СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Классного часа Посвящается боевому пути 4-го гвардейского Кубанского казачьего корпуса в период Великой Отечественной войны по теме: «Овеянный славой путь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный классный час посвящен боевому пути 4-го гвардейского Кубанского казачьего корпуса в период Великой Отечественной войны 

Цель данного мероприятия: формировать уважительное отношение ко всем поколениям российских воинов, к героям Великой Отечественной войны; умение слушать; сохранить в памяти информацию о значимых событиях.

В классном часе рассказывается о героическом подвиге советских солдат, проявленном в годы Великой Отечественной войны на Кубани. 

Речь идет о казачем корпусе, Северо-Кавказском фронте, Кубанской дивизии, действующая армия  Великая Отечественная война потребовала от народов Советского союза невиданных жертв и страданий.  Лето 1941 года для всех жителей Кубани, как и всей нашей страны, было трудным и напряженным.

Учитывая инициативу казаков, не подлежащих призыву, секретарь Краснодарского крайкома ВКП(б) Селезнев 15.10.1941 года направляет в ЦК ВКП(б) Сталину письмо с просьбой разрешить сформировать средствами колхозов (кроме вооружения) три казачьи кавалерийские дивизии в порядке добровольности из числа казаков и адыгейцев без ог-  раничения возраста и обмундировать личный состав в кубанскую казачью форму. 

 

Разработка  может быть использована классными руководителями на классных и внеклассных мероприятиях.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Классного часа Посвящается боевому пути 4-го гвардейского Кубанского казачьего корпуса в период Великой Отечественной войны по теме: «Овеянный славой путь»»

Министерство образования и науки Краснодарского края

ГБОУ СПО ЗВТ Венцы-Заря КК








Посвящается боевому пути 4-го гвардейского

Кубанского казачьего корпуса

в период Великой Отечественной войны 



по теме: «Овеянный славой путь»



















п. Венцы,

2012г.


Министерство образования и науки Краснодарского края

ГБОУ СПО ЗВТ Венцы-Заря КК





«Овеянный славой путь»





Методическая разработка

Классного часа









Автор:

Удовиченко Людмила Джангировна

Должность:

преподаватель зооветеринарных дисциплин,

классный руководитель

Учёная степень:

кандидат с.-х. наук;
















2012 г.


Краткая аннотация: 


Данный классный час посвящен боевому пути 4-го гвардейского Кубанского казачьего корпуса в период Великой Отечественной войны 

Цель данного мероприятия: формировать уважительное отношение ко всем поколениям российских воинов, к героям Великой Отечественной войны; умение слушать; сохранить в памяти информацию о значимых событиях.

В классном часе рассказывается о героическом подвиге советских солдат, проявленном в годы Великой Отечественной войны на Кубани. 

Речь идет о казачем корпусе, Северо-Кавказском фронте, Кубанской дивизии, действующая армия 
Великая Отечественная война потребовала от народов Советского союза невиданных жертв и страданий. 
Лето 1941 года для всех жителей Кубани, как и всей нашей страны, было трудным и напряженным.

Учитывая инициативу казаков, не подлежащих призыву, секретарь Краснодарского крайкома ВКП(б) Селезнев 15.10.1941 года направляет в ЦК ВКП(б) Сталину письмо с просьбой разрешить сформировать средствами колхозов (кроме вооружения) три казачьи кавалерийские дивизии в порядке добровольности из числа казаков и адыгейцев без ог- 
раничения возраста и обмундировать личный состав в кубанскую казачью форму. 


Разработка  может быть использована классными руководителями на классных и внеклассных мероприятиях.














Содержание:

  1. Аннатация

  2. Введение

  3. Описание мероприятия

  4. Список литературы




















Введение

Данный классный час посвящен боевому пути 4-го гвардейского Кубанского казачьего корпуса в период Великой Отечественной войны. Каждый может определить свою роль в этом мероприятии: подготовка устных сообщений, музыкальное оформление, чтение.

