СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по литературе "И.А.Гончаров. Роман "Обломов"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия по литературе на тему "И.А.Гончаров. Роман "Обломов", рекомендована для государственных профессиональных образовательных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по литературе "И.А.Гончаров. Роман "Обломов"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТОРЕЗСКИЙ ГОРНЫЙ ТЕХНИКУМ ИМ. А. Ф. ЗАСЯДЬКО»














МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


открытого занятия


ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ. РОМАН «ОБЛОМОВ»


по дисциплине

ЛИТЕРАТУРА


специальность 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых»














2016

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Литература". Подготовила Шрибак О.И. – преподаватель литературы, специалист высшей квалификационной категории ГПОУ «Торезский горный техникум им. А. Ф. Засядько». – 2016.






Представлена методика проведения интерактивной лекции, направленной на ознакомление и углубление знаний об Иване Александровиче Гончарове, его творчестве, романе «Обломов».

Для преподавателей литературы образовательных организаций и учреждений среднего профессионального образования








Рецензенты:

Дворникова В. В. – преподаватель ГПОУ «Торезский горный техникум им. А. Ф. Засядько», специалист высшей квалификационной категории Торезского горного техникума им. А. Ф. Засядько.










Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии социально-экономических дисциплин. Протокол № 2 от ______2016 г.

Председатель ЦК ___________ В.В.Дворникова




СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие

...............................................................................................................

2

План занятия

...............................................................................................................

6

Ход занятия

...............................................................................................................

8

Приложения

................................................................................................................

21


















ПРЕДИСЛОВИЕ


Литература как учебная дисциплина одновременно выполняет несколько равноценных функций, среди которых выделяются такие: эстетическая, познавательная и воспитательная. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Это значит, что каждое предложенное произведение для изучения не только отображает определенную историко – художественную действительность, а средствами искусства слова воспитывает современного молодого читателя, бубущего специалиста.

На занятиях преподаватель должен не просто дать знания, а сформировать жизненную компетентность как способность личности к оптимальным дейстиям, основанных на знаниях, опыте, моральных ценностях, приобретенных благодаря обучению.

Цель данного занятия - ознакомить с биографией и основными вехами творчества писателя, дать общую характеристику романа «Обломов», формировать знания о творчестве И.А.Гончарова, особенностях художественной манеры писателя, о месте романа И.А.Гончарова «Обломов» в русской литературе XIX века. Занятие имеет большое воспитательное значение – студенты учатся анализировать, сопоставлять полученные знания, сотрудничать, уважать точку зрения одногруппников, культуре общения, ответственности.







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Лекционное занятие является основным видом учебной деятельности при изучении литературы. Основа лекции – это систематическая подача преподавателем учебного материала на протяжении одного занятия, содержание которого составляет анализ и обобщение фактов, а ведущими приёмами – объяснение и размышление. Учитывая тему лекции, в ней могут преобладать описание, рассказ о фактах, процессах, событиях.

Процесс активизации учебной деятельности на лекции требует определенной совместной деятельности преподавателя и студента, применение разнообразных способов, форм, системы действий, приёмов, направленных на решение учебных задач.

Основная цель внедрения современных технологий обучения – способствовать не только эфективному овладению учебным материалом и формирванию системы знаний, но и умению применять приобретённое в дальнейшей профессиональной деятельности, создать условия для активной самореализации личности как студента, так и преподавателя.

На данном лекционном занятии используется презентация, сопроваждающая рассказ преподавателя и сообщения студентов. В подготовке презентации берут активное участие и студенты. Большое внимание уделяется работе с текстом романа. Чтобы заинтерисовать студентов к чтению, используется групповая исследовательская работа, опережающее домашнее задание. Системность самостоятельной работы студентов проверяется «анкетой писателя», способстующей развитию анализа прочитанного материала.

Закрепление изученного учебного материала проводится в группах, демонстрации их работы, анализом ответов студентов.

Учебно – воспитательный процесс многограннен. Его эфективность зависит не только от материально – технического, методического обеспечения учебного процесса, профессионального уровня преподавателя, способностей студентов, но и мет одов обучения. Поэтому использование разнообразных форм и методов обучения способствуют повышению уровня учебных достижений студентов.








ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

открытого занятия

Группа: 1 ПРПИ-16 Дата проведения: 28 сентября 2016 г.

Специальность: 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых»

Тема занятия: «И.А.Гончаров. Роман «Обломов»

Цель занятия:

Методическая:

- показать методику проведения интерактивной лекции с использованием опережающих заданий, работы в группах, самостоятельной работы.

Дидактические:

- ознакомить с биографией и основными вехами творчества писателя;

- дать общую характеристику романа «Обломов»;

- формировать знания о творчестве И.А.Гончарова, особенностях художественной манеры писателя, о месте романа И.А.Гончарова «Обломов» в русской литературе XIX века;

- выяснить, какова социальная, общечеловеческая и нравственная значимость образа главного героя романа И.А.Обломова;

- развивать умения самостоятельной аналитической работы с текстом произведения;

- развитвать умения и навыки работать с дополнительными источниками информации (критические статьи, учебник, интернет).

Воспитательные:

- пробудить интерес к произведениям русской литературы; привитие эстетического вкуса;

- повышение читательской культуры и интереса к изучаемой теме.

Вид занятия: лекция

Форма и методы проведения: метод презентаций, опережающие задания, работа в группах.

Межпредметные связи:

Обеспечивающие: литература.

Обеспечиваемые: всемирная история, культурология, русский язык

Методическое обеспечение:

учебная программа дисциплины, рабочая учебная программа, портрет писателя, анкета писателя; презентация «И.А.Гончаров. Роман «Обломов», приложения.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.


Литература

Обязательная:

  1. Лебедев Ю.В. Романова В.Н. Литература. 10 класс. 1 часть. М.:Просвещение. 2012.

Дополнительная:

  1. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. – М., Просвещение, 2006

  2. Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. – СПб., 2008

  3. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. – М.: Материк Альфа. 2006.

  4. И.А. Гончаров. Избранные сочинения. «Библиотека учителя», «Художественная литература», Москва, 1990 г

  5. Г.Е. Эткин. «Внутренний человек» и внешняя речь. Москва, «Языки русской культуры», 1999

  6. И.А. Гончаров. Обломов.

  7. С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка.






СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ


  1. Организационный момент 2′

  2. Мотивация учебной деятельности 3′

  3. Сообщение темы, цели и эпиграфа занятия. 2′

  4. Проверка домашнего задания 5′

  5. Актуализация опорных знаний 10′

  6. Изучение нового материала 40′

  7. Закрепление материала 7′

  8. Подведение итогов. Оценивание работы студентов 4′

  9. Домашнее задание 2′



Ход занятия

  1. Организационный момент.

    1. Приветствие студентов.

1.2 Подготовка аудитории к занятию, проверка отсутствующих студентов.

  1. Мотивация учебной деятельности.

«…Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, - словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало» - это слова Ивана Александровича Гончарова. Что мы знаем о нем? И много ли было ведомо его современникам, оставившим воспоминания о нем? Писатель-чиновник, холостяк… Под конец жизни сжег обширную переписку… Сознательно оставался в стороне от «текущего», был полностью погружен в свою жизнь. Но эта жизнь не отпускала его: он постоянно был центром споров, как современников, так и потомков. В его не очень богатой на события жизни была и большая, но неразделенная любовь, и путешествия по свету, и государственная служба, причем в роли цензора, и сложные отношения с И.С.Тургеневым, чуть не закончившиеся дуэлью, и воспитание детей своего умершего слуги. Мы попробуем разобраться с этими вопросами.



  1. Сообщение темы, цели и эпиграфа занятия.

3.1 Сообщение темы занятия: «Иван Александрович Гончаров. Роман «Обломов». Слайд 1,2



3.2 Постановка целей занятия.

Студенты, исходя из темы, ставят цели и задачи на занятие (3-5 студентов высказываются).



3.3 Работа с эпиграфом(записан на доске и демонстрируется на слайде 3).

В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором. (В.Г.Белинский)

«Пока останется хоть один русский,

до тех пор будут помнить Обломова»

И.С. Тургенев

(запись темы, эпиграфа в тетради).


4. Проверка домашнего задания.

