СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока в рамках дисциплины ОП.02 Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока в рамках дисциплины         ОП.02 Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров/           

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока в рамках дисциплины ОП.02 Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров»



Автономное учреждение профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа - Югры

«СУРГУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ



УТВЕРЖДАЮ 
Зам. директора по УМР 

_______________________ 
«_____» _______________г. 

Методическая разработка открытого урока

в рамках

Дисциплина ОП.02 Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров

Специальность 19.01.17 Повар, кондитер

Группы № 401

Тема мероприятия Качество продовольственных товаров. Методы определения качества товаров.

Дата проведения 13.10.14


Должность

Фамилия/ подпись

Дата

Разработал

Преподаватель

Кривошеева Людмила Ивановна

10.10.14

Проверил

Руководитель МО

Ульянова Татьяна Владимировна


Согласовал

Методист колледжа

Петроченко Светлана Владимировна














Сургут 2014



Технологическая карта изучения темы

Предмет, группа

ОП.02 Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров.

401 группа

Тема урока

Качество продовольственных товаров. Методы определения качества товаров.

Цели урока

Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Вид учебного занятия

Комбинированный (лекция, с элементами беседы; практическая работа, взаимо - и самооценка результатов труда).

Тип урока

комбинированный (урок  усвоения новых знаний и их закрепления).

Межпредметные связи

ОП.01. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве.

ОП.03. Техническое оснащение и организация рабочего места.

Используемые педагогические технологии


Прогнозируемый (планируемый) результат

Научиться определять подлинность товаров с помощью штрих-кода

Формы работы

Групповая дискуссия, практическая работа

Используемые методы обучения

Словесный, информационно – наглядный, практический

Задачи урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

ПК 1.1. ПК 2.1. ПК 4.1. ПК 5.1. Сформировать и закрепить знания по оценке качества продовольственных товаров; сформировать умения и навыки по работе со штрих-кодом, маркировочными ярлыками.

ОК.01.Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК. 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК.03.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Материально-техническое и дидактическое оснащение урока

  • Оборудование: ПК, проектор, демонстративный экран

  • Презентация по данной теме

  • Задание, ГОСТ 14121-69 «Батончик к чаю»

  • Образцы продовольственных товаров

  • Раздаточный материал: Приложение 1-3 , опорный конспект

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап 1. Организационный


Цель: подготовить учащихся к работе.

Длительность этапа

1-3 мин.

Деятельность преподавателя

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка посещаемости и готовности учащихся к уроку.

3. Сообщение цели урока.

Деятельность учащихся

1.Доклад дежурного о количестве студентов, готовности студентов к занятию


Формируемые компетенции


Этап 2. Актуализация опорных знаний

Цель: проверка глубины понимания и прочности знаний студентов; мотивация.

Длительность этапа

10 мин.

Деятельность преподавателя

1. Актуализировать мыслительные операции и познавательные процессы для формирования новых знаний и умений.

2. Мотивировать учащихся к работе.

Деятельность учащихся

  1. 1. Отвечают на вопросы

2. Дополняют друг друга

3. Обсуждают ответы

Формируемые компетенции

ОК.01.Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК. 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Этап 3. Сообщение новых знаний


Цель: создание у студентов полного и развернутого представления о качестве продовольственных товаров, о штрих-коде.

Длительность этапа

30 мин.

Деятельность преподавателя

1. Создание у учащихся полного и развернутого представления ведения технологического процесса по органолептической оценке качества, определения подлинности товаров.

Деятельность учащихся

1.Осознание и осмысление учебной информации.

2. Записывают необходимую информацию.

3. Сообщение учащегося «История возникновения штрих кода».

4. Участие в обсуждении нового материала.


Формируемые компетенции

ОК.01.Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.


Этап 4. Закрепление знаний

Цель: закрепить умения по органолептической оценке качества и определению подлинности товаров.

Длительность этапа

30 мин.

Деятельность преподавателя

1. Закрепить знания и умения по теме урока. 2. Инструктаж студентов по заполнению таблицы; расчету штрих-кода.

3. Инструктаж студентов по ТБ.

4. Ознакомление с критериями оценивания.


Деятельность учащихся

1. Проводят исследование органолептическим методом качества хлебного изделия на соответствие требованиям ГОСТа 14121-69 «Батончик к чаю». 2. Работа студентов с ГОСТом 14121-69 «Батончик к чаю». 3. Заполнение таблиц.

4. Выстраивание цепочки последовательности проведения органолептической оценки качества товара.

