СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка кураторского часа "Памяти жертв политических репрессий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

С 1991 года 30 октября в нашей стране является Днём памяти жертв политических репрессий, днём памяти миллионов советских людей, безвинно прошедших через сталинские лагеря, многие из которых там сгинули, были расстреляны, замучены, погибли от истощения и непосильного рабского труда, остались лежать в безымянных братских могилах. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка кураторского часа "Памяти жертв политических репрессий"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Крым «Керченский политехнический колледж»
















Методическая разработка классного часа


«Памяти жертв политических репрессий»










Согласовано:

Зам директора по УВР

А.А. Филь













Керчь 2016

Цель:

• формирование представлений о событиях 30-х годов 20 века;

• формирование опыта нравственного поведения личности;

• формирование гражданско-патриотической позиции обучающихся.

• воспитание у обучающихся любови к истории Родного края.


С 1991 года 30 октября в нашей стране является Днём памяти жертв политических репрессий, днём памяти миллионов советских людей, безвинно прошедших через сталинские лагеря, многие из которых там сгинули, были расстреляны, замучены, погибли от истощения и непосильного рабского труда, остались лежать в безымянных братских могилах. Вот некоторые цифры. На 1 января 1939г. в лагерях находилось 1 мл. 317 тысяч 195 заключенных. Из них русских - 830491, украинцев – 181905, белорусов – 44785, татар – 24894… Среди репрессированных было очень много писателей и поэтов.

Репрессии существовали всегда. И в давние времена правящие круги боролись с теми, кто выступал против них. Но такого размаха, как в XX веке, репрессии не достигали никогда: они затрагивали целые народы, абсолютно все социальные слои общества. Такого количества жертв – десятки миллионов, такой протяжённости во времени (репрессии начались с 1917 г. и продолжались фактически до середины 1980-х гг.) не было никогда в истории России.

Продолжать жизнь невозможно без знания прошлого. Ведь, как известно, история не учит, она наказывает за невыученные уроки. Сегодня мы вспомним писателей и поэтом, которые не по словам, а на собственном опыте испытали, что такое репрессии. В 1939 году творческая интеллигенция обращается с открытым письмом к Сталину. «...Лицемерно провозглашая интеллигенцию «солью земли», Вы лишили минимума внутренней свободы труд писателя, ученого, живописца. Вы зажали искусство в тиски, от которых оно задыхается, чахнет и вымирает. Неистовства запуганной вами цензуры и понятная робость редакторов, за все отвечающих своей головой, привели к окостенению и параличу советской литературы. Писатель не может печататься, драматург не может ставить пьесы на сцене театра, критик не может высказать свое личное мнение, не отмеченное казенным штампом. Вы душите советское искусство, требуя от него придворного лизоблюдства. Вы насаждаете псевдоискусством, которое с надоедливым однообразием воспевает вашу пресловутую, набившую оскомину «гениальность». Бездарные графоманы славословят вас, как полубога, «рож-денного от луны и солнца», а вы, как восточный деспот, наслаждаетесь фимиамом грубой лести. Вы беспощадно истребляете талантливых, но лично вам неугодных русских писателей. Вслед за Гитлером вы воскресили средневековое сжигание книг. Я видел своими глазами рассылаемые советским библиотекам огромные списки книг, подлежавших немедленному и безусловному уничтожению. ... Против фамилии многих авторов стоит «уничтожить все книги, брошюры и портреты».

Вы лишили советских ученых, особенно в области гуманитарных наук, минимума свободы научной мысли, без которого творческая работа исследователя становится невозможной...» Где Исаак Бабель? Осип Мандельштам? Николай Гумилев? Борис Пильняк? Как сложилась судьба Варлама Шаламова? Александра Солженицына?

- Ребята, как вы понимаете следующие строки из стихотворения Р.Рождественского?

…Кажется сегодня мне,
Что у нас с тобою было
Две страны в одной стране.
Первая страна вставала
На виду у всей земли.
Радостно рапортовала!
А вторую в даль везли…
(Р. Рождественский.)

В поэме «Реквием» Анна Ахматова обращается к народу:

Вместе с вами я в ногах валялась

У кровавой куклы палача.

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

"Кровавой куклой палача" назвала Анна Андреевна Николая Ежова, который занимал место руководителя НКВД в годы так называемого "большого террора", или ежовщины - 1935-1938 годы. Поэма основана на автобиографических фактах. Единственный сын Ахматовой - Лев Николаевич Гумилев 14 лет провел в лагерях, в заключении. Он был не только сыном двух великих поэтов, но и ведущим научным сотрудником Ленинградского университета, доктором исторических наук, основателем нового научного направления - этнологии. Муж Ахматовой Николай Гумилев был расстрелян.

Человеческий и писательский подвиг В.Шаламова заключается в том, что он не только вынес 17 лет лагерей и сохранил живой свою душу, но и нашел в себе силы написать книгу в память о безвинно погибших в назидание потомкам. Говорить о В.Шаламове трудно. Его трагическая судьба в значительной степени отразилась в знаменитых «Колымских рассказах» и многих стихах. Почти 20 лет тюрьмы, лагерей, ссылки, одиночество и забытость в последние годы жизни, жалкий дом престарелых и в конце концов смерть в психушке, куда писатель насильно переведён из этого дома, чтобы умереть от воспаления легких. Сказать об этом, наверное, ничего не сказать…

Трудно сохранить чувство человеческого достоинства в лагерных условиях. Тому пример из книги О. Волкова «Погружение во тьму»: «Падающих заключенных поднимали, разбивали в кровь лицо, пинали ногами, ставили «на комары», когда раздетого догола заключенного отдавали на съедение полчищам свирепых соловецких комаров, облеплявших беззащитное тело серым шевелящимся саваном, пристреливали «при попытке к бегству» ни о чем таком не помышлявшего заключенного. В этих условиях любая попытка протеста грозила мгновенной безжалостной расправой, потерей здоровья, а то и гибелью».

Репрессии 30-х годов – важное явление в судьбе России и русского народа. Его объективного анализа еще не было и не могло быть. Боль утрат еще слишком велика, и любая попытка хладнокровного анализа выглядит аморальной. На политической арене большую роль во время перестройки играли родственники, и даже сыновья погибших в 30-е годы политиков. Сам образ репрессий – настолько важный инструмент политики, что все средства создания или изменения этого образа охраняются жесткой, хотя и не всегда явной цензурой. В результате общественное сознание пока что не готово к восприятию не только логического анализа, но и просто достоверной информации о явлении.

В нашем городе, около музея артиллерии, появился билборд – щитовая рекламная доска со словами: « Пока живу, хочу успеть!». Здесь каждый может подойти и написать только одно желание, САМОЕ ГЛАВНОЕ. Одной строкой, которая вмещает не больше пяти слов. Как сказали ведущие, по миру таких билбордов уже 350, на 54 языках мира.

После сегодняшнего классного часа что бы вы хотели написать???



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!