СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка спортивно-массового мероприятия для младшего школьного возраста «Забытые дворовые игры».

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для детей наиболее важным в игре являются задачи физического и психического развития, для молодежи - знакомства, для взрослых – проведение досуга, для людей пожилого возраста – общение и преодоление одиночества. Нужно играть так, чтобы получать от этого не только удовольствие, но и пользу, а именно – развивать физическое здоровье, смекалку, приобретать навыки общения.

И вот тут-то пригодятся старые и добрые «дворовые» игры, которым непременно стоит научить детей.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка спортивно-массового мероприятия для младшего школьного возраста «Забытые дворовые игры».»

« Методическая разработка спортивно-массового мероприятия для младшего школьного возраста «Забытые дворовые игры».

Введение.



Во все времена люди отмечали важность игры для общего развития ребенка и необходимость применения ее в воспитании. Понятие «игра» в народной культуре гораздо более широко и многообразно, чем в современности «игрой» называли такие явления, как пляски, танцы, хождения под песни, подвижные игры и вообще веселье. Игры проникали во все сферы жизни человека. Следует отметить, что игры сопутствовали человеку от рождения до старости и в каждом возрасте имели свои особенности, выполняли определенные функции. Для детей наиболее важным в игре являются задачи физического и психического развития, для молодежи - знакомства, для взрослых – проведение досуга, для людей пожилого возраста – общение и преодоление одиночества. Нужно играть так, чтобы получать от этого не только удовольствие, но и пользу, а именно – развивать физическое здоровье, смекалку, приобретать навыки общения.

И вот тут-то пригодятся старые и добрые «дворовые» игры, которым непременно стоит научить детей.

Значение дворовых игр в развитии личности:

  1. Игра как развлечение — одно из самых полезных занятий, поскольку обеспечивает здоровье, долголетие; помогает устанавливать хорошие взаимоотношения между людьми; снимает психические перегрузки; учит отдыхать и веселиться; обеспечивает радостное самочувствие.

  2. Воспроизводство игровых традиций — своеобразное возвращение к некоторым играм на более поздних этапах жизненного пути, связанное с воспитанием собственных детей и внуков, передача игровых традиций «по наследству».

  3. Развитие двигательных способностей: быстроты, силы, ловкости, выносливости.

  4. Воспитывают чуткость к людям, учат детей общаться, помогают усвоить нормы и ценности культуры, расширяется процесс взаимодействия подрастающего поколения с окружающими людьми, дети учатся отстаивать свои интересы и своё место в социальной группе.

  5. Помогают находить неожиданные, правильные, неправильные и потому часто особенно интересные решения.

Нынешнее поколение детей – это поколение геймеров, компьютероманов. Общение происходит в основном через виртуальную сеть. Дети с 3-4 лет предпочитают компьютерные игрушки, гаджеты, нежели игры во дворе. За компьютером они проводят большую часть своего свободного времени. Часто в играх присутствует злость, жестокость, агрессия. В некоторых странах этой проблемой обеспокоены на самом высоком уровне. В Норвегии в период каникул блокируется Интернет, чтобы люди большее количество свободного времени проводили на улице, занимались активным отдыхом.

Наблюдая за играми можно увидеть, как изменяются и совершенствуются отношения между детьми, а также как развиваются навыки и качества каждого ребенка.

Важной особенностью любой дворовой игры являются правила. Они помогают осмыслить детям замысел игры и игровые действия.

Выполнение этих правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Современные дети более раскрепощенные, свободные и в то же время менее организованны, часто мы слышим от них в школе «не хочу».

В организации дворовых игр немаловажное значение имеют считалки. Они помогают детям не ссорясь определить водящего или того, кто первым начнет игру.

