9
Методическая разработка праздника в 1 классе :
«Масленица»
Цели и задачи:
Популяризация народных игр среди дошкольников и их родителей;
Развитие ловкости, координационных способностей, выносливости, смекалки;
Воспитание толерантности, интереса к культуре других народов;
Создание благоприятного микроклимата, доверительных отношений между взрослыми и детьми, родителями и педагогами;
Приобщение детей и родителей к русскому фольклору.
Звучит разудалая музыка.
На сцену выходят ведущие – первоклассники, Егор и Кристина.
К.: Здравствуй, Егор!
Е.- Здравствуй, Кристина!
Е.- Как поживаешь?
К.- Да я-то ничего. Только прежде чем меня спрашивать, ты с гостями поздоровайся.
Е.- Ой, людей – то сколько (здоровается со всеми за руку)
К.- Так ты будешь целый месяц со всеми здороваться!
Е. – А как же надо? Научи, если такая умная.
К.- Низко в пояс поклонись и народу улыбнись! Да всему честному люду пожелай добра, не худа.
Вместе:- Добрый день, народ честной, вот тебе поклон земной!
К.- Приглашаем вас на праздник, песни петь, блины жевать, танцы весело плясать
Вместе:- Словом - Масленицу встречать!
У.- Добрый день, гости дорогие!
К.-Елена Николаевна , какую сказку вы нам сегодня расскажете?
У.- Новую сказку «Про царя да про шута его верного, да про малых детей, которые масленицу искали!» , слушайте и смотрите.
Роли исполняли родители и некоторые дети. Остальные дети пели песни, танцевали, участвовали в играх.
Звучит песня «Про царя».(Текст песни сочинил и исполнил сам «царь»).
На сцене появляется царь, садится на трон. Шут встает рядом
Царь-Коня мне! На прогулку поеду!
Шут-Ваше величество, куда же вы поедете, посмотрите, сколько гостей собралось.
Царь-Народу-то сколько! Это что же забастовка в моем царстве?
Шут- Да не забастовка. Праздник сегодня. Вот и требует народ Масленицу найти.
Царь- Где же мы ее найдем?
Шут- К Бабе - Яге можно обратиться!
Царь- Давай обратимся.
(Танец «Зима-холода», Баба- Яга танцует вместе с учениками)
Б.Я.-Тыщу лет живу, состарилась, приходится фигуру поддерживать, фитнесом заниматься.
Царь- Яга, дело есть.
Б.Я.(с нежностью)-Ну, наконец-то, ты вспомнил обо мне (поет)
Милый,
Мне очень грустно было,
И я тебе звонила, и целый вечер дома
Я тебя ждала…
Царь(брезгливо)-Яга, я к тебе по делу, а ты опять за свое.
Б.Я.- Я вот и пластическую операцию сделала. Смотри, какая я красивая!
Царь(льстиво)-Ягушечка, ты не знаешь, где Масленицу найти?
Б.Я.-Так ты только за этим меня позвал? Ноги моей больше здесь не будет!(убегает)
Царь - С этой Ягой ни о чем договориться нельзя. Что делать- то будем?
Шут - Кощея Бессмертного, может, позвать?
Царь - Зови.
(звучит «АВВА» - «Мани-Мани», появляется Кощей, окруженный участниками танцевального коллектива, исполняется танец.)
Царь- Кощей, помоги нам Масленицу найти.
Кощей- Да некогда мне, занят я очень.
Царь- Да вижу я, как ты занят, помоги!
Кощей(раздраженно)- Я же сказал, что занят, и попрошу больше меня не тревожить!
(Под музыку уходит со сцены)
Царь встает с трона.
Царь -Ну что ты будешь делать! Никто не хочет нам помочь!
(В это время мальчик садится на трон)
Царь- Кто посмел на мой трон сесть?
М.- Я посмел!
Царь- По какому праву ты так с царем разговариваешь?
М.- Потому что я знаю, где найти Масленицу!
Царь- Говори, говори скорей!