Студенты получили домашнее задание опережающего характера: изучить биографию И.А.Гончарова. (приложение 1) Его проверка проводится в форме «Анкеты писателя» (приложение 2).

5. Актуализация опорных знаний.

5.1 Фронтальная беседа:

- О чем говорит нам название романа?

- Что значит имя главного героя?

- Каким впервые предстает перед нами этот герой? Где мы его встречаем?

- А что обозначает слово «апатичный». Определите, от какого слова оно образовано, что обозначает по Ожегову.

5.2 Словарная работа. Обучающиеся работают со словарём, зачитывают определения.


6. Изучение нового материала.

6.1 Лекция учителя и сообщения студентов «Общая характеристика романа «Обломов»». Слайды 3-17.

     Замысел романа «Обломов» возник в 1847г., но лишь одну главу романа «Сон Обломова» писатель опубликовал в журнале «Современник» в 1849 году. Кругосветное путешествие и создание очерков «Фрегат «Паллада»» надолго прервали работу над романом «Обломов», который был напечатан только в 1859 г.

     Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель  показал путь Обломова  к сознанию своей никчёмности, несостоятельности, к распаду личности. Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в общество, истории, но не сумевшего найти правильный путь.

     Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и от чего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».

     Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, гуманизме, о равноправии женщин, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.

     В первой части романа мало действия (Обломов лежит на диване и отказывает визитёрам, зовущим его в Петергоф), но в ней автор показал эволюцию Обломова: детство с внушением идеи исключительности, обучение в пансионате. Обломов служить не смог. В нём загублены  живой ум, чистота, доброта, правдивость, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к ниже стоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Однако Обломов не испытывает необходимости развивать их в себе. Об этом свидетельствует его «мысленный» план реформ в Обломовке, демонстрирующий инфантильность, архаичность его взглядов на жизнь.

     Ситуация такова: барин Обломов зависит от крепостного слуги Захара больше, чем Захар и другие крепостные от него. В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеванию путём труда, Обломов, уже имеющий всё благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затраты энергии. Он считает идеал Обломовки незыблемой нормой. Для Штольца норма – деловая жизнь Петербурга, поэтому он не критикует её и , как все визитеры, посещающие Обломова, зовёт друга сменить обстановку, «встать с дивана». В конце первой части Гончаров ставит вопрос: что же победит в Обломове – жизненные, деятельные начала или сонная «обломовщина»?

     Во второй части романа описываются русско-немецкое воспитание Штольца, его сильная и гармоничная личность. Несмотря на все различия в их характерах и образе жизни, Штольц способен понять Обломова. Он многократно старается оживить Обломова, вернуть его в активную жизнь. Но Обломов боится перемен в жизни, боится движения и деятельности. В борьбе мотивов – соединиться с Ольгой и зажить осмысленной жизнью или отойти от Ольги и обрести желанный покой – побеждает последний. Обломовщина оказалась сильнее любви. Так Обломов находит пристанище в доме вдовы Пшеницыной. Постепенно кипучая энергия Штольца разбивается о неподвижность и равнодушие Обломова.

     Четвёртая часть романа посвящена описанию «выборгской обломовщины». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается ещё больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.

     В образе Обломова Гончаров блестяще совместил социальное обобщение с изображением индивидуализированной личности. Обломов вошел в галерею лучших образов мировой литературы, и его имя стало нарицательным. Гончаровский Обломов не похож на помещиков, изображённых Гоголем, Тургеневым и др. в нём нет деспотизма, жестокости. Наоборот, он кроток, благодарен. Писатель не остался беспристрастным: с симпатией относясь к герою, он в то же время осудил, разоблачил его, вынес приговор обломовщине.

     Композиция романа «Обломов» полностью соответствует идее: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, как мертвеет его душа. Все действия происходят вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова. Действия в романе мало (особенно в первой части). Всё внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров. Место действия романа – Петербург (только в главе IX «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).

     Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.

     В главах III и V второй части завязывается узел события – знакомство Обломова с Ольгой. Зарождающаяся любовь и составляет завязку. Главы VI – XI этой части – развитие действия. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чем мы узнаём из его письма к Ольге. Кульминация – глава XII третьей части. Илья Ильич объясн6ился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву. Этому посвящены главы XI – XII третьей части, которые составляют развязку. В них показаны несостоятельность и банкротство Обломова.

