Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пгт Опарино»
Организация ученического самоуправления в классе как средство формирования личностных качеств
Подготовила: Воронина Н.А, классный руководитель 5 класса
Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Дай мне действовать самому
И я научусь! (Китайская мудрость)
Школа – это маленькая модель общества. Если мы хотим, чтобы обучающиеся во взрослой жизни стали инициативными людьми, то необходимо сделать их инициативными уже в школе. В законе «Об образовании» слово «воспитание стоит на первом месте в образовательном процессе, а следовательно, является одной из главных задач, поставленных обществом перед школой.
Формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, требует сегодня воспитания качеств личности:
творческая инициатива и социальная активность;
ответственность;
коммуникативность;
умение ставить цели и достигать их;
самостоятельность в решении личных и общественных проблем;
умение адаптироваться в новой обстановке;
ответственность за себя и за других.
Воспитанию этих качеств во многом способствует ученическое самоуправление. Ученическое самоуправление - управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.
Цель: создание благоприятных педагогических, организационных, социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого ученика в процессе включения его в разнообразную коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству.
Задачи:
создание системы УС как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого ученика;
выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ученика с учетом его возможностей;
предоставление учащимся реальной возможности участвовать в управлении классом;
развитие навыков лидерского поведения, организаторских способностей, навыков коллективной и руководящей деятельности;
Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления в классе:
- Устав школы;
- Правила для учащихся, в основу которых положены нравственные ценности, направленные на уважение личности учащихся, их самостоятельности, взглядов, суждений, достоинства и чести.
Принципы самоуправления
Равноправие - все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.
Гуманность - действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.
Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся.
Ответственность - необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед общим собранием
Структура самоуправления в классе
Классное собрание; совет класса - высший орган самоуправления, на котором решаются важнейшие дела, обеспечивая каждому ребенку равные права участвовать в решении и обсуждении всех вопросов жизнедеятельности коллектива. Результатом работы собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе. На собрании дети учатся общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Классный руководитель учит слушать своих товарищей, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие.;
Основные функции:
- формирует органы самоуправления класса;
- рассматривает и утверждает план деятельности органов самоуправления класса;
- вырабатывает и формирует предложения учащихся по совершенствованию работы;
- заслушивает отчеты и оценивает результаты деятельности органов самоуправления класса.
- координирует деятельность всех органов самоуправления учащихся класса, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу;
- организует самообслуживание учащихся, дежурство по классу и школе;
- организует выпуск стенгазет и работу классного уголка;
- обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;
- заслушивает отчеты о работе органов классного самоуправления;
- решает вопросы поощрения и наказания учащихся класса;
- организует соревнование в классе, подводит итоги.
- Содействует соблюдению учащимися режима и правил поведения в школе
- Организует выполнение решений классных часов, совета класса
- Организует помощь в учебе учащихся, имеющих проблемы.
- Готовит и проводит классные часы, организует досуг, внеклассные мероприятия
- Отражает всю важную информацию в классном уголке, отмечает важные события.
| Отвечает за: |
Учебный сектор (служба, комитет) министерство образования | - создание условий для учебной деятельности школьников; - сбор информации об учебном процессе; - проверка домашних заданий и уровня подготовки к урокам; - проверка сохранности учебников; - проведение интеллектуальных игр, турниров, конкурсов |
Культурный сектор (служба, комитет) министерство культуры | -подготовка и проведение вечеров отдыха, праздников, в классе; - проведение игр и конкурсов; -сбор информации о достижениях учащихся класса в творческой деятельности |
Спортивный сектор (служба) министерство спорта | - подготовка и проведение спортивных соревнований; - участие класса в общешкольных спортивных соревнованиях; - сбор информации о спортивных достижениях учащихся класса - проведение физкультурных минуток в классе |
Трудовой сектор (служба, комитет) министерство труда | - организация дежурства по классу; - уборка классного кабинета в конце каждой четверти; - проведение субботников - Подготовка классного кабинета к зимнему периоду |
Хозяйственный сектор (служба, комитет) | - сохранность и ремонт мебели класса, - подготовка и обеспечение класса в экскурсиях и поездках, походах, - обсуждение вопросов хозяйственных нужд класса в совете класса |
Информационный сектор, (служба) | - работа классного уголка; - выпуск классных стенгазет; - создание портфолио класса (фото- и видеотеки класса) - Подготовка объявлений по текущим событиям в жизни школы |
Сектор правопорядка (служба, комитет) министерство порядка | - дежурство класса по школе (распределение на посты и контроль за дежурством учащихся на постах); - охрана порядка во время проведения классных вечеров; - ознакомление учащихся с правилами безопасного поведения; - осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка школы |
Медицинский сектор (служба, комитет) министерство здравоохр-я | - собирают информацию о заболеваемости учащихся класса, - организуют посещения ребят, которые находятся на лечении в больницах или дома длительное время, - готовят сообщения для классов в период эпидемий болезней - ведут контроль за внешним видом |
Библиотечный сектор (служба, комитет) | - помощь классному руководителю в подборе необходимой литературы для подготовки и разработки сценариев классных дел, - поиск дополнительной информации в библиотеке по заданию учителей – предметников, - организация получения и сдачи школьных учебников, - организация посещения книжных выставок |
Служба озеленения | - забота о растениях класса и школы, - помощь в организации и проведении экскурсий на природу |
Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять.
