СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа "Афганистан: Книга Памяти"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка представляет собой материаля для подготовки и проведения классного часа ко дню памяти войина-интернационалистам. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа "Афганистан: Книга Памяти"»

Методическая разработка.

Классный час.

Афганистан: Книга Памяти.

Составила: преподаватель русского языка и литературы Чупрова Анна Анатольевна

Сценарий.

Материалы:

Экран

Проектор

Ноутбук

Выставка ко дню Воина– интернационалиста

Презентация

Видео 1

Видео 2

Видео 9 рота


Действующие лица:

Преподаватель

1 Ведущий

2 Ведущий

Чтец 1

Чтец 2

Чтец 3

Чтец 4

Чтец 5


Слайд-1

Преподаватель:

Здравствуйте дорогие друзья! Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России» 15 февраля – установлен как день памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.

В нашей библиотеке есть книга, которая называется «Книга Памяти», а посвящена она войнам, совсем еще мальчишкам, которые родились и выросли в Нижегородской области, и были отправлены в Афганистан.

25 декабря в 15.00 в солнечный зимний день начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана, через Кушку – на Герат и Кандагар, а дальше на Кабул. Никто, конечно, не мог и предположить, что пребывание наших войск в соседней стране растянется на долгие 9 лет. Из-за высоких гор Гиндукуша к нам долгое время не поступало почти никаких сведений. Не знали родные и близкие воинов того, что их сыновья, мужья, братья брошены в огонь настоящих боев…Верные присяге, убеждённые в том, что защищают интересы Родины и оказывают дружественную помощь соседнему народу, они лишь выполняли воинский долг.

Давайте вспомним с чего все начиналось…

Слайд-2

1 ведущий:

Снежные вершины гор вокруг Кабула. Колоритная экзотика - глиняные дувалы (высоченные заборы), население в национальной одежде, бескрайние цветущие маковые поля, пронзительный крик ишаков и испепеляющее солнце - все это Афганистан. 

Слайд-3

Афганистан – ближневосточная страна. Её соседи с запада – Иран, с юга и юго-востока – Пакистан, с востока – Индия и Китай, с севера – тогда Советский Союз, теперь Туркмения, Узбекистан, Таджикистан.

Афганистан – это горы: на юге – Сулеймановы, на Севере – Гиндукуши, между ними – Газни – Кандагарское плоскогорье и пустыни -: Хаш, Дашти Марго и Регистан. Люди живут по берегам рек, в широких ущельях и оазисах. Четверть населения – кочевники.

Вся история Афганистана – это бесконечная война за независимость. Кто только не пытался поработить его Александр Македонский, татаро – монголы, арабы, индусы, англичане… В 1919 г. страна обрела статус суверенного государства.


2 ведущий:

До 1973 г. Афганистан был монархией. Последний король Захир – Шах вступил на престол в 1933 г. Премьер – министром при нем был Шах – Махмуд, а его ближайшим соратником – двоюродный брат короля – Мухаммед Дауд. Довольно скоро он сам станет премьером, развернет бурную деятельность: начнет строить дороги, аэродромы, электростанции, будет закупать военную технику, формировать собственные вооруженные силы. Он поведет политику лавирования между СССР и США. Его приближенные шутили: но счастлив раскурить американскую сигару советской спичкой. 17 июля 1973 г. он отстранил от власти короля и взял курс на подавление демократического движения. Это вызвало резкое недовольство интеллигенции и военных.

Слайд-4,5


1 ведущий:

В результате 27 апреля 1978г. в Афганистане произошла революция. Её организаторы объявили страну Демократической Республикой – ДРА. Декларировали, что начинают строить социализм. Они отобрали землю и оросительные сооружения у богачей, передали все дехканам (крестьянам), предложили им объединиться в кооперативы; хотели чтоб было равенство мужчин и женщин (чтоб женщины сняли паранджу); стали строить школы (чтоб учить крестьянских детей); открывать клубы, мечтали об индустриализации (строительстве предприятий, шахт).