Современные дети не знакомы с правилами детских дворовых игр, утрачены традиции их проведения, а некоторые – самые интересные и необычные вовсе пропадают, они не умеют организовать свой активный досуг. Применение и использование лучших дворовых игр наших родителей и педагогов значительно смогут изменить жизнь нашей детворы: устранить жестокость и разрозненность среди подростков; всесторонне развить личность ребенка; выявить лидера в команде; воспитать нравственные качества: честность, храбрость, находчивость, терпимость. Дворовые детские игры – это неотъемлемая часть культуры, они обогащают человека духовно, так как они образовывают, воспитывают, совершенствуют человека.

В XXI веке в России нередким стало конфликтное и агрессивное поведение детей. Причинами этого является падение престижа народной культуры, исчезновение из детского обихода многих жанров игрового фольклора. Так, из детских игр практически полностью исчезли традиционная терминология, символика, игровые предметы, способы разметки игрового поля и разделения на команды. А ведь именно игра помогает ребенку усвоить социальный опыт многих поколений, развивает умение соотносить собственные и общественные ценности и нормы.

Я.А. Каменский справедливо указывал на воспитательную роль игры в деле сближения ребенка с его сверстниками и рекомендовал родителям организовывать и поощрять совместные игры и развлечения детей друг с другом.

Цель: приобщение детей к подвижным играм, к спорту и физической культуре, привлечение к активной досуговой деятельности.

Задачи:

  1. Организация уличного пространства, способствующего физическому и умственному развитию детей.

  2. Воспитание командного духа и дружеских взаимоотношений между детьми, развивать коммуникативных навыков (умение работать в команде, группе;  умение договариваться, идти на компромисс с другими участниками команды, адекватно реагировать на поражение в игре). 

  3. Укрепление здоровья через подвижные игры.

  4. Совершенствование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств.

  5. Приобщение к русской культуре, традициям родного края.

  6. Привить культуру совместного активного отдыха родителей и детей.



























УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Чемодуровская СОШ»

Кочеткова О.К.______________

«____»________________20___г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении спортивного мероприятия

«Забытые дворовые игры».


  1. Цели и задачи

  1. Пропаганда физической культуры и спорта, как основное средство укрепления здоровья и физического развития.

  2. Укрепление здоровья и развитие спортивной подготовленности учащихся, формирование навыков здорового образа жизни.

  3. Воспитание коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи.

  4. Привитие навыков активного отдыха детей и родителей.


  1. Руководство организацией и проведением

Общее руководство подготовкой, организацией и проведением осуществляется учителями физкультуры, заместителем директора по воспитательной работе, социальным педагогом.


  1. Участники мероприятия

Родители и учащиеся 2 класса


  1. Время и место проведения

Мероприятие проводится на спортивной площадке МОУ «Чемодуровской СОШ» 29 сентября 2017 года в 15.00. Продолжительность с 15.00 до 16.30


  1. Инвентарь и оборудование

Мяч, мел, фишки, для разметки площадки, косынка, микрофон, оборудование для музыкального сопровождения, воздушные шары


  1. Программа мероприятия

  1. Общая коллективная разминка.

  2. «Хали-хало»

  3. «Ворота»

  4. «Жмурки»

  5. «Тише едешь – дальше будешь»

  6. «Бояре»

  7. Подведение итогов



  1. Награждение

Все участники награждаются дипломами и призами, а самые активные участники – специальными призами.


Сценарий.

  1. Вступительное слово ведущего (учитель):

Дорогие ребята, уважаемые взрослые, гости нашего праздника, я рада приветствовать Вас на нашей спортивной площадке и празднике, который посвящён дворовым играм XX века, т.е. играм, в которые играли наши родители, бабушки и дедушки, когда были такими же детьми, как и вы. Некоторые из этих игр хорошо известны большинству из вас, и вы с удовольствием играете или играли в них с друзьями, а другие были забыты и утеряны, т.е. мы не знаем их правил или даже названий, хотя они не хуже, а может быть и лучше, интереснее современных игр. И мне хотелось, чтобы вы, ребята, ваши дети и внуки знали эти игры, играли в них, чтобы они приносили вам радость и удовольствие. А теперь немного о том, что ожидает сегодня нас на нашем празднике.