Основные функции управления:
1. Планирование - поиск ответа на вопрос «Что делать в классе, чтобы всем было интересно?»
2. Организация - поиск ответов на вопросы «Кто? Когда? Где? С кем будет выполнять запланированную работу? (н-р, формирование органов ученического самоуправления путем голосования, формирование законов жизни классного коллектива)
3. Контроль - получение информации о протекании процессов организаторской деятельности класса (н-р, контроль за состоянием учебников и тетрадей. организация конкурса «Лучшая тетрадь», «Лучший дневник»)
4. Анализ - органы классного самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива (н-р, через написание сочинений по теме «Я и мой класс», анкеты для учащихся)
5. Регулирование и коррекция - внесение изменений в функционирование системы самоуправления класса.
В условиях обучения и воспитания учащихся с нарушениями интеллекта школьное самоуправление является хорошим средством сплочения ученического коллектива, при этом вся деятельность осуществляется детьми, а учитель берет на себя педагогическое руководство (сообщает учащимся знания о значении самоуправления; передает учащимся организаторский опыт, показывает пример участия в общественной работе; формирует положительные мотивы у учащихся по отношению к самоуправленческой деятельности; вырабатывает у учащихся навыки самостоятельной работы).
Необходимо привлекать к управлению жизнью класса как можно больше учащихся, не ограничиваться узким кругом актива. Помочь каждому раскрыться, показать свои лучшие стороны, реализовать свои способности и возможности. Через различные виды совместной деятельности у школьников вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, закрепляются умения, с одной стороны, брать определенные обязательства и выполнять их, с другой стороны, подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личные интересы с групповыми и общественными.
Участвуя в работе органов классного самоуправления, учащиеся приобретают ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются положительные нравственные качества и черты характера. В классе разрабатываются «Правила для учащихся», последовательно и четко выполнять которые должны стараться все ребята. Развитие детского самоуправления предполагает широкое привлечение учащихся к самообслуживанию, которое поддерживает материально-техническую базу коллектива и решает ряд задач воспитания (привычки и навыки самостоятельного труда, бережное отношение к общественной собственности): ребята сами планируют свою работу на субботниках, следят за сохранностью мебели и инвентаря.
Особую роль в классном самоуправлении должны играть информационные органы: стенная печать классного уголка.
Рубрики классного уголка
- символика класса (герб, гимн, девиз, заповеди учеников)
- «Официальная хроника» (приказы и распоряжения органов самоуправления школы, директора и завуча, которые касаются учащихся класса);
- «Наш календарь» (рассказы об исторических датах);
- «Поздравляем!» (информация о победах учащихся в различных соревнованиях и конкурсах; поздравление именинников; поздравление с традиционными праздниками);
- «Наши в школе и в городе» (заметки из школьной газеты и городских газет о достижениях учащихся класса).
Предполагаемый результат:
Расширение представлений о себе, своих возможностях.
Предоставленная учащимся возможность участвовать в организации классной жизни.
Воспитание социальной ответственности за себя и других.
формирование умения самостоятельно проявлять себя в различных видах творчества, вносить свой вклад в общее дело коллектива.
Создание условий для саморазвития, самовыражения, создание гражданских ценностей.
Определенный статус и комфортная среда для каждого ребенка в классном коллективе.
Обретение чувства уверенности в себе.
Умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих друзей, взрослых.
Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле
Ученическое самоуправление через значимые дела и практическую работу способствует формированию социальной компетентности обучающихся, помогает обучающимся с ограниченными возможностями здоровья успешнее адаптироваться к взрослой жизни, приобретать навыки общения, понимать точку зрения другого человека, чувствовать дух коллективизма.