ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Варгашинская специальная (коррекционная) школа- интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект урока по математике
в 9 классе
по теме « Цилиндры»
Учитель математики
Веретенникова Н.А.
Предмет: математика
Тема урока: «Цилиндры»
Тип урока: комбинированный
Класс: 9
Цель:
Формирование элементарных знаний, умений и навыков по теме « Цилиндры»
Задачи:
1.1.Продолжить работу по формированию представлений у учащихся о круглых телах на примере «цилиндра».
1.2.Способствовать грамотному усвоению темы «Цилиндры» на примере решения задач, в которых встречаются эти тела.
1.3. Повторить алгоритм нахождения длины окружности.
1.4. Вспомнить соотношение крупных и мелких мер длины.
2.1.Развивать образное мышление обучающихся.
2.3.Развивать навыки измерения и пользования измерительными инструментами при выполнении практической работы.
3.1.Расширять кругозор: учить различать в окружающем мире предметы, имеющие форму изучаемых тел; расширению знаний об изобретениях человечества
Оборудование: заготовки для макетов, наглядный материал « Шар, куб, цилиндр», карточки для словарной работы, карточки « Формулы нахождения длины окружности», карточки для индивидуальной работы «Геометрические тела», карточки с заданиями (дифференцированные) « Перевод десятичных дробей в целые числа (меры длины), карточки « Задачи», иллюстрации «Конусообразные, шарообразные, цилиндрические предметы», иллюстрации «Геометрическая архитектура»; картон, нитки, ножницы иглы; учебники, тетради, ручки, линейки, циркули, карандаши.
Ход урока
Организационный момент, настрой на работу, проверка готовности к уроку.
-Приветствие, проверка готовности к уроку
-У вас на столе лежат карточки.
- Прочитайте послание от меня. Каждому из вас я желаю на уроке, а вот чего догадайтесь сами.
( Удачи)
Сообщение темы и целей урока.
– Что изображено у вас на карточках?
-Предлагаю вам сначала перечислить все геометрические фигуры, затем геометрические тела, изображенные на карточках.
Какое главное отличие фигуры от тела? (фигуры плоские, а тела объемные)
- Какие из предложенных геометрических тел можно назвать круглыми? (цилиндр, шар, конус) и почему? ( Потому что, если их ставить на горизонтальную плоскость и рассекать другой горизонтальной плоскость, то каждый раз будут получаться круги.)
-Сегодня мы продолжаем тему круглые тела, а конкретно будем говорить о « Цилиндрах»
Актуализация знаний, проверка усвоения материала:
Устный фронтальный опрос
- Посмотрите на цилиндр. На какую геометрическую фигуру он похож? (прямоугольник)
- Чем отличаются? ( Тело имеет объем, тень)
Изучение нового материала
Цилиндр – это круглое тело.
В жизни мы часто встречаем цилиндрические предметы.
-Приведите примеры различных природных объектов и предметов, сделанных руками человека, которые имеют форму: цилиндра.
*Работа с иллюстрациями (на доске)
*Словарная работа
Цилиндр
Оказывается, слово «цилиндр» произошло от греческого слова «кюлиндрос», означающего «валик», «каток».
На рубеже XYIII –XIX веков мужчины многих стран носили твердую шляпу с небольшими полями, которая называлась цилиндром из-за большого сходства с этой геометрической фигурой.
*работа с учебником с. 66 рисунок 129
-рассмотрите цилиндр.
- Цилиндр имеет два основания и боковую поверхность
Физминутка: через 20 минут с момента начала урока с геометрическим материалом.
Практическая работа
- Мы повторим сегодня эти определения пользуясь кругом –основной составляющей круглых тел.
Что является границей круга? (Окружность- это граница круга.)
- Что такое радиус? (отрезок, который соединяет центр и точку на окружности)
-Что такое диаметр? (отрезок, который соединяет две точки на окружности и проходит через центр)
-*Работа в тетради
_ Сейчас мы выполним чертеж с помощью циркуля. Проверьте его исправность: устойчивость ножек, раствора, наличие карандаша. Работая с циркулем не забывайте ПТБ
Начертите окружность радиусом 2 см.
-Вспомните с помощью чего можно измерить длину окружности, каких приспособлений?
(нитки, сантиметровой ленты).
- Какие меры длины мы используем для расчетов?
-Какая самая маленькая? Какая самая большая?
- Вспомните соотношение крупных и мелких мер длины:
В 1 см-?
В 1 дм-?
В 1 м-?
В 1 км-?
- Часто встречаются размеры в десятичной дроби. Переведите их в целые числа по образцу (устно по цепочке)
2.5 см= 2см 5 мм, 3.21м= 3 м 21см, 1,3 дм= 1 дм 3 см 3,240 км=3 км 240 м
Проверьте правильность выполнения работы.
- Зная Радиус окружности можно ли рассчитать длину окружности. Как?
Формула:C ~3,14 х 2 х R
*Работа по карточкам
1. Выполните преобразование десятичных мер длины в целые числа по образцу:
Образец:1,23 м= 1 м 23 см
2,045 км; 12,30 м; 8,7 дм; 50,2м
2. Начертите окружность радиусом 2,5 см. Найдите длину окружности по формуле.
* Применяем математику
- Определите, какие геометрические фигуры использовал архитектор при создании сооружений, изображенных на рисунке. Есть ли среди них круглые тела?
Домашнее задание
Моделирование цилиндра из подручных материалов
Рефлексия
-Как называется тема нашего урока?
-С каким геометрическим телом вы познакомились?
- Почему они называются круглыми?
- Назовите формулу нахождения длины окружности.
- Главная геометрическая фигура в нашей теме? (круг)
- Уходит зима. Я предлагаю вам проводить ее. Выполнив рисунки на доске с помощью циркуля. Вам необходимо будет изобразить снеговика- символ уходящей зимы.
-Попрошу всех оценить работу учителя, создав весенние цветы из круглых магнитов: (синий цвет – урок понравился, был полезен, вы узнали что- то новое; желтый цвет- урок был обычный; красный цвет- урок был не интересен, не полезен для вас).
- Спасибо за работу.
Итог урока. Оценки