СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка раздела учебной программы по теме "Электромагнитные явления"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка раздела учебной программы по физике в 8 классе общеобразовательной школы «Электромагнитные явления».

Учебно-методический комплекс:

  • Программа: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин; М.:Дрофа,2009.
  • Учебник «Физика 8» А.В.ПерышкинМ.:Дрофа. 2009.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела учебной программы по теме "Электромагнитные явления"»



Отдел образования администрации Шахунского района









Аттестационная работа

Методическая разработка раздела учебной программы

Физика 8 класс

Программа для общеобразовательных учреждений. Физика.

Авторы программы: Е.М Гутник, А.В. Перышкин.

Издательство «Дрофа», Москва, 2009 год.

Тема: Электромагнитные явления



Работу выполнила

учитель Платова Т.А.

МОУ «Шахунская гимназия

имени А.С. Пушкина»









г. Шахунья

2010 год

СОДЕРЖАНИЕ:

страница

  1. Пояснительная записка 3-4

  2. Цель и задачи раздела 5

  3. Психолого-педагогическое обоснование 6

  4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы 7

  5. Используемые в образовательные технологии, методов, формы организации деятельности учащихся (с обоснованием) 8-9

  6. Система знаний и система деятельности 10-11

  7. Контроль и коррекция результатов 12

  8. Поурочное планирование по разделу 13-17

  9. Разработка урока, наиболее полно представляющего специфику методики, реализуемой учителем 18-26

  10. Список литературы 27

  11. Приложения 28-30


    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Методическая разработка раздела учебной программы по физике в 8 классе общеобразовательной школы «Электромагнитные явления».

Учебно-методический комплекс:

  • Программа: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин; М.:Дрофа,2009.

  • Учебник «Физика 8» А.В.ПерышкинМ.:Дрофа. 2009.

Данная программа соответствует утверждённому в 2004 году федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по физике (далее стандарт).

Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов и экспериментальных умений, которых не было в предыдущем стандарте.

Для выполнения данной программы рекомендуется учебник «Физика 8» А.В. Перышкин М.: Дрофа. 2009, который включает необходимый теоретический материал, отличающийся простотой и доступностью изложения.

В учебнике также предусмотрены упражнения, позволяющие не только закрепить изученный материал, но и научиться применять законы физики на практике, а также приводится дополнительный материал для чтения.

При определении последовательности и глубины изложения в данном учебнике учитываются традиции советской школы, межпредметные связи и возрастные особенности восприятия материала. Материал излагается в определённой последовательности: тепловые, электрические, электромагнитные и световые явления.

Из других программ представляет интерес программа А.Е.Гуревича. Для этой программы разработан учебно-методический комплекс. Трудность заключается в том, что автором разработан концептуальный курс 5-9 классов, который разбит на две ступени. Первую ступень составляет интегрированный пропедевтический (предварительный) курс физики и химии для 5-6 классов, т.е. для перехода на эту программу нужно пересматривать учебный план не только по физике, но и по химии, что на данном этапе невозможно.

Авторы программыЕ.М.Гутник и А.В.Перышкин при решении задач формиро­вания основ научных знаний по физике, интеллекту­ального развития школьников в процессе обучения, формирования их научного мировоззрения и разви­тия познавательных интересов исходят из того, что для реализации образовательного и воспитательного потенциала физики как учебного предмета препода­вать нужно именно физическую науку, а не сообщать систему готовых знаний. Это означает, что учащихся нужно знакомить с методами научного познания.

Для этого необходимо формировать у школьников познавательные умения и навыки, учить их прово­дить наблюдения, обрабатывать и систематизировать полученные данные, ставить проблемные вопросы и выдвигать обоснованные предположения, измерять физические величины и устанавливать зависимость между ними, моделировать явления, делать выводы и проверять их экспериментально, проверять в процес­се проведения эксперимента законы природы, а, по возможности, устанавливать их, изучать принципы действия приборов, конструировать несложные уст­ройства на основе изученных явлений.

С этой целью учебный материал в программе обо­значен не только содержательно, но и в форме фрон­тальных экспериментальных и теоретических иссле­дований или в форме демонстрационного эксперимен­та, которые выполняются учащимися в классе под руководством учителя. Программа содержит также задания исследовательского и конструкторского ха­рактера, которые школьники с успехом могут выпол­нить дома.

Тема «Электромагнитные явления» является предпоследней в курсе физики 8 класса.

При изучении темы школьники знакомятся с новым (важнейшим) физическим объектом — магнитным полем, рассматривают новый вид физических явлений — электро­магнитные явления. Необходимо дать определение этих яв­лений, привести их примеры, изучить явления на уровне внешнего протекания, вскрыть их природу, связывая ее с существованием электрических и магнитных полей. Ми­ровоззренческий потенциал изучаемого материала заключа­ется в логике познания нового физического объекта (выде­ление объектов природы, их описание средствами науки).

Магнитное поле сначала выделяется как материальный объект, существующий независимо от нас, выясняются его свойства, затем рассматриваются средства его описания. При этом происходит усвоение логики и метода научного познания: факты — модель — следствия — границы при­менимости знания.


    1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:

Цель: освоение учащимися системы знаний и умений по теме «Электромагнитные явления».

Задачи:

  • Обучающие:

Создать условия для формирования понятий: магнитное поле, магнитные линии, магнит; ознакомления с принципом работы и устройством электромагнита, электродвигателя, динамика и микрофона путем проведения демонстрационных опытов и экспериментов, устного изложения теоретического материала, применения компьютерных презентаций;

Способствовать углублению знаний учащихся и умений получать самостоятельные знания в ходе выполнения экспериментальных и лабораторных работ.

  • Развивающие:

Продолжить развитие:

познавательного интереса через практическое применение знаний об электромагнитных явлениях в технике и повседневной жизни;

самостоятельности в приобретении новых знаний при решении задач по магнетизму и проведении экспериментов с использованием информационных технологий.

Развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке и использование обобщённых планов при подготовке ответов;

Развивать логическое мышление через включение учащихся в разрешение учебных проблемных ситуаций, решение качественных и количественных задач;

Поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности.

  • Воспитательные:

Воспитывать:

уважение к творцам науки и техники;

убеждённость в возможности познания законов природы;

умение взаимодействовать друг с другом в ходе самостоятельной работы в парах, группах при выполнении физических экспериментов и лабораторных работ.





    1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ВОСПРИЯТИЯ ТЕМЫ.

Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера подростка - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. Подросток часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление.

Внимание подростка характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В этот период уже может быть преднамеренное внимание.

Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится у подростка и восприятие. Значительно увеличивается объем памяти, причем не только за счет лучшего запоминания материала, но и его логического осмысливания. Память подростка, как и внимание, постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

Учителю необходимо учить учащихся приёмам логического запоминания: умению производить смысловую группировку, выделять опорные мысли для запоминания, составлять схематичный план текста, следует также объяснить необходимость точного запоминания определений или законов, необходимо вырабатывать у школьников умение точно пересказывать содержание своими словами. В этой связи полезно использовать обобщенные планы: о явлении, о законе, о физической величине и т. д.

Применение планов обобщённого характера ускоряет процесс формирования у учащихся умения самостоятельно работать с литературой, выделять главные мысли в прочитанном тексте. При этом работа с текстом приобретает творческий, преобразующий характер.

Учащиеся используют планы обобщённого характера для построения ответов, которые становятся краткими, лаконичными, ответами по существу. Учащиеся отказываются от механической зубрёжки. Обобщённые планы являются важным средством самоконтроля, а также и взаимоконтроля.

Существенные сдвиги происходит в интеллектуальной деятельности подростков. Основной особенностью ее в 13 - 15 лет является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретнообразным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления у подростка.

У учащихся 8 класса всё ещё большую роль играет наглядно-образное мышление, поэтому при изучении физических явлений, в том числе и электромагнитных, приходиться опираться на чувственно-конкретное восприятие, широко используя средства наглядности (демонстрацию опытов, показ приборов, использование компьютерных презентаций).

Необходимо продолжать работу по формированию у учащихся навыков производить операции анализа, абстрагирования, и обобщения, делать умозаключения методом индукции. Индуктивный метод используется при изучении нового материала, когда в ходе беседы учащиеся сами смогут сделать обобщение, заключение, сформулировать правило, некоторую закономерность.

В дедукции ход рассуждений обратный: от обобщений к конкретным фактам. На этой основе учащимся будет легче осваивать физику в старшем звене. В подростковом возрасте также развивается критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.

Для этого возраста характерно стремление к общению, в том числе и с учителем как старшим товарищем, оценка дружеских отношений как личностных достижений.



    1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ.



В результате изучения данной темы учащиеся будут знать:

смысл понятия магнитное поле

Учащиеся будут уметь:

описывать и объяснять физические явления: взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний об электромагнитных явлениях;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Разовьются умения учащихся:

правильно излагать свои мысли при устных и письменных ответах, самостоятельно приобретать новые знания;

коммуникативные умения получат дальнейшее развитие.



    1. ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО РАЗДЕЛУ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ, ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Учебный процесс является неразрывным единством трёх составляющих:

  • информационной (передача, приём, накопление, преобразование, хранение и применение информации);

  • психологической (становление и развитие человеческой индивидуальности);

  • кибернетической (управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых).

В современных условиях большое внимание уделяется второй составляющей - личностному развитию, то есть осуществлению личностно-ориентированного подхода в обучении. В своей работе наряду с традиционными технологиями объяснительно-иллюстративного обучения, я использую технологию уровневой дифференциации (В.В.Фирсов), адаптивную или адаптированную систему обучения (А.С.Границкая), технологию опорных сигналов (В.Ф.Шаталов), тестовую технологию, технологию проблемного обучения, метод проектов, а также информационные и компьютерные технологии, здоровьесберегающие технологии. Эти технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход при изучении темы: «Электромагнитные явления».

На уроках изучения нового материала использую метод создания проблемной ситуации через постановку проблемных опытов, привлечение исторического материала. При разрешении проблемы использую возможности частично-поискового метода, при котором учащиеся овладевают элементарными навыками поиска знаний. Учащиеся знакомятся с методами научного познания через создание гипотезы и её самостоятельное решение, убеждаются в важности эксперимента: любая, даже самая очевидная на первый взгляд, теория должна иметь экспериментальное подтверждение.

В наше время использование компьютера в обучении дает уникальную возможность сделать урок более интересным. Включение ИКТ на занятиях позволяет не только разнообразить процесс обучения, но и значительно повысить его эффективность. Использование компьютерных презентаций в качестве средства наглядности позволяет значительно повысить интерес школьников к уроку. Компьютер удобен как средство определения уровня знаний и контроля усвоения нового материала на теоретических уроках раздела «Электромагнитные явления». ИКТ позволяют усилить мотивацию, развить познавательные способности учащихся, дает положительную эмоциональную удовлетворенность, развивает любознательность, сообразительность, мышление.

Технология опорных сигналов способствует лучшему усвоению материала, так как позволяет компактно, чётко представить изучаемый материал и при необходимости быстро его повторить. Данная технология способствует также выработке умений оформлять опорный конспект в тетради.

При обучении предполагается осуществление сплошной контролируемости результатов всех видов самостоятельной работы: контроль со стороны учителя, самоконтроль и взаимоконтроль. При этом работает многоканальная обратная связь: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-коллектив учащихся, ученик-коллектив учащихся.

При закреплении и отработке материала учитель настраивает класс на самостоятельную работу, положительные эмоции. Самостоятельная работа учащихся предполагает общение и организуется в парах или малых группах. Задания, которые предлагаются для самостоятельного разбора, адаптивны для трёх уровней: репродуктивного, частично-поискового и творческого (уровневая дифференциация).

Тестовая технология находит широкое применение при контроле знаний, умений и навыков. Преимущества такого контроля: объективность, легкая обработка результатов, развивается логическое мышление учащихся, внимательность.

Но увлекаться одними тестами не стоит, так как у них есть и отрицательные стороны: невозможно проконтролировать случайные ошибки; невнимательность учащегося; непонимание задания; затруднена, хотя и возможна, проверка глубинного понимания материала.

Наилучший эффект даёт сочетание тестов с традиционными формами контроля.

Используемые методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение);

Наглядные (наблюдения, демонстрации опытов, слайдов, таблиц);

Практические (разнообразные упражнения и задачи, лабораторные работы).


По характеру познавательной деятельности учащихся в процессе обучения можно выделить следующие:

  1. Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Без этого метода невозможно изучение физики, так как она обладает большим материалом, который следует запомнить. Эти методы позволяют получить прочные знания законов, определений и других фактических знаний.

  2. Частично-поисковый, или эвристический. Учащиеся начинают овладевать элементарными навыками поиска знаний. Они привлекаются к созданию гипотезы, к самостоятельному решению части какой-либо проблемы.

  3. Поисковый или проблемно-поисковый.

  4. Творческий.



