1. Самоопределение к деятельности (Орг. момент). Задача:настроить обучающихсяна деятельность на личностно – значимом уровне. | Стимулирование занимательным содержанием, педагогическое требование | -Доброе утро, ребята. Присаживайтесь на свои места. Меня зовут Екатерина Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И сегодня мы попробуем увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы. Прежде чем начать работать, давайте выполним зарядку для глаз, это поможет нам настроиться на дальнейшую работу. Для этого, глазками нарисуем круг, в направлении слева направо. - А теперь справа налево. - А сейчас поводим глазками вправо – влево 5 раз. - Теперь точно так же только вверх – вниз 5 раз. Сейчас потрем наши ладошки. Хорошо,начнем работать. | личностные УУД: самоопределение; регулятивные УУД: волевая саморегуляция. |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Задача:повторить изученный материал, необходимый для открытия нового знания, выявить проблему. | Поощрение, создание ситуации успеха, Демонстрация, упражнение, беседа, повторение, поощрение, использование игр и игровых форм организации обучения, стимулирование занимательным содержанием, постановка проблемы. | - Посмотрите на иллюстрацию. Что на ней изображено? - Сегодня на уроке будем продолжать изучение растений. Но сначала давайте повторим то, что вы уже знаете о растениях. Давайте вместе выполним тест и из предложенных ответов выберем правильные. (Задания распечатаны и вывешены на доске, правильные ответы – подчеркнуть маркером) 1. Докажите, что растения – живые существа. они двигаются они говорят они дышат Растения питаются, дышат, размножаются, растут, чувствуют, двигаются и умирают. Следовательно, растения являются такими же живыми существами, как и животные. 2. Что растения получают из почвы? воду сахар крахмал минеральные соли Почва – плодородный слой земли, а растения получают из почвы воду, а вместе с водой и минеральные вещества. 3. Почему растения называют лёгкими планеты? они легче животных они дышат они выделяют кислород Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Все живые организмы используют кислород при дыхании. Как и легкие, растения обеспечивают все организмы планеты кислородом, который нужен для их жизнедеятельности. 4. Почему люди не смогли бы прожить без растений? Растения дают необходимые питательные вещества. Растения выделяют в воздух кислород. Без растений будет некрасиво. Растения выделяют в атмосферу огромное количество кислорода. 1 дерево средней величины выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания 3 людям. Представьте, сколько выделяет целый лес! Растения влияют на атмосферу и почву, грунтовые воды и животный мир, ручьи и реки, озера и болота. Иначе говоря, это мощный природный фактор, значение которого трудно переоценить. | регулятивные УУД:волеваясаморегуляция;коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
4. «Открытие нового знания» (построение выхода из затруднения). Задача: решить устно задачу и обсудить её решение, зафиксировать новый алгоритм в языке и знаково. | педагогическое требование, поощрение, создание ситуации успеха, объяснение, организация наблюдения, демонстрация, упражнение, беседа. | Ребята, сегодня на урок, к нам прилетел один замечательный гость. Давайте встретим его. (просмотр видеофрагмента) Ребята, а на какой вопрос сначала нужно ответить? 1) Как размножаются растения? - Ребята, я знаю, что вы очень наблюдательные, а кто-нибудь заметил какую часть растения можно увидеть весной и летом? (Их не увидеть зимой на улице, а осенью встречаются редко) - Обращали ли вы внимание на то, что возле цветов всегда много насекомых? Как вы думаете, что они там делают? (Посмотрим, что нам об этом расскажет наша гостья. Просмотр видеофрагмента) Чем больше нектара у растения, тем больше насекомых будет к нему прилетать. (На доске - определение «Опыление») - Почему это произошло? Насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Эта работа – опыление цветов. Повторим, что такое опыление? Давайте разберемся, поможет нам в этом иллюстрация модели цветка. (Иллюстрация модели цветка распечатана и весит на доске) - У цветов есть тычинки и пестик. На тычинках мельчайшие зернышки, маленькие желтые крупинки - пыльца. В пестике образуется плод. Для образования плода необходимо, чтобы пыльца с тычинок попала в пестик. Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на ее мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него пыльцу - опыляет цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдет, плодов и семян у растения не будет. - Что происходит в результате опыления цветов? (образуются плоды с семенами) - Для чего растению семена? (Для размножения) - Повторим еще раз, что делает пчела. (Видеоролик 02:27) - А кто мне еще раз скажет, что такое опыление? Цветы привлекают насекомых ярким цветом, запахом, формой. Пчелы, шмели, бабочки – это насекомые – опылители. Они помогают растениям размножаться. (На доске: «Насекомые опылители»: пчёлы, шмели, бабочки.) - Назовите насекомых опылителей. - Мы ответили на первый вопрос? - Как же размножаются растения? Что же такое опыление? Что будет, если опыления не произойдет? Давайте посмотрим, что же еще интересного нам расскажет пчела. (Видеоролик 01:32) - Как опыляются растения, которые имеют невзрачные цветки? - Какой следующий вопрос? Перед тем как ответить на следующий вопрос, встанем со своих мест и немного отдохнем. | регулятивные УУД:волевая саморегуляция; коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные УУД: общеучебные: умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.Логические УУД: анализ, синтез, сравнение. |
