СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа "Ордена и медали России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка классного часа "Ордена и медали России"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа "Ордена и медали России"»

Классный час

ОРДЕНА И МЕДАЛИ РОССИИ

Цель: заинтересовать обучающихся к истории появления наград в России; привить интерес к познанию и пониманию нашей прекрасной Родины.

Оборудование: иллюстративный материал.

Ход классного часа.

Ученик

Люблю воинственную живость

Потешных Марсовых полей,

Пехотных ратей и коней

Однообразную красивость,

В их стройно зыблемом строю

Лоскутья сих знамен победных,

Сиянье шапок этих медных,

Насквозь простреленных в бою.

Люблю, военная столица,

Твоей твердыни дым и гром,

Когда полнощная царица

Дарует сына в царский дом,

Или победу над врагом

Россия снова торжествует. (А. С. Пушкин)

Педагог. В тяжелых войнах, в суровых боях русские люди сражались героически, совершали подвиги, зачастую жертвуя собственной жизнью. Разумеется, невозможно было оставить незамеченными личное мужество и героизм... Было решено награждать героев специальными знаками воин­ской доблести — медалями. И даже возник особый вид ис­кусства, получивший название — медальерное.

Для этого используются металлы (медь, серебро, зо­лото и др.), которые благодаря их относительной проч­ности и низкой сопротивляемости при обработке позво­ляют добиться четкости мелкофигурных изображений... Медальерное искусство возникло на рубеже VIII—VII вв. до н.э. в Лидии (Малая Азия) и Древней Греции. Русское медальерное искусство зародилось в Киевской Руси с появлением монет в X в. Первые русские медали (рубеж XVII—XVIII вв.) созданы в ознаменование военных по­бед Русского государства. Своего расцвета медальерное искусство России достигло во второй половине XVIII — начале XIX в. в эпоху классицизма.

М.В. Ломоносов высоко оценивал познавательное зна­чение «медалической истории» нашей Родины, особое внимание уделяя ее петровскому периоду. Но прежде чем говорить о медалях Петровской эпохи, мы заглянем в более раннее время.

Как вы думаете, ребята, есть ли сходство между моне­той и медалью? Назовите его.

Монеты и медали — близкие родственники по спосо­бу изготовления: зажатый между штемпелями кружок ме­талла превращается в задуманное изделие. А штемпели для чеканки роскошных орденов и скромных медяков из­готавливают художники-граверы.

В допетровской России монеты напоминали собой ры­бью чешую — их чеканили из кусочков серебряной про­волоки при помощи молота. Весила одна такая монетка полграмма. Производство этих монет — очень трудоемкое дело. До 1700 г. на всей огромной российской территории такие монеты были единственным номиналом денежно­го обращения.

А кто из вас, ребята, знает, что такое .кубышка? Правильно, что-то вроде секретного места для хранения денег. А раньше это была вполне конкретная вещь — гли­няный горшочек с высоким горлышком. На боковой стен­ке кубышки наносились косые черточки — по количе­ству рублей, которые удалось собрать. Были в кубышке полушки, были и копейки. На полушке с одной стороны оттиснута летящая птичка, а с другой — затейливая над­пись, обозначающая слово «государь».

Вопрос. Кто был изображен на русской копейке, введен­ной в обращение после денежной реформы 1535—1538 гг.?

Ответ. На монете был изображен всадник с копьем в руке. Отсюда и пошло название — копейная деньга, или копейка.

Только вот от современных монет древняя копейка значительно отличается — на современной копейке по­местятся три старинных всадника!

Первый механизированный монетный двор появился в России в 1700 г. Он располагался в одном из помещений Московского Кремля. Его организацией и работой руко­водил И.Т. Посошков, экономист и автор «Книги о ску­дости и богатстве» (1724). Монетный двор сначала выпус­кал медные монеты трех видов достоинством меньше ко­пейки — так легче было производить расчеты. В 1701 г. в старых зданиях Хамовного двора Замоскворечья начал свою работу второй монетный двор, называвшийся Адмирал­тейским из-за его подчинения морскому ведомству Рос­сии. Этот монетный двор чеканил монеты всех видов — медные, серебряные, золотые, а также и медали. Инте­ресно, что на Руси люди долго не могли привыкнуть к слову «монета» — все монеты они называли «копейками».

