СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Классного часа «Воспитание и обычаи казаков»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный классный час посвящен воспитанию и обчаям казаков.

 

Цель данного мероприятия:  знакомство с обычаями, традициями казачества в воспитании казака; воспитание чувства уважения к семейным ценностям, истории и культуре своих предковвоспитание; гордости за свой народ.  

Задачи: 1. Воспитательная. Формировать у студентов ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества;  

2. Развивающая. Развивать у учащихся память, мышление,  коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники;  

3. Образовательная. Изучить и расширить знания студентов об истории, быте, традициях казаков.  

Разработка  может быть использована классными руководителями на классных и внеклассных мероприятиях.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Классного часа «Воспитание и обычаи казаков»»

Министерство образования и науки Краснодарского края

ГБОУ СПО ЗВТ Венцы-Заря КК

по теме: «Воспитание и обычаи казаков»



























п. Венцы

2013г.

Министерство образования и науки Краснодарского края

ГБОУ СПО ЗВТ Венцы-Заря КК







«Воспитание и обычаи казаков»





Методическая разработка

Классного часа









Автор:

Удовиченко Людмила Джангировна

Должность:

преподаватель зооветеринарных дисциплин,

классный руководитель

Учёная степень:

кандидат с.-х. наук;
















2013 г.



Краткая аннотация: 


Данный классный час посвящен воспитанию и обчаям казаков.


Цель данного мероприятия:  знакомство с обычаями, традициями казачества в воспитании казака; воспитание чувства уважения к семейным ценностям, истории и культуре своих предковвоспитание; гордости за свой народ.

Задачи:
1. Воспитательная. Формировать у студентов ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества;

2. Развивающая. Развивать у учащихся память, мышление,  коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники;

3. Образовательная. Изучить и расширить знания студентов об истории, быте, традициях казаков.

Разработка  может быть использована классными руководителями на классных и внеклассных мероприятиях.





















Содержание:

  1. Аннатация

  2. Введение

  3. Описание мероприятия

  4. Список литературы









































Введение

Данный классный час посвящен воспитанию и обычаям казаков.

Большая часть жизни казака проходила в дальних походах, учениях, сражениях. Поэтому воспитание подрастающего казака было делом чести не только отца с матерью, но и всей семьи, всей станицы, всего войска Донского. В воспитании казака складывались свои обычаи; обеды которым, строго следовали.

Для наилучшей усваимости данной темы классного часа ведущие читают данную лекцию в сопровождении презентационного материала, которая сочетается с аудио и видео материалом и отлично усваивается и откладывается в памяти студентов.


Цель: знакомство с обычаями, традициями казачества в воспитании казака; воспитание чувства уважения к семейным ценностям, истории и культуре своих предковвоспитание; гордости за свой народ.


Оборудование: презентация; компьютерное и мультимедийное оборудование, для музыкального оформления, предметы казачьего быта.


Участники: студенты 384-в группы: Бойко Игорь, Хить Анатолий, Комиссаров Александр, Падалкина Юлия, Лукьянов Алексей и т.д..


Место проведения: фойе, актового зала


Подготовительная работа:

- за 1-2 недели до классного часа настроить детей, предупредить, что готовится классный час;

- назначить группу детей, которые подготовят информационные сообщения по материалам сценария;

- поручить нескольким ученикам подготовить музыкальное оформление классного часа: подобрать видео сопровождение, музыку, песни военных лет для сценария.





















Ход мероприятия

«Воспитание и обычаи казаков»

Преподователь: Обычаев и традиций у казаков много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают Бытовые и культурные особенности казаков.

Если коротко сформулировать их, то получатся Своеобразные не писанные казачьи домашние законы: 1.Уважительное отношение к старшим. 2. Безмерное почитание гостя. 3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Казачьи семьи были большими (5-10 человек).

Рождение мальчика у казаков считалось большим счастьем, так как каждый мужчина при рождении получал земельный надел - «пай».

Посмотрим, как же воспитывали казака.




«Помни, брат, что у казаков: Дружба - обычай;
Товарищество - традиция; Гостеприимство - закон».





  1. Рождение ребёнка.

Ведущий

Рождение ребёнка всегда радостное событие для родителей и родных. С особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика. Родился мальчик – прибыток, семья получает земельный надел, а девочка – убыток, разорительница. А вот и первый обычай.

Сценка «признание отцовства»

Ребёнка клали на отцовскую рубаху на порог дома и отец в присутствии членов рода или брал ребёнка, как признание отцовства, или перешагивал- отрицал.

Казачка: Родные наши, смотрите, казак родился, прибыток в семью.

Отец, посмотри на сына своего, наследника славы и чести твоей.

Казак: (беря ребёнка на руки) Посмотрите все, весь наш народ, какой красавец родился. Мой сын. Будет наследник, будет, кому передать свою казачью науку, саблю острую и мне от отца доставшуюся, а ему – от его отца. Вырастешь ты храбрым казаком. А пока иди, сынок, на женскую половину, расти, да сил набирайся.