6. СИСТЕМА ЗНАНИЙ И СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Всё содержание физики в конце концов сосредоточено в трёх основных разделах:

в учении о веществе, учении о силовых полях и учении о свете как важном частном случае предыдущего».1

В данной теме учащиеся впервые знакомятся со свойствами нового для них вида материи — магнитного поля. Формирование по­нятия поля играет существенную роль в развитии диалектико-материалистического мировоззрения учащихся. Доказательное изложе­ние вопросов электродинамики на I ступени курса физики является базой для успешного овладения учащимися одним из фундаменталь­ных современных физических разделов, во многом определяющим научно-технический прогресс.

Особенностью данной темы является то, что весь материал рас­сматривается исключительно в качественном виде, не приводится ни одной расчетной формулы. Тем не менее, эта тема дает большие возможности для развития теоретического мышления и практиче­ских навыков учащихся, поскольку основной базой ее из­ложения является физический эксперимент во всем его многообра­зии. Простота опытов позволяет учащимся наблюдать некоторые яв­ления в своей домашней лаборатории, а также конструировать электромагнитные установки и приборы. Содержание темы нераз­рывно связано со многими применениями магнитного поля и магнит­ных устройств, благодаря чему учитель может давать творческие задания конструкторского характера для развития изобретатель­ских способностей учащихся. Создать из простейших средств (на­пример, гвоздей, кусков провода, деревянных дощечек и других материалов) действующие электромагнитные устройства может каж­дый ученик.

Программой предусмотрено изучение в 8 классе двух основных вопросов: магнитного поля тока и действия магнитного поля на проводник с током. Третье фундаментальное явление элект­ромагнетизма — электромагнитная индукция изучается в 9, а затем в 11 классе. В связи с этим учитель имеет возможность развернуть интересную внеклассную и факультативную работу по тематике, связанной как с указанными в программе двумя темами, так и с явлением электромагнитной индукции, а также познакомить учащихся с такими первостепенными прикладными вопросами, как принцип действия генератора тока, трансформатора тока и др.

Процесс формирования знаний, умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и психофизиологических способностей учащихся. Поэтому задача развития этих способностей считается такой же важной, как и задача обучения. Активная мыслительная деятельность учащихся на уроке способствует быстрому изучению материала, а двигательные умения и навыки, приобретенные в ходе самостоятельного выполнения практических работ, путем сознательного усвоения, оказываются более прочными.

При изучении данного раздела идет расширение знаний учащихся об электромагнитных явлениях, формируется система знаний в вопросах: магнитное поле тока, катушки с током, электромагниты, постоянные магниты, магнитное поле Земли, действие магнитного поля на проводник с током, электродвигатель, динамик, микрофон. У учащихся формируется определенная система знаний в теоретических основах раздела и его практической части.

Система деятельности учащихся при изучении раздела включают в себя практическую деятельность: это фронтальные лабораторные работы «Сборка электромагнита и испытание его действия» и «Изучение электрического двигателя постоянного тока».

Значительное место при изучении данной темы уделено научному объяснению явлений природы и принципов действия современной техники. Кроме того, рассказывается о наиболее важных физических открытиях, сделанных учеными, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

1. Познавательная деятельность:

При изучении электромагнитных явлений учащиеся продолжают развивать своё мышление, овладевают новыми понятиями, учатся делать выводы, высказывать суждения, используя следующие операции мышления: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, установление причинно-следственных связей.

Продолжают овладевать методами научного познания:

наблюдение, опыт, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, построение модели и её проверка, выявление закономерностей, построение теории. При изучении данной темы восьмиклассники знакомятся с моделями электромагнитного поля: магнитное поле, электрическое поле, силовая линия.


2. Преобразующая деятельность:


Используемые вопросы и задачи позволяют учащимся применить знания в новой ситуации, используя алгоритм или найти свой способ решения проблемы или задачи, действуя в ситуации неопределённости.

3. Общеучебная деятельность:

При изучении темы продолжается формирование общеучебных навыков: организация учебного места, способы поиска информации: работа со справочной и научной литературой, анализ текста, конспектирование, подготовка докладов, сообщений, презентаций, экспериментирование, решение качественных и количественных задач. При организации парной, групповой работы совершенствуются навыки общения: монологическая и диалогическая речь, умение слушать, задавать вопросы, участвовать в дискуссии.

Учащиеся учатся рецензированию, взаимооценке и взаимопроверке.


4.Самоорганизующая деятельность:

Учащиеся самостоятельно ставят перед собой цели, каждый решает для себя, насколько им усвоен материал, и как это ему удалось: «решил сам», «догадался», «помог товарищ или учитель».

  1. КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ ЗНАНИЙ.

При изучении материала темы нужен постоянный контроль: первичный, текущий, итоговый. Формы контроля должны быть разными. При изучении главы «Электромагнитные явления» предполагается использование следующих форм и методов контроля знаний:


  1. Физические диктанты по теме «Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии»…. Они занимают немного времени и позволяют проконтролировать знание основных законов, формул;

  2. Работа по индивидуальной карточке (обычно это или наиболее сильные, или наиболее слабые ученики), темы «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов», «Магнитное поле Земли»;

  3. Устный ответ у доски на уроке «Электродвигатель. Динамик и микрофон», хотя этот способ контроля иногда приводит к потерям времени на уроке, однако он необходим для выработки навыков монологической речи;

  4. Самоконтроль и взаимоконтроль, фронтальный при актуализации знаний и при первичном закреплении материала, визуальный, различные виды самостоятельных работ на уроках «Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии», «Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение», «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли», «Действие магнитного поля на проводник с током»;

  5. Тестирование (темы «Магнитное поле. Магнитные линии», «Постоянные магниты и их магнитное поле. Магнитное поле Земли», «Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель», итоговый тест «Электромагнитные явления»), что актуально в связи с введением ЕГЭ, для выполнения заданий которого необходима систематическая работа на уроке по формированию навыков работы с тестами. Тестовые задания могут применяться на всех этапах процесса обучения. С их помощью успешно осуществляется предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, навыков.








  1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

УРОК №1.

Тема урока: Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

Цель, задачи урока, планируемый результат

Цель: формирование у учащихся научных представлений о магнитном поле, установление связи между электрическим током и магнитным полем.

Задачи:

образовательные

сформировать у учащихся научные представления о магнитном поле и установить связь между электрическим током и магнитным полем путем устного изложения нового материала, компьютерной презентации и технологию опорных сигналов;

развивающие

способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать, делать выводы через наблюдение физического эксперимента;

активизировать познавательную деятельность учащихся в ходе проведения обучающего теста;

развивать творческое мышление учащихся через создание домашней компьютерной презентации;

воспитательные

воспитывать самооценку через самопроверку теста;

воспитывать культуру восприятия устной речи учителя в ходе изложения нового материала.

