СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка практического занятия по теме "Инфекционный контроль. Профилактика внутрибольничной инфекции"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка содержит набор тестовых заданий, ситуационных задач. Используется для изучения студентами особенностей предстерилизационной очистки на занятиях МДК "Безопасная больничная среда для пациента и медицинского персонала".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практического занятия по теме "Инфекционный контроль. Профилактика внутрибольничной инфекции"»

ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж»

Щигровский филиал









Методическая разработка

практического занятия для преподавателя

ТЕМА: ИНФЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ. ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ИНФЕКЦИИ

(ЗАНЯТИЕ №4)

Профессиональный модуль (ПМ. 04) Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра». Решение проблем пациента путем сестринского ухода.

МДК 04.02 Безопасная больничная среда для пациента и медицинского персонала

Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»





Рассмотрена на заседании ЦМК профессионального цикла

Протокол № от 2017г.

Председатель ЦМК

Преподаватель: Копылович М.В.



Щигры 2017

Занятие №4. Предстерилизационная очистка. Укладка материала в бикс.

Методическое обоснование занятия

Актуальность: В работе медицинской сестры одним из важнейших мероприятий

является дезинфекция и стерилизация предметов ухода за пациентом, инструментария, медицинской аппаратуры, рук персонала и т.д.

У нас в стране введен отраслевой стандарт «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения ОСТ 42-21-2-85.

Небрежность, невнимание, допуск ошибок могут принести непоправимый вред: инфицирование как пациента так и медперсонала вирусным гепатитом, СПИДом, ВИЧ

– инфекцией.

Медсестра должна хорошо усвоить правила предстерилизационной очистки и стерилизации. Предстерилизационной обработке должны подвергают все изделия медицинского назначения с целью удаления белковых, жировых и механических загрязнений, а также лекарственных препаратов. Проверку качества предстерилизационной обработки медицинского инструментария проводят с помощью постановки проб на наличие остатков крови и полноту отмывания изделий от щелочных компонентов.

Предстерилизационную обработку проводят во всех медицинских и лечебно-профилактических учреждениях каждый день в ЦСО.

Такой способ обработки медицинских инструментов является вторым этапом и проводится после проведенной дезинфекции и отмывки изделий от дезинфектанта. От того, как были проведены предстерилизационная обработка и дезинфекция, зависит эффективность последующей стерилизации. Эти требования заложены в нормативах, в которых описан обязательный контроль качества предстерилизационной обработки, осуществляемой лечебно- профилактическими учреждениями и работниками медицинских учреждений.

Профессиональный модуль: ПМ04«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра. Решение проблем пациента путем сестринского ухода» МДК 04.02. «Безопасная больничная среда для пациента и медицинского персонала»

Вид учебного занятия: Практическое занятие

Продолжительность: 6 часов

Формирование компетенций:

Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

ПК 4.1. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 4.2. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

ПК 4.3. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 4.4. Соблюдать санитарно-противоэпидемический режим.

ПК 4.5. Вести утверждённую медицинскую документацию.

Студент должен овладеть общими компетенциями:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8 Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.

Тип занятия: закрепление знаний и совершенствование умений и навыков

Форма проведения: практическое занятие с элементами решения ситуационных задач и игрового тренинга на этапе оценочной деятельности студентов.

Место проведения: кабинет основ сестринского дела

Тема урока: «Инфекционный контроль. Профилактика внутрибольничной инфекции»

Методы обучения: словесный – беседа, ролевая игра, игровые тренинги, решение конкретной ситуации.

Методическая цель: применение методики активного обучения для формирования у студентов профессиональной мотивации и практических умений выполнения манипуляций.

Цели занятия:

1. Учебная – Закрепить знания о способах предстерилизационной обработки инструментария и способах контроля качества ПСО; закрепить умения приготовления моющих растворов, умения сбора и укладки материала в бикс.

2. Воспитательная – способствовать развитию интереса к избранной профессии; сформировать готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами.

3. Развивающая – способствовать становлению конкурентоспособной личности, развитию мотивации к обучению; развить способность к самостоятельным действиям в условиях неопределенности.

Ожидаемый результат:

Студент должен знать:

  1. Этапы предстериллизационной очистки медицинского инструментария, правила приготовления моющего раствора, критерии использования;

  2. Контроль качества ПСО мед. инструментария (азопирамовая, амидопириновая, фенолфталеиновая пробы);

  3. Виды упаковки медицинского инструментария, контроль стерилизации, сроки хранения стерильности;

  4. Правила укладки белья и перевязочного материала в бикс, виды укладок, контроль стерилизации, сроки хранения стерильности;

  5. Основные методические указания ОСТ 42-21-2-85«Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства, режимы».

Студент должен уметь:

  1. Приготовить моющий раствор и провести ПСО медицинского инструментария;

  2. Выполнить амидопириновую, азопирамовую, фенолфталеиновую пробы, оценить результаты;

  3. Подготовить медицинский инструментарий к стерилизации, провести укладку в сухожаровой шкаф;

  4. Проводить укладку в бикс различными способами (универсальная, видовая, целенаправленная);

  5. Оформлять мед.документацию.


Межпредметные связи:

- хирургия – использование масок, перчаток, уровни мытья рук, асептика, антисептика, зоны особой стерильности;

- фармакология - «Понятие о дез. средствах», «Виды дез. средств, их действие на организм медперсонала»

Внутрипредметная связь:

- Понятие ВБИ.