5. Первичное закрепление. Задача: проговорить новое знание, записать в виде опорного сигнала, решить типовые задания на новый способ действия. | Создание ситуации успеха, объяснение, упражнение, беседа, повторение, использование игр и игровых форм организации обучения, стимулирование занимательным содержанием. | - На какой следующий вопрос необходимо найти ответ? 2) Как распространяются семена? - А теперь давайте подумаем, как же еще распространяются семена? Мы знаем, что семена, которые не опыляют насекомые-опылители, распространяются с помощью ветра. Подумайте, как еще могут распространяться семена? Плоды растений – настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели. У каждого семени свой «транспорт». (Посмотрим, что об это нам расскажет наша гостья) Рассмотрите иллюстрацию на стр.79. - Какие приспособления есть у этих семян? (парашютики). Большинство семян – любители полетать. Многие семена крылаты. Но только легкие семена может перенести ветер. Давайте узнаем, как еще распространяются растения, а вы запоминайте, с помощью чего или кого они путешествуют, и чтобы не забыть загибайте пальцы. (просмотр видеофрагмента) Ну что, какие способы распространения семян или плодов вы запомнили? Давайте запишем на доске. Мы уже знаем один способ распространения, кто может назвать его? С помощью чего распространяются семена одуванчика или березы? Миша иди к доске, записывай, что переносит семена березы? (Как распространяются плоды или семена с помощью …) Какие еще способы запомнили? … Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и течения. Кокосовые орехи плавают в воде годами и не теряют всхожести. У плодов, которые держаться на воде, есть много клеток и полостей, наполненных воздухом. Эти воздушные подушечки не позволяют плоду или семени быстро пойти ко дну. Плоды некоторых растений тяжелые, поэтому ветер не может их распространять. Например, плоды дуба – желуди, орехи лещины падают рядом с деревом и ждут, когда «носильщики» перенесут их в другие места. Белки, мыши, птицы не заставляют себя долго ждать. Набегут, подхватят желуди, орехи и разнесут их по норам и дуплам. Эти плоды для них вкусные и ценные запасы на зиму. Весной забытые и потерявшиеся плоды дадут ростки новых деревьев и кустарников. Есть растения, которые путешествуют тайно, повсюду следуя за человеком. Куда он, туда и они. На шерсти животных и одежде человека встречаются цепкие головки череды, репейника. Некоторые невозможно вычесать. У растений много различных крючков, зацепок, зубчиков - приспособлений для того, чтобы удерживаться и путешествовать как можно дальше. Есть семена, которые распространяются самостоятельно. В Крыму на морском побережье можно встретить сорное растение - бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами. - Катя, сделай вывод, как распространяются семена. - Ответили на второй вопрос? Какой вопрос остался? 3) Как развиваются растения? - Как вы думаете, что необходимо семечку, чтобы из него выросло новое растение? Чтобы из семечка выросло новое растение, оно должно попасть в место, где тепло, есть влага и воздух, то есть когда оно попадает в почву. Как же растение развивается из семени? Сначала из семени появляется корешок, а потом стебелёк с листочками. Проросток растет и со временем превращается во взрослое растение. На нём появляются цветки, а после опыления на месте цветков – плоды с семенами. А сейчас давайте посмотрим, что нам об этом расскажет пчела. (Досмотр видеофрагмента) Демонстрация опыта Мне стало интересно, а как же растение развивается? Как из маленького семени получается новое, большое растение. Для прорастания растения нужны тепло, вода, воздух. Я взяла семена редиса. Сначала я маленькие семена положила в теплую воду, замочила его. Семя набухло, и у него появился корешок. Обратите внимание на него. Пророщенное семя я высажу в землю. И появится маленький зеленый росточек, который потом, я думаю, вырастет и станет взрослым растением. | Личностные УУД: самоопределение.Логические УУД: синтез. |
6. Самостоятельная работа Задача: способствовать тому, чтобы каждый из обучающихся сделал вывод о том, что он уже умеет, создать мотивацию на успех каждого ребёнка. | Практическая работа. | Для того чтобы закрепить знания по изученной теме, самостоятельно выполните практическую работу «Изучаем способы распространения плодов». Для этой работы вам понадобится иллюстрация в учебнике на стр. 79. А работать вы будете в таблице, которую вы найдете в рабочей тетради на стр. 46. - Кто увидел, какая цель работы? Прочитай вслух Саша. Работать вы будете по следующему плану: Рассмотри плоды.Какому растению они принадлежат? Запиши название растения в первой колонке таблицы. Подумай, как они распространяются.В чём видна их приспособленность? Определи способ распространения плода. Закрась кружки в определенный цвет: синий – распространяется с помощью ветра, красный – с помощью животных или человека. | познавательные УУД: общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
8. Рефлексия деятельности (итог урока). Задача: способствовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Беседа. Поощрение. | - Над какой темой работали сегодня? Как размножаются растения? Как распространяются семена? Как развиваются растения? Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами. («Принцесса на горошине» - боб, «Петушок и бобовое зёрнышко» - боб, «Золушка» - тыквина, «Приключения Чипполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка). Спасибо за урок ребята, мне понравилось с вами работать вы очень активный и дружный класс. До свидания! | Личностные УУД: самоопределение.Регулятивные УУД: оценка собственной деятельности. |