СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка : "Паронимы. Изобразительно-выразительные средства лексики. Лексическая и стилистическая синонимия"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Углубить знания об изобразительно-выразительных средствах  лексики.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка : "Паронимы. Изобразительно-выразительные средства лексики. Лексическая и стилистическая синонимия"»

Тема занятия: Паронимы. Изобразительно-выразительные средства лексики. Лексическая и стилистическая синонимия

Цели:

образовательные: создавать условия для углубления знаний об основных понятиях и единицах изобразительно-выразительных средств языка – омонимов, паронимов, синонимов и антонимов, на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности на основе освоения универсальных способов деятельности; углубить знания учащихся о синонимах и паронимах.

развивающие: способствовать развитию культуры речи, развивать умение безошибочно выполнять типичные задания , связанные с темой, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

воспитательные:  работать над воспитанием уважения к родному языку, к культуре и истории своей страны.

Вид занятия: практическое

Тип занятия :  комбинированный

Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Формы: индивидуальный и фронтальный опрос, групповая работа, самостоятельная работа.

Междисциплинарные связи: литература, культура речи

Методическое обеспечение занятия : рабочая программа по дисциплине, план занятия, раздаточный материал к занятию.

Литература:

1.Русский язык .10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение,2016.

Ход занятия:

І. Организационный момент .

1.1.Проверка присутствия студентов и их готовность к занятию: внешний вид, наличие конспекта.

1.2.Проверка домашнего задания.

ІІ. Сообщение темы занятия, определение цели . Мотивация учебной деятельности.

ІІІ. Актуализация опорных знаний.

1. Интеллектуальная разминка

  • Занимательные вопросы, которые могут использоваться на уроках по теме “Омонимы”

  • Задание: Ответьте на вопросы

  • Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку, прошитую на машинке).

  • Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор – химический элемент).

  • Всякий ли пар способен подниматься? (Не может подняться пар – пашня, оставленная без посева).

  • Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Барабаном называют еще детали, имеющие форму целого цилиндра).

  • Какое коромысло летать может? (Коромысло – род крупных стрекоз).

  • Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, музыкальным знаком).

  • У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков – приспособлений для затормаживания вагонов).

Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец).

2. Укажите соответствия: 

1. Горит восток зарёю новой.-3

2. Школа вышла на субботник.-5

3. Гордо реет буревестник.-4

4. Анчар, как грозный часовой…-2

5. Автор «Медного всадника».-1

6. Пламенная речь.-4

7. Страна кленового листа-1

8. И слышно было до рассвета, как ликовал француз.-5

9. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая.-2

10. Катится, пылит дорога.-3

1 – Перифраза, 2 – сравнение, 3 – метафора, 4 – эпитет, 5 – метонимия

IV. Работа над темой занятия

Как вы считаете, насколько важно изучение темы? – Можете ли вы сказать, что тема изучена полностью, знания прочны? – Какие цели вы сегодня ставите перед собой? Сегодня на уроке мы будем продолжать постигать «…богатство, силу и гибкость» нашего языка» - эти слова написал о глубине творчества Пушкина Н.В. Гоголь. И это соответствовало исторической истине. Давайте и мы приблизимся к постижению глубинного значения слова, восхитимся тончайшими смысловыми оттенками русского языка.. «Слово имеет свою собственную душу». – Бертольд Брехт. (Нет магии сильней, чем магия слов).

Сегодня у нас занятие с элементами исследования.

Изобразительно – выразительные средства языка.

План

  1. Омонимы.

  2. Паронимы.

  3. Синонимы.

  4. Антонимы.

Вспомним изученное ранее, углубим наши знания, будем исследовать небольшие художественные тексты.

- Слово ученикам – помощникам.

1  Тема «Омонимы». Рассказ, презентация, выполнение упражнения.

2  Тема «Паронимы». 

4  Тема «Синонимы».

5  Тема «Антонимы».

V.Обобщение и систематизация знаний.

Что изображают и что выражают такие средства языка, как омонимы, синонимы, паронимы, антонимы?

Синонимы служат: для уточнения – холод, мороз, стужа: замены: клятва, присяга, зарок, обет (приподн.); выражения говорящим своего отношения- родина, отечество, отчизна.

Антонимы служат: для создания контраста, подчеркивает мысль автора, усиливая эмоциональную окраску речи.

Паронимы создают игру слов – каламбур, передают настроение героя.

Омонимы создают игру слов, комический эффект. Общее: все перечисленные понятия – изобразительно – выразительные средства, главная задача которых - создать образ. Главный, основной, первостепенный – это…синонимы.

Прозрачный намек

Темно на море

Или мрачно,

Но все-таки

Почти всегда:

Где глубоко –

Вода прозрачна,

Где мелко – мутная вода.

(В.Орлов). Какой прием создает помогает передать философскую мысль автора о сущности человека? (Антитеза – антоним).

Ключ – ключ (источник) – омонимы.

Надеть – одеть – паронимы

1.Объедините слова в группы по каким – либо признакам: адресант, длинный, романтический, длительный, адресат, романтичный.( слайд)

Объяснение:

Адресант - адресат

Романтичный - романтический

Длинный - длительный (слайд)

Что связывает данные слова и чем они отличаются?