- Инфекционный процесс.

- Способы передачи инфекции в меди­цинском учреждении

- Общие правила техники мытья рук.

- Уровни обработки рук (социальный, гигиенический, хирургический).

- Методы и режимы дезинфекции инструментов медицинского назначения.

- Особенности утилизации медицинского инструментария и перевязочного материала;

Оснащение урока:

Методическое оснащение:

- Методическая разработка практического занятия для преподавателя;

- Методическая разработка практического занятия для студента;

- алгоритмы профессиональной деятельности медицинских сестер.

- инструкции по применению дез. средств

Материально-техническое:

- пинцеты;

- марля, вата, салфетки;

- халаты, простыни;

- ножницы;

- емкости с дезсредствами;

- перчатки нестерильные.

- биксы (с фильтром, без фильтра);

- различные виды дезсредств;

- индикаторы стерильности;

- журнал учета качества предстерилизационной обработки



Уровни усвоения учебного материала

2уровень Определение понятия «Предстерилизационная очистка». Виды моющих растворов. Контроль качества ПСО. Виды укладки материала для стерилизации. Индикаторы стерильности. ОСТ – 42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства, режимы».


3уровень Приготовление моющих растворов на основе перекиси. Приготовление современных моющих растворов. Осуществление ПСО. Правила постановка азопирамовой, амидопириновой, фенолфталеиной проб. Укладка материала в бикс Оформление документации.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Мухина С.А. Практическое руководство к предмету основы стр

сестринского дела: УчебникС.А. Мухина, И.И. Тарновская.- 2-е изд. Испр. И допол. – М.: ГЭОТАР –Медиа, 2009г.- стр 23-46

С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода». Стр.95-100.

Дополнительная:

1. . Покровский В.И., Семина Н.И. «Проблемы и перспективы борьбы с ВБИ», 2007г.

2.Отраслевой стандарт 42-21-2-85 « Методы, средства и режимы дезинфекции и стерилизации ИМН».

3. Приказ МЗ СССР № 408 ОТ 12.07.89г «О мерах по снижению заболеваемости вирусным гепатитом в стране»

4. Приказ МЗ СССР № 720 от 31.07.78 г. « Об улучшении медицинской помощи больным гнойными хирургическими заболеваниями и усилении

мероприятий по борьбе с внутрибольничной инфекцией»

5. Сан ПиН 2.1.7. 728 – 99. – «Правила сбора, хранения и удаления отходов в ЛПУ»

6. Сан ПиН 2.1.3. 2630 – 10. – «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».


План проведения занятия

1.Организационный момент – 5 минут

2.Контроль уровня знаний – 25 минут

3.Изучение нового материала – 20 минут

4.Демонстрационная часть – 20 минут

5.Вводный инструктаж – 5 минут

6.Самостоятельная работа – 180 минут

7. Рефлексия – 5 минут

8.Подведение итогов занятия, задание на дом – 5 минут

9.Заключительная часть – 5 минут

Этапы планирования занятия

п/п

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Мотивация

Время

1

Организационный момент, вступительное слово преподавателя

Отмечает отсутствующих, выясняет причины, обращает внимание на внешний вид студентов готовность к занятию сообщает тему занятию, обращает внимание на актуальность изучаемой темы

Студенты записывают тему занятия и дату проведения в тетради, осмысливают план проведения занятия.

Концентрация внимания студентов.

Активизация и целенаправленность мышления студентов на тему занятия, осознание ее значения для будущей профессии

Создание у студентов цельного представления о практическом занятии


5 мин.

2

Контроль исходного уровня знаний

Преподаватель оценивает уровень знаний лекционного материала и результатов самоподготовки, используя различные приемы: фронтальный опрос, терминологический диктант или тестовые задания, индивидуальный опрос.

Преподаватель проверяет навыки по гигиенической обработке рук, по использованию перчаток

Выполняют задания

Выявление базовых знаний по теме, определения уровня подготовки, готовности к усвоению нового материала и оценка качества знаний, выявление слабых мест в подготовке, оценка способности к логическому и клиническому мышлению, оценка письменной и устной речи. Оценивается качество самоподготовки и усвоения материала по теме.

25 мин

3

Изучение нового материала.


Преподаватель обращает внимание на значение данной темы для практики, использует опорный конспект, дополнительные источники информации.

Студенты знакомятся с алгоритмами, записывают основные положения и определения в тетради

Обеспечить прочное активное усвоение знаний.

20 мин

4

Демонстрационная часть


Преподаватель демонстрирует алгоритмы проведения предстерилизационной обработки инстументария, укладки материала в бикс.


Внимательно смотрят, задают вопросы

Оптимизировать усвоение нового материала, обеспечить наглядность, вызвать познавательный интерес. Использовать современные технологии в образовательном процессе, закрепить теоретические знания, развить мыслительную деятельность. Обеспечить выработку профессиональных умений и навыков.

.

20 мин

5

Вводный инструктаж


Преподаватель доводит до внимания студентов план проведения самостоятельной работы, ее цели и задачи. Преподаватель обращает внимание на обязательное соблюдение принципов этики и деонтологии при общении с пациентами и медперсоналом, соблюдение требований инфекционной безопасности при выполнении практических навыков.


Студенты знакомятся с заданием, получают алгоритмы.

Обеспечить прочное активное усвоение знаний.

5 мин

6

Самостоятельная работа.


