СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка конструкта урока по окружающему миру на тему "Распространение и развитие растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема  урока:«Размножение и развитие растений».

Планируемые результаты:

Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку «Окружающий мир»,  проявляют самостоятельность, активность, тактичность при ведении коллективного диалога, интерес к жизни растений, бережное отношение к природе.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируютличностные УУД: самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД:целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию; оценка собственной деятельности.  Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: общеучебные: умение структурировать знания; рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Предметный: обучающиеся имеют представления о жизни растений, знают способы размножения и распространения растений.

Цель:создать условия для формирования бережного отношения к природе посредством знакомства со способами размножения, распространения и развития растений.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка конструкта урока по окружающему миру на тему "Распространение и развитие растений"»

Конструкт пробного урока окружающего мира

по производственной практике по ПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования

в начальных классах и начальных классах

компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки группы 46

Халтуриной Екатерины Сергеевны

Дата:09.11.16.

ОО:МУОШИ школа – интернат №27.

Класс: 3 «Б».

ФИО учителя класса:БекмансуроваА.А.

ФИО методиста:Казанцева Л.В.

Тема урока:«Размножение и развитие растений».

Планируемые результаты:

Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку «Окружающий мир», проявляют самостоятельность, активность, тактичность при ведении коллективного диалога, интерес к жизни растений, бережное отношение к природе.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируютличностные УУД: самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД:целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию; оценка собственной деятельности. Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: общеучебные: умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Предметный: обучающиеся имеют представления о жизни растений, знают способы размножения и распространения растений.

Цель:создать условия для формирования бережного отношения к природе посредством знакомства со способами размножения, распространения и развития растений.

Задачи:

Воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес к уроку «окружающий мир», воспитывать самостоятельность, активность, тактичность

при ведении коллективного диалога, воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к природе.

Развивающая: способствовать развитию личностных УУД: самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Способствовать развитию регулятивных УУД:целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию; оценка собственной деятельности. Способствовать развитию коммуникативных УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Способствовать развитию познавательных УУД: общеучебные: умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Образовательная: продолжить работу надформированием у обучающихся представлений о жизни растений, познакомить со способами размножения и распространения растений.

Принципы обучения и воспитания

Принципы воспитания

  • Создание положительного эмоционального подъёма.

  • Воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения

  • Принцип наглядности

  • Принцип систематичности и последовательности

  • Принцип доступности

  • Принцип целостности

  • Принцип минимакса

  • Принцип деятельности

  • Принцип психологической комфортности

Методы обучения и воспитания

Методы воспитания

  1. Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.

  2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение, создание ситуации успеха.

Методы обучения

  1. Методы организации самостоятельной деятельности:

  • Методы получения новых знаний: объяснение, организация наблюдения, демонстрация.

  • Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение, практическая работа.

  • Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение.

  1. Методы стимулирования познавательной деятельности:

  • Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение, использование игр и игровых форм организации обучения.

  • Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием.

  1. Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей: постановка проблемы

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Оснащение

Средства обучения:

  1. Демонстрационные:

ПрезентацияMicrosoftPowerPoint.

  1. Индивидуальные: Тетрадь, учебник, рабочаятетрадь, ручка, карандаш.

Информационные источники

    • ФГОС НОО: текст изм. И доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4.

    • Учебник окружающего мира, 3 класс. Плешаков (1, часть)

    • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/01/08/urok-razvitie-i-razmnozhenie-rasteniy

    • https://www.youtube.com/


Тип урока: урок открытия новых знаний и способов действий.

Структура урока

  1. Организационный момент. 1 – 2 мин

  2. Актуализация опорных знаний и способов действий. 4 – 5 мин

  3. Постановка учебной задачи. 3 мин

  4. «Открытие нового знания» (построение выхода из затруднения). 14 – 16 мин

  5. Первичное закрепление. 4 – 5 мин


  6. 9 ноября.



    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 4 – 5 мин

  7. Информация о домашнем задании. 2 мин

  8. Рефлексия деятельности (итог урока). 2 – 3 мин

Ход урока


Этапы урока, задачи работы

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат с учетом формируемых УУД

1. Самоопределение к деятельности (Орг. момент).

