СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка метапредметного урока по ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»/: «Христианская семья. Семья Николая II - образец семейного воспитания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка   помогает  духовно-нравственному воспитанию школьников. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.

Тема урока: «Христианская семья. Семья Николая II – образец семейного воспитания»

Христианская семья – традиции, обычаи, принципы воспитания. Царственные страстотерпцы Романовы, к которым обращаются христиане с молитвой об укреплении семьи и развитии детей.

    Урок направлен на формирование ценностного отношения к истории, осмысление идеалов веры и благочестия на примере личностей членов Святой Царственной Семьи императора Николая II.

Учащиеся научатся  укреплять в семье доброту и взаимопомощь, уметь старательно выполнять  обязанности, быть милосердными, опираясь на примеры личностей Святой Царственной семьи. Бескорыстная любовь помогает посвятить себя другому, жить друг для друга. Так  было в семье Романовых, в которой брак приносил счастье, а семейная стала  жизнь  чистой, богатой, полной.  

    Урок способствует развитию у детей стремления в будущем к созданию крепкой, здоровой, благополучной семьи.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка метапредметного урока по ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»/: «Христианская семья. Семья Николая II - образец семейного воспитания»»















Методическая разработка метапредметного урока по ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»

Тема: «Христианская семья. Семья Николая II - образец семейного воспитания»





Автор: Сергеева Н.В.

учитель начальных классов





E-mail: [email protected]









Г.о. Подольск, 2016г.



Содержание





  1. Пояснительная записка………………………………… . 3

  2. Ход урока………………………………………………….5

  3. Использованная литература……………………………..11

  4. Приложения………………………………………………12





































Пояснительная записка.

Данная методическая разработка   помогает  духовно-нравственному воспитанию школьников. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.

Тема урока: «Христианская семья. Семья Николая II – образец семейного воспитания»

Христианская семья – традиции, обычаи, принципы воспитания. Царственные страстотерпцы Романовы, к которым обращаются христиане с молитвой об укреплении семьи и развитии детей.

    Урок направлен на формирование ценностного отношения к истории, осмысление идеалов веры и благочестия на примере личностей членов Святой Царственной Семьи императора Николая II.

Учащиеся научатся  укреплять в семье доброту и взаимопомощь, уметь старательно выполнять  обязанности, быть милосердными, опираясь на примеры личностей Святой Царственной семьи. Бескорыстная любовь помогает посвятить себя другому, жить друг для друга. Так  было в семье Романовых, в которой брак приносил счастье, а семейная стала  жизнь  чистой, богатой, полной.  

    Урок способствует развитию у детей стремления в будущем к созданию крепкой, здоровой, благополучной семьи.

Методикой обучения на данном уроке является развивающее обучение.

Развитие мотивации происходит с помощью создания проблемной ситуации  при решении творческих задач.

Речевое развитие - представление презентации.

Воспитание практической самостоятельности - проведение творческой работы в соответствии с изучаемой темой.

Методы обучения на уроке: словесные, наглядные, творческие, практические и проблемно – поисковые.

Метапредметные связи: культура и история, музыка, литература, языкознание.

Тип урока -  комбинированный, т. к. четко выделяются его части: организационный момент, постановка целей, практическое применение знаний, подведение итогов, самооценка.

Здоровьесберегающие технологии на уроке: соблюдение гигиенических требований к кабинету (чистота, свежий воздух); благоприятный эмоциональный настрой; смена деятельности;  физкультминутка.

Планируемые результаты:

регулятивные : саморегуляция;

познавательные: поиск и отбор необходимой информации;

коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

Для продуктивности используются инновационные технологии, что вызывает интерес к материалу. На уроке дети будут вырабатывать навыки и умения вести беседу, развивать эстетический вкус, интерес к родной истории. Предлагаемый конспект включает в себя подробное описание деятельности педагога и обучающихся на каждом этапе урока.

Цель: ознакомление учащихся с понятием христианская семья, семейные ценности на примере семейного воспитания царственной семьи Романовых, причисленной к лику святых.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить обучающихся с историей семьи Романовых.

  • Развивающая: развивать способности коммуникативных навыков, обогащать словарный запас, развивать познавательный интерес к истории своей семьи.

