СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по музыке для 3 класса "Древнейшая песнь материнства"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме "Древнейшая песнь материнства" в 3 классе Раздел "О России петь, что стремиться в храм"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по музыке для 3 класса "Древнейшая песнь материнства"»

Методическая разработка урока музыки

«Древнейшая песнь материнства»


Пахомова Мария Леонидовна,

учитель музыки 1 квалификационной категории

МБОУ СОШ № 87 Дзержинского района г. Новосибирска

Предмет: Музыка

Класс: 3

Тип урока: Комбинированный

ЦЕЛИ:

- по достижению личностных результатов:

формирование и развитие музыкально-художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства;

развитие стремления к речевому самосовершенствованию;

формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития.

- по достижению метапредметных результатов: устанавливать рабочие взаимоотношения, выражать свои мысли, идеи; развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми;

- по достижению предметных результатов: слушать и анализировать музыкальные произведения; наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; развивать вокальные и исполнительские способности формировать певческие навыки (интонирование, звуковедение, дыхание, артикуляция), эмоционально воспринимать музыку русских и зарубежных композиторов; формулировать своё отношение к изучаемому произведению; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.

Задачи:

  • развивать музыкальное восприятие, музыкальную память, творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнство;

  • формировать знания учащихся о музыке зарубежных композиторов И.С. Баха; Ш. Гуно, Д. Каччини

  • пробуждать интерес к произведениям изобразительного, литературного искусства;

  • воспитывать осознанное чувство уважения к матери, внимательности и заботливости отношений в семье.

Музыкальный материал: И. Бах Ш. Гуно "Аве Мария" ; Д.Каччини «Аве Мария»; песня "Мама" на слова А. Шульгиной и музыку В. Гаврилина.

Дополнительный материал: репродукции картин - Рафаэль "Сикстинская мадонна", Кэти Берггрен «Материнство»

Программное обеспечение: компьютерная презентация

Оборудование: фортепиано, компьютер.

Предметные результаты:

  1. Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; 2. Формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  2. Умение воспринимать произведения мирового искусства

  3. Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений

  4. Уважительное отношение к иному мнению. Развитие музыкально эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусств

Регулятивные универсальные учебные действия

1.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

2. Формирование у школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания;

3.Эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов произведений искусства разных жанров;

Познавательные универсальные учебные действия

-передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

-соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

-сравнивать средства художественной  выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);

Коммуникативные универсальные учебные действия

-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог);

-выразительно исполнять музыкальные произведения;

-принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

-стремиться к пониманию позиции другого человека.

-понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;

Личностные универсальные учебные действия

-эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;

-позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

Предполагаемый результат: формирование у детей художественного вкуса, творческого воображения, основанное на межпредметных связях урока музыки с изобразительным искусством и литературной; формирование лучших качеств (доброта, любовь к близким, забота).

Методы:

«Наблюдение за музыкой» (Б. М. Асафьев),

«Размышления о музыке», «сопереживания» (Н. А. Ветлугина)

«Эмоциональной драматургии» (Э. Б. Абдулин)

 «Междисциплинарного взаимодействия» (В. В. Алеев)  

Словесный;

Наглядный

Вход учащихся в класс под музыку И.С. Баха прелюдия до мажор.

Понравилось ли вам это произведение?

Сегодня, на уроке, мы будем открывать тайны произведений искусства.

Подумайте, почему произведения искусства живут и волнуют людей веками?

Ответ на вопрос кроется в самом слове произведение. Произнесите это слово

Какой у него смысл? Известись, измучиться поведать миру о своих переживаниях, чувствах, идеях, а может даже открытиях. А как можно понять произведения, о чём хотел рассказать мастер? Внимательно вслушаться, почувствовать душой.

Итак, сегодня перед вами великое произведение, шедевр мирового искусства

Эпохи Возрождения «Синкстинская мадонна» художник Рафаэль Санти. Разгадав его тайну, вы сами назовёте тему нашего урока.

Итак, послушаем картину. Какие чувства она у вас вызывает? Какие чувства испытывает художник к образу Марии с младенцем? Художник создавал это произведение в течение 2-х лет. Давайте представим, как он это делал, как держал кисть, палитру?

Дети : Имя младенца - Иисус Христос, имя его матери - Мария.

Мария изображена в центре, ступая мягкой поступью по облакам, как бы паря. Она с большой любовью и нежностью держит младенца на руках. Своего Иисуса.

Деву Марию называют царицей небесной, а в вашем представлении как должна выглядеть царица? (одежда,украшения). И всё же она царица, перед ними склонились Святая Варвара и Римский папа Сикст 2, ангелы смотрят с восхищением, что её украшает? Где находится Мария, куда она идёт?

Как вы думаете, что для Марии самое ценное? (ребёнок, Иисус)

Что восхищает в Марии художника? (любовь к своему ребёнку) Произведения литературы.