Учащиеся должны:

знать: понятие «магнитное поле» и его физический смысл;

чем создается магнитное поле и как его можно обнаружить;

объяснять графическое изображение магнитного поля прямого тока при помощи магнитных силовых линий

уметь: объяснять наблюдаемые явления;

изображать силовые линии магнитного поля прямолинейного проводника с током.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная,

самостоятельная.

Методы обучения

Словесный, наглядный, практический

Практическая часть, эксперимент

Выполнение упражнений, решение качественных задач

Формы контроля

Фронтальный опрос, тестирование

Источники информации

Учебник, DVD-диск «Школьный физический эксперимент. Магнитное поле», диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики 8 класс», интернет- ресурсы, презентация, ОК

Домашнее задание

§ 56,57, ответить на вопросы к параграфу, индивидуальное задание: подготовить компьютерную презентацию по данной теме.

УРОК №2.

Тема урока: Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.

Цели, задачи урока, планируемый результат

Цель: знакомство учащихся с устройством электромагнитов и их применением.

Задачи:

образовательные

изучить способы усиления и ослабления магнитного поля катушки с током путем просмотра DVD-диска с демонстрационным материалом по теме;

рассмотреть принцип действия электромагнита и области его применения через компьютерную презентацию «Электромагниты» и написание опорных конспектов;

развивающие

развивать умения обобщать знания, применять знания в конкретных ситуациях через физический диктант и компьютерную презентацию;

развивать творческое мышление учащихся через создание домашней компьютерной презентации;

развивать познавательный интерес через использование исторического материала.

воспитательные

воспитание коммуникативных качеств в ходе взаимопроверки физического диктанта.

Учащиеся должны:

знать: понятие «электромагниты», способы усиления и ослабления магнитного поля катушки с током, область применения электромагнитов;

уметь: рассказывать о целях использования электромагнитов в технических устройствах и установках.

Тип урока

Комбинированный урок с использованием ИКТ

Формы организации учебной деятельности

Индивидуальная работа, парная работа


Методы обучения

Объяснение учителя, наблюдение, наглядные: мультимедийные иллюстрации, презентации

Практическая часть, эксперимент

Выполнение упражнений, качественных задач

Формы контроля

Физический диктант

Источники информации

Учебник, DVD-диск «Школьный физический эксперимент. Магнитное поле», диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики 8 класс», интернет- ресурсы, презентация, ОК

Домашнее задание

§ 58, задание 9 (3), по желанию подготовить сообщения или презентации по темам «История создания телеграфа», «Азбука Морзе», «История создания телефона»

УРОК №3.

Тема урока: Лабораторная работа № 10 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

Цели, задачи урока, планируемый результат

Цель: изучение устройства электромагнитов

Задачи:

образовательные

научить собирать электромагнит из готовых деталей и опытным путем проверять от чего зависит его магнитное действие в ходе выполнения лабораторной работы;

развивающие

развивать логическое мышление, способствовать формированию умений применять приемы сравнения и обобщения, способствовать развитию умения анализировать, делать выводы, развивать навыки работы с приборами, активизировать познавательный интерес к учебному предмету в ходе выполнения лабораторной работы

воспитательные

воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность при выполнении практической работы.

Учащиеся должны:

уметь: собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит магнитное действие.

Тип урока

Урок- практикум

Формы организации учебной деятельности

Наблюдение,

парная работа при выполнении лабораторной работы,

объяснение учителя, написание отчета

Методы обучения

Наглядный, словесный, практический.

Практическая часть, эксперимент

Лабораторная работа№10

«Сборка электромагнита и испытание его действия».

Формы контроля

Оформление работы, обсуждение результатов, вывод

Источники информации

Учебник

Домашнее задание

Упражнение 28 с. 136, по желанию выполнить домашний исследовательский проект «Мотор за 10 минут» (инструкция выдается каждому ученику для работы дома)

УРОК №4.

Тема урока: Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов.

Магнитное поле Земли.


Цели, задачи урока, планируемый результат

Цель: знакомство учащихся со свойствами постоянных магнитов. Пояснение происхождения магнитного поля Земли.

Задачи:

образовательные

организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о магнитных явлениях через поисково-исследовательский эксперимент с постоянными магнитами.

развивающие

создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать магнитные явления при проведении эксперимента.

содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку при использовании листов контроля.

воспитательные

помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности через работу в группах;

воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность при выполнении практической работы.


Учащиеся должны:

знать: понятия «постоянный магнит»,«магнитная аномалия», причины возникновения магнитных бурь, устройство и назначение компаса;

владеть: исторической информацией о магнитных минералах;

уметь: приводить примеры природных магнитов и легко намагничивающихся тел, описывать магнитное поле Земли, взаимодействие магнитных стрелок.

Тип урока

Урок изучения нового материала с использованием ИКТ

Формы организации учебной деятельности

Обсуждение проблемы, групповая работа, объяснение учителя.

Методы обучения

Словесные: беседа, объяснение

Наглядные: мультимедийные иллюстрации

Практические: выполнение эксперимента, самостоятельная работа.

Практическая часть, эксперимент

Проведение опытов, выполнение рисунков.

Формы контроля

Фронтальный опрос, отчет групп, тестирование.

Источники информации

Учебник, DVD-диск «Оксфордская видео-энциклопедия для детей» интернет- ресурсы, презентация, ОК

Домашнее задание

§ 59-60, составить подробные вопросы для взаимоконтроля, по желанию подготовить сообщение или презентацию

  • «Компас, история его открытия»,

  • «Влияние магнитного поля Земли на человека и животных»,

  • «Есть ли магнитное поле у планет Солнечной системы?»

  • «Полярное сияние».

УРОК №5

Тема урока: Действие магнитного поля на проводник с током.

Цели, задачи урока, планируемый результат

Цель: знакомство учащихся с действием магнитного поля на проводник с током, с проявлением действия силы Ампера.

Задачи:

образовательные

изучить действие магнитного поля на проводник с током, проявление действия силы Ампера через словесное изложение нового материала, демонстрационный эксперимент и технологию опорных сигналов;

развивающие

развивать логическое мышление, активизировать познавательную деятельность через самостоятельную работу;

воспитательные

воспитывать чувство объективности при оценивании собственного результата через самооценку самостоятельной работы;

прививать интерес к учению в ходе наблюдения физического эксперимента.