  • Воспитательная:привить любовь к своей семье, ее традициям и реликвиям.



Оборудование:

  • книжная выставка «Русская христианская семья»;

  • рисунки детей на тему «Моя семья»;

  • икона царственных страстотерпцев Романовых;

  • видеозапись проповеди патриарха Кирилла о семье;

  • музыкальное сопровождение (классическая музыка, колокольный звон), музыкальный видеоклип о семье Романовых;

  • проектор;

  • карточки – сердечки с написанными на них словами.

Оснащение для обучающихся:

  • цветные ручки и карандаши;

  • тетрадь для работ по «Основам православной культуры».

Оформление доски: дата, тема урока, новые слова.

 

Ход урока.

  1. Мотивационный момент.

Музыкальное вступление. Приветствие детей. Просмотр видеозаписи патриарха Кирилла с проповедью о семье. Обсуждение  выступления патриарха. (Приложение 1)

Вы узнали выступающего человека? Кто он? Какую роль играет он в стране? О чем он говорил? Какова главная тема нашего урока?

Сегодня на уроке будут работать три секции: «Литературная», «Историческая», «Религиозная». Участники каждой секции будут говорить, рассуждать, доказывать, рассказывать по сегодняшней теме с точки зрения истории, культуры, литературы и религии.

 На этом уроке мы познакомимся с семьей, ставшей в России символом семейной веры и любви. 

  1. Этап актуализации знаний по предложенной теме.

Речевая разминка.

Вспомните пословицы о семье. (Приложение 2)

Подберите синонимы к слову «семья».

Что думали о семье великие люди, умудренные жизненным опытом? 

Ответ на этот вопрос был домашним заданием. Дети зачитывают высказывания о семье известных писателей (секция «Литературная»); исторических личностей (секция «Историческая»); религиозных деятелей (секция «Религиозная»).

  1. Этап открытия нового знания.

Каждый человек создает семью. Семья — это союз двух любящих людей, которые дали обет верности друг другу, которые совместно воспитывают детей и вместе переживают радости и невзгоды. 

Уклад  жизни традиционной русской семьи уже изначально задавался православным календарем. В согласии жили с ним люди, семейные события тесно переплетались с ним. В основе православного календаря лежат события, связанные с именами Господа Иисуса Христа и пресвятой Богородицы, с именами многочисленных людей живших свято. 

(Дети перечисляют имена святых почитаемых в России)

Какими чудесными радостями наполнены дни семейной жизни православных?

Презентация проекта участников секции «Религиозная» - «Таинства, праздники, скорбные дни в православной семье». 

Красота и уют, внутренняя теплота в семье – это  богатство. Из многих драгоценных камней оно составляется. Крепкие и дружные семьи хранят всю жизнь неизменные традиции. Что такое традиции? Какие традиции русского народа вы знаете?

Участники секции «Литературная» подготовили проект «Семейные традиции в детских книгах» (Приложение 3)

- А какие семейные традиции существуют в вашей семье?

 Физкультминутка. Какие занятия в вашей семье принято проводить вместе? Ребята, давайте  будем не называть, а показывать эти  занятия.

Выбирается ученик , он  показывает движение, которое обозначает какое-то совместное семейное занятие, остальные дети повторяют и говорят слово-отгадку. Например: зарядка, прогулка, чтение книг, уборка, приготовление обеда и т. д.

В истории России было много семей, которые стали образцом семейного уклада, воспитания. Одной из них  стала семья последнего российского царя Николая II.

Членов этой семьи называют  – страстотерпцы.

Ребята, запишите в словарики слово «страстотерпцы». Так называют в Православной Церкви христианских мучеников, которые претерпели страдания  во имя Иисуса Христа. Это наименование относится к тем святым, которые приняли мученическую смерть не за христианскую веру, в отличие от мучеников и великомучеников, возможно даже от своих близких и единоверцев -  из-за злобы, корысти, коварства, заговора.

Послушайте историю этой семьи  и ответьте на вопрос: «За что Романовых называют страстотерпцы?»

Просмотр слайд-презентации «Страстотерпцы Романовы»  с комментариями учителя.