Казачка: Вырастит он здоровым и сильным, как все мужчины нашего рода. Запеленала я его в рубашку отцовскую, как научили меня мать и бабка моя, да убережёт это его от зла и бед жизненных.

Ведущий: Взял отец ребёнка на руки - признал отцовство. И рос мальчик на женской половине до 7 лет.

Ведущий: А вскоре после рождения наступала пора крестин. С этим событием связан целый ряд обычаев. Во время крещения бросали шарик из воска, в который были завёрнуты волосы ребёнка и смотрели в чан с водой: тонет шарик, значит, ребёнок долго не проживёт, плавает – к долгой жизни. Если при погружении в воду ребёнок сжимался, то это признак живучести, если выпрямлялся – не жилец на этом свете. После крещения, выходя из церкви, загадывали, кто первым на выходе встретится: если мужчина, то ребёнок будет счастливым, женщина – к несчастью, если какое – нибудь животное, то будет богатым. Крещение отмечалось торжественным обедом, куда приглашались ближайшие родственники. Бабушка – повитуха готовила кашу из риса и кишмыша. Угощала этой кашей гостей, последние клали ей деньги на поднос. Это была своеобразная плата за помощь при родах. Но первым повитуха кормила отца кашей. Одну ложку каши давала пересоленную и переперчённую со словами: « Как тебе солоно, так и жене солоно было рожать». Бабка могла дать и вторую ложку, от которой отец мог откупиться. Отец ел кашу и не морщился, чтобы ребёнку меньше горького в жизни досталось.

2. В первый год жизни.

Ведущий. Когда у младенца прорезывался первый зуб, отец и мать возили его в церковь служить молебен Иоанну Воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак. Крестный сажал мальчика на коня на шелковый платок и провозил вокруг церкви 3 раза. Если ухватился за гриву – быть казаком, расплачется – не быть казаку, а упадёт – быть убитому в бою. Эту весть крестный держал в тайне.

В годик мальчику первый раз стригли волосы и сжигали их в печи.

3. Воспитание в 3 – 4 года.

Преподаватель: Сохранилось такое придание. Мать выводила ночью 3 – х летнего сына в поле и, и показывала дланью ( ладонью) в небо поучала его.

Сценка «Воспитание небом».

Мать и сын в поле.

Мать: Смотри сын, ночь сегодня темна, а звёзды очень яркие.

Сын: Яркие, прямо горят на небе.

Мать: А это ведь не простые звёзды. Ещё мне моя бабушка рассказывала, что души казаков, погибших в боях за землю нашу, народ наш, Попадают в « Ирий» (рай). А звёзды – это глаза твоих предков, которые с высоты наблюдают за тобой и за всеми нами. Они наблюдают, как казак защищает свой народ, свою землю.

Сын: Они и сейчас за мной наблюдают?

Мать: Да, и сейчас, и когда вырастешь. Расти достойным казаком, чтобы не когда не было стыдно тебе в небо глядеть, в глаза предков твоих.

Сын: Я выросту настоящим мужчиной, как мой отец.

Мать: Хорошо, сын, скоро посвящение в казаки мальчиков станицы. Быть тебе казаком.

Учитель: Этот мальчик, став воином, не знал страха смерти, ведь случилось погибнуть в бою, он попадает в « Ирий» к предкам своим.

4. Посвящение в казаки.

Ведущий. Посвящение в казаки происходило в 3-4 года. Собиралась вся родня. Проводился обряд пострижения. Затем отец сажал мальчонку на коня и даже давал в руки шашку. И проводил коня по двору кругом или по улице. Затем верхом везли казачонка в церковь, где служили молебен. С этого времени казачок мог сам ездить верхом, а пятилетние вовсю скакали по улице.

5. 7 лет.

Преподаватель: Большие перемены происходили в жизни мальчика в 7 лет. Происходил обычай перехода его на мужскую часть дома. Бритоголовым он впервые с мужчинами шел в баню, затем к исповеди. А дома в последний раз ел детские сладости. После этого переходил на мужскую половину, в комнату старших братьев. Они осматривали его одеяло и подушку и выбрасывали их, если они оказывались слишком тёплыми и мягкими. «Учись служить» - говорили ему,-« ты теперь не дите, а пол – казака». С этого времени начиналась подготовка ребёнка к суровой мужской жизни. Спать надо было на соломенном матрасе и без подушки.

И ещё: наступало время запрета ругать его женщинам. Отец всегда наказывал сыновьям: « Берегите женщин и защищайте дом».

6. 7 – 9 лет. Игры.

Ведущий. В 7- 9 лет любили поиграть казачата на майдане или за околицей. Одной из любимых игр с древнейших времён была игра в бабки на кости. При игре развивалась такая меткость в бросании камешков в поставленные вряд кости, что казаки могли убивать ими зайцев и птиц на значительном расстоянии.