 Паронимы - слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении.

Паронимами являются слова одного и того же корня, родственные слова: человечный - человеческий, ароматный - ароматический, геройский - героический.

  1. Тренировочное упражнение

  1. Смеяться … смехом. Перенести..болезнь (заразный, заразительный)

  2. Иметь …намерения. Обладать … характером. (скрытый, скрытный)

  3. … мастер. …шелк (искусственный, искусный)

  4. …женщина .…. слово (обидный, обидчивый)

  5. В больнице работает опытный… В пьесе выведен отрицательный… (персонал, персонаж)

  6. На дворе стало …. Сирень начала …(расцветать, рассветать)

2. Самостоятельная работа

С приведёнными паронимами составьте предложения:

осудить – обсудить, доверительный - доверчивый, диктат - диктант

3.Тренировочное упражнение. Спишите, раскрывая скобки и выбирая подходящие по смыслу слова. Объясните свой выбор.

1. В (соседнем, соседском) доме слышались веселые голоса. 2. У билетных касс было немало (командировочных, командированных). 3. Успешно(провести, произвести) раскопки древнего городища. 4. Коротко изложить(существо, сущность) произведения. 5. При переиздании писатель внес в книгу несколько чисто (стилевых, стилистических) исправлений. 6. В развитии русской лексики немаловажную роль играют внеязыковые(факты, факторы). 7. Большую часть комнаты занимал (кабинетский, кабинетный) рояль. 8. В стране длительное время наблюдается(кабинетный, кабинетский) кризис. 9. Он был круглый (невежда, невежа),ничем не интересовался. 10. В начале конференции трибуна была(предоставлена, представлена) гостям для приветствий. 11. Для безопасности обслуживающий персонал при электродуговой сварке должен быть обеспечен (высокопроизводственными, высокопроизводительными) электродами.

4. Охарактеризуйте смысловые и стилистические оттенки каждого синонима, составьте с ними словосочетания или предложения.

Известный, популярный, знаменитый, прославленный, славный, знатный, именитый, мировой.

Продолжите работу самостоятельно: подберите синонимы к следующим словам, составьте сами синонимический ряд слов и укажите, чем будет отличаться каждый из синонимов. Особое внимание обращайте на стилевое отличие.

Голова, рука, глаза, синяк; ходить, писать, прикрыть; худощавый, смешной.

5. Отредактируйте отрывок. Исправьте стилистические ошибки, усильте экспрессивность текста, заменив отдельные слова более экспрессивными синонимами.

Павел расстегнул кобуру, взял блестящий револьвер и побежал домой. Вбежав в дом, мать возилась на кухне и не обратила на него внимания. Он взял лежавшую под сундуком тряпку и положил ее в карман. Потом он вышел в дверь и пошел на дорогу, ведущей к старому кирпичному заводу.

Там в полуразрушенных обжигных печах было много потаенных местечек. В одно из них он спрятал завернутый револьвер в тряпку и завалил его кирпичами.

VI. Рефлексия. Итоги занятия.

« Что нового я узнал сегодня…»

Составление синквейна по теме «Паронимы»

1. Паронимы

2. Разные по смыслу, но сходные по звучанию

3. Обогащают русский язык, выступают в качестве синонимов, могут быть однокоренными

4. Не ошибайтесь при употреблении паронимов в речи

5. Para- возле, +onуme- имя


VII. Домашнее задание.

  1. Подготовиться к самодиктанту по повторению «Самое трудное правило» - (35 слов, трудных для меня).

  2. Составить 6 предложений с паронимами.







(Синонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию, но близкие по значению.)

- Чем отличаются друг от друга синонимы?

(Синонимы отличаются друг от друга различной степенью выражения основного смысла (хотеть – желать – жаждать); разными оттенками значения (хотеть, желать – “ощущать потребность в чем-либо, преимущественно более близком и доступном”, мечтать – “мысленно стремиться к чему-то более отдаленному), стремиться – “настойчиво добиваться чего-либо в действиях); разными сферами стилистического употребления (лелеять мечту – поэтическое; алкать – книжное, устаревшее; иметь охоту, спать и видеть – разговорные).

- Каково значение синонимов в нашей речи?

(Расширяя словарный состав языка, синонимы одновременно и обогащают наш язык, делают его ярче, выразительнее, разнообразнее. Знание синонимов необходимо для того, чтобы уметь выразить свою мысль наиболее точно, со всеми необходимыми оттенками, выбрав нужное слово из ряда других, близких по значению.)

- Какие типы синонимов вам известны?

(Приводится ряд примеров, на основе которых учащимся можно было бы сделать следующий вывод и сформулировать правило.

Различают синонимы лексические, стилистические и синтаксические.

Лексические синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения.

Стилистические синонимы отличаются стилистической окраской, сферой употребления: лик–лицо-физиономия-мордашка; удовлетворительно–тройка-трояк.

Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать работу-приступить к работе; возле дома – около дома).

- Приведите по три собственных примера всех этих разновидностей синонимов .

(Правило и примеры записываются в тетрадях).

- Послушайте предложение и скажите, какую цель преследовал автор, используя целый ряд синонимов: Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж? (Чак.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!