5. Формулирование и обсуждение выводов.

6. Определяют подлинность товаров по штрих-коду.

7. Осуществляют само- и взаимопроверку.

Формируемые компетенции

ОК.03.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

ПК 1.1. ПК 2.1. ПК 4.1. ПК 5.1.

Этап 5. Рефлексия

Цель: отследить продуктивность урока.

Длительность этапа

5 мин.

Деятельность преподавателя

Организовать рефлексию усвоения новых знаний и умений

Деятельность учащихся

Оценивают деятельность преподавателя и собственную деятельность

Формируемые компетенции

ОК.01.Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.


Домашнее задание


Длительность этапа

2 мин.

















Ход урока:

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка посещаемости и готовности студентов к уроку.

3. Сообщение цели урока. Сегодня на уроке ребята мы должны будем научиться определять качество продовольственных товаров, а также определять подлинность товаров с помощью штрих-кода.


(Слайд 2).

- Здоровое питание – обеспечивает рост, полноценное развитие и жизнедеятельность человека. Здоровое питание относится к числу важнейших факторов, влияющих на здоровье людей. Базу здорового питания представляют качественные продукты питания, которые являются сырьем для приготовления тех или иных блюд. Именно о качестве продуктов питания мы поговорим сегодня на уроке.

- Сегодня на уроке нам придется много и плодотворно работать, поэтому я предлагаю начать урок с небольшой разминки (отвечать можно с места)

(Слайд 3).

1 вопрос

от чего зависит энергетическая ценность продуктов?

2 вопрос

- влияют ли условия хранения на качество продуктов питания?

3 вопрос

По каким критериям все продукты питания подразделяются на скоропортящиеся и нескоропортящиеся?

4 вопрос

- По каким критериям можно определить качество пищевых продуктов?

Сказать о факторах, влияющих на качество.

Актуальность изучения качества пищевых продуктов очевидна!

Итак, запишите тему сегодняшнего урока. (Слайд 1).

КАЧЕСТВО ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ И МЕТОДЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Качество пищевых продуктов - это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с назначением. (Слайд 4). Качество пищевых продуктов должно соответствовать требованиям стандартов. Качество любого пищевого продукта определяется по характерным для него свойствам, которые называют показателями качества.

Наиболее существенное влияние на формирование и сохранение качества пищевых продуктов оказывают вид и качество сырья, способы и условия производства, упаковка и состояние тары, транспортирование и хранение.

Качество пищевых продуктов определяют органолептическим и измерительным (лабораторным) методами. (Слайд 5).

Органолептическим методом определяют качество продуктов с помощью органов чувств: зрения, осязания, обоняния и слуха. Таким методом устанавливают вкус, цвет, запах, консистенцию и внешний вид продукта. На предприятиях общественного питания этот способ считается основным и дополняется пробной варкой или жаркой продукта, качество которого сомнительно. (Слайд 6, 7).

(Слайд 8) Измерительный (лабораторный) метод позволяет с помощью приборов, реактивов определить физические (удельная масса, плотность продуктов, температура их плавления и застывания, вязкость), химические (массовая доля влаги, белков, жиров, углеводов, органических кислот, минеральных веществ, вредных и ядовитых примесей), микробиологические (наличие болезнетворных и портящих пищевые продукты микробов), физиологические свойства, энергетическую ценность, усвояемость, пищевую безвредность продукта.

Устно:

Для исследования качества берут среднюю пробу - образец партии продукта из разных мест упаковки. Пробу иногда отбирают специальным щупом. (Слайд 9). Порядок отбора средней пробы указывают в стандартах.

В условиях рыночной экономики на насыщенном товарами рынке, производящими их разными предприятиями и фирмами, необходимо гарантированное подтверждение соответствия товара определенному уровню качества, указанного в стандарте.

Такое подтверждение соответствия дается в виде сертификата соответствия. (Слайд 10)

Сертификат - это документ подтверждения соответствия качества продукции установленным требованиям стандарта, составленный по правилам системы сертификации. Он включает в себя: код, тип продукта; фирму-изготовителя; место изготовления; данные соответствия требованиям безопасности, соответствующих стандартов или нормативных документов; данные и одобрение результатов в испытательной лаборатории, протокол испытаний; данные о действительности сертификата, его регистрации в реестре Общества и регистрационный номер Общества.

Сертификация - это деятельность независимых уполномоченных органов государства по подтверждению качества продукции установленным требованиям стандартов. Правила сертификации разрабатываются Госстандартом России и утверждаются Законом Российской Федерации.

