СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Праздник русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка полезна для проведения нетрадиционных уроков и внеклассных мероприятий по русскому языку как в техникуме, так и в школе.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Праздник русского языка"»

Праздник русского языка


И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово...

А.А. Ахматова

Задачи:

  • углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка;

  • способствовать развитию интереса к родному языку;

  • воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову.

Оборудование:

  1. плакаты с высказываниями о русском языке;

  2. стенгазеты о русском языке;

  3. магнитофонные записи песен;

  1. портреты М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, А.А. Ахматовой;

  1. рисунки учащихся к фразеологизмам.

Подготовка:

  1. изготовление плакатов с высказываниями о русском языке;

  2. выпуск газет о русском языке;

  3. знакомство учащихся со сборниками высказываний о русском языке;

  4. оформление рисунков к фразеологизмам;

  5. подбор песен с нарушением орфоэпических, лексических, грамматических норм.


Ход праздника


Ведущий 1: Дорогие друзья! Мы рады видеть вас на нашем вечере, посвященном родному языку — главному достоинству нашего народа. Сегодня вы услышите много интересного: высказывания о родном языке, стихи и рассказы, пословицы и поговорки; посмотрите зани­мательные сценки. Надеемся, что вам не придется скучать!

Ведущий 2: А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... Что та­кое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».

Звучит песня «С чего начинается Родина?».

Ведущий 1: Мы все помним прекрасные строчки стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»: «Во дни сомнении, во дни тяго­стных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опо­ра, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Ведущий 2: Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возмож­ность познавать его богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевско­го, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры o6разности и выразительности языка.

Ведущий 1: Сколько замечательных слов сказано о русском языке! Чтобы убедиться в этом, давайте проведем викторину на лучшего зна­тока высказываний о русском языке. Назовите авторов следующих высказываний.

  1. Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским язы­ком с Богом, французским с друзьями, немецким - с неприятелем, итальянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изоб­ражении краткость греческого и латинского языка. (М. В. Ломоносов.)

  2. Русский язык богат и выразителен. (В.Г. Белинский.)

  3. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок. (Н.В. Гоголь.)

  4. С русским языком можно творить чудеса. (А. Г. Паустовский)

  5. Язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского велик и могуч.

  6. Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже ин­струмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. (М. Горький.)

Ведущий 2: Сейчас прозвучат стихи поэтов разных национально­стей. Вы услышите признательность и благодарность «великому и мо­гучему» за то, что он научил другие народы познавать мир и самих себя.

На фоне музыки звучат стихи.

Чтец 1: Мурат Паранук, адыгейский поэт:

Лесным покоем,
Звоном речек

В моей душе запела Русь.

Горжусь ее певучей речью,

Ее поэзией горжусь.

Она к аульному подпаску

Пришла в холодное жилье,

Согрела лаской, шуткой, сказкой

Сиротство раннее мое.

Она передо мной открыла

Страницами бессмертных книг.

Щедра, легка, ширококрыла,

Неиссякаемый родник.

Открыла горцу и поэту.

Как жизнь любить,

Как мир беречь,

Благословенная вот эта.

Мне ставшая родною речь.


Чтец 2. Танзиля Зумакулова, кабардино-балкарская поэтесса:

Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной...

Но, как родной,

Люблю язык я русский.

Он нужен мне, как небо.

Каждый миг,

На нем живые, трепетные чувства

Открылись мне:

И мир открылся в них.

Я поняла на русском слово «счастье»,

Большое счастье жить в большой стране,

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне.

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой...

Забыв родной язык –

Я онемею.

Утратив русский –

Стану я глухой.


Чтец 3. Ростислав Братунь, украинский поэт:

Язык России я не в школе

По книге Пушкина узнал.

Поэт свой мечты о воле

Еще мальцу мне завешал.

Храню я эту книгу свято:

По ней отец, простой мужик,

Учил любить родного брата -

Народ Руси, его язык.

Язык России я не в школе —

По книге Пушкина узнал.

Как правды знаменье и воли,

Порыв к тому, о чем мечтал.


Чтец 4. А вот что написал российский поэт Вадим Шефнер:

Есть слова — словно раны, слова — словно суд, —

С ними в план не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой понести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

По слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;

Повторять их не смею на каждом шагу, -

Как знамена в чехле, их в душе берегу.


Ведущий 1: О языке народ сложил много пословиц и поговорок. (Возможно проведение викторины на знание пословиц и поговорок.)

Чтец 5: Язык до Киева доведет. Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

Чтец 6: Язык говорит, а голова не ведает. Язык голову кормит, он же и спину портит.

Чтец 5: Язык мал: великим человеком шатает. Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет.

Чтец 6: Языком болтай, а рукам воли не давай. Языком не спеши, а делом не ленись.

Ведущий 2: Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был ра­бом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее... Эзоп купил языки и при­готовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только эти языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. Что может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, ре­шать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выразить ра­дость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ни­чего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

Ведущий 1: В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп к обеду приобрел самое худшее. Эзоп пошел покупать языки. Все удивились это­му. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врага­ми, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать ответ Эзопа.

Ведущий 2: О минувших периодах истории мы судим по сохранив­шимся до наших дней памятникам культуры, в том числе по рукопи­сям. Мы часто употребляем слова и выражения, которые были порож­дены давно ушедшими в прошлое обычаями и традициями. Они те­перь живые свидетели «давно минувших дней», знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.