Она идет, хвале внимая, 
Благим покрытая смиреньем, 
Как бы небесное виденье 
Собою на земле являя… (Данте Алигьери)



-Аве, Мария - лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящего мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей -
В тихом предстань сновидении ей!
Аве, Мария - лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха. (А. Фет)

Тема урока: «Древнейшая песнь материнства»

Помните, то удивительное произведение И.С. Баха прелюдия до мажор, которое прозвучало, когда вы входили в класс. Спустя 150 лет после его создания, в 1852г. французский композитор Шарль Гуно сочинил мелодию и получился ещё один шедевр, постарайтесь прочувствовать осмыслить и понять.

Звучит Бах –Гуно «Аве Мария».

Расскажите о ваших ощущениях? О чём произведение?

Дети: молитва красота гармонии, чистого и благозвучного обращения к образу Богородицы.

Радуйся, Мария, благодати полная!

Господь с Тобою;

благословенна Ты между женами,

и благословен плод чрева Твоего, Иисус.

Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных,

ныне и в час смерти нашей. Аминь.

Эту молитву произносят многие люди уже почти 2000 лет в моменты скорби и радости, прося помощи и в знак благодарности. Почему

Разгадать эту тайну нам поможет произведение Каччини«Аве Мария»

Какие чувства вызывает эта музыка?( Страдания, переживания, слёзы).

В ней нет текста молитвы, только слова Аве Мария. Это страдания Марии в момент распятия Иисуса. Вернёмся к картине Рафаэля. Первоначально она была расположена в храме над распятием. Мария несёт своего сына в дар людям. Это великая миссия для спасения человечества. Никто, кроме Христа, не мог восстановить испорченную природу людей, показать людям Отца Небесного и открыть Его бесконечную любовь. Своей жизнью и смертью Христос восстановил то, что было разрушено грехом. Он примирил человеческий род с Богом. Благодаря Великой Жертве, люди получили право жить в согласии и счастья, обрели вечную жизнь. Богородица прежде всего мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери.

Встали, тихо произнесите слово «Готический», покажите его форму.

Готические храмы, какие они?( Величественные, монументальные, потрясающие своей красотой).

Поднимите руки, кто из вас был в готическом соборе. Давайте представим, что мы входим в него. Величественные колонны, мозаика, звуки органа, которые наполняют собор и проникают в нашу душу. Что чувствует человек, находясь там? Закрыли глаза. Представили. Посмотрели на меня. Трепет, волнение, иногда даже страх. К сожалению, каждый совершает злые поступки, а в храме испытывает чувство стыда, надеется на прощение.

Есть в соборах удивительный символ - свеча, она символизирует чистоту и искренность, наше послушание и готовность покаяться в своих дурных поступках и служить добру.

Представим себе как загораются свечи. Вокальные упражнения.

У каждой эпохи свой идеал женщины, вся история человечества отражается в том, как люди видели женщину. Но тема материнства всегда привлекала особое внимание художников, поэтов и композиторов.

Картина современного художника Кэти Берггрен. Давайте вместе послушаем эту картину.Дайте название. Рассуждения (Ощущение счастья. Очень позитивная. Забота, защита, космос. В центре – ребёнок, микрокосмос, тайна, загадка).

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках!

Самая прекрасная из женщин -

Женщина с ребёнком на руках.

От любой напасти заклиная

(Ей-то уж добра не занимать)

Нет, не Богоматерь, а земная,

Гордая возвышенная мать.

Свет любви издревле ей завещан,

Так вот и стоит она в веках

Самая прекрасная из женщин -

Женщина с ребёнком на руках.

Всё на свете метится следами

Сколько б ты ни вышагал путей,

Яблоня - украшена плодами,

Женщина - судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках

Самая прекрасная из женщин -

Женщина с ребёнком на руках. (С. Островой)

Самое дорогое, родное, святое связано с мамой. Земля, Родина, Природа, Красота, Любовь - каждое из этих слов можно соединить со словами: Матушка, Мать, Материнская. Ведь все самое дорогое, родное, святое связано с мамой. Давайте сейчас вспомним лицо своей мамы. Какое оно, какие у нее глаза? (ответы детей)

В заключении урока, мы вместе исполним песню о маме я буду петь куплет , а вы припев.

" Мама" слова В. Гаврилина, музыка А. Шульгина

Руки усталые тихо опущены,
Волосы русые в узел завязаны...
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама.
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама.
Все мне мерещатся годы бывалые,
Юности прожитой кофточка алая.
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!
Как уберечь тебя, как защитить тебя,
Как удержать тебя в дни быстротечные?
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!

Выводы: Мы сегодня постарались раскрыть тайны произведений искусства, назовите каких?

Скажите ребята, а может тема материнства правда древнейшая и сейчас она не современна? Почему?

Ролик «О матери»

Вспомните наш урок дома, нарисуйте портрет мамы.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!