СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка мастер- класса "Холодный батик"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс разработан для детей младшего школьного возраста. Он доступен и прост в выполнении .

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка мастер- класса "Холодный батик"»

Методическая разработка мастер класса  «Холодный батик»

Изостудия «Умка» (младшие школьники)

Березуцкая Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования

Цели и задачи мастер класса

Цель :

Познакомить  с техникой  “холодного батика ”, с его применением в интерьере. Научить простейшим приёмам техники “холодного батика ”.

Задачи:

Обучение:

Расширить кругозор аудитории  в процессе изучения данного вида прикладного творчества, сформировать знания о существующих видах прикладного творчества, об особенностях их выполнения.

Развития:

Развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти, точность движений, художественный вкус, творчество.

Воспитания:

Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность.

Здравствуйте, меня зовут Березуцкая Светлана Владимировна, сегодня мы поговорим, о технике «холодной» росписи по ткани и изготовим панно используя эту технику.

Мастер – класс по теме « холодный батик» будут помогать мне проводить мои десятилетние помощницы (называю учеников). На доске слайды, виды батика.

Заниматься творчеством сегодня интересно и модно. Каждый второй шьет, вышивает, клеит и мастерит. Незаметно сам соблазняешься сделать что-нибудь красивое и желательно полезное.

Роспись ткани принято считать достаточно дорогим увлечением и привилегией художников - профессионалов. В то же время потребность овладеть  этим видом искусства достаточна велика. На начальном этапе обучения детей, можно немного сделать дешевле за счет использования недорогих материалов.

Многообразие способов росписи тканей.

Это холодный и горячий батик, свободная роспись, роспись аэрографом и другие. Роспись по ткани – увлекательный процесс. Связано это с чудесным материалом - щелком, с одной стороны и прекрасными яркими красками, благодаря которым можно так быстро и неподражаемо украсить этот материал .

Так что же такое – батик?

Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского оно означает «капля воска». Membatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать. Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани. (Материал из Википедии)

Где применяется?

Батиком можно оформить все, что подскажет нам наша фантазия: шарфы, платки, скатерти, шторы, футболки, платья, открытки, панно. Можно сделать диванную подушку под интерьер. Да мало ли что можно сделать… Главное, что все вещи получатся красивые! В них вложена любовь и ваша душа.

Холодный батик

Холодный батик, также называемый европейским, в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. Холодный батик относится к европейской модификации классических техник. В технике холодного батика используют краски на основе анилина. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Обычно используют густой (резиновый), и жидкий (на основе бензина). Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром (бензиновые), либо используются резервы в тюбиках (резиновые), которые оснащены удлинённым носиком. Как правило, холодный батик требует более аккуратной и тщательной работы над произведением, так как он создаётся «в один слой» (в отличие от многослойного горячего батика). Также в технике холодного батика имеется больше возможностей для свободной росписи и создания станковых живописных либо декоративных работ. Техника «в одно касание» позволяет создавать работы, сходные по восприятию с «мокрой» акварелью.

Для выполнения работы вам потребуется:



 

 Для работы вам понадобится ткань (шелк или шифон очень дорого использовать для первых пробных работ детей, поэтому, вначале мы используем дешевую подкладочную белую ткань), эскиз, кнопки, подрамник для ткани (ткань можно натянуть и на обычные пяльца, и на старую деревянную рамку), палитра, мягкие кисти разных размеров, 2 стакана с водой, краски по ткани «Гамма», батик-акрил, резервирующий состав (в нашем случае бесцветный), стеклянная трубочка для резерва(мы пользуемся инструментом который изготавливаем сами из пустого тюбика от клея ПВА и стержня от гелевой ручки), пипетка, контуры по ткани любых цветов( у нас "зеленый, черный"), соль для "спецэффектов".



  Ход работы

Время выполнения-40-60 минут


1. Итак, давайте попробуем классический холодный батик. Холодным его называют из-за использования холодного резерва (состав, ограничивающий растекание краски по ткани), в то время, как в горячем батике в качестве резерва используют расплавленный (горячий) воск или парафин.