Этапы отработки манипуляций контролирует преподаватель. Студентов, не допускающих ошибок, назначают экспертами.

Преподаватель контролирует все этапы самостоятельной работы, оценивает активность студентов.


Решение ситуационных задач на развитие клинического мышления, разбор конкретных клинических ситуаций, проводится самооценка действий студентов. Можно использовать прием деловой игры. Затем по алгоритмам студенты отрабатывают практические навыки, работают парами. Отрабатываются практические навыки:

Проведение ПСО.

Укладка материала в бикс.

Развитие логического и клинического мышления, выработка самостоятельности. Развитие навыков общения, педагогических способностей, навыков работы с документацией. Стимулировать мыслительную деятельность, вызвать познавательный интерес, привить профессиональные навыки, любовь к будущей профессии. Закрепить теоретические знания на практике.

180мин

7

Рефлексия


Предлагает студентам высказать свою точку зрения по достижению целей занятия, результатам занятия.

Анализируют собственную деятельность

Осознание студентами важности владения знаниями в объеме достаточном для выполнения профессиональных обязанностей.


5 мин

8

Подведение итогов, задание на дом

Преподаватель оценивает работу на всех этапах занятия, комментирует основные ошибки, отмечает отличившихся студентов, оглашает итоговые оценки и отвечает на вопросы студентов. Для объективности используются карты экспертной оценки. Сообщается тема следующего занятия, вопросы для самостоятельной подготовки, источники информации /учебные пособия, лекции и т.д

Анализируют собственную деятельность, записывают домашнее задание, задают вопросы,

Оценка работы студентов на занятии, стимуляция интенсивной подготовки к занятию, осознание студентами важности владения знаниями в объеме достаточном для выполнения профессиональных обязанностей.

5 мин

9

Заключительная часть

Дает указания по уборке рабочего места

Студенты прощаются с преподавателем, дежурные проводят проветривание и уборку рабочих мест и кабинета, сдают раздаточный материал и оборудование.

Дает указания по уборке рабочего места

5 мин





Оценка результатов учебной деятельности студентов.

«5» - глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент легко ориентируется понятийным аппаратом, за умение связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения. Отличная оценка предполагает грамотное, логичное изложение ответа (качественное внешнее оформление). Выполнение действий в точности с алгоритмом.

«4» - студент полно освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознано применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеет отдельные неточности. При выполнении действий имеются нарушения последовательности алгоритма.

«3» - если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновать свои суждения. При выполнении действий имеются грубые нарушения выполнения алгоритма., исправляющиеся после подсказки преподавателя.

«2» - если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач. При выполнении действий, имеются грубые нарушения алгоритма, которые студент не может исправить даже после подсказки преподавателя.

Задание на дом.

Тема: «Внутрибольничная инфекция». Самостоятельная работа с методическим пособием и литературой.

    1. Мухина С.А. Практическое руководство к предмету основы

сестринского дела: УчебникС.А. Мухина, И.И. Тарновская.- 2-е изд. Испр. И допол. – М.: ГЭОТАР –Медиа, 2009г.- стр 23-46



Приложение 1.

Теоретическое обоснование занятия

Этапы предстерилизационной очистки (ПСО)

Замочить использованное медицинское изделие в 3% р-ре хлорамина (хлорной извести).

1 этап

Промыть под проточной водой в течение 30 сек. до исчезновения запаха дезсредства.

2 этап

Замочить использованное медицинское изделие в моющем растворе:

При температуре 40С- 5 г. порошка « Биолот» + 975 мл. воды;

При температуре 50С- 5 г. порошка «Лотос», «Астра», «Маричка», «Айна» + 20 мл. 33% р-ра перекиси водорода + 975 мл. воды, подогреть и замочить на 15 мин.

3 этап

Мойка каждого медицинского изделия в этом же растворе с помощью ершей ( ершевание).

4 этап

Промыть под проточной водой в течение 30 сек. до исчезновения запаха моющего раствора.

5этап

Промыть в дистиллированной воде.

6 этап

Сушка медицинского изделия в сушильном шкафу при температуре 78-85С.

Приготовление моющих растворов на основе перекиси водорода

Концентрация перекиси водорода %

Количество перекиси водорода, мл

Колич-во порошка «Лотос», «Астра», «Айна» и др.

Количество воды (до 1 литра)

3 %

6 %

27,5 %

160 мл

80 мл

17мл

5 гр.

5 гр.

5 гр.

835 мл

915 мл

978 мл

30 %

33 %

35 %

37,5 %

40 %

16 мл

14 мл

13 мл

12 мл

11 мл

5 гр.

979 мл

981 мл

982 мл

983 мл

984 мл


ПСО со средствами

0.15 % раствор Септабика, Ника- Экстра-М 0.3- 0.5 % раствор


1 этап. Замачивание в моющем р-ре комнатной температуры при полном погружении в 0.15 % раствор Септабика на 30 мин., в 0.3- 0.5 % раствор Ника- Экстра-М на 15 мин. Разъемные изделия подвергают предстерилизационной очистке в разобранном виде. При замачивании изделия полностью погружают в раствор моющего средства, заполняя им каналы и полости изделий. Срок использования многократно, если не изменился цвет раствора.