     В четвёртой части – дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция . Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.

     В эпилоге (глава XI четвёртой части) Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины». Таким образом, говоря о последовательном увядании Обломова, превращении его в «мёртвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлётов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И все это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума.

     Сюжет романа. Слайды 19-20.

     По поводу сюжета существуют две точки зрения. Первая утверждает, что в романе две сюжетные линии: Обломов – Ольга и Штольц – Ольга. Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остаётся.

     Вторая точка зрения профессора А.Г.Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели – показать постепенное превращение Обломова в «мёртвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.

     Язык романа (слайд 21-23) отличается лёгкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитетов и метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами 1840 – 1850-х годов.

     Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга, Штольц – люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика. Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко (летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Обломов с Ольгой, оценка снегопада в день разрыва героев). Внеязыковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?

     Роман «Обломов» вызвал при появлении многочисленные критические отклики, был высоко оценён современниками. И.С.Тургенев, прочитав роман, заметил: «Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова». И это так, потому что жизнь и судьба главного героя заставляют размышлять о сложнейших вопросах жизни.


6.2 Беседа по тексту романа «Обломов»:

- В чем двупланность изображения портрета героя?

- Внимание к каким деталям помогает писателю создать характер героя?

- Какие вещи характеризуют Обломова?

(Наиболее яркие черты портрета: спокойствие, переходящее в лень, отсутствие определенной мысли и «душа»; доминирующие детали в описании: халат, тапочки. Элемент комического в описании. Значение интерьера: обилие мебели, запыленность, запущенность. Книги, прошлогодняя газета, чернильница с высохшими чернилами.)

- Каковы первые выводы:

А) Добрый, душевный человек

Б) Ленив, инертен, отдается одной своей привычке: лежать

В) Наличие письменного стола, пыльные книги и газета, высохшие чернила говорят о том, что раньше этим пользовались. Теперь – нет. Прежде была другая жизнь.

- Что известно об этой «другой жизни»?

- Как монолог из гл.8, часть 1 характеризует Обломова? Что сформировало такой характер?

(Сообщение учащегося о детстве героя, о среде, в которой он вырос)

Вывод: Выписывается образ русского барина, русского барства. Противопоставлен всему иноземному. Русский менталитет противопоставлен чужим идеалам, чужим ценностям.

- Для чего к Обломову приходят посетители (гл.2) . Удается ли им вытащить Обломова из дома?

(Они предъявляют свои жизненные устремления. Они – часть петербургской жизни. Что такое этот Петербург? Суета, карьера, сиюминутные проблемы, выгодный брак, удовольствия, увлечения. У Обломова был опыт петербургской жизни, он сам от нее отказался, потому что в ней нет ничего для сердца, для ума. Обломов – глубокая натура, у которой есть идеалы.

Вывод (авторская позиция): Та действительность, в которой живет герой, не привлекает человека с душой и сердцем.

- Что представляет собой Штольц как антипод Обломова? В чем он противопоставлен Обломову?

(Обломов – барин, Штольц – буржуазный делец. В Обломове – паралич воли беспробудная лень, в Штольце – огромная энергия. Обломов живет мечтами, Штольц – практическим делом, планами, фактами. Идеал жизни для Обломова – покой, Штольца – культ труда, предприимчивости. Штольц идет по жизни как победитель.)

- Что воспитало такой характер? (Сообщение учащегося о детстве Штольца)

- Можно ли считать Штольца идеалом автора?

(Нет. Ему не хватает души. Он слишком приземлен, практичен. )

- Есть ли этот идеал в романе?

(Да, если объединить душевные качества Обломова и деловые Штольца)

- Зачем нужен любовный сюжет?

(Это попытка «расшевелить» Обломова, заставить его изменить себя, это испытание на человечность)

- Что представляет собой Ольга Ильинская? Что в ней симпатично?

(несветскость, простота и искренность, духовно развитая натура, музыкант, тонкий исполнитель)

- Что соединяет Обломова и Ольгу?

(Любовь к музыке)

- Как изменился герой? Что определило эти изменения?

(Бодр, подтянут, активнен. Его образ прекрасен, в нем видна гармония жизни, души. Причина – любовь. В его отношениях с Ольгой – поэзия любви.)