  1. Сообщение о правилах проведения праздника.

Ведущий знакомит участников и гостей с планом проведения праздника, с тем как будут в конце праздника выявляться победители и самые активные участники, просит гостей дружно поддерживать игроков и самим участвовать в конкурсах и соревнованиях, напоминает правила безопасности во время игры, желает всем участникам удачи и объявляет начало спортивного праздника.

  1. Дворовые игры

3.1. «Хали-хало»

Ведущий объясняет правила, выбирается ведущий

Играть может любое количество человек. Выбирают ведущего. Водящий подбрасывал мяч с криком, включавшим ключевое слово и имя одного из игроков. Названный должен был поймать мяч, за это время остальные разбегались, пока он не давал сигнал к остановке. После этого он выбирал кого-нибудь одного – и сообщал, сколько шагов ему понадобится, чтобы до него добраться. Отличия следовали из названий: "простые", "гигантские", "лилипутские", "муравьиные" (еще меньше), "утиные" (вприсядку), "лягушачьи" (вприпрыжку), "зонтики" (с поворотом вокруг себя), "верблюжьи" (становишься туда, куда доплюнешь)… Загадав некую комбинацию из разных шагов, он принимался по пути отчаянно хитрить, варьируя "гигантизм" или "муравьиность", когда замечал, что недооценил или переоценил расстояние. Проделав все шаги, обладатель мяча должен был коснуться им загаданного игрока. Получилось – вылетал "дотронутый", не получилось – он сам.


В паузах между играми ведущий загадывает спортивные загадки

Когда ударами ракетки
Волан бросают через сетку
Соперники из двух сторон,
Все знают, это... бадминтон

Два кольца, площадка, мяч.
На очередной свой матч
Собрались из разных школ
Мы, сразиться в... баскетбол

От ладони без оглядки
Через сетку для посадки
На, чужой команды, пол
Мяч летит, то... волейбол

Площадка, мяч, ворота есть.
Свою здесь защищаем честь.
Руками забиваем гол,
Играя меж собой в... гандбол


3.2. «Ворота».

Из родителей выбираются 2 водящих, которые закрывают глаза. Они являются стражей, меж которых должны пройти остальные игроки, пойманные меняются местами со стражей.


3.3. «Жмурки»

Выбирается водящий, ему закрывают глаза косынкой. Задача: поймать другого игрока, прислушиваясь к окружающей обстановке. Кого поймали – становится «жмуркой».


Снова загадки:

Корт, сетка, мячик и ракетки.
Подачу шлёт ударом метким
Соперник. Я отбить надеюсь.
Спорт этот называют... теннис

Инсайд, голкипер, стоппер, бек,
А также форвард и хавбек
Играют, забивая гол
В известной всем игре... футбол

Болеть мне некогда, друзья,
В футбол, хоккей играю я.
И очень я собою горд,
Что дарит мне здоровье… спорт


3.4. «Тише едешь – дальше будешь»

На земле отчерчиваются мелом две полосы на расстоянии примерно 20 метров.

Все игроки становятся с одной стороны водящий - с другой стороны, и поворачивается ко всем спиной. Водящий произносит:
"Тише едешь - дальше будешь. Стоп."

Фразу можно произносить как угодно - намерянно затягивая слова, всё предложение, или например начинать медленно и затем резко и быстро заканчивать ее - в общем, привносить элемент неожиданности в игру.

В это время все игроки пытаются как можно дальше пробежать-пройти к финишу, на слове "стоп" замирают. После слова "стоп" водящий оборачивается. Если он увидел движение какого-то игрока (кто не успел замереть, или остановиться из-за скорости разгона) - тот выбывает из игры.

Побеждает тот, кто первым доберется к финишу и дотронется до водящего - он занимает его место, и игра начинается сначала.