Учащиеся должны:

знать: как магнитное поле действует на проводник с током и от чего зависит направление силы Ампера.

Тип урока

Комбинированный урок

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа

Методы обучения

Объяснение учителя, наблюдение, обсуждение, выполнение самостоятельной работы.

Практическая часть, эксперимент

Решение задач.

Формы контроля

Самоконтроль

Источники информации

Учебник, DVD-диск «Школьный физический эксперимент. Магнитное поле», диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики 8 класс», интернет- ресурсы, ОК

Домашнее задание

§ 61, подготовить сообщение «Биография русского ученого Якоби Б.С. и его вклад в науку».

УРОК №6

Тема урока: Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Цели, задачи урока, планируемый результат

Цель: объяснить учащимся устройство и принцип действия электродвигателя, динамика и микрофона.

Задачи:

образовательные

изучить устройство и принцип действия электродвигателя, динамика, микрофона через демонстрационный эксперимент, компьютерную презентацию;

развивающие

развивать познавательную деятельность с помощью решения нестандартных задач, развивать пространственное мышление в ходе изучения нового материала;

развивать самооценку через самопроверку теста;

воспитательные

интерес к предмету через фронтальный эксперимент;

воспитывать уважение к творцам науки и техники.

Учащиеся должны:

Знать: устройство и принцип действия электродвигателя, микрофона и динамика.

Тип урока

Комбинированный урок

Формы организации учебной деятельности

самостоятельная работа с учебником, тестирование

Методы обучения

Наблюдение, обсуждение.

Практическая часть, эксперимент

Решение задач

Формы контроля

визуальный контроль со стороны учителя, самоконтроль.

Источники информации

Учебник, DVD-диск «Школьный физический эксперимент. Магнитное поле», диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики 8 класс», интернет- ресурсы, , ОК

Домашнее задание

§ 61, задание 11(1), подготовиться к лабораторной работе № 11

УРОК № 7

Тема урока: Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».

Цели, задачи урока, планируемый результат

Цель: знакомство учащихся с основными деталями электрического двигателя постоянного тока на модели этого двигателя, совершенствование навыки работы в группе.

Задачи:

образовательные

познакомить учащихся с основными деталями электрического двигателя постоянного тока на модели этого двигателя и опытным путем проверить от чего зависит направление вращения подвижной части в ходе выполнения лабораторной работы;

развивающие

развивать логическое мышление, способствовать формированию умений применять приемы сравнения и обобщения, способствовать развитию умения анализировать, делать выводы;

развивать навыки работы с приборами, активизировать познавательный интерес к учебному предмету в ходе выполнения лабораторной работы

воспитательные

воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность при выполнении практической работы.

Учащиеся должны:

знать: основные части электродвигателя, и что в работе электроизмерительных приборов используется то же явление: вращение рамки стоком в магнитном поле.

уметь: выполнять лабораторную работу по инструкции, работать с оборудованием.

Тип урока

Урок-практикум

Формы организации учебной деятельности

Наблюдение,

парная работа при выполнении лабораторной работы, объяснение учителя, написание отчета

Методы обучения

Наглядный, словесный, практический.

Практическая часть, эксперимент

Лабораторная работа № 11

«Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».

Формы контроля

Оформление работы, обсуждение результатов, вывод, оценка учителя

Источники информации

Учебник

Домашнее задание

Повторить § 56-61, подготовиться к итоговому тестированию по теме «Электромагнитные явления»





  1. РАЗРАБОТКА УРОКА, НАИБОЛЕЕ ПОЛНО ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕГО СПЕЦИФИКУ МЕТОДИКИ, РЕАЛИЗУЕМОЙ УЧИТЕЛЕМ

Тема урока: «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли».

Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности:

парная, групповая, индивидуальная.

Методы:

  • словесные: беседа, объяснение, инструктаж

  • наглядные: мультимедийные иллюстрации

  • практические: выполнение фронтального эксперимента, самостоятельная работа.

Оснащение урока:

  1. Компьютер + мультимедийный проектор + экран;

  2. Презентация к уроку;

  3. Оксфордская видео-энциклопедия для детей;

  4. Распечатанные инструкции для проведения эксперимента.

  5. Учебники «Физика-8» + тетради;

  6. Доска;

  7. Штатив с муфтой и лапкой;

  8. Полосовые магниты– 2 шт.;

  9. Дугообразные магниты– 2 шт.;

  10. Емкость с металлической стружкой или с мелкими железными предметами;

  11. Образцы дерева, железа, стекла, меди, алюминия, стали, чугуна.



Задачи урока:

  • Образовательные:

организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о магнитных явлениях через поисково-исследовательский эксперимент с постоянными магнитами.



  • Развивающие:

создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать магнитные явления при проведении эксперимента;

содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку при использовании листов контроля.

  • Воспитательные:

помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности через работу в группах;

воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность при выполнении практической работы.



План и хронометраж урока.

  1. Организационный этап …………………………………………………………....1 мин

  2. Подготовка к этапу усвоения учебного материала.

Актуализация опорных знаний и умений…………………………………….….5 мин

  1. Этап усвоения новых знаний.

    1. Создание проблемной ситуации………………………………………………......1 мин

    2. Постановка проблемы исследования. Определение темы

исследования. Формулировка цели исследования……………………………….....2 мин

    1. Эксперимент (работа в группах)……………………………………………….…7 мин

    2. Вывод по результатам исследовательской работы

(отчет групп)…………………………………………………………………..……....5 мин

    1. Объяснение нового материала……………………………….…………………..11 мин

  1. Применение полученных знаний в новых условиях …………………………....7 мин

  2. Подведение итогов. Рефлексия……..…………………………………………......5 мин

  3. Инструктаж по домашнему заданию………………………………………..…... .1 мин




Ход урока

1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Надеюсь на плодотворное сотрудничество на уроке. Пожелаем друг другу удачи и проверим всё ли у нас готово к уроку.

2. Подготовка к этапу усвоения учебного материала. Актуализация опорных знаний.

Актуализация знаний проводится путем фронтального опроса, восстанавливающего знание учащимися основных понятий, необходимых при изучении темы урока.

Показываю катушку и задаю вопросы:

1. Как называется данное устройство? Катушка

2. Что она собой представляет?

Деревянный или пластмассовый каркас, на который наматывается провод

3. Что происходит с железными опилками, если через катушку пропустить электрический ток?

Притянутся

4. Сколько магнитных полюсов имеет катушка с током? Укажите их.