- Почему происходит разрыв? Почему автор упоминает миф о Пигмалионе?

(Пигмалион – Ольга. Но она не смогла сотворить из Обломова человека, которого она могла бы любить. Не может принять его таким, каков он есть. Обломов более проницателен, чем Ольга, он задолго чувствует обреченность их романа).

- Как показана Агафья Матвеевна? Как противопоставлены друг другу Ольга и Агафья?

(Ольга и Агафья – небо и земля. Духовность одной противопоставлена материальности другой. Различно и отношение к Обломову. Ольга старается его расшевелить, Агафья – всячески его оберегает, он для нее – человек из другого мира, барин, ее цель – не нарушить его барского состояния)

Истории любви дают представление о том, каким видит Гончаров идеал женщины. (Собирательный образ из лучших качеств героинь).



7. Закрепление изученного материала.

7.1 Работа в группах.

Ребята, чтобы раскрыть образ главного героя, предлагаю провести групповую исследовательскую работу – анализ эпизодов – с целью поиска ответа на вопрос урока. Всего 3 группы, которые получат индивидуальное задание.

Группа 1

Пейзаж как средство раскрытия образа героя.

Часть I, глава 9.

Эпизод: “Не таков мирный уголок” до слов “…под журчанье которых сладко дремлется”.

Илья Ильич воспитывался и рос на лоне такой природы.

1.  Каково состояние природы в Обломовке?

2.  Какие художественные средства передают это состояние?

3.  Установите связь между “мирным уголком” и характером и образом жизни Обломова.

4. Почему Обломов любуется крапивой, рябиной у дома Пшеницыной, предпочитает тихую, спокойную местность и деревенский быт?

Группа 2

Художественная деталь и ее роль в романе.

Часть II, глава 1.

Эпизод: “Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам его…” до слов “…непременно попадал в них сразу”.

1. Какие художественные детали использует Гончаров в описании внешности Ильи Ильича?

2. Какую черту характера Обломова символизируют эти детали?

3. При каких обстоятельствах упоминается художественная деталь в романе? Почему?

4. Гончаров – мастер художественных деталей. Можно ли сказать, что художественная деталь обогащает образ Обломова, помогая понять главные черты?

Группа 3

Речевая характеристика героя.

Часть II, глава 4.

Эпизод: “Продолжай же дорисовывать мне идеал твоей жизни…” до слов “…говорил с одушевлением, не останавливаясь”.

1.  Какие слова выбирает Илья Ильич для выражения своего идеала жизни?

2. Есть ли взаимосвязь между речью и чувствами героя?

3. Почему Штольц после речи Илья Ильича называет его поэтом?

4. Какие качества героя отражает речевая характеристика?

7.2 Заслушиваются ответы каждой группы с цитированием фрагментов. Обучающиеся слушают, записывают информацию кратко в тетради. Задают вопросы группам. Дополняют (по необходимости).

Студенты делают выводы, обосновывают их.

1.На основании выводов групп, мы можем создать полную характеристику Обломова

2. В создании образа главного героя большое значение играют художественные приемы.


8. Подведение итогов занятия.

8.1 Заключительное слово преподавателя.

По своему складу И.А.Гончаров не очень похож на энергичных и деятельных людей 60-х годов XIX века. У Гончарова-художника был необычный для своего времени дар: спокойствие и уравновешенность. Это отличает его от писателей-современников, захваченных общественными страстями. Для него характерно неторопливое повествование, стремящееся к максимальной объективности и полноте изображения жизни. Также он обладает особым талантом: умением создавать полный образ предмета, и особая роль отводится детали в характеристике.

В русскую и мировую литературы Гончаров вошёл тремя романами: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв», названия которых начинаются на «Об…», в которых развивал и углублял один и тот же конфликт между двумя укладами русской жизни, патриархальным и буржуазным, между героями, выращенными этими укладами.

8.2 Рефлексия:

- Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

- Что понравилось?

- Что осталось непонятым?

- Над чем ещё нужно поработать?

- Давайте обратимся еще раз к эпиграфу занятия.

(Студенты дают возможные ответы)

8.3. Оценивание работы студентов на занятии.