2. Для начала необходимо определиться с рисунком. Можно создать свой авторский, а можно распечатать любой понравившийся. Мы изготовили свой эскиз. Формат бумаги должен соответствовать формату подрамника.



Ткань необходимо отрезать, тоже ориентируясь на размер подрамника, но с небольшим припуском (ведь крепить ее мы будем кнопками с обратной стороны подрамника)

Натянуть ткань на подрамник с помощью кнопок.
3. Переводим простым мягким карандашом наш эскиз на ткань. Подкладочная ткань - достаточно тонкая ткань, поэтому, если приложить рисунок с изнанки, его будет хорошо видно.


4. Подготовка закончена, можно приступать к работе. Первый этап - нанесение резерва. Резерв наносится специальными трубочками (чаттинг). Для холодного батика используют стеклянные, с тоненьким носиком. Чтобы набрать в трубочку резерв, используем подручные средства -клизму). После работы с резервом, трубочку нужно помыть бензином или керосином.

(Так же можно использовать  инструмент который сделали сами из пустого тюбика от клея ПВА и стержня от гелевой ручки, или готовый резерв в тюбике с тонким носиком он продается в художественном салоне)





5. Резерв не дает краске растекаться по ткани, создает барьер для цветовых пятен, поэтому наносим его по контуру рисунка (тому, что на бумаге под тканью). Резервирующие жидкости бывают разных цветов, мы в этой работе используем прозрачный. Наносим очень аккуратно, двигая по ткани трубочку с одинаковым нажимом и постоянной скоростью.


6.  Когда мы обвели все контуры рисунка резервом, проверяем нет ли где разрыва контура. Контуры должны быть все замкнуты.Затем сушим феном, чтобы резерв быстрей высох.


7. Теперь можно открывать и баночки с краской. Пипеткой выносим краску в ячейки на палитре. Дальнейшая работа не вызовет трудностей ни у кого, кто когда-либо рисовал акварелью. Цвета можно предварительно смешивать на палитре, для снижения яркости разбавляйте краску чистой водой. Следите, чтобы вода в стаканчике была постоянно чистой, батик не любит грязных цветов! 

8. Чтобы краска равномерно растекалась по ткани большие участки нужно смочить чистой водой.





Работу лучше вести от светлого тона к темному.Цвета можно наносить так, чтобы они плавно перетекали друг в друга. Не бойтесь того, что ваше пятно потекло куда-то не туда, для батика такая размытость - достоинство.

9. Конечно, для красивых цветовых переливов нужно подбирать сочетаемые цвета.





10. Не бойтесь экспериментировать - добавьте вашей работе ярких контрастных пятен! 



11. Фон должен оттенять всю работу - сделайте его или слабым и размытым, или, наоборот, ярким и насыщенным - тогда будет выделяться центр вашей композиции. 



12. Итак, почти вся работа закрыта цветом, можно окинуть ее взглядом, кое-что поправить... 

Приступим к солевым эффектам! Посыпать на влажные от краски пятна соль, что получится...



13.  На этом снимке уже начинают получаться... Удивительные узоры! 









14.  Пора приступать к нанесению контура. Он поставляется в тюбиках и бывает разных цветов (у нас зеленый и черный), им можно выделить какие-то важные участки полотна, нанося поверх бесцветных полос резерва. 


















15. Вот уже готовая работа. Когда она высохнет, соль можно стряхнуть, прогладить ткань утюгом для фиксации красителя, после этого никакая стирка вашему шедевру будет не страшна.































16. Работу вставить в рамку.





Надеемся, этот МК вдохновит вас на создание своих шелковых шедевров! Вдохновения и удачи всем! Автор МК: Березуцкая С.В.

Литература:

  1. Искусство батика. — М., ООО Изд-во АСТ. 2001

  2. Синеглазова М. О. Распишем ткань сами. — «Профиздат», М., 2001

  3. Дворкина И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. — М.: «Радуга», 2002, 2-е изд. — 2008.

  4. Синеглазова М. О. Батик. — «МСП», 2004

  5. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей. — «Владос», 2004

  6. Давыдов C. Батик: техника, приемы, изделия. — «АСТ-Пресс», 2005








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!