Загадки:

Что за конь? А у коня
Есть колёса, нет руля.
Не сижу на нём в седле,
Я ногами на спине
На своём стою коне.
Влез с ногами я на спину,
Руки в стороны раскинув,
И поехал по асфальту,
А с бордюра сделал «сальто».
Конь ударил в камень-борт.
А коня зовут… скейтборд

На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков…. шахматы

И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лёд узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы – фигурные … коньки


3.5 «Бояре»

Старинная русская народная игра «Бояре» имеет глубочайшие корни. Когда-то такие игры имели глубокий сакральный смысл – взросление и переход ребенка-девочки во взрослое состояние. Со временем, потеряв свое «магическое» значение игра стала детской забавой, веселым провождением времени.

Правила старинной русской народной игры «Бояре»

Играющие делятся на две равные команды. Обе команды выстраиваются друг напротив друга. Играющие крепко сцепляются руками. Один ряд двигается к другому и поет. Под первую строчку наступает, под вторую отходит назад. Затем двигается и поет свою «партию» второй ряд. Так оба ряда попеременно двигаются и ведут диалог:

 Бояре, а мы к вам пришли

Молодые, а мы к вам пришли!

 Бояре а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

Бояре, нам невеста нужна!

Молодые, нам невеста нужна!

 Бояре, нам невеста нужна!

Молодые, нам невеста нужна!

 Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?

Игроки первой команды совещаются и решают, кто из второй команды им «мил». «Невестой» в данном случае может быть и мальчик, и девочка. Выбрав «невесту» продолжают игру.

Бояре, нам вот эта мила! (указывают на выбранную невесту)

Молодые, нам вот эта мила!

 Можно закончить первую часть игры на этом месте. После того, как «невеста» выбрана, команда «женихов» берется за руки, а «невеста» разбегается и старается с разбегу прорвать цепь игроков, разъединить руки играющих. Если это удалось, то «невеста» возвращается в свою команду, если нет, то переходит в другую. Это короткий вариант игры, но можно сыграть и в длинный. После выборов «невесты», она оставаясь в своей команде, отворачивается. Теперь «женихи» видят только ее спину. Диалог продолжается:

Бояре она дурочка у нас!

Молодые, она дурочка у нас!

Бояре, а мы пряничком ее!

Молодые, а мы пряничком ее!

 Бояре, у ней зубки болят,

Молодые, у ней зубки болят.

 Бояре, а мы плеточкой ее!

Молодые, а мы плеточкой ее!

 Бояре, она плеточки боится,

Молодые, она плеточки боится!

 Бояре, не валяйте дурака!

Отдавайте нам невесту навсегда

  1. Заключительное слово ведущего.

Вот и закончился наш весёлый праздник. Но вы не унывайте! Ведь в эти игры и во многие другие вы можете играть с друзьями в любое время и в любом месте: дома на улице, во дворе, в школе на перемене. Самое главное при этом соблюдать правила игры и не забывать о технике безопасности. И тогда любая игра принесёт вам радость и удовольствие.



  1. Награждение самых активных участников специальными призами, всех участников призами и дипломами.




















Заключение


В настоящее время отсутствие дворовых игр без адекватной их замены становится проблемой для целого поколения, ведь при недостатке общения со сверстниками дети не учатся заводить друзей, не находят своих компаний по интересам – и как следствие не приобретают умений, которые станут необходимы им в будущем.

Дворовые подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить детей в них играть, нужно обязательно восстановить ту «ниточку», когда правила передавались от старших ребят младшим, из поколения в поколение.

В подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота. Этому способствуют действия детей в постоянно меняющихся игровых ситуациях (необходимость увертываться, чтобы не быть пойманным, бежать как можно быстрее, чтобы поймать убегающего, и т. д.). В подвижных играх выполняются различные дви­жения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.

Благодаря большому разнообразию подвижных игр можно целенаправленно и разносторонне воздействовать на развитие ребенка.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!