(Слайд 11) Декларация соответствия подтверждает качество продукции, а процедура оформления называется декларированием, то есть декларация соответствия служит альтернативным подтверждающим документом со стороны продавца или производителя.

Процедура декларирования качества продукции в принципе не отличается от сертификации. Те же этапы подтверждения качества продукции для производителей: проведение лабораторных сертификационных испытаний и затем оформление декларации соответствия.

Критических отличий между двумя документами нет.

Итак, ребята, какими методами определяют качество продуктов?

Ребята, на что обращается внимание при органолептической оценке продукта? (ответы учащихся)

Итак, органолептические методы основаны на анализе восприятий органов чувств - внешний вид, вкус, запах, консистенция. Они имеют важное значение для оценки качества продукта.

Я предлагаю вам провести органолептическую оценку качества «Батончика к чаю» в нашей аудитории.

Вы будете работать в группах. Работа в группе будет успешна тогда, когда каждый из вас примет в ней участие. Возможно, вам понадобится лидер для регулирования работы. Выберите его.

Инструктаж по санитарно-гигиеническим требованиям и технике безопасности.

При проведении оценки качества хлеба соблюдайте правила личной гигиены, работу осуществляйте в перчатках и не забывайте о соблюдении техники безопасности, поскольку вам предстоит работа с остроколющими предметами, а именно ножом. 

У вас на рабочих столах в раздаточном материале задание проведения оценки качества хлеба, ГОСТ. Результаты работы фиксируйте в таблице заполняя графу 4 Фактическая характеристика образца. По завершению работы каждая группа представляет свои результаты работы. (Слайд 12). Критерии оценивания (Слайд 13).

Помните! Дегустатор должен иметь нормальное обоняние, вкус, зрение, а также должен быть некурящий для объективной оценки качества продукта.

ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Цель работы: определение качества по органолептическим показателям.

Определить качество, батончика к чаю, по органолептическим показателям в соответствии с требованиями ГОСТа 14121-69.

Порядок работы:

1. Изучить нормативную документацию.

2. Провести оценку качества по показателям ГОСТа.

3. Дать заключение о качестве.

Объект исследования: батончик к чаю.

Исследование оформить в виде таблицы:

п/п

Показатели

Требования по ГОСТу

Фактическая характеристика образца хлеба

1.

Внешний вид:

А) форма



Б) поверхность





В) окраска корок


Продолговатая с округленными концами


Гладкая, без трещин, подрывов и притисков, с четко выраженными косыми надрезами


От светло-желтого до светло коричневого


2.

Состояние мякиша:

А) пропеченность



Б) промес



В) пористость



Пропеченный не влажный на ощупь


Без комочков и следов непромеса


Развитая, тонкостенная, без пустот и уплотнений


3.

Вкус

Свойственный данному виду изделий, без постороннего привкуса, сладковатый


4.

Запах

Свойственный данному виду изделий, без постороннего запаха



Вывод:

– Что скажут наши эксперты? Прошу Вас озвучьте свои результаты.


Штрих код

Одним из критериев показателя качества продукции являются следующие данные, нанесенные на каждой единице упаковки, а именно: юридический адрес фирмы производителя; дата изготовления; срок годности и условия хранения продукта; химический состав или пищевая и энергетическая ценность его; обозначение нормативного (ГОСТ.Р или ГОСТ) или технического (ТУ) документа, в соответствии с которым изготовлен продукт.

С 1990 года в России, в соответствии с Европейской системой кодирования (EAN), каждому продукту присваивается штрих-код.

Сообщение учащегося

(Слайд 14) ИТАК, Штрих-код - это маркировка, нанесенная на этикетку и упаковку товара в виде многоразрядных чисел в десятичной системе исчисления с кодированием каждой цифры в виде черных полос на белом фоне, которые легко различаются специальными средствами считывания. Информация о товаре хранится в штриховом коде за счет использования различного соотношения ширины штрихов и пробелов. Признаком кода служат две длинные черты в начале и конце его.

Наиболее распространенным стандартом штриховых кодов является EAN-13, состоящий из 13 цифр. Каждому виду изделий присваивается свой номер. (Слайд 15)

Рис. Штрих-код

(Слайд 16) По этим 13-ти цифрам можно определить следующее:

5997207710014

  1. код страны-поставщика товара (ФЛАГ) - первые 2-3 цифры;

  2. код предприятия-изготовителя продукции - следующие 4-5 цифр;

  3. код товара - следующие 5 цифр (информация о товаре: наименование, потребительские свойства, размер, масса, цвет;

  4. 13-я цифра – контрольная, позволяет убедиться в подлинности и доброкачественности товара, если совпадает с результатом считывания всех кодов прибором-сканером.



