Праздник русского языка
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово...
А.А. Ахматова
Задачи:
углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка;
способствовать развитию интереса к родному языку;
воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову.
Оборудование:
плакаты с высказываниями о русском языке;
стенгазеты о русском языке;
магнитофонные записи песен;
портреты М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, А.А. Ахматовой;
рисунки учащихся к фразеологизмам.
Подготовка:
изготовление плакатов с высказываниями о русском языке;
выпуск газет о русском языке;
знакомство учащихся со сборниками высказываний о русском языке;
оформление рисунков к фразеологизмам;
подбор песен с нарушением орфоэпических, лексических, грамматических норм.
Ход праздника
Ведущий 1: Дорогие друзья! Мы рады видеть вас на нашем вечере, посвященном родному языку — главному достоинству нашего народа. Сегодня вы услышите много интересного: высказывания о родном языке, стихи и рассказы, пословицы и поговорки; посмотрите занимательные сценки. Надеемся, что вам не придется скучать!
Ведущий 2: А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».
Звучит песня «С чего начинается Родина?».
Ведущий 1: Мы все помним прекрасные строчки стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»: «Во дни сомнении, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Ведущий 2: Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возможность познавать его богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры o6разности и выразительности языка.
Ведущий 1: Сколько замечательных слов сказано о русском языке! Чтобы убедиться в этом, давайте проведем викторину на лучшего знатока высказываний о русском языке. Назовите авторов следующих высказываний.
Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким - с неприятелем, итальянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка. (М. В. Ломоносов.)
Русский язык богат и выразителен. (В.Г. Белинский.)
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок. (Н.В. Гоголь.)
С русским языком можно творить чудеса. (А. Г. Паустовский)
Язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского велик и могуч.
Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. (М. Горький.)
Ведущий 2: Сейчас прозвучат стихи поэтов разных национальностей. Вы услышите признательность и благодарность «великому и могучему» за то, что он научил другие народы познавать мир и самих себя.
На фоне музыки звучат стихи.
Чтец 1: Мурат Паранук, адыгейский поэт:
Лесным покоем,
Звоном речек
В моей душе запела Русь.
Горжусь ее певучей речью,
Ее поэзией горжусь.
Она к аульному подпаску
Пришла в холодное жилье,
Согрела лаской, шуткой, сказкой
Сиротство раннее мое.
Она передо мной открыла
Страницами бессмертных книг.
Щедра, легка, ширококрыла,
Неиссякаемый родник.
Открыла горцу и поэту.
Как жизнь любить,
Как мир беречь,
Благословенная вот эта.
Мне ставшая родною речь.
Чтец 2. Танзиля Зумакулова, кабардино-балкарская поэтесса:
Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной...
Но, как родной,
Люблю язык я русский.
Он нужен мне, как небо.
Каждый миг,
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне:
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык –
Я онемею.
Утратив русский –
Стану я глухой.
Чтец 3. Ростислав Братунь, украинский поэт:
Язык России я не в школе —
По книге Пушкина узнал.
Поэт свой мечты о воле
Еще мальцу мне завешал.
Храню я эту книгу свято:
По ней отец, простой мужик,
Учил любить родного брата -
Народ Руси, его язык.
Язык России я не в школе —
По книге Пушкина узнал.
Как правды знаменье и воли,
Порыв к тому, о чем мечтал.
Чтец 4. А вот что написал российский поэт Вадим Шефнер:
Есть слова — словно раны, слова — словно суд, —
С ними в план не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой понести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
По слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;
Повторять их не смею на каждом шагу, -
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Ведущий 1: О языке народ сложил много пословиц и поговорок. (Возможно проведение викторины на знание пословиц и поговорок.)
Чтец 5: Язык до Киева доведет. Язык без костей, что хочет, то и лопочет.
Чтец 6: Язык говорит, а голова не ведает. Язык голову кормит, он же и спину портит.
Чтец 5: Язык мал: великим человеком шатает. Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет.
Чтец 6: Языком болтай, а рукам воли не давай. Языком не спеши, а делом не ленись.
Ведущий 2: Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее... Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только эти языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. Что может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выразить радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
Ведущий 1: В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп к обеду приобрел самое худшее. Эзоп пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать ответ Эзопа.
Ведущий 2: О минувших периодах истории мы судим по сохранившимся до наших дней памятникам культуры, в том числе по рукописям. Мы часто употребляем слова и выражения, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями и традициями. Они теперь живые свидетели «давно минувших дней», знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.
Чтец 7:
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало «воды утекло»,
О смелом мы вправе сказать наперед:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»
А гуси и утки сухие всегда!
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!»
Лентяй отдыхает, а время идет —
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
«Не дело, мол, воду носить решетом!»
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...»