2 этап. Мойка каждого изделия в моющем растворе при помощи ерша или ватно- марлевого тампона по 0,5 мин. на каждое изделие . Использование ерша при очистке резиновых изделий не допускаются; каналы изделий промывают с помощью шприца. Температуру раствора в процессе мойки не поддерживают

3 этап. Ополаскивание под проточной водой каждого изделия. Продолжительность при использовании септабика – 1 мин, при использовании Ника - Экстра - М - 3 мин

4 этап .Ополаскивание дистиллированной водой по 0,5 мин. на каждое изделие

5 этап. Сушка в сухожаровом шкафу при температуре 85 гр. или на открытом воздухе до полного исчезновения влаги

После ПСО проводится контроль качества.


Упаковка медизделий

Для упаковки медизделий перед стерилизацией паровым методом используйте стерилизационные коробки с фильтром и одноразовую упаковку.

Стерилизационная упаковка должна пропускать водяной насыщенный пар и служить барьером для микроорганизмов. Применяйте стерилизационные упаковки, которые разрешены для парового метода:

  • комбинированные – бумажно-пленочные упаковки – пакеты и рулоны как без складок, так и со складками;

  • бумажные пакеты;

  • упаковочная крепированная бумага.

Внимание: пергамент, бязь и стерилизационные коробки без фильтров не относятся к стерилизационной упаковке. Не применяйте коробки с деформацией или сломанными замками; коробки, которые исчерпали ресурс кратности применения фильтров и с истекшим сроком годности.

Перед применением изучите документы на упаковочные материалы: регистрационное удостоверение и инструкцию по применению. В инструкции должно быть написано, что стерилизационную упаковку можно использовать при паровой стерилизации.

Не укладывайте в стерилизационную коробку слишком много халатов, текстильного белья, перевязочного материала и ИМН с каналами и полостями. Кладите их свободно, параллельно движению пара – на ребро, перпендикулярно крышке коробки. Заполняйте коробку на 2/3 объема.

Нормы загрузки стерилизационных коробок ИМН для изделий одного наименования

Стерилизуемый объект

Единица измерения

Тип стерилизационной коробки

КСК-3 КФ-3

КСК-6 КФ-6

КСК-9 КФ-9

КСК-12 КФ-12

КСК-18 КФ-18

КСПФ-12

КСПФ-16

Бинт

г

150

300

450

600

900

600

800

Вата

г

65

130

195

260

390

260

350

Полотенце

шт.

1

3

5

7

10

7

9

Халат

шт.

1

2

3

5

3

4

Простыня

шт.

1

2

3

5

3

4

Хирургические шапочки

шт.

10

20

30

40

60

40

51

Хирургические перчатки

пара

45*

69*

90*

60*

80*

Трубки дренажные, катетеры, зонды

кг

0,5

1,0

1,5

2,0

3,0

2,0

2,7

Примечание. Одна пара хирургических перчаток весит 20 г.


«Контроль качества предстерилизационной обработки»

1.Методика постановки азопирамовой пробы.

Цель: контроль качества предстерилизационной обработки.

Показания: определение остаточного количества крови на обработанных инструментах.

Противопоказания:нет.

Оснащение: раствор азопирама (изготовленный в аптеке или промышленным способом); 3 % раствор перекиси водорода; ёмкость для смешивания; пипетка; марлевая салфетка; нестерильные перчатки; предметное стекло с мазком крови; журнал учёта качества предстерилизационной обработки; песочные часы (или часы с секундной стрелкой); контролируемые изделия.

Алгоритм манипуляции:

Этапы

Обоснование

1. Подготовка к процедуре

1.1. Приготовить все необходимое для проведения пробы.

Обеспечение эффективности работы.

1.2. Надеть перчатки.

Соблюдение техники безопасности.

1.3. Смешать раствор азопирама и 3% раствор перекиси водорода в равных количествах (по 2-3 мл) в ёмкости (реактив можно хранить не более двух часов при температуре не выше 25оС).

Обеспечение эффективности проведения контроля.

1.4. Проверить активность реактива, капнув несколько капель на предметное стекло с мазком крови (реактив должен изменить цвет).

Достоверность результатов пробы (контроль пригодности и активности раствора).

1.5. Предметное стекло с мазком крови погрузить в дезраствор.

Проведение дезинфекции.

2. Выполнение процедуры

2.1. На марлевую салфетку нанести реактив и убедиться, что цвет его не изменился.

Достоверность результатов пробы.

2.2. Холодное контролируемое изделие протереть марлевой салфеткой смоченной реактивом или нанести 2-3 капли реактива на изделия с помощью пипетки.

В шприц внести 3-4 капли раствора реактива и несколько раз подвигать поршнем и оставить реактив в шприце на 1 минуту, затем вытеснить его на марлевую салфетку.

При проверке игл реактив набрать в проверенный шприц, не имеющий следов коррозии. Последовательно меняя иглы, пропускать через них реактив, вытесняя 3-4 капли на марлевую салфетку.

Проверку качества очистки катетеров и других полых изделий проводить путем введения реактива внутрь изделия с помощью проверенного шприца или пипетки. Реактив оставлять внутри изделия на 1 минуту, после чего сливать на марлевую салфетку.

Обеспечение эффективности проведения контроля.

2.3. Оценить результаты пробы:

- цвет реактива не изменился - проба отрицательная (следы крови отсутствуют);

- цвет реактива изменился на розово-сиреневый, в течение 1 минуты - проба положительная (окрашивание наступившее позднее, чем через 1 минуту не учитывается);

Достоверность результатов пробы.

3. Окончание процедуры

3.1.