М.- Масленица – это чучело соломенное, вот оно стоит. Его сжигают да весну встречают, а зиму провожают
Царь- Радость-то какая! Спасибо тебе, мальчик, все разъяснил, всему научил. Беги. Ну что ж, велю всем жителям моего царства праздник начинать-весну красную встречать, зиму холодную провожать!
Сейчас самое главное: начинаем Масленицу отмечать!
Е.Н..- Самое время вспомнить, как неделю отгуляли, какие блины-пироги едали, как родных и друзей угощали, в общем, как Масленицу встречали! А началось все в понедельник день, гостей повалило, аж сломали плетень! В этот день вся родня встречается, недаром этот день… (встречей называется) А вы знаете, ребята, как называются другие дни? (дети называют дни масленичной недели (6 человек))
Понедельник – встреча
Вторник – заигрыш
Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с праздником, это время игр и развлечений: катание с гор, катание на лошадях
Среда – лакомка
Четверг – разгул (самый веселый день)
Пятница – тёщины вечера
Зятья (папы) идут в гости на блины к бабушкам (маминым мамам)
Суббота – посиделки
Родственники собираются на обед или ужин, долго сидят, общаются.
Воскресенье – прощёное воскресенье
Е.Н. - А сейчас я вам и вторую сказочку расскажу «Про бабку Варвару и что с ней произошло на масленичной неделе.».
У.- А где же хозяйка – то наша, бабка Варвара? Выйди к нам, покажись гостям.
(Из-за печки выглядывает заспанная бабка, зевает, потягивается)
Песня «Бабушка» + мини-танец
Б.В.- Угостить – то всех я рада,
Только дров добыть бы надо.
Что же делать?
Как же быть?
Как нам печку затопить? (звучит разудалая песня, появляется Емеля, его на тачке ввозит Скоморох)
Е.(с поклоном)- Здрасте, добры люди!
Чем угощаться будем?
Е.(видит печь)- Ух-ты печка, друг ты мой,
По щучьему велению, по моему хотению,
Ступай-ка ты домой .
Б.В.-Да ты что, Емеля, думаешь, аль нет?
Е.-Ой, я извиняюсь… На какой предмет?
Б.В.- Мы же эту печку собрались топить,
Чтоб потом блинами всех тут угостить.
Е. – Что-то слаб я головой
Нынче праздник-то какой?
Все – Масленица!
Е.- Ну-у-у! (потирает руки)
Что ж, веселиться я готов!
Б.В. – Только жаль вот, нету дров.
Е.- Это дело в миг исправим
И дрова сюда доставим.
По щучьему велению, по моему хотению-
Ступайте, сани, за дровами сами!
( сани остаются на месте)
Е.(Скомороху)-Ну чего уставился, сани понравились?
Помоги же им немного, покажи им дорогу!
( Скоморох увозит сани за декорацию)
Е. – А пока вернутся сани, поиграем вместе с вами (игра «летят-летят»)
Игра «Летят, летят».
Я буду напевать слова, а вы поднимайте руки, машите ими да приговаривайте: «Летят, летят». Да только, чур, не ошибаться: «летать» можно только вместе стеми, кто на самом деле летать может!
Грачи летят, на всю Русь трубят:
- Ту – гу – гу! Мы несём весну.
- Ту – гу – гу! Мы несём весну.
Синицы летят, на всю Русь кричат:
- Дзу, дзу, дзу, не поймать нас никому!
- Дзу, дзу, дзу, не поймать нас никому!
Поросята летят, на всю Русь визжат:
- Хрю, хрю, хрю! Надоело нам в хлеву!
- Хрю, хрю, хрю! Надоело нам в хлеву!
Пчёлы летят, на всю Русь жужжат:
- Жу – жу – жу! Я медка принесу!
- Жу – жу – жу! Я медка принесу!
Медведи летят, на всю Русь рычат:
- У – у – у, надоело нам в лесу!
Е.-Ну вот, потешились мы с вами.
А где же санки-то с дровами?