Комментарии к слайдам презентации:



Император Российский Николай II был сыном императора Александра III. Ещё малень­ким ребёнком царевич Николай проявлял особую любовь к Богу и к Церкви. Он получил основательное домашнее образование, знал несколько иностранных языков. Императрица Александра была дочерью немецкого герцога, а бабушка её была английской королевой.

Императрица Александра   душой приняла Православие и благочестием выделялась даже среди русских людей.

У царя Николая и царицы Александры родились четыре дочери и — последним - сын Алексей. Дети были очень дружны между собой и с родителями.

К сожалению, Российская импе­рия приближалась к крушению. Неко­торые люди не любили лично царя, но ещё больше было таких, ко­торые ненавидели саму царскую власть, ненавидели Православную Церковь или равнодушно относились к ней.

С великой скорбью вос­принимал государь происходившие в стране бедствия и беспорядки и всячески старался облегчить положение народа, но это было не в его силах.

В 1914 голу началась Первая мировая война, самая кровопро­литная из всех бывших до неё. С начала первой мировой войны Государь всё время находился с армией, лично руководил, хотя и не всегда удачно, военными действиями, много общался с солдатами. Императрица с дочерьми стали сестрами милосердия и ухаживали за ранеными. Личное участие царской фамилии в подвиге войны помогало и народу терпеливо нести этот подвиг.

Многие русские люди погиб­ли, народ устал от войны. Этим воспользовались революционеры и стали клеветать, что во всём виноваты царь и царица. Почти все ближайшие сотрудники царя: военачальники, министры и многие другие оказались настроенными против него. Им удалось убе­дить Николая II в том, что если он отречётся от престола, это будет спасительным для России. На самом деле это оказалось гибельным и для России, и для самой царской семьи.

После отречения царь был арестован, арестованы были и ца­рица Александра, и дети. Условия содержания поначалу были не тяжёлыми, но постепенно ужесточались. Особенно усилились стра­дания, когда после Октябрьской революции к власти пришли боль­шевики. Узников перевезли в Екатеринбург и поселили в отдельном доме под строгой охраной. Спать царской чете и княжнам приходилось на полу, без крова­тей. Прогулка в саду разрешалась единожды в день, поначалу в течение 15-20 минут, а потом не более пяти.

Все они понимали возможность скорого конца. Даже у цесаревича Алексия как-то вырвалась фраза: «Если будут убивать, только бы не мучили...» Государыня и великие княж­ны часто пели церковные песнопения, которые слушал и караул.

В одном из писем Ольги Николаевны есть такие строки: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».

Убили царскую семью поздней ночью в подвале, а потом тайно похоронили и постарались замести следы. Почитание царской семьи началось cpaзy же после их муче­нической кончины. К царственным страстотерпцам многие христиане обращаются ныне с молитвой об укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия – ведь во время гонений царская семья была особенно сплоченной и пронесла православную веру через все скорби и страдания.


Учитель показывает икону царственных страстотерпцев Романовых. Как музыкальное сопровождение, звучит песня Ж. Бичевской «Святым царственным мученикам».

Дети из секции «Историческая» представляют музыкально-литературную композицию «Благочестия светлым примером стало ваше святое Семейство»

Учащиеся из этой секции, рассаживаются также как и члены царственной фамилии на семейных фотографиях,  под музыкальное сопровождение читают стихи о семье Романовых.(Приложение 4).

  1. Этап закрепления знаний.

 Работа в группах. На столах -  тексты. Дети читают  и выполняют  задания.

Секция «Историческая»: найти и подчеркнуть  исторические события связанные с жизнью семьи Романовых.

Секция «Религиозная»: найти и подчеркнуть в тексте подтверждения, что семья-верующая, религиозная.

Секция «Литературная»: найти и подчеркнуть семейные традиции царственной семьи.

Текст:

   Вся царская семья – это мученики. Их называют так потому, что они были зверски убиты, расстреляны после Октябрьской революции 1917 года.

  Будущий царь Николай и принцесса Алекс ждали долгих 10 лет благословения родителей, чтобы вступить в брак.