2, северный и южный

5. Как направлены магнитные линии магнитного поля катушки с током вне ее?

от севера к югу

6. Какими способами можно усилить магнитное действие катушки с током?

1. Увеличить число витков в катушке

2. Увеличить силу тока

3. Вставить в катушку железный сердечник.

7. Как называется катушка с железным сердечником?

Электромагнитом

8. Можно ли намотанную на гвоздь проволоку назвать электромагнитом?

да

9. Перечислите области применения электромагнита в технике.

1. на заводах для переноски изделий из стали или чугуна, электромагнитное реле

2. в сельском хозяйстве - магнитный сепаратор

3. в быту - электрозвонок, телефон, телеграф

10. Можно ли изменить магнитные полюсы катушки с током на противоположные? Что для этого нужно сделать?

Поменять полярность батареи (изменить направление тока в катушке)

Молодцы! Мы ответили на ряд вопросов по теме «Электромагниты» и хочу сказать, что данные знания пригодятся на при изучении новой темы.

3.Этап усвоения новых знаний.

А теперь загадка-вопрос: Что в черном ящике?

Старинная легенда рассказывает о пастухе имени Магнус. Он обнаружил однажды, что железный наконечник его палки и гвозди сапог притягиваются к черному камню. Этот камень стали называть камнем «Магнуса» или «…». Но известно и другое предание о том, что слово… произошло от названия местности, где добывали железную руду. За много веков до н.э. было известно, что некоторые породы обладают свойством притягивать куски железа. О чем идет речь?

Правильно речь идет о магните и тема сегодняшнего урока «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли» Открываем тетради. Записываем число, классная работа, тему урока.

Какие цели мы поставим на урок? Ученики перечисляют:

1. Узнать, что такое постоянные магниты?

2. Какие бывают постоянные магниты?

3. Свойства постоянных магнитов?

4. Познакомиться с магнитным полем Земли.

5. Где располагаются магнитные полюса Земли?

6. Причины существования магнитного поля Земли?

6. Что такое магнитные бури?

7. Что такое магнитные аномалии?


Вернемся к электромагнитам.

Если вставить в катушку с током стержень из закаленной стали, он не размагничивается после выключения тока, а длительное время сохраняет намагниченность.

Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются постоянными магнитами.

Тшу-ши — такое поэтическое название дали постоянному магниту китайцы. В переводе оно означает «любящий камень». Такое название эти естественные природные тела получили за то, что притягивали железные предметы, как нежная мать привлекает своих детей. Французский физик Ампер (1775-1836 г.) выдвинул гипотезу о существовании электрических токов, циркулирующих внутри каждой молекулы вещества. А вокруг проводника с током существует магнитное поле. В 1897 г. гипотезу подтвердил английский ученый Томпсон, а в 1910 американский ученый Милликен измерил токи. Мы уже ранее выяснили, что, кроме постоянных магнитов, люди широко используют магниты искусственные - электромагниты, которые изготавливают на заводах. Они обладают такими же свойствами, что и природные магнитные тела.

Сегодня на уроке мы попробуем себя в роли экспериментаторов и постараемся получить новые сведения о свойствах магнитов на основе экспериментов. Для работы мы разделились на 4 группы. В каждой группе есть свой лидер и секретарь.

1. Каждый участник группы получает карточку с заданием, выполняет лабораторный опыт и делает вывод.

2. Секретарь записывает выводы после каждого эксперимента и оформляет вывод в виде рисунка для отчета группы.

3. Лидер контролирует работу каждого учащегося и в конце работы выставляет оценки в контрольном листе (Приложение 1).

После того, как эксперимент закончен, группы отчитываются:

1 группа - по карточке 1,

2 группа - по карточке 2,

3 группа - по карточке 3,

4 группа – по карточке 4 (Приложение 2)

Когда отчитывается одна группа, остальные слушают внимательно и заполнить пропуски в опорном конспекте по теме «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли» (Приложение 3). В результате заполняется опорный конспект и на магнитной доске появляются рисунки - краткий вывод эксперимента.


Учитель: по результатам эксперимента отвечаем на следующие вопросы:

1. Для чего используют понятия магнитные линии поля?

чтобы иметь представление о магнитном поле

2. Замкнуты ли магнитные линии поля постоянного магнита?

да

3. Как располагается магнитная стрелка в заданной точке магнитного поля?

по касательной в данной точке

4. Какой вид имеет магнитное поле двух полосовых магнитов, обращенных друг к другу одноименными (разноименными) полюсами?

рис. 108, 109 учебника



Учитель: С глубокой древности известно, что магнитная стрелка, свободно вращающаяся вокруг вертикальной оси, всегда устанавливается в данном месте Земли в определенном направлении. Этот факт объясняется тем, что вокруг Земли существует магнитное поле и магнитная стрелка устанавливается вдоль его магнитных линий. На этом основано применение компаса (свободно вращающаяся на оси магнитная стрелка). С этим устройством вы знакомились на уроках географии.

Что же является источником этого магнитного поля? По современным воззрениям первая причина – это процессы, происходящие в недрах Земли. Ядро Земли является жидким и состоящим из железа; в нем циркулируют круговые токи, которые и порождают земное магнитное поле. В 1958 году при помощи космических аппаратов российские и американские ученые открыли существование вокруг Земли двух «поясов», которые расположены в экваториальной плоскости. Эти «пояса» (их называют радиационными) состоят из движущихся частиц – протонов и электронов, которые создают кольцевой ток. Таким образом, радиационные пояса – вторая причина существования у Земли магнитного поля.

У Земли как и у постоянных магнитов два магнитных полюса - северный и южный. В настоящее время южный магнитный полюс Земли удален от северного географического полюса приблизительно на 2100 км, а северный магнитный полюс находится вблизи южного географического полюса. Здесь магнитные линии выходят из Земли. Таким образом, магнитные полюсы не совпадают с географическими. Поэтому магнитная стрелка приблизительно показывает направление на север. Есть ещё одна интересная особенность этих полюсов: они постепенно смещаются.

Геофизики узнали, каким было магнитное поле Земли 1000 и даже миллионы лет назад: допустим, вылилась, когда-то, во время извержения вулкана лава, пока остывала, намагнитилась в магнитном поле Земли. Потом поле изменилось, но у затвердевшей лавы осталась оставшаяся намагниченность. Измеряя ее, геофизики обнаружили, что за последний миллион лет магнитные полюсы Земли поменялись местами 7 раз, а за последние 160 миллионов лет это случалось около 100 раз. 570 миллионов лет назад магнитные полюса Земли были расположены в районе экватора.