Чтец 7:

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало «воды утекло»,

О смелом мы вправе сказать наперед:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»

А гуси и утки сухие всегда!

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случалось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!»

Лентяй отдыхает, а время идет —

«Под камень лежачий вода не течет».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!.. Что скажут потом?

«Не дело, мол, воду носить решетом!»

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...»

Ведущий 1: Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения.

Объявляется конкурс на лучший рассказ по рисункам с использо­ванием фразеологизмов. (Например, провалиться на экзамене, встав­лять палки в колеса, плакать в жилетку, перемывать косточки, за семь верст киселя хлебать и др.)

Игра с залом. Загадки-складки.

Ведущий 1: Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы.

• Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь. О них обычно го­ворят ... {водой не разольешь).

  • Товарищ твой просит украдкой ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу окажешь ... (медвежью услугу).

  • Фальшивят, путают слова, поют ... (кто в лес, кто по дрова). Ре­бята слушать их не станут: от этой песни ... (уши вянут).

Ведущий 2: Трудно общаться с теми, чей словарный запас беден, а язык невыразителен, как у героев следующей сценки. Два актера разыгрывают сценку.

Встретил я как-то одного приятеля. Давно не виделись с ним.

  • Как живешь? — спрашиваю.

  • Нормально, — отвечает.

  • А с учебой как?

  • Нормально.

  • Ты, говорят, болел? Теперь все в порядке?

  • Нормально.

Вот так поговорили!

Ведущий 1: Плохо, однако, и то, если речь человека перенасыщена неуместно употребляемой лексикой так, как в рассказе-шутке «Со­трудник института синонимов».

Сценку разыгрывают три актера.

Роли: рассказчик, Михайлов, Сидорчук.

В кабинет начальника (назовем его по старинке) ЖЭКа вошел мужчи­на средних лет.

  • Моя фамилия Михайлов, — отрекомендовался посетитель.

  • А моя - Сидорчук, - сказал начальник ЖЭКа.

  • Я работаю старшим научным сотрудником в институте синонимов. Синонимы - это слова, близкие по смыслу, значению...

  • Ну и что?

  • Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела... Не
    надо меня торопить, погонять, понукать, подхлестывать, подстегивать...

  • Товарищ Михайлов, я все-таки хотел бы...

  • Хотеть делать, желать, стремиться — это еще не значит сделать, совершить, произвести, сотворить...

  • Но что я должен сотворить? Что? - взорвался Сидорчук.

  • Не надо на меня кричать, орать, гаркать! Сейчас я все объясню, разъясню, изъясню, растолкую. Я прошу вас дать, вручить, выдать, пре­доставить мне справку, что я действительно, в самом деле, взаправду проживаю по улице Моторной, 10.

  • Наконец-то вы сказали, в чем дело. Только... вот такой справки я выдать не могу. Их выдает паспортистка Марья Ивановна Кукушкина.

  • Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место; не
    пятая спица в колеснице...

  • Но есть же субординация, - начал было Сидорчук, но, увидев, что
    Михайлов собирается выдать очередной залп синонимов, выбежал из ка­бинета.

  • Вот возьмите, — сказал он, вновь войдя в кабинет. — Только, пожалуйста, уходите, выйдите, удалитесь, ретируйтесь, скройтесь, исчезните...

Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявление на двери; «В связи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются». Михайлов улыбнулся и вполголоса пробормотал:

- Кто бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в быту при­годиться, сгодиться, найти себе применение.

А в это время начальник ЖЭКа, сидя в своем кабинете, тоже улыбался: «А печать-то я ему не поставил. Так что придется ему все-таки к Кукушки­ной прийти, зайти, подскочить, пришлепать, притопать...»

Учитель 1. В настоящее время наш «великий и могучий» русский язык, к сожалению, оказался в опасности. Сколько жаргонных и нецензурных слов хлынуло в него. Как много грубых нарушений норм литературного языка мы слышим по радио, на телевидении, в рекла­ме, на эстраде! Сейчас прозвучат отрывки из современных песен, а вы попробуйте найти в них ошибки.

Группа «Руки вверх», песня – «Студент».

Ты звонишь ей домой,

Когда меня рядом нет.

Скажи мне «да» или «нет»

И дай мне свой ответ.

П. Нарцисс, песня «Шоколадный заяц».

Я шоколадный заяц,

Я ласковый мерзавец

И сладкий на все сто...

Бутусов, «Песня идущего домой».

Я шел по мостовой,

Я шел по мокрым лужам.

По скользкой мостовой

Ногами снег утюжил.

Группа «Корни»

Твои изумрудные брови

Колосятся под знаком луны...

Ведущий 1: Такие ошибки в речи не только смешны, но и страшны. А ведь именно язык связывает нас с родиной, ее традициями и культу­рой! Каждый в ответе за то, чтобы сохранить «красивый русский язык», язык прадедов, дедов, отцов.

Ведущий 2: Вспомним стихотворение И. Бунина «Слово»:

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слону жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный — речь.

Учитель 2: Наш вечер подходит к завершению. В заключение хо­чется прочитать стихотворение поэтессы А.А. Ахматовой «Клятва», которое было написано в годы Великой Отечественной войны.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя принесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!