СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Сохраним первоцветы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  данного мероприятия-закрепить представления детей о первоцветах, научить определять их по описанию, расширить знания детей о первоцветах, встречающихся на территории Республики Крым; воспитывать бережное отношение к первоцветам.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Сохраним первоцветы"»

Тема: «Сохраним первоцветы!»

Цели и задачи.Образовательные: формирование у учащихся знаний о раннецветущих растениях Крыма; формирование экологической культуры к проблеме истребления редких видов цветов; научить определять цветы по описанию.

Развивающие: развитие умения сравнивать. обобщать, делать выводы на основе полученной информации; развивать логическое мышление и внимание; развивать творческие способности; формировать у школьников экологическое мировоззрение.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к растениям; прививать любовь к родному краю; воспитание культуры общения с природой.

Планируемые результаты: Личностные УУД: формирование интереса к изучению природы Крыма; осознание необходимости охраны первоцветов. Предметные УУД: знание определения «первоцветы»; поймут необходимость бережного и заботливого отношения к природе; освоят нормы поведения в природном окружении. Познавательные УУД: умение перерабатывать информацию из разных источников, выбирать главное; умение наблюдать, анализировать и делать выводы; узнавание первоцветов родного края. Коммуникативные УУД: осуществление сотрудничества с педагогом и сверстниками; умение приводить свои примеры из жизненных ситуаций; умение грамотно строить высказывания. Регулятивные УУД: - умение давать самооценку своей деятельности.

Оборудование: презентация «Первоцветы Крыма», картинки с изображением первоцветов, конверты с заданиями к играм «Составь слово » и «Цветочный эрудит ».

Цель и задачи: закрепить представления детей о первоцветах, научить определять их по по описанию, расширить знания детей о первоцветах, встречающихся на территории Респ Республики Крым; воспитывать бережное отношение к первоцветам.

Оборудование:

фотографии и рисунки первоцветов, запись П. Чайковского «Вальс цветов», мультимедиа проектор, презентация.



Ход мероприятия:

Учитель: Еще чуть слышится дыхание весны, звенят ручьи, галдят птицы, трещит на реке лед. Оживает природа, появляются нежные первоцветы – как символ жизни, света и тепла. Природа – потратила миллионы лет, чтобы создать такое нерукотворное чудо, наполнило его своей силой, вдохнуло в него радость и любовь к жизни. Сегодня, мы познакомим вас, только с небольшой группой цветов, которые появляются первыми и называются первоцветы. О них сложены легенды и предания, мы можем встретить их самыми первыми на лесной полянке или садовом участке.

Предварительная работа с учащимися: все ребята были поделены на 4 группы, каждая из которых будет играть на занятии определенную роль: 
1 группа – «Эстеты природы» (Первоцветы воспринимаются ими как объект красоты); 
2 группа – «Исследователи природы» ( Легенды о Первоцветах)

3 группа – «Хранители природы» (Первоцветы воспринимаются ими как объект охраны);
4 группа – «Потребители природы» (Первоцветы воспринимаются ими как объект пользы).

Каждая группа придумала для себя эмблему и девиз. Группы выходят, представляются и читают свой девиз.


Мы «Эстеты природы». Наш девиз «Первоцветов красота дарит радость нам всегда».

Мы «Исследователи природы». Наш девиз «Легенды о первоцветах изучаем и ребятам представляем»

Мы «Хранители природы». Наш девиз «Первоцветы защитим и сбережем на потом».

Мы «Потребители природы». Наш девиз «Первоцветы делятся с нами своими дарами».

Группа «Эстеты природы» подготовила презентацию, в которой показана вся красота Крымских первоцветов.

Группа «Исследователи природы» подготовили небольшие сообщения о подснежнике, простреле, пролеске, примуле, медунице, тюльпане, адонисе, крокусе, ландыше, фиалке, цикламене, мать - и - мачехе.

Группа «Хранители природы» подготовили сообщения о первоцветах, занесённых в Красную книгу.

Группа «Потребители природы» подготовили сообщения о лекарственных первоцветах.

(К каждому слайду презентации ученики из групп рассказывают о первоцветах)

Физминутка: В поле я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колена)

Наклонюсь к цветам поближе

Красоту их всю увижу,

Нежный чудный аромат

Ощутить я тоже рад! (наклониться, сделать несколько вдохов носом)

Рвать не буду я цветы (выпрямиться повороты головы вправо – влево)

Много будет красоты (развести руки).

А теперь немного поиграем.

Конкурс «Составь слово». Ребятам необходимо составить названия первоцветов.Каждая группа получает по 3 карточки с заданием.