Иногда внезапно возникают так называемые магнитные бури. Если на Солнце происходит мощная вспышка, то усиливается солнечный ветер. Это вызывает возмущении земного магнитного поля и приводит к магнитной буре. Пролетающие мимо Земли частицы солнечного ветра создают дополнительные магнитные поля. Магнитные бури причиняют серьезный вред: они оказывают сильное влияние на радиосвязь, на линии электросвязи, многие измерительные приборы показывают неверные результаты.

Результатом взаимодействия солнечного ветра с магнитным полем Земли является полярное сияние. Вторгаясь в земную атмосферу, частицы солнечного ветра направляются магнитным полем и определенным образом фокусируются. Сталкиваясь с атомами и молекулами атмосферного воздуха, они ионизируются и возбуждают их, в результате чего возникает свечение, которое называют полярным сиянием. Магнитные бури – явление кратковременное. Но на земном шаре встречаются области, в которых направление магнитной стрелки постоянно отклонено от направления магнитной линии Земли. Такие области называют областями магнитной аномалии. Одна из них – Курская магнитная аномалия. Причиной таких аномалий являются огромные залежи железной руды на сравнительно небольшой глубине.

Видеоролик «Магниты» на 3 минуты.

Задание:

Учитель: Сейчас мы с вами посмотрим небольшой ролик о магнитах, после чего каждая группа готовит по 1 вопросу по содержанию видеоролика.

Ответы на вопросы.

4.Закрепление новых знаний

Учитель: Работа на уроке позволила нам познакомиться со свойствами постоянных магнитов, выяснить происхождение магнитного поля Земли.

Предлагаю вам тест на 2 варианта (Приложение 4), время для решения 5 мин. Отвечая на вопросы теста, вы сможете оценить, уровень усвоения темы.


По завершению работы на слайде появляются правильные ответы и критерии оценок. Учащиеся проводят самопроверку и самооценку по критериям. Оценки выставляются в контрольный лист и выводится итоговая оценка.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Учащиеся сдают контрольные листы.

Рефлексия

Обратимся к целям нашего урока. Оцените по 5-тибалльной системе уровень достижения данных целей (Приложение 5).

    1. Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?

    2. Что представляло наибольшую трудность?

    3. Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные; предстоит осознать; неосознанные)?

    4. С каким настроением ты изучал этот материал?

Учитель подводит итоги урока и выставляет оценки.


Учитель: Молодцы! Сегодня мы плодотворно потрудились.


6.Домашнее задание:

Переходим к домашнему заданию.

1. Выучить § 59,60.

2. Составить подробные вопросы для взаимоконтроля.

3. По желанию подготовить сообщения или презентации по темам

  • «Из истории компаса»,

  • «Влияние магнитного поля Земли на человека и животных»,

  • «Есть ли магнитное поле у планет Солнечной системы?»

  • «Полярное сияние»


Учитель: Спасибо за урок. Я вами очень довольна.



Образовательные технологии, методы, формы организации деятельности учащихся при изучении темы «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли».


1. Познавательная деятельность:

На этапе усвоения новых знаний учащиеся овладевают новыми понятиями «постоянный магнит», «полюсы магнита», «Магнитная аномалия», «Магнитные бури», в ходе эксперимента развивается мышление, дети учатся делать выводы, высказывают свои суждения, используя следующие операции мышления: анализ, обобщение, установление причинно-следственных связей.

Ученики овладевают методами научного познания:

наблюдение, опыт, постановка проблемы, выдвижение гипотезы в ходе эксперимента.

2. Преобразующая деятельность:


На этапе актуализации знаний, вопросы, предложенные учителем и на этапе закрепления знаний тест на 2 варианта по 5 вопросов в каждом позволяют учащимся применить знания в новой ситуации. На этапе «Применение полученных знаний в новых условиях» учащимся был предложен просмотр видеоролика «Магниты», после чего каждая группа должны подготовить по 1 вопросу (частично-поисковая деятельность).

3. Общеучебная деятельность:

При изучении темы «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли» продолжается формирование общеучебных навыков: организация учебного места, способы поиска информации в ходе эксперимента и просмотра видеоролика. При организации групповой работы совершенствуются навыки общения: монологическая и диалогическая речь, умение слушать, задавать вопросы, участвовать в дискуссии.

На уроке применялась технология самоконтроля, самооценки, взаимооценки при проверке теста и использовании листов контроля.


4.Самоорганизующая деятельность:

Учащиеся самостоятельно ставят перед собой цели, каждый решает для себя, насколько им усвоен материал, и как это ему удалось: «решил сам», «догадался», «помог товарищ или учитель».

Смена видов деятельности способствовала сохранению работоспособности учащихся на протяжении всего урока.

Подведение итогов помогает закрепить материал на уровне обобщения. На этом этапе дается окончательная оценка работе коллектива, выясняется степень достижения ТЦУ.

Домашнее задание состоит из двух частей: обязательной и по выбору учащихся и предполагает репродуктивную деятельность (выучить параграфы) и творческую деятельность (придумать вопросы для взаимоконтроля и подготовить сообщение или презентацию по предложенным темам).

Для поддержания интереса к изучению материала использовались межпредметные связи (физика – география - астрофизика), историзм, опора на жизненный опыт.







  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Уроки физики с применением информационных технологий. 7-11классы. Методическое пособие с электронным приложением/З.В.Александрова и др.-М.: Издательство «Глобус», 2009.

  2. Настольная книга учителя физики. 7-11 классы / Н.К. Ханнанов. – М.: Эксмо, 2008.

  3. Кирик Л.А. Физика-8. Методические материалы. М: Илекса, 2003.

  4. Мастропас З.П., Синдеев Ю.Г. Физика: Методика и практика преподавания/Кн. для учителя/Ростов на/Д: Феникс, 2002.

  5. Кафедра физики и математики: инновационные образовательные технологии/ авт.-сост. Т.Г.Попова, Г.А. Кругова, О.Г.Закирова, под ред. О.В.Кузьмина.- Волгоград: Учитель,2010.

  6. Физика в 11 классе: Модели уроков: Кн. для учителя/ Ю. А. Сауров.- М.: Просвещение, 2005.

  7. Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы: Пособие для учителя / А.В. Усова, В.П. Орехов, С.Е. Каменецкий и др. - М: Просвещение, 1990.

  8. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе.- Волгоград: Учитель, 2007.

  9. Школа молодого учителя / авт.-сост. Л.А.Вагина, Е.Ю. Дорошенко, Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2007.