Вопрос. Какая связь между русскими стрельцами и ита­льянскими сольдо?

Ответ. В 312 г. в Риме вместо старой серебряной моне­ты появилась новая, золотая — сольдиус. Название ее поз­же дало имя итальянскому сольдио (сольдо). От сольдо, 1гптппмми расплачивались с наемниками, образовалось слово «солдат». Из итальянского языка это слово перешло во французский и немецкий языки. Позже ПетрI, расправившийся с восстанием стрельцов, использовал это слово для обозначения военнослужащих своего нового войска.

На новый монетный двор «во управление для дела» назначили русского мастера Федора Алексеева — не­грамотного, но зато безупречно владевшего резцом и обладавшего инженерным талантом. Лично испытав по­строенный Алексеевым чеканный станок, Петр I вско­ре уравнял мастера в жаловании с иностранными спе­циалистами.

Путешествуя за границей, русский царь очень интере­совался работой монетных дворов. Любопытно, что в Лон­доне Петра с деятельностью монетных дворов познако­мил Исаак Ньютон — он показал ему действие машин для чеканки денег.

Монетное дело в России не могло обойтись без привлечения иностранных мастеров, которые были опытнее и хорошо знали свое дело. С 1701 г. на Адмиралтейском дворе трудился «француженин» Соломон Гуэн, там же работал саксонский мастер Готфрид Гаупт, туда же пере­шел из Оружейной палаты голландец Юрий Фробус, про­званный «мастером золотого и денежного дела». Русские мастера-чеканщики неизвестны — во многом благодаря тому, что они не имели обыкновения подписывать свои работы.

Любопытно, что художественный и идейный замысел той или иной монеты часто определялся самим Петром Великим. Для него в делах государственных не существова­ло мелочей. До нас дошли монеты, выпушенные мастером Алексеевым в ознаменование одного из важнейших преоб­разований Петра в области русской культуры — замены церковнославянского алфавита новым, гражданским.

Вопросы

- Что такое монетный тип? Монетный тип — это устой­чивая композиция изображаемых элементов.

- Что такое аверс? Аверс — лицевая сторона монеты.

- Что такое реверс? Реверс – обратная сторона монеты.

- Что такое легенда монеты? – это надпись на монете.

Педагог. Ребята, вы конечно слышали такие слова, как полушка, гривна, алтын.

А каково денежное выражение этих старинных номиналов? На этот вопрос вряд ли кто-то теперь ответит, исключая, разумеется, специ­алистов в этой области. Давайте попробуем разобраться

В Русском государстве денежный счет велся на рубли. полтины, полуполтины, гривны, алтыны (копейка появи­лась прежде всего, но в дальнейшем стала мелкой моне­той). Рубль состоял из 100 копеек, или 200 денег, или 400 полушек. Полтина состояла из 50 копеек, или 100 денег, или 200 полушек. Полуполтина — из 25 копеек, 50 денег. 100 полушек. Гривна — из 10 копеек, 20 денег, 40 полу­шек. Чеканились все они из чистого серебра.

Для сравнения с нынешними ценами приведем такой пример. В Москве житный (съестной) ряд находился на Красной площади. Цены на нем были такими: четверть* ржаной муки — 30 копеек. Пуд (16 кг) коровьего мас­ла — 60 копеек. Рыба свежая и соленая продавалась воза­ми, бочками, редко штуками и стоила 37 копеек за пуд. Воз семги стоил 10 рублей 25 алтын. Одна голова сахара обходилась покупателю в 4 гривны, 1 лимон стоил 1 ко­пейку. Шуба из овчины стоила 30 или 40 копеек, бархат­ная шуба, подбитая соболем, — 70 рублей.