Самое трудное - создать нужную атмосферу в ходе классного часа. Трудный возраст детей, необходимость оставаться после уроков, сама тема классного часа - все это не вызывает большого энтузиазма у современных студентов. Поэтому очень важно подготовить детей, настроить на то, что нужно будет выполнить свой долг - отдать долг памяти защитникам Отечества, вспомнить Великую Отечественную.

Для наилучшей усваимости данной темы классного часа ведущие читают данную лекцию в сопровождении презентационного материала, которая сочетается с аудио и видео материалом и отлично усваивается и откладывается в памяти студентов.



Цель: формировать уважительное отношение ко всем поколениям российских воинов, к героям Великой Отечественной войны; воспитывать чувство; воспитывать отзывчивость, умение слушать; сохранить в памяти информацию о значимых событиях.

Форма проведения: час памяти.

Оборудование: презентация; компьютерное и мультимедийное оборудование, для музыкального оформления.

Оформление: георгиевские ленточки; плакаты - 2шт; живые цветы (розы); лампада зажженная; красная звезда; красная скатерть, фотостенд из старых фото, портреты предков, Казацкая одежда (мужская и женская).


Участники: студенты 284-в группы: Бойко Игорь, Хить Анатолий, Комиссаров Александр, Падалкина Юлия, Лукьянов Алексей и т.д..

Место проведения: фойе, актового зала



Подготовительная работа:

- за 1-2 недели до классного часа настроить детей, предупредить, что готовится классный час который посвящен боевому пути 4-го гвардейского Кубанского казачьего корпуса в период Великой Отечественной войны, в котором каждый должен будет принять участие;

- назначить группу детей, которые подготовят информационные сообщения по материалам сценария;

- поручить нескольким ученикам подготовить музыкальное оформление классного часа: подобрать видео сопровождение, музыку, песни военных лет для сценария.

План классного часа

I. Вступительное слово классного руководителя.

II. Выступление ведущих сопровождающееся видеопрезентацией (хроника).

III. Минута молчания.

IV. Заключительно слово классного руководителя.

  1. Слова благодарности всем участникам мероприятия, гостям и администрации.

  2. Все участники мероприятия, гости, и все желающие идут на мемориал «Возлагать цветы», и почтить память минутой молчания.






























«Овеянный славой путь» 
Посвящается боевому пути 4-го гвардейского Кубанского казачьего корпуса в период Великой Отечественной войны 


ВЕДУЩИЙ: 

Прислушайтесь: гремят колокола 
И плачут вдовы на земле России. 
Июньским днём война на Русь пришла 
И миллионы жизней погасила. 


ФОНОГРАММА «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА» 

ВЕДУЩИЙ: 

Немеркнущей страницей вошла в историю нашей страны и всего человечества всемирно-историческая победа советского народа над фашистскими агрессорами в Великой Отечественной войне 1941-1945г. 


ВЕДУЩИЙ: 

Война всенародное бедствие. Но именно в это тяжёлое время испытаний раскрываются лучшие черты народного характера: патриотизм, твёрдость духа, готовность послужить общему делу, самопожертвование, мужество и доблесть. Русский народ всегда давал стойкий отпор врагам. Плечом к плечу со всеми защитниками Родины, в числе первых храбрецов находились кубанские казаки. 


ВЕДУЩИЙ: 

Когда забушевало пламя войны, вместе со всей страной подняли защиту Отечества города и станицы Кубани. Гнев и ненависть к подлецу- врагу, неукротимое стремление сделать всё для его разгрома наполнили сердца кубанцев. Как набатный колокол, прозвучал клич. 


ВЕДУЩИЙ: 

Встань, Кубань! Народным гневом 
Бурли, бушуй, мятись, вскипай! 
На смертельный бой с врагом скликай 
Своих сынов отважных, смелых. 
Вставай, Кубань! Кубань вставай! 
Смерть вражьей своре озверелой! 


ФОНОГРАММА «ГИМН КУБАНИ - «ТЫ КУБАНЬ, ТЫ НАША РОДИНА!» 

