СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: показать жанровое своеобразие романа; проследить истоки формирования личности Петра Гринева; развивать навыки анализа текста; развивать умение давать оценку поступкам героев; находить нужную информацию в тексте; развивать умение вести диалог; развивать умение аргументировать свою точку зрения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»»

Урок. Роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Петра Гринева

Цель: показать жанровое своеобразие романа; проследить истоки формирования личности Петра Гринева; развивать навыки анализа текста; развивать умение давать оценку поступкам героев; находить нужную информацию в тексте; развивать умение вести диалог; развивать умение аргументировать свою точку зрения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Беседа на повторение

1.Какие события нашли отражение в романе «Капитанская дочка»? /События Пугачевского бунта/

2. Расскажите об истории написания романа. Слайд№2 «История создания романа»

3.Как Пушкин работал над историческим трудом «История Пугачева»?

4. Какую роль сыграл царь в истории публикации исследования Пушкина? /Царь прочитал и внес 23 поправки и предложил изменить название на «Историю Пугачевского бунта»/

5. В чем значение исторического труда А.С.Пушкина? /Он первый пробил брешь в указе о предании вечному забвению самого имени Емельяна Пугачева, используя не только официальные источники, но и неопубликованные, а также найденные или записанные им самим/

Слово учителя

Перед нами историческая повесть ( иногда говорят роман). В ней нашли яркое отражение народная жизнь, восстание крестьян и казаков, помещичий быт, губернское общество, нравы обитателей затерянной в степях крепости, личность Пугачева и двор Екатерины II. «Капитанская дочка» дает широкую историческую картину, охватывающую русскую действительность эпохи Пугачевского восстания.

Обратите внимание на эпиграф ко всей повести «Береги честь смолоду». Как вы понимаете значение этой пословицы? (Ребята высказывают свое мнение). В эпиграфе сформулирована главная мысль автора: нравственное воспитание героя, формирование лучших человеческих качеств в нелегкой обстановке.

III. Анализ текста.

  1. Расскажите о родителях Петруши. В какой семье он рос? / Андрей Петрович Гринев – отставной майор, служивший «при графе Минихе». Он имел сильное воздействие на сына, и благодаря ему в Петруше заложены лучшие качества молодого дворянина: честь, порядочность, благородство/ Слайд№3 «Граф Миних»

Сообщение ученика о графе Минихе

  1. В каких условиях воспитывался Петруша? В каком окружении он рос?/Честный преданный, но недалекий «дядька» Савельич; добрый, но ветреный и беспутный мосье Бопре, который ничему научить мальчика не мог, так как в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом./

  2. Почему отец отправляет своего сына не в гвардию, а в армию? / Петр ничему не научится, если будет служить в Петербурге. Научится только «Мотать да повесничать»/

  3. Какие советы дал отец Петру Гриневу при отправлении на службу? Найдите в тексте. / «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»./ Слайд№4 «Наставления отца»

  4. Каким мы видим Петра, обретшего свободу? / По своей неопытности проигрывает довольно крупную сумму денег./

  5. Когда ему было стыдно за свое поведение?/ Петру было стыдно за свое поведение, когда он нагрубил своему слуге Савельичу/ Слайд №5 «Понятия «честь», «достоинство», «благородство»

  6. Мы переходим с вами ко второй главе произведения. Что означает слово вожатый? Слайд №6 «Понятие «вожатый», «вожак»

  7. Каково символическое значение бурана? / Буран предвещает бурные события не только в судьбе героя, но и в судьбе страны. Буран – метафорическое обозначение народного бунта./ Слайд№7 «Буран»

  8. Почему Гринева застал буран в степи? / Он в очередной раз проявил самонадеянность, упрямство, не послушался опытного ямщика и не переждал бурю, а поехал ей навстречу./

  9. Почему необычно появившийся незнакомец внушает не страх, а спокойствие? Найти в тексте и зачитать. /Сторона мне знакомая,… слава богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек./

  10. Какие качества вожатого «изумили» Петра Гринева? / Петра Гринева изумила находчивость вожатого, «Сметливость и тонкость чутья…»/

  11. Какое значение имеет сон Гринева? /Сон имеет символическое значение. Блуждание во сне по снежной пустыне предвещает блуждание героя по мукам./

  12. Найдите и прочитайте описание мужика, который во время бурана указал дорогу к постоялому двору. Найдите в описании «ключевые» слова.

Слайд №8 «Портрет вожатого»

  1. Чем объясняется проявление по отношению к мужику щедрость Петра Гринева? /Он испытывает благодарность к человеку, выручившему его во время бурана, и отдает ему свой заячий тулуп./

  2. Каково отношение Савельича к вожатому? / Савельич боится незнакомца, видит в нем разбойника, пьяницу, хочет оградить от него Гринева и спасти барское добро./

  3. Как реагирует бродяга на барский подарок? Найдите эти слова в тексте./ « Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он провел меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди Вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей»/ Слайд№9 «Сцена с тулупом»

  4. Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп? / Дело не в тулупе, в желании Гринева ответить добром на добро./

Слово учителя. Мы попробуем подвести первые итоги . Каким вы увидели главного героя произведения Петра Гринева. На этот вопрос кратко в письменной форме ответят ребята I варианта. Ребята II варианта ответят на вопрос: каким они увидели вожатого?

IV. Ребята зачитывают свои ответы на вопрос.

V. Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание:

Прочитать глава произведения III – V, ответить на вопросы учебника, подробный пересказ отрывка «Буран».



Все вы были молодцы! Спасибо за урок.







Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №16»

Муниципального образования городской округ Симферополь

Республики Крым



Урок.

Роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Петра Гринева










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!