Раз уж мы заговорили о русских деньгах и товарах, которые можно было на них купить, не вредным будет узнать о мерах отпуска товаров, тем более что некоторые из них связаны с деньгами.

В России к началу XVIII в. сложилась определенная система мер, включавшая в себя меры длины, площади, объема и массы. У старых русских мер не было строго определенного, постоянного коэффициента, характери­зующего соотношение единиц, каким стал коэффици­ент 10 в метрической системе. Долгое время все расчеты в русской системе мер производились приблизительно, «на глазок».

Метрическая система мер была принята в России как обязательная для использования декретом Совнаркома РСФСР от 14.09.1918 г.

( Четверть — русская мера объема сыпучих тел (1 четверть = = 2 осьминам " 209,91 л) и жидкостей (1 четверть =1/4 ведра ~ = 3,08 л).

Вопрос. Откуда пошло выражение «мерить на свой ар­шин»?

Ответ. Аршин — старинная мера длины, первоначаль­но равная длине руки человека. Многие купцы-торговцы измеряли длину ткани, натягивая материю на собствен­ную руку (до плеча). Отсюда и пошло выражение «мерить на свой аршин». В России аршин вошел в употребление в XVI в. А в XVIII в., при Петре I, аршин равнялся 28 анг­лийским дюймам, что составляло 18 вершков, а по мет­рической системе — 71,12 см.

Бочка — старинная, известная с XVI в. мера жидко­сти, равная 40 ведрам, что составляет 491,96 л воды.

Ведро — русская старинная мера жидкости, равная 1/40 части бочки, составляет примерно 12,3 л.

Верста — мера исчисления расстояния, известная в России с XI в. Первоначально длина версты складыва­лась из количества саженей, но в различных частях Рос­сии количество их в версте было разным. Длина версты по этой причине не была везде одинаковой. В XVII— XVIII вв. путевая верста содержала 500 саженей (около 1080 м), с начала XIX в. и до принятия метрической системы верста также равнялась 500 саженям, но в ней было 1066,8 м.

Вершок (от старославянского — верх, верхушка) — мера длины, известная с XI в. Первоначально вершок был равен длине двух верхних фаланг указательного паль­ца. Позднее он составлял: 1/16 аршина, т.е. 4,45 см.

Гривенка (от гривны — крупной серебряной монеты) — мера веса, используемая в России с XII по XVII в. 1 ма­лая гривенка — 48 золотников — 204,75 г; 1 большая гри­венка — 96 золотников — 409,51 г. В XVII в. большую гри­венку заменил фунт.

Золотник (от златника — русской монеты, существо­вавшей с X в.) — торговая, аптекарская мера веса, од­новременно мера веса драгоценных металлов и камней, равная 4,266 г. Отсюда пошло выражение — «мал золот­ник, да дорог».

известен с XI в., но в XVI в. в России перешли на аршин Локтями измеряли в основном ткани, которые наматы­вали на руку. Длина локтя составляла 38—46 см.

Пуд — мера веса, известная с XII в. Пуд использо­вался как основная единица торгового веса до приня­тия метрической системы мер. 1 пуд — 40 русских фун­тов — 16,38 кг.

Пядь — старинная мера длины, известная с X—XI вв., первоначально была равна расстоянию между кончиками большого и указательного пальцев. 1 пядь — 4 верш­ка — 17,78 см, т.е. пядь составляет 1/4 аршина и поэтому называется еще и четвертью.

Сажень (допускаются ударения на первом и втором слогах) произошла от старославянского — сигать, т.е протягивать руки. Мера длины, которая стала приме­няться на Руси с X—XI вв. В основном сажень использо­вали при измерении земельных наделов и в строитель­стве. В средневековой Руси известны сажени различной длины и разных названий — косая, прямая, простая, дворовая и т.д.

Главным образом, в ходу были маховая и косая саже­ни. Маховая равнялась полному размаху рук от плеча и до кончиков средних пальцев (примерно, 1,76 м). Косая са­жень равнялась расстоянию от пятки левой ноги до кон­чиков пальцев поднятой вверх правой руки (примерно 2,5 м). С середины XVII в. в России применялась сажень длиной в три аршина (2,13 м), которая использовалась до принятия метрической системы.

