СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Организация ученического самоуправления в классе как средство формирования личностных качеств"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученическое самоуправление через значимые дела и практическую работу способствует формированию социальной компетентности обучающихся, помогает обучающимся с ограниченными возможностями здоровья успешнее адаптироваться к взрослой жизни, приобретать навыки общения, понимать точку зрения другого человека, чувствовать дух коллективизма.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Организация ученического самоуправления в классе как средство формирования личностных качеств"»

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пгт Опарино»




Организация ученического самоуправления в классе как средство формирования личностных качеств



Подготовила: Воронина Н.А, классный руководитель 5 класса


Скажи мне и я забуду,

Покажи мне и я запомню,

Дай мне действовать самому

И я научусь! (Китайская мудрость)


Школа – это маленькая модель общества. Если мы хотим, чтобы обучающиеся во взрослой жизни стали инициативными людьми, то необходимо сделать их инициативными уже в школе. В законе «Об образовании» слово «воспитание стоит на первом месте в образовательном процессе, а следовательно, является одной из главных задач, поставленных обществом перед школой.

Формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, требует сегодня воспитания качеств личности:

  • творческая инициатива и социальная активность;

  • ответственность;

  • коммуникативность;

  • умение ставить цели и достигать их;

  • самостоятельность в решении личных и общественных проблем;

  • умение адаптироваться в новой обстановке;

  • ответственность за себя и за других.


Воспитанию этих качеств во многом способствует ученическое самоуправление. Ученическое самоуправление - управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.

Цель: создание благоприятных педагогических, организационных, социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого ученика в процессе включения его в разнообразную коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству.

Задачи:

  • создание системы УС как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого ученика;

  • выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ученика с учетом его возможностей;

  • предоставление учащимся реальной возможности участвовать в управлении классом;

  • развитие навыков лидерского поведения, организаторских способностей, навыков коллективной и руководящей деятельности;



Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления в классе:


- Устав школы;

- Правила для учащихся, в основу которых положены нравственные ценности, направленные на уважение личности учащихся, их самостоятельности, взглядов, суждений, достоинства и чести.


Принципы самоуправления


Равноправие - все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.

Гуманность - действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.

Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся.

Ответственность - необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед общим собранием


Структура самоуправления в классе


  • Классное собрание; совет класса - высший орган самоуправления, на котором решаются важнейшие дела, обеспечивая каждому ребенку равные права участвовать в решении и обсуждении всех вопросов жизнедеятельности коллектива. Результатом работы собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе. На собрании дети учатся общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Классный руководитель учит слушать своих товарищей, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие.;

Основные функции:

- формирует органы самоуправления класса;

- рассматривает и утверждает план деятельности органов самоуправления класса;

- вырабатывает и формирует предложения учащихся по совершенствованию работы;

- заслушивает отчеты и оценивает результаты деятельности органов самоуправления класса.

- координирует деятельность всех органов самоуправления учащихся класса, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу;

- организует самообслуживание учащихся, дежурство по классу и школе;

- организует выпуск стенгазет и работу классного уголка;

- обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;

- заслушивает отчеты о работе органов классного самоуправления;

- решает вопросы поощрения и наказания учащихся класса;

- организует соревнование в классе, подводит итоги.


  • Староста (командир, президент и т.д.)

- Содействует соблюдению учащимися режима и правил поведения в школе

- Организует выполнение решений классных часов, совета класса

- Организует помощь в учебе учащихся, имеющих проблемы.

- Готовит и проводит классные часы, организует досуг, внеклассные мероприятия

- Отражает всю важную информацию в классном уголке, отмечает важные события.



  • Рабочие органы самоуправления:



Отвечает за:

Учебный сектор (служба, комитет)

министерство образования

- создание условий для учебной деятельности школьников;

- сбор информации об учебном процессе;

- проверка домашних заданий и уровня подготовки к урокам;

- проверка сохранности учебников;

- проведение интеллектуальных игр, турниров, конкурсов

Культурный сектор

(служба, комитет)

министерство культуры

-подготовка и проведение вечеров отдыха, праздников, в классе;

- проведение игр и конкурсов;

-сбор информации о достижениях учащихся класса в творческой деятельности

Спортивный сектор

(служба)

министерство спорта

- подготовка и проведение спортивных соревнований;

- участие класса в общешкольных спортивных соревнованиях;

- сбор информации о спортивных достижениях учащихся класса

- проведение физкультурных минуток в классе


Трудовой сектор

(служба, комитет)

министерство труда

- организация дежурства по классу;

- уборка классного кабинета в конце каждой четверти;

- проведение субботников

- Подготовка классного кабинета к зимнему периоду

Хозяйственный сектор

(служба, комитет)

- сохранность и ремонт мебели класса,

- подготовка и обеспечение класса в экскурсиях и поездках, походах,

- обсуждение вопросов хозяйственных нужд класса в совете класса

Информационный сектор, (служба)