  1. Изделие, подвергавшееся контролю с отрицательным результатом, промыть проточной водой и сполоснуть дистиллированной водой.

  2. При положительной пробе вся партия изделий подлежит повторной ПСО и контролю до получения отрицательного результата .

  1. Смывание реактива.

  1. Обеспечение качественной ПСО.

3.2. Снять перчатки.

Соблюдение техники безопасности.

3.3. Вымыть и осушить руки.

3.4. Результаты пробы занести в журнал.

Учет и преемственность в работе.

2. Методика постановки амидопириновой пробы.

Цель: контроль качества предстерилизационной обработки.

Показания: определение остаточного количества крови на обработанных инструментах.

Противопоказания:нет.

Оснащение: 5 % спиртовой раствор амидопирина; 3 % раствор перекиси водорода; 30 % раствор уксусной кислоты; ёмкость для смешивания; пипетка; марлевая салфетка; нестерильные перчатки; предметное стекло с мазком крови; журнал учёта качества предстерилизационной обработки; песочные часы (или часы с секундной стрелкой); контролируемые изделия.

Алгоритм манипуляции:

Этапы

Обоснование

1. Подготовка к процедуре

1.1. Приготовить все необходимое для проведения пробы.

Обеспечение эффективности работы.

1.2. Надеть перчатки.

Соблюдение техники безопасности.

1.3. Смешать 5% спиртовой раствор амидопирина, 3% раствор перекиси водорода и 30% раствор уксусной кислоты в равных количествах (по 2-3 мл) в ёмкости.

Обеспечение эффективности проведения контроля.

1.4. Проверить активность реактива, капнув несколько капель на предметное стекло с мазком крови (реактив должен изменить цвет).

Достоверность результатов пробы (контроль пригодности и активности раствора).

1.5. Предметное стекло с мазком крови погрузить в дезраствор.

Проведение дезинфекции.

2. Выполнение процедуры

2.1. На марлевую салфетку нанести реактив и убедиться, что цвет его не изменился.

Достоверность результатов пробы.

2.2. Холодное контролируемое изделие протереть марлевой салфеткой смоченной реактивом или нанести 2-3 капли реактива на изделия с помощью пипетки.

В шприц внести 3-4 капли раствора реактива и несколько раз подвигать поршнем и оставить реактив в шприце на 1 минуту, затем вытеснить его на марлевую салфетку.

При проверке игл реактив набрать в проверенный шприц, не имеющий следов коррозии. Последовательно меняя иглы, пропускать через них реактив, вытесняя 3-4 капли на марлевую салфетку.

Проверку качества очистки катетеров и других полых изделий проводить путем введения реактива внутрь изделия с помощью проверенного шприца или пипетки. Реактив оставлять внутри изделия на 1 минуту, после чего сливать на марлевую салфетку.

Обеспечение эффективности проведения контроля.

2.3. Оценить результаты пробы:

- цвет реактива не изменился - проба отрицательная (следы крови отсутствуют);

- цвет реактива изменился на сине-зеленый, в течение 1 минуты - проба положительная (окрашивание наступившее позднее, чем через 1 минуту не учитывается);

Достоверность результатов пробы.

3. Окончание процедуры

3.1.

  1. Изделие, подвергавшееся контролю с отрицательным результатом, промыть проточной водой и сполоснуть дистиллированной водой.

  2. При положительной пробе вся партия изделий подлежит повторной ПСО и контролю до получения отрицательного результата .

  1. Смывание реактива.

  1. Обеспечение качественной ПСО.

3.2. Снять перчатки.

Соблюдение техники безопасности.

3.3. Вымыть и осушить руки.

3.4. Результаты пробы занести в журнал.

Учет и преемственность в работе.

3. Методика постановки фенолфталеиновой пробы.

Цель: контроль качества предстерилизационной обработки.

Показания: определение остатков щелочных компонентов моющего раствора.

Противопоказания: нет.

Условия: применение моющих средств, рабочие растворы которых рН более 8,5.

Оснащение: 1 % спиртовой раствор фенолфталеина; пипетка; марлевая салфетка; нестерильные перчатки; журнал учёта качества предстерилизационной обработки; контролируемые изделия.

Алгоритм манипуляции:

Этапы

Обоснование

1. Подготовка к процедуре

1.1. Приготовить все необходимое для проведения пробы.

Обеспечение эффективности работы.

1.2. Надеть перчатки.

Соблюдение техники безопасности.

2. Выполнение процедуры

2.1. На вымытое изделие нанести 2 -3 капли реактива с помощью пипетки или протереть марлевой салфеткой.

Обеспечение эффективности проведения контроля.

2.2. Оценить результаты пробы:

- цвет реактива не изменился - проба отрицательная (следы моющего средства отсутствуют);

- цвет реактива изменился на розовый, проба положительная;

3. Окончание процедуры

3.1.

  1. Изделие, подвергавшееся контролю с отрицательным результатом, промыть проточной водой и сполоснуть дистиллированной водой.

  2. При положительной пробе вся партия изделий подлежит повторному промыванию под проточной водой.

  1. Смывание реактива.

  1. Обеспечение качественной ПСО.

3.2. Снять перчатки.

Соблюдение техники безопасности.

3.3. Вымыть и осушить руки.

3.4. Результаты пробы занести в журнал.

Учет и преемственность в работе.

Виды укладок материала в биксы:

- универсальная;

- видовая (специализированная);

- целенаправленная.