дышнал лепростр

лацикмен нисоад

киподжесн ускорк

лескапро наплють

калиаф мулипра

нидуцаме чемахаитамь

Конкурс для капитанов команд «Дешифровка».

Ребята должны отгадать зашифрованный текст

ги ре те Бе пер ты. Цве во

Конкурс «Загадки о первоцветах»

На проталинках лесных, Желтый,белый,голубой,

Видим цветики весны: На земле растут пустой.

Беленькие, нежные У весны есть фокусы:

Первые... (подснежники). Распустились……. (крокусы)



Он спешит весне навстречу, В палисадниках растут разноцветные,

Я везде его замечу: Летом были бы они незаметными,

Жёлтенький кафтанчик, А весною так желанны,

Носит... (одуванчик). Нам нарциссы и ……(тюльпаны)


Под забором, у калитки, Просит у меня дружок

Вот смотри и не дыши: Фиолетовый цветок.

Как горошины на нитке Мне отдать его не жалко,

Беленькие…..(ландыши) Подарю дружку ... (фиалку)



Конкурс «Покажи знания»

1. Какие первоцветы занесены в Красную книгу? (Подснежник, цикламен, ландыш, пролески)

2. Благодаря чему мать-и-мачеха получила своё название? (Благодаря своим листкам, один бок которых гладенький и холодный как мачеха, а другой – тёплый и мягкий как мать)

3. Какой из первоцветов используют в парфюмерной промышленности? (Ландыш, фиалка)

4. Какой период цветения ранневесенних растений? (Очень короткий)

5. Какой первоцвет называют «золотым ключом весны»? (Первоцвет весенний)

6. Какому ранневесеннему растению П.И.Чайковский посвятил одно из своих музыкальных произведений? (Подснежнику – пьеса «Подснежник»)

7.Какое травянистое растение без листьев цветет? За что его так прозвали? (Мать-и-мачеха)

8.Растение – символ весны, из фарфоровых чашечек которого образуются красные бусинки (Ландыш).

Конкурс «Спасём первоцветы»

Дети предлагают меры по охране первоцветов (Записывают на доске).

1. Не рвите большие букеты!

2. Не губите места произрастания первоцветов!

3. Не вырывайте первоцветы с корнем!

4. Посадите первоцветы в саду и ухаживайте за ними!

5. Расскажите друзьям и близким об охране первоцветов!



Учитель: Ребята! Наше мероприятие подошло к концу. Сохранилось ли у вас хорошее настроение к концу занятия?

Рефлексия. На доске вы видите 3 растения, но цветков у них пока нет, они не расцвели. Но когда они расцветут, то будут такими, какое настроение, у вас на данный момент. А теперь закройте глаза, какое настроение у вас в данный момент. А теперь закройте глаза и представьте, какого цвета цветок расцвел у вас в душе. Откройте глаза и посмотрите на парту. У каждого лежит по 3 лепестка. Выберите один, соответствующий вашему настроению. Вот какое радостное и яркое наше мероприятие.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с первоцветами, узнали, что они нуждаются в охране. Собирая первоцветы, мы губим их, а покупая — поощряем браконьеров. К природе надо относиться с исключительной бережливостью! Мы с вами выяснили, что редкие весенние цветы лучше не трогать: они красивее в естественной среде. Не стоит рвать их на букеты, лучше любоваться ими в природе, этим мы сохраним красоту для будущего поколения. Охрана первоцветов - дело каждого из нас!

Вот мы и закончили знакомство с пероцветами.Если хотите продолжить знакомство с цветами ,отправляйтесь в лес,на луг, любуйтесь ими.Всюду они будут радовать Вас своей красотой.



1 учащийся:

Вот букет: он брошен вместе с сором.

Умирают, сжавшись, лепестки...

Это мы срывали без разбора

Беззащитные тугие стебельки,

Для чего мы рвали их? Не знаю!

Быстро вянет нежный первоцвет

Пусто, скучно стало на поляне.

Вестников весны там больше нет!

Очень просто погубить живое,

Ведь подснежники не могут нам сказать

"Наслаждайтесь нашей красотою –

Только очень просим нас не рвать!"



2 учащийся:

Берегите цветы, не губите!

Творенье природы не рвите!

Заботясь о своей Земле, мы продлеваем её век.

Береги первоцветы – если ты ЧЕЛОВЕК!


Звучит музыка «Вальс цветов»П.И.Чайковского.



«Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!».











Приложение.


Группа «Эстеты природы»

Подснежник.

Только снег сойдёт с опушки,

Воздух звонче и теплей.

У подснежников макушки

Снега белого белей.

Как нежны в наряде белом

Эти скромные цветы!