ВЕДУЩИЙ: 

О деяниях казаков во славу Отечества сложены легенды... «Казак вольный человек, никогда не терпевший над собой чужого владычества и не знавший крепостного или другого рабства. Свободный телом и душою воинственный отпрыск древнего славянского народа по первому зову бросает свои мирные занятия, и в два-три дня собирался в поход, а на четвёртый - уже несётся на своём степном коне-скакуне и первым является на бранное поле...» 


ВЕДУЩИЙ: 

В героике ратных подвигов, совершенных советскими войсками в годы минувшей войны, ярким самоцветом сверкает воинская доблесть 4-го гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского корпуса. Когда осенью 1941г. немецко-фашистские полчища нависли над югом страны. На Кубани поднялась новая волна патриотического движения. Это седобородые отцы и деды, и все те, кто ещё не был призван в армию, сами себя объявили мобилизованными и заявляли о неукротимом стремлении идти добровольцами на фронт. 


ВЕДУЩИЙ: 

Поддержав народное движение, Государственный Комитет Обороны 13 ноября 1941 г. принял решение о формирование добровольческих кавалерийских сотен. Так многочисленные кубанские станицы стали центрами формирования этих старинных, переживших века боевых казачьих подразделений. И пошли туда казаки-добровольцы подчас целыми семьями, оставив женщин и малых детей. И было даже так - казак станицы Родниковской Курганинского района Михаил Федосеевич Грачёв проводил в армию шестерых сыновей. А сам, имея за своими плечами более 60 лет, вступил в ряды казачьей сотни. Были среди них и наши станичники 250. 


Слайды «ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАЧЬИХ СОТЕН ». «ЖУКОВ - ОРГАНИЗАТОР КАЗАЧЬИХ СОТЕН». 

ВЕДУЩИЙ: 

Казачьи сотни любовно пестовались станичниками. Это они, станичники, дали им коней, сёдла, сбрую, казацкие клинки, одели и обули, поили и кормили. Численный состав эскадронов был различный, исходя из условий и возможностей каждого района. Например: эскадрон Усть - Лабинского района имел 200 казаков и 280 лошадей; Крыловского - 285 казаков и 364 лошади, Каневского района - 186 казаков и 270 лошадей. 


ВЕДУЩИЙ: 

Вскоре в начале 1942г. все эти соединения были сведены в дивизии и зачислены в кадровый состав армии. А в марте из 2-х кубанских дивизий и 2-х донских был сформирован 17-й казачий кавалерийский корпус / так именовался 4-й гвардейский корпус до присуждения ему гвардейского звания / . Его первым командиром был назначен генерал-майор Николай Яковлевич Кириченко . Тепло провожая родных воинов, кубанцы дали им наказ бесстрашно отстаивать свою землю, беспощадно бить врага. 


ВЕДУЩИЙ: 

Последний запорожский битый шлях 
Последняя кубанская станица. 
В полях горит иссохшая пшеница, 
И пыль, и боль бессонницы в глазах. 
Под облаками свист штурмовика. 
И кони ржут, и голуби летают. 
Дворняги, очумев от страха, лают 
И в сердце грусть и черная тоска. 
И солнце, закопченное в дыму. . . 
Сжимает гнев и грудь мою, и душит, 
И падает с ветвей на землю груши, 
Не нужные уж больше никому. 
О, мать моя, земля моя, Кубань! 
Ты хлеб пекла, детишек колыхала, 
Из века в век печально провожала 
Сынов своих на подвиг и на брань. (И. Варавва). 