  Вся семья была истинно верующей, православной. Каждый день начинался с молитвы в домовой церкви. Царская семья регулярно ходила на богослужения в церковь.

 Воспитание детей императора Николая II было очень строгим. Все дети спали на жёстких кроватях, почти без подушек, по утрам принимали холодный душ. Одевались очень просто. Деньгами их не баловали. Государыня следила, чтобы дети не бездельничали. Они должны были много читать, заниматься рукоделием. Все её дочери умели вышивать, вязать, дарили свои изделия своим близким. Простота в быту, любовь и сострадание к ближним были главными семейными добродетелями.

 Все члены семьи заботились друг о друге, дети с любовью и вниманием относились к родителям.

 Во время Первой мировой войны царица Александра Фёдоровна и великие княжны прошли курсы сестёр милосердия и ухаживали за ранеными в Царском селе.

  Царские дети были горячими патриотами, любили Россию и всё русское, говорили только по-русски. Отец их, император Николай II подавал им в этом пример.

Семья была проста в обращении. Государь не терпел высокомерия и учил детей тому же. Он очень любил своих детей и воспринимал очередное появившееся дитя как дар Божий его семейству.

  1. Подведение итогов урока.

Скажите, какие нравственные ценности вы хотели бы перенять у членов семьи Романовых?

На доске прикреплены карточки – сердечки.(Приложение 5)

Что из этих добродетелей  должно быть в семье? Что вы выберете?

Каждый ученик выбирает карточку и называет.

Эти сердечки вы заберете домой, и подарите родителям, а также другим близким.

Пусть в ваших семьях будет мир, любовь и добро!

                                          Спасибо за урок!

 











































Использованная литература и интернет-ресурсы:

    1. Кураев, А., Основы духовно-нравственной культуры народов России. [Текст]. – М.: Просвещение, 2014.

    2. Островский, К.,Святые ХХ века. Краткие жития для детей. – Красногорск, 2012.

    3. Русская семья [Текст]. – М.: Белый город, 2009.

    4. Савченко, П. , Русская девушка. [Текст]. – В.: Покров, 2015.

    5. http://martyr-spb.ru/martyr/1577 - комментарии к слайдам презентации «Страстотерпцы Романовы».

    6. http://missia.od.ua/972-17-iyulya-pravoslavnaya-cerkov-otmechaet-den-pamyati-svyatyh-carstvennyh-muchenikov.html - материал к тексту для закрепления знаний.

    7. http://ekskursia-spb.ru/ekksklyuziv/stixi-o-carskoj-seme/ - стихи о царской семье





























Приложения.

Приложение 1. Проповедь Патриарха Кирилла о семье.





























К сожалению, сегодня жизнь устраивается так, что люди потеряли представление о Божественной ценности семьи. Почему Божественной ценности? Да потому, что семья есть Божественное установление.

Брак - это не только наслаждение и общение любящих друг друга людей, это и ношение тягот друг друга. А тяготы являются и в болезнях, и в скорбях, и в неудачах по работе, и в потере материального благополучия, в потере жилья, работы, - да какие только трудности не появляются на пути людей! И встречать эти трудности семья должна как одно целое.

Жена должна мужественно воспринимать часть того, с чем сталкивается муж, в том числе проблемы, с которыми ему предстоит бороться.

Так же и мужья должны принимать на себя тяготы жен, особенно когда их посещает болезнь или когда уходит молодость. Эти тяготы мужья должны воспринимать с благодарностью Богу - за дар любви, за дар семьи, за дар детей.

Богу было угодно, чтобы институт семьи был связан с Его пришествием в мир. Через Боговоплощение семья не просто освящается - ей предается Божественный статус. «Что Бог соединил, то человек да не разлучит» (Мк. 10:9) - величайшие слова Божественного Писания, которые осуществляются в семейных отношениях.







Приложение 2.


Пословицы о семье

Вся семья вместе, так и душа на месте. Человек без семьи, что дерево без плодов. В хорошей семье хорошие дети растут.

Дитя хоть криво, да отцу-матери мило. В гостях хорошо, а дома лучше. Семья - печка: как холодно все к ней собираются.