Задача:настроить

обучающихсяна деятельность на личностно – значимом уровне.

Стимулирование занимательным содержанием, педагогическое требование

-Доброе утро, ребята. Присаживайтесь на свои места.

Меня зовут Екатерина Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И сегодня мы попробуем увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.

Прежде чем начать работать, давайте выполним зарядку для глаз, это поможет нам настроиться на дальнейшую работу.

Для этого, глазками нарисуем круг, в направлении слева направо.

- А теперь справа налево.

- А сейчас поводим глазками вправо – влево 5 раз.

- Теперь точно так же только вверх – вниз 5 раз.



Сейчас потрем наши ладошки. Хорошо,начнем работать.

личностные УУД: самоопределение; регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий.

Задача:повторить изученный материал, необходимый для открытия нового знания, выявить проблему.

Поощрение, создание ситуации успеха,

Демонстрация,

упражнение,

беседа, повторение,

поощрение, использование игр и игровых форм организации обучения, стимулирование занимательным содержанием, постановка проблемы.


- Посмотрите на иллюстрацию. Что на ней изображено?

- Сегодня на уроке будем продолжать изучение растений.

Но сначала давайте повторим то, что вы уже знаете о растениях.

Давайте вместе выполним тест и из предложенных ответов выберем правильные.

(Задания распечатаны и вывешены на доске,

правильные ответы – подчеркнуть маркером)

1. Докажите, что растения – живые существа.

они двигаются

они говорят

они дышат

Растения питаются, дышат, размножаются, растут, чувствуют, двигаются и умирают. Следовательно, растения являются такими же живыми существами, как и животные.

2. Что растения получают из почвы?

воду

сахар

крахмал

минеральные соли

Почва – плодородный слой земли, а растения получают из почвы воду, а вместе с водой и минеральные вещества.

3. Почему растения называют лёгкими планеты?

они легче животных

они дышат

они выделяют кислород

Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Все живые  организмы используют кислород при дыхании. Как  и легкие,  растения обеспечивают  все организмы  планеты   кислородом, который нужен для  их жизнедеятельности.

4. Почему люди не смогли бы прожить без растений?

Растения дают необходимые питательные вещества.

Растения выделяют в воздух кислород.

Без растений будет некрасиво.

Растения выделяют в атмосферу огромное количество кислорода.
1 дерево средней величины выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания 3 людям. Представьте, сколько выделяет целый лес!
Растения влияют на атмосферу и почву, грунтовые воды и животный мир, ручьи и реки, озера и болота. Иначе говоря, это мощный природный фактор, значение которого трудно

переоценить.


регулятивные УУД:волеваясаморегуляция;коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3. Постановка учебной задачи.

Задача: обсудить затруднение, проговорить цель урока в виде задач, который предстоит решить.

Беседа

Верно, а сейчас отгадайте тему урока.

Для этого вам нужно будет её составить, расположив слова в правильном порядке.

РАЗМНОЖЕНИЕ

И

РАЗВИТИЕ

РАСТЕНИЙ

Какова тема урока?

Тема сегодняшнего урока «Размножение и развитие растений».

Откроем учебники на стр. 78. Прочитайте тему урока.

Как вы думаете, что мы сегодня узнаем, исходя из темы урока?

В течение урока мы должны будем найти ответы на следующие вопросы:

  1. Как размножаются растения?

  2. Как распространяются семена?

  3. Как развиваются растения?

личностные УУД:самоопределение; действие смыслообразования; регулятивные УУД:целеполагание; коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4. «Открытие нового знания» (построение выхода из затруднения).

Задача: решить устно задачу и обсудить её решение, зафиксировать новый алгоритм в языке и знаково.

педагогическое требование, поощрение, создание ситуации успеха, объяснение, организация наблюдения, демонстрация, упражнение,

беседа.

Ребята, сегодня на урок, к нам прилетел один замечательный гость. Давайте встретим его.

(просмотр видеофрагмента)

Ребята, а на какой вопрос сначала нужно ответить?

1) Как размножаются растения?

- Ребята, я знаю, что вы очень наблюдательные, а кто-нибудь заметил какую часть растения можно увидеть весной и летом?