ФОНОГРАММА «ЕДУТ КАЗАКИ...» СЛАЙДЫ «ИЗ ЖИЗНИ КОРПУСА В НАЧАЛЕ ВОЙНЫ» 

ВЕДУЩИЙ: 

На автостраде Ростов-Краснодар, недалеко от станицы Кущёвской на взгорье, возвышается над степью, стоит величественный монумент. За много километров видно тринадцатиметровую фигуру всадника-казака В развевающейся бурке. Конь под ним в стремительном порыве вперёд. 
Кажется, вот раздастся боевой клич и всадник, размахивая клинком, кинется в горячую рубку... Золотом светятся слава: «ЗДЕСЬ, В АВГУСТЕ 1942г СТОЯЛИ НАСМЕРТЬ, ЗАЩИЩАЯ ВОРОТА КАВКАЗА, ГВАРДЕЙЦЫ 4- ГО КУБАНСКОГО КАВАЛЕРИЙСКОГО КОРПУСА, УДИВИВ МИР СВОЕЙ СТОЙКОСТЬЮ И ВЕЛИЧИЕМ ДУХА». 

Слайд «ПАМЯТНИКА У СТ. КУЩЕВСКОЙ» 

ВЕДУЩИЙ: 

Именно в августе 1942г произошло крупное сражение казаков с противником, на берегу небольшой степной реки Ея. Здесь, в районе станицы Кущёвской, Шкуринской, Канеловской, Старощербиновской быстро был воздвигнут крупный оборонительный рубеж. Это было начало схватки казаков с непрошеным гостем. Бой в районе Шкуринской продолжался в течении 4-х суток. Действие казаков носили просто оборонительный характер. Они сопровождались сильными контрударами, которые обращали гитлеровцев в паническое бегство. 


ВЕДУЩИЙ: 

Многодневные, кровопролитные бои, разыгравшиеся на берегах реки Еж показали со всей очевидностью, что в тяжёлой обстановке, сложившейся на Jlt;IЮМ крыле Северо-Кавказского фронта, нашлась сила, способная несокрушимо стоять на месте, как непреступная скала. Этой силой оказался казачий корпус. 


ВЕДУЩИЙ: 

От взрывов содрогнулась твердь 
И свет в дому погас... 
Война! Война! Огонь и смерть 
Обрушились на нас... 
Враги кричали нам: «Страшись!» 
«Страшись!» - ревел фугас. 
В броню закованный фашизм 
Обрушился на нас. 
Но, презирая страх и смерть, 
Мы поднялись стеной. 
Ревел жестокий черный смерч 
Над отчей стороной! \В . Подкопаев\. 


ВЕДУЩИЙ: 

«Казак- это человек не только в мохнатой бурке, башлыке, развевающемся на ветру, со сверкающим клинком в стремительной конной атаке. Все это проявляется в должный момент и в определенных условиях боя. Но есть и другое у казака: умение приспособиться к обстановке и в пешем бою. Но еще казака отличает великая любовь к родной земле, которую он кровью и потом возделывал и растил на ней урожай в мирное время. 


ВЕДУЩИЙ: 

Казак выроет себе лунку, обложит ее кураем и до последнего патрона бьется. Вот кто такой кубанский казак!»- говори Кириченко, когда из полков, занимавших рубеж на главном направлении, сообщили в штаб: «Казаки стоят, держатся!» 
Только по трупам мог пройти немец, но там, где был хоть один живой казак, там путь немцам был закрыт пулей, гранатой, а когда нужно, и грудью. Так дрались казаки, наши с вами деды и прадеды. 


ВЕДУЩИЙ: 

В боях под Шкуринской умелым и бесстрашным воином проявил себя командир орудия младший сержант Назар Григорьевич Лихолит из Крыловского района. Многократно гитлеровцы брос1tлись в атаку, стремясь окружить и уничтожить его орудийный расчет. Но каждый раз Лихо лит со своими боевыми друзьями - казаками огнем орудий прижимали их к земле. Казачьей батареей было уничтожено триста фашистов и несколько десятков военной техники противника. 

Слайд «Лихолит Н.Г.» 

