СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка конспект занятия "Грибы чудо - природы"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В дополнительном экологическом образовании, как и во всей системе дополнительного образования, создаются педагогические условия для личностного развития и достижения жизненной успешности человека.  Результат экологического образования – сохранение здоровья, сохранение и бережное отношение к окружающей среде, экологически грамотное природопользование, любовь к природе, к Родине. Экологическое образование на станции юннатов осуществляется и на занятиях прикладного творчества. При выполнении работы с природным объектом дети получают знания экологического характера, что способствует личностному развитию и жизненной успешности человека. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка конспект занятия "Грибы чудо - природы"»

Содержание



Пояснительная записка……………………………………………………………………………………3

План занятия……………………………………………………………………………………………….5

Конспект занятия………………………………………………………………………………………….6

Список литературы………………………………………………………………………………………11

Приложение №1. Образцы работ……………………………………………………………………….12

Приложение №2. Шаблоны грибов…………………………………………………………………….13

Приложение №3. Шаблоны листьев……………………………………………………………………14

Приложение №4 Представление детских работ……………………………………………………….15

Приложение №5 Презентация…………………………………………………………………………. 16

























Пояснительная записка

Методическая разработка конспект занятия «Грибы – чудо природы» по программе «Природа и фантазия», которое проводится на «Станции юных натуралистов», предназначена для педагогов дополнительного образования.

Актуальность. В дополнительном экологическом образовании, как и во всей системе дополнительного образования, создаются педагогические условия для личностного развития и достижения жизненной успешности человека. Результат экологического образования – сохранение здоровья, сохранение и бережное отношение к окружающей среде, экологически грамотное природопользование, любовь к природе, к Родине. Экологическое образование на станции юннатов осуществляется и на занятиях прикладного творчества. При выполнении работы с природным объектом дети получают знания экологического характера, что способствует личностному развитию и жизненной успешности человека.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В.А.Сухомлинский.

Последнее десятилетия потребность в ищущей и творческой личности значительно возросла. Формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В каждом человеке от природы заложены огромные возможности, и наша задача, помочь реализовать их, увлечь и развить это мастерство.

Одним из видов самовыражения и творческого роста ребенка является выполнение аппликации. Аппликации могут быть выполнены в традиционной и нетрадиционной техниках. В процессе выполнения аппликации, используя различные материалы, у детей развивается мелкая моторика рук и, соответственно, развивается мышление, речь, повышается концентрация внимания, формируются такие качества как усидчивость и терпеливость. Каждый ребенок постепенно познает искусство аппликации, начиная с простого, переходя к более сложному, получает навыки, накапливает знания, опыт, развивает технику, что позволит ему в дальнейшем творить удивительные вещи, которые превосходят даже взрослого.

Проблема: В настоящее время педагоги дополнительного обр. склоняются к работе с детьми при выполнении аппликации в традиционных техниках. Но работа с однообразными материалами приводит к снижению интереса и творческой активности, что сказывается на качестве выполняемой работы. Поэтому при работе с различными материалами, в различных нетрадиционных техниках у обучающихся повышается творческий интерес к занятиям, что является основой положительного отношения к труду, развитию у них творчества, пробуждает волю, развивают ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение.

Новизна. Осуществление экологического образования при выполнении творческих работ из природных объектов. Использование новых информационных технологий обеспечивает доступность и наглядность, информации для каждого, адаптивность к возникающим изменения, возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделия из разнообразных материалов.

Цель: Создать условия для развития творческих способностей и формирование экологической культуры обучающихся посредством декоративно- прикладного творчества.

Задачи:

  • Личностные: способствовать формированию художественно- эстетического вкуса детей, целостного представления о природном и социальном окружении, как среде жизни;

  • Метапредметные: способствовать развитию образного, творческого мышления, умения самостоятельно выражать свой замысел на плоскости, в работе с наиболее распространенными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов; аккуратность в работе и трудолюбие.

