1. | Организационно-мотивационный а) установка на деятельность б) актуализация знаний (устно, беседа) (3-5 мин) в) Целеполагание | Вы изучили полярные области. Назовите их. Чем отличаются друг от друга Арктика и Антарктика? С именами каких путешественников связана история освоения Арктики и Антарктики? Благодаря каким качествам первооткрывателей мы знаем об этих областях? Какова тема урока? Одинаково ли освоены Арктика и Антарктика? Какой проблемный вопрос возникает? Чтобы ответить на данный вопрос, какие задачи необходимо решить сегодня на уроке? Определите план действий. | Организуют свое рабочее место. Называют полярные области (Арктика и Антарктика). Конкретизируют понятия Арктика и Антарктика, показывают на карте, формулируют суждения, делают вывод. (Полярные области отличаются ГП, особенностями природы и хозяйственного освоения). Оценивание личностных качеств первооткрывателей, осмысление ценностей "честность", "мужество".. Формулируют тему урока "Сравнение природы и хозяйственного освоения полярных территорий" Почему Арктика и Антарктика освоены не одинаково? Как используются природные ресурсы Арктики и Антарктики для жизни и хозяйственной деятельности людей? Формулируют задачи урока. (см. выше) | Регулятивные Познавательные Коммуникативные Познавательные (знаково-символические, логические), коммуникативные Личностные Регулятивные Познавательные (постановка и решение проблем) Регулятивные |
2. | Процессуально-содержательный этап (решение познавательных задач в процессе приобретения и применения учебных действий). (15-20 мин) Организация проектной деятельности. 1. Разработка заданий 2. Формирование малых групп 3. Подготовка источников знаний 4. Подготовка к практической деятельности 5. Разработка проекта 6.Оформление результатов 7. Презентация (защита проекта) (10 мин) | 1. Раскрывает значимость работы, выделяет подтемы. 2.Организует объединение школьников в группы, создает атмосферу эмоционального комфорта, осуществляет индивидуальный подход. 3. Каждой группе выдаются карточки-опоры с заданиями и графами для выполнения), см выше. 4. Организует выполнение работ обучающихся, мотивирует деятельность учащихся. 5. Консультирует, координирует, курирует работу учащихся. Консультирует, координирует, курирует работу учащихся, стимулирует их к самооценке. Организует дискуссию | 1. Осознают мотив деятельности, значимость работы, принимают участие в обсуждении. 2. Группируются в малые группы. (Защитники Арктики, защитники Антарктики, экологи). 3.Определяют источники информации. Включаются в практическую деятельность. 4.Выполняют работы. 5.Осуществляют поисковую деятельность: 1-2 группы: анализируют карты атласа, ресурсы интернета, энциклопедии; определяют виды хозяйственной деятельности в океане и на материке, выбирают форму оформления результата (контурная карта, схема, рисунок); подписывают названия географических объектов. Анализируют, систематизируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи, делают вывод. Экологи: анализируют карты атласа и дополнительные источники информации, статистические материалы; сравнивают природные условия, богатства; оценивают экологическое состояние полярных районов Земли, сопоставляют, делают вывод. Оформляют результаты деятельности в соответствии с целями и выбранной формой (контурная карта, схема рисунок - модель карты Арктики и Антарктики; таблица, эмблема) Результаты работы (модели на контурных картах, эмблемы) каждая группа вывешивает на доске и демонстрирует классу, формулирует выводы. | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Коммуникативные Познавательные (учебно-информационные) Познавательные (логические) Коммуникативные Регулятивные Познавательные Познавательные Коммуникативные |
3. | Оценочно-рефлексивный Подведение итогов (5 мин) | Подведем итоги урока (возвращаемся к проблемному вопросу). Как природные ресурсы Арктики или Антарктики наиболее рационально использовать в хозяйственной деятельности и как при этом сохранить и восстановить богатства этих природных областей? Какие задачи решали на уроке? Какие задачи вызвали затруднения? Оцените ответы одноклассников. | Формулируют вывод под руководством учителя. Оценивают ответы одноклассников. Оценивают собственную деятельность, сопоставляют задачи с результатами деятельности. (лист оценки см. ниже) | Коммуникативные Регулятивные Коммуникативные |