(Слайд 17)

Пример вычисления контрольной цифры для определения подлинности товара:

1.Сложить цифры, стоящие на четных позициях: 9+7+0+7+0+1=24.

2. Полученную сумму умножить на 3: 24х3=72.

3. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах, без контрольной цифры:

    5+9+2+7+1+0=24.

4. Сложить числа, указанные в пунктах 2 и 3: 72+24=96.

5. Отбросить десятки: получим 6.

6. Из 10 вычесть полученное в пункте 5:  10-6=4.

Если полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, это значит, что товар произведен незаконно.

Практическая работа по расчету штрих кода.

Взаимопроверка учащихся по критериям оценивания (Слайд 18).


Проведем саморефлексию и оценим качество взаимодействия состоявшегося у нас сегодня на уроке. Оцените деятельность преподавателя, т.е. мою работу на уроке и деятельность учащихся, т.е. вашу работу на сегодняшнем уроке. Если вы высоко цените осуществленную работу поставьте звездочку в «десятку», средне – «в пятерочку», низко – «ноль». (Слайд 19).


– Рада, что вы достаточно высоко оценили и мою и свою деятельность.

Объявление оценок за урок. Также хочу отметить (из числа других учащихся принявших участие в работе)

Домашнее задание: (Слайд 20)

Стр. 27-31

определить подлинность продуктов питания приобретаемых для семьи.

И в заключении мне хотелось вам напомнить, что   необходимость всех приобретенных знаний для будущей профессиональной деятельности очень важна, мне хочется, чтобы вы никогда не забывали, что вы учитесь очень важной ответственной профессии. Ведь от внимательного отношения к работе порой зависит не только здоровье, но и жизнь потребителя.

Мне было с вами приятно работать. Спасибо за сотрудничество!












Приложение 1

Рефлексивная мишень

Деятельность преподавателя

0









0 0




5





5



10

10








Деятельность учащегося

























Приложение 2

ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Цель работы: определение качества по органолептическим показателям.

Определить качество, батончика к чаю, по органолептическим показателям в соответствии с требованиями ГОСТа 14121-69.

Порядок работы:

1. Изучить нормативную документацию.

2. Провести оценку качества по показателям ГОСТа.

3. Дать заключение о качестве.

Объект исследования: батончик к чаю.

Исследование оформить в виде таблицы:

п/п

Показатели

Требования по ГОСТу

Фактическая характеристика образца хлеба

1.

Внешний вид:

А) форма



Б) поверхность





В) окраска корок


Продолговатая с округленными концами

Гладкая, без трещин, подрывов и притисков, с четко выраженными косыми надрезами

От светло-желтого до светло коричневого


2.

Состояние мякиша:

А) пропеченность


Б) промес


В) пористость




Пропеченный не влажный на ощупь

Без комочков и следов непромеса

Развитая, тонкостенная, без пустот и уплотнений


3.

Вкус

Свойственный данному виду изделий, без постороннего привкуса, сладковатый


4.

Запах

Свойственный данному виду изделий, без постороннего запаха


Вывод:

Приложение 3

ШТРИХ КОД EAN-13

По этим 13-ти цифрам можно определить следующее:

1. код страны-поставщика товара (ФЛАГ) - первые 2-3 цифры;

2. код предприятия-изготовителя продукции - следующие 4-5 цифр;

3. код товара - следующие 5 цифр (информация о товаре: наименование, потребительские свойства, размер, масса, цвет;

4. 13-я цифра – контрольная, позволяет убедиться в подлинности и доброкачественности товара, если совпадает с результатом считывания всех кодов прибором-сканером.

Пример вычисления контрольной цифры для определения подлинности товара:

1.Сложить цифры, стоящие на четных позициях: 9+7+0+7+0+1=24.

2. Полученную сумму умножить на 3: 24х3=72.

3. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах, без контрольной цифры:

5+9+2+7+1+0=24.

4. Сложить числа, указанные в пунктах 2 и 3: 72+24=96.

5. Отбросить десятки: получим 6.

6. Из 10 вычесть полученное в пункте 5:  10-6=4.

Если полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, это значит, что товар произведен незаконно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!