2 ведущий:

Но мог ли мировой империализм остаться равнодушным к возникновению еще одной социалистической страны? Делается все, чтобы задушить ее в зародыше. Да и как строить социализм на базе феодальных отношений и религиозного фанатизма? И разве богатеи отдадут свои богатства без сопротивления? Да и крестьяне, боясь потерять свои клочки земли, не торопятся поддерживать преобразования.

В Афганистане проживает 144 национальности. У каждой свои обычаи и традиции, своя культура. Многие еще держатся племенами. У каждого племени свои защитники, воины – малиши во главе с вождем (местным князьком), который тоже не хочет отдавать власть центру.


Слайд-6


1 ведущий:

В Кабуле всем заправляет НДПА – Народно-демократическая партия Афганистана. НО в ней нет согласия, в ней противоборствуют две фракции:

1. «Парчам» (знамя) – ее возглавляет Бабрак Кармаль. Он за постепенные демократические реформы и выражает интересы зажиточных слоев общества.

2. «Хальк» (народ) – ее возглавляет Нур Мухаммед Тараки. Он сторонник революционных преобразований, выражает интересы простого народа. Его правая рука – Хафизулла Амин, человек властолюбивый и коварный. В его подчинении все силовые структуры. Опираясь на них, он постепенно сосредоточил всю власть в своих руках. Став генсеком НДПА и премьером правительства, он оттеснил Тараки в тень, а потом устранил его физически.


2 ведущий:

В таких условиях руководство Афганистана обращается к Советскому Союзу с просьбой оказать помощь в строительстве социализма и защите нападок извне. Между нашими государствами с 1921 г. существовал договор о дружбе, пролонгированный под разными названиями в 1926, 1931, 1975, 1978 годах. Договор обязывал откликнуться.

С другой стороны, 70-е годы 20 в. – это пик расцвета социализма в СССР. Мы – могучая мировая держава. Рядом с нами страны СЭВ и Варшавского договора. Нам выгодно, если на юге с нами будет граничить не просто дружественная страна, а именно социалистическая – Демократическая Республика Афганистан.


Слайд-7


1 ведущий:

Мы начинаем оказывать ему широкомасштабную экономическую помощь: везем сотни тысяч тонн хлеба, сахара, масла, риса, бензина… Везем трактора, комбайны, бульдозеры… Помогаем строить дороги, каналы, электростанции… туда едут сотни наших советников, специалистов.

2 ведущий:

Но большая часть грузов не доходит до мест назначения. Их разграбляют и уничтожают банды мородеров – противников социалистических преобразований. Они же убивают советских специалистов.


Слайд-8,9


1 ведущий:

Правительственные войска (коммандос) и народная милиция не справляются с задачей навести порядок в стране. Они слабо вооружены, плохо обучены. Им противостоят силы контрреволюции – мятежники, душманы, моджахеды. Это большей частью профессиональные военные, прошедшие обучение в спецлагерях Пакистана. Все они снабжаются оружием, боеприпасами, военной техникой, продовольствием странами империализма.


Слайд -10

2 ведущий:

Наши войска были введены в Афганистан после долгих переговоров. Тогдашний глава СССР Л.И.Брежнев Очень не хотел этого делать. Руководители Афганистана уверяли, что советские солдаты не будут воевать, они будут охранять перевозимые грузы, будут распределять гуманитарную помощь, помогать строить…

Но как сопровождать грузы и не пускать в ход оружие, если на колонны устраиваются нападения, засады, ежедневно минируются дороги, подходы к колодцам, если обстреливаются палатки с солдатами, склады с продовольствием? Как не отозваться на то, что в соседнем кишлаке зверствует банда? Как не придти на помощь коммандос, если они попали в окружение мятежников?