УНИВЕРСАЛЬНАЯ УКЛАДКА

В один бикс укладывается все необходимое для производства одной операции: халаты, простыни, салфетки, полотенца, шарики и пр.Для этого бикс делят на секторы, в каждом из которых находится лишь материал одного вида. Такой вид укладки обычно используют в районных больницах для выполнения небольших типичных операций - аппендэктомия, грыжесечение и пр..

СПЕЦИАЛИЗИРОВАНННАЯ/ВИДОВАЯ/ УКЛАДКА

В бикс укладывается один вид материала: отдельный бикс с халатами, отдельный - с салфетками или шариками и т.д. Этот вид укладки используют в операционных с большим объемом разнообразной хирургической деятельности.

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ УКЛАДКА

В один бикс укладывается разный материал, необходимый для выполнения конкретной операции - бикс с материалом для резекции желудка, бикс с материалом для пульмонэктомии и т.д.. Такую укладку применяют для больших плановых операций.

Правила укладки материала в биксы

Общие принципы укладки материалов в биксы: рыхло, послойно, вертикально:

- проверить исправность бикса;

- обработать бикс дез.раствором;

  • на дно бикса помещают развернутую простыню или полотняную

салфетку, концы которых размещают снаружи /для сбора конденсата/;

  • перед закладкой халаты, простыни, полотенца тщательно осматривают, обнаруженные дырки штопают, оторванные пояса и завязки пришивают;

  • простыни расстилают на столе и с узкого конца загибают на ширину 50 см, затем складывают вчетверо продольно /пополам дважды/ и скручивают в рыхлый рулон, начиная с незагнутого конца;

  • халаты складывают продольно пополам рукавами и вязками внутрь, в правый карман кладут пояс или тесемку, выполняющую его функцию, затем борты халата продольно загибают и халат рыхло скручивают в виде рулона, начиная с подола;

  • полотенца складывают пополам и скатывают в рулон;

  • белье укладывают в биксы вертикально параллельно движению пара, кроме того это позволяет сразу найти то, что нужно и извлечь необходимый материал, не нарушая порядок в биксе;

  • материал укладывают рыхло /между рулонами должна свободно проходить ладонь/, что обеспечивает свободное прохождение пара между бельем и внутрь рулона;

  • верхние края рулонов белья не должны касаться крышки стери-лизатора при ее закрытии;

  • перевязочный материал /салфетки по 20 штук, шарики, завернутые в марлевую салфетку/ укладывают стопками по секциям;

  • резиновые перчатки внутри и снаружи пересыпают тальком для предохранения их от склеивания, между перчатками проклады-вают марлю или бумагу, каждую пару перчаток заворачивают отдельно в марлю или бумагу и помещают в бикс /температура стерилизации 120 С/;

  • в верхнюю, центральную и нижнюю части бикса помещают индикаторы контроля стерильности;

  • после наполнения бикса края выстилающей его простыни заворачивают один на другой поверх содержимого;

  • в один из биксов сверху простыни закладывают халат, а на него несколько марлевых салфеток и полотенце, чтобы операционная сестра, вымыв и вытерев руки, могла надеть стерильный халат, не открывая остального материала в биксе;

  • крышку бикса закрывают, укрепляют имеющимся крючком на цепочке и прочно фиксируют тесьмой, чтобы крышка случайно не открылась;

  • к ручке на крышке бикса привязывают клеенчатую этикетку, на которой простым карандашом указывают отделение, какой материал и сколько его находится в биксе, а после стерилизации - дату стерилизации и подпись сестры, производившей стерилизацию;

  • открывают боковые отверстия бикса, через которые в него проникает пар; сразу после извлечения бикса из автоклава эти отверстия закрывают.

Сроки хранения стерильного материала
  • в биксе без фильтра материал считается стерильным не более 3 суток, после вскрытия бикса - в течение одной смены /6 часов/;

  • в двойной мягкой упаковке из бязи, пергаменте, бумаге мешочной непропитанной или влагопрочной бумаге для упаковки продуктов в автоматах марки Е, бумаге упаковочной высокопрочной, однослойной упаковке из бумаги крепированной "Стерикинг" - 3 суток;

  • в биксах с фильтром, двухслойной мягкой упаковке из бумаги крепированной для медицинских целей , двухслойной мягкой упаковке или пакете, закрытым герметичным швом, из бумаги крепированной "Стерикинг" - до 20 суток;

  • в однослойном прозрачном или комбинированном пакете "Стерикинг", закрытым герметичным термошвом - до 1 года;

  • в двухслойном прозрачном /пакет - футляр + упаковка/ или комбинированном пакете "Стерикинг" , закрытом герметичным термошвом - до 5 лет.

По истечению указанных сроков материалы подлежат повторной стерилизации.








Приложение 2

Материалы для работы на занятии

Фронтальный опрос:

  1. Что такое стерилизация? Методы стерилизации.

  2. Дайте определение понятию «предстерилизационная очистка» (ПСО).

  3. Назовите этапы ПСО и каким способом она осуществляется?

  4. Назовите виды укладок в биксы и сроки стерильности.

  5. Сколько изделий подлежит контролю качества предстерилизационной очистки в ЦСО?

  6. Назовите пробы на скрытую кровь.

  7. Что контролируется при помощи фенолфталеиновой пробы?