  • Образовательные: познакомить учащихся с изучаемым объектом природы, с техникой выполнения аппликации.

Данное занятие рассчитано для обучающихся младшего школьного возраста.

Условия проведения: Занятие проводится в кабинете прикладного творчества, продолжительность занятия - 2 часа.

Оборудование: Интерактивная доска, ноутбук; музыкальное оформление, изображения изучаемых природных объектов, материалы и инструменты для выполнения практической работы.















План занятия.

Этап

Содержание деятельности педагога

Деятельность обучающихся

Время (минут)

  1. Организационный.

Приветствие обучающихся, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности обучающихся к занятиям, организация внимания и внутренней готовности. Сообщение темы занятия.

Приветствие педагога. Подготовка к занятию.

5

  1. Проверка пройденного материала.

Беседа: определение аппликации, виды и особенности аппликаций.

Активное участие в беседе.

15

  1. Подготовка обучающихся к усвоению нового материала.

Направление познавательной деятельности обучающихся по новой теме. Сообщение цели и задач изучения нового материала, показ его практической значимости (Стихи, загадки).

Активность познавательной деятельности. Мотивация к изготовлению аппликации «Грибы-чудо природы».

10

  1. Усвоение новых знаний.

- Теоретический материал:

Показ иллюстративных материалов. Обобщение информации о видах грибов и их пользе. Особенности аппликации.

- Практический материал: Технология выполнения работы.

Самостоятельное, поэтапное выполнение работы.

20






60

  1. Подведение итогов.

Оценка работы обучающихся, аргументация оценок, поощрение и замечание по занятию. Успешность достижении цели.

Осознание значимости полученных знаний, готовность использования их на практике.

10


Конспект занятия.

Тема: «Грибы - чудо природы».

Цели: Выполнить аппликацию грибов с использованием смешанных материалов.

Задачи:

  • Личностные: способствовать формированию художественно- эстетического вкуса детей, здорового образа жизни, воспитывать бережное отношение к природе.

  • Метапредметные: развивать мелкую моторику рук, наблюдательность, воображение, творческое мышление; терпение, старание и аккуратность в работе.

  • Образовательные: познакомить учащихся с разнообразием грибов; формировать умение отличать съедобные и несъедобные грибы; познакомить с техникой выполнения аппликации с использованием смешанных материалов; закрепить знания по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.

Оборудование: листы цветного картона ф А4, цветная бумага, шаблоны грибов, листьев; карандаш, ластик, клей ПВА, крупа (гречневая, манная), емкости для крупы; мультимедийный проектор и компьютер для демонстрации презентации; музыкальный ряд: Чайковский П.И. цикл пьес «Времена года.


Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята. (Проверка посещаемости.)

- Сегодня мы будем выполнять аппликацию грибов с использованием смешанных материалов.

Тема нашего занятия: «Грибы- чудо природы». (Приложение 5, слайд 1)

Мы познакомимся с разнообразием грибов, научимся отличать съедобные и несъедобные грибы.

  1. Проверка пройденного материала.

- Вспомним, что такое аппликация? (Приложение 5, слайд 2)

Аппликация: Слово аппликация произошло от латинского "прикладывать" – это вид декоративно-прикладного искусства, где на фон или основу прикрепляются (приклеиваются, пришиваются) изображения из различных форм, фигур.

- Виды аппликации? (Накладная аппликация, объемная, модульная, обрывная, из геометрических фигур, симметричная…)

  1. Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний:

- Отгадайте загадку. (Приложение 5, слайд 3)

Вот художник так художник, все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим, кто художник этот? (Осень)

  • А что приносит с собой осень? (Разноцветные листья, листопад, дождь...)

На ветру шумят осинки

И березки шелестят.

Мы с утра возьмем корзинки.

Позовем с собой ребят:

Кто пойдет, ребята, с нами

Золотым осенним днем?

За грибами, за грибами.