1 ведущий:

Пришлось вчерашним школьникам, мальчикам 18-19 лет учиться убивать, учиться защищаться, выживать в немыслимых условиях: пески, безводье, жара днем, холод ночью, перебои с питанием, змеи, скорпионы, болезни, вши. А драться надо было с обеспеченными всем необходимым 35-45 летними мужчинами, профессия которых – воевать.

Видео (1. ввод)


2 ведущий:

 Советские в Афганистане всегда были чужие. Душманы яростно ненавидели русских и жестоко расправлялись с нашими ребятами, попавшими в их звериные лапы.

«Беда случилась с группой из восьми молодых солдат. Их под командованием необстрелянного сержанта отправили на добычу камня для хозяйственных нужд. Вырвавшись на волю подальше от начальственных глаз, они, понятное дело, расслаби­лись и разомлели под кинжальными лучами чужого солнца. Посовещавшись, решили единогласно: задачу выполняем за полтора часа вместо отведенных четырех, а ос­тальное время отдохнем в тенечке и выспимся. Наскоро надолбив необходимую кучу и закидав ее в кузов, бросили на пальцах, кому быть часовым. Часовой залез в кабину с открытыми дверями. Друзья расположились на травке. Через двадцать минут, раскиснув от непривычной жары, все спали по-детски крепко, с причмокиванием. Первым легким пинком в живот был разбужен сержант. Приветливо улыбающийся «дух», ровесник нашего вояки, приложил палец к губам и поманил: «Вылезай!» Осоловевший и разомлевший, ничего не соображающий от перегрева парень с овечьей покорностью выполз из-под машины. Ему тут же залепили рот кляпом и связали. Остальных выволакивали из тенечка точно так же. Расправа была изощренной и бесчеловечной: сержанта посадили на кол, его руки, связанные за спиной, непроизвольно, от боли переломали себе все пальцы. Сержант молчал даже в момент агонии. Оставшимся  поочередно отрезали головы и сложили пирамидкой на кабине взглядами на восток. Но одного солдата оставили живым. Его, сошедшего с ума, привязали собачкой к сержантскому колу, и спешно исчезли, забрав отрезанные уши для отчетности.»


Слайд-11 (Тукмаков)

Чтец 1: Стихотворение «Недоумение» (Болычев Дмитрий)

Слайд-12 (Богатырёв)

Чтец 2: Стихотворение «Молчуну» (Замоткин Дмитрий)

2 ведущий:

Через Афган прошло 2 млн. наших солдат и офицеров. Потери наши огромны: 13 833 убитых, 333 пропавших без вести, почти 50 тыс. раненых. Потери противной стороны – в десятки раз больше. А с мирными жителями – за миллион. Дело в том, что каждый кишлак днем вполне лояльный, а ночью из него вылезают «духи» и идут палить по нашим постам, ставить на дорогах «растяжки», радиоуправляемые «фугасы» и т.д. Приходилось отвечать соответственно.


1 ведущий:

Можно ли было избежать такого количества жертв? Ответ вроде бы очевиден: стоит перекрыть границы с Ираном и Пакистаном, пресечь поступления оружия, денег, людских ресурсов – и не надо будет гоняться за бандами. Да вот беда: три с лишним тысячи километров голыми руками не перекроешь, а техника в условиях горного бездорожья бесполезна.

Война затягивалась и обессмысливалась.


Слайд-13

2 ведущий:

Ввода советских войск в Афганистан добился Хафизулла Амин. Он утверждал: «В Афганистане 12 тыс. феодалов, Уничтожь их – и революция победила». Но под маркой борьбы с классовыми врагами он убирает всех, лично ему неугодных. Это не только феодалы, но и бывшие товарищи по партии. Амин своим кровавым террором дискридитировал апрельскую революцию, увеличил число ее противников. Поэтому первые советские подразделения, прибывшие в Кабул, (элита КГБ и спецназа), осуществили знаменитый штурм дворца Амина. Амин был убит.