Ведущий. За околицей играли в войну, разделившись на две части, устраивали сражение. С игрушечными знаменами казачата сходились в рукопашной и рубились деревянными саблями, кололись камышовыми пиками, не жалея носов отбивали знамёна у противника и брали пленных. Победители под звук дудок и трещеток строем возвращались строем в станицу. Позади ни, опустив головы и размывая слёзы, «шли пленные». Старики, сидя у атаманского правления или на завалинке с одобрительными улыбками любовались войском, и даже сам атаман, выйдя на крыльцо, приветствовал победителей и хвалил выправку и отличившихся, и казачата радовались.

Преподаватель: У нас тоже есть казачата. Давайте и мы посоревнуемся.

Проводятся конкурсы.

Ведущий. Посмотрим, какие вы знаете казачьи поговорки. Победит команда, которая последней назовёт поговорку.

Ведущий. А второй конкурс старинных казачьих слов.

- Гутарить- говорить.

- Баз – загон для скота.

- Чекомас – окунь.

- Квелый – слабый.

- Майдан – площадь.

- Кохать – заботится.

- Кочет – петух.

Преподаватель: Играть любят дети всегда. Но в казачьих семьях детей с малолетства приучали к труду и своим отношением ко всему показывали пример.

Слово отца в семье было все равно, что слово атамана для войска, - ему следовали беспрекословно. Каждый казак знал и всем сердцем хранил Божью заповедь: « Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будешедолголетен на Земли».

7. 12 – 15 лет.

Ведущий. В 12 – 15лет казачата были уже лихими охотниками. Могли скакать во весь опор, с ходу преодолевая канавы, заборы. Конем могли загнать зайца и убить его ударом нагайки. Владели уже шашкой и ружьем, и осваивали приёмы джигитовки - все это передавали им старшие братья и отцы.

Преподаватель: Интересный факт. В Новочеркасск приехал царь Александр III с семьёй. На казачьем смотре приняли участие детские сотни казачат от 12 до 14 лет на конях со своими командирами. После парада и джигитовки взрослых началась детская джигитовка, но вскоре была остановлена. Как оказалось, у императрицы Марии Федоровны не выдержали нервы ( она мать ) от того, что проделывали юные казачата.

Ведущий. Не возможно себе представить казака без коня. Чем же был конь для казака?

Рассказ казака о коне.

Казак: « Без коня казак сирота». Казак голоден, а конь его сыт». « Казак без коня, что солдат без ружья». Так у нас на Дону говорят о конях. Казаки всегда любили коней и зачастую сами их выращивали для себя от самых лучших кобылиц и производителей. Ухаживали как за детьми, баловали их. Вырастая, такой конь платил своему хозяину преданностью и любовью, он не давался в руки другим, а за своим хозяином мог ходить как собака. Кони были приучены к походу и бою. В сабельной рубке такие кони кусали и лягали коней противника. Укрытие в лесу, балке, они по свисту хозяина бежали к нему, по команде ложились, вставали и знали много других команд. Конь не отходил от раненого или убитого хозяина, а в случаи гибели хозяина долго тосковал, не допуская чужих, и не брал из их рук пищу, голодая по несколько дней. Конь для казака был больше, чем лошадь и казаки называли их только конями. Кони платили им за это искренней привязанностью и шли в огонь и воду.

8. 18 – 19лет.

Ведущий. В 18 лет казачатапроходили уже обучение военному делу всерьёз под руководством опытных казаков. Совершенствовали боевые приёмы, стреляли в цель на ходу, рубили лозу шашками, преодолевали полосу препятствий. Скакали стоя на коне, спрыгивали с коня и снова взлетали в седло. Переходили реки в брод. Словом – учёба в серьёз. И когда наступала пора сдачи экзаменов, то принимали их сам атаман и есаулы в присутствии стариков. Отличившимся атаман вручал подарки – богатое оружие, разукрашенные седла, нарядные уздечки. И эти свои первые награды казаки высоко ценили и хранили всю жизнь.

Ведущий. А в 21 год юноша уже зачислялся на военную службу, становившись настоящим казаком.

Преподаватель: Вот так на Дону и проходило воспитание и обучение казачат. В казачьей семье и отец, и дед, и прадед – и далеко в века уходя – все были войны. Служили и старший и младший брат, и от того создавалась традиция службы и уважения к ней.

И очень важно сегодняшнему поколению не забывать эти традиции. Знать их и передавать своим будущим детям.













































Заключение



Данная методическая разработка классного часа по теме « Воспитание и обычаи казака» адресована в помощь классным руководителем.

Цель этой разработки познакомить студентов с обычаями казачества, показать, как проходило воспитание казака с рождения и до момента зачисления его на военную службу.

И очень важно сегодняшнему поколению не забывать эти традиции. Знать их и передавать своим будущим детям.

У ребят появился интерес к более глубокому изучению жизни казаков Кубани, их быта и традиций.



































Использованная литература:

  1. Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Чапаевск. 2007 г.

  2. Н.Я.Паскевич "Любимый уголок земли".












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!