ВЕДУЩИЙ: 

Сержанта Дехтярева окружили восемь вражеских автоматчика. Они хотели взять его в плен, но патриот с возгласом: «Казаки не сдаются!» взорвал гранатами гитлеровцев и сам пал смертью героя. Как богатырь дрался с фашистами Михаил Федорович Грачев. И когда его, раненого, взяли с поля боя, он заявил: «То, что меня ранило, ничего, но до боли в сердце жаль, что мало уничтожил фашистов». 


ВЕДУЩИЙ:

Здесь, на Кубани, немцы увидели, что они натолкнулись на силу, способную не только выстоять, но и обрушить на их головы всесокрушающий удар. В ранце немецкого солдата, убитого в бою под Шкуринской было обнаружено письмо, в котором содержались такие слова: « Все, что я слыхал о казаках со времен войны 14-го года бледнеет перед ужасами, которые мы испытываем при встрече с казаками теперь. Одно воспоминание о казачьей атаке повергло меня в ужас и заставляет дрожать. По ночам я галлюцинирую казаками. Казаки - это какой-то вихрь, который сметает на своем пути все препятствия и преграды. Мы боимся казаков, как возмездия Всевышнего». 


Слайд «НАГРАЖДЕННЫЕ В БОЮ ПОД Шкуринской» 

ВЕДУЩИЙ: 

Кубань влекла нас плодородием, 
Безбрежьем, трав степных игрой. 
И мы ее назвали Родиной, 
Назвали матерью родной. 
Казак страдал по ней в туретчине, 
Страдал, шагая по неметчине, 
И плакал, в горькую траву, 
Роняя буйную главу. 
И не просил награды-ордена 
Просил лишь, чтоб в последний миг 
Над ним светило небо Родины 
Где слышен вольной птицы крик. \С. Хохлов\ 


ВЕДУЩИЙ: 

Враг был остановлен. Путь его на Краснодар - закрыт . Яростные попытки прорваться к Черному морю были решительно сломлены. 


ВЕДУЩИЙ: 

Слава о боевых делах воинов Кубанского корпуса разнеслась по всему фронту. 22 августа 1942года газета «Красная звезда» в передовой статье писала: «Казаки беззаветно защищают каждую пядь земли. Ненависть к гитлеровским извергам, залившим кровью родные просторы, удесятиряют их силы. Безудержная смелость, лихость, презрение к смерти, готовность до последней капли крови отстаивать любимую Родину творят чудеса. Не могут казаки спокойно глядеть на страдания своих близких, не могут видеть, как немцы оскверняют священную землю отцов и дедов. Неукротимая казачья лава обрушивается на проклятого врага и в этой неугасимой ненависти, ярости и презрения к врагу- секрет успешных действий корпуса. 
Так должны вести войну с немцами все части Красной Армии. Остановить немцев на юге можно! Их можно бить и разбить! Это доказали казаки, которые в трудные дни покрыли себя славой смелых, бесстрашных бойцов за Родину и стали грозой для немецких захватчиков!» 


ВЕДУЩИЙ: 

За умелые боевые действия, за организованность и отвагу личного состава 27 августа 1942 года 17-му казачьему корпусу было присвоено звание гвардейский. Боевая доблесть 360 воинов отмечена высокими наградами. 
Командный состав получил повышение в воинских званиях. Позднее 20 ноября 1942 года по решению Ставки Верховного Главнокомандования на базе 17-го кавалерийского корпуса были созданы 2 самостоятельных корпуса: «4-й гвардейский Кубанский» и « 5-й гвардейский Донской». В битве за Кавказ оба корпуса тесно и согласованно взаимодействовали. Под гвардейскими знаменами умножалась сила ударов воинов казаков по врагу, укрепли их боевые ряды. 
ФОНОГРАММА «ОЙ, ПРИ ЛУЖКУ, ПРИ ЛУНЕ...» ИЛИ« ОДЕРЖИМ ПОБЕДУ...» 


ВЕДУЩИЙ: 

Натиск фашистов был силен, враг продолжал рваться на юг к нефтяным богатствам страны. Кубанский корпус двинулся навстречу немецким полчищам. Осенью 1942 г. в Прикаспии, на просторах Ногайской степи, в тяжелых условиях безводья и труднопроходимых песков, разыгрались многочисленные бои. 