9. Домашнее задание.

  1. Характеристика образа Обломова.

  2. Подготовить конспект на тему «Роман И.А. Гончарова «Обломов» в русской критике». Статьи:

- Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина?»

- Д.И.Писарев «Обломов». Роман И.А.Гончарова»

- А.В.Дружинин «Обломов». Роман И.А.Гончарова.


   



















Приложение 1

Иван Александрович Гончаров

 В историю русской литературы Гончаров (1812 – 1891) вошел как один из зачинателей жанра социально-психологического романа.

      И.А.Гончаров родился в 1812 году в семье богатого сибирского купца. Отец рано умер, оставив семье крупное состояние. Мать, Авдотья Матвеевна, любила детей, но, не обладая достаточной культурой, доверила образование всех четырёх детей другу семьи отставному морскому офицеру Н.Н.Трегубову, который был дворянином и ввёл с6емью Гончаровых в круг местного дворянства. Так купеческие дети получили типично дворянское воспитание.

      В Гончарове рано пробудилась страсть к чтению. Начальное образование получил в частном пансионе священника Троицкого, а в 1822 году поступил в Московское коммерческое училище. Здесь царили строгие аракчеевские порядки, за воспитанниками шпионили, душилась всякая попытка проявления общественных интересов. Восьмилетнее пребывание в училище мало дало юноше познаний в области экономических и точных наук, но не усыпило его стремлений к знаниям, воспитало в нем протест против унижения человеческой личности.

     Гончаров самостоятельно усиленно занимался науками, стремясь получить гуманитарное образование. В августе 1831 года успешно сдал экзамены на филологический факультет Московского университета, где в это время учились Белинский, Огарёв, Лермонтов, Аксаков. Учась в университете, Гончаров видел Пушкина, всю жизнь он вспоминал это событие; слушал лекции лучших профессоров. «Образование, вынесенное из университета, ценилось выше всякого другого», - писал Гончаров в воспоминаниях.

     Молодой студент увлекался театром, в студенческих кружках шли горячие споры о статьях современных критиков. В это время Гончаров опубликовал в журнале «Телескоп» перевод нескольких глав романа французского писателя Е.Сю «Атар Гюль».

     В 1834 году, переехав в Петербург, поступил на службу в Министерство финансов переводчиком иностранной переписки. В Петербурге Гончаров настойчиво готовил себя к литературной деятельности, сблизился с семьёй известного художника Майкова, сыновьям которого преподавал словесность и латинский язык. В этом доме выходил рукописных альманах «Подснежник», в нём-то и дебютировал Гончаров романтическими стихами. Кружок Майкова посещали Григорович, Панаев, братья Достоевские, Некрасов, Тургенев и др.

     Готовя себя к писательской деятельности, Гончаров много пишет. «Я с 14 – 15летнего возраста писал непрестанно, - вспоминал впоследствии писатель, - потом переводил Гете, Шиллера и др.» Из этого периода до нас дошли лишь немногие повести и стихи. В это время он внимательно следит за критической деятельностью Белинского, сам увлекается публицистикой, в «Современнике» печатаются анонимно его статьи, фельетоны, заметки.

     В 1849 году в «Литературном сборнике» журнала «Современник» появилась глава из будущего романа – «Сон Обломова», которая пострадала от цензорского карандаша. Это омрачало творческое настроение Гончарова, приостановило его работу над романом.

     В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Путятина отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное плавание, ему необходимы были свежие впечатления для литературной работы. Возвратившись из путешествия, Гончаров в 1855 году устроился на службу – на место старшего цензора. Он с головой уходит в литературу, посещает кружок «Современника», часто присутствует на редакционных обедах, устраиваемых Некрасовым, на которых обычно читались и обсуждались произведения писателей, выступали музыканты и артисты. В 1852 г. был опубликован роман «Обломов», который прославил имя Гончарова. Пять лет Гончаров работал в Совете Главного управления по делам печати и в 1868г. ушел в отставку. В 1869г. был опубликован роман «Обрыв», над которым Гончаров работал 20 лет.