Слайд-14

1 ведущий:

Сменившие Амина на посту главы Афганистана Бабрак Кармаль (1980г), а потом Наджибулла (1986г) также мало что делают для победы революции и социалистического переустройства. Все более укореняются иждивенческие настроения: им бы жить за наш счет, и воевать нашими руками. Простой народ ценит нашу помощь, но ему постоянно внушается: «Это чужаки. Это оккупанты. С ними надо бороться беспощадно». А наши ребята тем временем гибнут…гибнут и те ребята, которые учились в стенах нашего техникума…работали на заводе ГАЗ…

Слайд – 15 (Путанов)

Чтец 3: Стихотворение «Возмужал» (Осокин Александ)


Слайд – 16 (Баранов)

Чтец 4: Стихотворение «Маме» (Сметанин Даниил)


Слайд – 17

2 ведущий:

В стране тем временем усиливаются оппозиционные группировки. Самые влиятельные из которых - ИПА (Исламская партия Афганистана) и ИОА (Исламское общество Афганистана). Их лидеры контролируют целые отрасли экономики, пользуются большим авторитетом и их деятельность поддерживается исламскими организациями соседнего Ирана. Их лозунги очень просты: «Мусульманин, если ты убьешь «неверного», тебе обеспечен рай. Но если ты убьешь единоверца, тебе гореть в аду». Последнее адресовалось коммандос (правительственным войскам). И те часто перебегали на сторону моджахедов.


1 ведущий:

Кроме того, десятками возникают организации, фонды поддержки афганским исламистам в Пакистане, Ираке, Италии, США. Деньги, оружие, наемники от них текут рекой. Ибо всем им ненавистен Советский Союз, идеи социализма. А наши ребята тем временем продолжают гибнуть…


Слайд – 18


2 ведущий:

Когда руководство СССР осознало, что мы все более втягиваемся в войну против мирового капитала, что наше стремление оказать интернациональную помощь дружественной стране обессмысливается, ибо наши военные успехи не закрепляются афганскими руководителями политически, решено было вывести советские войска из Афганистана.


Видео (2. Вывод)

Слайд-19

1 ведущий:

Эта акция длилась 15 месяцев. Последние подразделения ушли 15 февраля 1989 года. Ушли организованно, без паники, без потерь. Но и в годы войны и теперь о ней говорится много несправедливого: «напрасная», «незнаменитая»…. В этой войне не победили не мы, не победила афганская революция, оказавшаяся больше продекларированной, нежели свершившейся. Очень несправедливо, когда негативное отношение к войне переносится на ее участников. Советские солдаты и офицеры, искренне веря, что воюют за торжество великих идей, честно выполняли свой воинский и интернациональный долг, преданно служа своей Родине.

(Видео 9 рота)


2 ведущий:

На что уж скупа статистика, а и та запечатлела массовое проявление ими мужества, гуманности, самопожертвования и героизма: более 200 тыс. отмечены правительственными наградами, 86 Героев Советского Союза.


Слайд – 20


В разных городах нашей страны воинам – интернационалистам поставлены памятники. Есть он и в нашем городе.

Вечная слава подвигу живых и мертвых «афганцев»!

Земной поклон всем, кто воспитал их!


Чтец 5: Стихотворение «Памятник» (Жуков Родион)


Преподаватель:

В заключение встречи хочется поблагодарить вас за то, что вы нашли время и откликнулись на наше приглашение. Мы поздравляем вас с наступающим праздником Днем защитника Отечества и желаем здоровья, успехов, благополучия во всем.

А нашим мальчишкам, будущим защитникам Родины – успехов в учебе, выносливости, хороших физических показателей и, конечно, всегда на первом месте ставить такие понятия, как долг, забота о Родине, своих близких, честь и достоинство.






































Список литературы:

1. Жуков Б.Н. Поклонись кресту «афганца»: Книга Памяти нижегородских воинов-интернационалистов, погибших в Афганистане в 1979 – 1989 годах. – Нижний Новгород: ФГУИПП «Нижполиграф», 2003. – 384 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!