  10. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Кн. для учителя/ под ред. П.И.Пидкасистого.- М.: Просвещение,1984.

  11. Основы методики преподавания физики в средней школе / под ред.А.В. Перышкина и др. – М.: Просвещение, 1984.

  12. Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 8 класс. – М.: ВАКО, 2006.

  13. Физика: Занимательные материалы к урокам. 8 кл. / Авт.-сост. А.И. Сёмке.-М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

  14. Физика. 8класс. Поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8класс». Часть 2 / сост. И.И. Мокрова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003.

  15. Перышкин А.В. Физика. 8кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. -М.: Дрофа, 2009.

  16. Марон А.Е. Сборник вопросов и задач по физике: для 7-9 кл.общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005.

  17. В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. Сборник вопросов и задач по физике (для 7-9 классов).-М.: Просвещение, 2000.

  18. Кривопалова Е.Н. Тесты: Физика: 8 кл. – М.: АСТ-Астрель, 2002.

  19. Чеботарева А.В. Тесты по физике. 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8». – М.: Экзамен, 2008.

  20. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8». – М.: Экзамен, 2010.

  21. DVD-диск «Школьный физический эксперимент. Магнитное поле»

  22. Электронный диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики 8 класс»

  23. Электронный диск. Открытая физика. Компания Физикон.

  24. Электронный диск. Физика 7-11. Компания Физикон.


Сайты ресурсов Интернет:


  1. http://www.1september.ru/

  2. http://www.edu.delfa.net

  3. http://www.it-n.ru/

  4. http://class-fizika.narod.ru

  5. http://ifilip.narod.ru



  1. ПРИЛОЖЕНИЯ



Приложение 1

Лист контроля

Список учащихся

Эксперимент

Вывод

Тест


Итоговая оценка





























Приложение 2

Карточка № 1. Полюсы магнита (задание для 1 группы)

Оборудование: магниты (полосовой и дуговой), металлические скрепки. Задание:

1. Поднесите скрепку точно к середине полосового магнита. Притягивает ли магнит скрепку?

2. Подносите скрепки к разным местам магнита, начиная от середины и двигаясь к торцам.

3. Повторите эксперимент с дуговым магнитом.

4. Сделайте соответствующие рисунки в тетради. Ответьте на вопросы:

1. Какие места магнита обнаруживают наиболее сильное магнитное действие?

2. Каковы магнитные свойства средней линии магнита? Сделайте вывод.

Карточка № 2.Появление магнитных свойств (задание для 2 группы)

Оборудование: Железный гвоздь, стальное лезвие, медная и алюминиевая проволока, бумага, кусок резины, карандаш, полоска стекла, лист пластмассы, полосовой магнит, стальная спица для вязания, скрепки. Задания:

1. Определите, какие из имеющихся у вас различных предметов хорошо притягиваются магнитом. По результатам исследования заполните таблицу в тетради.

2. Поднося стальную спицу к скрепкам, проверьте ее магнитные свойства. Притягивает ли спица скрепки?

3. Положите спицу на стол и от ее середины проведите по ней одним из торцов полосового магнита. Сделайте 15-20 движений только в одну сторону (обратно магнит возвращайте по воздуху).

4. Проверьте магнитные свойства спицы еще раз. Изменились ли они после контакта с полосовым магнитом?







5. Выводы запишите в тетрадь.

Притягиваются слабо

Притягиваются сильно

Не притягиваются






Карточка № 3. Взаимодействие полюсов магнита (задание для 3 группы).

Оборудование: штатив с принадлежностями, прочная нить, полосовые магниты.

1. С помощью лапки и прочной нити подвесьте один из полосовых магнитов к штативу. Поднесите к нему другой магнит красным концом - сначала к синему, а затем к красному торцу. Как взаимодействуют магниты?

Сделайте пояснительный рисунок и вывод.



Карточка 4. Изучение магнитного поля постоянного магнита (задание для 4 группы).

Оборудование: два полосовых магнита, картон, железные опилки.

1. Сверху на полосовой магнит положите картон, насыпьте на картон железные опилки, слегка постучав по картону.

2. Зарисуйте появившуюся картину силовых магнитных линий в тетради.

3. Расположите под картоном два полосовых магнита одноименными полюсами друг к другу, и с помощью железных опилок получите новую картину магнитных силовых линий.

4. Зарисуйте картину магнитных силовых линий поля двух полосовых магнитов.

5. Повторите последний эксперимент с полосовыми магнитами, сориентировав их разноименными полюсами друг к другу.

6.Сравните свои рисунки с рис. 108 и рис. 110 на с. 139 и с. 140 учебника (А.В. Перышкин, Физика -8).

Сделайте вывод.















Приложение 3

Приложение 4

Тест

Вариант 1

1. Постоянными магнитами называют...

А. Тела, сохраняющие намагниченность

длительное время.

Б. Тела, изготовленные из железа или стали.

В. Любые тела, находящиеся в магнитном поле.

2. По рисунку определите, будут ли взаимодействовать два плоских магнита.

А. Не взаимодействуют. Б. Притягиваются. В. Отталкиваются.

3.Какие магнитные полюса изображены на рисунке?

А. I- северный, 2- южный. Б.] - южный, 2 — южный.

В. 1 - южный, 2 - северный. Г.1 - северный, 2 - северный.

4. В какой точке действие магнита на стальной шарик сильнее всего?

А. 1 Б. 2 В.З Г. Везде одинаково.

5. Северный магнитный полюс расположен около...

А. Северного географического полюса.

Б. Южного географического полюса

Вариант 2

1. Полюсом магнита называют...

А. Середину магнита. Б. То место магнита, где действие магнитного поля сильнее всего.

В. Томесто, где действие магнитного поля слабее всего.

2. По рисунку определите, как будут взаимодействовать два плоских магнита.

N S

N S



А. Отталкиваются. Б. Не взаимодействуют. В. Притягиваются.

3. Какими магнитными полюсами образовано магнитное поле, изображенное на рисунке?

А.Одноименными полюсами Б.Разноименными полюсами.

4. В какой точке действие магнита на стальной шарик слабее всего?

А. Везде одинаково. Б, 1 В. 2. Г.З.

5. Южный магнитный полюс расположен около.

А.Северного географического полюса. Б. Южного географического полюса.



Приложение 5

Рефлексия


  1. Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?

  2. Что представляло наибольшую трудность?

  3. Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные; предстоит осознать; неосознанные)?

  4. С каким настроением ты изучал этот материал?





1С.И.Вавилов - «Развитие идеи вещества»



28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!