Ведущий 1: Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения.
Объявляется конкурс на лучший рассказ по рисункам с использованием фразеологизмов. (Например, провалиться на экзамене, вставлять палки в колеса, плакать в жилетку, перемывать косточки, за семь верст киселя хлебать и др.)
Игра с залом. Загадки-складки.
Ведущий 1: Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы.
• Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь. О них обычно говорят ... {водой не разольешь).
Товарищ твой просит украдкой ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу окажешь ... (медвежью услугу).
Фальшивят, путают слова, поют ... (кто в лес, кто по дрова). Ребята слушать их не станут: от этой песни ... (уши вянут).
Ведущий 2: Трудно общаться с теми, чей словарный запас беден, а язык невыразителен, как у героев следующей сценки. Два актера разыгрывают сценку.
Встретил я как-то одного приятеля. Давно не виделись с ним.
Как живешь? — спрашиваю.
Нормально, — отвечает.
А с учебой как?
Нормально.
Ты, говорят, болел? Теперь все в порядке?
Нормально.
Вот так поговорили!
Ведущий 1: Плохо, однако, и то, если речь человека перенасыщена неуместно употребляемой лексикой так, как в рассказе-шутке «Сотрудник института синонимов».
Сценку разыгрывают три актера.
Роли: рассказчик, Михайлов, Сидорчук.
В кабинет начальника (назовем его по старинке) ЖЭКа вошел мужчина средних лет.
Моя фамилия Михайлов, — отрекомендовался посетитель.
А моя - Сидорчук, - сказал начальник ЖЭКа.
Я работаю старшим научным сотрудником в институте синонимов. Синонимы - это слова, близкие по смыслу, значению...
Ну и что?
Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела... Не
надо меня торопить, погонять, понукать, подхлестывать, подстегивать...
Товарищ Михайлов, я все-таки хотел бы...
Хотеть делать, желать, стремиться — это еще не значит сделать, совершить, произвести, сотворить...
Но что я должен сотворить? Что? - взорвался Сидорчук.
Не надо на меня кричать, орать, гаркать! Сейчас я все объясню, разъясню, изъясню, растолкую. Я прошу вас дать, вручить, выдать, предоставить мне справку, что я действительно, в самом деле, взаправду проживаю по улице Моторной, 10.
Наконец-то вы сказали, в чем дело. Только... вот такой справки я выдать не могу. Их выдает паспортистка Марья Ивановна Кукушкина.
Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место; не
пятая спица в колеснице...
Но есть же субординация, - начал было Сидорчук, но, увидев, что
Михайлов собирается выдать очередной залп синонимов, выбежал из кабинета.
Вот возьмите, — сказал он, вновь войдя в кабинет. — Только, пожалуйста, уходите, выйдите, удалитесь, ретируйтесь, скройтесь, исчезните...
Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявление на двери; «В связи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются». Михайлов улыбнулся и вполголоса пробормотал:
- Кто бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в быту пригодиться, сгодиться, найти себе применение.
А в это время начальник ЖЭКа, сидя в своем кабинете, тоже улыбался: «А печать-то я ему не поставил. Так что придется ему все-таки к Кукушкиной прийти, зайти, подскочить, пришлепать, притопать...»
Учитель 1. В настоящее время наш «великий и могучий» русский язык, к сожалению, оказался в опасности. Сколько жаргонных и нецензурных слов хлынуло в него. Как много грубых нарушений норм литературного языка мы слышим по радио, на телевидении, в рекламе, на эстраде! Сейчас прозвучат отрывки из современных песен, а вы попробуйте найти в них ошибки.
• Группа «Руки вверх», песня – «Студент».
Ты звонишь ей домой,
Когда меня рядом нет.
Скажи мне «да» или «нет»
И дай мне свой ответ.
• П. Нарцисс, песня «Шоколадный заяц».
Я шоколадный заяц,
Я ласковый мерзавец
И сладкий на все сто...
• Бутусов, «Песня идущего домой».
Я шел по мостовой,
Я шел по мокрым лужам.
По скользкой мостовой
Ногами снег утюжил.
• Группа «Корни»
Твои изумрудные брови
Колосятся под знаком луны...
Ведущий 1: Такие ошибки в речи не только смешны, но и страшны. А ведь именно язык связывает нас с родиной, ее традициями и культурой! Каждый в ответе за то, чтобы сохранить «красивый русский язык», язык прадедов, дедов, отцов.
Ведущий 2: Вспомним стихотворение И. Бунина «Слово»:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слону жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас другого достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный — речь.
Учитель 2: Наш вечер подходит к завершению. В заключение хочется прочитать стихотворение поэтессы А.А. Ахматовой «Клятва», которое было написано в годы Великой Отечественной войны.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, —
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя принесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!