За грибами мы идем! (Е. Трутнева)

  • О чем, ребята, это стихотворение? (О грибах, о прогулке в лес за грибами...)

  • Кто из вас собирал грибы?

  • Мы сегодня совершим прогулку в лес. Закроем глазки и представим, что мы очутились в осеннем лесу. Ребята, посмотрите, мы пришли на лесную поляну. Как вы думаете, кто нас здесь встречает? (Приложение 5, слайд 4)

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка.

Шляпка есть - нет головы (Гриб)

Сегодня мы узнаем какие бывают грибы, какую пользу они приносят и выполним аппликацию «Грибы- чудо природы».

  1. Усвоение новых знаний.

Теоретический материал:

Лесные грибы - это живые организмы и относятся они к царству грибов. В этом царстве живет много разных грибов.

- Давайте рассмотрим гриб. (Приложение 5, слайд 5)

- Из чего он состоит? (Из шляпки, ножки и грибницы, которая находится в земле.)

Грибница очень нежная и похожа на паутинку, при сборе грибов важно ее не повредить. Нужно срезать гриб осторожно ножом не задевая паутинку.

- А почему, как вы думаете? (Чтобы грибница могла дать быстрее новые плоды..)

Отгадайте загадки... (Приложение 5,слайд.6)

В мягкой травке на опушке

Всюду рыженькие ушки.

Золотистые сестрички

Называются (Лисички).

В шляпке беленькой на ножке

Рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзинке пусть

Полежит съедобный (Груздь).

На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

Называются (Опята).

- Ребята, какие это грибы? (Съедобные)

- А какие съедобные грибы вы еще знаете? (Белый гриб, подосиновик, подберезовик, рыжик, сыроежка, масленок…) (Приложение 5, слайд 7)

- Расскажите о съедобных грибах. (Съедобные грибы собирают, варят, солят, их можно употреблять в пищу...)

- Действительно, в них очень много витаминов и полезных веществ.

- Ребята, а у нас на полянке еще кто-то притаился, угадаем? (Приложение 5, слайд 8)

Гриб не варят, не едят.

В крапинку его наряд.

Снизу — кружево-узор.

Это — красный (Мухомор).

- Что вы можете сказать об этих грибах? (Они несъедобные, ядовитые, их нельзя употреблять в пищу) (Приложение 5, слайд 9)

- Почему? (Потому что, съедение ядовитого гриба, может привести к смерти)

Но, несмотря на это, их ни в коем случае уничтожать нельзя. Эти грибы лечат некоторых животных, помогают дереву добывать питание, служат домом для насекомых.

Физкультминутка: (Приложение 5, слайд 10)

Меж еловых мягких лап (сжимают и разжимают пальцы)

Дождик кап-кап-кап/ (стучат указательным пальцам по ладони)

Где сучок давно засох, (трут кулачок о кулачок)

Серый мох-мох-мох (хватательные движения руками cправа и слева)

Где листок к листку прилип, (трут ладонью о ладонь)

Вырос гриб, гриб, гриб (постепенно поднимают руки вверх)

Кто нашел его друзья? (протягивают руки вперед)

Это я, я, я!!! (три раза ударяют себя в грудь ладонью)


Практическая часть:

  • Сегодня мы с вами будем использовать для работы очень необычный материал. Чаще всего мы можем встретить его на кухне. Как вы думаете, что это может быть? (Крупа) (Приложение 5, слайд 11)

- Давайте посмотрим на изображение аппликации. (Приложение 5, слайд 12);

(Приложение 1)

  • А какую крупу можно использовать для того, чтобы сделать ножку гриба? (Манную)

  • Почему? (Ножка гриба светлая и манка тоже светлая, почти белая)

  • Какая крупа лучше всего подойдет для шляпки гриба? (Гречка)

  • Почему? (Она темно-коричневого цвета, как грибная шляпка)

  • А теперь приступим к выполнению аппликации.