ВЕДУЩИЙ: 

Великий перелом в ходе войны, совершенный советскими войсками под Сталинградом, коренным образом изменил и положение на Кавказе. 3 января 1943г. корпус включился в стремительное движение советских войск вперед, на северо-запад. Враг начал отступать, но отчаянно сопротивлялся и уничтожал все на своем пути. Но ничто уже не могло ослабить наступательного порыва казаков. 


ВЕДУЩИЙ: 

Весь личный состав корпуса был воодушевлен заданием - гнать и уничтожать врага, как можно скорее освободить родную землю. С начала 1943г. конногвардейцы, усиленные танковой группой, совершали стремительные действия по Сальским степям, по землям Ставрополья и Дона. 
ДОКЛАД « ПОДВИГ ЗЕМЛЯЧКИ М.П. КОЗЛОВОЙ». 

Слайд «М.П. КОЗЛОВА» 

ВЕДУЩИЙ: 

Действуя в тылу врага, казаки помогали другим частям войск 14 февраля освободить Ростов и спасти его от уничтожения гитлеровцами. Этим заканчивается первый этап боевых действий Кубанского корпуса героическое участие в битве за Кавказ. 


ВЕДУЩИЙ: 

Победа далась нам не сразу, не сходу. 
К победе мы шли через пламя атак. 
Вспомним бои сорок третьего года. 
Сопку героев. . . 
А было так: сквозь оглохшую тьму 
Шквал снарядов про носится , воя. 
И на танковый гром низвергается гром с облаков. . . 
Скрылась в жарком дыму сопка, ставшая Сопкой героев. . . 
Это бьются с врагом казаки из гвардейских полков. 
Это наши бойцы под свинцовые ливни 
Ломая врага «Голубую линию»: 
Отсюда, поднявши кровавый меч 
Герои Кубани рванулись на Керчь... 
Вовек не забудутся подвиги их: 
И мужество павших, и стойкость живых! \В.Подкопаев\ 


ВЕДУЩИЙ: 

Дальнейший путь кубанских казаков продолжал быть ярким образцом беззаветного служения Родине. В конце августа 1943г. корпус блестяще выполнил трудную задачу, вошедшую в его боевую историю как знаменитый Таганрогский рейд. 


ВЕДУЩИЙ: 

Двадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати четырех орудий столица нашей Родины Москва салютовала доблестным войскам, освободившим Ростовскую область, и среди них впервые и первыми упоминались наши земляки, кубанские казаки-кавалеристы. 


ВЕДУЩИЙ: 

Окрыленные победой, гвардейцы продолжали свой освободительный разбег, под девизом: «Только вперед!» Немало седел опустело в кровавых сражениях с врагом, много выпало горячих клинков из рук казаков. Но на смену выбывшим, непрерывно поступало пополнение, большей частью из молодежи. Нередко молодой казак, прибыв в часть, встречал здесь своего отца. 

ФОНОГРАММА« НА ЗАПАД!» 

ВЕДУЩИЙ: 

Вслед за Таганрогским рейдом последовала длительная серия сложных боев на юге Украины. В начале ноября 1943г. кубанские казаки проявили массовый героизм на Перекопском перешейке, штурмуя Турецкий вал. Здесь же, под Перекопом, в это время в командование корпуса вступил генерал- лейтенант Исса Александрович Плиев. Уже в марте 1944г. в труднейших условиях пурги и гололеда, а затем весенней распутицы корпус совершает -трехсоткилометровый марш от берегов Сиваша через Днепр на запад. 
1О апреля казачьи войска ворвались на окраину Одессы. Так корпус принял 
знаменательное в его боевой истории участие в борьбе за освобождение Украины. 

Слайд «ОСВОБОЖДЕНИЕ УКРАИНЫ4-Й ГВАРДЕЙСКИЙ КУБАНСКИЙ КОРПУС НА ПОСТОРЕНИИ». «ФОТО ПЛИЕВА И.А.» 