(Из-за печки появляется скоморох с санями и поленьями)
Б.В.-Что ж, отличные поленья.
В печку влезут без сомненья!
(Скоморох и Емеля складывают дрова в печку)
Б.В.- Ты топись, топись жарче, печь
Чтоб нам вкусные блины испечь
Е.- Ну ка, бабка Варвара, покажи, на что способна.
Потрудились мы недаром,
Глянь-блинов гора огромна (В. достает из печки полное блюдо блинов)
Б.В. – Первый блин комом, а второй-знакомым.
Блин-не клин-брюхо не прорвет.
Где блины, тут и мы.
Е.- Не могу я есть один
Сейчас мы всех угостим!
( Емеля, Б.В. и Елена Николаевна идут к зрителям и угощают их блинами, в это время звучит музыка рус нар. Затем , когда все раздадим и разольем чай- песня «Мы давно блинов не ели», в исполнении родителей)
Появляются Домовёнок и Баба Яга.
Б.Я. – Ну, Кузька , давай разговляться-
Пирогами угощаться!
К.(заглядывает в печь)- Мы с тобой, Яга, припозднились
Тут уж и без нас угостились… (показывает пустое блюдо.)
Из-за печки осторожно выглядывают Е. и Б.В.
Б.Я.- А может, мы того… избу подожжем?
Из-за печки эхом:-подождем… подождем…
К.-Давай тогда сначала керосину раздобудем
Из-за печки эхом:- забудем… забудем…
Б.Я.- Ты чего это, Кузька , дразнишься?
К.-Ты сама, старая, издеваешься!
Б.Я.- Вот я тебя метлой огрею!
К.-А я тебе нос оторву! (Черт и Баба Яга затевают драку, Емеля и Варвара выходят из-за печки)
Б.В. – Эй, хулиганье, хватит вам драться!
Давайте-ка лучше соревноваться!
К.-Эх, чего бы такого предложить, чтобы народ развеселить?
Б.Я.- Знаю я одно соревнованьице-«Пилот на метле» называется.
Б.Я. строит детей в две команды, дает каждой команде по метле, дети добегают с метлой до Б.Я или К. и возвращаются к команде по очереди.
Б.Я.-Мастерам авиации наши овации
Все молодцы –вот вам леденцы…но потом.
Неожиданно Б.Я. и Ч. начинают лихо отплясывать
Б.В.-Что это с вами?
Б.Я.-Это мы так гуляем и пляшем!
Б.В.-Потише давайте.
Б.Я.-Так ведь масленица.
Б.В.-А-а-а!
К.-А я хочу, чтоб пели все!
( Дети встают в круг и поют песню «Разрумяными блинами»)
Б.Я. поет частушку
-Нынче «Барыню» всяк спляшет-
Дело-то простецкое,
Но пусть каждый в ней покажет
Удаль молодецкую!
К.-Ты чего это Баба Яга?
Б.Я.-Хочу конкурс провести на лучшее исполнение барыни !
(Всем, кто танцевал, вручаются призы(?)- подумать какие.)
Б.Я. и Ч. громко ревут.
Б.В.-Вы чего опять?
Б.Я.-А того! Масленица-то – фьють(плачет).
Б.В. – Как это-фьють?
К.-А так! Скоро воскресенье-и нет Масленицы .
Б.В.-Не плачьте. Воскресенье не завтра , ещё есть время. Давайте напоследок в игру «карусели» поиграем. Вставайте , ребята в круг!
Игра.
Дети садятся. Выходят Варвара, Емеля, Баба яга, Скоморох, Елена Николаевна, царь, Кощей, домовёнок Кузька.
Е.Н.-Наша Масленица дорогая
Ненадолго к нам пришла.
Мы думали на 7 недель ,
Оказалось на 7 дней.
Б.В.-А на Прощёное воскресение-
Всем великое прощение!
Опосля Поста без приглашения
Приходите все на угощение!
Все: -А если что не так, то просим прощения!
Чучело соломенное будем жечь завтра на центральной площади.
А сейчас доедаем угощения.