Этапы урока
I . Организационный момент Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Вступительное слово учителя Слайд№1 (целеполагание)
Слово учителя: Наша страна в последние годы официально обрела новый праздник «День народного единства», который теперь отмечается ежегодно 4 ноября. Скажите, а кто знает, что это за день и почему он отмечается в нашей огромной стране?
В ходе обсуждения ребята сами определяют и формируют тему урока «День народного единства - история и современность».
А теперь прошу все встать для прослушивания Гимна РФ.
(Звучит гимн Российской Федерации)
III этап.
Слово учителя: А вначале нашей беседы давайте окунемся в ту эпоху и посмотрим, какой же была Москва конца XVI - начала XVII веков. В 17 веке, 4 столетия назад в России началось смутное время. Умер царь Иван Грозный. Старший сын неспособен был царствовать , а младший, Дмитрий, погиб при загадочных обстоятельствах. Без царя как без хозяина в доме, сразу начался беспорядок. А как говорят в народе: пришла беда - отворяй ворота. Сразу же 2 года подряд были неурожайные годы, и начался голод. Многие хотели в эти трудные для всех годы занять русский престол. И даже иностранцы, поляки и шведы, обманным путем хотели посадить на престол ложных царей. Их так и звали: Лжедмитрий-I и Лжедмитрий-II. Начались в России грабежи и разбои, а порядок навести некому. Так и разорилась наша страна, и захватили ее поляки.
Но всегда, когда Родина в опасности, находятся героические люди, чтобы спасти ее.
Купец Козьма Минин (слайд №2 ) и воевода Дмитрий Пожарский (слайд№ 3 фото Пожарскому) собрали народное ополчение. Долгий путь до Москвы предстояло пройти народному ополчению, в течение целого года освобождали они захваченные поляками и шведами русские земли. Все помогали, чем могли, тоже вступали в ряды ополченцев. (слайд 4)
4 ноября 1612 года. Российские народные войска под предводительством Минина и Пожарского освободили Москву от поляков. Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания и классовой принадлежности. С тех пор 4 ноября мы отмечаем праздник Казанской иконы Божьей Матери, (слайд № 5) которая чудесно помогла нашим воинам. В России выбрали нового царя Алексея Михайловича Романова. И наступил в стране мир и покой. А героям - освободителям Минину и Пожарскому на деньги, собранные народом был поставлен памятник. Фигуры Минина и Пожарского стоят на высоком гранитном пьедестале. Пожарский изображен сидящим, перед ним стоит Минин – правой рукой он показывает на Кремль, а левой подает Пожарскому меч. На лицевой стороне пьедестала надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818». (слайд№ 6 фото памятника минину и пожарскому)
4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». 16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства (слайд №7 путина и медведева)
Все люди, живущие в нашей стране - россияне, но национальности у них разные. Насчитывается более 180 наций и народностей в нашей стране. Россия – многонациональное государство. Новый праздник призван напомнить о том, что мы, россияне, принадлежащие к разным национальным группам, национальностям – являемся единым народом с общей исторической судьбой.
После рассказа и презентации учителя ребятам предлагается ответить на вопросы.
IV этап . Вопросы для беседы с учащимися:
Когда еще в истории нашего государства народ демонстрировал свое единство против захватчиков?
Почему, как вы думаете, Государственной Думой было принято решение о праздновании этого дня как общегосударственного праздника?
Какую опасность несут национальные распри и конфликты?
В чем проявляется современное единство России?
Пофантазируйте: что бы вы сделали для укрепления национального единства в стране, окажись вы на месте президента?
V этап. Проектная деятельность
Слова учителя: У каждого праздника есть свои символы. Например, символом нового года является елка, символом праздника, отмечаемого в СССР 7 ноября, как праздник победы в революции-были красные флаги, которые вывешивались на площадях и других публичных местах, символом 9 мая стали парад победы на Красной площади и песня день победы и др. И у каждого праздника есть свои традиции. У пока еще нового праздника « Дня народного единства» еще нет символов и традиций. Я предлагаю вам разбиться на 5 групп (желательно по 5 человек в каждой) и выполнить следующие задание: придумать и нарисовать символы этого праздника.
Работа в группах (5-7 мин.) Защита группами своих предложений (2-3 мин.) Учащимся выдаются листы формата А3 краски, фломастеры и т.д. Используются заранее приготовленные символы: памятник Минину и Пожарскому; икона Казанской Божьей Матери, флаг Росси, герб России т.д.
Все работы учащихся помещаются на доску.
VI этап. Рефлексия.
Слово учителя: Посмотрите, какие прекрасные проекты Вы приготовили. Думаю здесь невозможно выделить какую либо работу. Они все прекрасны и достойны нашей страны. А теперь давайте ответим на указанные вопросы (слайд № 8)
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно на листочках. (3 минуты)
Слово учителя: Народ России празднует День народного единства и согласия не только как годовщину освобождения Москвы от поляков, но и как свой заслуженный праздник. Ведь мы тоже пережили времена Смуты, современная Россия находилась на грани распада, но выстояла, потому что велика Россия, и сила её в единстве.
А сейчас новая угроза человечеству – террористы. Вспомните хотя бы трагедию в Беслане, где погибли безвинные дети и взрослые. Цель террористов – разобщить народ, посеять вражду, смуту. Но и в наши дни народ горячо любит свою Родину и готов постоять за неё. Помните и вы: вместе нам надо держаться, помогать друг другу, уметь прощать, забывать обиды. В заключение давайте крепко возьмёмся за руки и дружно произнесём речёвку: (слайд№ 9)
Главное – вместе!
Главное – дружно!
Главное – с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушных в жизни не нужно!
Злобу, обиду из школы гони!