В семье согласно, так идет и дело прекрасно. В своём доме и стены помогают. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
























Приложение 3. Презентация «Семейные традиции в детских книгах»

















Приложение 4. Стихи о семье Романовых.

Царь Николай (Из воспоминаний флигель-адъютанта Д.С.Шереметьева).

 Глубокой веры был исполнен Царь. 
Звучит молитва "Отче наш" - смиренно, 
Становится коленопреклоненно, 
Царевич входит, чтоб служить - в алтарь.

 Строительством церквей, монастырей 
Украсил Он Великую Россию. 
Святых - прославил больше всех Царей! 
Стремился каждый день на литургию.

Царица Александра Федоровна

Царица, после литургии 
Шла к раненым, чтоб им служить. 
О, кто так мог жить для России?! 
Солдат был рад боготворить,

Когда склонялась над больными - 
Сама в болезни, чуть дыша - 
В увечьях страшных, над слепыми, 
Молилась, плакала душа.

 Несчастных в горе утешала, 
Лечила раны, свет несла. 
И умирающих ласкала - 
Касались, точно два крыла!..

ЦЕСАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ

Носили Ангелочка на руках: 
Не спал, не ел, лежал, слабел в постели, 
Чуть силы набирался - еле-еле 
Шептал: "О, Боже, сущий в небесах,

О, смилуйся! - и крик стоял в глазах!.. 
Болезнь смертная всё душу стерегла, 
Но покорить в молитвах не смогла. 
И даже, если мальчик веселился - 
В глазах скорбей и горя след таился...

Ольга

 Ольга светозарная - красота Христова! 
За народ свой падший умирать готова. 
Жертвенный светильник, грех Руси вместив, 
Вознеслась Ты к Богу, подданных простив.

 

"Кротость", "Милосердье" - имена Твои... 
Вслед моей молитве вторят соловьи.

 На подоле неба - белое перо, 
С крыльев уронила... Все от слез серо 
На планете скорби... Нет Святых Невест! 
Вот и разгулялось горе, зло окрест...

 Татьяна

 Ангел белокрылый - нежная Татьяна. 
Словно ландыш трепетна... Богом осияна. 
Восхищает царственность. Ты - сосуд Любви... 
Вдовы вслед шептали: "Нас благослови!"

Всех сирот согрела Горней теплотой, 
Исцеляла чуткой, любящей рукой. 
В белые одежды Солнца облеклась, 
В небеса лебёдушкой чистой вознеслась.

Предстаёшь прекрасной, в золотом венце... 
Русь осиротела... слезы на лице...

Мария

 Очи бездонные - "блюдца Марии", - 
В них - Небо плещется, вечность светится. 
Ты, озаренная - жемчуг России! 
В скорби слетаешь святой голубицей.

И расторгаются смерти оковы. 
В помощь сестер призовешь для покрова: 
Рядом - четыре райские Птицы, - 
Как мне любовью Вашей напиться,

 Что въявь живительный сладкий родник - 
Путник усталый всей болью приник... 
"Милость - Мария!" - Взывают уста, - 
Имя Твоё - "Доброта", "Доброта!"

Анастасия

 Солнышко красное - Анастасия! 
В благовест смех Твой вплетается радостный. 
Дух и душа - это сердце России! 
В тайной молитве взывать к Тебе сладостно.

Трепет объемлет от умиленья - 
Слезы пролью на ладони лучистые, 
Их соберешь Ты и мне в утешенье 
Небо подаришь в радуге чистое.

 Колокол вторит: "А-на-ста-си-я!.." 
Все имена перечислил любимые - 
Самые милые, неповторимые - 
Вы - лик и символ Великой России!

 Как Вас вернуть?! В горле горький комок... 
Стопочки в небе ищу райских ног...

Приложение 5.

Карточки - сердечки.

Слова для карточек: любовь, добро, отзывчивость, нежность, мудрость, вера, надежность, здоровье, справедливость, милосердие, кротость, уважение, терпение, трудолюбие, щедрость, радость, благодарность, гостеприимство, чистота, аккуратность, бережливость, благовоспитанность, вежливость, верность, взаимоподдержка, прощение, доверие, душевность, миролюбие, отзывчивость и др.



ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ

МИЛОСЕРДИЕ






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!