Не срывай их между делом,

Будь же умницею ты!

У подснежника – цветочка

Есть один лишь цветонос.

Не родится сын иль дочка

Если ты цветок унёс.

Он не может дать отпора

В платье беленьком цветок.

Лишь росинками с укором

Вслед заплачет лепесток.(


Прострел.

Весенний звонкий ручеёк,
Журчит водой хрустальной.
И фиолетовый пучок,
Пробился долгожданный!
Люблю я нежные цветы
Покрытые росою,
Небесно-чистой красоты,
Зовут их сон-травою.
Пушистый бархат лепестков,
Тычинки - солнца цвета.
Со стаей синих мотыльков
Иду навстречу лету


Пролесок

Пролески, как малые дети,-
Весны голубые глаза.
Как можем мы их не заметить,
Они по особому светят,
Об этом нельзя не сказать
Проснутся, как прежде, в апреле
Среди прошлогодней листвы,
Где сыростью пахнет и прелью,
Под птичьи весёлые трели, 
Нежны и немножко просты.

Под цвет голубым небесам
На мир удивлённые взглянут;
Их нет по тенистым лесам,-
Такая земная краса
Цветёт на открытых полянах.
Но если в апреле морозы -
Последний удар по весне,
Пролески, не чуя угрозы,
Роняя горючие слёзы,
Ложатся, как звёзды, на снег



Примула.

Любима солнцем примула.

Весна же ей для стимула

То жаркий день преподнесёт,

То белым снегом занесёт,

А первоцвет не удивлён –

Он с детских лет в весну влюблён


Медуница.

Существует легенда о том, что синие цветки медуницы - это цветки Адама, первого мужчины. А розовые - цветки Евы, первой женщины. Две различные окраски цветков на одном растении символизируют единство противоположностей. Существует даже загадка про это растение: Какой весенний цветок четырежды меняет свой цвет? Ответ - цветок медуницы: когда он распускается, то становится розовым, потом пурпурным, фиолетовым и синим.


Тюльпан.

Любопытные тюльпаны –

Их носы торчат наружу,

А ещё ведь слишком рано –

Вдруг, мороз, метель завьюжит?!

Неуютно там, в темнице,

Наверху – другое дело!

Потому-то и не спится,

Если солнышко пригрело.

Не смотрю на них я косо,

Что проснулись рановато.

Всем поглажу кончик носа.

Молодцы – скажу – ребята!



Горицвет - адонис

Шла весна неспешным шагом,

Одаряя мир теплом,

Под её лучистым взглядом

Расцветало всё кругом.

Оглядела луг зелёный...

Скучноват немного луг.

Набрала лучей в ладони

Разбросала, словно пух.

Засиял и заискрился

По-над лугом яркий свет,

В сочной зелени раскрылся

Красно-жёлтый горицвет.

Лепестки расправил гордо,

Нежным светом озарён,

Зазвенел: – Дин-дон!Дин-дон-до!

Я от солнышка рождён!











Крокус.

Показал сегодня фокус

Мне цветочек ранний – крокус!

Шла я утром по тропинке –

Словно в сказочной картинке

Виден из земли росточек!

А на нём – цветет цветочек!

Очень рада, что погода

И родная мать-природа

Принесли весны звоночек –

Васильковый лепесточек!

Подожду совсем немного,

И цветам другим дорога

Будет с радостью открыта!

А зима – на год забыта!


Ландыш.

Возле леса, на опушке,

Листья, как у зайца ушки.

Очень гладкие, большие

И блестящие такие.

Стебелёк довольно тонкий,

А на нём бубенчик звонкий,

Как жемчужные горошки-

Белые цветочки-крошки.

Запах нежный, ароматный,

И душистый и приятный...

Только брать в букет не стоит

Украшение лесное – Ландыш, -

он красив на вид.

Но, представьте,- ядовит!


Фиалка.

Вы видели фиалки на снегу?

Бутонами горячими на белом?

Они встречали радостно весну

Увы, она их души не согрела.


Мы ждем весну как первые цветы

И тянем сердце к солнцу и надежде.

Но боль, холодным призраком зимы,

Укроет душу в белые одежды..


Мать и мачеха.

На опушке - огоньки,

Целая проталинка.

Коротышки стебельки

И цветочек маленький.

Листьев нет - она цветёт,

Холодом охвачена.

Пчёлкам самый ранний мёд

Дарит мать-и-мачеха.









Цикламен.


Цикламен свой венчик

Взялся поправлять,

Нужно лепесточки

В причёсочку собрать!

Лепестки свои он


Уложил назад

И стоит счастливый,

Своей причёске рад!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!