- работа классного уголка;

- выпуск классных стенгазет;

- создание портфолио класса (фото- и видеотеки класса)

- Подготовка объявлений по текущим событиям в жизни  школы

Сектор правопорядка

(служба, комитет)

министерство порядка

- дежурство класса по школе (распределение на посты и контроль за дежурством учащихся на постах);

- охрана порядка во время проведения классных вечеров;

- ознакомление учащихся с правилами безопасного поведения;

- осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка школы

Медицинский сектор

(служба, комитет)

министерство здравоохр-я

- собирают информацию о заболеваемости учащихся класса,

- организуют посещения ребят, которые находятся на лечении в больницах или дома длительное время,

- готовят сообщения для классов в период эпидемий болезней

- ведут контроль за внешним видом

Библиотечный сектор (служба, комитет)

- помощь классному руководителю в подборе необходимой литературы для подготовки и разработки сценариев классных дел,

- поиск дополнительной информации в библиотеке по заданию учителей – предметников,

- организация получения и сдачи школьных учебников,

- организация посещения книжных выставок

Служба озеленения

- забота о растениях класса и школы,

- помощь в организации и проведении экскурсий на природу



Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять.


Основные функции управления:

1. Планирование - поиск ответа на вопрос «Что делать в классе, чтобы всем было интересно?»

2. Организация - поиск ответов на вопросы «Кто? Когда? Где? С кем будет выполнять запланированную работу? (н-р, формирование органов ученического самоуправления путем голосования, формирование законов жизни классного коллектива)

3. Контроль - получение информации о протекании процессов организаторской деятельности класса (н-р, контроль за состоянием учебников и тетрадей. организация конкурса «Лучшая тетрадь», «Лучший дневник»)

4. Анализ - органы классного самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива (н-р, через написание сочинений по теме «Я и мой класс», анкеты для учащихся)

5. Регулирование и коррекция - внесение изменений в функционирование системы самоуправления класса.


В условиях обучения и воспитания учащихся с нарушениями интеллекта школьное самоуправление является хорошим средством сплочения ученического коллектива, при этом вся деятельность осуществляется детьми, а учитель берет на себя педагогическое руководство (сообщает учащимся знания о значении самоуправления; передает учащимся организаторский опыт, показывает пример участия в общественной работе; формирует положительные мотивы у учащихся по отношению к самоуправленческой деятельности; вырабатывает у учащихся навыки самостоятельной работы).

Необходимо привлекать к управлению жизнью класса как можно больше учащихся, не ограничиваться узким кругом актива. Помочь каждому раскрыться, показать свои лучшие стороны, реализовать свои способности и возможности. Через различные виды совместной деятельности у школьников вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, закрепляются умения, с одной стороны, брать определенные обязательства и выполнять их, с другой стороны, подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личные интересы с групповыми и общественными.

Участвуя в работе органов классного самоуправления, учащиеся приобретают ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются положительные нравственные качества и черты характера. В классе разрабатываются «Правила для учащихся», последовательно и четко выполнять которые должны стараться все ребята. Развитие детского самоуправления предполагает широкое привлечение учащихся к самообслуживанию, которое поддерживает материально-техническую базу коллектива и решает ряд задач воспитания (привычки и навыки самостоятельного труда, бережное отношение к общественной собственности): ребята сами планируют свою работу на субботниках, следят за сохранностью мебели и инвентаря.

Особую роль в классном самоуправлении должны играть информационные органы: стенная печать классного уголка.

Рубрики классного уголка

- символика класса (герб, гимн, девиз, заповеди учеников)

- «Официальная хроника» (приказы и распоряжения органов самоуправления школы, директора и завуча, которые касаются учащихся класса);

- «Наш календарь» (рассказы об исторических датах);

- «Поздравляем!» (информация о победах учащихся в различных соревнованиях и конкурсах; поздравление именинников; поздравление с традиционными праздниками);

- «Наши в школе и в городе» (заметки из школьной газеты и городских газет о достижениях учащихся класса).


Предполагаемый результат:

    • Расширение представлений о себе, своих возможностях.

    • Предоставленная учащимся возможность участвовать в организации классной жизни.

    • Воспитание социальной ответственности за себя и других.

    • формирование умения самостоятельно проявлять себя в различных видах творчества, вносить свой вклад в общее дело коллектива.

    • Создание условий для саморазвития, самовыражения, создание гражданских ценностей.

    • Определенный статус и комфортная среда для каждого ребенка в классном коллективе.

    • Обретение чувства уверенности в себе.

    • Умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих друзей, взрослых.

    • Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле


Ученическое самоуправление через значимые дела и практическую работу способствует формированию социальной компетентности обучающихся, помогает обучающимся с ограниченными возможностями здоровья успешнее адаптироваться к взрослой жизни, приобретать навыки общения, понимать точку зрения другого человека, чувствовать дух коллективизма.


 

 

 












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!