Поэтапное выполнение работы:

1. Основой для работы послужит картон, выберем цвет картона, который вам нравится. (Цвет картона выбирают из синего, зеленого, фиолетового цветов.)

2. На картоне с помощью шаблона, карандашом нанесем контур гриба, учитывая расположение листа. (Приложение 2)

(Лист картона располагают, по выбору, либо по вертикали, либо по горизонтали.)

3. На столе находится раздаточный материал, один на двоих: шаблоны, контейнеры с гречневой и манной крупой. Для выполнения работы нам понадобится клей ПВА.

  • Давайте вспомним правила работы с клеем: (Приложение 5, слайд 13)

  • клеем пользуемся только по назначению;

  • когда клеем не работаем, он должен быть закрыт;

  • работаем только на клеенке;

  • Не допускать попадания клея в глаза.

  • Передавать клей-карандаш только в закрытом виде.

  • После окончания работы клей плотно закрыть, руки вымыть.

  • Необходимо намазать ножку гриба клеем и обильно посыпать манной крупой, далее нанести клей на шляпку и посыпать гречневой крупой. Затем аккуратно приподнять работу и ссыпать ненужную крупу на стол. Собрать остатки крупы в емкости.

  1. Выполнение листьев.

  • Где чаще всего прячутся грибы? (В траве, под опавшими листочками.)

  • У наших грибочков тоже должна быть возможность притаиться...

Листья мы будем делать, используя цветную бумагу.

- Бумагу каких цветов мы будем использовать? (Желтую, оранжевую, коричневую…)

Берем нужный цвет бумаги и на внутренней стороне рисуем листья. (Для тех, кто затрудняется нарисовать, можно использовать готовые шаблоны). (Приложение 3)

Нарисованные или переведенные по шаблону листья нужно вырезать, а потом наклеить.

Таким образом мы с вами задекорируем полянку.

  • А теперь вспомним с вами правила безопасности при работе с ножницами: (Приложение 5, слайд 14)

  • Не держи ножницы концами вверх.

  • Не оставляй ножницы в открытом виде.

  • Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.

  • При работе следи за пальцами руки. При вырезании окружности, поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.


Во время работы звучит отрывок П.И. Чайковского «Времена года» Октябрь.


  1. Подведение итогов.

- Ребята, покажете свои работы, какие красивые они у вас получились! (Приложение 4)

(Располагают их на стенде.)

- Какие работы вам больше всего понравились? (Почему?)

  • Что нового узнали на занятии? (Какие бывают грибы, как правильно их собирать.)

  • Что было самое интересное для вас?

  • Что вам понравилось?

  • На этом занятие завершается, вы сегодня очень хорошо потрудились. Молодцы.

Нам и лето, нам и осень

Чудеса всегда приносят,

Но грибы, что дарит лес, —

Это чудо из чудес.

Уборка рабочего места.



Список литературы и интернет ресурсов:


  1. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого - природоведческие игры и развлечения с детьми. -М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002.

  2. Лагутина Т.В. Полная энциклопедия грибов. Издательство: Рипол Классик. 2008.

  3. Полунина В.Н., Капитунова А.А. Гербарий. Составление композиций и орнамента. Серия: Семейный клуб выходного дня– М.: Астрель АСТ, 2001

  4. Сухомлинский В.А.-М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1997.- 224с.-(Антология гуманной педагогики).

  5. Энциклопедия. Загадки дикой природы – М: РОСМЭН, 2001

  6. https://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-griby/

  7. http://www.pravmir.ru/stixi-pro-osen/

  8. http://gribnik-club.ru/nashi-fotoalbomyi/foto-gribov-v-estestvennoj-srede.html

  9. http://ya-gribnik.ru

  10. http://www.razumniki.ru/zagadki_pro_osen.html





















Приложение 1

Образцы работ


Приложение 2

Шаблоны грибов.




Приложение 3

Шаблоны листьев.




Приложение 4

Детские работы.





14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!