(Их не увидеть зимой на улице, а осенью встречаются редко)


- Обращали ли вы внимание на то, что возле цветов всегда много насекомых? Как вы думаете, что они там делают?

(Посмотрим, что нам об этом расскажет наша гостья.

Просмотр видеофрагмента)

Чем больше нектара у растения, тем больше насекомых будет к нему прилетать.

(На доске - определение «Опыление»)


- Почему это произошло?

Насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена.


Эта работа – опыление цветов. Повторим, что такое опыление?


Давайте разберемся, поможет нам в этом иллюстрация модели цветка.

(Иллюстрация модели цветка распечатана и весит на доске)

- У цветов есть тычинки и пестик. На тычинках мельчайшие зернышки, маленькие желтые крупинки - пыльца. В пестике образуется плод. Для образования плода необходимо, чтобы пыльца с тычинок попала в пестик. Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на ее мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него пыльцу - опыляет цветок.

Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдет, плодов и семян у растения не будет.


- Что происходит в результате опыления цветов? (образуются плоды с семенами)

- Для чего растению семена? (Для размножения)


- Повторим еще раз, что делает пчела.

(Видеоролик 02:27)

- А кто мне еще раз скажет, что такое опыление?


Цветы привлекают насекомых ярким цветом, запахом, формой. Пчелы, шмели, бабочки – это насекомые – опылители. Они помогают растениям размножаться.

(На доске: «Насекомые опылители»: пчёлы, шмели, бабочки.)

- Назовите насекомых опылителей.


- Мы ответили на первый вопрос?

- Как же размножаются растения? Что же такое опыление? Что будет, если опыления не произойдет?


Давайте посмотрим, что же еще интересного нам расскажет пчела.

(Видеоролик 01:32)

- Как опыляются растения, которые имеют невзрачные цветки?


- Какой следующий вопрос?

Перед тем как ответить на следующий вопрос, встанем со своих мест и немного отдохнем.

регулятивные УУД:волевая саморегуляция; коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные УУД: общеучебные: умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.Логические УУД: анализ, синтез, сравнение.


Физминутка


А для этого поиграем в игру «Наоборот».

Сейчас я буду показывать действия, а ваша задача не запутаться и выполнять все наоборот, например, я скажу открыть рот - значит, вы закроете, всем понятно, что мы сейчас будем делать?
опустить руки - поднять;
открыть рот - закрыть;
согнуть руки – распрямить;

потянутся на носочках – присесть;

руки вниз – поднять руки;

Молодцы, вы очень внимательные, присаживайтесь на свои места.


5. Первичное закрепление.

Задача: проговорить новое знание, записать в виде опорного сигнала, решить типовые задания на новый способ действия.

Создание ситуации успеха, объяснение,

упражнение,

беседа, повторение, использование игр и игровых форм организации обучения, стимулирование занимательным содержанием.


- На какой следующий вопрос необходимо найти ответ?

2) Как распространяются семена?

- А теперь давайте подумаем, как же еще распространяются семена? Мы знаем, что семена, которые не опыляют насекомые-опылители, распространяются с помощью ветра.

Подумайте, как еще могут распространяться семена?

Плоды растений – настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели. У каждого семени свой «транспорт».


(Посмотрим, что об это нам расскажет наша гостья)


Рассмотрите иллюстрацию на стр.79.

- Какие приспособления есть у этих семян? (парашютики).

Большинство семян – любители полетать. Многие семена крылаты.

Но только легкие семена может перенести ветер.

Давайте узнаем, как еще распространяются растения, а вы запоминайте, с помощью чего или кого они путешествуют, и чтобы не забыть загибайте пальцы.

(просмотр видеофрагмента)

Ну что, какие способы распространения семян или плодов вы запомнили?

Давайте запишем на доске.

Мы уже знаем один способ распространения, кто может назвать его? С помощью чего распространяются семена одуванчика или березы?

Миша иди к доске, записывай, что переносит семена березы?

  • Ветер

(Как распространяются плоды или семена с помощью …)

Какие еще способы запомнили?

  • Вода

Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и течения. Кокосовые орехи плавают в воде годами и не теряют всхожести. У плодов, которые держаться на воде, есть много клеток и полостей, наполненных воздухом. Эти воздушные подушечки не позволяют плоду или семени быстро пойти ко дну.