ВЕДУЩИЙ: 

Летом 1944г. воины кубанского корпуса, действовавшие в составе конно-механизированной группы, приняли участие в освобождении многострадальной украинской земли от фашистских оккупантов. В своем стремительном движении корпус вырвался далеко вперед, обгоняя вражеские колонны и отрезая им пути отступления. 18 июля он одним из первых соединений фронта достиг реки Западный Буг северо-западнее Бреста. Вот она, долгожданная граница! Зеркальная гладь реки причудливой лентой вилась меж зеленых берегов. Казаки восторженно и с благоговением погружали в воду руки и, мокрыми, прижимали их к разгоряченным и счастливым лицам. 


ВЕДУЩИЙ: 

Из леса в поле, бешенным карьером 
Казачий полк летит на скакунах; 
Еще клинки в крови не побагрели, 
Но казаки стоят на стременах. 
И топот плотный по полю несется, 
Как с неба павший перекатный гром, 
Из края в край над степью раздается: 
-Э - гей! Гей-гей! Казаки за бугром! 
Мелькают в поле красные лампасы, 
Шнурки от бурок вьются на груди, 
И перерезанная с лету насыпь 
Уже шуршит песками позади. 
Горит, как дом немецкий бронепоезд. 
Касаясь неба дымным языком, 
Гремит в степи, в высоких травах кроясь: 
-Э - гей! Гей-гей! Казаки за бугром! 
Стоит печальный придорожный тополь, 
Ведет с дорогой долгий разговор, 
Но вот он слышит за холмами топот, 
Копытный стук, стремянный перебор. 
И он шумит от радости ветвями, 
Звенит над степью тихим серебром, 
Гремит корой и темными корнями: 
-Э-гей! Гей-гей! Казаки за бугром! 
Мы все пройдем, но с седел не сойдем, 
Пока не грянем громом над Берлином: 
-Э - гей! Гей-гей! Казаки за Бугром! ( А.Сафронов) 


ВЕДУЩИЙ: 

Не только на родной земле бились воины корпуса. Они участвовали в освободительном походе Советской Армии за рубежами своей Отчизны .достойную лепту внес Кубанский корпус в освобождение от немецко-фашистских захватчиков народов Венгрии. 


ВЕДУЩИЙ: 

Б боях за освобождение Чехословакии от иноземцев воины корпуса умножили славу своих гвардейских знамен, показали новые образцы храбрости и героизма. Особо отличился Алексей Гусько, уроженец станицы Новоминской. 

Слайд «А.ГУСЬКО» 
ФОНОГРАММА «ДАЛЕКИЙ БОЙ». 

ВЕДУЩИЙ: 

Командир орудия Гусько Алексей Васильевич, раненный осколком снаряда в живот, зажал рану, припал к прицелу орудия. Выстрелил. Фашистский танк загорелся. Беспокойную пушку сразу заметили фашисты. Все ближе рвутся снаряды. Взрывом контузило сержанта, но в сан. Часть он не пошел. 
Попросил товарищей положить его рядом с орудием. «Не дрейфь, ребята!» - кричал он ,- « Сила на нашей стороне. По коробке, что крадется справа .. .прямой наводкой.. .огонь!» Выстрела не последовало. Рядом с орудием разорвался вражеский снаряд и весь артиллерийский расчет упал, сраженный осколками. А из балки выползали танки. 


ВЕДУЩИЙ: 

Откуда в ту минуту взялись силы? Алексей поднялся, повернул вправо орудие, сам себе скомандовал: «Огонь!». Коробка с высокой башней завертелась на месте. Это был первый в том бою «тигр», лично подбитый командиром орудия. Второй он зажег, будучи смертельно раненым. 
Ненависть к фашистам помогла казаку найти силы на последний, при цельный выстрел. Ведь умирал он весной, 1 апреля 1945г. в Малых Карпатах под городом Тронава. Победа была рядом. Чтобы тот день ближе приблизился к людям, сержант вложил и свою жизнь в последний выстрел по врагу. 