Тестовые задания

Вариант 1

Выберите правильный ответ

1. Раствор хлорамина при дезинфекции грелок:
а) 6%
б) 4%
в) 3%
г) 1%

2. Дезинфекция уборочного инвентаря проводится раствором хлорной извести:
а) 10%
б) 0,5%
в) 3%
г) 1%

3. Раствор хлорной извести, применяемый для дезинфекции подкладного судна:
а) 10%
б) 5%
в) 3%
г) 1%

4. Ежедневная влажная уборка проводится в палатах:
а) 4 раза
б) 3 раза
в) 2 раза
г) 1 раз

5. Срок использования маски процедурной, перевязочной медсестры
а) 6 часов
б) 4 часа
в) 2 часа
г) 1 час

6. Концентрация раствора нейтрального анолита для дезинфекции клизменных наконечников
а) 6%
б) 3%
в) 0,05%
г) 1%

7. Раствор для обработки тапочек больного грибковым заболеванием стоп
а) 25% формалин, укладка в полиэтиленовый мешок на 3 часа
б) 10% уксус, полное увлажнение
в) 3% хлорамин, протирание снаружи и изнутри
г) 1% хлорамин, протирание

8. Чтобы приготовить 1л моющего комплекса для предстерилизационной очистки инструментария необходимо взять Биолот в количестве:
а) 3 гр.
б) 5 гр.
в) 10 гр.
г) 15 гр.
д) 20 гр.

9. Для приготовления 1л моющего раствора при предстерилизационной обработке инструментария необходимо взять 3% раствор перекиси водорода:
а) 220 мл
б) 200 мл
в) 160 мл
г) 100 мл

10. Концентрация моющего средства в приготовленном моющем растворе:
а) 5%
б) 3%
в) 1%
г) 0,5%


Дополните предложения

11. Сколько нужно взять мл ср-ва «Септабика» для приготовления одного литра раствора для ПСО_________________________________

12. Сколько 3% перекиси водорода нужно взять для приготовления 1 литра моющего раствора___________________________________

13. При какой температуре проводят сушку инструментария _________________________

14. На сколько минут замачивают инструментарий в моющем растворе «Биолот» _________________________________________

15. Для чего производят контроль качества ПСО инструментария_____________________



Вариант 2

Выберите правильный ответ


1. Проба на остатки моющего средства:
а) азопирамовая
б) фенолфталеиновая
в) аспириновая
г) бензидиновая
д) судановая

2. При положительной фенолфталеиновой пробе появляется окрашивание:
а) сине-зелёное
б) фиолетовое
в) розовое
г) коричневое

3. После проведения предстерилизационной очистки для промывания мединструментов используется вода:
а) стерильная
б) кипяченая
в) дистиллированная
г) дважды дистиллированная

4. Экспозиция при замачивании медицинских инструментов в моющем растворе при предстерилизационной очистке:
а) 45 мин.
б) 30 мин.
в) 15 мин.
г) 10 мин.

5. Положительная азопирамовая проба даёт окрашивание:
а) зеленое
б) розовое
в) красное
г) фиолетовое

6. Проба для проверки мединструментария на наличие скрытой крови называется:
а) йодо-крахмальной
б) фенолфталеиновой
в) азопирамовой
г) бензойной

7. Фенолфталеиновая проба проводится для определения
а) остатков масляного раствора
б) остатков крови
в) остатков моющего раствора
г) остатков лекарственного средства

8. Дезинфекция и ПСО не совмещены при применении
а) виркона
б) лизетола АФ
в) дюльбака
г) хлорамина

9. Пригодность рабочего раствора азопирама проверяют нанесением 2-3 капель раствора на:
а) стерильный ватный шарик
б) стерильный тампон
в) кровяное пятно
г) стерильную салфетку

10. Для контроля температуры в паровом стерилизаторе применяют:
а) сахарозу
б) бензойную кислоту
в) янтарную кислоту
г) винную кислоту

Дополните предложения

11. Сколько СМС нужно взять для приготовления одного литра раствора с перекисью водорода_________________________________

12. Сколько 6% перекиси водорода нужно взять для приготовления 1 литра моющего раствора___________________________________

13. Какую температуру должен иметь моющий раствор с перекисью водорода на момент погружения инструментария__________________________________

14. На сколько минут замачивают инструментарий в моющем растворе с перекисью водорода_________________________________________

15. Для чего производят промывание дистиллированной водой при ПСО инструментария________________________________________

Ситуационные задачи

Задача №1.

При подогревании моющий раствор с перекисью водорода порозовел. Можно ли использовать такой раствор?

Задача №2.

Процедурная медсестра отвлеклась, и моющий раствор с перекисью водорода подогрелся почти до кипения. Можно ли погрузить шприцы в такой моющий раствор?

Задача №3.

Медсестра наложила амидопириновую пробу на шприцы и иглы многократного применения после проведения предстерилизационной обработки. Цвет реактива немедленно изменился на сине-зелёный. О чём свидетельствует результат контроля? Что необходимо предпринять

Задача №4.

Медсестра наложила амидопириновую и фенолфталеиновую пробу на шприцы и иглы многократного применения после предстерилизационной очистки. Цвет реактивов не изменился. О чём свидетельствует результат контроля, что необходимо предпринять?

Задача №5.

Медсестра наложила амидопириновую и фенолфталеиновую пробу на шприцы и иглы многократного применения после предстерилизационной очистки. Цвет первого реактива не изменился, а второго немедленно стал розовым. О чём свидетельствует результат контроля? Что необходимо предпринять?

Задача №6.

