МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ:
«ХОЧЕШЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ – ПОЗНАЙ СЕБЯ»
Участники: Студенты группы, руководитель группы.
Цели: 1. Побуждать студентов к самосовершенствованию.
2.Способствовать формированию навыков рефлексивной деятельности.
Подготовительная работа.
За 1 неделю до классного часа студентам предлагается дома поразмышлять и письменно сформулировать проблему, связанную с взаимоотношениями со сверстниками, родителями, учителями, учебой и т.д., которая волнует его лично, его друга, знакомого. Задание выполняется анонимно.
Листки, с выполненными заданиями обучающиеся в течение учебного дня опускают в один из ящиков. В черный ящик - те учащиеся, которые не хотели бы, чтобы их проблема обсуждалась в классе, а в белый - те, кто готов к такому обсуждению.
Накануне классного часа всем учащимся предлагается продолжить следующие предложения: «Счастье - …», «Счастливый человек – это…» - или найти высказывание знаменитых людей на эту тему.
Оформление, оборудование, инвентарь:
а) специально-оборудованный кабинет:
ПУБЛИКА
АРБИТР ПО ЭТИКЕ ЭКСПЕРТ
КОМАНДЫ
1 2
б) отпечатанные листки с проблемами из белого ящика, таблички «арбитр по этике», «эксперт», «аналитики», «прагматики»;
в) магнитола.
ХОД ЗАНЯТИЯ
До начала классного часа в кабинете негромко звучит, спокойная, приятная музыка. Обучающиеся садятся на стулья, стоящие полукругом.
I.Руководитель группы приветствует ребят, старается создать атмосферу эмоционального доверия и психологического комфорта. Во вступительном слове руководитель группы, говорит о том, что стремление к счастью заложено в каждом человеке, предлагает ответить на вопросы: «Что такое счастье?», «Какого человека можно назвать счастливым?». Обучающиеся зачитывают приготовленные ответы по кругу. После этого делается вывод о том, что представление о счастье у всех разные, а значит и пути у каждого свои, как и преграды, которые нужно преодолеть, и проблемы, которые нужно решить.
II. Игра « Проблемы и аргументы». Цель игры: найти пути решения проблем, помочь своим однокурсникам.
Из числа желающих формируются две команды по 5-6 человек, которые занимают места за столами. Оставшиеся ребята составляют публику. Координатор одной команды вытаскивает из белого ящика проблему, зачитывает ее и всем присутствующим предлагается обсудить ее в течение 3-4 минут. По истечении времени команда аналитиков представляет анализ и причину возникновения проблемы, команда прагматиков – пути решения этой проблем. Публика выражает свое одобрение или несогласие с мнением команд аплодисментами и устными высказываниями. Завершает обсуждение проблемы эксперт (для этого приглашается школьный психолог), который оценивает работу команд, излагает свою точку зрения по данному вопросу. За соблюдением времени и этической стороной высказываний следит эксперт по этике (эту роль выполняет руководитель группы). При обсуждении следующей проблемы команды меняются ролями. Проблемы из белого ящика:
1.Я постоянно иду на поводу у мнения большинства, хотя имею свое собственное мнение.
2.При любых обстоятельствах я остаюсь самим собой: одеваюсь, во что мне хочется, говорю то, что думаю, но из-за этого у меня возникают проблемы с родителями, преподавателями, однокурсниками.
3.Сравнивая себя с другими, я кажусь себе очень полным. Я стал работать над собой: заставляю себя мало есть, по утрам делаю изнурительную зарядку. Это привело к тому, что нахожусь в постоянном напряжении.
4. Я хочу научиться сдерживать себя, по крайней мере, говорить медленнее. Я хочу уметь слушать другого человека, считаться с его мнением.
III. Рефлексия.
Каждому из участников предлагается выразить свои мысли и чувства по поводу классного часа, употребив только одно предложение.
Завершив классный час, руководитель группы желает всем, чтобы любые проблемы в жизни находили свое решение. Он берет черный ящик проблем и обращается к ребятам с предложением: тем, кто хочет, чтобы его проблема осталась нерешенной, достать ее (нерешенную проблему) из ящика и обсудить с другом, руководителем группы, психологом училища или с кем-то еще, а главное, решить ее.