ВЕДУЩИЙ: 
А.В. Гусько посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза. В знак вечной славы и памяти о своем прославленном земляке жители станицы Новоминской назвали одну из улиц именем патриота. 


ПЕСНЯ «ЕДУТ ПО БЕРЛИНУ НАШИ КАЗАКИ». ВЫСТУПЛЕНИЕ ВЕТЕРАНОВ - УЧАСТНИКОВ КОРПУСА ИЩЕНКО А. А. и ГОЛОВКО С.П. 

ВЕДУЩИЙ: 

Было это 65 лет назад, но не меркнут, не тускнеют в благодарной памяти славные боевые дела кубанцев. 


ВЕДУЩИЙ: 

Братья! Все в одно моленье 
Души русские сольем! 
Ныне день поминовенья, 
Павших, в поле боевом! (В.Бардадым) 


ВЕДУЩИЙ: 

Помолимся о тех, кто был убит, 
Кто от врага прикрыл страну собою, 
Поставим свечи у могильных плит, 
Колени приклоня, пред их судьбою. 


ВЕДУЩИЙ: 

Они спасали Родину и нас, 
Не думая о жизни скоротечной, 
Минуту помолчим, в сей скорбный час... 
Да будет память на земле им вечной. (Л. Мирошниченко ). 


МИНУТ А МОЛЧАНИЯ. 

ВЕДУЩИЙ: 

Кубанский казачий корпус с честью прошел трудный боевой путь от Кубани до Праги. Его гвардейское знамя украшают высокие награды. Восемнадцать раз Москва победными залпами салютовала доблестным казакам Кубани. И это служит ярким выражением признания их боевых заслуг. 


ВЕДУЩИЙ: 

В дни великой Отечественной войны казаки показали, что они являются достойными хранителями славных боевых традиций своих запорожских предков, отважно боровшихся против многочисленных иноземных поработителей. Более того, они подняли славу кубанского казачьего оружия на невиданную высоту. 


ВЕДУЩИЙ: 

Где хлеба высокие у Кубань - реки, 
Где сады и станицы красивы, 
Свои гордые песни поют казаки. 
Эти песни летят по России 
В этих песнях живут: 
Радость солнечных лет 
И года, что обрушились горем... 
В этих песнях живут: 
Быль о Малой земле 
И легенды о Сопке героев. 
Эти песни летели на крыльях клинков, 
Становилось бессмертной былиной: 
В них победная поступь кубанских полков 
От родимых степей до Берлина. 
И плывут облака над местами боев. 
Над садами плывут, над холмами. . . . 
О героях Кубани мы песни поем 
И Россия поет вместе с нами! (В. Подкопаев). 


ПЕСНЯ « МЫ С ТОБОЙ КАЗАКИ». ГИМН КУБАНИ« ТЫ КУБАНЬ, ТЫ НАША РОДИНА»- ИСПОЛНЕНИЕ ДЕТЬМИ. 










Заключение


Сегодня мы многое узнали о казачестве, о подвигах наших земляков в годы Великой Отечественной войны.

Сегоднейший классный час мы посвитили памяти нашим землякам, павшим на поле брани. Оставшимся в живых труженикам тыла, вдовам, детям войны.





































Использованная литература: 

1. Кубань в Великую Отечественную…1941-1945гг. Краснодар,2000.

2. Кубанцы в битве за берлин: Сборник воспоминаний, очерков, рассказов и стихотворений участников Берлинской операции/ сост. И.Н. Мова. Краснодар,2002 
3. Цветы у обелисков: о памятниках Великой Отечественной войны на Кубани. Сост. В. Ф. Латкин и др. Краснодар, 1985 
4. Кубани славные сыны: очерки и Героях Советского Союза-кубанцах. Краснодар, 1985 
5. Отчизны верные сыны. Краснодар, 2002




















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!