Работником Центра эпидемиологии и гигиены была наложена в перевязочном кабинете на стерильные инструменты азопирамовая проба. Цвет её не изменился. После полной проверки процедурного кабинета и его документации было замечено изменение цвета реактива на розово-сиреневое. Оцените ситуацию.

Задача №7.

Медсестре необходимо приготовить 2 литра моющего раствора с 3% перекисью водорода для ПСО. Как это сделать?

Задача №8.

Медицинская сестра доверила ПСО инструментария студентам. Они спрашивают: «Можно ли замочить инструмент в имеющемся моющем растворе с перекисью водорода или приготовить новый раствор?». Что ответит медсестра?

Задача №9.

Зайдя в перевязочный кабинет, вы видите, что студент проводит предстерилизационную обработку инструментария без перчаток. Правильны ли действия студента?

Задача №10.

Медицинская сестра, проводя предстерилизационную очистку, совмещенную с дезинфекцией, замочила в моюще-дезинфицирующем растворе инструментарий. После экспозиционной выдержки она промыла инструментарий проточной водой, сполоснула дистиллированной и погрузила в сухожаровой шкаф на сушку. Правильно ли провела ПСО медсестра?

Задача №11.

Медсестра проведя перевязку погрузила использованный инструментарий в моющий раствор (комплекс 0,5 % перекиси водорода с 0,5 % моющим средством). Оцените действия медсестры.


Эталон ответов

Тестовые задания

Вариант 1

1. г

2. г

3. г

4. б

5. в

6. в

7. а

8.б

9.в

10.г

11.15 мл

12. 160 мл

13. 850

14. 15 мин

15. с целью проверки наличия крови, моющего средства, жировых отложений на инструменте. А также предупреждения распространения ВБИ


Вариант 2

1. б

2. в

3. в

4. в

5. б

6. в

7. в

8. г

9. в

10. б

11. 5 грамм

12. 80 мл

13. 500-550

14. 15 мин

15. с целью обессоливания



Ситуационные задачи

Задача №1.

Нет. Раствор скорее всего используется повторно, т.к. изменил цвет, а при повторном использовании допускается использование раствора до 6 раз без изменения цвета

Задача №2.

Нельзя, т.к. при комнатной температуре биологически активные вещества (энзимы) выделяются в раствор очень медленно, а при более высокой разрушаются.

Задача №3.

На инструменте имеется кровь. Предстерилизационная очистка проведена неправильно. Необходимо повторное проведение ПСО всего инструментария и повторно провести пробу на кровь.


Задача №4.

ПСО проведена правильно. Можно приступать к укладке материала для стерилизации.

Задача №5.

На инструменте имеется моющее средство. Необходимо промыть инструмент повторно проточной водой, затем дистиллированной водой, высушить и повторно провести пробу на моющее средство.

Задача №6.

Стерильные инструменты обработаны правильно. А в самом процедурном кабинете имеются следы крови. Поэтому необходимо провести генеральную уборку кабинета.

Задача №7.

Надо взять 320 мл 3% перекиси, 10 грамм порошка «Лотос» («Астра», «Айна», «Маричка») и 1670 мл воды.

Задача №8.

Раствор можно использовать повторно в течение суток до 6 раз, если он не изменил цвет.

Задача №9.

ПСО проводится в перчатках, т.к. мы работаем с моющими растворами. Нарушена собственная безопасность.

Задача №10.

Не был произведен этап мойки изделия щетками или ершами.

Задача №11.

М/с нарушила этапы обработки инструментария. Отсутствует этап дезинфекции.



Приложение 3

Рефлексивная карта студента

«ОЦЕНКА СВОЕЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ»

Каждому студенту выдается набор из 5 карточек со знаками:

«+» « - »

«П» «Н» «О»

И каждому студенту предлагается выбрать себе именно ту карточку, которой он оценивает свою деятельность

«+» - отвечал по своей инициативе, ответы правильные;

«-» - отвечал по своей инициативе, но ответы неправильные;



  1. Оценка решения поставленных задач

Учебные задачи

Решены полностью

Решены частично

Не решены





  1. Оценка личностных приращений

Планировал (а) знать

знаю

Планировал(а) уметь

Умею








Приложение №4

Критерии оценки за работу на практическом занятии:

(оценивание по 5 – бальной системе)

  1. Критерии оценки исходного уровня знаний (фронтальный опрос):


«5» - активное участие в обсуждении, правильные ответы на вопросы, дополнение ответов.

«4» - активное участие в обсуждении, правильные ответы на вопросы с небольшими неточностями.

«3» - недостаточная активность на занятии, ошибки при ответах на вопросы.

«2» - пассивность на занятии, грубые ошибки при ответах на вопросы.


  1. Критерии оценки по выполнению манипуляций:


«5» - задание выполнено без ошибок .

«4» - задание выполнено с незначительными замечаниями и дополнениями

«- задание выполнено с ошибками .

0 баллов - задание не выполнено или выполнено с грубыми ошибками


  1. Критерии оценивания тестовых заданий:


«5» - ошибок нет или 1ошибка;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 4-5 ошибок;

0 баллов - 6 и более ошибок.


  1. Критерии оценки по выполнению ситуационных задач:


«5» - ситуационная задача выполнена правильно;

«4» - при выполнении задачи допущены незначительные ошибки;

«3» - при выполнении задачи допущены грубые ошибки;

«2» - ситуационная задача выполнена неправильно.


0



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!