Вопрос. Объясните выражение — «косая сажень в пле­чах»?

Тонна (от средневекового латин. tunna — «большая де­ревянная бочка») — единица измерения массы. До при­нятия метрической системы мер тонна широко используется в настоящее время в англо-американской системе мер 1 фунт веса содержит 453, 59 г, а 1 фунт аптекарского веса — 373,2 г.

Четверик — старинная русская мера объема сыпучих тел (обычно зерна). Известна в России с XVI в. и исполь­зовалась до принятия метрической системы. Четверик со­ставлял 26, 239 л.

Четверть: а) старинная русская мера объема сыпучих тел, содержащая 8 четвериков (около 210 л); .

б) русская мера объема жидкости, равная четвертой части ведра (около 3 л). Применялась до введения метри­ческой системы;

в) мера длины, равная четвертой части аршина(17,78 см).

Педагог. Конечно, нелегко запомнить все эти но­вые для вас слова, да и не стоит держать их в голове, но иногда, читая книги о старинной русской жизни, мы все же становимся в тупик, не понимая, что такое четверик или аршин? Вот тут вам и придет на помощь наш спи­сок.

Вернемся к монетам. В конце XVII в. в России появи­лись монеты нового образца. Известны две пары пробных штемпелей для полтин, изготовленные в 1699 г. мастера­ми Оружейной палаты. Один из них — гравер и ювелир Василий Андреев, имя второго мастера неизвестно, хотя предполагают, что это был Фробус.

На первом штемпеле представлена традиционная парсунная («парсуна» — так на Руси произносили слово «пер­сона», под которым понимали портрет) композиция с изображением Петра в царском платье и шапке Моно­маха. Другой штемпель напоминал ефимок — крупную европейскую серебряную монету. На штемпеле был выкован герб России, обрамленный лентой Андрея Первозванного – высшего ордена России.

Попытки придать отечественной медной монете европейский дизайн ограничились выпуском нескольких пробных монет с изображением мифологических фигур. Петру Великому не понравился новый пятак, на котором впервые под копьем всадника был изображен дракон — крылатый змей. На монете отсутствует изображе­ние царя, нет на ней и святого Георгия Победоносца — над головой всадника не виден нимб. Эта монета вскоре вышла из обращения, но ее композиция сохранилась до наших дней. Ее мы видим сегодня на гербе Москвы. До конца XVIII в. этот всадник именовался в официальных документах как «ездец». Интересно, что в годы совмест­ного царствования Петра с его братом Иваном (оно про­должалось, как вы знаете, недолго) серебряные копей­ки выпускались с именами правящих царей по отдель­ности.

На новых монетах России с самого начала XVIII в. ут­вердились надписи на русском языке, хотя в Европе на "монетах присутствовали надписи на латыни, что вызы­вало там немало сложностей. Довольно долго сохраня­лись в русской денежной системе и полушки, и гривны, и полтины — в конце концов, удобство десятичной сис­темы счета перешло из России и в другие страны. Потре­бовалось почти столетие, чтобы рациональная монетная система России подучила международное признание и нашла своих последователей в других странах. Вклад рус­ского денежного дела в организацию экономики других стран неоспорим.

Вопрос. Как правило, на монетах изображались порт­реты коронованных особ. Известен случай, когда в Рос­сии в XIX в. была выпущена монета с изображением человека, так и не пришедшего к власти. Кто этот чело­век?

Ответ. В 1825 г. был выпущен рубль с изображением брата императора Александра I — Константина Павло­вича. Это случилось, когда еще не произошло формаль­ного отречения Константина Павловича от престола, на который он так и не взошел. Императором России стал его брат – Николай Павлович, более известный как Николай I

Вопрос. Какие деньги во времена Л.Н.Толстого назывались «дурашными»?

Ответ. В романе Л.Н.Толстого «Воскресенье» поясняется, что «дурашные» - деньги, полученные без труда, без особых усилий.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!