  • Животные

Плоды некоторых растений тяжелые, поэтому ветер не может их распространять. Например, плоды дуба – желуди, орехи лещины падают рядом с деревом и ждут, когда «носильщики» перенесут их в другие места. Белки, мыши, птицы не заставляют себя долго ждать. Набегут, подхватят желуди, орехи и разнесут их по норам и дуплам. Эти плоды для них вкусные и ценные запасы на зиму. Весной забытые и потерявшиеся плоды дадут ростки новых деревьев и кустарников.

  • Человек

Есть растения, которые путешествуют тайно, повсюду следуя за человеком. Куда он, туда и они. На шерсти животных и одежде человека встречаются цепкие головки череды, репейника. Некоторые невозможно вычесать. У растений много различных крючков, зацепок, зубчиков - приспособлений для того, чтобы удерживаться и путешествовать как можно дальше.

  • Саморазбрасывание

Есть семена, которые распространяются самостоятельно. В Крыму на морском побережье можно встретить сорное растение - бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.


- Катя, сделай вывод, как распространяются семена.

- Ответили на второй вопрос?

Какой вопрос остался?


3) Как развиваются растения?

- Как вы думаете, что необходимо семечку, чтобы из него выросло новое растение?

Чтобы из семечка выросло новое растение, оно должно попасть в место, где тепло, есть влага и воздух, то есть когда оно попадает в почву.

Как же растение развивается из семени? Сначала из семени появляется корешок, а потом стебелёк с листочками. Проросток растет и со временем превращается во взрослое растение. На нём появляются цветки, а после опыления на месте цветков – плоды с семенами.

А сейчас давайте посмотрим, что нам об этом расскажет пчела.

(Досмотр видеофрагмента)

Демонстрация опыта

Мне стало интересно, а как же растение развивается? Как из маленького семени получается новое, большое растение.

Для прорастания растения нужны тепло, вода, воздух.

Я взяла семена редиса. Сначала я маленькие семена положила в теплую воду, замочила его. Семя набухло, и у него появился корешок.

Обратите внимание на него. Пророщенное семя я высажу в землю. И появится маленький зеленый росточек, который потом, я думаю, вырастет и станет взрослым растением.


Личностные УУД: самоопределение.Логические УУД: синтез.

6. Самостоятельная работа

Задача: способствовать тому, чтобы каждый из обучающихся сделал вывод о том, что он уже умеет, создать мотивацию на успех каждого ребёнка.

Практическая работа.

Для того чтобы закрепить знания по изученной теме, самостоятельно выполните практическую работу «Изучаем способы распространения плодов».

Для этой работы вам понадобится иллюстрация в учебнике на стр. 79.

А работать вы будете в таблице, которую вы найдете в рабочей тетради на стр. 46.

- Кто увидел, какая цель работы? Прочитай вслух Саша.

Работать вы будете по следующему плану:

  1. Рассмотри плоды.Какому растению они принадлежат?

  2. Запиши название растения в первой колонке таблицы.

  3. Подумай, как они распространяются.В чём видна их приспособленность?

  4. Определи способ распространения плода.

  5. Закрась кружки в определенный цвет: синий – распространяется с помощью ветра, красный – с помощью животных или человека.

познавательные УУД: общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


7.Информация о домашнем задании

Объяснение.

- Ребята, откройте дневники, запишите домашнее задание.

Прочитайте текст в учебнике на стр. 78 – 81, доделать практическую работу.


8. Рефлексия деятельности (итог урока).

Задача: способствовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Беседа. Поощрение.

- Над какой темой работали сегодня?

  1. Как размножаются растения?

  2. Как распространяются семена?

  3. Как развиваются растения?

Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами.

(«Принцесса на горошине» - боб, «Петушок и бобовое зёрнышко» - боб, «Золушка» - тыквина, «Приключения Чипполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка).

  • Что дал каждому из вас урок?

  • Была ли от него польза?

  • Какие знания, опыт каждый из вас сегодня получил?

Спасибо за урок ребята, мне понравилось с вами работать вы очень активный и дружный класс.

До свидания!

Личностные УУД: самоопределение.Регулятивные УУД: оценка собственной деятельности.



Скачать

© 2016, 1190 30

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!