     В 1891г. Гончаров сжёг автографы своих произведений, письма заметки и завещал похоронить его в Александро-Невской лавре, где-нибудь у обрыва. На 80-ом  году жизни он скончался. Похоронный кортеж сопровождала многолюдная толпа, в основном молодёжь. Писатель был похоронен на крутом берегу речки, протекающей у кладбища.

    Итак, в русскую и мировую литературы Гончаров вошёл тремя романами: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв», названия которых начинаются на «Об…».











Приложение 2

«Анкета писателя Ивана Александровича Гончарова».


  1. Год рождения_______________________________________________

  2. Место рождения____________________________________________

  3. Социальное положение_______________________________________

  4. Образование________________________________________________

  5. Увлечения__________________________________________________

  6. Политические взгляды (революционер – демократ, либерал, консерватор)________________________________________________

  7. Место службы_______________________________________________

  8. Поездки за границу (когда, куда, с какой целью?)___________________

________________________________________________________________

  1. Люди, оказавшие влияние на формирование его личности:___________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Автор романов:

1847 г. - ________________________________________________________

1859 г. - ________________________________________________________

1869 г. - ________________________________________________________

и книги очерков__________________________________________________

  1. Автор литературно – критических статей: _________________________

________________________________________________________________

  1. Особенности писательской манеры______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнил ________________________ Оценка ________________












РЕЦЕНЗИЯ


на методическую разработку открытого занятия по литературе на тему: «И.А. Гончаров. Роман «Обломов»»

преподавателя Торезского горного техникума имени А. Ф. Засядько Шрибак Ольги Ивановны


Методическая разработка, представленная на рецензию, соответствует требованиям к составлению методических разработок, имеет соответствующие сруктурные элементы: титульную страницу, содержание, предисловие, методические рекомендации, основную часть и приложения.

Следует отметить актуальность данной темы и в наше время, использование различных форм проведения лекционного занятия.

В методической разработке продумана и сформулирована цель занятия, требования к знаниям студентов по данной теме, уместна работа с эпиграфом.

При планировании и подготовке занятия преподаватель предлагает такие виды работы как опережающие домашние задания (презентация, дополнительные сообщения студентов), выразительное прочтение отрывков текста, работу в группах.

Следует отметить направленность форм и методов обучения на формирование умения художественного анализа произведения, культуры речи, развитие творческих способностей студентов.

В методической разработке показаны межпредметные связи, умение преподавателя активизировать познавательную деятельность студентов и развитие их логического мышления.

Данная методическая разработка может быть использована с целью приобретения опыта проведения интерактивной лекции.




Рецензент:

Дворникова В. В., преподаватель ГПОУ
«Торезский горный техникум им. А. Ф. Засядько», специалист высшей квалификационной категории Торезского горного техникума им. А. Ф. Засядько»






___________________


РЕЦЕНЗИЯ


на методическую разработку открытого занятия по литературе

на тему: «И.А. Гончаров. Роман «Обломов»» преподавателя

Торезского горного техникума имени А. Ф. Засядько

Шрибак Ольги Ивановны


Цель методической разработки лекционного занятия по литературе - показать методику проведения интерактивной лекции с использованием опережающих заданий, работы в группах, самостоятельной работы, ознакомить с биографией и основными этапами творчества писателя; дать общую характеристику романа «Обломов».

Разработка данного занятия выполнена методически грамотно, соответствует всем необходимым требованиям оформления подобных работ. Подготовке и составлению данной разработки предшествовала кропотливая, серьёзная работа преподавателя, подготовка и настрой студентов, подобран богатый и разнообразный материал для раскрытия темы занятия. Преподаватель использует разные методы и приёмы, способствующие активизации познавательной деятельности студентов.

Объём и разнообразие теоретического материала дает возможность преподавателю задейчтвовать к подготовке и проведению определенное количество студентов, что способствует развитию навыков самостоятельной работы, поиску необходимой информации .Использование метода презентации, опережающих заданий, выразительного чтения текста, способствуют проявлению интереса к произведениям русской литературы, стремлению познавать мир через художественное слово, воспитывать современного читателя, чувства патриотизма, ответственности.

Рекомендуется как методический материал преподавателям литературы, руководителям групп.


Рецензент:

Никольская Т.П., преподаватель ГПОУ «Снежнянский горный техникум», специалист высшей квалификационной категории






___________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!